Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Кузяков Николай Олегович

Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества
<
Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кузяков Николай Олегович. Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Тюмень, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:04-22/339

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовая культура личности, ее место и роль в духовной культуре общества 9

1.1. Сущность и структура правовой культуры 9

1.2. Феноменология правосознания личности, его виды, формы и функции 19

1.3 Влияние правового нигилизма на духовную культуру общества 56

Глава 2. Региональные особенности и механизмы формирования и развития правового сознания и правовой культуры личности 68

2.1. Методологические подходы к социологическим исследованиям уровня правосознания 68

2.2. Социологическая диагностика уровня правового сознания и правовой культуры 90

2.3. Механизм формирования правовой культуры в регионе (на материалах социологического исследования в г. Тюмени) 118

Заключение 137

Список литературы 139

Приложение 150

Введение к работе

По Конституции Российская Федерация официально провозглашена правовым государством. Но стабильность правовых реформ и высокий уровень духовной культуры общества невозможен без высокого уровня правового сознания и правовой культуры отдельных граждан страны.

Недостаток правовой культуры населения страны сегодня ощутим как никогда ранее. Не стал исключением и наш регион, в частности, город Тюмень. Низкий уровень правосознания и правовой культуры населения России обусловлен в первую очередь историческими причинами.

Сложно ожидать высокого уровня, когда большую часть населения России составляли безграмотные крепостные крестьяне, а потом практически бесправные крестьяне и рабочие СССР. Безусловно, были и положительные сдвиги. Так, судебная реформа 1864 года способствовала повышению уровня правовой культуры в стране, введению суда присяжных, появлению плеяды блестящих юристов-адвокатов. Впоследствии много позитивного было сделано и советскими учеными, что позволило российской юридической науке занять одно из ведущих мест в мире.

С началом демократических реформ ситуация в стране резко изменилась. Политическая нестабильность и слабость власти, сложные рыночные отношения, отставание правовой реформы от реалий жизни, коррупция и бесконтрольность госаппарата, снижение авторитета и материального обеспечения правоохранительных органов привело к резкому росту уголовной преступности и к всеобщему правовому нигилизму.

Изучение представлений людей о степени их правовой защищенности, уровне правовых знаний, осведомленности о своих правах, об обязанностях, общее состояние законности и причины возникновения и распространения правового нигилизма в обществе — вот задачи, от решения которых зависит проблема неуклонного повышения правосознания и правовой культуры граждан. Промедление и некомпетентность в решении данной проблемы не просто тормозят экономическую, политическую и правовую реформы, но

могут привести к утрате уже достигнутых результатов, а также в значительной степени негативно отразятся на общем уровне духовной культуры общества.

Таким образом, актуальной является проблема непрерывного повышения должного уровня правосознания и правовой культуры населения, для решения которой необходимо в первую очередь, используя социологический инструментарий, исследовать текущее состояние уровня правосознания, правовой культуры членов социума и динамику его изменения, идентифицировать определяющие их факторы, а затем уже сформировать механизм его совершенствования. Именно необходимость решения этой проблемы и обусловила выбор темы диссертационного исследования, определила цель и задачи.

Теоретико — методологической основой данной диссертации явились труды классиков в области социологии культуры и социологии права, где анализировались основные концепции воздействия правосознания личности на духовную культуру общества.

Классификация взглядов теоретиков, рассматривающих проблемы, связанные с тематикой диссертации, позволила автору систематизировать их по группам.

Проблемами социологии права, а также конкретными социологическими исследованиями в области права занималась следующая группа ученых: Батурин Ю.М., Лившиц Р.З., Кейзеров Н.М., Козлов В.А., Суслов Ю.А., Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П., Кульчар К. Социология преступности и правонарушений анализируется в работах Кудрявцева СВ., Могилевского А.Л., Орехова В.В., Яковлева A.M., Спиридонова Л.И., Костенко А.И., Болдырева Ю.А, Сиротина А.С., вопросы социальной адаптации заключенных представлены в работах Трубникова В.М, Татидинова Т.Г.

Концепцию правосознания и правовой культуры в своих работах рассматривали такие ученые, как Иванников И.А., Зиновьев А.В., Желанова С.А., Жарков А.Д., Ильин И.А., Невважай И.Д., Новгородцев П.И,

Окара А.Н., Смелова Н.Е., Байниязов Р.С., Белканов Е.А., Болдырева М.Г., Венгеров А.Б., Вопленко Н.Н., Даниелян К.Р., Землин А.И., Каминская В.И., Яспокова Л.А. Проблемам права и правосознания в духовной жизни общества посветили свои труды следующие отечественные предшественники: Чичерин Б.Н., Пахман СВ., Кистяковский Б.А., Михайловский И.В., Кудрявцев В.Н., Бердяев Н.А., Мальцев Г.В., Алексеев С.С.. Проблему эмоций в праве обстоятельно осветил выдающийся русский ученый Петражицкий Л.И.

Вопросам духовной культуры личности и общества посвятили свои труды следующие ученые: Арнольдов А.И., Баллер Э.А., Межуев В.М., Злобин Н.С., Коган Л.Н.

Культура как способ (технология) деятельности рассматривается в трудах В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Э.С. Маркаряна и др.

Исследованиями в области социологии культуры и социологии личности занималась следующая группа ученых: Болгов В.И., Витаньи И., Ионин Л.Г., Бегинин В.И, Маршак А.Л., Буева Л.П., Здравомыслов А.Г., Ильчиков М.Я., Смирнов Б.А. и др.

Проблемы правосознания и правовой культуры молодежи освещались в работах Апариной А.В., Болониной СВ., Вишневского Ю.Р., Шапко В.Т., Землина А.И., Клочковой А.В., Мартынова М.Ю., отдельные показатели социально-криминологического анализа социологических исследований российских студентов были приведены Артутютяном С.Л., а вопросы формирования правовой культуры школьников рассматривал в своих трудах Старютин В.Е.

Для разработки социологического инструментария в целях проведения социологических исследований населения автор обращался к работам Гурьева В.И, Гречина А.С, Кудрявцева В.Н., Казимирчук В.П., Плетнева Н.П., Тощенко Ж.Т., Ядова В.А.

Автором также анализировались результаты и методология социологических исследований Антонюк Г.А., Барбаковой К.Г,

Барбакова О.М., Бергер П., Бестужева-Лады И.В., Курбатова В.И., Курбатовой О.В., Лукман Т., Ляхова И.И., Олькова С.Г., Силина А.Н., Симонова СП, Соковнина В.М., Соловьева С.А. и др. как теоретическая основа возможности социокультурного проектирования механизмов формирования правосознания и правовой культуры личности и общества.

Анализ работ вышеназванных авторов показал, что социологическая наука уделяла достаточно большое внимание проблеме формирования позитивного правосознания личности как фактора развития правовой культуры и всей духовной культуры общества в целом. Однако до сих пор нет социологических работ, направленных на создание механизмов формирования правосознания личности как фактора развития духовной культуры общества, с использованием социальных технологий.

Объектом авторского исследования стала духовная культура общества. Предметом исследования диссертационной работы являются правосознание и правовая культура личности как фактор развития духовной культуры общества.

Целью настоящей работы является разработка механизма формирования и повышения уровня правосознания личности как фактора развития духовной культуры общества.

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач: о уточнить понятийный и категориальный аппарат исследования

(правосознания личности, духовной культуры общества и т.д.); о определить условия формирования правосознания и правовой

культуры личности на региональном уровне; о разработать методический инструментарий эмпирического

исследования правосознания личности; о осуществить социодиагностику уровня правосознания личности как структурной единицы общества;

о разработать механизм формирования и повышения уровня правосознания личности как фактора развития духовной культуры общества.

Эмпирической базой исследования стали статистические материалы Государственного комитета статистики, в том числе и по Тюменской области, результаты вторичного анализа социологических исследований, проводимых в России и в Тюменской области, публикации в средствах массовой информации, научные труды ученых в области социологии, а также авторские социологические исследования, проведенные в сентябре-декабре 2002 года. Было опрошено 1160 респондентов, из них 54% мужчин, 46% женщин. Автором проведен анкетный опрос среди разных социальных групп населения, в том числе были опрошены содержащиеся под стражей 300 из 1500 осужденных, отбывающих срок наказания в Тюменской колонии ИУ-4.

Проведена математико-статистическая обработка результатов социологических исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

определены условия формирования правосознания и правовой культуры личности на региональном уровне;

разработана методика проведения эмпирического исследования правосознания и правовой культуры;

проведена социодиагностика уровня правосознания и правовой культуры личности и общества;

разработан механизм формирования правосознания личности как фактора повышения правовой и духовной культуры общества.

Теоретическое значение диссертации заключается, прежде всего, в разработке механизма формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также воздействии этого механизма на социально-духовную сферу как основу всей культурной жизни общества.

Ц- Практическая значимость настоящего исследования состоит в

возможности применения его результатов в реальной практике повышения уровня правосознания и правовой культуры населения. Выявленные закономерности могут быть использованы при разработке стратегии и тактики федеральных, региональных и муниципальных социальных программ формирования и развития правосознания и правовой культуры населения как части духовной культуры общества.

Сущность и структура правовой культуры

Идеи становления правового государства стали возвращаться в Россию в шестидесятые годы, а наиболее интенсивное развитие получили в последнем десятилетии ушедшего века. Этому способствовал целый ряд условий: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д.

Принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности.

Однако, как считает автор, формирование правового государства невозможно без наличия одного из его очень важных принципов - высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Обращаясь к проблеме изучения правовой культуры личности, автор счел необходимым определить роль и место ее, как составной части правовой культуры общества, в контексте всей духовной культуры людей.

Приступая к изучению духовной культуры общества, автор, в первую очередь, акцентирует внимание на то, что представляет собой понятие культура.

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие «культура» используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult. Диссертант представляет некоторые из них: - cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта); - cultor- воспитатель, наставник, поклонник, почитатель; - cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение, а также вероисповедание.

В России термин «культура» впервые был определен в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1846 г. и характеризовал деятельность для пробуждения дремлющих в человеке сил. В. Даль позднее определял это слово в качестве обозначения умственного и нравственного образования. В середине XVIII в. во французском языке появился термин «цивилизация» как антипод понятию «варварство».

В настоящее время в литературе нет четкого различия между понятиями «культура» и «цивилизация», а потому их часто употребляют как синонимы. Однако еще в 40-х годах XX столетия И.А. Ильин пытался различить эти два понятия. «Культура духовна, первична, творчески целенаправленна, ограничена, - писал он. - Цивилизация технична, вторична, размножаема, механистична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного» [68, с. 590].

Изучая духовную культуру общества, автор отмечает, что особое место в ней занимает религия. Обращаясь к проблеме влияния религии на человека, автор цитирует высказывания ряда ученых и известных людей.

Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразующего воздействия религии на человеческое поведение «как преодоление тех состояний, которые оказываются временными и переходящими и приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке означает как богоостав-ленность, а на светском - бесцельность, бессмысленность бытия» [60, с. 18 ].

В более емких терминах описал эту позицию П. Сорокин, констатируя, что «в естественных аффективных состояниях человека выделяются его переменчивые психологические характеристики, его непосредственные реакции на жизненные воздействия, подверженные ситуационным и переходя щим настроениям. Однако культура преобразует эти аффективные состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия. На разных этапах и уровнях развития общества, в разных его сферах и структурах соотношение аффективных и культурно-регулируемых факторов может быть различным» [28, с. 311].

Исходя из вышесказанного, диссертант полагает, что религия выступала как бы регулятором, то есть подчиняла поведение верующего ценностям и нормам, имеющим, безусловно, сакральную санкцию.

Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации. В связи с чем автор представляет ряд основных концепций, определяющих феномен культуры.

Прежде всего, диссертант обращает внимание на концепции, которые к культуре относят все, что было создано человечеством за весь период его существования во всех сферах общественной жизни. Такое расширительное толкование культуры отождествляет ее (в явной или скрытой форме) с понятием общества. Более того, отмечает Э.В. Соколов, «то, что Тэйлор, Боас, Малиновский именовали культурой, Конт, Спенсер, Вебер и Дюркгейм называли обществом». Такая особенность характеризует в определенной степени работы современных исследователей - Л.Г. Ионина, И.Е. Дискина и др. [143, с. 51].

Полагая, что данное понятие требует гораздо большей определенности, Е.А. Вавилов и В.П. Фофанов считают, что сформировались две основные концепции: одна из них состоит в понимании культуры как творческой деятельности, вторая интерпретирует культуру как способ («технологию») деятельности [34, с. 19].

Феноменология правосознания личности, его виды, формы и функции

Зрелость общества, народа зависит от уровня его общей культуры и правовой культуры, где правовая культура, в свою очередь, и уровень ее развития напрямую связаны с положительным настроем и правильными позициями личности по отношению к праву, что характеризуется как уровень правосознания, где правосознание выступает одной из форм общественного сознания.

По мнению автора, перед тем как приступить к изучению правосознания, необходимо в первую очередь определить сущность самого права и исторические предпосылки его возникновения.

Возникновение прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности.

В истории первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философов-софистов в VI-VBB. ДО Н.Э.: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других. Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель.

Что касается современной России, автор не может обойти вниманием ряд отечественных ученых предшественников, внесших огромный вклад в российскую науку, в частности в области концепций права.

Так, Иван Александрович Ильин писал: «Право - могучий корень общественной, личной и духовно-культурной жизни всякого народа, поэтому те, кто числят право по ведомству лишь юриспруденции, не заглядывают в сущностные глубины правового бытия. В русском сознании право становилось синонимом правоты, правды и даже праведности, а в западном - более сближалось с законностью, нормальной упорядоченностью. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти темы права, и ни один вдумчивый теоретик права не минул стези философствования» [67, с. 235].

Более емкое определение права, по мнению автора, дает другой выдающийся ученый Борис Николаевич Чичерин.

Борис Николаевич Чичерин указывал, что «правоведение так же, как и нравственность, зиждется на философских началах» [4, с. 211].

Семен Викентьевич Пахман отмечал, что задачей «новой историко-философской науки в области права стало не отыскание неизменного, абсолютного права, а исследование тех сил, которые лежат в основе происхождения и развития права, и вообще раскрытия законов юридических явлений», что «все философские исследования в области права должны стать под знамя той положительной науки, которая, поставив своей задачей исследование законов юридических явлений, чужда всяких априорных построений, ищет разрешения своей многотрудной задачи на почве реальных условий юридического строя в теснейшем союзе со всеми отраслями знаний, имеющими прямое или косвенное отношение к исследованию общественных явлений [109, с. 28].

Богдан Александрович Кистяковский утверждал: «Для того чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не в той или иной гуманитарно-научной дисциплине и не во всей совокупности их, а прежде всего в философии культуры, и только при посредстве ее, во всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в целую систему научного знания» [76, с. 77-117].

Из приведенного понимания задач правоведения вытекает и то, что по истинному убеждению Иосифа Викентьевича Михайловского, для юриста, «философия права должна быть альфой и омегой всего образования» [13, с. 31-41].

Анализируя вышеизложенные определения, автор полагает, что истоки изучения правовых реалий в жизни общества основываются на философии права и основных ее элементах, то есть познания правовых объектов, явлений и процессов.

Философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное) - с того, что само это разграничение ориентировало на поиск основ права в естественной жизни людей, в «человеческой» сути их бытия.

При всем многообразии взглядов по рассматриваемому вопросу необходимо с должной четкостью различать естественное право как: 1) категорию методологического порядка и 2) реальный факт социальной действительности.

Впрочем, автор предполагает, что указанное разграничение носит в какой-то степени условный характер, так как методологическое значение естественного права основано на его действительной роли как реального феномена в жизни общества.

Методологические подходы к социологическим исследованиям уровня правосознания

Рассмотрение многочисленных определений понятия «методология» показывает, что в науке (в том числе в социологии) не сложилось единого его толкования.

Одни авторы отождествляют методологию с общетеоретическими проблемами любой науки, с мататеорией [161,с.68], другие - с диалектикой [7,с.97], третьи считают, что методология - это самостоятельная частная наука, не совпадающая с философией [ 140,с. 156-157], или методология «среднего уровня», стыкующая философскую методологию с методикой и техникой социологического исследования [97, с. 17]. По мнению диссертанта, размытость границ понятия «методология» проявляется в позиции ученых, трактующих методологию как «совокупность тех общих принципов и методов, которые используются в научном исследовании в той или иной области науки независимо от того, с какой степенью точности они сформулированы и сформулированы ли вообще» [41, с. 10].

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания [21, с.57].

С формальной точки зрения, отмечает диссертант, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность методик исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая функция предметной области исследования.

Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.

Поскольку теория формулирует принципы и законы, отражающие объективный мир в ее предметной области, она оказывается в то же время и методом дальнейшего проникновения в еще не изученные сферы действительности на базе имеющегося знания, проверенного практикой. «Вся наука - прикладная логика», - писал Гегель [160, с.54].

А.П. Куприян выделяет три основные методологические функции теории: ориентирующую, предсказательную и классифицирующую. Первая направляет усилия исследователя в отборе данных, вторая опирается на установление каузальных зависимостей в некоторой специальной области, а третья помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и связей [55, с. 12].

Так как предметом диссертационного исследования является правосознание и правовая культура личности, автор предлагает в качестве примера рассмотреть, как действует эвристическая функция общесоциологической теории при разработке специальной социологической теории личности [85, с.47].

В отличие от психологии социология рассматривает личность не в качестве неповторимой индивидуальности, но в ее социально-типических свойствах. Схематически это можно представить на рисунке 2.

Общие социальные условия активно влияют на особенности личности в качестве объекта социальных взаимосвязей и в качестве их деятельного субъекта. В ряду важнейших компонентов общих условий - экономические отношения. В российском обществе — переход к рыночной экономике, сосуществование разных форм собственности, возрастание конкуренции на рынке труда и т.д.

Затем — социокультурные особенности общества, в частности правокультурные, в том числе политические и идеологические отношения как компонент общих социальных условий, причем культура аккумулирует исторически сложившиеся традиции данного общества. Социальная стратификация и общественное разделение труда являются главным элементом, обусловливающим все социальные отношения в сфере политики и морали, ибо они определяют специфику интересов различных классов и слоев общества [21, с.78].

Важный компонент общих условий, отмечает диссертант, - уровень развития гражданского общества, социально-политическое устройство, состояние других социальных институтов.

Как считает В.А. Ядов, эти наиболее важные компоненты общих социальных условий детерминируют специфические социальные условия жизни людей. Среди последних Ядов прежде всего выделяет социальное положение индивидов, то есть принадлежность к определенной социальной группе, слою и место в системе социальных позиций (в их числе: наличие собственности на средства производства, положение и в сфере профессионального разделения труда, и в системе этнической дифференциации, семейное положение, положение в системе властных структур и т.д.), которые, как правило, связаны с материально-экономическим статусом, характером и содержанием трудовой деятельности и условиями жизни [160, с.58].

Социальное положение через условия труда и быта включает и ближайшее социальное окружение — социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Но, как считает диссертант, есть еще две важные индивидуальные характеристики — пол и возраст индивидов, стадии их жизненного цикла. С рассматриваемой точки зрения они тоже имеют социальный эквивалент и должны быть включены в схему, так как быть мужчиной или женщиной, находиться в определенной стадии жизненного цикла — значит выполнять различные социальные функции.

Социологическая диагностика уровня правового сознания и правовой культуры

По Конституции Российская Федерация является правовым государством. Однако построение правового государства невозможно без достижения высокой правовой культуры общества. По мнению автора, из всей системы юридических понятий термин «правовая культура», пожалуй, менее всего строго определен и формализован, как это присуще иным правовым категориям. Его социологическое содержание гораздо шире чисто юридического. Основным элементом правовой культуры общества является правовое сознание как субъективное представление индивидуумов о правовой жизни. В этой связи основная значимость настоящего исследования заключается в изучении уровня развития правовых феноменов в целом, представлений населения о правовых ценностях, идеалах, достижениях в правовой сфере, оценка существующей правовой системы.

Недостаток правовой культуры населения страны сегодня ощутим как никогда ранее. К сожалению, не стал исключением и город Тюмень.

Изучение представлений людей о степени их правовой защищенности, уровне правовых знаний, осведомленности о своих правах, об обязанностях, общее состояние законности и причины возникновения и распространения правового нигилизма в обществе - вот задачи, от решения которых зависит проблема неуклонного повышения правовой культуры. Промедление и некомпетентность в решении проблемы качественного повышения правовой культуры общества не просто тормозят экономическую, политическую и правовую реформы, но могут привести к утрате уже достигнутых результатов.

Таким образом, для повышения уровня правосознания и правовой культуры населения Тюмени необходимо, используя социологический инструментарий, исследовать текущее состояние правового сознания членов социума и динамику его изменения. На основании полученных результатов целесообразно с учетом прогноза развития ситуации выработать пути решения проблемы. В общественное сознание, в том числе и правовое, необходимо вносить коррективы на основе «правовых ожиданий» граждан города.

Для выявления уровня правосознания и правовой культуры городского населения автором работы было проведено социологическое исследование на территории областного центра, города Тюмени.

Цель настоящего исследования - выявление уровня правового сознания и правовой культуры граждан города как одних из наиболее решающих и значимых факторов в развитии духовной культуры общества.

Исходя из данной цели, перед исследователем возникает ряд следующих задач: о определение степени информированности населения о нормах права, а также о санкциях, применяемых за несоблюдения установленных требований; о выявление источников приобретения правовых знаний гражданами

Тюмени; о определение отношения городского населения города к работе правоохранительных органов и законотворческой деятельности в целом; о оценка психологических аспектов, формирование социально-правовых установок граждан города по отношению к нормам права; о влияние познавательных и оценочных факторов формирования правосознания и правовой культуры на поведенческий аспект индивида; о определение доминирующих факторов, влияющих на повышение уровня правового сознания и правовой культуры населения Тюмени. Сформулируем основные гипотезы исследования: все структурные компоненты, образующие правосознание и правовую культуру и влияющие на их формирование, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, хотя обладают значительной автономией; уровень правосознания и правовой культуры населения города Тюмени находится на недостаточно высоком уровне.

Автором в рамках изучения данной проблемы в областном центре был проведен анкетный опрос, где приняло участие 1160 респондентов. Опрос был осуществлен с 10 сентября по 3 декабря 2002 года в Калининском, Ленинском и Центральном районах по репрезентативным выборкам, отражающим структуру населения города по полу, возрасту, виду деятельности.

В начале нашего анализа отметим социально-демографические характеристики опрашиваемых. В целом было опрошено 54% мужчин и 46% женщин.

Похожие диссертации на Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества