Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Самоненко Илья Юрьевич

Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде
<
Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самоненко Илья Юрьевич. Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Самоненко Илья Юрьевич; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2009.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/185

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности использования учащейся молодежью элементов Информационных компьютерных технологий .

1.1. Области применения средств Информационных компьютерных технологий учащейся молодежью .

1.2. Методический инструментарий диссертационного исследования.

1.3. Особенности деятельности «игроков», «школяров» и «созидателей» в современной информационной среде .

Глава 2. Влияние современной информационной среды на развитие компонентов социальной культуры учащейся молодежи». 71

2.1. Особенности развития культуры общения «игроков», «школяров», «созидателей» в современной информационной среде. 71

2.2 Результаты исследования рефлексивной компоненты социальной культуры учащейся молодежи . 109

Заключение. 141

Библиография 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Настоящий период развития современного общества характеризуется интенсивной разработкой компьютерных технологий, которые реализуются во всех сферах деятельности человека, образуя глобальное информационное пространство нашего мира. Особое место информационная среда занимает в жизни учащейся молодежи, что изменяет прежние формы культурного бытия молодых людей, их виды общения, трансформирует способ культурной коммуникации, оказывает влияние на формирование социальной культуры современного человека.

Еще в недавнем прошлом становление и развитие социальной культуры молодых людей в значительной степени базировалось на традиционных ценностях российского общества. В настоящее время непрерывно меняющийся современный мир способствует постоянному обновлению, изменению, модернизации условий жизни молодого поколения: в быту, в сферах образования и развлечений, в области творчества и профессионального определения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), широко используемые молодыми людьми для развлечения, обучения, дистанционных видов общения, для решения разнообразных конкретных научных, производственных, и других видов задач, могут оказывать разного рода воздействия на формирование социальной культуры молодых людей. Влияние современной информационной среды, с которой тесно контактируют современные молодые люди, на становление и развитие важнейших компонентов социальной культуры человека требуют пристального внимания и специального научного исследования.

Проблема настоящего исследования обусловлена

противоречиями между традиционными условиями формирования компонентов социальной культуры современного человека и современной информационной средой, вносящей новые как позитивные, так и негативные составляющие в жизнь молодых людей. Особое опасение вызывает возможность негативного воздействия ИКТ на те компоненты социальной культуры учащейся молодежи, которые формируются в подростковом и юношеском возрасте. Необходимо проведение системного исследования влияния современной информационной среды на формирование компонентов социальной культуры учащейся молодежи.

Степень научной разработанности проблемы.

Важнейшими компонентами социальной культуры являются общение и рефлексия. В контексте социально-психологического подхода (В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, А.И. Подольский, А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) понятие общения определено как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью к совместной деятельности, коммуникации, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействий, восприятие и понимание. Процесс общения является основой диалектического взаимодействия личности и общества (А.А.Леонтьев). Социологический аспект изучения общения фокусирует внимание на взаимосвязи внутренних структур общества и процессов общения, реализующихся в этих структурах (Ломов Б.Ф., Я. Щепаньский, И.С. Кон, Т. Шибутани, Б.Д. Парыгин). Любое общение, актуализирующее социально значимые отношения между людьми, проявляется на соответствующем социологическом уровне, вовлекает во взаимодействие субъектов, объединенных едиными мотивами, нацеленными на достижение общих целей деятельности. В сфере педагогической деятельности процесс общения выступает, как

необходимое условие организации учебного процесса, обеспечивающее взаимодействие, коммуникацию, сотрудничество учителя и обучаемого (А.Н. Леонтьев, Л.С.Выгодский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.Я. Ляудис, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Общепринятым является понимание рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (Семенов И.Н, Степанов Ю.Н., А.В.Карпов, И.М. Скитяева). Многие авторы рассматривают рефлексию, как инструментальное средство, необходимое для успешной самоорганизации учебной деятельности (А.З. Зак, М.Э. Боцманова, А.В. Захарова), или другими словами -саморазвития. Рефлексивные процессы лежат в основе таких качеств мышления как критичность и креативность (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, Т.В.Белозерцева, В.Г.Богин, Е.П. Варламова, С.Ю.Степанов), являющихся в свою очередь необходимым средством противодействия попыткам манипуляционного воздействия на личность человека (А.В.Хуторской). Рефлексия играет важную роль в профессиональном самоопределении подростка, а также в выработке притязаний на достижение определенного общественного статуса (Н.С. Пряжников). Данное обстоятельство выдвигает рефлексию в число ведущих показателей развития социальной культуры человека.

Деятельность учащейся молодежи в современной информационной среде изучена достаточно подробно. Проблемы увлечения подростками компьютерными играми и их применения в учебном процессе, рассматривались в работах B.C. Собкина, И.И. Югай, Ю.М. Евстигнеевой, И.В. Бурлакова, М.С. Иванова, О.А. Бизиковой, Л.П. Тимофеевой. Вопросы, связанные с использованием учащейся молодежью Интернет - технологий, феномен самоидентификации в пространстве Интернет, а также явления погруженности в виртуальный мир, зависимости от компонентов среды Интренет, рассматривались в

работах А.Е. Войскунсного, Т.А. Наумовой, А.Е. Жичкиной, К.С. Янг, Е.П. Белинской, И. С. Шевченко и других авторов.

Возможности применения средств информационных технологий в образовательном процессе проанализированы в работах B.C. Собкина, Д.В. Адамчука, Е.Д. Патаракина, И.Л. Морозова, В.А. Сухомлина, Л.Ф. Отверченко, Я.А. Ваграменко, А.П. Ершова, Б.Е. Стариченко, А.Ю. Уварова, И.И.Раскиной, Е. В. Степановой и др. Проблемы применения ИКТ в созидательной, проектной и исследовательской деятельности школьников рассматриваются в работах А.Е. Войскунского, Ю.Д. Бабаевой, Е.А. Востриковой, М.П. Концевого, Е.С. Полат, И.Н.Чижевской.

Анализ научных разработок, представленных в открытой печати, позволяет сделать заключение о том, что развитие важнейших компонентов социальной культуры учащейся молодежи изучено весьма подробно, также основательно исследованы возможности использования средств ИКТ в разных сферах деятельности современных молодых людей. Вместе с тем, влияние современной информационной среды на развитие социальной культуры учащейся молодежи изучено недостаточно полно и требует дальнейшего научного исследования.

Объектом исследования являются компоненты социальной культуры учащейся молодежи, предмет исследования - условия и факторы формирования компонентов социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде.

Гипотеза исследования. Становление и развитие компонентов социальной культуры учащейся молодежи зависят от уровня освоенности ими современных элементов ИКТ, от степени погруженности молодых людей в виртуальный мир ИКТ, от направлений применения знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

Цель работы. Изучение условий и факторов развития компонентов социальной культуры учащейся молодежи, в зависимости от основных параметров, характеризующих деятельность представителей выбранного контингента молодых людей в современной информационной среде.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Выделить компоненты социальной культуры подростков и молодых людей, которые претерпевают негативные изменения в результате нерационального использования учащейся молодежью современных элементов ИКТ.

  2. Разработать методическое обеспечение для выявления групп учащейся молодежи, различающихся по основным характеристикам, определяющим их деятельность в современной информационной среде.

  3. Выявить группы учащейся молодежи, различающиеся по характеру использования знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

  4. Установить зависимость развития выявленных компонентов социальной культуры современных молодых людей от уровня освоенности ими современных элементов ИКТ, от степени погруженности молодых людей в виртуальный мир ИКТ, от направлений применения знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

  5. Проанализировать возможности снижения негативного воздействия элементов ИКТ на становление и развитие компонентов социальной культуры учащейся молодежи.

Положения, выносимые на защиту: 1. Выявлены особенности использования компонентов ИКТ учащейся молодежью в сферах развлечений, обучения, самостоятельной созидательной деятельности.

  1. Разработано методическое обеспечение, включающее компьютерную программу, предназначенную для анкетирования учащейся молодежи, а также специальных математический аппарат обработки полученных данных, позволяющий проводить наиболее точное выделение групп из общего числа респондентов.

  1. Показана возможность распределения выбранного контингента учащейся молодежи: старшеклассников и студентов - на группы, различающиеся по характеру использования молодыми людьми знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

  2. Установлена зависимость развития наиболее актуальных для выбранной возрастной группы компонентов социальной культуры, а именно: способностей общения и рефлексии от уровня освоенности молодыми людьми современных элементов ИКТ, от степени их погруженности в виртуальный мир ИКТ, от направлений применения знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

  3. Показана возможность создания оптимальных условий для снижения негативного влияния некоторых элементов современной информационной среды на становление и развитие умений и способностей к общению и рефлексии учащейся молодежи.

Научная новизна.

  1. Установлено, что в соответствии с критерием «использование компонентов ИКТ» в выбранном контингенте учащейся молодежи можно выделить группы: «игроков», «школяров» или «созидателей», различающиеся по основным параметрам, которые характеризуют деятельность молодых людей в современной информационной среде.

  2. Проведено сопоставление групп респондентов, детерминированных по двум основаниям: в качестве одного основания выступал характер использования молодыми людьми информационных

технологий; другим основанием являлись показатели развития социальной культуры этого контингента молодежи.

3. Установлена корреляция характеристик, определяющих культуру общения молодых людей, уровень развития их рефлексивных способностей, с одной стороны, и их принадлежность к конкретной группе («игроков», «школяров» или «созидателей») - с другой. Практическая значимость.

  1. Разработано методическое обеспечение, которое может быть использовано в подобных социологических исследованиях для диагностики контингента учащейся молодежи. Методическое обеспечение включает компьютерную программу, предназначенную для анкетирования учащейся молодежи, а также специальных математический аппарат обработки полученных данных, позволяющий проводить наиболее точное выделение групп из общего числа респондентов.

  2. Получены результаты, позволяющие определить вектор направленности увлечений и устремлений молодых людей в современной информационной среде и принять меры по предотвращению деструктивных явлений, препятствующих нормальному развитию компонентов социальной культуры учащейся молодежи.

Методологической основой диссертационного исследования выступают принципы социального детерминизма, системного анализа, классические и современные теоретические положения социологии. Эмпирическая база исследования включает комплекс социологических методов сбора эмпирической информации, частные методики: анкетирование и интервью респондентов, анализ продуктов деятельности, контент - анализ массивов текстов, записанных в ходе бесед и дискуссий на заданные темы, анализ отдельных случаев - метод «кейсов», а также специально разработанную математическую модель

выделения исследуемых групп респондентов, используемую для обработки базы данных социологического исследования.

Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры «Социология, психология и педагогика» МГТУ «СТАНКИН», на семинарах факультета дополнительного образования МГУ имени М.В. Ломоносова, а также на научно-практических конференциях: «Ломоносовские чтения» в МГУ имени М.В. Ломоносова, «Форум молодых исследователей» на III Фестивале Науки в МГУ имени М.В. Ломоносова. Основное содержание диссертационного исследования представлено в пяти научных работах автора. Практическая значимость диссертационной работы подтверждена актами о внедрении результатов исследования в учреждениях среднего общего образования и учреждениях дополнительного образования учащейся молодежи.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Содержание диссертации включает таблицы, графики, диаграммы и прочий иллюстрационный материал.

Области применения средств Информационных компьютерных технологий учащейся молодежью

Деятельность учащейся молодежи в современной информационной среде изучена достаточно подробно. Проблемы увлечения подростками компьютерными играми и их применения в учебном процессе, рассматривались в работах B.C. Собкина, И.И. Югай, Ю.М. Евстигнеевой, И.В. Бурлакова, М.С. Иванова, О.А. Бизиковой, Л.П. Тимофеевой. Вопросы, связанные с использованием учащейся молодежью Интернет - технологий, феномен самоидентификации в пространстве Интернет, а также явления погруженности в виртуальный мир, зависимости от компонентов среды Интренет, рассматривались в работах А.Е. Войскунсного, Т.А. Наумовой, А.Е. Жичкиной, К.С. Янг, Е.П. Белинской, И. С. Шевченко и других авторов

В работах Е. О. Смирновой и Р. Е. Радевой изучаются различные аспекты увлечения компьютерными играми у дошкольников и школьников младших классов. Отмечается, что сложность прохождения игры взаимосвязана с самоощущениями детей. Больший интерес вызывают сложные для прохождения игры, поскольку успех в них поднимает самооценку играющего. В частности авторами были получены следующие результаты, описывающие мотивацию школьников младших классов к компьютерным играм: удовольствие (80%), развлечение (58%) и мотив достижения (49%).

Всесторонний анализ мотивации школьников к компьютерным играм осуществлялся в работах В. С. Собкина и Ю.В. Евстигнеевой 2. Авторы выделили два основных мотива обращения школьников к компьютерным играм: «скучно, нечем заняться» (45%) и желание развлечься (33%). Помимо этого в работе отмечены эмоциональные состояния школьников увлеченных компьютерными играми: азарт (42% ), радость (39%) и чувство превосходства над соперником (27%).

Авторы отмечают, что «мотивация достижения становится определяющей в отношении к компьютерной игре как к значимой деятельности, в которой происходит самоутверждение ребенка».

В диссертационной работе Ю.В. Евстигнеевой рассматривались факторы обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте. В них было установлено, что влияние процесса информатизации по-разному отразились на изменении субкультуры мальчиков и девочек. Были выявлены различия в мотивации обращения к игре на разных этапах подросткового возраста. Были выделены три типа игровых установок подростков, которые согласуются с модусами жизненного ориентирования, и определяются комплексами характерным мотивов, побуждающих подростков к игре, а так же спецификой эмоциональных состояний, переживаемых в процессе игры.

В работе Cho4 и др. показано, что мотивирующим фактором для игроков может служить повышенный уровень когнитивного конфликта. Так же в работе было выделены следующие параметры характеризующих компьютерную игру: интерактивность (степень вовлеченности в игру); когнитивный конфликт (необходимость решать поставленные игрой задачи, в то время как эмоциональный интерес направлен, например, на графику, звук и т.д.); ограниченность внимания (оно направлено только на игру);симуляция (в игре моделируются реальные жизненные ситуации); возможность повторения (игру можно проигрывать множество раз, приобретая при этом новые знания и умения).

Проблемы мотивации к компьютерным играм так же изучались в работах А.Г. Макалатия 5. В частности, были выделены «аспекты удовольствия» в качестве факторов привлекающих к компьютерным играм: сюжетный или эмоционально-эстетический аспект (художественные достоинства сюжета игры); раскачка или прокачка персонажа (термины из, жаргона игроков обозначает рост виртуальных умений, приобретение новых возможностей в процессе игры, усиление, прибавление возможностей влиять на игровой мир, получение новых, более мощных средств для решения игровых задач); достижение (победа над противником, достижение цели игры); интеллектуальное удовольствие; коллекционно-исследовательский (возможность исследовать саму игру, игровой мир, правила и объекты и потенциальная исчерпываемость этого исследования); творчество (возможность создавать в рамках игры что-то новое, индивидуальное); внеигровые (социализация, проведение досуга, разрядка эмоций, эскапизм). Автор отмечает, что «для разных людей относительное значение этих факторов неодинаково. Как правило, у каждого заядлого игрока есть один или несколько "главных" аспектов удовольствия, которые и определяют жанры и типы предпочитаемых им игр». В работах А.Е. Войскунского б, О.В. Митиной, А. А. Аветисовой было доказано что для игроков в MUD (Multi-User Dungeon, Multi-User Dimension) характерен опыт потока (аутотелического опыта 7) во время игры. В работе было выделено 6 факторов связанных с обще-игровыми и социально-демографическими вопросами: переживание опыта потока (включает в себя параметры, связанные с переживанием вдохновения и воодушевления, направленностью внимания, наличием определенного напряжения в игре, потерей чувства времени в ходе как игры, так и общения с другими игроками, восприятием игровой ситуации как реальности, а не как игры, готовностью играть не отвлекаясь); ориентировка на достижение успеха в игре (характеризует продолжительность суммарной длительностью игры в течение недели и ориентацией на успех в игре); активность/пассивность в игре (значимо детерминирован опытом игры, продолжительностью игрового времени и общей успешностью в игре); ориентация на общение в игре (игроки, имеющие высокие баллы по этому фактору, не ориентированы на успех в игре); Продуманный стиль игры (свойственно пользоваться уже известными им способами поведения и маршрутами, обдумывать игру после ее завершения, проигрывать один и тот же эпизод по несколько раз); Ориентация на познание (исследование ранее не известных области игрового мира).

Особенности деятельности «игроков», «школяров» и «созидателей» в современной информационной среде

В результате первого этапа диссертационного исследования, были выделены три группы представителей учащейся молодежи, которые используют средства ИКТ с существенными различиями.

Первая группа, которая получила условное название «Игроки», наиболее активно использует средства ИКТ преимущественно в сфере развлечений. S Вторая группа, которую получила условное название «Школяры», чаще всего использует средства ИКТ преимущественно в учебе. S Третья группа, которую получила условное название «Созидатели», демонстрирует сформированные навыки и умения использования средств ИКТ в творческой, созидательной деятельности. Важно отметить, что такое деление респондентов исследования на группы не является абсолютно безусловным. Значительно число представителей всех трех групп используют средства ИКТ в самых разнообразных сферах, в том числе и в тех трех областях, которые выделены в данном диссертационном исследовании. То есть представители группы «игроков» зачастую используют средства ИКТ, например, для учебы, а молодые люди, входящие в группу «созидателей», - для игр и развлечений.

Результаты проведенного исследования показали, что «игроки» -в особенности яркие представители этой категории учащейся молодежи, преимущественно, чаще всего, главным образом используют средства ИКТ для игр и развлечений. В свою очередь, молодые люди, входящие в группу «школяров», весьма активно, более энергично и функционально, чем, например, «игроки», применяют средства ИКТ в учебном процессе. Особенность представителей группы «созидателей» заключается в их установках и способностях использования средств ИКТ не только в сферах развлечений и учебы, но и в сфере созидательной деятельности. Последнее проявление является особой и весьма значимой характеристикой, существенно отличающей данную группу учащейся молодежи от двух предыдущих.

Исследование показало, что выявление группы «игроков» практически невозможно путем простого и однозначного опроса молодых людей. Даже яркие представители этой категории учащейся молодежи на прямой вопрос о принадлежности к группе «игроков» не дают достоверного ответа: любой из них считает, что увлеченность компьютерными играми всего лишь незначительный эпизод в его жизни.

Однако, при условии анонимного анкетирования, ответы на отдельные частные вопросы позволили выявить, вскрыть истинную принадлежность респондентов к данной группе. Так, на вопросы, касающиеся мастерства и успехов в компьютерных играх, времени, посвящаемому играм и предпочтениям в ряду различных занятий, респонденты данной группы отвечали достаточно искренне. Подтверждая высокую степень мастерства в сложных видах компьютерных игр, респонденты косвенно подтверждали свою принадлежность к группе «игроков», поскольку добиться высокого мастерства во многих компьютерных играх можно только при условии длительных тренировок, глубокого погружения в данную сферу. Ответы на вопросы о времени, затрачиваемом на компьютерные игры, таюке свидетельствовали о факте высокой степени погружения «игроков» в виртуальный мир, а иногда и о компьютерной зависимости молодого человека. О последнем, с нашей точки зрения, свидетельствуют положительные ответы на вопрос о ночном времени, используемом респондентами для игры, а также ответы, о том, что респонденты этой группы хотели бы уделять больше свободного времени именно играм, а не другим каким-либо занятиям, которые, как правило, привлекают современную молодежь.

Анкетирование показало, что всех представителей группы «игроков» характеризует ярко выраженная поглощенность компьютерными развлекательными программами, но, несмотря на высокую степень погруженности молодых людей этой группы в виртуальный мир, уровень освоенности ими современных элементов ИКТ весьма невысок. Многие «игроки» демонстрировали в ходе анкетирования искаженное, ошибочное представление о себе, как об опытном пользователе: для них характерна завышенная самооценка собственных компетенций в сфере ИКТ, которая заставляет легко браться за самые сложные задачи, но при неудаче быстро уходить от продолжения деятельности.

Результаты анкетирования показали, что в сети Интернет большинство «игроков» проявляют узко выраженный интерес, преимущественно, к развлекательным сайтам: они стремятся использовать любые возможность получить новые игровые программы, однако их поиск в сети Интернет следует признать случайным, хаотичным. Значительная часть респондентов, отнесенных к группе «игроков», имеет основательные сведения о сайтах, представляющих сведения о компьютерных играх, они осведомлены о форумах и блогах, в которых обсуждаются игровые проблемы. Однако их активность носит односторонний характер: например, многие «игроки» читают материалы игровых форумов, но лишь единицы из них готовы подготовить и отослать какой-нибудь значимый материал в сеть Интернет.

Особое внимание в исследовании было уделено изучению отношения родителей и других взрослых к игровым пристрастиям молодых людей, а также тому, как это отношение влияет на убеждения подростка. Анкетирование показало, что, в большинстве своем, родители высказывают озабоченность игровыми увлечениями молодых людей, однако их высказывания, как правило, не воспринимаются подростками серьезно. Причина этому в том, что многие взрослые не являются опытными пользователями средств ИКТ (в том числе и в сфере игр и развлечений), поэтому они не имеют достоверных, основательных, детальных сведений о данной области деятельности человека. Их доводы об опасности слишком глубокого погружения в виртуальный мир не признаются молодыми людьми убедительными.

Особенности развития культуры общения «игроков», «школяров», «созидателей» в современной информационной среде.

Общение - «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»1.

В контексте социально-психологического подхода понятие общения детерминировано, как многоаспектный процесс установления и развития контактов между людьми. Как следует из работ многих известных авторов (В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, А.И. Подольский,) (А.А. Леонтьев)3, (Г.М. Андреева)4 (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)5, процесс общения, порожденный потребностью к совместной деятельности, включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействий, восприятие и понимание человека человеком. Процесс общения следует признать основой диалектического взаимодействия личности и общества (А.А.Леонтьев).

Социологический аспект изучения общения фокусирует внимание на взаимосвязи внутренних структур общества и процессов общения, реализующихся в этих структурах (Б.Ф. Ломов) , (Б.Д. Парыгин) , (И.С. Кон) 8, (О.В. Лунева) 9, (Т. Шибутани) ,0. Любое общение, актуализирующее социально значимые отношения между людьми, проявляется на соответствующем социологическом уровне. Разнообразные формы общения вовлекают во взаимодействие субъектов, объединенных едиными мотивами, нацеленными на достижение общих целей деятельности, являются основой целенаправленного воздействия человека на природу, использования необходимых для жизни общества природных ресурсов. Весь спектр различных форм общения людей можно отнести к разнонаправленным факторам социальной жизни общества. Само существование и функционирование социальной структуры в целом и составляющих ее социальных групп является возможным не только за счет стабильности системы коммуникации, но и за счет стабильности разнообразных форм общения (А.А.Леонтьев)11.

В сфере педагогической деятельности процесс общения выступает, как необходимое условие организации учебного процесса, обеспечивающее взаимодействие, коммуникацию и сотрудничество учителя и обучаемого (А.Н. Леонтьев)12, (Л.С.Выгодский)13, (П.Я. Гальперин)14, (Н.Ф. Талызина)15, (Д.Б. Эльконин)16, (В.В. Давыдов)17. Обмен информацией познавательного характера базируется на процессе общения, следовательно разнообразные формы общения выступают как необходимое условия при организации любого учебного процесса. Таким образом, в данном случае смысл общения заключается в том, что этот процесс выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта в рамках существующей системы образования.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе человека постепенно: особенно интенсивно все системообразующие элементы процесса общения развиваются в подростковом возрасте и в ранней юности. (Л.Ф. Обухова)18, (Ю.И. Фролов)19, (В.В. Давыдов)20. Оптимальные формы общения строятся у подростков и у молодых людей на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные элементы. В данном возрастном периоде общение является одним из главных факторов психического развития личности, в ходе которого сознание подростка достигает качественно нового уровня. Анализ работ отечественных и зарубежных социологов, психологов, дидактов, специалистов сферы образования позволил сделать заключение о том, что в юношеском возрасте общение играет особую, ключевую роль в развитии личности подростка

Оптимальные условия для развития личности подростка должны включать возможности организации его общения со сверстниками и с взрослыми людьми. Следует подчеркнуть, что общение с взрослыми является одним из важных факторов психического развития молодого человека, поскольку именно этот вид общения приобщает его к общественно-историческому опыту человечества. Особое место занимают, так называемые, референтные группы людей, которые необходимы для усвоения подростками и молодыми людьми ведущей деятельности, соответствующей каждому возрастному этапу развития личности. Для подростков в возрастном интервале около 12-15 лет это социально-значимая деятельность, для молодых людей 16-19 лет -это профориентационная" . Реализация общения адекватного по содержанию и достаточного по количеству является основой освоения подростком особых форм взаимодействия с людьми, что является необходимым условием становления и развития социальной культуры молодого человека.

Результаты исследования рефлексивной компоненты социальной культуры учащейся молодежи

Изучение особенностей становления рефлексивных способностей как компонента духовной культуры для возрастных групп старших школьников в связи с освоением ИКТ стало предметом специального анализа в настоящем исследовании. В современной социологической, педагогической и психологической литературе необходимость всестороннего изучения этой составляющей мыслительной культуры признается чрезвычайно актуальной.

Как отмечает А.В.Карпов и И.М.Скитяева «Проблема рефлексии представляет собой одну из важнейших междисциплинарных проблем, разрабатываемых в рамках целого ряда гуманитарных дисциплин: философии, социологии, культурологи, педагогике, психологии... О фундаментальности проблемы рефлексии свидетельствует тот факт, что без анализа рефлексивных процессов невозможно полное понимание таких основополагающих феноменов человеческой психики как произвольность, самосознание, теоретическое мышление, творчество. Кроме того, на определенном этапе онтогенеза рефлексивность выступает как основная детерминанта социализации личности, опосредует процессы межличностной коммуникации..., во многом определяет эффективную адаптацию личности к внешней природной и социальной окружающей среде».

Отдельным направлением научных исследований стала область знаний, получившая название социальной рефлексии. (Терборн Г. и др.)

Для удобства работы и однозначности понимания из всего многообразия понятий рефлексии мы остановимся на тех, которые, на наш взгляд, ближе всего относятся к педагогической практике.

«Рефлексия - самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, деятельностью. Рефлексия в обучении мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности» (Б. 3. Вульфов и др)3. С помощью рефлексии, отмечает Е. В. Доманский осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения:

- практической (что сделано? что является главным результатом?);

технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.);

- мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти? и т.д.).

Как отмечает В.Г. Богин 5 «Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.) перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире (онтологическая рефлексия, если пользоваться терминами Э.Г. Юдина), он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего (гносеологическая рефлексия 1 уровня), на себя-рефлексирующего (гносеологическая рефлексия 2 уровня), на основания, средства и способы этой своей деятельности (методологическая рефлексия 1 уровня), на основания, средства и способы этой своей рефлексии (методологическая рефлексия 2 уровня) над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида».

Для того чтобы ученик начал рефлектировать, необходимо создать такие условия, когда всячески поощряется и стимулируется его выход в рефлексию, обращение его к своему внутреннему миру, своему опыту. Суть выхода в рефлексию (или, как принято говорить, в рефлексивную позицию) заключается в следующем: индивид прекращает привычный способ деятельности (мыследеятельности), перестает действовать (в широком смысле этого слова - т.е. осуществлять практическую деятельность, мыслить, коммуницировать) и как бы "отходит в сторону", выходит за пределы "пространства" этой деятельности в какое-либо другое из трех вышеперечисленных и начинает смотреть на нее со стороны, делает ее объектом рассмотрения, что позволяет ее "увидеть" по-новому (а иногда и вообще впервые увидеть) и начать анализировать.

Рефлексия начинается с того момента, когда фиксируется некоторое "незнание", появляется "знание о незнании" отмечает И.Н. Семенов .

Рефлексия, являясь важнейшим психологическим обретением человека, в «явном» виде не предстает перед окружающими в виде его заметного качества. Более того, рефлексивные способности, если они не поднимаются до уровня методологической рефлексии 2-го уровня, зачастую не осознаются самим субъектом деятельности, а ощущаются им как интуиция.

Похожие диссертации на Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде