Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние электронных медиа на формирование индивидуализма в молодежной среде Давыдова Мария Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдова Мария Анатольевна. Влияние электронных медиа на формирование индивидуализма в молодежной среде: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Давыдова Мария Анатольевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»].- Майкоп, 2012.- 22 с.

Введение к работе

Актуальность темы. Системные реформы в России, инициированные правящей элитой в начале 90-х годов, были направлены на приоритетную трансформацию институтов собственности и власти. В ходе реформ были введены институт частной собственности, механизмы рыночной конкуренции; политическая система была реорганизована на принципах демократии. В соответствии с направленностью реформ трансформировалась и система ценностей общества. Вектор ее трансформации был направлен от коллективизма к индивидуализму, от служения обществу и государству – к достижительности и самоценности отдельной личности. Процесс изменения системы ценностей в наибольшей степени затронул молодежь, открытую в силу возрастного статуса к переменам и социальным инновациям, готовую в них участвовать. Возникли существенные различия между ценностями молодого поколения и устоявшимися ценностными ориентациями поколения их родителей, в силу чего оказалось в значительной мере утрачено доверие молодежи к родительской семье как агенту социализации.

Переход российской экономики на рыночные принципы функционирования, а политической системы – на принципы демократического политического режима обусловили создание институциональной среды, ориентированной на утверждение индивидуалистических ценностей, что вызвало дисфункцию и других социальных институтов, нормирующих и регулирующих процесс социализации молодежи, – школы, молодежных организаций, трудовых коллективов. Их социализирующая функция в содержательном отношении базировалась на коммунистической идеологии, утверждающей доминирование социетарных (коллективистских) ценностей, которая в 80–90-е годы была подвергнута массированной атаке и вызвала отчуждение молодежи от их социализирующего влияния.

Политика деидеологизации коснулась и еще одного института, латентной функцией которого также выступает социализация, – средств массовой информации и коммуникации – массмедиа. Рыночные преобразования экономики переориентировали медиа на обслуживание интересов бизнеса: доминирующее значение при этом приобрели информационная, рекламная и рекреативная функции. Цели и содержание массмедиа оказались вписанными в рыночную экономику, стимулируя рост потребительских ориентаций у населения и влияя на повседневные практики молодежи. Социальное влияние определяется как способность субъекта изменять установки, поведение или эмоции других людей. По экспертной оценке главного редактора журнала «Искусство кино» Д.Дондурея, ни один из социальных институтов не может сравниться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Не меньшее значение для молодежи сегодня приобрел Интернет, к которому обращаются и как к источнику информации, и как к наиболее мобильному средству коммуникации. Исследования аудиторных предпочтений молодежи показывают стремительное вытеснение Интернетом всех других средств коммуникации, что свидетельствует о росте доверия молодежи к электронным медиа и, соответственно, росте их латентного и явного социализирующего влияния.

При этом характер социализирующего влияния электронных медиа и шоу-бизнеса способствует популяризации среди молодежи ценностей сформированных в лоне западной культурной традиции, в частности ценностей индивидуализма. Рецепция инокультурных ценностей на почву России всегда вызывала широкие дискуссии в среде отечественной культурной и политической элиты, поскольку рассматривалась как зона риска как для культуры в целом, так и для молодого поколения. Эта неопределенность воспроизвелась также и в 90-е годы ХХ века: так, индивидуалистические ориентации, в зависимости от трактовки их содержания, могут влиять на поведение акторов как позитивно, так и негативно, делать его как социально конструктивным, так и деструктивным. Эта вариабильность и амбивалентность индивидуализма объясняет актуальность исследования вариантов интерпретации содержания индивидуалистических ценностей, проявляющихся в различном понимании ценностей и моделей поведения разными группами молодежи. Остроту ситуации придает также присутствие в современном дискурсе противоположных утверждений относительно приверженности российской молодежи ценностям индивидуализма. Эта ситуация требует доказательства степени выраженности и характера индивидуластических ориентаций современной молодежи.

Не менее важной и недостаточно исследуемой проблемой является изучение способов воздействия массмедиа на формирование ценностей, в том числе индивидуалистических. Сошлемся на экспертное мнение Д. Дондурея, который, указывая, что производство представлений в массовом сознании – самое мощное производство XXI века, подчеркивает отсутствие сегодня в России каких-либо экспертиз того, что производится, каковы критерии оценки медиапродукции и каковы социальные последствия ее распространения.

Таким образом, практическая значимость поднятых проблем определяет актуальность темы, которая обусловлена: амбивалентностью понимания и мотивационного эффекта индивидуалистических ценностей и необходимостью исследования различных их вариантов; неэффективностью официальных институтов социализации и ростом влияния электронных медиа на молодежную аудиторию; недостаточной изученностью способов воздействия электронных медиа на формирование ценностей индивидуализма у различных групп молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование механизма формирования ценностей в сознании молодежи в условиях трансформирующегося общества имеет комплексную природу и потому требует опоры на результаты изучения следующих проблем: формирования ценностей индивидуализма на массовом уровне; ценностных ориентаций современной российской молодежи; социальных функций массмедиа. По всем этим направлениям исследований накоплен глубокий пласт литературы.

Так, проблема индивидуализма стала предметом исследования представителей различных социальных наук. В частности, содержание индивидуализма как типа мировоззрения и системы ценностей рассматривается в трудах целого ряда известных европейских и американских ученых ХХ века. Так, например, известный социальный психолог Э. Фромм видит причину распространения индивидуализма в современных развитых странах в разобщенности социума и переизбытке свободы, которая обусловливает рост рискогенности социальной среды. Ему вторит Н. Элиас, указывая, что подобное явление приобретает массовый характер и общество постепенно преобразуется в систему атомизированных индивидов, которые воспринимают друг друга исключительно как средство для достижения целей. З. Бауман и Г. Маркузе, указывают, что в подобном обществе формируются люди определенного типа, для которых общественное не представляется значимым, а реализация личных целей теряет смысл при достижении каждой из них. Варианты развития событий индивидуализированного общества анализирует У. Бек, акцентируя при этом растущее отчуждение индивида от общества двусторонность этого процесса, что также повышает рисковую ситуацию в обществе. Иными словами, исследователи описывают социокультурную среду, обусловливающую свободу выбора индивида собственного ценностного мира, что приводит к формированию различных типов индивидуализации личности.

Изучение индивидуализма как типа мировоззрения имеет свою традицию и в отечественной науке. Еще в 60–80-е годы ХХ века отечественные ученые (Э.Я. Баталов, Ю.А. Замошкин, Г.Г. Дилигенский и др.) изучали эту проблему на материалах западноевропейского и американского обществ. В работах этих ученых показана связь кризисных ситуаций в американском обществе с доминированием индивидуализма как базисной ценностной установки. Г.Г. Дилигенским предложена классификация типов индивидуализма на основании восприятия индивидами таких ценностей как «семья», «труд» и другие. В работах М.И. Новицкой, анализируя причины кризисных явлений в среде американской молодежи, автор видит их истоки в нарушении преемственности поколений и растущей индивидуализации потребительского типа.

Иной подход к рассмотрению индивидуализма был предложен в 80-х годах ХХ века известными социальными психологами и социологами Г. Хофштеде и Г. Триандисом в процессе проведения кросс-культурных исследований. На материалах обширных сравнительных исследований они показали различие культур по базовым ценностям и условно выделили две их группы: культуры индивидуалистического и коллективистского типов. При этом индивидуализм рассматривался как тип мировоззрения, производный от нежесткой социальной структуры, а коллективизм – как порождение общества с иерархизированной структурой и жесткой регламентацией. Эти идеи были использованы в трудах современных российских социологов, рассматривающих трансформационные процессы, переживаемые современным российским обществом, вызванные переходом к нежесткой системе социальной регуляции. В частности, в работах Т. Заславской и С. Кирдиной обосновывается тезис о том, что переход российского общества на принципы рынка и частной собственности обусловливает также переход в духовно-идеологи-ческой сфере от ценностей коллективизма (как безусловного доминирования интересов общества и государства) к ценностям индивидуализма. Параллельно с этими теоретико-методологическими исследованиями коллектив под руководством академика Н.И.Лапина изучал на протяжении переходных 90-х годов ХХ века – первой половины 2000-х годов трансформацию ценностного сознания россиян и эмпирическими методами доказал наличие этого вектора.

Исследования трансформационных процессов вызвали большой интерес к изучению социального потенциала молодежи как субъекта воспроизводства общества. Кризис ценностных ориентаций, безусловно, отразился на специфике социализации нового поколения. Изменение ценностного сознания молодежи фиксируют различные исследователи – Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, Е. Омельченко. Но чаще всего акцент делается на возникновении отчуждения и одномерности, при которых индивидуализация выступает источником социальных и личностных рисков. Вместе с тем в исследовании других ученых – Ю.И. Гиллера, Д.Л. Константиновского, Н.В. Латовой, В.С. Магун – выявляется тенденция развития конструктивного варианта индивидуализма в среде российской молодежи (особенно студенчества) и формирование соответствующих конструктивных индивидуалистических ценностей. Многолетние исследования В.С. Магун динамики ценностных ориентаций российской молодежи выявили рост индивидуалистических ориентаций и взрыв притязаний молодежи. В исследованиях последних лет показываются уже конкретные успешные практики реализации индивидуалистических жизненных стратегий определенной части студенческой молодежи.

Еще одной важной опорой заявленной темы диссертации выступает разработка проблемы воздействия современных медиа на общественное сознание. Общая постановка проблемы СМИ как значимого агента социализации молодежи хорошо проработана в социологии и рассматривается в качестве обязательной в учебной литературе. Большой вклад в изучение социальных функций и роли медиа внесли такие ученые, как М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс; а также отечественные исследователи: Т.С. Гогузова, Г. Кара-Мурза, Н.С. Кириллова, В.П. Коломиец, И.А. Мальковская, А.В. Мудрик. Особое внимание в трудах этих ученых уделяется анализу технологий, оказывающих моделирующее и формирующее воздействие на сознание аудитории; выявлению специфики современной телевизионной эстетики, вытесняющей традиционные методы рациональной подачи информации. Немаловажное значение имеет изучение феномена «разорванной коммуникации», дистанцирующей производителей медиапродукции от аудитории.

Выделенные направления разработанности темы создают источниковедческую, аналитическую и методологическую базу для исследования заявленной темы диссертации. Но, несмотря на значительное количество исследований по выделенным проблемам, сам механизм влияния электронных массмедиа на молодежь и те средства, которые обеспечивают это влияние, пока еще остаются не раскрытыми. Этой проблеме посвящена данная диссертационная работа.

Объект исследования: ценностное сознание современной российской молодежи.

Предмет исследования: влияние массмедиа на интериоризацию современной российской молодежью индивидуалистических ценностных ориентаций и паттерны поведения.

Цель диссертационной работы - выявление содержательных характеристик индивидуалистических ориентаций молодежи и способов воздействия массмедиа на их формирование. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. выявить специфику социализации российской молодежи в период системных реформ;

  2. исследовать характер интерпретации индивидуалистических ценностей в условиях современного массового общества;

  3. выделить социальные и технологические ресурсы электронных массмедиа, обусловливающие фактор доверия к ним и эффективность их социализирующего воздействия на молодежь;

  4. выявить качественные отличия социализирующего эффекта современных электронных массмедиа от социализирующего воздействия традиционных институтов, а также показать коммуникативные и эстетические методы достижения эффекта электронных массмедиа;

  5. верифицировать эмпирическими методами приверженность молодежи к ценностям индивидуализма;

  6. выявить влияние индивидуалистически ориентированного медиаконтента на поведенческие практики молодежи.

Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования послужили: 1) теория структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон), в рамках которой была развита концепция социетальных ценностей, их интегративной функции, и концепция социальной аномии, позволяющей интерпретировать социальный эффект распада социетальных ценнностей; 2) концепция трансформации социальных институтов и субъектов трансформационных практик (Т. Заславская, С. Кирдина), интерпретирующая трансформационный процесс как переход от системы социетальных ценностей социетарного типа к ценностям индивидуалистического, персоноцентристского типа; 3) методология Г. Хофстеда и Г. Триандиса, закладывающая параметр коллективизм – индивидуализм в качестве важного индикатора социально-психологической типологии культур. Этот подход в совокупности с классификацией индивидуализма Г.Г. Дилигенского был использован для операционализации социетальных ценностей при разработке авторской концепции исследования смысложизненных установок исследуемой молодежи, позволяя ее сегментировать на приверженцев персоноцентристкой и социоцентристкой ценностей; 4) теоретические идеи М. Маклюэна и отечественных исследователей медиасреды и телевизионной культуры – Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, А.Я. Юровского, В. П. Коломийца, В.Л. Цвика.

Эмпирическую базу диссертации составило авторское социологическое исследование, включающее опрос, проведенный методом стандартизированного интервью, и серию глубинных интервью. Опрос на тему «Ценности индивидуализма и коллективизма в мировоззрении студентов» проводился по методике уличного опроса среди студентов города Ростова-на-Дону в 2008 году (N = 500 чел.). Выборка респондентов осуществлялась на основании половозрастных квот в границах от 17 до 21 года. Методика рекрутирования респондентов исходила из территориального сегментирования города. Целью глубинных интервью, которые проводились среди ростовского студенчества в 2010 году (N = 30 чел.), было выявление влияния медиаперсонажей молодежных программ и телеканалов на ценностные ориентации информантов и их коммуникативные практики. При этом особое внимание уделялось интерпретации информантами смыслов действий медиаперсонажей. Наряду с этим эмпирическую основу диссертации составили данные социологических исследований ценностного сознания молодежи, которые проводились под руководством проф. В.Т. Лисовского. Опрос проводился в 1998 году НИИ КСИ СПБГУ (N = 2700 чел. из 20 городов России), учитывались также результаты опроса молодежи в 2011 году, который проводился «Левада-Центром» (рук. Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин).

Научная новизна исследования в содержательном плане заключается в следующем:

обосновано, что одним из следствий институциональной трансформации российского общества является утрата молодежью доверия к официальным социализирующим институтам, как и к транслируемым ими солидаристским ценностям, и превращение электронных СМИ, продвигающих ценности индивидуализма, в основного агента социализации;

установлено, что в современном массовом обществе содержание индивидуализма редуцируется к внешнему выделению индивида из общности через стандартизованные параметры потребления, приобретающие символическое значение, их интерпретация тиражируется электронными масс-медиа;

выявлены субъективные и объективные факторы доверия молодежи к электронным массмедиа, обусловливающие их высокое социализирующее воздействие, основой которого выступают технические и коммуникативные ресурсы электронных СМИ: экранность, симультанность, визуализация; коммуникативные возможности: горизонтальность связей, преодоление временных и пространственных границ, открытость и общедоступность, интеграции в виртуальные сообщества;

показаны коммуникативные и эстетические методы социализационного эффекта электронных медиа, позволяющие им удерживать интерес аудитории, которые в совокупности обозначаются понятием «клиповость» – синтез технических и творческих приемов, используемых для постоянного переключения внимания с объекта на объект, при абстрагировании от смыслов действий демонстрируемых образов. С помощью этого приема медиаэстетики формируется дистанция между индивидом-реципиентом и солидаризирующими смыслами социетальной культуры;

эмпирически доказана несформированность у какой-либо подгруппы молодежи целостной системы индивидуалистических ориентаций, а также противоречие в сознании молодежи между, с одной стороны, декларируемыми терминальными ценностями, которые у половины молодежи сохраняют коллективистское содержание, и с другой стороны, – повседневными практиками поведения, инструментально ориентированными у большинства на реализацию прагматического индивидуального интереса.

установлено противоречие между негативной оценкой со стороны молодежной аудитории медиаобразов и нерефлексируемым заимствованием поведенческих стратегий этих медиа-персонажей молодежью в собственных коммуникативных практиках в интернет-пространстве, что свидетельствует о высокой эффективности манипулятивных приемов, используемых электронными медиа при воздействии на молодежь.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. На протяжении всего периода системной трансформации российского общества социализация молодежи происходит в условиях аномии, дисфункциональности институтов, роста неопределенности и риска, кризиса межгенерационной культурной преемственности. В этой ситуации и семья, и официальные социализирующие институты утратили авторитет и доверие у молодежи, ставшей невосприимчивой к транслируемым ими солидаризирующим ценностям и нормам, а сами эти ценности потеряли регулятивную эффективность. В то же время стремительное развитие возможностей электронных СМИ позволило сформироваться новому информационному пространству социализации, а им самим – превратиться в ее основного агента, специфика воздействия которого в настоящее время определяется доминированием индивидуалистических ценностей над солидаристскими.

  2. Исследование социокультурной динамики современного общества позволяет определить индивидуализм как ее доминирующий вектор. Однако по мере массовизации общества и перехода от экономики производства к экономике потребления изменяется и содержание индивидуализма как ценностной ориентации. В отличие от западноевропейского индивидуализма XVII – XIX веков, выступившего в качестве альтернативы коллективным формам жизни, ценностной основы формирования приоритета индивидуальной идентичности и самореализации личности в труде и накоплении, в современном массовом обществе индивидуализм широко распространился и трансформировался; его содержание редуцировано к внешнему выделению индивидов из больших общностей через стандартизированные параметры потребления. Поэтому в массовом обществе, и особенно в молодежной среде, ценности индивидуализма ассоциируются не с трудом и различными формами реализации духовных сил личности, а с демонстративным потреблением, чему способствует убедительная визуализация этих ценностей электронными СМИ.

  3. Социализирующая функция современных массмедиа базируется на достаточно высоком уровне доверия к ним со стороны общества в целом и молодежи в частности. Это доверие обусловлено факторами, имеющими субъективное значение: 1) сложившейся в период «перестройки» позитивной репутацией ведущих массмедиа как оппозиции институтам власти; 2) отсутствием собственного жизненного опыта у молодежи. Объективными основаниями доверия выступают ресурсы электронных массмедиа, а именно: 1) техни-ческие возможности электронных медиа, обеспечивающие эффект присутствия и достоверности получаемой информации: экранность и визуализация; симультанность; технологичность и единый формат, персонификация; 2) новые возможности горизонтальных коммуникаций, которые обеспечивает Интернет: преодоление территориальных и временных границ; открытость и общедоступность контактов; эффективный механизм хранения и трансляции информации; возможности интеграции в виртуальное пространство.

  4. Специфика социализирующего воздействия современных электронных массмедиа определяется тем, что в отличие от традиционных институтов социализации они ориентируют молодежь не на непосредственное деятельное участие в социальных процессах, а на отстраненное потребление информации с позиции внешнего наблюдателя, тем самым формируя у молодежи дистанцированное отношение к обществу, дефицит реального участия, потребительский индивидуализм. Основой формирования идентичности социализируемых индивидов посредством электронных медиа становится приобщение к символике той или иной социальной группы или сообщества, выраженной в брендовом потреблении и соответствующем стиле жизни. Методы социализирующего воздействия электронных медиа базируются на использовании приемов современных медиатехнологий, фиксирующих внимание на внешних эффектах и блокирующих проникновение в смысловое наполнение образов.

  5. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи по показателю самоидентичности позволяет выявить примерно равные группы приверженцев индивидуализму и коллективизму («социоцентризму»). Однако обе группы в сфере терминальных ценностей – отношение к труду, к семье и к групповой сплоченности, – демонстрируют, хотя и в разном объеме, приверженность коллективизму. Вместе с тем в сфере инструментальных ценностей, характеризующих повседневное экономическое поведение и потребление, обе группы демонстрируют ориентацию на индивидуализм. Полученные результаты свидетельствуют о ситуативности ценностных выборов и, следовательно, – об эклектичности и внутренней противоречивости системы ценностных ориентаций.

  6. Эмпирическое изучение отношения молодежи, ориентированной на ценности индивидуализма, к контенту молодежных медиа, показывает рациональное сопротивление ценностям, навязываемым медиаобразами: основное большинство представителей молодежной аудитории негативно относятся к популярным персонажам шоу-программ, критически оценивают поведенческие паттерны медиаперсонажей, указывая на несоответствие их поступков нравственным принципам. Вместе с тем анализ повседневных коммуникативных практик исследуемой группы молодежи в интернет-пространстве свидетельствует о реализации в них ценностных ориентаций доминирующего медиаобраза этих каналов – «человека-демонстранта».

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней аргументировано показывается механизм влияния электронных массмедиа на формирование ценностей индивидуализма в сознании молодежи. При этом автор раскрывает специфическую эстетику, которая активно используется электронными медиа при продвижении индивидуалистических ориентаций и проявляется на неосознанном уровне в повседневных коммуникативных практиках студенческой молодежи. Результаты диссертационного исследования вносят определенный вклад в теорию социализации, конкретизируя этот процесс для условий дисфункции базисных институтов социализации – семьи и образования, – и обосновывая при этом равнозначность социализирующего воздействия электронных медиа.

Практическая значимость работы определяется потребностью в социологическом осмыслении механизма формирования индивидуалистических ориентаций в сознании современной молодежи, студенчества в частности. Содержание работы представляет интерес также для молодежных редакций СМИ, ориентированных на совершенствование качества публикаций и корректировку медиаконтента, учитывающих социализирующее воздействие медиа. Результаты работы могут быть использованы социальными отделами высших учебных заведений для корректировки работы с молодежью, преодоления деструктивного потенциала индивидуалистических ориентаций. Содержательная часть диссертационной работы может быть использована также в образовательной деятельности при разработке лекций и спецкурсов по проблемам социологии молодежи, социологии культуры, социологии массовых коммуникаций.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, российских и региональных конференциях, в частности на XIV Международной конференции «Ломоносов» (Москва, 2007 г.), Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2008 г.), международном конгрессе «Перспектива» (Нальчик, 2009 г.), V международной конференции «Потребление как коммуникация» (Санкт-Петербург, 2009 г.). Результаты исследования опубликованы в 13 научных работах, общим объемом 6,5 п.л., в том числе в двух статьях в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 6 параграфов), заключения, библиографии и приложений, в которых размещены программы, инструментарий и результаты опросов; гайд, образцы и выдержки из глубинных интервью.

Похожие диссертации на Влияние электронных медиа на формирование индивидуализма в молодежной среде