Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Лучшева Людмила Владимировна

Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан
<
Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лучшева Людмила Владимировна. Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Казань, 2006 187 с. РГБ ОД, 61:07-22/27

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические основы исследования этноса и этнокультурной политики 20

1.1. Этнос и этничиость: анализ основных подходов 21

1..2. Самосознание как фактор динамики этносоциальных процессов 36

1,3. Культурная политика: основные модели 50

2. Культурная политика в Республике Татарстан и практика её реализации 67

2.1. Влияние культурной политики на изменения статусных позиций русской культуры Республики Татарстан (нормативно-правовой аспект) 67

2.2. Тенденции развития русской этнической группы и ее культуры в современных условиях Республики Татарстан 84

3- Изменения в этническом статусе русских Республики Татарстан как результат воздействия культурной политики . 107

3.1, Изменения и современное состояние социальной позиции русских Татарстана ,.., 107

3.2. Влияние региональной ПОЛИТИКИ на формирование этнического самосознания русских Татарстана 127

Заключение . 147

Список источников и литературы 155

Приложение 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях Советского Союза центральной властью была осуществлена попытка конструирования единого советского народа. Отводимая в этом процессе самому многочисленному в стране русскому этносу роль противоречила его собственным интересам. В разное время он становился то «должником», то «старшим братом», то «имперской нацией» для многочисленных народов Союза.1 Последствия такой политики привели к тому, что русские оказались наиболее интегрированными в общесоюзные процессы, постоянный отток русских со своих этнических территорий усиливал их деэтпизацию.

После распада Советского Союза в развитии народов наблюдается всплеск этнического и религиозного самосознания. Суверенизация национальных республик Российской Федерации позволила политической и культурной элите титульных этнических групп поставить в приоритетное положение свою культуру и язык, русскому лее языку и культуре пришлось несколько потесниться.

В Республике Татарстан после неспокойных политических событий 1990-1992 гг. активность татарского национального движения пошла на убыль, развернувшаяся дискуссия о национально-культурной идентичности республики закончилась официально принятой мультикультуралистской политикой.

Руководством республики эта политика часто подастся в качестве образца

„7.,

успешного развития этнических культур и их взаимодействии. На практике же декларируемая политика не всегда соответствует действительной. Целый ряд

' См. например: Троицкий Е.С. Русский народ в поисках правды и организован нос. - М.,1996. - С. 43; Барсенков Л.С. Русским вопрос в национальной политике. XX век / Л.С. Ь'арсспков, А.И. Вдовин, В.Л.Корецкпй. - 1VL 1993.-С 108-112 и др.

2 См. например: Шанхитдннова С.К. Этпопациональные ценности и ориентации культурной элиты Татарстана: опыт кульгу роле г и чес ко го анализа свободных интервью /Постсоветская культурная трансформация: медиа изтмичность и Татарстане 1990-х гг. - Казань, 2001. - С. 77-82.

количественных показателей констатирует, что татарская культура с начала 1990-х годов значительно опережает русскую.1

С 1990 года в Республике Татарстан был принят ряд документов, касающихся ее этнокультурного развития. Прежде всего, это Декларация о государственном суверенитете, закрепившая основные свои положения в Конституции Республики Татарстан, законы «О языках народов Республики Татарстан» (1992г.), «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» (1996г.), «О культуре» (1998г.), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1999г), «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской ]рафики» (1999г.).

Несмотря па то, что все они констатирую! полиэтничность региона, некоторые из принятых законов прямо указывают на поддержку татарской этнической культуры. Например, в законе «О культуре» говорится, что одной из главных задач культурной политики региона является «содействие развитию татарской национальной культуры, культуры многонационального народа Республики Татарстан'»."

Вместе с тем, этносоциальная ситуация Республики Татарстан определяется соотношением двух основных этнических групп: татар, составляющих 52,9% населения и русских ~- 39,5%, другие националы-гости представлены - 7,6%.' За последние десять-пятнадцать лет произошло существенное изменение этносоциальной ситуаций в РТ, Сокращается доля русских в политической, экономической и творческой элитных группах, в ее составе более 80% - татары. Затрудненность вертикальной мобильности обозначила сползание русского населения в низшие социальные слои.

См.. например: Салагаео А.Л Русские в Республике Татарстан: проблемы социокультурного развития //Дело. 1996,- №2; Макарова Г.И. Некоторые этнические аспекты культурной политики Республики Татарстан //Журнал социологии и социальной антропологии. - 200К - Т.4. - №2; Гареева Л.А.Традиционная русская культура із поли этническом Татарстане.-Казань, 200! и др.

2 См.: О культуре. Закон Республики Татарстан от 3.07. №>8 №1705. /-'ІЗодо мост и Государственного Совета
Татарстана.-' 1998.-№7. Гл.І.Ст.2. -С.5І.'

3 См.: Национальный состав населения Республики Татарстан. Статистический сборник по итогам
Всероссийской переписи населения 2002г1., Т4. - Казань: Издательский центр Комгосс гата РТ. 2004. - С.21.

Асимметрия в развитии русской и татарской этнических культур, ориентация русских главным образом на западную культуру, снижение их этнического статуса в регионе является причинами, усугубляющими ослабление этнической социализации русских. Обращает на себя внимание слабое этническое самосознание русской молодежи, которая в меньшей степени, чем татарская интересуется историей, традициями, обычаями и культурой своего народа, что ведет к смене системы ее ценностей.

Проблемы русского этноса заставляют пересмотреть приоритеты культурной политики Российской Федерации и регионов. Президент России В.В. Путин в своем программном обращении с Посланием к Думе и Совету Федерации только в 2000 году впервые на государственном уровне определил проблему реальной угрозы исчезновения, «растворения» в истории русского народа как этноса, являющегося хребтом полиэтничной России, российской государственности. Таким образом, из уст первого лица в государстве публично была обозначена проблема учета в общегосударственной этнокультурной политике потребностей русского народа как одной из главных опор российского общества.

Общефедеральные проблемы часто приобретают свою специфику на региональном уровне. Именно поэтому возникла необходимость научного осмысления влияния культурной политики на этносоциальные процессы русского населения, что могло бы дать возможность отрегулировать ситуацию и выработать систему мер по предотвращению складывающегося в регионе этнического дисбаланса. Все это позволяет считать избранную для диссертационного исследования тему актуальной в научном и прикладном аспектах.

Степень разработанности темы. Тема и структура диссертационного исследования охватывает несколько аспектов проблемы, изученных в разной степени глубины и детальности. Поэтому при изучении разработанности темы, на наш взгляд, целесообразно дать анализ исследований по ряду направлений:

1 См.: Путин В.В. Какую Россию мы сі роим //Российски я газета. -2000. - II июля, -С. 1,3.

  1. этнос и этнические процессы,

  2. культура и государственная культурная политика,

3. этносоциальный аспект государственной культурной политики в
отношении русской группы населения Республики Татарстан.

