Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Стародубцева Татьяна Вячеславовна

Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России
<
Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Стародубцева Татьяна Вячеславовна. Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Москва, 2003.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/391-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические основы социологического исследования молодой художественной интеллигенции .

1. Интеллигенция как объект социологического осмысления . 18

2. Молодая художественная интеллигенция как особая социально-профессиональная группа . 38

3. Социологическая интерпретация жизненных стратегий. 67

Глава II Типология жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции в современных условиях . 87

1. Факторы формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции . 98

2. Условия формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции . 124

3. Основные типы жизненных стратегий современной молодой художественной интеллигенции. 154

Заключение 166

Список использованной литературы 171

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования.

Традиционно художественная интеллигенция в России считалась социальным индикатором состояния духовной жизни общества. В конце XX века среда ее деятельности и ее социальное положение кардинально изменились. В различных источниках стали высказываться мнения об утрате ею прежних позиций, снижении престижа ее труда. Начали углубляться процессы социально-экономической и социально-статусной дифференциации в этой группе российского общества, получили распространение практики регионального, тендерного, возрастного и иных типов неравенства. Это особенно проявилось в деятельности молодой художественной интеллигенции, положение которой приобрело в определенной степени маргинальный характер. Современное общество представляет собой жесткую среду для возможности реализовывать ее устремления и надежды. Происходит социальная депривация этой группы в условиях коммерциализации искусства, утрата различных форм ее социальной поддержки, что связано со спецификой востребованности подобной деятельности в условиях рынка.

На современном этапе развития российского общества произошли сдвиги в социальной структуре молодой художественной интеллигенции, сопровождающиеся изменениями их самосознания, выражающиеся в восприятии традиционно стоящих перед ней задач (идеи служения народу, социальная роль художника и др.). Существует проблема соответствия молодой творческой интеллигенции предписываемой ей роли социальной силы, интеллектуально обеспечивающей происходящие перемены в российском обществе. Трансформируется сам облик молодого интеллигента, его жизненные принципы, имидж, манеры, язык и повседневные практики, возникли и существуют новые пространства, стили и смыслы его существования.

Исследования реальных процессов в среде художественной интеллигенции в нашей стране в последний раз были проведены в конце 80-х годов XX века и с тех пор высказывались различные взгляды и идеи, однако они слабо и неоднозначно отвечают на вопрос - что же происходит в этой среде. Исследование молодой художественной интеллигенции сквозь призму жизненных стратегий позволяет оценить потенциальный резерв этой социальной группы в изменяющейся России, увидеть ее специфические проблемы, особые связи с другими социальными группами. Кроме того, появляется возможность обнаружить основные каналы интеграции молодой творческой интеллигенции в социально-стратификационную структуру современного российского общества, ценностные основания ее профессиональной идентичности и наиболее значимые факторы вертикальной мобильности, а также прогнозировать ее реальный вклад в процесс развития российского общества. В конечном счете, становится возможным определить современное положение российской интеллигенции и выявить наиболее существенные детерминанты в проектировании ее представителями своей социальной и трудовой карьеры в условиях социально-экономических реформ.

Изучение жизненных стратегий молодого поколения интеллигенции как субъекта духовного производства является актуальной для многих отраслей социологии: социологии искусства, социологии культуры, духовной жизни и социологии молодежи. Все это вызывает потребность в комплексном анализе духовного облика молодой художественной интеллигенции, раскрытии взаимосвязи между ее нравственными, эстетическими ориентациями и жизненными планами, выявлении ее специфических социокультурных, профессиональных и тендерных характеристик.

Степень научной разработанности проблемы

Анализ литературы, посвященной интеллигенции, свидетельствует о чрезвычайно широком круге (ракурсе) изучаемых проблем. В ней рассматривается интеллигенция как социальная общность, ее социальное положение, место в существующей структуре современного российского общества.

1. Раскрытию феномена интеллигенции, ее роли в жизни общества посвящены исследования Ю. Ф.Абрамова, К. 3. Акопяна, Н. А Балабана, Н. В. Беляева, А. Р. Бикбулатовой, И.С. Болотина, Ю. Н. Давыдова, С. В. Данильченко, В. И. Затеева, Н. В. Карлова, Л. Н. Когана, В. Н. Кутровского, Г. А. Матвеева. Место интеллигенции в социальной структуре общества стало предметом исследований М. И. Добрыниной, И. И. Осинского^М. Н Руткевича.

Проблемами идеологических поисков, мировоззренческого кризиса, размежевания интеллигенции озабочены А. Б. Зельманов, А. В. Колесников, Д. С. Лихачев, В. А. Ручинский. Остро дискуссионными являются статьи Н. И. Кондаковой, Н. Е. Покровского.

Взаимоотношение интеллигенции и народа, роль интеллигенции в социально-экономическом, духовно-нравственном развитии общества исследуются А. В. Балхановым, Е. А. Мамчуром, В. С. Пушкаревым, В. С. Семеновым. Роль интеллигенции в истории страны рассматривается также в работах по проблемам общественного сознания, самосознания, мировоззренческих установок интеллигенции, о которых пишут Акопян К.З., Белышев И.С, Веселов В.Р., Гусейнов А.А., Давидович В.Е., Криленко Г.Г., Кириллов С, Корупаев А.Е., Д. С. Лихачев, Ламперт Е.Л., Межуев В.М.

Взаимоотношение интеллигенции и власти наиболее часто дискутируется в печати, публицистической и исторической литературе. Об этом свидетельствуют работы Д. Байрац, В. Вьюницкого, В. Замышляева, А. В. Квакина, В. Н. Кутровского, В. А. Мансурова, В. М. Межуева, В. С. Меметова, Л. И. Мерзлякова, М. Б. Могильнера, Н. Е. Олесич, А. В.

Панкратова, Ю. А. Полякова, С. Рассадина, И. Ф. Рековской, В. С. Семенова, П. Б. Уварова, В. Н. Шевченко и других.

В ряде трудов анализируется развитие интеллигенции в национальном и региональном аспектах. Издано много трудов, написанных на материалах крупных регионов по проблемам национальной интеллигенции. Это работы В.И. Затеева, С. И. Барзилова, А. В. Бильтриковой, А. А. Буркиной, А. А. Данилова, В. И. Илюшенко, В. А. Кобылянского, В. С. Меметова, И. И Осинского, В. Г. Сушенцовой, Г. Н. Хайруллиной, Ц. Ц. Чойропова, А. Г. Чернышева и др.

Как в доперестроечное время так и на современном этапе ряд работ посвящен анализу деятельности инженерно-технической, учительской и других профессиональных отрядов интеллигенции1: гуманитарной (Тощенко Ж.Т., Левичевой В.Ф., Козловой Н.Н., Козловой О.Н.2) учительской (Добрускин М.Е., Дробжев A.M., Воронцов А.В., Косицын В.Б., Рубина Л.Я.), инженерно-технической и научной (Басина Е.З., Муравьев Ю.Л., Ганиев М.Н., Волков B.C.4), медицинской (Мансуров В.А. и др.5) и военной (Гильманов А.В., Образцов И.В., Фролов В.А.6). 1 Профессиональные отряды интеллигенции / Отв. ред и сост. Сбытов В.Ф. - М.: ИСИ, 1985. 2 Тощенко Ж.Т. Гуманитарная интеллигенция: миф или реальность? // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX иXXI веков: материалы кмеждунар. науч. конф. -Улан-Удэ: БГУ, 2000. -4.1.; Левичева В.Ф., Кириллова Я. А. Молодая гуманитарная интеллигенция: представления о жизненном успехе // Жизненные стили и практики интеллигенции: Сб. статей. -М.: РГГУ, 2002; Козлова Н.Н. Гуманитарная интеллигенция: кризис и самоопределение // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: тезисы всерос. теорт.-методол. конф. - М.: РГГУ, 2000; Козлова О.Н. Положение и образ гуманитарной интеллигенции- основные каналы взаимоопределения // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. -М.: РГГУ, 2001; 3 Добрускин М.Е. Социально-психологический потрет вузовского педагога // Социологические исследования: - 1995.- №9; Дробижев A.M. Противоречия и перспективы социального развития советского учительства в условиях перестройки // Интеллигенция и перестройка. - М., 1991; Воронцов А.В., Косицын В.Б. Социальная активность молодых учителей // Педагогическая интеллигенция: социально-политические проблемы. - Л., 1988; Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. - 1996. - №6. 4 Басина Е.З. «Научно-техническая» интеллигенция и реформа // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №3; Муравьев Ю.Л. Проблемы развития социального творчества инженерно- технической интеллигенции в современных условиях: Автореф. Дис.. .канд.социол. наук / АН СССр, Ин-т социол. - М., 1990; Ганиев М.Н. Научная интеллигенция как социально-профессиональная группа: (на материалах респ. Татарстан) Автореф. Дис...канд. социол. наук / Казанск. гос.ун-т.- Казань, 1996; Волков B.C. Два поколения российских инженеров (опыт сравнения) // Интеллигенция России: традиции и новации. -Иваново, 1997. 5 Мансуров В.А. Врачи как профессиональная группа интеллигенции. // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: БГУ, 2000. - Ч. 1. 6 Гильманов А.В. Военная интеллигенция как социально-профессиональная группа: Автореф. Дис...доктора социол. Наук / Башкир, гос. ун-т. - Уфа, 1992; Образцов И.В. Гуманитарная интеллигенция Вооруженных

2. При всем многообразии существующих работ мало исследованными остаются социальное самочувствие художественной интеллигенции в условиях коренных изменений социальной структуры общества, ее роль в духовной жизни. Различные аспекты исследования художественной интеллигенции затронули в своих работах М. Н. Балдано, С. Д. Бортников, Л. Д. Гудкова и Б. В. Дубина, М. О. Гершензон, Э. Б. Ершова, В. А. Копырин, А. А. Королев, Т. Б. Котлова, И. В. Купцова, В. С. Логутенко, С. Я. Матвеева, Е. М. Раскатова, Е. В. Робонен, М. Савин, О. В. Сивова, А. Смагин, М. М. Щеглов. Разрабатывалась эта тематика в диссертационных работах С. С. Боганцевой, Е. А. Ботвинник, А. Н. Еремеевой, С. Н. Комисарова, В. М.

Курамаевой, У. И. Мухамеджановой, В. А. Попова, У. Г. Саитова .

3. Представляют значительный интерес работы, посвященные молодому поколению художественной интеллигенции. Это статьи А. А. сил: исторический путь и перспективы // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. - М.: РГГУ, 2001. 7 Баддано М.Н. О бурятской художественной интеллигенции в 1920-30-х гг. // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов республики Бурятия: Сб. науч. тр. БИОН / БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ, 1995. Вып.2.; Бортников С.Д. Художественная интеллигенция и власть // Идеал государственности в истории политической мысли Росси. - Барнаул, 1996; Гершензон МО. Творческое самосознание // В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России / Сост. И. А. Исаева. - М.,1992; Комисаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. - М., 1991.; Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. - СПб., 1996; Логутенко B.C. К проблеме управления художественно-творческим коллективом в условиях социалистического образа жизни. - Л., 1985; Матвеева С.Я. Художник и социальные институты // Проблемы культуры в современном капиталистическом обществе. - М., 1986; Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России / Рос. творч. союз работников культуры. - Спб.. Культ-информ-пресс, 1996; Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917-1941). - М.: Изд- во МГОУ, 1994; Копырин В. А. Социологическое исследование художественной интеллигенции // Социологические исследования. - 1975. -№2; Савин М. Смагин А. Спасет ли красота мир? Художественная интеллигенция в современном мире - размышления над результатами опроса общественного мнения // Новое время. - №6; Сивова О.В. Духовные искания творческой интеллигенции на рубеже ХХ-ХХ1веков // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. - Улан- Удэ: БГУ, 2000. - 4.2; Робонен Е.В. Международные связи художественной интеллигенции Красноярского края (вторая половина 1980-х - 1990- гг). // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.2. 8 Боганцева С.С. Художественная интеллигенция и власть в СССР: Дис...кандидата ист. наук. -М.,1995; Ботвинник Е. А. Мировоззренческие ориентации творческой интеллигенции в отношении к религии и атеизму: Дис...кандидата филос. наук. - Пермь, 1993; Еремеева А.Н. Художественная интеллигенция Кубани в первой четверти XX в: Дис.. доктора ист. наук - М, 1993; Комиссаров С.Н. Противоречия и тенденции духовного развития художественной интеллигенции: Автореф. Дис.. .доктора филос. наук / Рос. Акад. Управления. - М, 1991; Курмаева В. А. Социальная сущность процесса формирования художественной интеллигенции в условиях социализма: Дис... - М, 1973; Мухамеджанова У.И. Социальное развитие художественной интеллигенции Казахстана: Дис...доктора философ. Наук. -М.,1984; Попов В.А. Художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа советского общества: Дис...доктора филос. наук- Свердловск, 1974.

Королева, Е. М. Раскатовой9, а также диссертационные работы У. Г. Саитова, М. А. Шмойлова . Особый интерес представляют системные социологические исследования молодежи, в том числе и творческой С. Н. Комисарова, В. Ф. Левичевой, А. И. Шендирка,11 которые и послужили основным материалом для вторичного анализа и интерпретации.

4. Что касается осмысления теоретических и практических оснований жизненного выбора, изучения, формирования и реализации жизненных стратегий, их типологических характеристик, то на наш взгляд следует отметить прежде всего труды12: К. А. Абульхановой-Славской, разработавшей концепцию личности как субъекта жизненного пути и раскрывшей структуры и механизмы жизненной линии, жизненной позиции, концепции жизни, жизненной стратегии как системы ориентирования личности на долговременную перспективу. Значительный интерес представляют также работы Л. Н. Когана, в которых анализируются понятия всесторонности, целостности, гармоничности личности в ее самоосуществлении, анализирующий объективные и субъективные условия формирования таких неотъемлемых факторов стратегического планирования жизни как самореализация и самоутверждение, а также раскрывается социологический аспект проблемы цели и смысла жизни. Следует отметить работы С. Г. Климовой, определяющей критерии формирования успешной 9 Королев А.А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: к проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ // Социальные реформы России: теория практика. - М., 1996; Раскатова Е.М. К вопросу о понятии «молодая художественная интеллигенция» // Проблемы теории и истории изучения интеллигенции: поиск новых подходов. - Иваново, 1994; Раскатова Е.М., Котлова Т.Б. К вопросу об изучении проблем художественной интеллигенции на современном этапе // Историография и история социально-экономического и политического развития России в новейшее время. - Иваново, 1995; 10 Сайтов У.Г. Творческая молодежь в условиях демократизации общественной жизни: Дис...кандидата филос. наук. - М.,1991; Шмойлов М.А. Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: Дис... кандидата социол. наук., - М., 1990 11 Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. - М: Политиздат, 1990; Шендрик А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития (социологический аспект) - М.: Молодая гвардия, 1990; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М.: Молодая гвардия, 1989. 12 Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991; Альбуханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории исследования реальной личности): Избранные психологические труды. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1999; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984; Климова С.Г. Стратегия успеха в изменяющемся мире // Социальная идентификация личности -2. Книга 1. М., 1994. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. - М., 1995; Зеленкова ИЛ. Проблема смысла жизни: Опыт историко- этическихисследований. -Минск, 1988. жизненной карьеры, стратегии сфокусированной на достижение успеха; а также Т. Е. Резник, Ю. М. Резник, уделяющих особое внимание исследованию проблемы формирования жизненных стратегий личности в условиях реформирования российского общества.

Значительный интерес представляют также исследования жизненных стратегий А.С. Готлиб, Л.С. Егоровой, Е.Л. Омельченко, И.Н. Тартаковской, О.А. Хасбулатовой.

Тем не менее, остаются не исследованными вопросы влияния специфики выбора творческой и художественной профессии на формирование жизненных стратегий, ценностных ориентации и жизненных планов молодежи. Особую актуальность в этих условиях приобретает сравнительное исследование социокультурных ценностей, профессионального самоопределения студенческой молодежи различных отрядов (групп) интеллигенции.

Так как молодая художественная интеллигенция входит в особую социальную группу студенчества, представляется целесообразным проанализировать опыт социологического изучения этой части молодежи. Студенчество как отдельная социальная группа, определяемая возрастными границами, специфическими социальным статусом, особенностями сознания и поведения рассматривалась в работах А. Н Данилова, В. И. Добрыниной, С.Н. Иконниковой, А. И. Ковалевой, И. С. Кона, Т.Н. Кухтевич, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, С. В. Туманова, В. И. Чупрова.

Социально-профессиональные ориентации студенчества проанализированы в работах В. Н. Боряз, В. П.Оссовского, Э. А. Саар, М. X. Титмы. Проблема выбора пути профессионального становления молодежи разрабатывались Д. Л. Константиновским, В. Я. Нечаевым, В. П. Потаповым, М. Н. Руткевичем, Ф. Р. Филипповым, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкиным.

Жизненные планы, жизненные ориентации студентов 90-х годов, рассматривались в контексте профессионального выбора О. А. Балакириевой, Е. В. Давыдовой, О. К. Крокинской, Л. Е. Петровой, В. И. Писарчук, И. Е.

Столяровой. Необходимо отметить также еще несколько более ранних работ, посвященных изучению жизненных планов, социального самочувствия, смыслу жизни и образу жизни молодежи, без которых изучение жизненных стратегий не имело бы прочной теоретико-методологической основы13.

5. Изучение такой специфической социально-профессиональной группы как молодая художественная интеллигенция невозможно в отрыве от изучения творческой активности личности, социального функционирования искусства, художественной жизни общества, производства, потребления и распространения художественных ценностей и норм, идей14. К данной группе относятся работы Ю. В. Перова, В. Е. Семенова, Ю. У. Фохт-Бабушкина, а также коллективная работа группы сотрудников Государственного института искусствознания Е. В. Дукова, В. С. Жидкова, Ю. В. Осокина, К. Б. Соколова, Н. А. Хренова15по социологии искусства. Представляют интерес междисциплинарные исследования искусства и творчества, в которых сделаны попытки применять комплексный подход к изучению искусства, соединяющий в себе теоретические и эмпирические исследования16. Необходимо отметить, что все перечисленные работы, являясь источником понятийного аппарата, не могут восполнить пробел в изучении роли художественной интеллигенции, так как в основном посвящены изучению социальных и психологических аспектов взаимоотношений художественных 13 Высшее образование в жизненных планах молодежи. - М., 1975; Жизненные планы молодежи. - Свердловск, 1966; Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. - НовсибирскД989; Мотивация жизнедеятельности студента. - Каунас, 1971; Образ жизни в условиях социализма Теоретико- методологическое исследование. - М.,1984; Образ жизни современного студента. - Л., 1981; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. - М.,1975. 14 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.,1988; Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. -Л, 1991; Соколов КБ. Социальная эффективность художественной культуры. - М.,1990; Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности - Киев, 1989. 15 Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства - Л., 1980; Семенов В.Е. социальная психология искусства: актуальные проблемы. - Л., 1988; Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология). - СПб.: Алетейя, 2001; Дуков Е.В., Жидков B.C., Осокин Ю.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Введение в социологию искусства: учебное пособие для гуманитарных вузов. - СПб.: Алетейя, 2001. 16 Творчество в искусстве-искусство творчества / Под ред. Дормана Л., Мартиндейла К., Петрова В., Махотки П., Леонтьева Д., Купчика Дж. -М.: Наука; Смысл, 2000; Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. - М.: Информационно- издательское агентство «Русский мир», 1997. произведений и общества, аудитории искусства, функционированию видов искусства.

Также нельзя забывать про работы чисто биографического характера, содержащие фактический материал о коллективах театров, оркестров, вокальных и хореографических ансамблях. В искусствоведческой литературе проблема роли художественной интеллигенции практически совсем не поднимается, здесь авторов больше интересует художественный процесс и особенности индивидуального творчества.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что хотя существует большой объем накопленного знания в области социологического изучения различных групп интеллигенции, молодое поколение художественной интеллигенции осталось вне поля внимания исследователей.

Проводимые на современном этапе социологические исследования охватывают широкий круг научных проблем. Тем не менее проблема жизненных стратегий художественной интеллигенции остается не достаточно изученной. Отсюда вытекает цель исследования - выявить реальное содержание и дать типологию жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: - выявить особенности молодой художественной интеллигенции как социально-профессиональной группы; определить общие и отличительные черты художественной интеллигенции в сравнении с другими группами молодой интеллигенции; дать социологическую операционализацию понятия жизненной стратегии; - выявить факторы и определить условия формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции; - предложить типологию жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции, реализуемых в современном российском обществе; - осуществить сравнительный анализ основных факторов и условий формирования жизненных стратегий творческой молодежи конца XX и начала XXI веков.

Объектом исследования является молодая художественная интеллигенция современной России.

Предметом исследования - жизненные стратегии современной молодой художественной интеллигенции.

Гипотезы, положенные в основу исследования: увеличилась амбивалентность социального самочувствия молодой художественной интеллигенции по сравнению с 80-ми гг. XX века; несмотря на противоречивость ситуации в современной России эта часть молодежи составляют более целеустремленную, нацеленную и верную выбранной профессии группу по сравнению с молодежью других специальностей; - появление новых сфер творческой деятельности смягчает разочарованность и снижает невостребованность молодого поколения художественной интеллигенции; - наряду с традиционными возникают новые жизненные стратегии обусловленные возникновением новых практик, стилей и пространств существования молодой художественной интеллигенции.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов по проблемам жизненного пути, жизненных стратегий, ценностных и в том числе профессиональных ориентации студенческой молодежи и процессу ее социализации, взаимодействия с обществом. В исследовании были использованы методы статистического и социологического анализов.

Эмпирическую базу исследования составили:

Данные исследования «Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в изменяющейся России», проводимого при поддержке РГНФ под руководством автора, включающее: опрос студентов 15 художественных вузов Москвы, проведенный в 2002 году. Объем выборки 312 чел. из генеральной совокупности студентов московских художественных вузов - 10200 чел. Были опрошены студенты третьих-четвертых курсов по 18 основным художественным специальностям Выборка многоуровневая, репрезентированная по вузам, специальностям, квотная внутри специальностей; глубинное интервью 30 представителей и молодого и старшего поколений художественной интеллигенции, проведенные в 2001-2002 гг.

Для сравнительного анализа были использованы данные исследований: «Художественная интеллигенция в условиях перестройки», проведенного в 1989-1990 гг. (рук. Кудрина Т.А., Комиссаров С.Н., Шендрик А.И.). Выборка многоступенчатая, квотная, со случайным отбором на последней ступени. Объем- 1775 чел.; «Социальный облик творческой молодежи», проведенного в 1989 г. (рук. Левичева В.Ф., Шендрик А.И.). Выборка простая, серийная, единица отбора творческое объединение. Объем выборки - 1846 чел.;

Экспертный опрос ведущих деятелей культуры и искусства, проведенный в 1990 г. (рук. Тощенко Ж.Т., Бойков В.Э.). Объем - 124 чел.

Для сопоставления положения молодой художественной интеллигенции с другими социальными группами были использованы следующие исследования: «Молодежь 2002», (рук. Ковалева А.И., Луков В.А., Щеглова С.Н., Гобаева В.И., Гэбски Б.), проведенного в 2002 г. кафедрой социологии МГСА, выборка многоступенчатая, квотная, гнездовая, объем выборки 2186; «Проектирование социальной и трудовой карьеры современной российской интеллигенцией» (рук. Левичева В.Ф. 2001-2002 гг.), включающее анкетный опрос аспирантов РГГУ, выборка сплошная, объем 129 чел. Автор принимал участие в полевых исследованиях, обобщении их результатов; «Российская гуманитарная интеллигенция: проблема смены поколений», (рук. Тощенко Ж.Т., Левичева В.Ф.), включающее опрос студентов первого курса РГГУ, проведенного в мае 1999 г., выборка сплошная, объем выборки 325 чел., опрос студентов пятого курса РГГУ, проведенного в мае 1999 г., выборка сплошная, объем 252 чел.; «Формирование финансово-банковской интеллигенции России в условиях становления рыночных отношений», проведенный в 2000 г., включающее анкетный опрос студентов 4 курса Финансовой академии, выборка квотно-гнездовая, объем 808 чел.

Кроме того, были использованы данные мониторинга ВЦИОМ «Настроения, мнения и оценки населения» и других социологических центров.

Основные положения, выносимые на защиту, содержащие элементы новизны: жизненные стратегии определяются как основной способ достижения смыслообразующих перспективных целей, которые базируются на ведущих установках и ценностных ориентациях, предполагающих их реализацию в общественной деятельности и индивидуальных практиках; анализ профессиональных мотивов, факторов реализации и достижений молодой художественной интеллигенции позволил выделить четыре варианта программ успешной реализации жизненных стратегий: программы «самореализации», «профессионального роста», «смысла жизни» и «амбициозную»; для определения типологии жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции предложены и обоснованы показатели, к числу которых относятся социальный капитал, взаимозависимость целей, средств и способов их достижения, факторы самореализации и творческого самоутверждения. На их основе выделены основные типы жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции: 1) «стратегия экспансии» («стратегия активного продвижения»); 2) «стратегия благополучия»; 3) «стратегия профессионализма» («стратегия трудоголиков»); 4) «эпатажная стратегия»; произошла трансформация, изменение жизненных стилей, имиджа, языка и повседневных практик (обычаи, способы саморепрезентации) молодой художественной интеллигенции. Возникли новые пространства для концентрации и самореализации интеллектуально-художественной молодежи: кафе при творческих вузах, культурные центры; радикальные политические организации; ночные клубы; клубы закрытого типа; профессиональные мастерские и студии; квартиры известных московских «тусовщиков»; в изменившихся условиях жизни возникли новые стратегии перемещения в социальном пространстве, ряд нетрадиционных профессиональных и повседневных практик в среде художественной интеллигенции, обусловленные появлением за последнее десятилетие множества новых или возрожденных «новых старых» профессий; основными отличительными чертами молодого поколения художественной интеллигенции от молодых представителей других групп интеллигенции являются: большая целеустремленность в избранной сфере деятельности; приоритет духовного над материальным в ценностном мире; слабая прагматичность; ориентация на профессию не как на средство, а как на смысл жизни; преобладание среди основных мотивов профессионального выбора страстного желания реализовать свои навыки, умения, талант; сравнительный анализ данных исследований молодой художественной интеллигенции 1989 г. и 2002 г., позволил выделить следующие основные отличия: в творческой среде резко возросло число тех, кто уверен, что стало труднее пробиться, если не принадлежишь к какой-либо «династии». В несколько раз улучшилась оценка возможностей творческого роста; удовлетворенности в осуществлении творческих планов; материального обеспечения. Однако, несмотря на все изменения в культурной, общественной, политической и экономической сферах, респонденты отмечают, что благоприятных условий для подлинного таланта и творчества создано не было. Яркой отличительной чертой молодого поколения художественной интеллигенции начала XXI века является связь своего будущего с Россией (отказ от эмиграции);

За прошедшее десятилетие произошла смена духовных парадигм мышления, что повлекло за собой и смену художественного мышления и художественного инструментария в сторону использования творческой молодежью в равной степени всей палитры художественных стилей и форм отражения жизни в современном изобразительном, сценическом, музыкальном искусстве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет углубить представления о жизненных стратегиях современной молодой художественной интеллигенции, о характере ее социализации, профессионального самоопределения. Результаты эмпирического исследования имеют значение для дальнейшего осмысления роли молодых представителей творческих профессий в искусстве, влиянии социокультурных, политических и экономических процессов на духовный облик молодого человека и последующей их трансформации в художественном творчестве.

Материалы диссертации, ее выводы и практические рекомендации могут быть применимы в планировании учебной и воспитательной работы художественных вузов, а также при разработке учебно-методического пособия по социологии культуры, духовной жизни, преподавании курсов социологии молодежи, социологии искусства. Кроме того, материалы диссертации могут быть полезны при выработке государственной политики в области культуры.

Апробация работы осуществлялась посредством участия диссертанта в разработке и проведении социологических исследований «Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции» в 2001-2002 гг., «Проектирование социальной и трудовой карьеры современной российской интеллигенцией» в 2002 г.

Основные теоретические положения и выводы получили отражение в публикациях и выступлениях на международных теоретико-методологических социологических конференциях, посвященных изучению интеллигенции в РГГУ: «Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции» (Москва, 26-27 апреля 2000 г.), «Интеллигенция и молодежь: право на лидерство и идеалы» (Москва, 21 декабря 2000 г.), «Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность» (Москва, 13-14 марта 2001 г.), «Жизненные стили и социальные практики интеллигенции конца XX - начала XXI вв.» (Москва, 23-24 апреля 2002 г.), «Интеллигенция в обществе риска» (Москва, 25-26 марта 2003 г.)

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения, состоящего из анкеты.

Интеллигенция как объект социологического осмысления

Существуют различные точки зрения о возникновении понятия «интеллигенция». Его трактовки разрознены и противоречивы. Например, ряд исследователей считает, что истоки интеллигенции надо искать среди духовенства и монахов, другие считают, что среди декабристов, третьи среди «свободных поэтов» (К. Манхейм). История понятия полна противоречий: например, родоначальником русской интеллигенции называют А.Н. Радищева , а первым интеллигентом М. Бакунина . По времени возникновения интеллигенции называют и XVII в. и XIX в. Также неоднозначно трактуется появление самого термина. Его первое употребление приписывают то И. С. Аксакову, который применил этот термин в 1861 г. в своей статье газеты «День»19; то П. Д. Боборыкину в романе «Жертва вечная» 1868 г. описывавшему высший, образованный слой общества, куда входили чиновники, представители административной власти, люди свободных профессий, поборники буржуазного либерализма, «новые люди», разночинцы и др.20; то Р. В. Иванову-Разумнику в. начале XX в. указывая на его книги «Что такое «махаевщина» 1908 г. и «Что такое интеллигенция» 1920 г., где он дал следующее определение: «интеллигенция есть этически - антимещанская, социологически - внесословная, внеклассовая преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности»21 и др. Согласно одной из точек зрения (М.О. Гершензон, Д.С. Мережковский, Г.П. Федотов), представленной в том числе и западными исследователями русской истории, интеллигенция - продукт вестернизации России, начавшейся при Великом Петре. Согласно марксистской позиции (К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), она появилась в период становления и развития капитализма, когда обнаружился спрос на квалифицированных специалистов различных областей знания. Кроме того считают, что интеллигенция появилась в силу идейного отчуждения от государства и враждебности к нему образованной части общества (П.Б. Струве). Одним из самых значительных трудов начала XX века, посвященных этой группе, большинство исследователей считают «Вехи» .

Тема интеллигенции является спорной и дискуссионной уже более века. Определений интеллигенции великое множество. Например, в философской традиции понятие «интеллигенция» находится в одном ряду с такими понятиями как «дух», «разум», «мыслящая субстанция», также существуют культурологические, исторические, политологические, этические и др. Считается, что интеллигенция - это чисто русское явление (так как оно фиксировало черты определенной части русского общества конца XIX в.)23 и в словарях этот термин часто приводится с пометкой «русский». Ее функции состоят в выработке и распространении передовых общественных идеалов, соблюдении высоких этических норм, деятельном участи в просвещении народных масс.

Обратимся теперь более конкретно к социологическому изучению интеллигенции. Существует мнение, согласно которому столь острый интерес отечественного обществознания к теме интеллигенции связан в первую очередь с периодами кризисного состояния общества на рубеже XIX-XX и XX-XXI веков.. Особое внимание уделялось роли интеллигенции в политической жизни России. Социологами изучались социальная структура интеллигенции, ее место и роль в социальной жизни общества, как определенной социальной группы, профессионально занятой умственным трудом высокой квалификации. Часто исследователи обращались к изучению интеллигенции в этнонациональном и региональном аспектах, а также рассматривали ее ценностный мир, ее самоопределение (самоидентификацию), ее положение в период переломных этапов истории. Проблемы интеллигенции в социологии широко обсуждались на многочисленных научных конференциях в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Иваново, Улан-Удэ.

Теперь перейдем к анализу нескольких подходов по разному трактующих содержание понятия интеллигенция.

1. В рамках первого подхода интеллигенция рассматривается как социально-профессиональный тип, выделяющийся по четким критериям: работа на профессиональной основе, связанная со сложным умственным трудом в сфере материального и духовного производства, наличие специальной квалификационной сертификации. Данный подход наиболее последовательно воплощен в терминологии государственной статистики. С 30-х годов XX в. интеллигенция рассматривалась как единый слой или прослойка между рабочим классом и колхозным крестьянством, включая в себя всех людей с высшим или средним специальным образованием.

Однако, говоря о месте интеллигенции в социальной структуре общества, нельзя не заметить, что эта группа крайне разнородна, ее внутренние социальные различия, дифференциация внутри ее представителей зачастую даже более значительны, чем между разными социальными группами. Поэтому ряд ученых (например, М.Н. Руткевич ) не без оснований считают ошибочным представление об интеллигенции как о целостном социальном слое. Они рассматривают интеллигенцию как достаточно сложный по своей структуре конгломерат социальных групп, слоев, отрядов. Основанием для такого понимания интеллигенции является утверждение о специфике составных частей интеллигенции в разного типа обществах, о существовании серьезных различий и даже острых противоречий между ними (верхушечная часть столичной интеллигенции и интеллигенция в лице учителей, врачей, инженеров и т.п.).

В дореволюционной России она была представлена выходцами из дворянства (от аристократического до разорившегося), чиновниками, торговой и промышленной буржуазией, работниками умственного наемного труда. В Советском Союзе официально интеллигенция состояла из специалистов, служащих, и лиц «свободных профессий». С конца 60-х гг. XX в. в отечественной социологической литературе начинает использоваться термин «рабочие-интеллигенты», обозначающий «наиболее квалифицированных рабочих, занятых особо сложными и ответственными видами труда, близких по уровню образования, общественной активности, существенным чертам образа жизни к производственно-технической интеллигенции25». Что касается современной России, то в госстатистике принято выделять рабочих (неквалифицированных и квалифицированных), работников сельского хозяйства, продавцов, служащих (например, работники занятые документооборотом, сферой обслуживания и т.п.), средний и вспомогательный персонал (в медицине, административной деятельности), специалистов (высокого и среднего уровня квалификации) и руководителей.

Молодая художественная интеллигенция как особая социально-профессиональная группа

В начале рассмотрим фактическое состояние, численность, удельный вес, благосостояние и социальный статус художественной интеллигенции в целом и ее молодых представителей как отдельной социально-профессиональной группы российского общества.

По данным Госкомстата, социально-профессиональная группа художественной интеллигенции на протяжении 60 лет была одной из самых малочисленных56. Главная особенность этой группы в ее стабильности. Если среднегодовая численность занятых в экономике по другим отраслям резко колебалась, (например, в оптовой и розничной торговле и общественном питании с 1970 по 2001 гг. численность занятых увеличилась в два раза, в финансах, кредитовании и страховании в 3 раза, а в промышленности, сельском хозяйстве и науке за тот же период уменьшилась от 1,5 до 2 раз), то в искусстве этот показатель к общей численности занятых всегда равен 0,4-0,5%. На начало XXI века ее численность остается примерно такой же. К сожалению, с 1990 года «культуру» и «искусство» как отрасли экономики объединили в один показатель. Таким образом, объединяются две близкие, но довольно различные социально-профессиональные группы художественной интеллигенции и культработнков. Но ориентируясь на данные предыдущих годов, можно предположить, что увеличение этой объединенной группы происходит в основном за счет «культуры» (с 0,6% в 1940 г. до 1,3% в 1985 г.), а численность занятых в «искусстве» увеличивается незначительно. См. таблицу №5.

В 2001 г. в экономике страны всего было занято 64710 тыс. человек; из них в культуре и искусстве 1160 тыс., таким образом, группа художественной интеллигенции в широком смысле (включая работников культуры) составляет 1,8% от всего экономически активного населения, а в узком смысле (только работники искусства) предположительно 0,5%. 2001 год составила 9% от числа занятых, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 7%, в управлении - 4,5%, в науке и научном обслуживании - 1,8%. Ближе всего к занятым в сфере культуры и искусства по численности и стабильности в период с 1970 по 2001 годы приближаются такие отрасли экономики как лесное хозяйство 0,4%, связь 1,3%57.

Что касается тендерных характеристик этой группы, то среднегодовая численность женщин, занятых в культуре и искусстве, в 2 раза превышает численность мужчин (по данным Госкомстата за 1996-2001 гг.). В сравнении с другими группами интеллигенции это средний показатель: в здравоохранении женщин больше в 4 раза, в образовании в 5 раз, в области финансов, кредита и страхования в 2,5 раза, в управлении в 1,2 раза, в науке и научном обслуживании мужчин и женщин поровну.

В документах государственных органов статистического учета нет данных о количественном составе или доле представителей каждого вида искусств. Существует только объединенная графа «искусство и кинематография» и, как уже отмечалось выше, с 1990 - «культура и искусство». Что касается данных переписей, то и там классификация была не слишком удачной. Обычно выделялись четыре группы: «писатели, журналисты и редакторы», «артисты, режиссеры, композиторы, дирижеры», «художники и скульпторы», «прочие работники искусства». В таком делении исчезают музыканты и исполнители, а также нет возможности рассматривать писателей в отрыве от журналистов и редакторов и пр. остается надеяться, что необходимые данные появятся после подведения итогов Всероссийской переписи 2002 года. Если они позволят классифицировать эту группу общества по различным профессиям, тогда появится возможность для проведения сравнительного анализа численности и состава художественной интеллигенции, каналов ее воспроизводства на рубежах XIX-XX и XX-XXI вв58.

Уровень образования представителей художественной интеллигенции среди представителей других отрядов интеллигенции имеет свои особенности. Это единственная сфера, где заняты люди с высшим и средним специальным образованием в равных долях (36% и 36,4% соответственно)59 (См. таблицу №6).

Происходит так, на наш взгляд, прежде всего из-за специфики их подготовки. Главный аспект которой состоит в том, что художественные навыки и знания возможно развивать уже в самом раннем возрасте и к окончанию средней школы они являются уже практически сформировавшимися и полными. Такое раннее погружение в профессию нельзя осуществить, допустим, в сфере науки. Здесь необходимо не просто приобретение специальных знаний на базе школьной программы, не просто обучение «ремеслу», а включение в новую систему комплексного обучения, которое осуществляется в вузах. К тому же в такого рода профессиях отсутствие высшего образования полностью перекрывает путь к полноценной профессиональной деятельности (нельзя получить научную степень без законченного высшего образования). Вторая причина кроется в том, что, как и в медицине, где персонал делится на среднюю категорию и высшую (как самый очевидный пример - медсестры и врачи), так и в художественной сфере необходимы профессионалы нескольких уровней. Многие художественные профессии можно получить в художественных училищах, лицеях, колледжах искусств, хореографических училищах. Третья причина - в специфике самих видов искусств: артисты балета и цирка находятся в самом лучшем «профессиональном» возрасте как раз в тот период, когда их сверстники учатся в вузах. Исходя из изложенных причин становится ясно, почему в распределении численности занятых в экономике по уровню образования работники культуры и искусств с высшим образованием занимают четвертое место. Первенство здесь принадлежит сфере науки и научного обслуживания, второе место - сфере финансов, кредита, страхования, а также образования, третье - управления, и лишь потом - культуре и искусству. Затем следует сфера здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Среди традиционных сфер занятости, где достаточно среднего специального образования, культура и искусство стоит на втором месте: первое принадлежит здравоохранению, третье и четвертое - торговле, общественному питанию и транспорту. Тем не менее на современном этапе молодежь безусловно отдает предпочтение высшему образованию.

Какова же доля творческой молодежи? С 1995 по 2001 гг. государственными и негосударственными вузами было выпущено 3700 тыс. специалистов различных профилей, из них 77,5 тыс. по группе специальностей «культура и искусство». Таким образом, среди молодежи с законченным высшим профессиональным образованием в возрасте между 25-31 годами представителей творческих профессий приблизительно 2%. Средними специальными учебными заведениями из интересующей нас группы, за тот же период времени было выпущено 127,5 тыс. человек. То есть среди молодежи получили образование в ссузах, специализирующихся в области искусства и кинематографии, 2,5%. Исходя из этих данных, можно предположить, что половина выпускников средних специальных заведений продолжают свое обучение в вузах. Но здесь нельзя торопиться с выводами, так как некоторые специальности, например артист балета, не предполагают продолжения образования на уровне высшего, и, наоборот, на другие специальности, такие как музыкант-исполнитель, вузы не принимают без специального среднего образования.

Факторы формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции

Среди основных факторов формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции, выделенных нами в первой главе (см. схему 3), в этом параграфе мы проанализируем следующие: основные ценностные ориентации, самоидентификацию, самооценку и самоутверждение, способности, степень участия в творческой и общественной жизни (творческую активность), творческий потенциал и основные установки, связанные с жизненными и творческими планами.

Ценностные ориентации и профессиональный выбор. Выяснение структуры мотивов, связанных непосредственно с выбором профессии являлось одной из центральных задач исследования. Необходимо было определить а) чем руководствуются молодые люди в первую очередь при выборе конкретной специальности, б) основные предпочтения при выборе творческого вуза.

Чем же руководствуется творческая молодежь при выборе художественной специальности? Среди основных мотивов профессионального выбора преобладает желание реализовать свои навыки, умения, талант (29%). Вторым по значимости среди мотивов является смыслообразующая доминанта искусства в жизни человека (20%) и желание заниматься сложной и интересной работой (19%). Использование своей профессии как средства для достижения известности, славы, успеха является важным для 16% респондентов. Доступ к высокооплачиваемой работе или работе пользующейся спросом не является мотивом для поступления на творческие специальности (соответственно - 4% и 5%), в отличие, скажем, от экономических, и юридических специальностей в других вузах.

Дополнительным штрихом могут также выступать и мотивы выбора именно творческого вуза. См. таблицу № 16. Как видно из таблицы, лидирующие позиции занимают совершенно полярные критерии. У первых (Финансовая академия) - тенденция к потреблению. Они хотят «приобрести», «взять» для себя престиж посредством обучения в престижном месте. У студентов творческих вузов, напротив, тенденция к созиданию - они хотят не взять, а «сами создать свой престиж» посредством самореализации, т.е. показать, воплотить свои навыки, умения fталанты. Если для финансистов на втором месте стоит профессия как средство заработка, то у художественной интеллигенции профессия является не средством, а смыслом жизни, а как средство заработка

они отмечают ее лишь на четвертом месте. Однако уже третья позиция демонстрирует единодушие финансистов и студентов творческих вузов в использовании профессии как социального лифта, о чем мы уже говорили ранее. Такое же единодушие отмечено и в отношении позиции, когда специальность, профессия выбираются с оглядкой на дальнейшую возможность спроса на нее на рынке труда. Финансисты, по сравнению с нашими респондентами, поставившими параметр возможности заниматься сложной и интересной работой на 2 место, менее трудолюбивы и испытывают меньший интерес к своей будущей профессии (5 место).

Рассмотрим, какова же степень удовлетворенности творческой молодежи получаемым образованием см. таблицах №19 и №19.1: Здесь следует отметить, что число студентов полностью удовлетворенных учебой, понижается с увеличением возраста, и, наоборот, увеличивается доля студентов ответивших, что они отчасти удовлетворены обучением. Эта тенденция является общей и для творческих вузов и для Финансовой академии и для РГТУ, поэтому можно сделать вывод о том, что этот показатель зависит не от действительного качества обучения в вузах, а от повышения требовательности к предоставляемому образованию с увеличением возраста респондентов.

Таким образом, можно утверждать о соответствии образовательной программы этих вузов формированию устойчивой внутренней ориентации четверокурсников на работу после окончания вуза по выбранной специальности.

Полученные данные в целом позволяют говорить о верности молодой художественной интеллигенции выбранной профессии. То же самое показывают и результаты исследования гуманитарной интеллигенции: 81% опрошенных дорожит своей профессией, не смотря на неблагоприятные жизненные обстоятельства и ее непрестижность. Причем фактически отнюдь не большая часть студентов гуманитарных вузов уверена, что будет работать по профессии, в то время как у студентов творческих вузов даже не возникает сомнений по этому поводу: кроме работы по профессии других альтернатив они не видят. В отличие от гуманитарной интеллигенции, которая подрабатывает в большинстве случаев за пределами своей профессии, молодая художественная интеллигенция подрабатывает исключительно в рамках профессии. В оценке творческой молодежью доходов от профессиональной деятельности чаще других встречается мнение, «что может придется всю жизнь подрабатывать», однако главное, чтобы это давало возможность заниматься любимым делом. Таким образом, низкий уровень доходов и неопределенность будущего отпугивают молодежь от науки, но не от искусства. Следовательно, молодой художественной интеллигенции присуща большая профессиональная целеустремленность по сравнению с молодой гуманитарной интеллигенцией.

Это подтверждают и другие данные. Целеустремленность выходит на первые позиции вместе с талантом, «селфпромоушеном» и связями как необходимыми факторами для продвижения в художественной среде. Целеустремленность - обязательная составляющая успешной модели творческой карьеры наравне с такими качествами как рвение и трудолюбие. Позиция «необходимость много работать» в общем видении того, как можно достичь успеха молодым людям в искусстве занимает первое место, только потом респонденты указывают на талант, уверенность, готовность «отдать за это дело жизнь», творческие возможности, собственный потенциал, владение навыками, везение, сильную поддержку. Кроме того, для успешной карьеры всегда необходимо иметь, работы «про запас», без этого невозможно ни заявлять о себе, ни быть готовым к удачному случаю, ни обрести собственной независимости.

Условия формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции

Различные мотивы, направленности, предпочтения личности, которые определенным образом структурируют, моделируют и регулируют жизненные стратегии, формируются во взаимодействии личности с жизнью, реальными социальными условиями. Таким образом, оценив степень влияния социальной среды, реальных социальных условий на человека и/или социальную группу можно получить более четкое представление о структуре жизненных стратегий творческой молодежи.

В этом параграфе из основных условий формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции, выделенных нами в первой главе (см. схему 3) мы проанализируем следующие: профессиональная подготовка; ближайшее социальное окружение и семейные традиции; референтные группы; социально-психологические отношения в творческой среде; оплата, организация, условия труда и возможности трудовой и социокультурной мобильности; возможности творческого роста; а также основные общественные условия современной жизни в оценках респондентов (гражданские и политические позиции, групповые инетересы и субкультурные пространства).

Профессиональная подготовка. Условно мы можем разделить всех респондентов на несколько групп: тех, кто с детства занимался в творческих студиях, музыкальных школах и поэтому был сориентирован на выбор художественной специальности достаточно рано; тех, кто пришел в искусство прямо со школьной скамьи, без дополнительной подготовки; и тех студентов, которые до этого учились в других вузах и переориентировались на творческие уже в процессе получения высшего образования. По данным, полученным в ходе исследования, эти группы оказались примерно равными: учились просто в общеобразовательной школе, в лицеях с естественным уклоном и средних технических образовательных учреждениях - 47%, учились в музыкальных школах, художественных, театральных училищах, лицеях, гимназиях, колледжах - 48%. Особое внимание следует обратить на музыкальные и художественные школы и училища, так как без них просто не принимают в высшие учебные заведения на музыкальные и на почти все художественные факультеты. Так музыкальные школы и училища закончили -10% респондентов, художественные школы и училища - 16%. Такая же ситуация наблюдается и в ответах на вопрос «Как вы готовились к поступлению в вуз?»: проходили специальную дополнительную подготовку 54% респондентов и 46% либо не готовились специально заранее вовсе, либо готовились сами как умели. Следует особо отметить, что треть студентов отметила пункт «активно занимались самостоятельно» (см. таблицу №29). В половине случаев поступление в художественный вуз является заключительным этапом специальной художественной подготовки с детства, (например, сначала музыкальная школа, потом музыкальное училище, затем Академия музыки Гнесиных). Однако во многом это объясняется спецификой факультетов, о которой говорилось ранее - 45% составляют музыкальные и художественные специальности, на которые не поступишь без специальной подготовки. Ближайшее социальное окружение и семейные традиции. Итак, половина респондентов считает, что на их выбор никто не влиял. Следовательно, можно обозначить следующую тенденцию: 1/3 студентов, готовившихся к поступлению самостоятельно и 1/5 студентов, не проходивших никакой дополнительной подготовки для поступления, как раз и составляют 1/2 студентов самостоятельно принявших решение поступать в творческий вуз. Из этих респондентов наибольшей «независимостью» отличаются искусствоведы, режиссеры и артисты. Характерно, что для этих специальностей не требуется и особой дополнительной подготовки помимо школьной программы (конечно, учитывая наличие более глубоких познаний в сфере культуры и искусства).

В отличие от этой группы респондентов, при выборе специальности продюсера заметно другое интересное сочетание: с одной стороны - это влияние/совет родителей (53%), с другой - самостоятельный выбор (47%). Таким образом родители и дети почти в равной степени признают особую актуальность этой пока еще редкой, но уже очень востребованной специальности.

Выбор литераторов, как ни странно в основном основывается на опыте друзей (36%). Этот же фактор в достаточной степени значим и при выборе профессии музыканта (26%) и художника (17%), что легко объяснимо сложившейся дружбой внутри музыкальной и художественной школы. Этот же параметр значим и для будущих режиссеров (19%), хотя здесь задействованы другие социальные взаимосвязи. Совет учителей наиболее решающим оказался для художников (21%). Совет родных наиболее значим, как мы уже отмечали, для продюсеров, но также и для литераторов (27%) и опять же художников (21%). (См. таблицу №31 и график №11.)

Похожие диссертации на Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России