Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура межнационального общения: этико-социологический анализ. Загорская Наталия Степановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Загорская Наталия Степановна. Культура межнационального общения: этико-социологический анализ. : этико-социологический анализ. : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Минск, 1990 193 с. РГБ ОД, 61:92-22/100-0

Введение к работе

'" |,;з--йг;

. ^ I

Дуальность исследования, результаты которого представлены в реферируемой диссертации, обусловлена тем, что в условиях осуществления социально-экономической перестройки, демократизации общества, создания правового государства установление национального согласия Является непременным фактором достижения качественно нового состояния советского многонационального общества. Процессы, происходящие в обществе, приводят к еше большей интенсификации межнациональных взаимодействий во scex сферах общественной жизни, Cf экономических до семейно-бытовых отношений, находят свое проявление как на институциональном уровне — через государственные межреспубликанские контакты, связи общественных организаций, различного рода формальных и неформальных объединений, так и на личностном уровне, то есть в отношениях людей к лицам иной национальности в процессе их обшения.

Анализ событий общественной жизни свидетельствует о том, что увеличение межнациональных контактов не сопровождается повышением качественного уровня этих взаимоотношений, в результате чего "национальный вопрос в Советском Союзе приобрел в последнее время исключительную остроту" . Осознание этого обстоятельства ге/буждает к переосмыслсниет исторического опыта в области национальных отношений, к изучения реального состояния межнациональных взаимодействуй на современном этапе в каждом конкретном регионе и к поиску на этой основе новых цивилизованных форм взаимоотношений мевду субъектами межнационального общения, отвечающих гуманистическим потребностям общественного прогресса. Подобное движение теоретической мысли позволяет.сформулировать теоретико-методологические основания, необходимые для выработки конкретных механизмов становления культурных модусов межнационального общения на всех уровнях его реализации. Хйфям образом, задача обоснования теоретического статуса приятия культуры межнационального общения и ее практической роли в жизни современного общества приобретает особую зкеУимость и актуальность.

Решение этой задачи возможно на осноеє анализа экономических, политических, правовых, культурных аспектов современных национальных процессов. Культурный уровень межчеловеческих связей И ОТНОШ8-нкй зависит прежде всего от нравственной определенности субъекта I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. — М.: Политиздат, 1939. — С.212.

культурно-исторического процесса, протекающего б национальных формах, и от насыщенности конкретных ыежчеловеческкх связей нравственным содержанием. Вместе с тем события, имевшие место в рдде регионов страны, свидетельствуют, что нравственность в области межнациональных контактов в значительной мере утратила свой созидательный потенциал. Поэтому в настоящее время анализ национальных процессов в советском обществе следует дополнить изучением их нравственных аспектов, осуществляемым через призму соотношения общечеловеческого, интернационального и национального в образе жизни людей.

Этим определяется основная проблема исследования — противоречие между объективной потребностью становления цивилизованных (культурных) форм взаимодействия субъектов межнационального общения, отвечающих закономерностям формирования современного плюралистического целостного мира, и невозможностью достижения таких форы вне переосмысления системы нравственных ценностей, на основе которой осуществляется межнациональное общение. Основная трудность преодоления сложившейся ситуации зшслючается в том, что незрелость культурных форм межнационального общения имеет объективные основания в утвердившейся на уровнях сознания и поведения практике про тивопоставления интернациональных и национальных интересов и потребностей, а также в недооценке общечеловеческих норм нравственности как основных регуляторов сферы межнационального общения.

Представленное диссертационное исследование — одна из первых попыток этико-сопиологического анализа культуры меинационального общения.

Степень научной разработанности проблемы. Основания для изучения выделенного аспекта культуры межнационального общения заключаются в достаточно глубокой научно-теоретической разработанности категорий общение и культура , выступающих в качестве родовых

  1. Буева Я.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978; Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс: Вопросы теории и методологии. — Кишинев, 1983; Прилак Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. — Киев, 1985; Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений, — Ы., 1988; Познание и общение. — Отв.ред.: Б.Ф.Ломов, Л.В.Беляева, Ы.Коул. —. И,, 1988 и Др.

  2. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ~ М., 1933; Ыемуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материа-листического анализа. /Под ред. В.Ж.Келяв. — М., 1984; Зтногра-

по отношению к понятию культура межнационального общения .

Наряду с серьезным анализом социокультурных процессов, происходящих в стране, многие исследования не раскрывали существа взаимосвязи интернационального и национального» Во-первых, рассмотрение проблемы в большинстве случаев основызалось на теоретических построениях концепции "развитого социализма", несовместимой с этнорегиональным самосознанием. Теоретические установки на форсированное сближение налий, якобы полную и окончательную ро-венность национального вопроса вели к игнорирований 'национального многообразия материальной и духовной жизни народов. Это порождало одностороннее понимание культуры межнационального общения, системообразующим принципом которой признавался социалистический интернационализм как ценность более высокого порядка, чем ценность национального своеобразия и многообразия жизни. Во-вторых, преобладание классового пэдхода к рассмотрению проблем межнационального общения имело своим следствием фактическое отолществление культуры межнационального общения с идеологией социалистического интернационализма. В-третьих, игнорирование социально-психологических моментов способствовало тону, что нравственное содержат... культуры межнационального обаения не стало объектом изучения со стороны этической науки. В-четвертых, недооценка культурно-языковых особенностей, исторических традиций, обычаев, специфических ценностно-нормативных регуляторов поведения различных национальных групп привела к утверждению унифицированных подходов к решению национальных проблем, к однообразию используемых форм и методов интернационального восстания.

Поиск новых оснований осмысления сущностных характеристик культуры межнационального общения осуществляется, как правило, в русле

фические исследования развития культуры. — И., 1985; Малахов В.А, Кул: тура и человеческая целостность. —-Киев, 1984; Общение и культура личности. — Томск, 1984; Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. — Минск, 1985; Проблемы нравственной культуры общения: Материалы симпозиума. — Вильнюс, 1986 и др. [ Дробииева Л.М. Духовная общность народов СССР: Ксторико-сопиоло-гичееккй очерк межнациональных отношений. — М., 1981; Бурмистрс-ваТ.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнапионального общения в СССР. — М., 1986; Серова И.И. Культура межнационального общения. — Минск, 1956; Арутвнян Ю.В., Дрэбкжеза Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. — М., 1987 и др.

рассмотрения общих проблем национального развития. Философские пpoблє^fы межнационального обшения на современном этапе наши отражение в дискуссиях, имевших место на заседании "круглого стола" журнала "Вопросы философии", обсуждались на всесоюзной научно-практической конференции "Диалектика. Перестройка.Человекн/Мкнск, 1989 г.)~, республиканской научно-практической конференции "Народ, культура, перестройка" /Минск. 1939/ , в работах Э.А.Баграмова, Ю.В.Брошея, Л.Н.Гумилева, А.А.Гусейнова, М.С.Джунусова и других ученых , а также в выступлениях деятелей культуры и литература,которые активно подключились к обсуждению национальных проблем и их переосмыслению . В области социологии культуры начался процесс апробации новых методических приемов организации и проведения прикладных социологических исследований межнациональных отиотений(социология культурно-языковых процессов, национально-исторического сознания, семейно-брачных отношений), выработки интегральных показателей, измеряющих степень взаимопонимания в межличностных и межгрупповых контактах с целью прогнозирования перспектив развития межнациональных отношений .

  1. Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализме (материалы "круглого стола4) //Вопросы философии. — 1938. — № 9.

  2. Всесоюзная научно-практическая конференция "Диалектика. Перестройка. Человек" /16-19 мая/: Тез.докл. — Минск: Б.и., 1989.

  3. Республиканская научно-практическая конференция "Народ, культура, перестройка" /15-16 июня 1989 г./: Тез.докл. — Минск: Б,И.,1989.

  4. Баграмов Э.'А. Национальная проблема и обшествознание //Перестройка и межнациональные отношения. — Минск, 1988; Брошей Ю.В.Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М,, 1987; Бромлей Ю.В. Национальные процессы"в СССР: в поисках новых подходов. ~ М., 1988; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. —

ВШИГИ, 1979; Гусейнов А.А. Этика ненасилия //Правда 1990. —

23 февраля; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. — Ашхабад, 1988 и др. .

5 Роль интеллигенции в межнациональных конфликтах: Первая сессия Со
вета по межнациональным отношениям //Дружба народов. — 1989. —

» 11-12.

6 Сол атова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этни
ческого самосознания //Познание и общение. — М., 1988. — С.III-
125; Гарипов Я.З. Тенденции национально-языкового развития//Соци-
ояогические исследования. — 1939. — # 2; Кольцов В.Б. Социаль-

Цель и задачи исследования — на основании обобщения теоретического материала и результатов республиканского социологического исследования обосновать теоретически и изучить эмпирически возможность согласования сущего и должного состояний нравственной культуры межнационального общения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих познавательных задач:

выдавить основные теоретико-методслогтаеские принципы исследования культуры межнационального общения как целостной системы в единстве ее статического и динамического, структурного и функционального срезов;

обосновать ценностно-нормативное содержание культуры межнационального общения как согласователЗ обаесоциальных и национально-специфических интересов и потребностей, реализуемых в процессе общения;

рассмотреть характер межсубъектных взаимодействий с позиций гуманизации межнациональных отношений на институциональном и личностном уровнях 1« реализации;

разработать на основе теоретической модели культуры межнационального общения систему эмпирических показателей для характеристики реально-функпионального бытия данного феномена;

изучить реальное состояние и тенденции развития культуры общения между представителями различных национальностей, пролизавших на территории Белорусской CGP;

проанализировать факторы совершенствования нравственной культуры межнационального общения.

Основные положенияj выносимые на запиту:

I. Этико-социологическая концепция культуры межнационального обаения исходит из понимания данного феномена как системы,функционирование и раззитие которой обеспечивает определенное социально-нравственное качество процесса взаимодействия субъектов межнационального общения. Субстанциональной характеристикой межнационального общения может быть признана только субъект-субъектнэл форма социальной связи, при которой участвующие в общении видят д$т в дру-

ная дистанция в межнациональном общении: опыт построения интегрального показателя //Социологические исследования. — 1959. — ],* 2; Новикова Л.Г., Овсянникова Л.А., Рстызн Д.Г. Стереотипы исторического самосознания /по материалам межрегионального исследования/ //Социологические исследования. 19сЭ. —. ,!н 5 -и др.

ге равно самоценные сущности, обладающие индивидуальным началом, виражеикш.1 в наличии у субъектов общения общесоциальных и национально-специфических интересов и потребностей.

  1. Универсальным механизмом, выполняющим согласовательную функцию в межнациональном общении, выступает ценностно-нормативная структура культуры межнационального общения, "смысложизненным ядром" которой является совокупность фундаментальных общечеловеческих норм нравственности — своеобразный этос, поддерживающий традицию человеческой общности независимо от ее национальной определенности. Обоснование иерархичности и вместе с тем внутреннего единства ценностно-нормативной культуры межнационального общения делает возможным осуществление перехода от этико-философского осмысления данного общественного феномена к ее представлению в виде социологической модели.

  2. Социологический анализ функционального бытия культуры межнационального общения наиболее целесообразен, во-первых, в плоскости насыщенности реальных отношений субъектов межнационального общения нравственньп.і содержанием, то есть с точки зрения функционирования простых норм нравственности, обеспечивающих человеческое обще.нитке, и,во-вторых, с точки зрения претворения в поведенческой практике принципа гармоничного сочетания интернационального и национального в культуре межнационального общения.

  3. Реальное состояние культуры межнационального общения предстает через соотнесение ее объективных и субъективных характеристик. Е качестве объективных рассмотрены нравственные ценности,представляющие собой иерархию требований к субъекту межнационального общения. 3 качестве субъективных характеристик выведены социокультурные потребности и интересы, создающие в своей совокупности определенный тип ценностного отношения к общению с лицами иной национальности, влияющие на их поведение. Для анализа связей и отношений между этими характеристиками введено понятие "культурный модус общения", отражающий меру приближения индивида ко всеобщему уровню общения, основанному на нравственных, общегуманистических ценностях, определяющих отношение к человеку в его человеческой родовой сущности.

Теоретическую и методологическую -основу диссертационного иссле-довгчия составили произведения К.Маркса, Э.Энгельса, В.И.Ленина, программные документы КПСС, касающиеся вопросов совершенствования национальных отношений на современном этапе, в том адсле платформа 1СПСС "Национальная политика партии в современных условиях". В реше-

ний поставленим задач диссертант опирался на труды отечественных и зарубежных философов и социологов, а также этиков, социальных психологов и относопиологов, посвяшенные проблемам и формированию культуры обшения. В работе используются материалы периодической печати, в значительной степени отражасяко современное состояние сферы национальных отношений.

Эмпирическую основу работы составили материалы статистического характера и результаты республиканского социологического исследования межнациональных отношений, проведенного в 1989 году Институтом философии и права АН БССР совместно с Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР в рамках программы,разработанной Академией общественных наук при ЦК КПСС. Автор принимая непосредственное участие в проведении данного исследования.

Общая характеристика выборки. Унккальності исследования в том, что оно явилось, по существу, первой в республике попыткой выявить общественное мнение представителей кавдой из национальностей но вопросам межнационального общения (белорусов, русских, поляков, украинцев, евреев, литовцев, татар), составляющих в совокупности более 99% всего населения. Задача — наилучшим образом изучить общественное мнение каждой национальной группы — требовала наличия п выборке не менее 100 ее представителей при сохранении общего объема выборочной совокупности. Это вызвало олредел&Нную "скошенность" выборки по национальному признаку в сторону уменьшения представительства белорусов за счет увеличения, примерно в одинаковой степени, доли представительства других национальностей. Такая скошенность ведет к некоторому искажению информации при аьализе всего массива респондентов, но не влияет на корректность информации при аначизе каждого из подмассивов (национальности) в отдельности.Опрос производился . территория пяти областей республики, национальный состав которых различается в силу исторических и географических особенностей расселения национальных групп. Всего в ходе социоло-гичес :сого исследования опрошено 2365 человек, из которых городское население составило 69?' опрошенных, а сельское — 31$. Отклонение выборочной совокупности от генеральной (население республики)по данному признаку не превышает + 4%. Социальный статус занятых в негодном хозяйстве по всему массиву респондентов составил: рабочие — 52%, колхозники — 12%, специалисты — 31. Для сравнения отмстим, что по статистическим данным 1908 года рабочие составляли 50%, колхозники — 14%, спешили гьг — 26. В целом мск-ю считать, что по расселенга и социальным характеристикам выборочная совокупность ст-

ражает генеральную.

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в tow, что она представляет собой исследование, все части которого подчинены содержательному анализу понятия культуры межнационального общения: теоретическая модель должного состояния культуры выступает методологическим инструментом, с помощью которого становится возможным конкретно-социологический анализ реально функционирующей культуры межнационального общения. Соотнесение должного состояния с реальным положением дел позволяет выработать практические рекомендации по совершенствованию культуры межнационального общения.

Научная новизна исследования содержится в уточнении роли и значения культуры межнационального общения как непременного фактора регулирования сферы межнациональных взаимодействий на гуманистических, общечеловеческих основаниях; в раскрытии специфики субъект-субъектных отношений, которые представляют сущность и основание культурных форм межнационального общения; в обосновании ценностно-нормативной системы культуры межнационального общения как стандарта, выполняющего функции согласования смыслов и значений, претворяемых в общении; в разработке показателей функционирования общечеловеческих норм нравственности на пенностно-мотивационпом и поведенческом уровнях и дальнейшей проработке их на социологическом материале; в обосновании принципа гармоничного сочетания национального и интернационального во взаимодействии этносоциальных общностей как системообразующего принципа культуры межнационального общения и анализе на этой основе материалов конкретно-социологического исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретический анализ проблемы культуры межнационального общения позволяет глубже и полнее познать ее специфику как социального якіения, конкретную роль изучаемого объекта в жизнедеятельности этносоциальных общностей и их представителей, тенденции развития и стратегию совершенствования. Социологический анализ реального состояния межнационального общения делает возможным выявление противоречий в данной области к наховдение путей их преодоления. Содержащиеся в работе материалы и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке этико-философской и социологической проблематики межнационального общения; как методологический материал преподавания опре',-деленных разделов курсов отики и социологии культуры; в практике

нравственного воспитания; в многообразных фориах лекцконно-пропага;: 1 дистской работы.

Апробация работы. Материалы исследования кепользоЕаны б выступлениях на заседаниях методологических семинаров по проблемам совершенствования национальных отноиекий в Институте философии и права АН БССР и Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, ири проведении лекционных и семинарских занятий по философии и этике со студентами Минского госпединститута им. А.М.Горького, в лекционно-пропагандистской работе. Содержание работы отражено в публикациях автора. Результаты социологического исследования легли в основу научно-аналитического отчета, представленного в адрес партийных органов республики.

Структура работы. Диссертация состоит из. введения, дьух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Культура межнационального общения: этико-социологический анализ.