В основе современного научного дискурса об этносе лежат идеи М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, чьи интересы к проблемам этнических процессов были подчинены поиску источников социального взаимодействия.1

Новые теории этичности, появившиеся в посткоммунистический период XX века, в качестве основных обозначили следующие подходы; примордиализм (Э. Шилз, С. Гирц)~, в рамках которого выделяют социобиологическое (Л.Н, Гумилев, К.П. Иванов^ и эволюционно-историческое (П. ван ден Берге, СМ. Широкогоров, Ю.В. Бромлей, И.Г. Гердер) направления; инструментализм (П. Брасс. Д.Горвиц, Дж. Окамура, С.А. Арутюнов, А.А. Сусоколов)3; коиструкционизм (Т. Эриксен, Э. Гелл мер, Ф. Барт, Б. Андерсон, В.А. Тишков, А.Г. Осипов).6

Синтез различных подходов к проблеме этичности был предпринят британским социологом Э. Гидденсом, он нашел свое закрепление в теории

1 Weber М. Economy and society: an outline of interpretive sociology. - N.Y.: Bedminster, 1968; Weber M. From Max Weber: Essays in Sociology /Genii H. Wright, Wilis C. (eds.). L., 1948; Дюркгеим Э.О. О разделении общественного тру да. Метод социологии. - М., 1990: Париже Т. Система современных обществ. - М., 1977.

1 Shiis Е. Primordial, personal, sacred and civil ties //British .1. Sociology. - 1957, V. 8. №2.; Geertz C. The integrative revoiiition: primordial sentiments and civil politics in the new states //Old Societies and New States; The Quest for Modernity in Asia and Africa. N. Y., 1963;

"' Гумилев Л.Н. География этноса а исторической период, - Я., 1990; Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по маро доведению. - М._ 2003; Гумилев Л.Н. Этические процессы: два подхода к изучению/Л.Н. Гумилев, К.П. Иванов //Социс.-- 1992, -Kal.

" Van den Hevghe P. 1,. The Bthnic Phenomenon. N.Y.: Academic Press. 1981; Широкогоров СІМ. Этнос; исследование основных принципов измерения этнических и этнографических явлений /Известия восточного факультета Дальневосточного университета. - Шанхай. 1923. - XVIII. Т. I; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.. І9Й7: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества, -М., 1977.

3 Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. New Delhi, 1991; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, CaL etc. 198.x Okamura I. Y. Situational ethnicity //Ethnic and Racial Studies. 1981. V.4. №4.; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.. 1989; Сусоколов А,А. Структурные факторы самоорганизации этноса //Расы и народы,-Вып, 20,- М.,1990.

6 п Т, Ethnicity and Nationalism.. Anthropological Perspectives. L,. 1993; Гелл пер Э. Нации и национализм. - М., 1991: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.. 2002: Тишков В.А. О феномене этничпости /'ЭО. -1997. - .N»3; Тишкоп В.А. Очерки теории этноса и политики этиичности в России. - М., 1997; Осипов А.Г. Идеологический фактор в процессе формирования самосознания малых этнических групп //Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР, - М., 1993.

габитуса французского социолога П. Бурдье.1 Сторонниками синтеза подходов среди российских исследователей являются Б.Е. Винер., И.Ю. Заринов, Е.С. Рыбаков."

Долгое время в нашей стране доминирующими были классовый и интернационалистический подходы к определению нации как этнической общности связанные с именами К. Маркса и В.И. Ленина.3

Первые этносоциальные исследования русских как наиболее крупного в количественном отношении народа СССР появились только в 1992 году. Это работа А. О. Бороыоева и П. И. Смирнова и коллективная монография авторов Института этнологии имени Миклухо-Маклая.4

Междисциплинарным феноменом этничности, который стал объектом исследования эткосоциологии, этнопсихологии и зтнополитояогии является дискурс о национальном самосознании как важнейшем компоненте этноса. Проблемам национального самосознания русских постсоветской России посвящены исследования В.А. Михайловой, В.К. Трофимова, К. Касьяновой, З.В. Сикевич, Н.В. Карлова, В.В. Филиппова, Л.Д. Гудкова5 и других.

Вывод о том, что состояние и развитие этносов определяется не только комбинацией объективных материальных факторов, но и целенаправленной

Гиддепс Э. Социология Л'СоцИс, - 1994, - №2; Гидленс Э, Современность и самоидентичносгъ //Социальные и гуманитарные науки. Социология. Сер. II.- 1994. - j4u2; Бурдье П. Социология политики. - М., 1993; Бурдье П. Начала. - М, !994; Бурдье П. Практический смысл. - СПб, 2001.

2 Винер Б.Е. Этничность: В поисках парадигмы («учения /''00. 1948. - .КН.: Заринов И.Ю. Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теории и концепций) //30. - 2000. - №2.; Рыбаков СЕ. Этичность и этнос //ЭО. - 2003. - №3.

J Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов).П. Глава о деньгах. Ш/Глава о капитале. 1857-1858 г, - Маркс К,. "Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. г.4б, ч.І: Ленин В.И. Национальный вопрос в пашей программе, Поли. собр. еоч. - Т. 7., Критические заметки по национальному вопросу. Поли. Собр. соч.- Г.24 и др.

4 Бороноев А.О., Смирной П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. - СПб., 1992.; Русские (Этносошюлогнческие очерки). - М., 1992.

s Михайлов В.А. Тенденции эволюции русского этнического сознания (Социально-психологический аспект). - Ульяновск, 2001; В.К. Трофимов. Генезис и сущность русского национального менталитета: Монография. -Ижевск, 2000; Касьянова К. О русском национальном характере. - №.. !994.; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). - М, 1996,; И,В. Карлов Честь имели или о русском национальном самосознании //Вопросы философии. - 1997. - №4,; Филиппов В.В. Из истории изучения русского национального (этнического) самосознания //Советская этнография. - 199І.-№!.; Л.Д. Гудков Феномен «простоты» (о национальном самосознании русских) /'Человек.-Л991.-№1.; Алексеев М.ІО. Особенности национального поведения/М.Ю. Алексеев, К. А. Крылов.-М- 2001,

государственной политикой, подтверждается в исследованиях З.С. Чертиной, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой и ряда других.

Этносоциальные исследования как за рубежом, так и в России ведутся, в основном, в рамках традиций социальной психологии (В.О. Ключевский, Л.С. Выготский. А.Р. Лурия, В.П. Куницина, М.Ю. Алексеев2 и другие), этмополитологии (Р.Г. Абдулатипов, А .Г. Здравомыслов, В. Тишков3 и другие). Обращают на себя внимание работы по социальной лингвистике М.Н. Губогло, В.М. Алпатова, А..Д. Коростылева, Л.К. Байрамовой/ но этнический аспект культурной политики остается практически не исследованным.

В условиях исчезновения веры в объективные общественные процессы культура все чаще начинает признаваться одной из главных форм познания мира и воздействия на общество (О. Коит, М Вебер, Г. Зиммель, А. Шюц и другие)."' Будучи убежденным, что культура представляет собой общественное явление, Л.Г. йонин вслед за западными исследователями развивает концепцию репрезентативной культуры.

Процесс формирования и реализации государственной культурной политики в качестве самостоятельной проблемы зарубежными и отечественными исследователями стал изучаться сравнительно недавно. До сих пор еще не сложилось ясного понимания того, какой должна быть эта политика

1 Чертима З.С. Плавильный котел'.1 Парадигмы этнического развития в США. - М.. 2000; Арутюияп Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР /Ю.В. Арутюнян, Л.М Дробижева. - М„ 1987: Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность /Авт. проекта Л.М. Дробижева. - М, 2002.

" Ключевский В.О. Сочинения. Т.9.М., 198S; Выготский J і. С. Мышление и речь.- М J 996; Лурия А, Р. Речъи мышление. М.,1975; Куницина В.П. Этнические стереотипы //Психологический журнал. - 1989, - №4,; Алексеев М.Ю. Особенности национального повеления /М.Ю. Алексеев. К.Л, Крылов. - М., 200і.

} Абдулатипов Р.Г. Природы и парадоксы национального «я». - М., 1994.; Здравомыслов А.Г, Этнополшичеекис процессы и динамика национального самосознания россиян//СонИе. - 1996. -№12.; Тишков В.А. Дилемма новом России как мноіштническсго государства./!'Права человека и межнациональные отношения». М, 1994;

'' Губогло М.М. Язык, двуязычие и этническая мобилизация /Федерализм в России. - Казань, 2001: Губогло М.Н. Суверенизация республик РФ и правовой статус русского языка, - М.. 2003; Алпатов В.М. 150 языков и политика: социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства, - М., 2000: Коростылев А.Д. Язык источник согласия и противоречий /Социальная и культурные дистанции. Опыт многонациональной России. - М.. 2000: Байрамова Л.К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия. - Казань, 2001.

5 Коит О. Курс позитивной философии //Родоначальники позитивизма. Вып.1. -СПб., 1912; Вебер М. Образ
общества //Вебер М. Избранное. - М.. 1994; Зиммель Г. Обшение. пример чистой или формальной социологии
//СоцИс. 1984. -ЖЇ; Шюц А, Структуры повседневного мышления//СоцИс, - 1986. -№1.

6 Ионик Л.Г. Структура культуры и человек в современном мире. - М., 1987; Ионии Л.Г Социология
культуры, -М., 1996; Ионии Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие.- М., 2000.

и соответствующие ей механизмы социального управления в условиях этнического многообразия.

Толкование понятий «международная культурная политика» и «государственная культурная политика» были предприняты в работах Т.С. Элиота и А.. Моля. Изучение аспектов современной культурной политики в странах Запада является одной из приоритетных сфер, на что обращают внимание и отечественные исследователи, примером этому являются переводы работ Дж. Лоусона, С. Манди, Э. Эзеритта, Ф. Матарассо и Ч. Лэндри и др.2

Приоритет государственного начала в функционировании и развитии культуры является традиционным для российской действительности, о чем ярко свидетельствуют труды выдающихся соотечественников - В.О. Ключевского, И.А. Ильина, А.И. Солженицына, Д.С. Лихачева, Л.Н. Гумилева и других'.

Долгие годы монополию на культуру и культурную политику в нашей стране осуществляла правящая коммунистическая партия, которая рассматривала ее исключительно с классовых позиций (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин4). На рубеже 1920-30-х годов культурная политика И. Сталина, получившая название социалистического реализма," нашла юридическое закрепление в многочисленных программах, циркулярах, распоряжениях.

В Татарской АССР этнокультурные процессы впервые были исследованы группой ученых под руководством Ю.В. Арутюняиа. которые выявили общую

Элиот Т.С. К определению понятия культуры. Заметки. Лондон., і 968; Моль А. Социодинамика культуры. -ML, 1973.

2 Лоусон Дж. Культурная политика а Голландии //Театр. - 1990. - №6.; Культурная политика и Европе:
выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Сост. P.M. Кузьмин. В,Р. Фирсои. - ML, 2002; Культурная
политика западноевропейских стран и проблемы социального развития //Общие проблемы культуры. Обзорная
информация. Выи, 3. - М, 1987.

3 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекции а трех книгах. Кн.!. - М., 1995; Ильин И.А,
Сущность и своеобразие русской культуры //Ильин И.А, Собр. соч.: В Ют. Т.6. Кн.2. - ML, 1996; Солженицын
Русский вопрос к концу XX лека //Солженицын А,И. Публицистика: В 3-х т. Т.1. - Ярославль, 1995;
Солженицын А. Россия в обвале. - М,, 1998; Лихачев Д.С. Русская культура. - М„ 2000; Гумилев Л.Д. От Руси
до России. Очерки этической истории. - И.. 1994.

4 Ленки В,И. О пролетарской культуре. Задачи Союзов молодежи. Речь на 3 Всероссийском съезде
Российского Коммунистического Союза молодежи 2 октября і 920г //Поли. Собр. соч. - Т.4І; Троцкий Л.
Культура переходного периода// Поли. Собр. соч. - Т. XX!. - М., 1927.; Бухарин Н.И. Революция и культура:
статьи и выступления 1923- 3 936 г.г. М. - 1993.

5 См. например; Сталин И.В. Вопросы ленинизма. ML, 1933.

тенденцию духовной интеграции народов республики, увеличение численности специалистов в сфере управления, культуры и образования из числа татар,1

В начале 1980-х годов появляются исследования с позиций социального регулирования культурной политики (К.Б. Соколов к Ю.У. Фохт-Бабушкин, А.Э. Гущин, Л.Н. Коган, И,А. Столяров, Л.И, Якобсон, B.C. Жидков, В.М. РозйнГ, наблюдается интерес к опыту организации культурной жизни зарубежных стран.3

Единой системе целей международной, культурной и национальной политики посвящен ряд документов международных организаций, в том числе ООН и ЮНЕСКО. Российская Федерация, стаз членом Совета Европы с 1996 года, ориентируется на опыт международного права, где наиболее значимыми в области культурной политики являются следующие нормативные акты: «Декларация о мировой культуре»4, международные программы «действий «Наше творческое многообразие»/ «Использование культурной политики в целях развития»,0 и другие.

В Российской Федерации эта сторона общественной жизни нашла свое закрепление в Федеральных программах сохранения и развития культуры и искусства, языков народов РФ и русского языка, Программе социальных и экономических реформ. Государственным управлением в сфере культуры занимается Правительство Российской Федерации, з котором непосредственно заняты Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Министерство информационных технологий и связи,

Социальное и национальное. Опытзтносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. -М., 1973.

"Коган /!.!!. Культура как объект управления //Совершенствование управления развитием культуры. -Свердловск:. 1981: Столяров И. А. Управление культурой: Организационно-экономический механизм. - М., 1989. - Гл.1.; Якобсон Л.И. Роль государственного управления в сфере культуры //Социально-экономические проблемы развития культуры, - М., 1989; Жидков B.C. Перестройка системы управления в сфере культуры: Конспект лекций. -- М., 1988; Роз и и В.М, Методологический анализ управления культурой //Актуальные направления совершенствования и перестройки управления сферой культуры. - М... 1988.

* Лютикова Г.В. Организация культурной жизни в Швеции (80-е годы). М., Вып. 9, 1989; Хлопина О.В. Новая культурная политика в странах Западной Европы и в США, -- М„ і 990; Голомидов В.И. Некоторые аспекты организации социально-культурной деятельности во Франции. - М„ 1988; Крум-Цеховский В,А. Консервативные тенденции и демократические альтернативы в культурной политике ФРГ /В.А. Брун-Цеховский, А.А. Захарян. -М., і488; Кухлерин С. Европейская культура и мировое развитие. - М., 1987.

4 Принята Всемирной конференцией по культурной политике в Мехико б августа 1982 года.

5 Принята на Генеральной конференции ЮНЕСКО и ноябре 3 995 года.

6 Принята на межправительственной конференции в Стокгольме 2 апреля 1998 года.

Департамент государственной поддержки кинематографии, Федеральная архивная служба и пять творческих союзов. Разделение государственного управления, где каждый из пяти органов создает собственную нормативно-распорядительную базу, ставит принципиальную проблему о способности государственной власти разрабатывать и проводить скоординированную политику в сфере культуры. Начиная с 1990-х годов, Российская культурная политика и механизмы ее реализации становятся объектами пристального внимания многих исследователей.

Отечественные социологи уделяют серьезное внимание государственной культурной политике, о чем может служить появление ряда учебных пособий, включающих изложение данной проблематики (Л.И. Михайлова, Б.С. Ерасов, Е.М, Бабоеоа. В,И. Франчук и другие),2

Влияние государственной этнокультурной политики на социальные процессы отдельных этносов исследовалось ТО.В. Бромлеем, Ю.В. Арутюняном, проектами Л.М. Дробижевой.

Рост этического самосознания, суверенизация национальных республик позволили сосредоточить внимание на проблемах титульных этнических групп. В Республике Татарстан это наглядно демонстрировалось многочисленными научно-исследовательскими работами татарстанских ученых (М.А. Ыугаева, К.Т. Гизатова, Т.Г. Исламшиной. Э.Р. Тагирова, Д.М. Исхакова, Л.В. Сагитовой, С.К. Шайхитдиновой J и др).

Диагностика социальных процессов и концепция культурний полиіики /Отв. ред. Л.В. Суховеи. -Свердловск, 1991; Каменец Л.В. Культурная политика и современная социокультурна!! ситуация. Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровне в сфере культуры //Ориентиры культурной политики. - М., 1994; Скалкин М,Н. О социально-культур ной политике в российской «глубинке» //Материалы первой всеросснйсшй конференции. Культура, нравственность и экономика. -Ульяновск, 1997: Иваном ЕЛ. Программирование в культуре как механизм реал юани и культурной политики /ЕЛ. Иванова. Л.П. Каткова ''/Ориентиры культурной политики. -- М., 1994; Розип В. ЖеіикоИ. Культура и культурная политика //Теоретические основания культурной полицией. - М-, 1993; Сидоров Е.Ю. Ориентиры культурной политики. - М.: Министерство культуры РФ. 1996.; Флиер Л. О новой культурной политике России //Общественные науки и современность, - 1994. - Ж\

2 Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999; Ерасов Б.С, Социальная
культурология. - М.. і 997; Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие дія студентов вузов. --
Минск, 2000.; Франчук В Л. Современные основы социального управления. - М.. 1997.

3 Нугаев М.А. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического
развития /М.А. Нугаев, P.M. Нугаев. - Казань, 1997; Гизатов К.Т. Национальная культура Татарстана в период
реформации /''Национальная жизнь и межнациональное взаимодействие. Тезисы докладов и выступлений на
научной конференции «Возрождение п развитие национальных республик России». - Казань, 199."!; Исламшина
Т.Г. Кризис полиэтнического обшеетча и возрождение этнических ценностей. Доктор. Диссер. - Уфа, 1993.;

Начиная с 1990-х годов, в республиканской прессе появляются экстремистские заявления татарских националистов в адрес русского народа, которые ставят под сомнение этнокультурную политику Российской Федерации (А. Закиров, Т. Вариев, Р. Шакиров, Г'. Вахитов, А. Халим, 3. Зайнуллин, Р. Галимов* и др.).

Разработка региональной и местной культурной политики предполагает предварительную диагностику федеральным центром культурной жизни той или иной территории. Анализ культурной политики в Республике Татарстан был осуіцесгнлен в 1995 году. Ма основании постановлений Кабинета Министров РТ принята Республиканская целевая программа «Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007гг.»5 законом РТ утверждена Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков в Республике Татарстан на 2004-20] 3 годы.3

Проблемы социокультурного развития русской этнотерриториальной группы Республики Татарстан впервые были научно представлены в работах А.Л. Салагаева, а затем С.А. Сергеева, Е.А. Бондаренко, Г.И. Макаровой, Л.А. Гареевой, Т.Титовой." Проблемы русской культуры региона нашли свое

Тагиров Э.Р. Татарстан: национально-государственные интересы: Политическое эссе. Казань, 1996: Исхаков Д.М. Татары: популярный очерк этнической исюрии и демографии / Д.М. Исхаков. '(Темные закоулки» российской истории: (Преступления истории) /Закиров, - П. Челны. 1993; Сагитова Л.В. Исторические корни и особенности идеи национального возрождения русских и татар (постановка проблемы) //«Современные национальные процессы в Республике Татарстан» (выпуск 1). - Казань. 1992; Шайхитдинова С.К, Этнонацпональные пеиі-юсги и ориентации культурной элиты Татарстана: опыт культурологического анализа свободных интервью// Постсоветская культурная трансформация: медиа и тгничность в Татарстане 1990-х гг. /Под ред. Ерофеева и Л.Р. Низамовой. - Казань. 2001.

1 Закиров Д. «Темные закаулкм» российской истории // Суверенитет. 1992. - №13; Бариев Т. Жить своим
умом //Комсомолец Татарстана. - 1992. - 31 января; Шакиров Р. Придет ли конец геноциду? //Суверенитет, -
1992. - Л'<;8: Вахшої; Г. Прав тот, у кого больше прав //'[ атарские края. 1994. - .Че[2: Халим А. Книга печали
или Записки аборигена. Вильнюс: Мокслас. 1991.; Зайнуллин 3. Россия и Татарстан //Звсіда Поволжья. -
2002. - 14-20 февраля: Галимов Р. Большие ожидания //Федерация. 1992. - N«23.

2 Культурная политика России, История и современность. Два взгляда на одну проблему. Отв. ред.: И.Д.
Бутенко, КЗ. Разлогов. - М, 1998.

-' Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004-2007 гг. Республиканская целевая проірамма: Утверждена Кабинетом Министров РТ от 15.08.2003 . 426; Закон РТ от 11,10.2004 №52-ЗРТ.

'' Салаїаав А.Л. Русские в Республики Татарстан: проблемы социокультурного развития //Дело,- 1996. -№2; Сергеев С.Л. Этнокультурная политика региональной элиты. ./Татарстан глазами демократической оппозиции. -Казань. 1999; Бондаренко R.A. Республика Татарстан: национальные отношения //СоцИс. -- 1999, - №11; Бондаренко Е.А. Отче г но результатам обследования этнонаииональной идентичности населения и сферы культурного и медиа-потребления в Татарстане //Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане1990-х гг./Под ред. С.А, Крофеева и Л,Р. Низамовой. -- Казань, 2001; Макарова Г.И. Некоторые этнические аспекты культурной политики республики Татарстан //СоцИс. - 2001. - Том IV, - №2; Гараева Л.А. Традиционная русская культура в полиэтническом Татарстане. - Казань, 200 і; Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. -Казань, 1999.

отражение в публикациях членов русских общественных организаций (М.Ю. Щеглова, А.Л. Демина ) и работников СМИ, освещающих проблемы русской культуры (О. Гармай, Л. Постнов, В. Фролов, Л. Морозов и другие2).

В связи с принятием Закона Российской Федерации «О национально-культурной автономии» (1996) активизировалось обсуждение теории национально-культурной автономии и проблемы ее реализации, здесь привлекают работы И. Нам, И.В. Чуркиной, М.Н. Губогло, Ю.В. Зорина, Т.Я. Хабриевой/

Проблема исследования. Влияние государственной культурной политики на социальное развития этносов как социологическая проблема, сравнительно слабо разработана как в отечественной, так и в западной литературе. Российские федеральные программы по развитию языка и культуры направлены, в первую очередь, на преодоление общенациональных проблем, а аналогичные региональные программы свою главную цель видят в создании благоприятных условий для развития культуры экстерриториального титульного народа. Стратегия гражданских начал в государственной культурной политике не решает проблем развития самого большого, государствообразующего русского этноса.

Изменение социокультурного статуса русских в этнотитульыьгх республиках обозначило проблему необходимого пересмотра тех разделов федеральной и региональной культурной политики которые отвечают и непосредственно влияют на развитие этнических культур. От социального самочувствия в республиках нетитульных народов, среди которых русская

Щеглов М.Ю. О нравственном беспокойстве за культуру - залог нашего будущего //Женщина. - 1997. -№2; Щеглов М.Ю. Русское самосознание: путь т пгшка '/АНКО. - 2002. ~ №1(6): Демин А.Л. Л любовь все живет//Вечерняя Казань.- 1993.--14 сентября.

2 Гармай О. Свияжск должен стать музеем//Комсомолец Татарстана.- 1991. --31 мая,

" Нам И.В, Национально-культурная автономия в России: исторический опыт и современные проблемы /Федерализм в России. - Капань; Чуркина И.В. Программы культурно-национальной автономии: создание и варианты //'Вопросы истории. - 1999. - .N«4/5; М.Н. Губог.по Три линии национальной политики в посткоммунистической России //ЭО. - 1995. - №5; Зорин В.К), От национальной политики к чтпокультуриой; проблемы становления доктрины и практики 1990-2002) //Журнал сониолоіии и социальной ангронологни. -2003. - №3: Хабриева Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации //Журнал российского права.-2003. - Ж/.

часть населения является самой многочисленной, будет зависеть стабильность общества в целом.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - выявить влияние государственной культурной политики на изменение социокультурного статуса и особенности этносоциальных изменений русской части населения Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные методологические подходы для анализа этноса и этносоциальных процессов в полиэтническом обществе;

определить этническое самосознание как фактор динамики этносоциальных процессов;

выявить сложившиеся и теоретически обоснованные западными, а также отечественными исследователями модели государственной культурной политики;

проанализировать основные направления формирования и средства реализации государственной этнокультурной политики РФ и РТ, регулирующей развитие русской этнотерриториальной группы населения;

изучить состояние этнического самосознания и отношение к этническим проблемам среди учащихся школ и студентов высших учебных заведений.

-определить особенности этносоциальных и этнокультурных изменений русского населения Республики Татарстан в условиях существования асимметричного федерализма и этнической специфики региона.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают этнокультурные и социальные процессы в русской части населения Республики Татарстан. Предметом исследования является влияние государственной культурной политики на этнокультурные и социальные процессы в русской этнической группе, существующей в условиях гюлиэтничной титульной республики.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологические основы данного исследования базируются на общенаучных принципах объективности и историзма, используются эволюционный и комплексный подходы. В работе использованы сравнительно-исторический, культурно-ценностный, логический и функциональный методы анализа.

Для объяснения причин этнических процессов в работе использованы концепции конструктивистского структурализма этноса и этничности (П. Бурдье), конкурирующего социального взаимодействия и социального неравенства этносов (М. Хехлер, Л.М. Дробижева, Э.А. Паин и др.).

Для характеристики современных моделей культурной политики использованы работы С. Манди, А. Моля, Г. Шартан, В. Розина и И. Жешко, А. Флиера и другие. При исследовании влияния культурной политики на этнические процессы была принята точка зрения Е.В. Мамедовой, которая считает, что ее совершенствование зависит от совершенствования работы в сфере национальных отношений.

Эмпирической базой исследования являются данные российско-финского проекта «Национальное самосознание и межнациональные отношения глазами молодежи современной России», полученные в мае 2005 года в результате массового социологического опроса учащихся Республики Татарстан. Концепция исследования была разработана учеными Карельского исследовательского института г. Йоэнсуу (Финляндия), Карельского государственного педагогического университета г. Петрозаводска (Россия), Казанского государственного технологического университета (Россия), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга (Россия). Автор принимал непосредственное участие в разработке и апробировании методики, а также массовом опросе учащихся 10 класса (525 человек) и студентов (593 человека) Республики Татарстан. Статистические материалы творческих союзов РТ. Материалы экспертных интервью, проведенных автором с декабря 2003 по ноябрь 2004 года (всего 35).

16 Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации и Республики Татарстан в области культуры, анкетирование учащихся, анализ текущих архивов творческих союзов РТ, статистических данных, а также вторичный системный анализ результатов социологических исследований. Для достижения поставленной цели был привлечен обширный круг специальной литературы по проблеме исследования. Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое диссертационное исследование, в котором поднята комплексная проблема современных условий развития культуры, языка и национального самосознания русских Татарстана;

обоснован подход к изучению социогенеза русской части населения, существующей в условиях полиэтничного региона с титульной нерусской этнической группой;

определены основные средства и способы влияния культурной политики на этносоциальные изменения в русской части населения РТ;

определены основные средства и способы влияния культурной политики на этнокультурные изменения в русской части населения РТ;

на основе проведенного исследования этнического самосознания молодежи, его влияния на образ жизни, систему ценностей и межэтнические взаимодействия выявлены причины ослабления этнического самосознания русской части населения в одном из регионов Российской Федерации;

-дан анализ современного состояния традиционной русской культуры в полиэтиичном Татарстане. Впервые в контексте управляющего воздействия государственной культурной политики на региональном уровне рассмотрена проблема развития русского языка;

- разработаны рекомендации по формированию культурной политики в
полиэтническом государстве.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование в числе первых в российской социологии использует рамку государственной

культурной политики для объяснения механизмов регуляции развития этносов. Кроме того, в работе интегрировано одно из новейших представлений к теоретическим подходам понятия «этнос». Результаты авторского исследования вносят вклад в социологию культуры, этническую социологию, теорию конструктивистского структурализма природы этноса и этнического самосознания, социологию управления. Отдельные выводы могут послужить исходным пунктом специальных научных исследований, например, взаимосвязи динамик социальных процессов больших и малых этносов, разработки стратегий и теоретических моделей государственной культурной политики.

Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования, анализы, выводы могут быть использованы государственными структурами, которые непосредственно занимаются этнокультурной политикой, разработкой документов по сохранению и развитию этнической культуры в республике Татарстан, а так же в регионах с иными титульными этносами, решением вопросов повышения грамотности и культуры русского языка. Результаты так же могут быть использованы при разработке учебной программы по курсу этнической социологии, в учебном процессе, в качестве справочного материала.

Кроме того, основные выводы могут найти применение для разработки программ по возрождению и развитию русской культуры в регионах с титульными этносами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существующие в рамках этнологии и этнической социологии

теории этноса позволили выделить концепцию габитуса П. Бурдье в качестве наиболее адекватного методологического подхода при изучении этносоциальных процессов русской части населения Республики Татарстан. Теория П. Бурдье дает возможность изучать этническую группу как результат двойного структурирования, . где объективно существующий этнос взаимодействует с субъективным восприятием его индивидуумом.

  1. В условиях отсутствия государственной инонациональной политики современная культурная политика, определяясь общеполитическим устройством государства, является средством регулирования этносоциальных процессов.

  2. Индикатором влияния государственной культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан является состояние их этнического самосознания, проявляющегося в отношении к собственной культуре и языку, в этнической консолидации и способности отстаивать собственные интересы.

  3. Дисбаланс в региональной культурной политике, где приоритетные позиции, начиная с начала 1990-х годов, занимают татарский язык и культура, обозначил социальное неравенство статусов русской и татарской этнических групп. Отсутствие социально-культурной поддержки русского населения в этнотитульных регионах со стороны федерального центра не способствует сохранению и развитию региональной самобытности русской культуры.

  1. Современные социальные институты, существующие в условиях Республики Татарстан, оказались неспособными к осуществлению этнической социализации русской молодежи, как наиболее активной части населения, определяющей тенденции развития этнокультурных процессов.

  2. Этническая перегруппировка в политической, экономической и творческой элите региона, приоритетное развитие татарского языка и культуры сначала обозначили дистанцированность, а затем приспособление к ситуации в силу растущей индифферентности русских к собственной культуре и языку. Размытость основных элементов этноса, таких как самосознание, религиозность, язык и культура, для русской части населения Республики Татарстан становится характерным явлением.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских междисциплинарных научных конференциях: «Седьмые Вавилонские чтения «Глобализация и проблема национальной безопасности России в XXI веке», Йошкар-Ола, декабрь 2003 г., «Восьмые

Вавиловские чтения «Мировоззрение и безопасность современного общества в фокусе научного знания и практики», Йошкар-Ола, ноябрь 2004г., приволжской региональной научно-практической конференции «Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики», Набережные Челны, март 2005 г., всероссийской научной конференции «Первые казанские социологические чтения», Казань, ноябрь 2005г, «Девятые Вавиловские чтения «Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен науки и практики», Йошкар-Ола. ноябрь 2005 г.

Содержание диссертационного исследования нашло отражение в двух научных статьях и тезисах.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются основные подходы к этносу и этничности (параграф 1), определяется характер этносоциальных процессов, этническое самосознание характеризуется как фактор динамики этносоциальных процессов (параграф 2), приводятся определения понятия «культурная политика», рассматриваются современные модели и подходы к культурной политике (параграф 3). Вторая глава рассматривает практику реализации федеральной и региональной культурной политики, определяется влияние правовых основ культурной политики Республики Татарстан на развитие культуры русского и татарского этносов, обозначаются приоритеты региональной культурной политики (параграф 1), обозначаются тенденции развития русского этноса (параграф 2). Третья глава посвящена анализу изменений этнического статуса русских в Республике Татарстан под влиянием современной культурной политики, анализируются изменения и современное состояние социальной позиции русских в РТ (параграф 1), определяется влияние культурной политики на социальные институты участвующие в формировании этнического самосознания русских Татарстана (параграф 2),

Общий объем диссертации 154 страницы, список источников и литературы включает 283 наименования.

Самосознание как фактор динамики этносоциальных процессов

Изучение этносоциальных процессов главным образом связано с проблемой сохранения своей этничности этносами на протяжении многих поколений. Большинство ученых разных областей наук утверждают, что этническое сознание является неотъемлемым и одновременно относительно самостоятельным элементом этноса.

Анализ «этнического самосознания» со стороны «самосознания» осуществляется целым рядом обществоведческих дисциплин, и в первую очередь философией. Понятие самосознания, сформированное в европейской культуре, рассматривалось лишь как «имманентная, идущая из глубины духа внутренняя активность субъекта, как рефлексия познающего субъекта относительно самого себя, т.е. осознание собственных психических свойств и качеств» .

Этническое же самосознание, в отличие от философской его трактовки дает возможность соотнести «себя к определенной этнической целостности, в которой интегрировано осознание схожести» .

Впервые о самосознании народов, очевидно, заявил Г.Ф. Гегель, когда высказал мнение, что одним из этапов самосознания абсолютного духа, понимаемого как «сознание самого себя», является «дух народа» .

В России о сознании народа русские философы заговорили в 30-е годы XIX века. По мнению П.Я. Чаадаева, истинное «национальное сознание народов» могли состоять «из нескольких положительных идей, из очевидных истин, основанных на воспоминаниях, и из глубоких убеждений, более или менее господствующих над всеми умами и толкающих их всех к одной и той же цели»4.

В начале XX века в России появились первые исследования, посвященные русскому национальному самосознанию - это работы В.В, Ивановского (1914) иП.И.. Ковалевского (1915)5.

Понадобилось еще почти двадцать лет, чтобы самосознание этноса было названо в русскоязычной литературе «этническим самосознанием», в то время как этот термин уже получил широкое применение в научных кругах Запада. Важным фактором такой задержки, по мнению Э.А. Александренкова, «послужило, то что пришедшие к власти социал-демократы - большевики не включали в свой словарь термин «этнос» и производные от него» . Что же касается слов «нация», «национальность», «народность» и «народ», то MB. Крюков обнаружил, что Ленин употреблял их как синонимы и что противопоставление наций, народностей, национальных групп было введено Сталиным только в 1921 году .

В советской литературе термин «самосознание», начиная с 1940-х годов, употребляется, главным образом, как признак народа (народности). Этнограф П.И. Кушнер (Кнышев) рассматривал «национальное самосознание» как этнический маркер, наряду с которым употреблял термин «этническое сознание»".

В 1960-е годы наблюдался всплеск интереса к проблемам этничности. В Советском Союзе на страницах журнала «Вопросы истории» вопрос об этническом самосознании оказался в центре развернувшегося дискурса относительно теории нации. Была поставлена проблема о структуре этнического самосознания, выделены его компоненты. Среди компонентов этнического самосознания помимо осознания принадлежности к определенному этносу, были названы этноцентризм, этнический стереотип, этнические симпатии и антипатии. В «Вопросах истории» В.И. Козлов дал первую официальную и краткую формулировку понятия «национального самосознания»: это - «чувство принадлежности людей к определенной нации, объединяющее их в один социальный коллектив»/ Так же было сформулировано определение и «этнического самосознания», где оно выступало как «сознание принадлежности людей к определенному народу, конкретно проявляющееся в употреблении ими названия народа».

Узкий смысл понятия «этнического сознания» был необходим и достаточен этническому картографу и статистику В.И. Козлову. Для специалистов его профессии такой подход являлся главным индикатором при выявлении этнической принадлежности населения регионов и населенных

Несколько шире это явление понимал Бромлей Ю.В: «Этническое самосознание, по нашему мнению, - это представление людей о собственном этносе, о его свойствах...» - писал он. Сторонники широкого толкования этнического самосознания включают в него разные комбинации идентификации индивида с определенной этнической общностью, этнодифференцирующие символы, служащие для выделения членов своей группы, этнические автостереотипы и чувства, сознание морального и психологического единства группы, представление о «родной земле», осознание национальных интересов и др.

Представления разных наук о структуре этнического самосознания далеки от единообразия, сложилась практика исследования «этнического самосознания в узком смысле» и «этнического самосознания в широком смысле». И вместе с тем, начиная с первой половины 1970-х годов, этническое самосознание стало определяться как «непременное условие функционирования этноса»", а в дальнейшем как «неотъемлемый компонент этноса»3.

В отечественной науке проблемы этнического самосознания поднимались в работах этнологов, историков, социологов, психологов. В Институте этнологии и антропологии Российской академии наук на протяжении многих лет этническое самосознание продолжает оставаться объектом масштабных эмпирических исследований на стыке этносоциологии, политологии и социальной психологии, осуществляемых в секторе социально-психологических проблем национальных отношений.

Влияние культурной политики на изменения статусных позиций русской культуры Республики Татарстан (нормативно-правовой аспект)

Современное кризисное состояние тех сфер культуры, которые непосредственно влияют на удовлетворение духовных потребностей человека, сохранение его национальной самобытности, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности особо остро поставили вопрос о культурной политике в Российской Федерации, её содержании и возможностях.

В условиях многонационального государства особенно значимым является вопрос о разграничении полномочий между федеральным центром и его pej HOHaMH. Согласно ст. 66 Конституции Российской Федерации, статус республики «определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики». Признание бывших автономных республик государствами со своей конституцией и законодательством, а так же наделение их большими полномочиями, чем остальных субъектов РФ, оставляет открытым вопрос о единой, централизованной национально-культурной политике. Федеральные программы в области культурного развития относятся не только к компетенции Российской Федерации, но и к субъектам Российской Федерации. Совместное ведение - понятие сложное, породившее между центром и регионами дискуссию о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочии в области культуры.

Современная культурная политика Российской Федерации нашла свое закрепление в законодательной и нормативной базе , Федеральных программах сохранения и развития культуры и искусства, Программе социальных реформ и других. В 1996 году при Президенте РФ был образован директивно-совещательный Совет по культуре и искусству. Государственным управлением в сфере культуры занимается правительство Российской Федерации, в котором непосредственно заняты Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство информационных технологий и связи, Департамент государственной поддержки кинематографии, Государственный Комитет по телевидению и радиовещанию, Федеральная архивная служба и пять творческих союзов. Разделение государственного управления, где каждый орган создает собственную нормативно-распорядительную базу, ставит серьезный вопрос о способности государственной власти разрабатывать и проводить скоординированную политику в сфере культуры, оказывать непосредственную поддержку участникам культурной деятельности.

Региональное стремление к независимости в решении вопросов культурного развития получило свое воплощение в федеральных законах «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995) и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской федерации» (1999). На правовом уровне здесь было закреплено разделение компетенций в области культуры между федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления.

Ссылаясь на законодательно-нормативную базу, органы местного самоуправления к предметам своего ведения в области культуры в первую очередь отнесли: создание условий для деятельности региональных учреждений культуры; реализацию программ по сохранению памятников истории и культуры, находящихся в собственности субъектов Российской федерации; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений, осуществляющих культурную деятельность. Кроме того, региональная политика в области культуры затронула нормативно-творческую, языковую, образовательную и другие сферы общественной жизнедеятельности.

За федеральным центром в области культуры осталось обеспечение прав и свобод человека в области культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры, правовое регулирование основ художественной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации, а так же формирование федерального бюджета, в частности расходов на культуру, и федеральных фондов развития культуры, установление налоговых льгот, стимулирующих развитие культуры, финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении и ряд других вопросов.

Ряд из указанных пунктов относится к общей компетенции федеральных органов власти и власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, реальный процесс децентрализации культурной политики, сопряжен с целым рядом серьезных проблем. Нарушение монополии государства на культурную политику, и перемещение регуляторов культурными процессами из центра в субъекты, дают основания говорить о региональных приоритетах в сфере культуры. Культурная политика начинает определяться официально принятой концепцией развития региона.

Тенденции развития русской этнической группы и ее культуры в современных условиях Республики Татарстан

Российские исследователи не однозначны в своем определении современных тенденций развития русского этноса и его культуры, особенно той его части, которая проживает в условиях титульных республик.

Одни считают, что русский этнос, попав в орбиту глобализации, активно эволюционирует в общечеловеческое «мы». Последствия такой интеграции чаще видят в погружении русского народа и его культуры в историческое небытие,1 реже - в позитивном единстве этносов, где не будет «чуждых сил и варварских народов»2. Другие в развитии русского этноса и его культуры наблюдают усиление традиционалистских тенденций. Третья группа исследователей склонна утверждать, что в современных условиях русский этнос более подвержен трансформационным процессам.1

На наш взгляд, все перечисленные тенденции имеют место в развитии всего русского этноса, однако вопрос заключается в том, какая из этих тенденций станет определяющей. И поскольку часть русских Российской Федерации проживает на территории «национальных» республик, то вполне закономерным будет изучение именно тех тенденций, которым подвержено развитие этих этнотерриториальных групп их влияние на развитие этноса в целом.

Условия развития русской этнотерриториальной группы в Республике Татарстан характеризуются исторически сложившимися объективными особенностями, а так же новыми явлениями общественной жизни, определяющими психологическое состояние, социальный статус и развитие его культуры и самосознания.

Объективные особенности региона, оказывающие влияние на сознание и поведение граждан в разное время изучались географами, историками, политологами. Во-первых, это - геополитическое срединное положение Татарстана в центре Евразии и России. Во-вторых, это - специфика исторического и этнодемографического развития региона, которая определялась тесным взаимодействием главным образом двух народов -русского и татарского. И третья особенность, появившаяся после распада советской системы, заключается в активизации татарского этноса.

Геополитическое положение Татарстана определяет специфику его развития, накладывает отпечаток на взаимодействие между русскими и другими этническими группам республики: жить посреди России и не считаться с ней - невозможно. «И дело не только в слишком высокой цене независимости (стоимости многочисленных посольств и заграничных вояжей; сложности с «международным признанием» и др.). Суть - в необходимости для простых людей защиты их прав в Москве в условиях исчезновения многих контрольных и правозащитных инстанций в Казани».1 Кроме того, русские и татары, являясь большинством населения республики, определяя ее этносоциальную ситуацию, выступают здесь как этнотерриториальные группы (меньшая часть этноса), большая часть которых проживает за пределами Республики Татарстан (в РТ - 25% от всех татар и 1,2% от всех русских). Поэтому в республике имеет место ориентация как в культурном, так и в социально-психологическом плане на представителей своих этносов, проживающих за ее пределами.

Последствиям тесного взаимодействия русского и татарского народов республики посвящено множество работ самого разного характера. С конца 1980-х - начала 1990-х годов выводы о этнокультурном влиянии русского этноса на татарский становятся тенденциозными. Бывший советский народ, активно консолидируясь по этническому принципу дистанцируется от всего русского и от России. Причины этому явлению М.Н. Губогло видит в «кризисе становления этнократических элит и ожесточившейся борьбе за передел власти и собственности, в кризисе федерально-территориальной политики, ярко проявившейся в борьбе между вялым Центром и энергичной периферией». Отсутствие четко разработанной в первую очередь федеральной, а затем и региональной этнокультурной политики проявилось в предъявлении серьезных этнических претензий на повышение политического статуса республики, ее особое положение в составе Российской Федерации.

Это позволяло отдельным представителям татарских национальных партий высказывать свои русофобские настроения, а некоторым представителям творческой интеллигенции осуществлять внушение русским чувства исторической вины за колонизацию Казанского края и потерю предками современных татар своей государственности. До сих пор эти обвинения слышны в день памяти павших защитников Казани, отмечающийся ежегодно в течение последних лет 15 октября как день взятия Казани.1 «Социокультурная усталость» от объятий «старшего брата», исчезновение страха перед бывшей империей, возникшие «социокультурные и экономические соблазны»,2 в конечном итоге изменили культурное пространство республики, в условиях которой существует современная этнотерриториальная группа русских.

Вместе с тем, меняющиеся отношение к русским и федеральному центру, сопровождаемые этноконсолидацией татарского этноса, большинством исследователей рассматривается как спонтанная защитная реакция, способная создавать новые механизмы адаптации этноса в опасных для него условиях социально-экономической и политической среды.

В то же время толерантное отношение русских к другим этносам, редкие проявления предубеждений указывают на тот факт, что ситуация, воспринимаемая татарской этнической группой как опасная, русской этнической группой таковой не осознавалась. В качестве главных причин отсутствия защитной «этнической солидарности» русских в Российской Федерации, и отдельных этнотитульных республиках исследователи называют: возможность общения с представителями своего народа, национально-русское двуязычие местных народов, господство русского языка в средствах массовой информации, интерактивный характер русского этногенеза, выработанные в процессе постоянного взаимодействия с другими народами уникальные механизмы адаптации.4 Кроме того, по мнению Э.А. Паина, «этническая терпимость практически всегда является следствием высокого самоуважения народа, отсутствия или слабой выраженности комплексов «неполноценности» . Изучение тенденций развития русской этнической группы и ее культуры возможно лишь при сравнительном анализе условий ее развития и условий развития другой основной этнической группы - татар. Несмотря на то, что объединенные единым экономическим и политическим пространством этносы в течение 70 лет направлялись общесоветской национально-культурной политикой «к сближению», в своем развитии они имели неадекватную объективную специфику. Такая ситуация заставляет обратить внимание на глубинные механизмы этнических процессов, чьи общие закономерности были выявлены в 1970-е годы американскими этносоциологами.

Изменения и современное состояние социальной позиции русских Татарстана

Социально-экономические и политические процессы начала 1990-х годов, суверенизация национальных республик Российской Федерации, в первую очередь, изменили положение титульных этносов в элитах региональных государственных структурах обозначив их приоритетные позиции, которые продолжают сохраняться до настоящего времени. В частности, в ст. 90 Конституции Республики Татарстан, зафиксировано, что главой республики может быть избран гражданин владеющий государственными языками, то есть русским и татарским языком. На деле это требование превратилось в требование допуска к власти только по этническому признаку.

Как указывает исследование М.Х. Фарукшина, проведенное в середине 1990-х годов, в политической элите Татарстана преобладают представители татарского этноса (77%), причем на 75% сельского происхождения. Среди представителей татарской политической элиты 42% получили сельскохозяйственное образование, 35,6% гуманитарное (из них около 13% выпускники университета), 22,4% - техническое . Анализ состава политической элиты проведенный А.Л. Салагаевым и С.А. Сергеевым показывает, что до выборов 2004 - 2005 годов в составе политико-экономической элиты республики 80% татары, остальные - представители иных этнических общностей. В Аппарате Президента татары составляют - 73,7%, Кабинете Министров - 68%, в Госсовете - 73,3%», среди Глав администраций - 80,8%.2

Овруцкий Л.М. утверждает, что «примерно такая же картина выявляется при анализе списков аффилированных лиц и советов директоров наиболее крупных республиканских ОАО, АО, и ООО. Особенно заметна эта этническая составляющая в руководстве предприятий нефтяной и нефтехимической отраслей. Если учесть, что последние образуют «хребет» республиканской экономики, то понятно, в чьих руках находятся командные высоты».3

Подобная диспропорция является «большой загадкой» для Президента Республики Татарстан.4 С другой стороны, как разъясняет ситуацию председатель совета ФНКАТ Р.С. Валеев, «вопрос о том, кого куда двигать, решается если не на выборах с прямым голосованием...то, как правило, после коллегиального обсуждения. Прикидывают, согласовывают. Минтимер Шаймиев...при рассмотрении кадров, сначала спрашивает, нет ли русской кандидатуры. Выходит, в случае «самотека» перекос был бы еще круче»5. Таким образом, первое лицо Республики, хоть и «контролирует» ситуацию по этничному составу политической элиты, но реальная ситуация остается для него непонятной.

В ходе реализации исследовательского проекта - «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности», проводимый в 1997 году под руководством Л.М. Дробижевой, был сделан вывод, что в условиях доминирования титульной группы во властных структурах для русских Татарстана встает вопрос паритетного участия в органах власти РТ.

Исследования СВ. Рыжовой подтверждают и дополняют этот вывод: «С одной стороны, русские Татарстана чувствуют потребность соответствующего представительства в структурах власти, а с другой стороны, «статусные» мотивационные структуры русских Татарстана лишены соответствующей культурной поддержки, которую могла бы формировать сельская русская среда, аналогично той поддержке, которая формируется внутри сельской татарской среды. В предшествующий период русские чаще уезжали из села, чем татары, которых сдерживал не только традиционный уклад жизни, но и языковый фактор: в городе говорили по-русски»2.

Вместе с тем, значительная однородность политико-экономической элиты Татарстана в этническом и социальном происхождении (татары из сельской местности), ориентирующаяся на традиционалистские ценности и в первую очередь семейно-родственные связи, значительно облегчает процесс консолидации татарского этноса. Такая ситуация отразилась и на предпочтениях татарской элиты в области развития собственной культуры.

Процесс активизации этносов в регионах России, среди их наиболее значимых культурных маркеров обозначил язык и религию. В современных условиях знание языка титульного этноса практически во всех республиках по становится фактором социальной мобильности и продвижения на более значимые и престижные должности.

В Республике Татарстан знание татарского языка становится гарантом социального успеха. Именно поэтому среди русского населения доля желающих обучать своих детей татарскому языку была достаточно высокой - в 1994г. - 63%, 1997г. - 59% горожан русской национальности желали, чтобы их дети знали татарский язык. Сами же дети, как это было указано в нашей работе выше (стр.108), перспективы в изучении татарского языка для себя не видят.2

Мнение городского населения Татарстана о возможности социального успеха для людей различных национальностей в рамках исследования социального неравенства этнических групп изучалось В.В. Коротеевой. Социологический опрос показал, что этничность, по мнению русских и татар в регионе наиболее важна при занятии высоких постов в органах власти и для получения хорошо оплачиваемой работы. У русских и татар складывается представление, что в политической и экономической сферах Татарстана более успешной доминирующей группой являются татары.

Такое мнение часто подкрепляется публичными заявлениями республиканских чиновников. Например, депутат Госсовета Республики Татарстан Р.Й. Валеев, возглавляющий постоянную депутатскую комиссию по науке, образованию, культуре и национальным вопросам, предлагает ввести закон об административной ответственности за нарушение закона «О языках» в РТ. Он считает, что все госслужащие независимо от ранга обязаны знать оба государственных языка и это должно стать непременным условием их принятия на работу.4 Стимулом к изучению татарского языка взрослого населения республики также должны были стать денежные надбавки к зарплате, положение о которых сегодня действует в сферах образования, здравоохранения, культуры и транспорта.

В связи с введением в республике двуязычия у части русского населения возникли определенные трудности. В исследованиях ЕЛ. Бондаренко отмечается: «Наибольшие сложности у русских вызывает использование татарского языка в общественной жизни и в сфере образования, каждый пятый сослался на наличие проблем в этих областях. Почти 14% русских на работе испытывают проблемы в общении после введения двуязычия. Наименее «уязвимой» оказалась сфера межличностного общения с соседями, друзьями -здесь с проблемами столкнулись лишь около 9% русских» .

Похожие диссертации на Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан