Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ Дзусов Ирбек Игоревич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзусов Ирбек Игоревич. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Дзусов Ирбек Игоревич;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Адыгейский государственный университет"].- Майкоп, 2013

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В течение последних десятилетий в разных регионах мира под влиянием неустойчивой экономической и финансовой ситуации формируются зоны возрастающей многоуровневой нестабильности – социально-политической, межнациональной, военно-политической – при усиливающейся значимости религиозного фактора. В особенно трудном положении оказались мусульманские государства Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии в связи со способностью ислама влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки, что послужило главной причиной широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии.

Феномен религиозного ренессанса затронул и Россию, где уровень религиозности населения в некоторых регионах неуклонно растет, приобретая подчас угрожающий характер. Данное обстоятельство связано с распадом Советского Союза, сопровождавшимся социально-экономическим упадком, политической нестабильностью и идеологическим вакуумом. В такой ситуации возрастает функциональное значение религии, которая начинает компенсировать сложившиеся социальные издержки, с одной стороны, призывая массы к смирению и покорному принятию происходящих изменений, с другой – становясь механизмом протеста против складывающейся действительности, превращаясь в серьезную оппозиционную силу, что особо ярко проявляется на юге страны.

Действительно, ни в каких регионах Российской Федерации феномен религиозного возрождения не переживается так остро, как на Северном Кавказе, так как ислам, являясь здесь превалирующей конфессией, стал влиятельным фактором общественной и политической жизни. Тенденция реисламизации населения северокавказских республик и политизации самой религии на фоне нищеты, тотальной коррупции, клановости и разгула преступности по-прежнему носит угрожающий характер для целостности государства, выполняя дезинтеграционную функцию как в межконфессиональном, так и во внутриконфессиональном диалоге.

Наиболее серьезным является противостояние между традиционалистами, на стороне которых выступает региональная власть, и фундаменталистами, представленными так называемым религиозным течением ваххабизм. Деятельность последнего в некоторых регионах страны запрещена, что автоматически поставило многих сторонников данного религиозного направления вне закона, приравняв их к религиозным фанатикам, готовым использовать радикальные методы в достижении собственных целей. К таким радикалам были отнесены и умеренные представители данного религиозного течения, в число требований которых помимо чисто религиозных вопросов входили социальное равенство и справедливость, что не могло не найти поддержку у обнищавшего населения северокавказских республик.

Отсутствие улучшений за последние годы в социально-экономическом секторе южных регионов страны является основной причиной высокого уровня религиозности населения, которое видит спасение из сложившейся ситуации в следовании тем этносоциальным и психологическим установкам, формирование которых проходит под определяющим влиянием религиозного фактора.

Таким образом, актуальность исследования связана с коренными изменениями после распада СССР в жизни людей в республиках Северного Кавказа, изменением в этой связи статуса и роли религии. Превращение религии в существенный фактор общественной и духовной жизни российского общества делает актуальным выявление особенностей религиозности населения северокавказских республик Российской Федерации.

Актуальность проблемы, а также наличие существенных нерешенных вопросов в данной сфере дали возможность сформулировать тему, основные задачи и логику построения настоящего исследования.

С учетом изложенного изучение религиозности и тех проявлений, которые она несет, имеет не только научно-методологическое, но и большое практическое значение для понимания ситуации, складывающейся в регионах Северного Кавказа, и адекватного реагирования на нее.

Степень научной разработанности проблемы

Теоретический анализ проблемы религиозности самым тесным образом связан с феноменом религии, социологическое изучение которой было положено в конце XIX века в рамках зарубежной науки и имело следующие три направления.

Первое связано с именем французского социолога Э. Дюркгейма, который создал эволюционистскую теорию возникновения и развития религии. Дальнейшее развитие функционального анализа религии после Дюркгейма связано с Б. Малиновским, А.Р. Рэдклифф-Брауном, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Т. О’Диа, Л. Шнайдером, М.Дж. Йингером, в трудах которых социальная структура также сводится к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, регулирующих поведение индивидов с помощью установленных норм поведения.

Основоположником второго направления исследования социологии религии стал крупнейший немецкий социолог М. Вебер. Главным предметом его исследований было взаимодействие религии и социально-экономической структуры, т.е. зависимость доктрины и религиозного учения от структуры общества и уровня его социально-экономического развития. Продолжили разрабатывать данный подход Э. Трельч, Р. Нибур, Р. Белла, Д. Кэмпбелл, П. Сорокин.

В основе третьего теоретического подхода, главным идеологом которого был К. Маркс, лежит тезис о том, что содержание общественного сознания определяется материальными условиями жизни людей.

Марксистский подход активно разрабатывали В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Изучением религии как формы общественного сознания в 60–70-х гг. XX в. занимались такие советские авторы, как Н.П. Андрианов, Ю.Ф. Борунков, А.И. Клибанов, Б.А. Лобовик, М.Г. Писманик, Ю.Б. Пищик, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков и другие.

В это же время американскими социологами предпринимались попытки реализовать на эмпирическом уровне расширительные концепции религиозности, отождествляющие ее с мировоззренческими ориентациями личности. Разработка «моделей религиозности» была предпринята Ч. Глоком, Р. Старком, М. Кингом, Р. Хантом, А. Нудельманом, Дж. Уилсоном и другими.

В советской научной литературе 60–70-х гг. исследованиями конкретно религиозности занимались Н.П. Алексеев, Ф.М. Калашников, А.А. Лебедев, Р.А. Лопаткин, В.Г. Пивоваров, Е.С. Прокошина, М.К. Тепляков, Л.Н. Ульянов и другие. Заслуживают серьезного внимания типологии и критерии религиозности, предлагаемые В.Д. Кобецким, Р.А. Лопаткиным, А.С. Онищенко, Д.М. Угриновичем, И.Н. Яблоковым.

В работах, опубликованных в 80-х гг. ХХ в., отечественные авторы занимались разработкой теоретико-методологических принципов исследования феномена индивидуальной религиозности.

Всплеск религиозности российского общества в 90-х гг. ХХ в. обратил внимание многих отечественных социологов на исследование данной проблемы, интерес к которой растет и сегодня. Необходимо отметить работы М.С. Алексеевой, В.П. Баранникова, А.А. Возьмителя, Л.М. Воронцовой, В.И. Гараджи, К. Каариайнена, Е.А. Кублицкой, С.Д. Лебедева, Р.А. Лопаткина, М.М. Мчедловой, М.П. Мчедлова, Л.Г. Новиковой, Ю.Ю. Синелиной, С.Б. Филатова, Э.Г. Филимонова, Д.Е. Фурмана, В.Ф. Чесноковой, Е.С. Элбакян и других.

Специфика религиозности современного российского общества исследуется в диссертационных работах Е.А. Большакова, Е.А. Колякиной, Т.А. Чемикосовой и других.

Сравнительным исследованиям религиозности в регионах страны, в том числе на Северном Кавказе, посвящены работы Е.А. Кублицкой, С.Б. Филатова, Р.Н. Лункина и других. Отдельные вопросы по религиозности населения северокавказских республик присутствуют в трудах таких исследователей, как И.Л. Бабич, В.О. Бобровников, К.С. Гаджиев, Т.Е. Дзеранов, Х.В. Дзуцев, А. Искандарян, Э.Ф. Кисриев, Д.Б. Макеев, А.В. Малашенко, М.Ю. Рощин, С.-М. Хасиев, С.-У. Яхиев и других.

Большой вклад в изучение данной проблемы привнесли труды известных российских исламоведов И.П. Добаева, А.А. Игнатенко, Г.М. Керимова, Э.Ф. Кисриева, Д.В. Макарова, А.В. Малашенко, Л.Р. Полонской, М.Т. Степанянца, Л.Р. Сюкияйнена и других.

Вопросы исламской религиозности на Северном Кавказе были подробно изучены и нашли отражение в диссертационных работах Ф.В. Димаевой, И.П. Добаева, С.С. Дудовой, С.В. Кошевой, А.Х. Мукожева и других.

Научных исследований, посвященных общему изучению религиозности населения всех северокавказских республик, крайне мало. Можно отметить работы С.Е. Бережного, И.Л. Бабич, И.П. Добаева, П.В. Крайнюченко, а также американского исследователя Г. Хаана.

В целом проблема религиозности представлена в широкой палитре научных трудов российских и зарубежных авторов. Но ее изучение в основном носит лишь фрагментарный характер. Одним словом, многие аспекты изучения религиозности являются дискуссионными, имеется широкое пространство для продолжения научного социологического анализа данной темы.

Цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования являются определение современного состояния религиозности населения северокавказских республик и выявление факторов, влияющих на изменение ее степени и характера.

Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

- анализ и обобщение основных теоретико-методологических подходов к изучению религии и религиозности, определение социологических концепций и методологических проблем исследования религиозности;

- операционализация понятий «религиозность», «критерии религиозности», «типы религиозности», «структура религиозности», «уровень религиозности», «степень религиозности», «характер религиозности», «фундаментализм» и «традиционализм», «суфизм» и «ваххабизм»;

- изучение религиозной специфики северокавказского региона, теоретических особенностей, основных направлений и субрегиональных различий ислама на Северном Кавказе;

- определение уровня и характера религиозности населения северокавказских республик;

- установление причин и условий повышения уровня религиозности, а также распространения фундаменталистских направлений в республиках Северного Кавказа;

- изучение социально-демографических характеристик религиозности населения северокавказских республик;

- определение возможных перспектив изменения уровня и характера религиозности в северокавказских республиках с учетом анализа социально-экономической и политической ситуации.

Объект исследования: население республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия–Алания, Чечня.

Предмет исследования: факторы, влияющие на уровень и состояние религиозности населения северокавказских республик.

Теоретико-методологическая база диссертации

Теоретической базой исследования выступают концепции зарубежных социологов XIX в. Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, работы американских исследователей середины ХХ в. Ч. Глока, Р. Старка, М. Кинга, Р. Ханта, а также современных исследователей А.А. Возьмителя, В.И. Гараджи, А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова.

Теоретические методы исследования

В качестве теоретического метода исследования выступает комплексный подход к анализу религиозности, разработанный основоположником отечественной социологии религии И.Н. Яблоковым. В диссертации также использованы исторический, системный, институциональный и функциональный подходы.

Эмпирические методы исследования:

- выборочный анкетный опрос населения по месту жительства;

- наблюдение за поведением жителей РСО–А в православных, мусульманских храмах и других местах исполнения религиозных культовых действий;

- экспертный опрос по методике стандартизированного интервью по месту работы.

Эмпирическая база исследования

Эмпирической базой исследования явились материалы Госкомстата РФ и северокавказских республик РФ (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия–Алания, Чечня), результаты анализа данных социологических исследований, проводившихся Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с Северо-Осетинским государственным университетом имени К.Л. Хетагурова в январе-феврале 2008 года. Для обеспечения репрезентативности эмпирических данных была использована квотно-пропорциональная выборка со взаимосвязанными характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, национальности, сферы деятельности, места жительства. Объем выборки – 3500 человек. Способ поиска респондентов: маршрутный опрос.

В рамках исследования в каждой республике была проведена фокус-группа, а также экспертный опрос, включивший 35 человек. В качестве экспертов в работе приняли участие представители духовенства республик, чиновники, ведущие социологи, политологи, экономисты, писатели, журналисты, предприниматели и др. В указанных исследованиях диссертант принимал непосредственное участие. Также автором была проведена серия полуструктурированных интервью с целью дополнения результатов, полученных количественным методом, и использована информация, содержащаяся в периодических изданиях, материалах правительственных структур, архивных данных.

Кроме того, эмпирическую базу диссертации составили вторичные данные, полученные в ходе общероссийских социологических исследований, проводившихся в разные годы Институтом социально-политических исследований РАН. Ценные данные были почерпнуты автором методом включенного наблюдения в исследуемую ситуацию и из интервью с жителями некоторых республик Северного Кавказа.

Достоверность полученных результатов основана на репрезентативности социологической информации, корректном использовании современных средств социологического анализа. Одновременно в исследовании задействован большой объем конкретной информации, отражающей как структурные, так и динамические характеристики объекта исследования.

В рамках настоящего диссертационного исследования осуществляется проверка следующих гипотез:

Основная

Уровень религиозности населения северокавказских республик по-прежнему остается самым высоким среди других регионов Российской Федерации. При этом в жизни республик Северного Кавказа религия является одним из ведущих социальных институтов, выполняя во многом дестабилизирующую функцию.

Дополнительные:

1. Высокий уровень религиозности населения северокавказских республик вызван их крайне низким социально-экономическим состоянием.

2. Религиозность населения республик Северного Кавказа определяется в большей степени гендерной, демографической принадлежностью, уровнем образования и материальным положением, а в меньшей степени – типом населенного пункта и характером трудовой деятельности.

3. По мере ухудшения материального положения усиливается интерес к нетрадиционным формам религиозности.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована в виде следующих положений:

1. Сформулированы теоретико-методологические особенности исследования религиозности населения северокавказских республик Российской Федерации.

2. Определена специфика социокультурного пространства республик Северного Кавказа.

3. Проанализированы социально-демографические характеристики религиозности населения северокавказских республик.

4. Определены уровень и характер религиозности населения северокавказских республик.

5. Установлены причины и условия повышения уровня религиозности и распространения фундаменталистских направлений в республиках Северного Кавказа.

6. Изучены определяющие факторы (гендерный, демографический, образовательный, материальный) формирования религиозности населения северокавказских республик в современных условиях.

7. Определена возможная перспектива изменения уровня и характера религиозности в северокавказских республиках с учетом анализа социально-экономической и политической ситуации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях трансформирующегося современного российского общества республики Северного Кавказа оказались в нестабильной социально-экономической ситуации, что, в свою очередь, сделало религию в отсутствие альтернативных идеологических схем фактором, оказывающим значительное воздействие не только на духовно-нравственную, но и на социально-политическую сферу жизнедеятельности северокавказских республик. При этом значимость религии в жизни людей как способа решения материальных проблем исходя из результатов исследования в будущем будет только расти.

2. Уровень религиозности, стимулируемой процессами социально-экономической трансформации, среди регионов Российской Федерации самый высокий в северокавказских республиках. Однако для преобладающего числа населения религиозность является, скорее всего, больше внешним атрибутом, чем ценностно-мотивационной составляющей.

3. Соблюдение культовых и некультовых форм религиозной активности носит во многом поверхностный характер. Значительная часть населения северокавказских республик пассивна в исполнении религиозной обрядности. К тому же высокий уровень религиозной неграмотности при отсутствии традиции передачи религиозной мысли и стремления респондентами изучать религиозную литературу (Библия, Коран и др.) самостоятельно ведет зачастую к ложной интерпретации религиозных догматов, неспособности проводить самостоятельный анализ священных писаний и проповедей представителей духовенства.

4. Населению северокавказских республик присуща высокая степень клерикальности. Большая часть респондентов выступают за участие религиозных организаций в решении государственных вопросов, однако эксперты при этом уточняют, что церковь должна сосредоточить свои усилия лишь на возрождении и культивировании в обществе духовно-нравственных ценностей и не ставить под сомнение светский характер нашего государства.

5. Вопрос изучения религиозного мировоззрения в общеобразовательных школах находит поддержку среди широкой части населения, однако экспертное мнение сводится к тому, что преподавание возможно лишь в виде факультативных занятий с согласия родителей либо в специализированных школах, так как вера – личное дело каждого. Надежда определенной части населения на влияние религии в воспитании подрастающего поколения не найдет отклик в обществе, пока в результате подъема общего материального состояния не поднимется уровень общей культуры населения.

6. Состояние религиозности населения северокавказских республик определяется в большей степени воздействием гендерного, демографического и образовательного факторов. Существенным является также фактор материальной обеспеченности, по мере ухудшения которой проявляется повышенный интерес к нормам шариата, а также усиливается лояльность населения к таким нетрадиционным для Северного Кавказа религиозным течениям, как ваххабизм.

7. Появление идейно-политического течения ваххабизм, делающего ставку на личную духовность, привлекает многих жителей Северного Кавказа, потому что именно в нем они видят возможность преодоления тех негативных процессов, которые происходят в регионе. При этом столкновение ортодоксальных течений с традиционными для Северного Кавказа формами ислама является одним из основных факторов дестабилизации общественно-политической ситуации в регионе.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования заключается в попытке разработать методологию изучения религиозности с помощью различных измерительных моделей и их последующего сопоставления. Результаты, полученные в ходе анализа разнообразных аспектов религиозности населения северокавказских республик, позволяют углубить, систематизировать и концептуализировать имеющиеся научные знания по данной проблеме.

Отдельные положения работы могут быть использованы при подготовке рекомендаций для общественных и государственных институтов, непосредственно занимающихся связью с религиозными объединениями. В целях формирования благоприятной межконфессиональной среды, пропаганды принципа толерантности материалы исследования могут представлять определенную значимость для средств массовой информации.

Выводы и обобщения относительно вопросов преподавания религиозного мировоззрения, отношения населения к религиозным организациям, в том числе к деятельности ортодоксальных движений, а также некоторые перспективы изменения религиозности населения, выявленные в ходе данного исследования, могут найти применение в процессе организационно-управленческой практики и продолжающейся разработки национальной и религиозной политики Российской Федерации на Северном Кавказе.

Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах, при разработке учебных программ по социологии религии, религиоведению, исламоведению, регионоведению и т.д.

Апробация работы

Основные результаты исследования были представлены в форме научных сообщений на международных и региональных конференциях: «Научный прогресс на рубеже тысячелетий» (Прага, Чехия, 2012), «Актуальные проблемы современных наук» (Пшемысль, Польша, 2012), «Религия в современном мире» (Владикавказ, 2012), «Современный вуз: студент, образование, наука» (Владикавказ, 2011), «Россия и Кавказ» (Владикавказ, 2010).

По теме диссертации опубликованы статьи в журналах «Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова», «Устойчивое развитие горных территорий» (СКГМИ), «Социология» (МГУ), «Социальная политика и социология» (РГСУ), рекомендованных ВАК.

По теме диссертации опубликованы 12 работ общим объемом 5,56 печатных листа, из них авторских – 4,35 печатных листа.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.

Похожие диссертации на РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