Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Чамокова Эмма Туркубиевна

Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей
<
Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чамокова Эмма Туркубиевна. Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Майкоп, 2007.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/446

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Парадигмы этносоциологии и теоретические аспекты социологического исследования просветительской публицистики 23

1.1. Социологические аспекты этнокультуры в контексте динамики социологической мысли 23

1.2. Социальная стратификация традиционного адыгского общества и параметры просветительской публицистики 54

Глава II. Отражение общественных и культурных процессов в социуме адыгов в публицистике адыгских писателей-просветителей «первой волны» (50-70 годы ХЖ века) 71

2.1. Социокультурные аспекты адыгского просветительства переходной эпохи и основные тенденции его развития 71

2.2. Социокультурная проблематика в публицистике С.К.-Г.Инатова, А.-Г.Кешева (Каламбия), К.М.Атажукина 88

Глава III. Этносоциологические аспекты публицистики адыгских писателей-просветителей «второй волны» (конец XIX - начало ХХ века) 112

3.1. Социальная публицистика Т.П.Кашежева и преодоление вульгарного социологизма в оценке наследия П.М.Тамбиева 112

3.2. Социальная структура адыгского общества и вопросы просвещения адыгов в этносоциологических исследованиях С.Х.Сиюхова 122

Заключение 147

Список использованных источников и литературы 154

Условные сокращения 166

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях интенсивной демократизации и гуманизации общества, ускорения в нем трансформационных процессов, приведших к кардинальной перемене идеологических ориентиров и переоценке социальных и историко-культурных ценностей, в современной отечественной науке большую актуальность приобрели социологические исследования. Социология сегодня - одна из динамично развивающихся, передовых отраслей российской гуманитарной науки. Ученые определяют современный этап развития общества как постиндустриальное или информационное общество. В этой связи следует отметить чрезвычайно усилившееся влияние публицистики на мировоззрение людей, на формирование их общественного сознания. В последнее десятилетие заметно возрос интерес исследователей к становлению национальной публицистики и отражению в ней социальных проблем.

Обращение к просветительской публицистике как к объекту социологического исследования продиктовано рядом причин. Одной из них является типологическая схожесть ее целей и задач с самой социологией. Выбор жанра публицистики в творчестве адыгских писателей-просветителей как предмета социологического анализа не случаен. Именно универсальные возможности просветительской публицистики открыли пути к показу ими социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX- начале XX века.

Социологические параметры просветительской публицистики еще не изучены. «Публицистика (от лат. publicus - общественный) - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным социальным и нравственным идеалом»1.

1 Краткая литературная энциклопедия. 1.6. 1971. С.75.

Такие понятия, как «социальная структура общества», «социальная политика», «социальное положение» являются основополагающими в публицистике. Ее главное ядро - социальный анализ общества, показ взаимосвязи и взаимодействия общественно-социальных процессов и духовной жизни личности. Ее интересует актуальность социокультурных проблем, самой социодинамики общества, связанной с вопросами развития культуры этноса.

В социальном анализе публицистики важен показ взаимосвязи личности и общества, процесса социализации и интеграции человека в обществе. В нем отражается не только жизнь этноса, но и характер взаимодействия между социальными группами (индивидами, общностями), рассматривается выполнение человеком определенных социальных ролей, его место и роль в духовной жизни народа. Так же, как социологии, публицистике присущи принципы системности и широкого охвата социальных процессов, она рассматривает важные явления человеческой жизни. Социологический вектор публицистики адыгских писателей-просветителей был направлен на общественное сознание людей, как на русскоязычного, так и на адыгоязычного читателя. Цель их писательской деятельности - конструктивное воздействие на сознание всего общества, нации, на широкого читателя, на его здравый смысл и эмоции.

Таким образом, изучение этносоциологических аспектов адыгской просветительской публицистики, в частности, ее роли в отображении социокультурных процессов в адыгской этносреде XIX - начала XX вв. в контексте развития культуры других этносов является кардинальной зачадей. Актуальность ее решения предопределяется следующими обстоятельствами:

недостаточной изученностью типологии социокультурных процессов в этносреде и своеобразия их отражения в публицистике;

социологической неразработанностью проблемы национального просветительства в регионе;

неизученностью процесса социализации личности как основы социодинамики культуры и национального самосознания этноса;

важностью преодоления идеологических рецидивов нормативного социологизма в оценке культурного наследия прошлого;

отсутствием специальных теоретических и прикладных исследований, которые позволили бы изучить отражение в просветительской публицистике социокультурных процессов.

Еще в XIX веке в России был накоплен определенный опыт в

исследовании социологии общества, его интеллектуальной и духовной жизни. Большой вклад в мировую социологическую мысль внесли работы П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, А. Петражицкого, М.М. Ковалевского, А. Богданова, П.А. Сорокина, П.Н. Сакулина и др. Негативное отношение советской идеологической системы к социологии как самостоятельной сфере науки привело к забвению идей и традиций русских мыслителей-социологов. На большой исторический период прервалась «связь времен» для отечественной социологии.

В 70-90-е годы XX века в отечественной науке были проведены отдельные исследования в области теории и методологии изучения социальных процессов в обществе (Л.П. Буева, Ф.И. Минюшев, А.Г. Дмитриев, Р.Я. Мирский, Ж.Т. Тощенко, Ю.Г. Волков и др.). Положения и выводы, содержащиеся в их трудах, создали благоприятную почву для новых социологических исследований эпохи демократизации общества.

В изучение социологических аспектов развития национальных культур весомый вклад внесли видные ученые северокавказского региона (А.Г. Агаев, В.Х. Болотоков, А.К. Тхакушинов, Х.М. Казанов, А.Ю.Шадже, З.А. Налоев, В.Ш. Нахушев, Р.А. Ханаху, СИ. Эфендиев и др.). А также работы, посвященные проблемам духовной жизни общества, социализации личности (Г.А. Чередниченко, Р.Г. Гурова, В.Н. Шубина); вопросам формирования личности в связи с новыми социокультурными процессами в обществе (Б.А. Смирнова, М.Э. Ильчикова, А.Г. Харчева и др.).

Ученые Адыгеи внесли значительный вклад в развитие современной социологической науки. В монографиях и диссертационных исследованиях А.А. Хагурова, Р.Д. Хунагова, А.К. Тхакушинова, Т.И. Афасижева, К.И. Ашхамафа, Р.А. Ханаху, Х.М. Казанова, А.Ю. Шадже -решены важные проблемы социальной философии, социологии духовной жизни, вопросы управления социальными и политическими процессами региона. Весомым вкладом в развитие социологии в северокавказском регионе явилось издание в АРИГИ научно-информационного сборника «Философия и социология в республике Адыгея» (Майкоп, 1991, № 1; 1995, № 3) и сборника научных статей социологов Адыгеи «Социология и современность: актуальные проблемы» (Майкоп, 1997). Важным событием в научной и культурной жизни Адыгеи стал выход в свет книги «Мир культуры адыгов» (коллектив авторов) в 2002 году. Большой интерес вызвали также материалы научно-практических конференций, проходивших в АГУ и МГТУ в последние годы2.

В выборе теоретических и методологических ориентиров исследования поставленной проблемы в рамках заявленной темы мы опираемся на капитальные труды по социологии культуры, изданные А.Н. Коганом, Л.Г. Иониным, Л.И. Михайловой, Ф.И. Минюшевым в 1992 - 2005 годы, а также учебное пособие «Социокультурное исследование» / Под ред. Минюшева Ф.И. - М., 1994. Большую помощь нам оказали источники: П. Сакулин. Филология и культурология. - М., 1990; Р. Арон. Этапы развития

2 Материалы III, IV и V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обшей и адыгской филологии». - Майкоп, 2001,2003,2005 гг.; Неделя науки. Материалы научно-практической конференции. - Майкоп: МГТУ, 1998-2005 гг.; Материалы X недели науки МГТУ: Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Наука - XXI веку». -Майкоп: Качество, 2005; Материалы II региональной научной конференции молодых ученых АНУ «Наука. Образование. Молодежь». - Майкоп: АГУ, 2005.

Из научных публикаций последних лет, на наш взгляд, необходимо выделить: А.Ю. Шадже. Социокультурные сценарии будущего: судьба национальных ценностей. // Вестник АГУ. - Майкоп, 1998, № 1; Северный Кавказ в условиях глобализации. // Социально-гуманитарные знания. - М., 2001, № 6; Кавказский фактор в современной России. // Социологические исследования. - М., 2001, № 3 (соавтор Хунагов Р.Д.). А также сборники: Очерки кавказской культуры. - Майкоп, 2001.; Становление государственности Адыгеи (1989-2001). - Майкоп, 2001. T.2.; Динамика социокультурных изменений на Северном Кавказе. // Социально-гуманитарные знания. - М., 2002, № 5.

Интересные сведения о социокультурной структуре адыгского общества в прошлом содержатся в изданиях: Кажаров В.Х. Адыгская хаса. - Нальчик, 1992; Хапачева Р.В. Адыгские народные собрания, истоки, развитие, функции. - Майкоп, 2000; Лонгворт Дж. А. - Год среди черкесов (в книге Казанова Х.М. «Культура адыгов (по свидетельствам европейских авторов)». - Нальчик, 1993.

7 социологической мысли. - М., 1993; В. Иванов. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований. - М, 1998; журналы «Социологические исследования», «Социология сегодня» с 1990 по 2006 гг. и др.

Нами использован опыт, накопленный в процессе исследования отдельных аспектов социокультурного развития адыгского этноса, его культурного наследия. Имеются в виду диссертационные исследования последних лет: докторская диссертация А.К. Тхакушинова «Социокультурная среда и социальные процессы в художественной литературе (социологический аспект») (1995), кандидатские диссертации Ф.А. Шебзуховой «Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе» (1999) и И.К. Брантовой «Черкесия в свете этносоциологических исследований Султана Хан-Гирея» (2001). Социокультурные вопросы в историческом аспекте затронуты и в кандидатских диссертациях Э.Н. Панеш «Этносоциальная история адыгов в X -XIII вв. (1983), А.А. Тыковой «Социальный статус адыгской женщины в обществе (социокультурный аспект). (2001) и др.

В русле исследуемой нами социокультурной проблемы следует выделить монографии, изданные в Адыгее в последнее десятилетие: А.К. Тхакушинов. «Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии (опыт социологического анализа)». Майкоп, 1994; он же. «В зеркале социологии. Социологические истоки зарождения и формирования адыгейского новописьменного слова» (1995); а также его книга «Очерки социологии культуры» (2004); Р.А. Ханаху. «Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени» (1997); А. Хагуров, А. Тхакушинов, А. Ахиджаков. «Социальные проблемы образования: Запад и Россия (обзор концепций и фактов)». - М.-Краснодар, 1999 и др.

В исследовании социологических аспектов адыгского просветительства мы опирались также на монографические труды Т.Х. Кумыкова3, Р.Х.

3 Кумыков T.X. Казы-Гирей. - Нальчик, 1978.

8 Хашхожевой4, А.Х. Хакуашева5. Интересные материалы мы нашли в материалах Сафербия Сиюхова и Ибрагима Цея. Имеются в виду изданные в Майкопе, Краснодаре и Нальчике: Сиюхов Сафербий - адыгский просветитель (составители К.И. Бузаров и А.К. Бузаров, (1991); Сафербий Сиюхов. Избранное (сост. Р.Х.Хашхожева). Нальчик, (1997); Ибрагим Цей. Избранные произведения (сост. А.А. Схаляхо), (2000); Шаги к рассвету. Избранные произведения адыгских просветителей (предисловие и сост. Хута Ш.Х.). - Краснодар, 1978. Основное внимание обращено в работе на анализ особенностей социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века, нашедших отражение в публицистике С. Крым-Гирея Инатова, Адыль-Гирея Кешева (Каламбия), Казн Атажукина, Талиба Кашежева, Паго Тамбиева, Сафербия Сиюхова.

При всей очевидности их художественного дарования, писатели-просветители, начиная с Султана Хан-Гирея (начало XIX века) и кончая Сефербием Сиюховым (начало XX века), были прекрасными публицистами. Присущая их стилю социальная и духовная целеустремленность, открытая тенденциозность, эмоциональность и достоверность интонации так высоко ценимой адыгами ораторской речи, опора на фольклорную мудрость придавали их произведениям социально направленную, общественно-актуальную публицистичность. Современные методы социологического анализа позволяют определить своеобразие художественной публицистики адыгских просветителей.

Развитие общественной мысли в России непостижимо без истории публицистики, противоборства ее различных течений (западничества и славянофильства, либерализма и революционной демократии, марксизма и народничества и т.д.), одержимых поисками пути России к идеалу общественного устройства. Развитие просветительства в России

4 Хашхожева P.X. Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX вв. - Нальчик, 1983.

5 Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. - Нальчик, 1978.

9 «стимулировалось» самой атмосферой ее внутренней жизни, лишенной традиций политической демократии, народного представительства.

Исследователями отмечено, что понятие о социальном является «ядром», ключевым моментом самого предмета социологии, являющейся «наукой о формах и изменениях их совместной жизни, людей... Социология как устойчивая система охватывает социальные образования и социальные процессы, исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение» .

Как известно, в любом обществе формируются и функционируют определенные нормы и принципы жизнедеятельности людей, т.е. создается общими усилиями образ жизни. Можно говорить об образе жизни целой эпохи, рода, племени, социальных групп, концессий, семьи и т.д. Одной из важных современных социологических парадигм является понимание общества как универсальной социокультурной системы. Сама социальная структура предполагает наличие конкретных культурных и духовных компонентов. «Структура социальная, - отмечается в толковом словаре «Социальная политика», - относительно устойчивое строение общества как целостной системы, включающее состав (множество устойчивых элементов) и структурные отношения (отношения целостности, придающие частям общества свойства элементов целого)» .

Положение социальное - устойчиво воспроизводимый в данном обществе тип жизнедеятельности людей, который определяет фактические возможности, направленность развития личности и, в конечном счете, социальный тип личности. В жизнедеятельности социальных слоев общества проявляются результаты социальной политики государства. Каждому типу общества (феодальное, буржуазно-демократическое, тоталитарное,

6 Краткий словарь социологических терминов. Составитель Т.И. Афасижев. Майкоп: изд-во АГУ, 2002. -
С. 85-86.

7 Социальная политика. Толковый словарь. Под общ. ред. Н.И.Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 386.

10 колониально-зависимое) соответствует качественно определенное социальное положение населения в целом и определенный характер дифференциации населения по социальному положению - определенная социальная структура.

Велика роль власти (властных отношений) в обществе как способа поддержания социальной устойчивости. Как известно, во властных отношениях находятся определенные социальные силы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные.

Понятия «Культура и власть», «Искусство и власть», «Интеллигенция и власть», «Литература и власть» - это очень актуальные и сложные вопросы, заслуживающие специального изучения. Мы их в данной работе касаемся лишь только в рамках поставленной проблемы социологии адыгской просветительской публицистики второй половины XIX - начале XX вв.

В советский период деятели культуры литературы и искусства стали играть определенную нормированную и ангажированную социальную роль. Они получили определенный социальный статус. Партийные органы целенаправленно способствовали рождению новой прослойки национальной интеллигенции - писателей, призванных через литературу проводить в жизнь коммунистическую идеологию («литература должна стать частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком...»). Однопартийная система управления всеми сферами жизни страны подминала под себя все многообразие национальной художественной культуры, литературы. И адыгейская культура, литература находились в полной зависимости от власти как и вся интеллигенция страны. По вопросам «культура и власть», «интеллигенция и власть», «литература и власть» рекомендуем, источники8. Несколько слов о менталитете народа (этноса, личности). Менталитет (ментальность) как термин стал часто употребляться и в современных

8 Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. - Калининград, 1994; Попов A.B. Власть и ценности. - М: МГУ, 2001; Рахаев В.А. Регулирование сферы культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. - Л, 1991; Белова T.B. Культура и власть. - М.: МГУ, 1991; Барбакова К.Г., Мансуров B.A. Интеллигенция и власть. - М., 1991; Бугай Н., Мекулов Дж. Народы и власть.

11 социологических исследованиях, имея в виду «внутренний, интеллектуальный мир индивида, уровень его духовности, способ мышления, характерный для личности или социальной группы, мировосприятие»9. Менталитет народа служит основой неповторимого национального облика культуры, духовной жизни в целом. Внутренний мир народа, ментальность этноса передается посредством культуры из поколения в поколение.

Развернутое определение менталитета мы находим в работе Ф.И. Минюшева «Социология культуры». «Менталитет (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - это совокупность установок индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом, т.е. мыслить, чувствовать, следовательно и, действовать. В этом случае внутренний мир людей выступает посредником между обществом и действующим субъектом. Можно также сказать, что ментальность есть не только отражающее, но и порождающее сознание. Ее место в человеческом сознании - это «зазор» между архетипами культуры («коллективное бессознательное» - Юнг) и высокорациональными формами общественного сознания такими, как наука, философия, искусство, политическая идеология, мораль и правосознание, изменяющимися исторически»10.

Наряду с понятиями «менталитет», «ментальность» в научной литературе (социологии и культурологии особенно) часто употребляется термин «парадигма». Что он означает? Данный термин введен в науку американским ученым Т. Куном. Под парадигмой он понимал «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений».

В работах отечественных социологов отмечается, что социология как наука поливалентна: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам, т.е. у нее как бы двойной статус. В поле внимания социолога находится поведение людей как представителей больших социальных групп;

«Социалистический эксперимент». - Майкоп, 1994; История адыгейской литературы. Том 1. - Майкоп,

1999.-С. 9-46; 188-262.

9 Краткий словарь социологических терминов. Составитель Т.И. Афасижев. - Майкоп, 2002. - С. 54.

12 она прослеживает объективные закономерности функционирования социальной структуры общества (истоки, состояние, тенденции и перспективы его развития). Общепризнанно, что основными сферами общественной жизни являются: экономическая, социальная, политическая и духовная.

Как область гуманитарного знания социология изучает социокультурные процессы в обществе, социокультурную сущность человека (индивида). Здесь важно то, что социолог рассматривает конкретное человеческое поведение в контексте определенной этнокультуры, т.е в связи с тем национальным духовным миром, породившим ценностные идеалы, традиции, обычаи, нравственные принципы, этические нормы поведения и т.д. Из этих положений мы исходим при рассмотрении вопросов социодинамики просветительской публицистики адыгов второй половины XIX - начала XX вв.

Можно утверждать, что духовная жизнь людей советского периода была жестко ограничена марксистскими идеологическими нормами, т.е. она находилась под постоянным давлением целенаправленной партийно-тоталитарной социальной организации. В мировой научной практике существует понятие «система социальной организации» как «способ совместной жизнедеятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия»11. Однако в советский период в нашей стране этот всеобщий принцип принял самые канонизированные, политизированные и тенденциозные формы.

Опыт общественного и социального развития показывает, что власть, какой бы она сильной ни была, не в состоянии решать генеральные задачи социального управления без опоры на культуру, просвещение, художественную литературу. Об этом красноречиво свидетельствуют факты

10 Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М., 2004. - С. 22.

11 Кравченко А.И. Социология. - М., 2005. - С. 204.

13 общественной практики в эпоху тоталитарного «сталинского режима» 20-50-х годов XX века, поднявшего страну на человеческих костях через репрессии и ГУЛАГ. Социалистическая культура и литература в неблагоприятнейших условиях выражали идеи порочности этого режима, подготавливая почву для его неизбежного распада.

В настоящее время роль духовной культуры, литературы остается весьма актуальной. Не случайно философы, социологи, культурологи, писатели отмечают, что сегодня только культура, духовные ценности способны вывести наше общество из беспрецедентного, глубокого кризиса. Культура охватывает сегодня все стороны жизнедеятельности людей, все общество, включая и саму культуру власти, культуру управления обществом на основе демократии, гуманизма и социальной справедливости. На новый уровень культуры и интеллекта должна подняться и отечественная художественная литература, в том числе и адыгейская.

Успехи современного адыговедения, достигнутые за последнее десятилетие очевидны, они, можно сказать, впечатляют. Они касаются таких областей знания, как история, социология, культурология, литературоведение, археология, фольклористика. Учеными Адыгеи освоены новые рубежи во всех отраслях науки. Одной из важных областей науки является всестороннее изучение духовной культуры адыгов в социологическом аспекте. Ведущей тенденцией в современном адыговедении является переход от описательных, фактографических методов к целостному системному анализу проблем на уровне современных достижений мировой науки.

Коллективный научный труд «Мир культуры адыгов» (Майкоп, 2002) -фундаментальное исследование духовной культуры адыгов в ее историческом развитии и идейно-эстетической целостности. Это уникальное издание закрепляет достижения адыгской науки в сфере искусствоведения, культурологии, философии, социологии. Осмысление адыгской духовности и культуры ведется на основе широкого охвата материала, включая сведения,

14 полученные из источников, касающихся и адыгской зарубежной диаспоры. Данный труд закрепляет и развивает социологические исследования, проведенные за последние десятилетия в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Черкесии. Привлечены также материалы северокавказского региона. В предисловии к книге доктор философских наук, профессор Р.А. Ханаху отмечает: «В представляемой работе преобладает методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной социокультурной антропологии (этнологии). В отличие от социальной антропологии, для антропологии социокультурной (этнологии) характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам социальных отношений. В использованной методике преобладают описательность и историзм. Адыги, как индивидуальный и коллективный субъекты социальных отношений, почти не рассматриваются. Иными словами, предпочтение отдается не социальному дискурсу, а духовно-культурному.. .»12.

Довольно широкая тематика этого труда, разноплановость отдельных включенных в него разделов определяют дискурс, в котором просматриваются процессы генезиса и эволюции духовной жизни адыгов. Многие авторы вышли за рамки собственно культурной антропологии с ее преимущественно традиционными описательными методами и задали аналитическую целостность изучаемым величинам - «духовности», «культуре», «адыгской цивилизации». Научный труд по-своему фиксирует ситуацию в современном адыговедении, - как переход от чисто описательных методов к целостному системному анализу».

Историко-культурные и социальные процессы в адыгском обществе в разные годы были рассмотрены в изданиях: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. - М, 1988; В.К. Гарданов Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). -

,: Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Составитель и научны;"! редактор Р.А.Ханаху. -Майкоп, 2002.-С. 7-8.

15 M., 1967; Черкесия в XIX веке. - Майкоп, 1991; Б. Бгажноков. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик, 1983. Социологические и этнокультурные вопросы затронуты в книгах: «Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века». - Нальчик, 1976; Джимов Б. Общественно-политическое развитие Адыгеи во второй половине XIX в. - начале XX в. - Майкоп, 1987; Чирг А. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение Черкесии в XVIII в. -начале 60-х гг. XIX вв. - Майкоп, 2000; Меретуков М. Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1989; Напсо М. Адыгская художественная культура. -Майкоп, 1997; Болотоков В. Нация и ее национально-психологический мир. -Нальчик, 1996 и др.

Изучение этносоциологических аспектов адыгского просветительства, в частности, публицистики в контексте развития отечественной культуры является весьма важной, еще не решенной актуальной проблемой.

Объектом исследования является социум адыгов второй половины XIX - начала XX века, а предметом - своеобразие социальной жизни и динамика социокультурных процессов на материале публицистики адыгских писателей-просветителей указанного периода.

Цель и задачи исследования. Целью работы является выявление особенностей социокультурных процессов в адыгской этносреде через отражение их в просветительской публицистике адыгских писателей-просветителей второй половины XIX - начала XX века. В связи с этим рассматриваются публицистическое наследие К.-Г. Инатова, А.-Г. Кешева (Каламбия), К.М. Атажукина, Т.П. Кашежева, П.И. Тамбиева, С.Х. Сиюхова.

В соответствии с целью диссертант ставит следующие задачи:

- проследить эволюцию социологической мысли в отношении
просветительства и жанров публицистики;

- проанализировать социальные процессы в традиционном адыгском
обществе;

выявить особенности социодинамики духовной жизни адыгов рассматриваемого периода;

исследовать отражение в публицистике адыгских писателей-просветителей социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века;

определить специфику этносоциального анализа в их творчестве в русле эволюции от романтического этнографизма и идей утопического просветительства к тенденциозной, политически заостренной реалистической публицистике начала XX века;

выявить своеобразие отображения просветителями традиционного общества адыгов и процесса смены культурно-исторического типа его социальной организации;

- обобщить их осмысление и воспроизведение принципиальных
изменений социально-экономических и общественно-политических условий
жизнедеятельности адыгов, повлекших за собой кардинальные перемены в их
социальной и духовной жизни в первые десятилетия XX века.

В ходе исследования поставленной проблемы нами также рассмотрены и уточнены некоторые понятия: «социология просветительства», «социология публицистики», «этносоциальные процессы», «социализация этнокультуры», «этнокультурный слой» и «этнокультурная среда». В работе нами приводятся графические схемы, отражающие взаимосвязь и взаимодействие общественно-политических факторов и социокультурных процессов, социализацию творческой личности и этнокультуры в целом. Предпринята попытка создания графической схемы функционирования адыгской просветительской публицистики XIX - начала XX века как социокультурного процесса. Безусловно, работа рассчитана на внимание специалистов - социологов и культурологов, интересующихся социальными и историческими судьбами отечественной духовной культуры, в частности, вопросами социологии адыгской просветительской публицистики второй половины XIX - начала XX века.

Теоретические и методологические подходы к изучению поставленной проблемы определены концептуальными идеями выдающихся зарубежных13 и российских14 ученых. Мы опирались на фундаментальные исследования М. Вебера, Т. Парсонса, Н. Бердяева, П. Сорокина и др., установивших типологические закономерности возникновения и функционирования культуры в обществе, заложивших основы современного осмысления общества как динамично развивающейся цельной социокультурной системы. В ходе исследования мы опираемся на философские концепции - исторический детерминизм, диалектический подход, структурно-функциональный анализ, а также на достижения современной социологической мысли, открывающей новые возможности изучения этносоциологических проблем. Все это позволило нам проследить взаимосвязь общественно-исторических, социально-политических факторов и прогрессирующих социокультурных процессов в адыгском обществе второй половины XIX - начала XX века и специфику их отражения в публицистике адыгских писателей-просветителей. Таким образом, концепция работы основывается на методологии, которой пользуется современная этносоциология.

В центре внимания адыгских писателей-просветителей всегда находились вопросы функционирования общественной жизни адыгского этноса, организация его социальной и духовной жизнедеятельности.

13 Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. Ле Гофф Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991. Парсонс Т. Система
координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. - М.,
1996. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. Спензер Г. Социология как предмет изучения. - СПб., 1996.

14 Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. - М., 1999. Сорокин П.А. Границы и предмет
социологии // Новые идеи в социологии. - СПб., 1913. Он же. Общедоступный учебник социологии. -
Ярославль, 1920. Он же. Социальная и культурная динамика. В 4-х томах. Хвостов В.М. Основы
социологии. Учение о закономерностях общественного процесса. - М., 1923. А также издания 60-90-х годов
XX века: Гуревич А.Я. Время как проблема культуры // Вопросы философии, 1969. - № 3. - С. 105-116. Он
же. От истории ментальности к историческому синтезу // Споры о главном. - М., 1993. Девятко И.Ф.
Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1994. Дудина В.И Социологический метод: от
классической к постклассической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999,
том II, № 3. Зарипов А.Я. Общие проблемы этногенеза и научная теория // Журнал социологии и социальной
антропологии. - 1999, том II, № 4. Козловский В.В. Утраты и обретения социологии // Журнал социологии и
социальной антропологии. - 1998, том I, № 1. Романов П.В. Социальная антропология организаций:
история, эпистемология и основные методологические принципы // Журнал социологии и социальной
антропологии. - 1999, том II, № 4. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного.
-М., 1997.

18 Сложившийся веками традиционный образ жизни адыгов, выражавшийся в национальных обычаях, традициях, верованиях, а также их представления о самих себе и окружающем мире стали предметом осмысления и анализа в их публицистике. В связи с этим основным источниковым материалом служит в диссертации творческое наследие адыгских писателей-просветителей указанного периода. Оно позволило нам увидеть особенности социокультурного процесса переходной эпохи в организации жизнедеятельности этноса, когда еще не были созданы необходимые условия для глобального «прорыва» адыгов, как и всех народов Северного Кавказа, к мировой цивилизации. Сами писатели-просветители составляли немногочисленный русскоязычный культурный слой в условиях полного отсутствия национально-письменной культурной среды. Вот почему все просветители с большим энтузиазмом брались за решение первоочередной задачи - просвещение народа, введение письменности на родном языке.

В диссертации применены принципы историзма и преемственности, системности и сравнительного типологического анализа. Принципы историзма и преемственности помогли нам рассмотреть социокультурные аспекты публицистики адыгских просветителей в их исторической и эстетической эволюции. Применение принципа системности помогло осмыслить отражение этносоциальных явлений в публицистике просветителей как целостный историко-культурный процесс. Согласно принципу преемственности мы обнаружили связь между этносоциологическими исследованиями первого поколения русскоязычных адыгских писателей-просветителей с публицистикой второй половины XIX века. Связь эта прослеживается в продолжение 60-90-х годов XIX века в условиях ускоренной социализации всех сфер жизни в первые десятилетия XX века и в углублении и всестороннем развитии русско-адыгских культурных связей.

В процессе работы с источниками и литературой нами были использованы методы теоретического и эмпирического исследования. Среди

19 теоретических были применены следующие методы исследования: конкретно-исторический; проблемно-хронологический; сравнительно-типологический; ретроспективный; логический анализ.

Данные методы исследования позволили нам обозначить проблематику диссертации, выявить различные подходы и степень научной разработанности проблемы, провести исследования и изложить собственную концепцию.

Эмпирические методы исследования, такие как традиционный анализ документов, в качестве которых выступают публицистические произведения адыгских просветителей. Сравнение разных литературных источников, изданий позволили, автору установить достоверность источников и выработать целостное представление о социокультурных процессах в адыгском социуме и его отражении в творчестве просветителей.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что нами проводится специальное исследование особенностей социокультурных процессов в адыгской этносреде через комплексный анализ публицистики адыгских писателей-просветителей второй половины XIX -начала XX века. Работа носит историко-социологический характер, предполагающий комплексный анализ широкого круга вопросов, связанных с системным изучением творчества адыгских просветителей указанного периода как целостного социокультурного процесса:

рассмотрен новый этап творчества адыгских писателей-просветителей, связанный с ускоренным вхождением Черкесии в административно-политическую систему России второй половины XIX века;

- установлена преемственность связи русскоязычного творчества
писателей-публицистов второго поколения с социокультурными традициями
первого поколения просветителей (С. Хан-Гирей, С. Казы-Гирей, С. Адыль-
Гирей);

- изучены особенности осмысления и отображения в публицистике
просветителей новых социокультурных процессов в адыгском обществе;

показано отражение социальной структуры традиционного адыгского общества и сложности его перехода к европейским формам жизнедеятельности (особенно в творчестве К.Г. Инатова и А.-Г. Кешева (Каламбия);

рассмотрдньі^с^іс^іение_и отображение социокультурных процессов переходной эпохи в творческой деятельности К. Атажукина, Т. Кашежева, П. Тамбиева, С. Сиюхова;

проанализирована публицистика адыгских просветителей в русле их эволюции от романтических и просветительских идей к социальному анализу;

- представлен социологический анализ публицистики С. Сиюхова,
отразивший новую социокультурную ситуацию и тотальную социализацию
этнокультуры в первые десятилетия XX века.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Публицистика адыгских писателей-просветителей второй половины

XIX - начала XX века является не только своеобразным художественно-
этнографическим отображением народной жизни, но и серьезной попыткой
целостного анализа социальной жизни адыгов второй половины XIX - начала

XX века.

2. Показывая начало перемен образа жизни адыгского общества как
единой социально-культурннои системы, просветители поддерживают
прогрессивную роль России в формировании европейских форм
жизнедеятельности адыгского этноса.

3. Своей подвижнической просветительской, литературной и
общественно-политической деятельностью К.-Г. Инатов, А.-Г. Кешев
(Каламбий), К.М. Атажукин, Т.П. Кашежев, П.М. Тамбиев, С.Х. Сиюхов
заметно ускорили социокультурную динахмику духовной жизни адыгов
второй половины XIX - начала XX века.

4. Писатели-просветители первыми осмыслили и отобразили процесс
социального расслоения внутри традиционного адыгского общества; в живых

21 художественно-этнографических картинах воссоздали социокультурные явления в образе жизни и психологии горцев пореформенного периода.

5. Просветители показали историческую закономерность разрушения
старой модели традиционного общественного устройства адыгов; они
заметили обостряющиеся социальные противоречия, зарождение в массовом
сознании новых представлений об иерархичности социальной структуры,
наступивший кризис феодально-княжеской власти. Картина мира адыгов ^
меняется в сторону капитализации человеческих отношений, рождаются
новые слои общества, новые профессии. Усиливается тяга трудового народа

к просвещению.

  1. На рубеже двух веков произошла смена культурно-исторических типов общества горцев, которая привела к европеизации их социального статуса. Принципиальные изменения социально-экономических и политических условий вызвали глобальные изменения в общественном и духовном сознании людей. Их движение к образованию, культуре, прогрессу стало необратимым. Этому во многом способствовала творческая деятельность просветителей, писателей-первопроходцев.

  2. Попытки просвещения народа, распространения письменности на родном языке, овладение русским языком открывали новые возможности для культурного развития адыгов. Сами русскоязычные писатели-просветители составили немногочисленный культурный слой общества, т.е. выделились в системе социальной стратификации как слой культурной элиты. Таким образом, именно они осуществили первый культурный «прорыв» адыгского этноса к мировой цивилизации через освоение русской культуры; своей подвижнической деятельностью адыгские писатели-просветители способствовали формированию новой национальной социокультурной среды.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем осуществлено системное социологическое исследование публицистики адыгских писателей-просветителей второй половины XIX -

22 начала XX века. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при изучении духовно-культурных аспектов социальной жизни других этносов, при разработке и проведении спецкурсов и спецсеминаров по этносоциологии в гуманитарных вузах.

Научная апробация. Представленная диссертационная работа обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического университета в феврале 2007 года.

Результаты исследования докладывались на ежегодных региональных и Всероссийских научно-теоретических конференциях в Майкопском государственном технологическом университете и Адыгейском государственном университете в 2003-2007 годах.

По теме диссертации опубликованы статьи общим объемом - 2,00 п.л. и монография - 7,55 п.л.

Структура и краткое содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем диссертации 166 с.

Социологические аспекты этнокультуры в контексте динамики социологической мысли

Новизна избранной темы требует уточнения некоторых социологических положений, касающихся развития этнокультуры. При этом более обстоятельно останавливаемся на вопросах социальной динамики национальной культуры, включающей в себя и просветительскую литературу как своеобразную форму отображения жизни народа. Затрагиваются также малоисследованные вопросы социологии адыгской культуры, которые стали разрабатываться в последние годы учеными - социологами, философами, культурологами и этнологами.

В предлагаемой работе по заявленной теме мы исходим из общепринятой периодизации развития мировой социологической мысли. Напомним ее основные этапы: а) начальный период (предыстория); б) 40-е , годы XIX - конец XIX в.; в) конец XIX в. - начало XX в.; г) начало XX в. - і 20-е годы XX в.; д) 30-е годы XX в. - конец 50-х годов XX в.; е) начало 60-х годов XX в. - начало 90-х годов XX в.; ж) начало 90-х годов XX в. - до настоящего времени (начало XXI века).

Предпосылки возникновения социологии сформировались в начале XIX века; она возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. В период решительных перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами.

Основополагающее значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имели работы Адольфа Кетле и Опоста Конта - автора термина «социология» (30-е годы XIX века). В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Большое влияние на развитие последующих социологических теорий оказали исследования Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Парсонса, Р.Мертона, Ю.Хабермаса. Социология становится самостоятельной сферой науки об обществе1.

Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода Э.Дюркгейма.

Так называемый неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Максу Веберу принадлежит идея социологии ценностных ориентации личности и теории социального действия. Основным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отельных черт реальности, считаемых исследователем наиболее типическими. Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Теория социального действия исходила из предпосылки о функциональном единстве всех подсистем социальной системы. Она предполагала, что все эти подсистемы взаимодействуют друг с другом достаточно гармонично. Однако, по мнению Р. Мертона, такое полное функциональное единство возможно в теории, но невозможно на практике. То, что функционально для одной части системы -дисфункционально для другой. Использование понятия «дисфункция», по мнению Р. Мертона, позволит отражать в теории негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также зафиксировать степень интегрированности той или иной социальной системы.

С первой четверти XIX века социологическая мысль в России испытывает влияние со стороны различных течений западной социологии. Она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап -с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней.

Начальный этап связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1823-1900) и Н.К. Михайловский (1822-1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. По их мнению, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая, образованная интеллигенция. В субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. Они развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея перехода к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины («мира»).

Ярким представителем психологического направления в социологии России был Л.И. Петражицкий (1867-1913). Он исходил из представления о наличии в обществе особого состояния общественного сознания - народной психологии, «коллективного психологического опыта». Этот опыт является источником нормативного сознания как морального, так и правового, регулирующего поведение человека.

Социальная стратификация традиционного адыгского общества и параметры просветительской публицистики

В середине XIX века адыгская традиционная культура продолжала развиваться в русле феодально-патриархальных общественных и соционормативных ценностей. Особенностью социокультурного развития оставались традиционализм, преклонение памяти древних, отсутствие письменной формы общения людей при огромной организующей роли устного общения, способствовавшей социализации личности и удовлетворявшей духовные запросы народа. Безусловно, все это сформировало традиционные нормы жизнедеятельности адыгского этноса, неповторимое своеобразие социальной организации жизни и психологии людей; сложились традиционные системы человеческих взаимоотношений, своеобразный мир представлений и национальные формы духовной деятельности. Во всех сферах власть традиций общепринятых соционормативов была весьма велика. Возможно, поэтому традиционное адыгское общество казалось многим консервативным, закрытым, статичным. Трансформационные процессы развивались очень медленно вплоть до 60-х годов XIX века.

Модель общественного устройства адыгского этноса строилась на основе строгого соблюдения иерархичности социальной структуры, при непререкаемом авторитете традиций, обычаев, этических норм поведения. В традиционном феодальном адыгском обществе положение индивида определялось социальным положением и происхождением; аристократизм и древность рода ценились очень высоко. В целом социальная организация адыгского общества строилась на принципах общепризнанной иерархичности сословий. Знатность и аристократизм рода определяли привилегированное положение в обществе. Представители княжеской и дворянской верхушки формировали принципы жизнеустройства, определяли нормы поведения, этику общения и т.д.

В современной этносоциологии те или иные качества народа рассматриваются как результат длительного его исторического развития. Эти качества проявляются в сочетании сложившихся нравственно-психологических универсалий, определяющих поведение индивида в конкретной этнической среде. По отношению к народам Северного Кавказа такими психологическими и соционормативными универсалиями ученые считают: радикализм, андроцентризм закрытость, традиционализм, общинность и регламентированность21.

Особенности социокультурных процессов в традиционном адыгском обществе были обусловлены неравномерностью его социального развития. Социальная стратификация феодальных отношений тормозилась соперничеством «аристократических» и «демократических» племен, что приводило к децентрализации верховной власти. Феодальные формы правления переплетались с феодальными патриархально-родовыми отношениями. На фоне этих архаичных форм организации адыгского общества контрастной была внутрисословная динамика развития отдельных социальных слоев. Таким сословием были зажиточные свободные и полусвободные крестьяне, занимавшие в обществе промежуточное социальное положение. Эта достаточно влиятельная социальная прослойка, пополнявшаяся за счет освобождающихся крепостных и феодально-зависимых крестьян, в XIX веке стала весьма многочисленной. Крестьянство незакрепощенных общинников (тфокотлей), пополнялось также вольноотпущенниками (азатами) и беглыми крестьянами. «Именно это обстоятельство, - отмечают ученые-историки, - привело к тому, что число «свободного» крестьянства у адыгов в XVIII веке не уменьшилось, а даже значительно возросло по сравнению с предыдущим периодом и продолжало возрастать на протяжении всей первой половины XIX века»22. О значительной роли свободного крестьянства в общественной и социальной жизни адыгов XIX века писали историки В.К. Гарданов, Б.М. Джимов23 и др. Безусловно, основой своеобразия организации социальной и духовной жизни адыгов являлась сложившаяся традиционная сословная иерархия их общества. Накладывали свой отпечаток сложные взаимоотношения «аристократических» и «демократических» племен, отсутствие единой централизованной власти и политико-административной системы управления, а также наличие доминирующей массы свободных крестьян (тфокотлей), служащей как бы противовесом неограниченной власти феодальной (княжеской) верхушки. Подобная традиционная децентрализация власти сказывалась на всех уровнях социальной и духовной жизни адыгского этноса. Трасмиссия эмпирического опыта будущему поколению становилась важнейшим фактором, стабилизирующим жизнедеятельность традиционного общества. Этим во многом объясняются составляющие ментальносте адыга, воспитанного на образцах устной народной словесности в условиях отсутствия письменной культуры. Таким образом, адыг формировался как личность в условиях глобального воздействия устной коммуникации и устной трансляции духовных ценностей, что отлично развивало воображение и память. Все стороны его деятельности становились искусством памяти. Адыгские писатели просветители хорошо осознавали приоритетную роль устного творчества, как сохранившейся памяти об истории народа, о его культуре, обычаях, традициях, нравах просветители подчеркивали роль устно-поэтического творчества в показе эволюции социальной жизни адыгского этноса, в развитии его демократических и гуманистических ценностей. В целом творчество адыгских просветителей-публицистов носило энциклопедический, этносоциологическии характер. Этому способствовали общественно-исторические и административно-политические перемены после Кавказской войны, особенно в пореформенный период, в адыгском обществе новые ценностные ориентации; когда в различных социальных слоях общества тяга к просвещению впервые начинает обретать реальные очертания.

Социокультурные аспекты адыгского просветительства переходной эпохи и основные тенденции его развития

В истории адыгской культуры особое место занимают писатели-просветители, активно заявившие о себе еще в начале XIX века: Шора Бекмурзин Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы-Гирей, Султан Адыль-Гирей. Получив европейское образование в России, все они служили в русской армии, в своих трудах проявили себя как талантливые историки, философы, филологи, этнологи, социологи, писатели-публицисты. Их наследие привлекает внимание ученых разных специальностей и направлений; в последние годы оно становится предметом исследования и социологов.

Вторая половина XIX века открывает новую страницу в истории адыгского просветительства - начинается новый период его дальнейшего развития, вызванный начавшимся активным вхождением народов Северного Кавказа в административно-политическую систему России. После окончания Кавказской войны в 1864 году, завершившейся переселением части адыгов в Турцию, начинается новый исторический этап, открывший путь к их мирному развитию. Ускорение социально-экономических и культурных связей между адыгскими племенами и Россией, появление среди них людей, получивших русское образование, рост национального самосознания обусловили их тягу к просвещению, появление первых светских школ, которые были призваны обеспечить подъем национальной культуры и формирование демократической интеллигенции. Адыги, как и другие народы России, исповедовавшие ислам, в XVIII - начале XIX столетия располагали лишь духовными школами, в целом отданными на откуп невежественным муллам. Образованные горцы, деятели культуры и просвещения осознавали, что связывать развитие культуры и образования своего народа с деятельностью духовных школ бесперспективно. Стремясь привлечь на свою сторону представителей господствующего класса Северного Кавказа преданных себе людей, царское правительство еще в середине XVIII столетия распорядилось обучать русской грамоте аманатов-заложников, содержавшихся во многих крепостях.

Аманатские школы открывали горцам дорогу к просвещению, к русской грамоте. Некоторые из них, осознав значение образования, начинали задумываться над судьбой родного народа и его национальной культуры. Большая часть их выходила в военные, дослуживалась до высоких званий. Состоятельные семьи стали определять своих детей в русские частные школы. В последующие десятилетия горцы начинают еще более осознавать необходимость распространения образования. Оно проявлялось во всех слоях адыгского общества. Среди них появилась такая потребность, своих детей горцы стали отдавать в русские школы1. В 40-60-е годы XIX века количество школ и учащихся значительно увеличилось. Впервые в русских школах были открыты специальные пансионы для горских детей, такие специальные отделения имелись при Ставропольской и Екатеринодарской гимназиях.

Генералы от просвещения полагали, что образование простых горцев «принесет на Кавказе больше вреда, чем пользы» и «не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти» .

В последние годы внимание ученых привлекают социокультурные исследования Султана Хан-Гирея (1807-1842). Это позволяет осветить новые стороны творчества талантливого писателя и историка. Социологический подход к исторической типологии адыгского просветительства позволяет осветить новые параметры его содержания. На всех этапах своего развития оно тесно связано с существующими идеями и устремлениями эпохи, выражает типичные для мирового и русского просветительства надежды на просвещение как основы переустройства мира на справедливых социальных началах. Следует не забывать, что все они (адыгские просветители) были выходцами из состоятельных сословий, но, несмотря на это, старались выражать интересы всего народа, всей нации. Взгляды, социокультурные ориентации адыгских просветителей вписывались в общую картину передовой русской общественной мысли XIX - начала XX вв. Тем не менее, очевидно, что преувеличение ими роли просвещения в решении общенациональных задач оставляло за бортом другие факторы, «стушевывало» острые этносоциальные проблемы. В этом состоит один из главных исторических уроков адыгского просветительства. Как известно, с самого начала существования просветительского движения на Северном Кавказе большие надежды возлагались на союз с Россией, которая играла прогрессивную роль для всего многоязычного Кавказа. Социокультурная ориентация образованных горцев на союз с Россией была правильной, перспективной и дальновидной. Однако переоценка роли просвещения горцев в тех сложных, конфликтных исторических условиях имела свою трагическую развязку в середине XIX века. В тот период, как отмечает Р.А. Ханаху, «... надежды на просвещение не оправдались, а судьбы народов не укладывались в логику благополучия от просвещения»3.

В данном аспекте известный интерес представляют социологические наблюдения И.К. Брантовой, содержащиеся в ее кандидатской диссертации «Черкесия в свете этносоциологических исследований Султана Хан-Гирея» (Майкоп, 2001 г.). «Применение принципа системности помогло построить более полную, целостную социологическую картину мира Черкесии первой половины XIX века ... мы обнаружили связь между явлениями в процессе развития общества, появление нового взамен старому... передача и усвоение в черкесском обществе социальных и культурных ценностей...»4. Важный момент данной работы, на наш взгляд, рассмотрение «социальных срезов» черкесского общества, особенностей черкесского социума первой половины XIX века в свете наивно-социологических воззрений талантливого писателя, социального философа, общественного и военного деятеля Российской империи Султана Хан-Гирея.

В своей работе И.К. Брантова выявила степень разработанности поставленной проблемы. В первой главе «Целостность и системность анализа как основные парадигмы творчества Султана Хан-Гирея в контексте современной этносоциологии» рассматриваются социологические аспекты взаимодействия материальной и духовной сфер черкесского общества, этносоциологическая структура повседневного бытия адыгов, представления о социальной стратификации, политическом управлении и социальных конфликтах в жизни черкесского общества первой половины XIX века. При этом отмечается, что черкесское общество имело весьма развитую и продуманную систему социальных отношений: власть находилась в руках княжеско-дворянской верхушки (у аристократических племен) и в руках старейшин (у демократических племен), обращается внимание на происходившие в жизни адыгов социальные изменения, конфликты.

Как писатель С. Хан-Гирей, как известно, следовал традициям русского романтизма, что просматривается в его литературных произведениях. Черты романтизма присутствуют и в его социологических воззрениях. С этой точки зрения заслуживают внимания социологические наблюдения Брантовой И.К.: х Произведения Султана Хан-Гирея дают разные срезы и ракурсы социальной картины мира Черкесии. Но каждый раз они рисуют нам не саму жизнь, не существовавшую реальность, а то или иное видение ее автором этих сочинений. И каждый раз мы имеем дело с интерпретацией жизненной реальности. И в этой интерпретации представления С. Хан-Гирея о социальной стратификации и политическом управлении адыгским обществом, скорее можно считать отражением типичных тенденций общественного сознания этого периода, поэтому в них адыгское общество выглядит все же идеализированным.

Черкесское общество было аграрным по своей природе, строилось на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения. В нем на тот момент сохранялись патриархальные представления об отношениях между благородными и простолюдинами в экономической и политико-правовой сферах. Не существовало, во всяком случае, последовательно проводимой, резко выраженной противоположности моральной оценки знати и простолюдинов» . Взгляды С. Хан-Гирея на социальное и общественное обустройство государства были связаны с идеальным феодальным строем во главе с проницательным «просвещенным» монархом, в лице которого он видел образ Николая Первого.

Социальная публицистика Т.П.Кашежева и преодоление вульгарного социологизма в оценке наследия П.М.Тамбиева

Этносоциологические аспекты публицистики представителей третьего поколения адыгских просветителей, творивших на рубеже двух веков, были тесно связаны с решением трех конкретных социокультурных задач: восстановление объективной истории адыгов, сохранение (через публикации) устно-поэтического наследия народа и решение проблемы его просвещения посредством введения письменности на родном языке. В решении этих эпохальных социокультурных задач большую роль сыграл кабардинец Талиб Псабидович Кашежев (1866-1931) - выдающийся просветитель-публицист и общественный деятель. Существенен его вклад в изучении истории и образа жизни адыгов, в сборе и публикации фольклора, в организации народного образования.

В конце 80-х годов Талиб Кашежев познакомился с Л.Г. Лопатинским, который в те годы жил в Пятигорске, где исполнял должность инспектора городской гимназии, позже становится инспектором Кавказского учебного округа и издателем СМОМПКа - «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа». Из наследия Т. Кашежева солидную часть составляют его фольклорные записи, опубликованные в двух сборниках СМОМПКа: VI номере за 1988 и XII за 1891 годы. Благодаря его записям сохранены классические варианты исторических преданий: «Адемиркан», «Переселение Кабарды Тамбиева», «Крымцы в Кабарде», «Братья Ешаноковы», «Эльбрус», «Машуко», «Озеро Шатхурей» и др.

С 1890-го года Кашежев начинает проявлять интерес и к социально-этнографическим исследованиям: в 1892 году он выступает на страницах журнала «Этнографическое обозрение» со статьей «Свадебные обряды кабардинцев». Затем в 1902 году там же появляется вторая статья «Ханцегуаше». Т. Кашежева волновали вопросы общественного и социального жизнеустройства горцев, выступал с различными предложениями по упорядочению общественного быта народа, ограничению произвола официальных властей.

Записанные и впервые опубликованные им адыгские исторические и топонимические предания содержат богатый социально-этнологический материал. Так, например, в записанном им предании «Переселение Кабарды Тамбиева» содержатся важные исторические свидетельства о расселении древних адыгов - косогов, занимавших прежде, согласно преданию, территорию Северо-Западной части Кавказа, о переселении на земли, расположенные на левом берегу Малки, близ кургана Курей, одного из уорков косожского князя - Кабарды Тамбиева - основателя первого косожского аула на территории Кабарды.

Просветитель отбирал предания, содержащие сведения о жизни и быте народа, об его общественном жизнеустройстве. В данном аспекте характерен показ рыцарско-воинственного быта адыгов в «Сказании о братьях Ешаноковых», который содержит данные об адыгском судопроизводстве, основанном на очистительной присяге, обычае гостеприимства, побратимства, представление о «рыцарской чести».

Следует отметить, что Талиб Кашежев и Паго Тамбиев проводили просветительские и социальные идеи и при отборе текстов адыгского фольклора. П. Тамбиев, например, в записанных им преданиях и сказаниях стремился передать своеобразие общественного и социального мироустройства адыгов, особенно феодально-княжеской верхушки; старался воспроизводить конкретные исторические события и факты. П. Тамбиев был знатоком и собирателем материалов из древней истории и средневекового рыцарства. Его интересовали больше всего общественные, социальные установления феодального рыцарства, порожденные своеобразием средневековой эпохи. Образы древних правителей, предков у Тамбиева идеализированы, они олицетворяют прошлую героическую, наездническую эпоху. Поэтому на первый план им выдвигаются выработанные веками традиционные общественные установления адыгской феодальной знати. Все это П. Тамбиев стремится запечатлеть в своих фольклорных записях. А у Т. Кашежева превалирует интерес к социально-бытовому укладу «нижних» социальных слоев. Герои записанных им сказочных текстов преимущественно простые, бедные люди, которые благодаря своему уму, сметливости, сообразительности и мужеству достигают благополучия в жизни. Для записи и публикации Т. Кашежев отбирал жанр бытовой сказки; в них он проводил идею о том, что человек ценен не занимаемым социальным положением, а своими умственными, моральными качествами. Безусловно, в творческой деятельности Т. Кашежева сказывались просветительские идеи, общегуманистические принципы, проводимые его редактором-издателем Л. Лопатинским. Не без его участия Кашежев отбирал те бытовые сказки и сказания, которые по своей социальной идее перекликались с его собственными культурно-просветительскими взглядами. Свои общественно-социальные взгляды Т. Кашежев выражал не прямо, а опосредованно. По своей структуре его статьи приближаются к социально-этнографическому очерку1. Традиции Т. Кашежева были продолжены и развиты Паго Измаиловичем Тамбиевым (1873-1927) культурно-просветительская деятельность которого приходится на 90-е годы XIX в. и начало XX века.

С 1888 по 1892 гг. П. Тамбиев учился в Закавказской учительской семинарии в г. Гори, где познакомился с Талибом Кашежевым и Л.Г. Лопатинским - инспектором Кавказского учебного округа, а затем ставшим редактором «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). В последующие годы Л.Г. Лопатинский сделался творческим наставником П. Тамбиева, помог ему в опубликовании многочисленных фольклорных записей.

В историю адыгской культуры Паго Тамбиев вошел прежде всего как просветитель-демократ. В отличие от многих своих современников, революцию в России он встретил весьма сдержанно, не питал больших надежд на «рай земной», полагая, что только просвещение и демократизация общества способна преобразовать мир и человеческую личность. Общественные социально-исторические процессы, происходящие в революционной России, Тамбиев рассматривал трезво. Как убежденный сторонник эволюционного, просветительского пути развития общества он не принимает лозунги гражданской войны, объявив ее бессмысленной и братоубийственной как для России, так и для народов Кавказа. Хотя Тамбиев стоял на политических позициях «нейтралитета», осуждал жестокость гражданской войны, он после революции проделал большую работу по строительству новой жизни в родной Кабардино-Балкарии.

В целом самой большой заслугой Паго Тамбиева следует считать сбор, систематизацию и издание богатейшего фольклора адыгов. Фольклорные тексты Тамбиева (все без исключения) публиковались на протяжении почти четверти века в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», издававшемся Л.Г. Лопатинским в Тифлисе. Здесь им было опубликовано 5 сказаний и преданий; пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, примет и поверий, рецептов из народной медицины - 893.

Похожие диссертации на Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века : по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей