Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Хаматханова Макка Алаудиновна

Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе
<
Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хаматханова Макка Алаудиновна. Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Тюмень, 2007.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/455

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования культуры диаспор .

1.1. Диаспоры: сущность, определение, признаки формирования 12

1.2. Методологические подходы к исследованию культуры диаспор 36

1.3. Межкультурное взаимодействие этнических общностей 61

Глава 2. Диагностика социокультурной ситуации жизнедеятельности диаспор кавказских народов: анализ и пути улучшения (на примере Тюменского региона).

2.1. Общая характеристика социокультурной ситуации диаспор на юге Тюменской области 84

2.2. Социологический инструментарий исследования культуры диаспор кавказских народов 103

2.3. Диагностика социокультурной ситуации и тенденций развития культуры диаспор кавказских народов юга Тюменской области 112

Заключение 150

Библиография 155

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном российском обществе происходят процессы, оказывающие влияние на межнациональные отношения. Развитие последних обусловливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления, в том числе с учетом такого феномена этносоциальной структуры, как диаспора. В настоящее время в диаспорах наблюдается активизация национального самосознания и национальной самоидентификации. Представители диаспор вынуждены вновь обретать стабильные жизненные условия, определять перспективы своего этнического существования, искать собственную нишу в новой социокультурной среде, проходить необходимые стадии адаптации.

Феномен диаспоры основывается на культурной самобытности, которая обеспечивает жизнеспособность этнического организма. Отрыв от исторической родины компенсируется стремлением к сохранению национальной культуры, содействием ее развитию, устойчивостью к ассимиляции. Следует отметить, что не каждая этническая группа выступает в роли диаспоры и что диаспора является определенной стадией развития этнического сообщества, которая отличается высоким уровнем сплоченности и консолидации, эффективностью организационных форм жизнедеятельности, действенной социальной защитой своих членов, активной самоорганизацией и самоуправлением, полноправным вхождением в систему межнациональных связей. Основой существования и эволюции диаспоры выступает коллективная этнокультурная идентичность и включение в интернациональный культурный процесс.

Дискуссии о проблемах диаспор ведутся философами, социологами, политологами давно. Особую актуальность проблема диаспор приобрела в постсоветский период, когда миллионы людей, считавшиеся до 1990 гг. единой семьей народов, оказались вне своих государственных образований, а в ряде стран ближнего зарубежья превратились в национальные меньшинства.

Вследствие этого перед ними встает проблема социокультурной адаптации в принявшем их обществе.

В современном пространстве Тюменской области также происходит активизация деятельности диаспор. По данным Комитета по делам национальностей Тюменской области в регионе насчитываются 26 диаспор, в том числе и диаспоры народов Северного Кавказа. Исследование этнокультурных проблем их жизнедеятельности в настоящее время приобретает особую значимость, поскольку они связаны с социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, происходящими в области. В условиях обновления всех сфер общественной жизни выявление основных закономерностей и специфических особенностей формирования этнокультуры в целом и культуры диаспор кавказских народов Тюменской области в частности имеет большое теоретическое и практическое значение.

Вопросы культуры, истории и этнографии народов Северного Кавказа всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых. В последнее десятилетие в связи с возникшими национальными противостояниями и конфликтами в этом регионе значительно больше уделяется внимания этнополитическим и гораздо меньше этнокультурным проблемам. Между тем исследование этнической культуры народов Северного Кавказа, а также культуры диаспор кавказских народов, как неотъемлемой части духовной культуры современного человечества, вопросов формирования национального самосознания имеет исключительно важное научно-теоретическое значение.

Для российской социологической науки проблематика поиска новых путей и этапов формирования культуры диаспор кавказских народов является достаточно новой. Это связано с тем, что процесс ее формирования только начинается, а зарубежный опыт слабо изучен и неадаптирован к отечественной практике. Вместе с тем отдельные аспекты исследуемой проблемы в той или иной мере изучались ранее философами, социологами, культурологами, экономистами. Проведенный анализ литературных источников, в том числе

диссертационных исследований последних лет, свидетельствуют об усилении внимания к проблеме формирования культуры различных диаспор, в том числе диаспор кавказских народов, в различных регионах России. Однако, несмотря на это, не определены пути формирования их культуры и не выработана стратегия развития этносов, проживающих за пределами этнической родины. Данное обстоятельство предопределяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема диаспоры имеет длительную историю. Как свидетельствуют древнейшие письменные источники и этнографические материалы об этносах, имеющих догосударственные формы социальной организации, диаспоры как субъекты культурно-исторического процесса столь же древни, как сами этносы и конфессиональные общности [126]. Само понятие «диаспора» (греч. - рассеяние) возникло в VI веке до н.э. и применялось по отношению к еврейским и греческим переселенцам. В XX веке данное понятие получило широкое толкование, в основном в исследованиях западных ученых [29].

Следует отметить, что в отечественной литературе проблема диаспоры стала рассматриваться на базе теории этноса, разработанной в 1960-1980-х годах Л.Н.Гумилевым и Ю.В.Бромлеем. Их труды заложили теоретические основы для исследования особенностей этносоциальных общностей [19; 31].

Существующие разработки по проблемам диаспоры можно разделить на следующие группы:

Первая группа - это теоретико-методологические труды Р.Г.Абдулатипова, Ю.В.Бромлея, И.В.Арутюняна, Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколова, Л.Н.Гумилева, М.С.Джунусова, В.И.Затеева, Т.Полосковой, Г.Витковской, С.Градировского, В.А.Тишкова, которые в 1960-1990-е годы приступили к исследованию проблемы диаспор, касающейся их политико-правого статуса, роли и места во внешне- и внутриполитической жизни государств. Данные работы можно рассматривать как примеры использования приемов социологического исследования к проблеме диаспор [1; 12; 38].

Вторую группу составляют исследования С.А.Арутюнова,

М.Аствацатуровой, А.Милитарева, А.Г.Вишневского, Т.С.Илларионовой, Н.М.Лебедевой, З.И.Левина, Ж.Т.Тощенко, Т.И.Чаптыкова, посвященные разработке различных аспектов и конкретных особенностей диаспоры, как специфического этносоциального феномена. Так, Т.С.Илларионова рассмотрела источники формирования, критерии самоорганизации диаспоры, З.И.Левин в основу функционирования диаспоры положил принцип системного и социокультурного анализа, Ж.Т.Тощенко и Т.И.Чаптыкова определили типологию диаспоры, ее функции, особенности и тд. [13; 11; 24; 120; 73].

Третью группу исследований проблемы диаспоры составляют труды М.Алисовой, А.В.Гапеева, Л.Остапенко, В.Попкова, Е.О.Хабенской, З.Левина, И.Субботина, О.Бредникова, в которых освещены, главным образом, региональные аспекты [89; 90].

Этнические аспекты современного культурного процесса получили широкое освещение в отечественной литературе. Изучению особенностей этнических культур посвящены работы С.А.Арутюнова, А.К.Байбурина, В.И.Козлова, С.В.Лурье, Э.С.Маркаряна, Ю.И. Мкртумяна, А.А.Сусоколова, В.А.Тишкова, С.А.Токарева. Различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах М.С.Джунусова, Г.Г.Катожекова, Ю.В.Попкова, Н.Г.Хайруллиной [55; 57; 129; 130; 117].

В исследованиях по проблеме особенностей современных этнических процессов М.А.Аствацатуровой, А.Ф.Даштамирова, Л.Л.Хоперской, А.Ю.Шадже определяются причины возрастания роли этнического фактора в социальных процессах на Северном Кавказе. Социально-культурные проблемы народов Северного Кавказа рассматриваются в работах Н.Г.Айдамирова, Р.А.Ханаху, Ф.С.Эфендиева и др.[132; 35; 153].

По исследуемой проблеме защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций ( Переверзсв А.Е. Русские на Северном Кавказе: социокультурная роль и статусные позиции; Хабибулина Н.Н. Диаспора: сущность, социально-

философские аспекты развития; Степанян А.А. Этнообщина как продукт диаспоральных процессов; Бубашвили Г.Э. Политика современных государств в отношении зарубежных диаспор) [111; 22]. Однако в представленных работах проблемы формирования культуры диаспор, в том числе диаспор Тюменской области, представлены недостаточно, что обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы - является выявление тенденций формирования культуры диаспор кавказских народов Тюменской области и механизма ее взаимодействия с культурами других этнических общностей региона.

Для достижения поставленной цели автор решал следующие задачи:

Диаспоры: сущность, определение, признаки формирования

Этнические процессы, протекавшие в нашей стране в конце XX- начале XXI вв., требуют научного анализа. Используемые для их описания и анализа понятия «нация», «народность», «этнос», «национальное меньшинство», «этническая группа или общность» и др. не охватывают многоаспектности национального развития.

Одной из нерешенных проблем национальной политики современной России является недостаточная изученность и неадекватность анализа такого фундаментального явления реальной практики, как жизнедеятельность диаспоры.

Дезинтеграция СССР, разрыв единого полиэтнического пространства повлекли за собой потребность в национальной и социальной самоидентификации его населения, резко выявили проблемы диаспор, которые в советское время по ряду объективных и субъективных причин не были актуальными. Именно в этот период многие представители сегодня суверенизировавшихся частей ранее единой полиэтнической страны столкнулись с необходимостью национальной самоидентификации. Часть из них, объединенные ранее институтом советского гражданства, самими реалиями самостоятельного политического существования независимых стран поставлены перед необходимостью найти собственную нишу в социокультурной сфере принявшего их государства, осознать себя меньшинством по отношению к коренному этносу, пройти стадии социальной адаптации в новой социально-экономической и политической ситуации, и в то же время сохранить связи с исторической родиной, сберечь национальную самобытность. Такого типа этнические диаспоры одновременно становятся связующим элементом в становлении международных отношений нового уровня, поскольку именно они выступают важным объектом и активно действующим субъектом контактов стран - родителей.

Другая часть диаспор, которая представляет нации и народы, имеющие свои национально-государственные образования (немцы, поляки, греки, корейцы и др.), были поставлены перед проблемой - найти свое новое место или уточнить его в условиях изменившихся обстоятельств, определив пути своего дальнейшего существования.

В рассматриваемый период актуализировалась проблема диаспор, живущих на территории России, которые существовали в большинстве случаев в виде землячеств (чуваши, удмурты, чеченцы и др.) с выполнением самых простейших функций поддержания социальных и духовных контактов. По мнению Ж.Т.Тощенко и Т.И.Чаптыковой, изменение экономической и социально-политической ситуации в России повлекло необходимость их консолидации в различных регионах для участия в выполнении функций, которые требовались как для их исторической родины и родного им народа, так и для сохранения себя как особой этнической общности [120].

Несмотря на то, что история России XIX-XX вв. тесно взаимосвязана с историей двух древнейших и известнейших диаспор - еврейской и армянской, понятие «диаспора» было не популярно в СССР, а феномен диаспоры не привлекал внимания исследователей. После распада Союза понятие «диаспора» оказалось удобным для описания процессов постсоветского этнического размежевания и, как справедливо указывает А.Г.Вишневский, стало довольно широко использоваться в научной литературе [24].

Современная общественная наука не располагает итогами обстоятельных исследований по данной проблеме. Между тем, ее значимость от этого не уменьшается - не трудно заметить, что реальное влияние диаспор на жизнь принявшего государства неуклонно увеличивается, они постепенно превращаются во влиятельный фактор решения не только социально-культурных, но и экономических, и политических проблем, важный объект и активно действующий субъект контактов «стран-родителей». Неслучайно вопросы дефиниции диаспоры обсуждаются с первого номера журнала «Диаспора», издаваемого в США с 1991 года. Спустя десять лет, первый номер российского журнала «Диаспоры» содержал статьи, авторы которых констатируют неопределенность данного понятия. Под диаспорой, по мнению В.А.Колосова, Т.А.Галкиной, М.В.Куйбышева понимается особая группа национальных меньшинств, определяемая как «значительная часть народа (этнической общности), живущая вне страны ее происхождения и образующая давно сложившуюся, высокоорганизованную, сплоченную, устойчивую, хорошо укоренившуюся и ставшую необходимой для принимающей страны группу» [59].

Термин «диаспора» имеет греческое происхождение (diaspora) и обозначает рассеяние, пребывание определенной части народа вне страны его происхождения [18]. История появления диаспор восходит к событиям VI в. до н. э, когда вавилонский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно переселил евреев в Вавилонию, где они жили до завоевания персидским властелином Киром.

В процессе исторического развития человечества понятие «диаспора», употребленное к конкретному народу, стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особая этническая общность. В дальнейшем понятие «диаспора» использовалось по отношению к религиозным и культурологическим группам населения, вынужденным жить среди представителей другой религии или культуры.

В средневековье число таких диаспор возрастало после завоевательских походов, войн, в условиях этнических и религиозных преследований, притеснений и ограничений. Примером может служить история армянского народа: его диаспора берет свое начало с XIV в., когда орды Тимура вторглись в пределы Армении и истребили значительную часть населения.

За последние десятилетия диаспоры стали появляться во многих странах в связи с экономическими преобразованиями, потребовавшими значительных трудовых ресурсов (США, Канада, Латинская Америка, Индия, ЮАР, Австралия). Поводом для образования диаспор, отмечают Ж.Т.Тощенко, Т.И.Чаптыкова, для ряда наций стало аграрное перенаселение, потребность в иной сфере приложения рабочих рук, притеснения и ограничения в общественной жизни, которые могли трактоваться как этническое преследование (поляки, ирландцы, немцы, итальянцы и др.) [120].

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «диаспора». Так, В.И.Дятлов полагает, что диаспора - это часть этноса, проживающая за пределами своего национального государства [42]. С.В.Соколовский относит к ним этнические общности, проживающие в едином государстве, но за пределами своей «титульной» республики (чуваши, татары, буряты и др.) [106].

Практически все исследователи единодушны в том, что взаимоотношения диаспоры и титульного государства - ключевой аспект в международном измерении проблемы развития диаспоральных организаций. Так, согласно дефениции, предложенной В.Кошюром, «диаспора - та часть народа, которая живет вне родины». М.Эсман определяет диаспору как возникшее в результате миграции этническое меньшинство, сохраняющее связь со страной своего происхождения». По оценке С.Лаллуки «явление диаспоры имеет измерение, относящееся к сфере международных отношений» [22, С. 12].

М. Эсман выделяет следующие формы взаимодействия диаспоры, страны проживания и так называемой исторической родины: обращение родной страны за помощью к диаспоре; диаспора способна непосредственно влиять сама на события в стране проживания и в стране «исхода»; страна «исхода» может выступить в защиту прав и интересов своей диаспоры [22, С. 13].

Методологические подходы к исследованию культуры диаспор

Среди теоретико-методологических проблем принципиально важной является проблема определения культуры. Для целей исследования необходимо такое определение культуры диаспоры, которое выступало бы в качестве методологического в изучении конкретных культур народов Северного Кавказа (даргинцев, ингушей, чеченцев, осетин, кабардинцев, балкарцев).

Прежде чем исследовать роль культуры в диаспоре, остановимся на методологических подходах к определению понятий «культура», «этническая культура».

В российской литературе термин «культура» появился в XIX веке, в словарно-энциклопедических изданиях В.Даля (1865 г.) и Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (1890 г.). О значении этого термина в девятнадцатом веке можно судить по определению, которое дают Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон: «Во-первых, под культурой подразумевается известная степень образованности. ... В том же смысле употребляются выражения, такие как, культурный человек, культурные привычки и др. Другое, более широкое употребление слова придает культуре значение быта вообще или внутреннего состояния... Если говорить о культуре в более узком смысле, то иод словом культура подразумевается обычно культура духовная» [66, С. 6].

Изучение проблем культуры в отечественной науке советского периода началось в конце 1950-х годов А.И.Арнольдовым, Э.А.Баллером, Е.В.Боголюбовым, Г.Н.Волковым, В.Е.Давидовичем, С.Н.Иконниковым, Г.С.Кнабе, М.С.Каганом, Л.Н.Коганом, Э.С.Маркаряном, В.М.Межуевым и др. [26, 77, 34]. В результате их исследований сформировалась отечественная теория культуры, включавшая в качестве составных элементов учение о сущности культуры, общих закономерностях ее развития и функционирования, описание функций культуры, учение об интеллигенции как субъекте культуры, о сохранении и преумножении культурного наследия, об исторических типах культуры, о роли культуры в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности и ряд др.

Следует отмстить, что в отечественной научной литературе существуют различные точки зрения относительно определений понятия «культура». Например, для М.Кагапа определение культуры связано с продуктивной человеческой деятельностью, накоплением и передачей жизненного опыта человека. Он выделяет три направления дефинизации культуры: противопоставление культуры и природы, культуры и иной культуры, а также представление о культуре как о некоем «накопителе» человеческого опыта, в рамках которого любая человеческая деятельность и ее результаты получают свое определенное место. При этом автор, первое направление рассматривает как творческое начало в становлении и развитии человека, создании им внеприродных реальностей, а также на особенностях наследования человеческого опыта в сравнении с биологической наследственностью. Второе направление подчеркивает особенности национальных, региональных и групповых культур в отношении друг к другу как вариантов человеческой культуры. Третье развертывает культуру как метасистему, в которой человеческий опыт приобретает свойства тотальности, а сама культура выступает в качестве своеобразного универсального «резонатора» всех смыслов и значений человеческой деятельности [48].

По мнению диссертанта, культура является продуктом человеческой деятельности и включает в себя результаты этой деятельности и средства, с помощью которых она осуществляется. Здесь можно выделить знания, верования, обычаи, традиции и т.п. Ядро культуры составляют способы и формы деятельности: языки, знаки, символы, метрические формы, образцы и модели деятельности и т.д. Таким образом, культура представляет собой универсальную форму, в которой происходит производство, накопление и трансляция опыта во времени и пространстве.

Свою концепцию понимания культуры разработал Э.С.Маркарян. Исходной точкой его рассуждений стало признание того факта, что любая система - от простого живого организма до общества - стремится к самосохранению и самовосироизводству. Если система утрачивает возможность вырабатывать механизмы, препятствующие нарастанию энтропийных процессов, то она распадается. Таким механизмом применительно к обществу выступает культура как результат деятельности особого рода, в которой проявляется социальная природа человека. В понятии культура, по мнению Э.С.Маркаряна, абстрагируется именно тот механизм деятельности, который не задастся биологической организацией и отличает проявление специфически человеческой активности. Поясняя свою мысль, он говорит о том, что есть принципиальные отличия в регулировании жизнедеятельности, например, популяции животных и человеческого сообщества. Если в первом случае эта регуляция осуществляется на основе передаваемой из поколения в поколение программы поведения или благодаря действию механизма условных рефлексов, то в социуме регуляция поведения индивидов происходит благодаря усвоению социальных норм, принципов, традиций в процессе социализации. Другими словами, направленность деятельности людей корректируется не биологическими механизмами, а социальными. Система этих механизмов и есть культура [76].

Культура, будучи результатом деятельности, именно в деятельности обретает самое себя. По мнению Э.С.Маркаряна, вне деятельности культура существовать не может, как не может существовать деятельность вне ее культурного контекста. Отсюда, считает ученый, вытекает принципиальная возможность определения культуры как специфического для людей способа деятельности. В концепции Э.С.Маркаряна большую роль играет понятие «социальная система». Именно опираясь на нее, он предлагает собственное решение проблемы соотношения общества и культуры, во многом отличающееся от того решения, которое давали его предшественники. Рассматривая социальную систему как структуру, он выделяет в ней социальную организацию (систему взаимоотношений индивидов и групп в процессе их жизнедеятельности), организацию культуры (специфически человеческие способы и средства осуществления этой жизнедеятельности) и организацию самой деятельности людей. Из этого следует, что с точки зрения строения социальная система представляет собой общественные отношения, а с точки зрения функционирования - культуру.

Общая характеристика социокультурной ситуации диаспор на юге Тюменской области

В современных условиях в нашей стране возрастает роль субъективных и объективных факторов, среди которых наибольшую значимость в воспитании людей, в формировании их национального и эстетического сознания имеют этнокультурные связи. Они сыграли важную роль в истории народов Кавказа. Передача от поколения к поколению родного языка, характерных национальных черт культуры, быта, традиций, обычаев, извечных чувств привязанности к родному краю - все это обеспечивало многовековое существование этносов, непременным свойством которых является этическое сознание. Не являются исключением и народы Северного Кавказа.

Кавказская культура охватывает, аккумулирует и объединяет около ста крупных и малых этносов, говорящих на абхазо-адыгских языках (абхазы, абазины, адыгейцы, черкесы, кабардинцы и др.), пахско-дагестапских (ингуши, чеченцы, аварцы, андийцы, даргинцы, лакцы, лезгины и др.), тюркских (карачаевцы, балкарцы, ногайцы, кумыки), славянских (русские, украинцы, белорусы), иранских (осетины, таты), армянском и некоторых других языках и диалектах. Всего на Кавказе насчитывается 32 языковые группы. Гак, в Кавказском регионе, воспринимая культуру и ментальності» его полиэтнической и поликонфессиоиалыюй структуры, проживают татары, ногайцы, греки и более малые диаспоры корейцев, немцев, туркмен и т.д.

Общекавказская культура, по мнению М.М.Зязикова, характеризуется рядом четких, стойких обычаев и традиций, оказывающих влияние на формирование национального характера, фольклора и ментальное. Мели кратко перечислить фундаментальные особенности кавказской культуры, то ими окажутся следующие явления: -повсеместное бытование уважительного отношения к старшим; -существование у каждого кавказского парода близких но смыслу неписаных этических кодексов, строго соблюдающихся до самого последнего времени. Как мы можем видеть, даже названия кавказских моральных кодексов носили этнически «маркированный» характер; -наличие института «куначества» - заведение близких друзей, побратимов не только в своей, но и в чужеродной культурной и этнической среде. Испокон веков на Кавказе осуществлялись межкультурные коммуникации и межкультурные контакты, мирные доверительные взаимоотношения между ближними и дальними народами; -гостеприимство в разной степени свойственно всем народам па Кавказе; -большое значение в общекавказской культуре придается понятиям мужества, мужской доблести, символами которых выступают на Северном Кавказе «абречество» и «джигитство»; -кавказские народы отличаются хорошо организованными клаиово-семейными и тейповыми связями, большой родственной спайкой; -высокая степень замкнутости этнических групп, уникальность каждого кавказского народа сохранилась благодаря его замкнутости как социальной группы, высокой ассимилятивной способности по отношению к «другому»; -одной из особенностей кавказской культуры является уважительное отношение к военным аксессуарам [44].

Поскольку Кавказ это страна гор, то всем народам региона присущи черты, связанные с многолетней жизнью в горном ландшафте: особенности хозяйства и быта, совпадающие моменты дохристианских и домусульманских языческих верований, единые элементы мифологии, специфика нравов и традиций. Горцы - это своеобразный менталитет, эмоциональность, «солнце в крови». Причем эти черты бытуют и у тех, кто живет «на плоскости».

Особенности хозяйства, растениеводства и животноводства ремесленного производства в горах или предгорьях отложились в сходных одеяниях, архитектурных формах и гастрономических пристрастиях.

Совпадают многие черты духовной культуры. Даже при поверхностном рассмотрении фиксируются идентичные моменты национальной психологии: свободолюбивый дух и горячность, признание авторитета старейшин и скрупулезное соблюдение этикетных норм [44].

Уникальность и целостность кавказской цивилизации состоит в том, что в «этом историко-культурном и географическом пространстве происходит системное воспроизводство традиций и обычаев, которые на высокий уровень шкалы ценностей ставят честь, достоинство, мужество» [3, С. 57]. Данную точку зрения разделяет Р.И.Ахриев. «Уникальна духовная и материальная культура многоязычного Кавказа. При всем своеобразии отдельных национальных культур, в целом они обнаруживают несомненную общность: с одной стороны - это результат генеалогических связей одних этносов и, с другой - следствие многовековых контактов как родственных, так и неродственных народов края. Одним из основных ценностей горской цивилизации является кавказский тип личности, в идеале воплощающий в себе свободолюбие, чувство собственного достоинства, умение владеть собой» 14, С. 7].

Северный Кавказ (Ингушетия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия) является самым многонациональным регионом земного шара, где проживают русские, татары, евреи, немцы, ингуши, чеченцы, кабардинцы и др. национальности, которые отличаются историко-этнографическими особенностями. Здесь проходили торговые пути, позволявшие некоторым народностям оседать. Они, в свою очередь, оставили определенный след в истории и культуре северокавказского региона. В процессе совместного проживания многочисленных пародов сформировался уникальный этнический анклав. Он характеризуется едиными нравственными качествами, национально-специфическими чертами, а также определенным горским укладом жизни, бытом и вековыми этнокультурными и этносоциальными связями, которые в последние годы стали нарушаться.

Народы Северного Кавказа, наряду с родным языком, свободно владеют русским. На это указывал П.Залыгин, считая «Зачем же, в самом деле, лишать человека, лишать себя и общество тех знаний, которыми они обладают? Лишать знания любого языка, в частности - русского? Двуязычие уже по одному тому благо, что оно - это подлинное и очень существенное знание» [27].

По мнению автора, основанные на русском языке общероссийские культурные нормы составляют основу жизненного поведения населения Северного Кавказа, особенно его городской части и той части населения, которая живет в других регионах.

В настоящее время главной задачей стабилизации межнациональных отношений является учет этнических особенностей и интересов каждого народа. Одновременно историческое желание каждого народа заключается в сохранении своей культуры. Многие годы народы России вели к слиянию наций и народностей. Разными средствами пропаганды убеждали людей в неизбежности этого процесса. «...Тезис о «неизбежном слиянии» наций сегодня крайне не популярен, - пишет Р.Л.Хапаху, - антитезис о неизбежности их неслияния - обосновывается путем апелляции к историческому опыту человечества (хотя он и противоречив), а также путем выдвижения цивилизованной парадигмы» [132, С. 7]. Р.Лбдулатипов убежден, что «...исчезнут не нации, а те формы их бытия, которые будут мешать как национальному развитию, так и интернациональной консолидации народов. .Поэтому национальную самобытность надо сохранять, ибо она определяет уникальность данной общности и способна обогатить другие. Нация - одна из форм многообразия целостного мира под названием «человечество» (2, С. 1531.

Социологический инструментарий исследования культуры диаспор кавказских народов

Конструирование методики для изучения поставленной проблемной ситуации автором определялась исходными методологическими посылками, .касающимися социальной природы объекта и предметной области исследования в целом и, следовательно, - способов, с помощью которых должны быть получены необходимые данные. Поскольку в качестве образующих социально-культурных объектов выделялись статусно-ролевые позиции и смыслы, то методика проведения исследования предполагала комбинирование количественных и качественных методов. Количественные методы преимущественно были направлены на изучение состояния социального объекта, социального взаимодействия между структурами, то качественные методы исследовали субъективные аспекты реальной практики данных взаимодействий.

Общественное мнение о межэтнических и межкультурных взаимодействиях Полагает ли население, что власти знают основные причины межэтнической напряженности между представителями кавказских диаспор и людьми других национальностей, проживающих на юге Тюменской области, что власть прислушивается к мнениям, настроениям людей? Еще один аспект этого блока: отношение к межнациональным бракам и к национальности коллег по работе или учебе. Характеристика языковой ситуации Оценка населением возможности общаться на работе и дома на родном языке, обучать своих детей родному языку. Другой аспект - определить возможности представителей кавказских диаспор сохранять и развивать свою культуру через чтение художественной литературы на родном языке, просмотр телепередач и прослушивание радиопередач на родном языке. Этническая идентификация Оценка представителями кавказских диаспор возможностей вести традиционный образ жизни - владеть традиционными навыками своей этнической среды, выполнять национальные обряды, использовать в быту предметы национальной утвари, носить национальную одежду.

Другой блок - анализ критериев определения национальности, этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаков, основных качеств, присущих людям кавказской национальности. Социально-экономические настроения и готовность действовать Оценка представителями кавказских диаспор материального положения, возможностей трудоустройства и получения жилья после переезда из исконных мест проживания в Тюменскую область. Следующий аспект - определение отношения к проводимым в России экономическим преобразованиям, надежд и опасений в связи с их проведением, анализ удовлетворенности элементами социальной инфраструктуры.

В основе техники проведения анкетирования лежала качественная и количественная классификация объектов изучения, т.е. типология объекта. Типология как исходный пункт этносоциологического исследования самым теснейшим образом связана с построением выборочной совокупности. Была определена следующая схема организации выборочной совокупности: 1) за основу принята многоступенчатая стратифицированная выборка; 2) на первых ступенях отбора для стратификации и размещения выборки использовались статистические данные; 3) придерживались пропорционального размещения выборки по выделенным стратам.

Процедура многоступенчатой стратифицированной выборки сводилась в общем виде к тому, что на основе статистического описания единиц на соответствующей ступени производится многомерная классификация данных единиц, а затем определение объектов репрезентации. Под объектом репрезентации понимаются различного рода локальные общности, в которые включены элементы выборочной совокупности. Таким образом, задача сводится к выделению объектов репрезентации разного уровня и единиц исследования. Выборочная совокупность распределялась по объектам репрезентации пропорционально величине выделенных страт. Следует отметить, что традиционно вместо фактических значений I Q подставляют приближенные значения, полученные из предыдущих исследований или на основе пробных выборочных наблюдений. При этом исходили из того, что чем ближе доля признака приближается к 0,5 (дисперсия данной доли достигает своего максимума при Р=0,5), тем большую численность выборки нужно взять при той же заданной точности. Гак как мы не знаем возможных долей признака в результатах исследований, то было принято наибольшее значение мер рассеяния признака - 0,5.

Как следует из математической статистики при нормальном распределении вероятность того, что предельная ошибка не превышает стандартного отклонения, составляет 68%, удвоенного стандартного отклонения - 95,5%, утроенного стандартного отклонения - 99,7%. Вероятность в 99,7% обычно принимается за полную достоверность. Подобные вероятное называются доверительными, а показатель стандартного отклонения t -коэффициентом доверия, причем при Р=0,68 t=l, при Р=0,95 t=2, при Р- 0,99 t 3. В данном случае можно с определенной вероятностью говорить о существовании отклонения выборочной средней от генеральной не превышающей некоторой величины, которая называется предельной ошибкой репрезентативности. В общем случае предельная ошибка репрезентативности рассчитывается по формуле: где: А р - предельная ошибка выборки при t-кратном стандартном отклонении; Р - частота признака в генеральной совокупности (%), Q-1-P (%) базовая вероятность непоявления признака; п - величина выборочной совокупности. В практике конкретных социологических исследований принято считать, что выборка репрезентативна, если величина вероятности, с которой гарантируется достоверность показателей выборки, не превышает 95%. Допустимая ошибка репрезентативности как правило задается в пределах от 0,01 до 0,05. Причем чем выше величина доверительной вероятности Р и чем меньше допустимая ошибка репрезентативности А, тем большим должно быть число наблюдений п. Следовательно, для наших исследований примем Р=0,95 при t=2, а предельную ошибку репрезентативности - 0,05, что позволяет утверждать о существовании 95% вероятности включения признака, существующего в выборочной совокупности, в генеральную совокупность, в интервале, задаваемым величиной р и не превышающем 5% величины в обе стороны. Используя формулу 1 для расчета объема выборочной совокупности для двух этапов исследования, основываясь на данных органов официальной статистики о численности населения Тюменской области в 2002 г., (табл.) получаем: 1 этап исследования- 173 человек 2 этап исследования - 184 человек.

На примере юга Тюменской области, где проводились социологические исследования, ясно просматриваются определенные зависимости этнокультурных процессов от общей социально-экономической ситуации в регионе, уровня социальной и межэтнической напряженности, от демографической структуры населения. С этой точки зрения стоит предпослать социологическим данным, предназначенным для анализа выборочной совокупности, некоторые демографические показатели населения округа (генеральной совокупности). На подобном фоне, удобном для сопоставления, лучше видны те взаимозависимости, которые столь важны в оценках и классификации исследуемых процессов.

Для исследования позитивных и негативных тенденций формирования культуры кавказских диаспор, проживающих па юге Тюменской области, диссертантом были проведены социологические исследования в 2004-2005 гг. по методике профессора Н.Г.Хайруллиной, что позволило дать сравнительный анализ по основным направлениям жизнедеятельности представителей кавказских диаспор, коренных жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также татарского населения юга Тюменской области.

Диссертантом в течение 2004-2005 гг. с целью исследования позитивных и негативных тенденций формирования культуры кавказских диаспор, проживающих на юге Тюменской области, были проведены социологические опросы кавказского населения, проживающего на исторической родине, т.е. на Кавказе и вне исторической родины - на юге Тюменской области.

Похожие диссертации на Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе