Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Зайцева Екатерина Васильевна

Межпоколенческая динамика сексуальной культуры
<
Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры Межпоколенческая динамика сексуальной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева Екатерина Васильевна. Межпоколенческая динамика сексуальной культуры : 22.00.06 Зайцева, Екатерина Васильевна Межпоколенческая динамика сексуальной культуры (социологический анализ) : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Екатеринбург, 2006 160 с. РГБ ОД, 61:07-22/129

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические проблемы социологического исследования сексуальной культуры 17

1.1 Сексуальная культура: сущность, структура, типология 17

1.2 Стереотипы сексуальной культуры: межпоколенческии подход 46

Глава 2 Социологический межпоколенческии анализ современной сексуальной культуры: тенденции и перспективы 68

2.1 Добрачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений 71

2.2 Брачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений 103

Заключение 140

Список литературы 146

Введение к работе

Актуальності». На рубеже веков в России кардинально изменилась социально-экономическая и социокультурная ситуация. Это не могло не отразиться на всей сфере сексуальных отношений и сексуальной культуре. В современных условиях российское общество переходит от традиционной к современной сексуальной культуре. Это актуализирует проблему социологического изучения сексуальных отношений. Сексуальная жизнь давно стала признанной областью социологических, культурологических, исторических, психологических, психоаналитических, антропологических и философских исследований. Основы изучения данного предмета в современной российской социальной науке заложили исследования И. Кона и С. Голода, проводившиеся с 1970-х гг.1 В 1990-е гг. на основе открытия публичного дискурса сексуальности (она репрезентирована в средствах массовой информации, в публицистической и профессиональной литературе, на политической арене) она становится легитимной областью исследований. Результаты западных социологических (теоретических и эмпирических) исследований сексуальности стали доступными российскому читателю.

Большинство исследователей сексуальности разделяют точку зрения, согласно которой ключевую роль в сексуальной идентификации играет смысл, придаваемый той или иной сексуальной практике. Однако эта идея редко находит применение при рассмотрении процесса осмысления сексуальных практик людьми, придерживающимися определенных норм в интимных отношениях. Взаимосвязь этих практик и норм двоякая: с одной стороны, практики способствуют укреплению тех или иньгх норм, их превращению в традиционные, стереотипные; с другой, новые сексуальные практики, первоначально присущие лишь незначительному большинству общества, постепенно подрывают сложившие стереотипы сексуального поведения и культуры. В частности, исследователи

Здравомыелова Е„ Темкина А. Российская трансформация и сексуальная жизнь // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темклной. СПб. 2002. С 7.

4 гомосексуального поведения подчёркивают зависимость значения, которым гомосексуалисты наделяют свою сексуальность, от исторических и культурных идеологий, описывающих сексуальность и пол. В процессе трансформации индивидуальных . значений этих проявлений нормативных сексуальных практик складываются исторические и социокультурные различия в нормах сексуальной культуры общества, отдельных социальных и гендерных групп. Изменение сексуальных практик этих групп, наталкиваясь на общепринятые нормы и стереотипы сексуального поведения, порождают целый комплекс противоречий, касающихся социальных, социально-политических, социокультурных, юридических и этических проблем во всех областях социальной жизни, затрагивающих тему человеческой сексуальности. В центре общественной и научной дискуссии о современных проблемах сексуальности сегодня такие темы: как связаны сексуальность и брак; сексуальность до брака, в браке и вне брака; гомосексуальность и право на законный брак; правомерность и распространенность разнообразных форм интимной жизни и интимного поведения; сексуальность и рождаемость (в том числе, следует ли ограничивать или нет доступность абортов; сексуальность и контрацептивные средства (особенно применительно к подросткам, начинающим сексуальную жизнь); модели ролевого поведения в сексе?

Понимание сексуальности как социального феномена подразумевает, что сексуальная культура, в рамках которой формируется сексуальная идентичность, оказывает влияние на индивидуальные интерпретации сексуального поведения. Социально-исторический контекст формирует сексуальные модели, которые включают представления людей о нормативной сексуальности, их сексуальную культуру и собственно их сексуальное поведение.

Сексуальность и сексуальная культура, её ценности, нормы и стереотипы получают различные теоретические интерпретации в рамках современных позитивистских, социально-конструктивистских и постструктуралистских социологических парадигм. Плюрализация и дифференциация современной сексуальной жизни находит выражение в различных интерпретациях таких

5 опытов интимной жизни, как беременность, аборты, материнство, однополая любовь и прочее; анализируются поколенческие, возрастные и тендерные различия сексуального опыта. Но далеко не всегда функционирование сексуальной культуры в них рассматривается как социальный процесс. Особенно сказывается недооценка механизмов становления и трансформации сексуальной нормативности, уровень и масштабы её влияния на различные социальные и социально-демографические группы. Одновременно обнаружилась недостаточность эмпирических знаний о таких социально-стратификационных различиях в интерпретациях и опытах сексуальной жизни, как средовые, поколенческие, возрастные и тендерные. Вплоть до настоящего времени на русском языке опубликованы только единичные работы, посвященные анализу опыта и репрезентациям сексуальности.

Особую значимость в современный период представляет проблема места и роли гетеросексуальности. На протяжении веков она понималась как сексуальное влечение между мужчиной и женщиной и стала нормой сексуальной культуры. Естественность такой ориентации обосновывалась биологическими функциями, обусловленными репродуктивными императивами, которые были впоследствии оформлены важнейшими социальными институтами брака, семьи и материнства. Институт гетеросексуальности, несмотря на основополагающее место в структуре современного общества, подобно многим ведущим (массовид-ным) практикам, часто остается невидимым для большинства индивидов. И тут возникает проблема: как сексуальные желание, выбор объекта и активность в сексуальном поведении соотносятся с гетеросексуальной идентичностью. Неудивительно, что, несмотря на растущее внимание социологов к гетеросексуальности, по-прежнему отсутствуют эмпирические исследования этой практики. Тем не менее, лишь осознав специфику социологического подхода к гетеросексуальности, с позиций которого она рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из важнейших функций общества - воспроизвод-

2 Голод СИ. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности, М„ 2005. С. 5.

ство его членов, можно представить целостную и динамичную картину интимной и семейной жизни как основы социальных отношений и структуры.

Социологический подход к рассмотрению института гетеросексуальности и гетеросексуального взаимодействия обусловлен самим предметом исследования. Сексуальность отражает не столько физиологические особенности мужчины и женщины, индивидуальные психологические черты их личности, сколько динамику социального взаимодействия, которая, в свою очередь, подвержена влиянию институциональных факторов, особенностей социального и экономического положения представителей полов. Многочисленные исследования указывают на то, что сексуальность - нечто большее, чем совокупность актов, в которых участвует индивид. Результаты социологических изысканий убедительно демонстрируют: приверженность к сексуальной норме, а, следовательно, и приемлемость различных проявлений сексуальности, зависит от субъективной значимости, которую индивиды придают конкретным сексуальным практикам. В то же время, согласно заключениям исследователей, исторически изменчивые идеи о надлежащих формах сексуального поведения - нормативы сексуальной культуры - играют важную роль в том, как люди определяют сексуальность

Традиционно принадлежность к сексуальной норме подразумевает строгое следование тендерной роли. Учитывая современное сближение мужских и женских тендерных ролей, актуально исследование, выявляющее наличие или отсутствие связи в установках и сексуальности различных поколений, социализировавшихся в разные исторические периоды жизни страны. Изучение процесса перехода от традиционной к современной сексуальной нормативности имеет особую ценность, поскольку позволяет взвешенно оценить эволюционные процессы, происходящие в сексуальных отношениях, а, значит, и в непосредственно связанных с ними институтах брака и семьи, строить прогнозы их развития и разрабатывать проекты дальнейшего совершенствования государственной молодежной и семейной политики.

Актуальность межпоколенческому социологическому анализу сексуальной культуры поколений российских мужчин и женщин придает тот факт, что в последнее десятилетие XX века, в связи с распространением западных тендерных идеалов, традиционные представления о сексуальности в РФ претерпели значительные изменения. Последовавшая за распадом СССР демократизация российского общества по западному образцу привела к заимствованию ряда западных духовных и культурных ценностей, либеральных нравственных и эстетических идей и, в частности, к вестернизации сексуальной культуры. Косвенным свидетельством такого процесса социокультурной глобализации является значительная доля переводных изданий, затрагивающих отношения представителей полов . Русскоязычные версии одноимённых американских журналов доминируют и среди популярных ген-дерно-ориентированных периодических изданий. Таким образом, в 1990-2000-х гг. тендерные и сексуальные стереотипы, характерные для российского общества, подверглись значительному влиянию западной культуры.

Отказ от унитарной бесполой асексуальной социальной роли «советского человека» обусловил необходимость формирования новых моделей женской и мужской сексуальности. Однако некритическое заимствование западных представлений о сексуальности потенциально противоречит нормам советской и/или формирующейся российской сексуальной культуры. Отсутствие равноправия в сфере сексуальных отношений, основанное на эс-сенциалистских представлениях об универсальной пассивной женственности и навязанной маскулинности препятствует установлению эгалитарных отношений между представителями полов в других сферах. Поэтому особо важным и актуальным является межпоколенческий анализ процесса транс-

Так, по данным социологов, с 1998 г. 70 % опубликованных книг, посвященных сексуальному поведению, воспитанию детей, домоводству, физическому и психическому здоровью, гармонизации отношений в быту и на работе и другим вопросам, связанным с рационализацией повседневной жизни, были переводными, как правило, американскими гаданиями. В области художественной литературы 3/4 всех названий были представлены переводными дамскими романами, детективами и боевиками, фэнтези, сайенс-фикшн и проч. См. подр. Гудков Л., Дубинин Б. Молодые «культурологи» на подступах к современности // Новое литературное обозрение. -200Ї, №50.-С. 147-167.

8 формации реальных поливариативных сексуальных установок различных поколений.

Теоретический анализ эволюции сексуальной нормы в России развивает социологическое понимание аспектов сексуальности. Эмпирическая часть работы - сравнительный межпоколенческий социологический анализ процесса изменения форм проявления сексуальной культуры российских мужчин и женщин пяти поколений - позволяет говорить об относительности сексуальной нормы, табуирующей проявления некоторых сексуальных практик и сексуальных ролей.

Степень разработанности проблемы. Сексуальные взаимодействия являются неотъемлемой частью отношений между полами, которые традиционно развивались в условиях экономического и социального неравенства мужчин и женщин. Постепенное сокращение этого разрыва на протяжении XX века привело к распространению эгалитарных отношений в современном российском обществе. Эти изменения, однако, практически не затронули сферу сексуальных отношений, по-прежнему связанную с неравенством.

Различные аспекты маскулинности, сексуальная культура молодежи являются традиционным объектом социологического анализа, тогда как сравнительный анализ норм сексуальной культуры различных поколений, противоречащих устоявшимся тендерным ролям, по-прежнему мало изучены. Развитие тендерной социологии в России и за рубежом отчасти восполнило этот пробел за счёт изучения патологических, девиантных форм сексуального поведения. Однако понятия «норма», «представления» и «стереотипы» в отношении женской и мужской сексуальности остаются неразработанным. Представления о нормальном половом поведении во многом основаны на стереотипах, тогда как собственно социологическое исследование межпоко-ленческих аспектов сексуальности отсутствует.

Частичная неразработанность категориального аппарата и социологических подходов в изучении сексуальной культуры, сексуальности приводят к неизбежному заимствованию категорий и подходов смежных областей зна-

ния, и, прежде всего, - психологии и медицины. Тем не менее, более глубокое изучение аспектов сексуальной культуры в рамках социологии позволит обнаружить и интерпретировать специфику сексуальности мужчины и женщины как социального явления.

К изучению неравенства в сексуальных отношениях обращались классики зарубежной сексологии - И. Блох, О. Вейнингер, Дж.Л. Каспер, Р. фон Крафт-Эбинг, Ч, Ламброзо, Л. Левенфельд, П.Дж. Мёбиус, А. Молль, Ж.-Ж. Моро, К.Г. Ульрихс, А. Форель, 3. Фрейд, Ч. Фере, М. Хиршфельд, А. Шренк-Нотцинг, X. Эллис, А. Юленберг и К.Г. Юнг. Опираясь на материалы клинической практики, они обосновывали естественную противоположность сексуальных темпераментов представителей полов.

Российские исследователи В.М. Бехтерев, A.M. Свядощ, ПА.Сорокин также внесли значительный вклад в рассмотрение половых отношений как взаимодействия взаимодополняющих противоположностей - мужчин и женщин. Упрощённо интерпретируя сексуальное поведение женщины как зеркальное отражение мужского, исследователи не уделили должного внимания особенностям нормальной мужской и женской сексуальности.

Отсутствие единой социологической теории, способной предоставить строгое определение сексуальной нормы, существенно ограничивает возможности её эмпирического изучения. Не удивительно, что нормальная сексуальность остается мало изученной в отечественной социологии. Российские исследователи традиционно рассматривают интимные отношения в рамках сексопатологии, а с конца XX века - сексологии. Так, медицинские труды В.М. Бехтерева, Г.С. Васильченко, A.M. Свядоща, А.А.Ткаченко и Л.Я. Якобзона лишь систематизируют значительный опыт, накопленный этими практикующими российскими сексопатологами. Тем не менее, наряду с этими описательными работами, в рамках сексопатологического и затем сексологического подходов отечественными учеными были представлены теоретические обобщения (А.И. Андреева, Д.Л. Буртянский, СИ. Голод, Д.Д. Еникеева, И.С. Кон, С.С. Либих, Ю.П. Прокопенко, В.И. Фридкин).

10 Однако сексопатология не может успешно развиваться, не опираясь на фундаментальное общенаучное изучение пола и сексуальности. Поскольку эти вопросы по своей сути являются междисциплинарными, современные исследователи сексуальности обнаруживают приверженность к сочетанию трех основных подходов.

В отечественной литературе наиболее широко изучены биомедицинские аспекты женской сексуальности (Г.С. Васильченко, В.И. Здравомыслов, В.В. Кришталь, С.С. Либих, Ю.П. Прокопенко, A.M. Свядощ, А.А. Ткачен-ко). Среди американских сторонников экспериментального подхода можно выделить У. Мастерса и В. Джонсон, а также А. Кинзи.

Психолого-педагогические исследования женской сексуальности представлены в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.Е. Кагана, В.А. Кольцовой, И.С. Кона, А.С. Макаренко, А.В. Меренкова, Л.Л. Рыбцовой. В зару-ежной психологии анализ интимных отношений между полами осуществляется в рамках психоаналитической теории 3. Фрейда, К. Хорни и Д. Диннер-штейн, социобиологии (эволюционной психологии) Д.М. Басса, Р. Адри, Э. Маккоби, Д. Бэрэша, а также когнитивных теорий тендерных схем С. Коль-берга и «экзотическое-становится-эротическим» Д. Бема.

Несмотря на то, что большинство современных российских исследователей признает зависимость сексуальной жизни от социального и экономического положения индивида, область сексуальных отношений традиционно оставалась вне поля зрения отечественных социологов. Жесткие запреты институтов власти на изучение социокультурных аспектов сексуальности во многом обусловили отсутствие традиций изучения этой сферы советскими социологами. Этот пробел восполняют работы современных российских исследователей И.С. Андреевой, В.Ф. Анурина, О.А. Ворониной, Т. Бараули-ной, О.А. Бочаровой, Т.А. Гурко, Ю. Зеликовой, Е.А. Кащенко, Н.М. Лебедевой, O.K. Лосевой, А.В. Меренкова, Е.Л. Омельченко, О. Паченкова, Л.П. Репиной, Г.Ж. Силласте, Ж.В. Черновой, С. Чуйкиной, Н. Яргомской, С. Ярошенко, Е.Р. Ярской-Смирновой. Этот подход представляется более умеет-

ным для изучения аспектов мужской и женской сексуальности различных возрастных групп.

Ориентируясь на изучение российских проблем, Е. Гапова, И.А. Же-реб-кина, Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина, А. Усманова, С.А. Ушакин и др. критически осмысливают основные подходы, сформированные в рамках теории феминизма. Большинство отечественных авторов использует ролевой подход, тогда как в западной традиции преобладает рассмотрение социокультурных аспектов сексуальности в рамках сценарного подхода, сочетающего идеи символического интеракционизма и социального конструктивизма. Так, американские социологи Дж. Ганион и У. Саймон, Э. Лауманн, К. Пламмер, А. Штайн и С. Эпштейн подчеркивают сконструированную, интерактивную природу сексуального желания и форм его выражения.

Возможности использования сексуальности человека как средства власти очень мало изучены. Они наиболее полно раскрыты в работах зарубежных исследователей. Критикуя идеи классиков сексологии, представительницы второй волны феминизма - С. Бартки, Э. Гросс, А. Дворкин, К. Дельфи, Л. Иригарэй, К. Маккиннон, Ш. Роботам, Г. Рубин - предложили альтернав-ные социальные объяснения различий в сексуальном поведении мужчин и женщин. В 1990-2000-х гг. американские исследователи внесли значительных вклад в анализ собственно властных аспектов сексуального взаимодействия. Развивая идеи символического интеракционизма Г. Мида и Э. Гофф-мана, представительницы третьей волны феминизма Д. Асснер, Дж. Батлер, Р. Брайдотти, Ш. Джеффрис, Т. Де Лауретис, К. Рамазаноглу, Д. Ричардсон, П. Сандэй, Дж. Сигал, К. Уестно, Дж. Холланд и Н. Чансер рассматривают господство и подчинение в сексуальном взаимодействии как ролевую игру, увеличивающую эротическое наслаждение обоих партнеров.

Европейская школа, представленная постмодернистскими работами М. Виттиг, М. Фуко, К. Клемон, X. Сиксю и Дж. Уикса, также противостоит традиционному представлению о естественной противоположности половых темпераментов мужчин и женщин. Эти авторы уделяют особое внимание

12 дискурсивным аспектам сексуальности, рассматривая её в рамках культурологической и философской парадигм. Изучая многочисленные запреты, накладываемые культурой на физически возможные действия человека, они приходят к заключению о том, что, вопреки обыденному представлению о соотношении души и плоти, именно тело человека является пленником его разума. В западной культуре женская сексуальность традиционно подвергается более жёсткому социальному нормированию, нежели мужская. Труды О. Лорд, Ш. Ортиер, Н. Уотте и С. Фалуди подчёркивают социальную обусловленность отрицания активных аспектов женской сексуальности.

Таким образом, анализ литературы показал, что различия в сексуальных установках, мотивах, их реализации практически не исследована. Нормальная сексуальность считается результатом неизбежных биологических процессов, закреплённых современными социальными институтами и нормализованная в ежедневном рутинном индивидуальном взаимодействии. Такого рода естественный подход исключает социологический анализ различных аспектов сексуального и жизненного опыта гетеросексуальных индивидов. Настоящее исследование стремится разрушить молчание вокруг «непроблемной» сексуальной нормы и продемонстрировать, что межпоколенческие различия, так же, как и их отсутствие, в сексуальном поведении нормальных мужчин и женщин являются продуктом социального конструирования.

Таким образом, объектом исследования является сексуальная культура российских мужчин и женщин, достигших половой зрелости в различные периоды.

Предметом исследования представляет собой процесс трансформации сексуальной культуры и ее проявления в нормативном сексуальном поведении людей различных поколений.

Цель: диссертационного исследования состоит в межпоколенческом анализе сексуальной культуры и выявлений тенденций ее развития. Дости-

13 жение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

обосновать специфику социологического, социокультурного подхода к анализу сексуальной культуры;

выявить сущность сексуальной культуры и разработать ее типологию;

выявить процесс трансформации сексуальной культуры через реальное сексуальное поведение людей, представления о сексуальности различных поко-ленческих групп;

определить специфику социального контекста для формирования традиционной модели нормативной сексуальной культуре в России;

выявить основные характеристики современных нормативных представлений о сексуальности в России;

обосновать основные противоречия в нормативном сексуальном поведении российских мужчин и женщин разных поколений в настоящее время.

Теоретико-методологической основой исследовании являются межпоколенческий, тендерный, кросскультуральный, исторический, междисциплинарный, субкультурный подходы. Межпоколенческий подход позволил раскрыть относительность сексуальной нормы, табуирующей проявления некоторых сексуальных практик и ролей в современной сексуальной культуре, обнаружить общее и специфическое в нормах, правилах и представлениях респондентов, определяющих изменения сексуальной культуры мужчин и женщин различных поколений. Кросскультуральный подход акцентирует вариативность сексуальной культуры, так как каждая культура устанавливает свой нормативный специфический код сексуальных гетеросексуальных отношений. Субкультурный подход позволил исследовать особенности сексуальной культуры различных поколений. Учитывая то, что сексуальная культура различных поколений имеет свой социоисторическии контекст, автором был использован исторический подход.

Недостаточная изученность проблем сексуальной культуры в российской социологии отразилась в том, что и подходы к их изучению, и соответ-

14 ствующий категориальный аппарат разработаны недостаточно. Применение междисциплинарного подхода позволило определиться с категориальным аппаратом социологического исследования этих проблем.

Также к теоретико-методологическим основаниям исследования относятся идеи и концепции СИ. Голода, И.С. Кона, К. Пламмера, А. Штайн. Авторы рассматривают социальные аспекты формирования сексуальной культуры в рамках социального конструктивизма. Также использован сценарный подход, представленный в работах Дж.Х. Ганьона, У. Саймона, Э. Лауманна, А. Роткирх, Е. Здрав омы еловой и А. Тёмкиной. Необходимость комплексного рассмотрения сексуального поведения обусловила использование системного и междисциплинарного анализа в диссертационной работе.

Специфика объекта исследования обусловила использование количественных методов для его эмпирического изучения в проведении опроса. Поэтому Эмпирическая база диссертационной работы представлена результатами проведенного автором эмпирического исследования: особенностей трансформации сексуальной культуры, сексуального поведения мужчин и женщин, специфики нормальной сексуальности (Екатеринбург, май 2006 года; объем выборки 665 мужчин и женщин в возрасте от 16 до 75 лет; выборка квотная, пропорциональная). Использовались и материалы исследования, проведенных при участии автора: «Валеологическая культура студента» (УГТУ-УПИ, зима 1997/98, объем выборки 419 студентов, выборка многоступенчатая, квотная).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

на основе самореализационной концепции культуры уточнена сущность сексуальной культуры, как социокультурного феномена, характеризующегося поведенческо-деятелыюй составляющей и реализующегося в развитии и обогащении личности в процессе сексуальных практик; определено место сексуальной культуры в системе культуры личности и общества, пред-

15 ложена ее типология по критериям отношения к стереотипам и нормам (традиционная, переходная, современная);

обоснована эвристичность использования методологии и методики межпоколенческого анализа (сравнение ценностных ориентации и представлений людей разных условных поколений начала XXI века) к явлениям сексуальной культуры и сексуального поведения, что позволило осуществить анализ изменения норм и стереотипов сексуальной культуры, раскрыть тенденции и противоречия социокультурной динамики сексуальных отношений в современном российском социуме;

разработана модель ориентаций-характеристик, присущих традиционному и современному типам сексуальной культуры, осуществлена её эмпирическая интерпретация и определены индикаторы устойчивости сексуальных норм и стереотипов;

на её основе проведен межпоколенческий анализ сексуальной куль
туры в контексте добрачной и брачной сексуальности и выявлены особенно
сти сексуальной культуры, содержания сексуальных норм и представлений
разных поколений (традиционные установки сохраняются у старшего поко
ления и выборочно у младшего; у старшего поколения нарастает готовность
принять в отношении других изменившиеся нормы сексуального поведения -
кроме гомосексуализма; среднее поколение частично сохраняет стереотипы
сексуальной культуры, господствовавшие в период его первичной социали
зации, но с ориентацией на нормы и правила сексуальной жизни эпохи сексу
альной революции; младшее поколение реализует нормы новой, современной
/постсоветской/ сексуальной культуры - толерантность к добрачным сексу
альным связям, гомосексуальным отношениям и свободе вербализации сек
суального опыта, но более нетерпимо относится к внебрачным связям).

Научно-практическая значимость работы заключается в расширении и углублении научных представлений нормативной сексуальности. Полученные результаты демонстрируют, что сексуальная культура людей разных поколений различна, так как изначально является социокультурным яв-

лением. Предложенные теоретические и практические выводы могут найти применение в деятельности практикующих социологов, сексологов, семейных психологов и социальных работников. Использование материала, представленного в тексте диссертации, возможно при подготовке лекций и практических занятий курсов «Гендерная социология», «Социология семьи», «Социология сексуальности», «Социология молодежи» как на социологических, так и на других социально-гуманитарных факультетах. Социологический анализ сексуального поведения, сексуальной культуры свидетельствует о переходе от рассмотрения сексуальных отклонений, маргиналов, к критическому анализу тех, чьё поведение прежде считалось непроблематичной «нормой».

Ряд теоретических положений работы был использован при разработке курса «Социология», «Демография», читаемого автором студентам дневной формы обучения Уральского государственного технического университета -УПИ.

Апробация работы. Положения и выводы настоящего исследования были представлены на научных и научно-практических конференциях: V Всероссийская научно-практическая конференция «Возрождение России: общество - управление - образование - культура - молодежь» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2003), II Всероссийский социологический конгресс «российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (МГУ, Москва, 2003), V Всероссийская научно-практическая конференция «Возрождение России: общество - управление - образование - культура - молодежь» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2004), IX отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2005), научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в современном Российском вузе» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2006).

Сексуальная культура: сущность, структура, типология

Анализ сексуальной культуры возможен в двух направлениях: от сексуальности и от культуры. Если двигаться в анализе от сексуальности, то в центре внимания окажутся два взаимосвязанных но, безусловно, неодновременных и не тождественных процесса - развитие сексуальности и реальных сексуальных отношений в исторической тенденции и перспективе; теоретическое осмысление их в рамках междисциплинарного подхода в котором все более на первый план выходит социологический, социокультурный подход.

В словарях секс (от франц. sexe, от лат. sexus - пол) рассматривается в духе традиционного подхода, как «совокупность психических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения». Соответственно, и сексология определяется как область научных исследований и знаний о половой жизни, комплекс разнородных исследований, охватывающих биолого-медицинский, социально-исторический и психологический аспекты4.

В сексуальности наиболее явно проявляется двойственная биосоциальная природа человека. Общие биологические черты сексуальности человека и сексуальности животных сохраняются в репродуктивной функции, в физиологических основах сексуальной потребности и сексуального влечения. Но уже филогенетическая эволюция, благодаря развитию речи (в качестве второй сигнальной системы) и культуры, обусловила существенные отличия этих разновидностей сексуальности.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возможность любви между мужчиной и женщиной. К.Юнг, разрабатывая понятие «единение», растолковывал его как «сбегание друг к другу» противоположностей. Продуктом телесного единства является чувственное наслаждение, порождающее единство чувств и мыслей, что и составляет принципиальное отличие биологической репродуктивное от человеческой сексуальности. Человеческая сексуальность, как отмечает М. Палуди, объединяет широкий спектр чувств, предпочтений, поведения и ценностей. Она взаимодействует со всеми аспектами «Я», является частью самоопределения женщин и мужчин, неотъемлемой частью женской и мужской идентичности5.

В социологических подходах акцентируется отличие биологического пола (физические и генетические различия, отличающие мужчин от женщин), социального пола (совокупность норм поведения и позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе, как мужчины или женщины обучаются, «конструируются», «строятся» в течении жизни в определенных обществах с различными культурами в различные моменты времени) и сексуальности (включает все те аспекты личности, поведения, позиции и выражения, которые связанны с сексуальной активностью как с целью получения удовольствия, так и деторождения)6.

Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определенным физиологическим сексуальным потенциалом, который формируется уже в рамках жизненного опыта; в целом же сексуальность обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов. Когда эта врожденная функция подвергается затормаживанию или деформации, либо находится в состоянии крайней дисгармонии с остальными сферами личности, возникает почва для возникновения сексуальных расстройств. В этом смысле сексуальность следует рассматривать как недифференцированную силу, находящую выход в формах, определяемых психосоциальными и культурными факторами. Сек 19 суальность является основой активности не только направленной непосредственно на сексуальное удовлетворение, но и обусловливает многие другие формы поведения, хотя они и не приводят к сексуальным контактам.

Сексуальность является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом и формирующих многомерную совместную жизнь людей. В биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром. Трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и межчеловеческих конфликтов на сексуальной почве. Сексуальная связь двух людей, форма и глубина которой зависят от их личности, в свою очередь влияет на личности партнеров, модифицируя характер их функционирования в обществе. Таким образом, смысл сексуальности заключается, в частности, в создании определенных отношений и связей между партнерами, образовании единого «мы» из двух лиц противоположного пола.

Стереотипы сексуальной культуры: межпоколенческии подход

Динамика изменения сексуальной культуры может рассматриваться в разных ракурсах. Один из них - в отечественной литературе недостаточно освященный - межпоколенческий подход.

Его реализация предполагает анализ сущности поколения как социокультурной общности, механизмов межпоколенческих отношений и межпо-коленческой культурной преемственности. В понимании поколения как социокультурной общности подчеркивается наряду с социально-демографическими критериями (прежде всего, связанными с понятием «социального возраста» и возрастных границ отдельных этапов жизненного цикла) значимость общности ценностных установок, идеалов, культурных норм, стандартов, стереотипов, общего мироощущения, жизненного призвания. Поколение выступает внутрикультурной формой, а потом и собственно исследовательской конструкцией, в которой социальные сходства и различия (нормативные параметры взаимодействия — структуры идентификации, типы ориентации, отношения господства, власти, влияния) редуцируются посредством их перевода на язык до-модерных, традиционализирующих, партикулярных отношений родства и семьи — старших-младших или равных по возрасту. В самом первом приближении и в самом общем смысле поколение можно представить как форму (тип) социальной связи и фокус символической солидарности: это нормативная рамка воображаемого соотнесения с другими «по горизонтали» — такими же, как «ты»47. Соответственно в центре внимания социологов, изучающих социокультурную межпоколенческую динамику, оказывается проблематика изменения или сохранения тех или иных ценностных установок и норм, что позволяет выделять в этой динамике преемственность поколений, переоценку ценностей (трансформацию норм), разрыв поколений, обрыв связей между ними (развитие, по оценке М. Мид, кофигуративной культуры). В полной мере это относится и к исследованиям такого важного вида культуры, как сексуальная культура.

В социологии отсутствует единая теория, способная дать строгое определение понятий «норма» и «отклонение (девиация)» в отношении сексуальности. Её решение зависит от множества весьма разнородных факторов: понятие сексуальная норма включает как анатомо-физиологические особенности, так и сексуальные реакции, сексуальное поведение, сексуальные сценарии, содержание которых определяется мотивацией, эротическим воображением и индивидуальными нравственно-эстетическими установками. Сценарный подход к анализу сексуальности, связывающий её с нормативами сексуальной культуры и их трансформацией, получил наибольшее распространение в современной социологии.

Исторически понятие «норма» в отношении сексуальности оставалось достаточно расплывчатым. Сохраняется социологический спор между позициями Э. Дюркгейма, для которого нормальные факты обладают наиболее общими формами, «нормальный тип совпадает с типом средним»48, и Г. Тарда, критиковавшим его за смешение постоянства явлений с их нормальностью. Вплоть до второй половины XX в. общепринятой была точка зрения, что критерием нормы выступает массовость явления, поэтому редкие сексуальные влечения оценивались как патологические (характерно, что из всего комплекса сексологии наиболее развита была сексопатология), а наиболее распространённые расценивались как нормальные.

Современные исследователи сексуальности предлагают различные варианты определения понятия «норма» в отношении сексуальности4. Отечественные авторы Д.Л. Буртянский, В.В. Кришталь, Г. Смирнов, Ю. Годлевский, польский сексолог К. Имелинский выделяют физиологические, возрастные, средне-статистические, индивидуальные, партнерские нормы. Опираясь на научное знание, невозможно четко разделить нормальные и ненормальные нормы полового поведения, поскольку основой этого разграничения всегда является мораль, имеющая конвенциональные основания. Однако попытки точного обоснования понятия «сексуальная норма» продолжаются. Очевидно, что собственно исследователи сексуальности: философы, психологи, социологи и психиатры невольно следуют стилю мышления и ценностным ориентациям своей эпохи.

Исторической изменчивы разнообразные нормативные представления о сексуальной норме, о мере дозволенного в сексе, в выборе сексуальных партнеров и формах сексуальных отношений, о мужской и женской сексуальности, различиях между женственностью (фемининностью) и мужественностью (маскулинностью). В то же время нередко (особенно - у представителей исторических поколений) сосуществуют разные, а порой и противоположные представления о сексуальной норме. Традиционные и новые представления приобретают большую или меньшую значимость, сосуществуя в рамках более или менее продолжительного исторического периода. При анализе изменения ценностно-нормативных установок сексуальной культуры необходимо учитывать их противоречивый характер. Представители среднего и старшего поколений проявляют известный консерватизм, с трудом отказываясь от сформировавшихся у них норм и ценностных установок, сравнительно долгое время выступавших ориентирами их сексуального поведения. Одновременно молодое поколение, более открытое к восприятию и усвоению новых, нетрадиционных норм сексуального поведения (для среднего и старшего поколения они - отклонения), испытывает серьезное социализирующее влияние «взрослого» общества.

Сказывается и возможный разрыв реального фактического сексуального поведения и соответствующих моральных установок. Это подчас порождает существенные когортные (межпоколенные) различия: молодые чувствуют, что ведут себя совсем не так, как их отцы и деды, поэтому нормативные представления, основанные на опыте прошлых поколений, часто выглядят проблематичными. Не менее сложным является и понятие «отклонение» (девиация) . Не останавливаясь на этом подробнее, отметим важные для нашего социологического исследования моменты. Один из них - подход к отклонениям как к деятельности, не соответствующей официально установленным или фактически сложившимся в социуме нормам, правилам и стереотипам. Значим и акцент на относительный характер нормативности, когда в разных социумах по-разному оцениваются те или иные формы сексуального поведения. Наконец, в социологической литературе все более преодолевается однозначная (чаще всего - негативная) оценка девиаций, признается наличие позитивных девиаций. В рамках анализа динамики сексуальной культуры последний момент особенно важен, поскольку позволяет более объективно оценить те распространяющиеся в современном российском обществе формы сексуальности и сексуальных отношений, которые еще недавно осуждались или запрещались как «сексуальные извращения».

Добрачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений

Важнейшее изменение в сексуальной культуре связано с тем, насколько люди ощущают себя сексуально закрепощенными или раскрепощенными. По ощущению сексуальной раскрепощённости респонденты поделились не на три возрастных группы, а на две: до 40 лет и старше 40.

Подтверждается гипотеза, что ощущение сексуальной свободы культурно детерминировано осознанием свободы выбора сексуального поведения от запретов и табу. Не было у 40-летних и старше фактической свободы сексуальных практик в период становления и расцвета их сексуальности - нет ощущения этой свободы и сегодня, когда, казалось бы, ей ничего не мешает. Необходимо отметить и тот момент, что сексуальная свобода в восприятии людей старших поколений неизбежно ассоциируется с сексуальной распущенностью, в то время как «незакомплексованность» в сексе для юных - вопрос моды, имиджа, социальной полноценности. Ощущение сексуальной раскрепощённости коррелирует с открытостью в обсуждении вопросов сексуальной жизни. Сегодняшние молодые люди (до 30 лет) проявляют в 2 раза большую готовность обсуждать сексуальные вопросы с половыми партнерами, чем люди в возрасте 40 лет и старше (64% опрошенных против 32%); в 2,5 раза - с друзьями, подругами (46% против 18%); в 3 раза - с родителями (9% против 3%). Каждый третий опрошенный в возрастной группе 40 лет и старше ни с кем не обсуждал вопросы сексуальной жизни, в то время как таковых в группе до 30 лет - всего 9%, а в группе 30-39 лет - 19%.

Неожиданное освобождение сексуальных отношений от государственного, общественного контроля в 1990-е гг. породило нормативный хаос в сексуальных практиках молодёжи. Молодёжь с удовольствием отрицала опыт предыдущих поколений, прежде всего, девальвируя роль сексуального акта как своеобразного итога, венца отношений между влюблёнными. Копируя образ жизни западной молодежи, как он представлялся им из фильмов и журналов, молодые люди низводили секс до физиологического акта. Множественные добрачные половые связи становились неотъемлемым атрибутом их социализации.

Люди, которым сегодня 30-39 лет - это те, кто основную социализацию прошёл в советском социокультурном пространстве. Именно им пришлось пережить самый острый адаптационный кризис в период ломки не только социально-экономических устоев, но и идеологии. Именно это поколение, пережив крах жизненных ценностей, наиболее радикально отрицало опыт предыдущих поколений. Возможно, поэтому в ощущении сексуальной раскрепощенности они оказались ближе к своим «детям», чем к «родителям».

Существенно разными у них были и источники информации о сексе: 73

Мы видим провал в передаче сексуального опыта. Разуверившиеся в ценностях своих родителей, потерявшие веру в практическую значимость их жизненного опыта, люди среднего поколения (двадцатилетние 1990-х гг.) предпочитали учиться на собственных ошибках: каждый пятый первую информацию о сексе получил от первого полового партнёра или из СМИ. Только 3% опрошенных из этой группы готовы обсуждать вопросы своей сексуальной жизни с родителями.

Очень интересна, но не неожиданна устойчивость стереотипа о второстепенном значении секса в жизни. Вне зависимости от частоты сексуальных отношений, от количества половых связей, секс в представлениях респондентов не имеет большого значения. Представляется, что корни этого стереотипа уходят вглубь веков: уместно в этом контексте вспомнить аскетизм, проповедуемый не только коммунистической пропагандой, но и православием.

Рис 2.3. Конечно, для части респондентов по-прежнему действует предубеждение против открытого, откровенного признания в стремлении к чувственным удовольствиям. Несмотря на кажущуюся открытость сексуальной тематики в обществе, тему личных сексуальных практик не принято обсуждать; интерес к сексу принято скрывать; стыдно обнаруживать повышенную сексуальную активность. Даже язык повседневности содержит большое количество терминов (вплоть до лексически ненормативных), служащих для обозначения мужчин и женщин, не скрывающих своего интереса к сексу.

Общественная молва осуждает сексуальную распущенность, только в зависимости от поколения, содержание понятия «сексуальная распущенность» наполняется разным содержанием. Для старшего поколения наличие хотя бы одной добрачной связи низвергало человека в пучину общественного остракизма, для сегодняшнего молодого человека сексуальная норма измеряется не количеством, а частотой смены добрачного партнёра.

Брачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений

Известно, что брак существенно меняет сексуальное поведение людей по сравнению с добрачным периодом жизни. По мере того как супруги привыкают друг к другу, рассеивается очарование новизны и влюбленности, приходит осознание будничности реальной жизни, и секс перестает быть источником сильных как прежде ощущений. Появление детей уменьшает возможности для уединения, порождает новые заботы, усиливает усталость. Трудно насладиться сексом в полной мере, воспитывая двух детей, работая полный, а то и ненормированный рабочий день в офисе. Это подтверждается данными опроса. Глубоким проникновением в проблемы супружеского секса в современных условиях отличается подход французского социолога М. Фуко: «Такое осупружествление половых отношений, когда их легитимность оказалась обусловлена рамками брака, несомненно, вело к явному ограничению сексуальной деятельности (по крайней мере, в том, что касается мужчины, поскольку замужняя женщина была в этом ограничена уже давно). Более того, эту деятельность как таковую изнутри дисквалифицирует требование не сводить использование удовольствий к гедонистической цели. Но нельзя забывать, что эти ограничения и дисквалификации происходят на фоне другого процесса: повышения ценности и значимости половых отношений в браке. С одной стороны, супружеская близость, фактически, уже не является простым следствием и манифестацией права; она должна занять соответствующее место в сети отношений, которые суть отношения любви, привязанности и взаимности. С другой стороны, если удовольствие как самоцель подлежит устранению, его следует использовать, - во всяком случае, согласно некоторым, наиболее тонким рецептам этой этики, - как элемент (инструмент и вместе с тем гарантию) в игре эмоциональных проявлений, которую ведут между собой супруги» 4.

Ранняя фаза зрелого возраста, примерно до 40 лет, - это время, когда в Фуко М. История сексуальности жизни каждого человека происходят наиболее важные события: он вступает в брак, выбирает профессию, делает карьеру. В эти годы человек формируется как личность, на смену юношеским амбициям приходит трезвый взгляд на себя и окружающих, появляется ответственность за свои поступки в сфере личных взаимоотношений и семейной жизни.

В последние годы наметилась выраженная тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте по сравнению с предшествующими десятилетиями, откладывание брака особенно часто наблюдается среди мужчин. Вернее, эта тенденция, безусловно, прослеживается и у женщин, но не столь выражено. Исторически сложилось, что объяснимо с биологической точки зрения, следующее - представители мужской пола более поздно вступают в брак, чем женщины. В сегодняшней ситуации легализации добрачных отношений мужчина еще менее заинтересован в браке, чем раньше. На это накладывается увеличившийся срок социализации, социально-экономического становления личности. В этой ситуации мужчина, стремясь отвечать распространенным представлениям женщин о сильном мужчине, умеющем зарабатывать и достойно содержать семью, оттягивает решение о женитьбе. Вследствие этого многие молодые мужчины (а все чаще и женщины), выйдя из юношеского возраста, подолгу живут холостяками, что, безусловно, сказывается на характере их полового поведения. В наши дни большинство людей в возрасте до 30 лет считают, что для выбора будущего супруга(и) важнее заранее приобрести сексуальный опыт, нежели сохранить девственность. Умение строить интимные отношения рассматривается молодыми людьми, вступившими в пору зрелости, как важнейший навык: так среди 20-30-летних респондентов 2 из 3 еще не состоит в браке (зарегистрированном браке).

Интимная жизнь человека с годами становится неполной, подчас мучительной, а то и вообще отодвигается в сторону. Стоит ли на это обращать внимание или надо относиться к этому как естественному порядку вещей? Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, не существует. Секс считается привилегией молодости и элементом первых лет супружеской жизни, и это мнение можно истолковать как вежливый намек на то, что с возрастом люди теряют сексуальность. В нашей культуре, ориентированной на молодость, старость означает прекращение сексуальной жизни. Однако, согласно результатам исследований95, пожилые люди не только продолжают испытывать сексуальные желания, но и наслаждаются плотскими радостями почти с такой же энергией, какую проявляли в молодые годы. Ни в СССР, ни в России не было и нет науки о сексе для пожилых. Поэтому в нашей стране эта проблема до сих пор в большинстве случаев остается под покровом тайны. В Европе и Америке сексуальная жизнь в старости и при инвалидности приравнена к правам человека и рассматривается как право на полноценную жизнь. Ключевая для модернизирующихся западных обществ проблематика социальной состязательности и ее неизбежные болезненные трансформации в структуре отношений семьи и родства получили при этом рационализированное выражение в символическом обозначении «эдипов комплекс» и системе соответствующих концептуальных разработок, терапевтических техник и т.п. Наш отечественный путь и здесь другой: перевести, увековечив, проблему на язык партикулярных отношений «отцы и дети», а самые тяжелые, неприятные последствия нерешенной проблемы вытеснить в неофициальные сферы, в прямом смысле загнать в подполье96.