Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Чентемиров, Борис Владимирович

Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией
<
Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чентемиров, Борис Владимирович Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 Волгоград, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Типологические характеристики игры как особой формы социального взаимодействия ..14

1.1. Методология социологической типологии социального взаимодействия 14

1.2. Организационно-поведенческая сущность игры 32

1.3. Классификация игровых форм социальных взаимодействия 43

Глава 2. Потенциал игрового пространства в управленческой практике 58

2.1. Ролевое поведение как фактор формирования субъект-объектных отношений управления 58

2.2. Управленческая культура на биржевых играх как специфическом игровом пространстве 97

2.3. Методы социологической идентификации игровых технологий в управлении 116

Заключение 136

Литература 140

Приложения 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Условия функционирования современных организаций обусловливают существенные изменения характера управленческих отношений, связанные с усложнением профессиональной деятельности, повышенными требованиями к структуре и качеству коллективной деятельности. Эффективность организации управленческого процесса в значительной степени определяется теми социальными взаимодействиями, которые формируются как на институциональном, так и на личностном уровне. Неполное или нерациональное использование их потенциала приводит к возникновению серьезных проблем при установлении специализации при распределении ролей и функций, определении иерархии статусных позиций внутри организации.

Изучение и совершенствование принципов, структур и техники управления неразрывно связано с поиском оптимальных методов управления от технологических до экономических, административных и социально-психологических. Методы управления дополняют друг друга, выбор их ориентирован на экономическую целесообразность, своевременность и доступность реализации и в совокупности они могут быть определены как способы воздействия на управляемую систему для реализации поставленных задач.

Социологическая идентификация методов управления позволяет дать оценку степени решения тех проблем управления, которые связаны с качественными параметрами результатов управленческой деятельности. Среди них: эффективность действующих методов воздействия на коллектив, воздействие моральных стимулов и системы мотиваций на производительность труда, значение административного предвидения и прогнозирования, психологический климат и т. п. Результаты

социологических исследований являются необходимой базой для проверки теорий и гипотез управления, основанных на единстве анализа и синтеза процессов и факторов управления.

Понимание социального взаимодействия как способа реализации функциональной деятельности и формирования субъект - объектных отношений приобретает особое значение еще и потому, что оно заполняет большую часть жизнедеятельности как отдельного человека, так и коллектива, и общества в целом. При этом формируется особая реальность, для определения роли которой необходимо провести более четкое разграничение ее смысловых уровней.

Деловые игры уже достаточно прочно вошли в практику управления, представляя собой четко выраженную социальную реальность. Однако отдельные нововведения в деловых играх утверждаются только в тех случаях, когда они отвечают ментальности организации, ее корпоративной культуре, которая, в свою очередь, соответствует «духу игры». Это в значительной степени обусловливает интерес к исследованию социологических аспектов данной проблемы

Появление в XX веке деловых игр, игры на финансовых биржах, виртуальных игр и других делает необходимым искать более адекватные социологические критерии типологии игр с целью выделения адекватных форм использования этого ресурса в управленческой практике.

Степень разработанности проблемы

Проблема игры исследовалась преимущественно как феномен философии культуры или в аспекте психологии, такими зарубежными авторами как: Э. Берн, Э. Берлянд, X. Гадамер, С. Миллер, Е. Финк, Й. Хейзинга, М. Эпштейн1. Из отечественных авторов можно отметить М. Бахтина, Л. Выготского.

Берн Э. Игры, в которые играют люди; Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ ред. М С. Мацковского. - М.: Лист-Нью, 1997; Берляид И. Е. Развитие самосознания и теория

Типологии игры как средства формирования управленческой культуры сопутствовали методологические установки таких социологов, как П. Сорокин, М. Вебер, Э. Дюркгейм, а также А. И. Кравченко, В. А. Ядова, С. С. Фролова2.

Классификация игр как средства самопознания предпринята в диссертационном исследовании Л. Путиловой3.

Теоретические основы и практическое применение метода деловых игр излагали в своих трудах Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн, В. Н. Бурков, Ю. В. Геронимус, С. Р. Гидрович, В. М Ефимов, Н. Н. Козленко, В. Ф. Комаров, В. Я. Платов, И. М. Сыроежин, В. Б. Христенко и другие4.

Разработки М. И. Сетрова5 оказали существенное влияние на становление системной версии социологии организаций и, в том числе социальных взаимодействий в рамках общего системного подхода.

Среди публикаций на тему игровых взаимодействий можно выделить книги Д.М. Гвишиани, О. Жеманова, К.М. Кейзерова, А.И. Пригожина, С. Эпштейна, пытавшихся донести до читателя наиболее популярные в те годы .

игры // Философия и социология науки и техники (ежегодник). - 1987. - С 144-174; Гадамер X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988; Миллер С. Психология игры. - СПб.: Университетская книга, 1999; Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. - М, 1988. -С. 357-403; Хейзинга Й. Homo ludens в тени завтрашнего дня. - М, 1992; Эпштейн М. Философия возможного. - СПб.: Алетейя, 2001.

2 Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. -М.: Наука, 1994;
Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в
больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. -
СПб.: Изд-во РХГИ, 2000; Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990; Дюркгейм Э.
Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995; Кравченко А. И. Основы
социологии, - Екатеринбург: Деловая игра, М.: Раритет, 1999; Фролов С. С. Социология. -
М.: Гардарики, 2000; Ядов В, А. Стратегия социологического исследования. Описание,
объяснение, понимание социальной реальности. -М.: Добросвет, 1999,

3 Путилова Л. М. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии (в
контексте философской антропологии). - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.

4 Бельчиков Я. М, Бирштейн М. М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989; Геронимус Ю. В.
Игра. Модель. Экономика. - М.: Знание, 1989; Ефимов В, М., Комаров В. Ф. Введение
в управленческие имитационные игры. - М., 1980; Козленко Н. Н. Деловые игры в приня
тии управленческих решений. - М.: Изд-во ВЗПИ, 1992; Платов В. Я. Деловые игры:
разработка, организация и проведение. - М.: Профиздат, 1991.

Сетров М. И. Основы функциональной теории организации. - Л., 1972.

западные идеи деловых игр. Важное место в работах А. И. Пригожина6 занимают игровые стороны развития управленческой культуры. В его книгах анализируются проблемы управления и самоуправления, формализации отношений, функционирования и развития организации, описываются игровые механизмы в подготовке управленческих решений.

Окончательное «перемещение» проблематики игровых технологий как формы социального и организационного взаимодействия в предметное поле социологии управления необходимо связывать с формированием кафедры социологии организаций на социологическом факультете МГУ в 1991 г. Исследованию частных вопросов социологии организаций посвящены работы Н. Ф. Наумовой (целеполагание и целенаправленное поведение, выбора будущего)7, Б. 3. Мильнера8, Л. И. Евенко С. С. Фролова и других9. В конце 90-х гг. не утихала полемика вокруг роли игровых методов в формировании управленческой культуры, таких ее критериев, как: гибкость или консерватизм; способность к адаптации; оптимальный размер, сложности строения организации. Этим проблемам посвящены публикации, в частности В. В. Щербины, В. И. Верховий, А. И. Кравченко, Н. Ф. Наумова, Г. П. Щедровицкого . Проблемы изучения конфликта в формировании управленческой культуры восходят к работам Н. И. Лапина, А. И. Пригожина, А. Г. Здравомыслова.

Хотя проблемам деловых игр в теориях организации и управления посвящено достаточно много работ, вместе с тем нет ни одного

Пригожий А. И. Социологические аспекты управления. - М.: Знание, 1974; Пригожин А. И. Современная социология организации. - М.: Наука, 1995.

7 Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного
поведения. - М, 1988.

8 Мильнер Б. 3. Теория организации. - М: ИНФРА-М, 1999.

9 Фролов С. С. Социология. - М.: Гардарики, 2000.

Кравченко А. И. Основы социологии. Екатеринбург: Деловая игра. — М.: Раритет, 1999; Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988; Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной жизнедеятельности // Методы исследования и диагностики. -М., 1983; Щербина В. В. Социология организации. Словарь-справочник. -М„ 1996; Щербина В. В., Попова Е. Я Современные концепции структурных изменений в организации // Социс. - 1996. - №1.

исследования, где на основании социологической рефлексии проводилась бы типологии игры, в целях ее более полноценного использования в управленческих технологиях. Поскольку подобная работа проводится впервые, диссертант основной упор делает на теоретическую рефлексию сущности игры, типологию игр, выделяя специфику современных компьютерных, организационных, деловых игр, в том числе и игр на финансовых биржах отмечая при этом их сходство и различие.

Это обстоятельство определило выбор цели диссертации: идентифицировать игру как особый тип социального взаимодействия в рамках субъект-объектных управленческих отношений, обладающий значительным ресурсным потенциалом для формирования эффективной организационной культуры.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

исследовать и раскрыть методологическую специфику социологической типологии игрового взаимодействия, на этой основе обосновать необходимость системного подхода к анализу качества статусного распределения ролей в формальной организации;

эксплицировать организационно-поведенческую сущность игры, определить ее структурные характеристики и организационное содержание;

проанализировать существующие теоретические и практические подходы к классификации игр и на этой основе выявить типологию игры в многообразии форм социального взаимодействия;

определить специфические характеристики и условия, обеспечивающие диверсификацию ролевого поведения в деловых играх в средство развития организации;

- провести социологическое исследование для выделения элементов
управленческой культуры, ориентированных на эффективное использование
организационных ресурсов игровых технологий;

- идентифицировать социологические методы оценки эффективности игровых технологий в управлении, на этой основе обосновать основные факторы, критерии и характеристики, определяющие оптимальность использования их ресурсного потенциала для организационного развития.

Объектом диссертационного исследования является игра как особый тип социального взаимодействия.

Предметом исследования являются игровые технологии, включенные в процесс формирования управленческой культуры.

Методологическая и теоретическая базы исследования. Работа базируется на принципах системного, структурно-функционального и междисциплинарного подходов, что позволило наиболее всесторонне рассмотреть игру как особый тип социального взаимодействия в рамках субъект-объектных отношений в системе управления, теоретически операционализировать такие понятия и категории социологии управления как организационно-поведенческая сущность игры, типология игры, ролевое поведение. Анализ поставленной проблемы осуществлен в рамках предметного поля социологии управления и социального менеджмента. Работа имеет разведывательный план исследования и носит прикладной характер.

В диссертации использованы публикации отечественных и зарубежных социологов, философов, экономистов, специалистов в области игровых взаимодействий в коллективной жизнедеятельности.

Научная новизна заключается в том, что:

1. Уточнена методологическая специфика социологической типологии,
применительно к такой уникальной форме взаимодействия, как игра.

2. Эксплицирована организационно-поведенческая сущность игры,
заключающаяся в том, что все игры развиваются по определенным нормам
и правилам, коммуникациям, «переодевании», обусловлены пространством
и временем игрового взаимодействия.

  1. Выявлена типология игры в многообразных формах социального взаимодействия таких, как: спортивные, художественные, коммерческие, имитационные, ролевые, организационно-деловые.

  2. Определено ролевое поведение в деловых играх как средство развития управленческой культуры.

5. Выделены элементы управленческой культуры, наиболее
восприимчивые к реализации игровых технологий.

6. Идентифицированы социологические методы оценки эффективности
применения игровых технологий в управлении.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Взаимодействия даны тогда, когда психические переживания или внешние акты одних индивидов представляют функцию существования и состояния других индивидов. Проводники, созданные в процессе взаимодействия, начинают жить самостоятельной жизнью, приобретают свой темп и ритм жизни и оказывают на личность свое влияние. Социологический подход к явлению взаимодействия позволяет выделить три элемента: индивид, акты его поведения и символические проводники. Стратегия социологической типологии игр в организационных технологиях опирается на аналогии в процессах, но предусматривает более высокий уровень обобщения, основанием которого выступают понятия, отражающие социальные функции ролевого поведения и статусных систем.

  2. Сущность игры заключается в том, что она является искусственно сконструированной моделью тех или иных процессов реальной жизни и выполняет функции развития личности и компенсации (замещения) процессов, которые удовлетворяют некоторые потребности индивидов, не могущие быть реализованными в реальной жизни. Игра как в чистом виде, так и в форме игровых моментов реальной жизни выступает в качестве одного из мощных механизмов регуляторов поведения людей. Организационно-поведенческая сущность игры заключается в том, что она представляет собой тип ролевого поведения, искусственно

сконструированной модели поведения, со строго определенными правилами и четко очерченными временными и пространственными границами, имитирующими определенные стороны реальной деятельности.

3. Одним из критериев типологий игровых форм является качественное
изменение дистанций между участниками игрового взаимодействия и
субъектом игры с целью более адекватной идентификации, компенсации или
развития. Игры бывают: спортивные, развлекательно-художественные,
азартные, интеллектуальные, виртуально-компьютерные, организационно-
деловые, которые подразделяются на ролевые, имитационные; организационно-
деятельност-ные; деловые. Игра обеспечивает: а) более экономное, с точки
зрения средств, времени и риска, воспроизведение тех или иных процессов
реальной жизни; б) целенаправленное развитие качеств, которые либо
особенно важны индивидам в их практической деятельности, либо
оказались слабо развитыми; в) по своему комплексному характеру
собственно деловые игры позволяют прогнозировать возникновение ряда
взаимосвязанных качеств, соответствующих установленной иерархии целей.

4. Организационная культура - это функция, обеспечивающая
согласованность деятельности всех элементов организации, удерживающая в
допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом
от поставленных целей. Верификация целей и их осознание могут быть
усилены в ходе применения различных игровых технологий:

ролевые игры, проводимые по определенным нормам и правилам, обеспечивают решение управленческих, производственных, экономических, исследовательских, обучающих задач;

имитационные игры направлены на тиражирование статусных ролей применительно к модели организационной среды;

организационно-деятельностные игры применяются для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов;

- деловые игры, за счет сочетания метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, направлены на формирование целостной модели, включающей в себя и объект управления, и управляющую систему.

  1. В монетарной игре «человек возможный» является не неким «вторым Я» (alter ego), а той «ипостасью», которая ничем не может быть отчуждена от него. В соответствии с этим игровое пространство - это не просто свободное пространство для разыгрывания, а ментально вычлененное и обусловленное. Игры на бирже предполагают управление монетарным поведением, в котором игроки пытаются выразить себя опосредованно, через систему сложившихся ритуалов, стереотипов, символов. Финансово-биржевой бизнес, в котором игра существует как средство его реализации, демонстрирует следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре; удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций; корыстный интерес к денежному выигрышу; удовлетворение от успеха и др.

  2. Организационная культура не может существовать без игрового пространства во всех областях своего проявления, поскольку всегда предполагает определенное самоограничение и самообуздание индивидов, определенную способность видеть себя «со стороны», благодаря добровольно принятым условностям, прогнозирующих реальность. При этом распределение ролевых статусов может осуществляться хаотично, в режиме самоорганизации, либо может быть организовано специальным образом. Использование игровых технологий в управленческой практике в состоянии обеспечить максимальную согласованность функциональных и статусных позиций с ролевыми статусами индивидов за счет использования потенциала социального взаимодействия в рамках формальной организации.,

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке таких курсов лекций, как: «Социология», «Теория организации», «Организационное поведение», «Исследование систем управления».

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры социологии управления ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», региональных и межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликованы следующие работы; 1. Чентемиров, Б.В. Проблема знания и опыта в виртуальном пространстве. [Текст] / Б.В. Чентемиров // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Качество жизни - новая цивилизационная парадигма». - Волгоград, ВКПК, 2000.1 п.л.

  1. Чентемиров, Б.В. Если рынок востребован, значит, в него надо серьезно поиграть. [Текст] / Б.В. Чентемиров // Российское предпринимательство: решение организационных, управленческих, инженерно-экономических, правовых, финансовых и других вопросов российского бизнеса. Сборник научных статей / ВФ МГУК. - Волгоград: Изд-во ВояГУ, 2001. 0,4 пл.

  2. Чентемиров, Б.В. Социологический анализ игровых ситуаций в творчестве. [Текст] / Б.В. Чентемиров // Обеспечение устойчивости экономического и социального развития России: сборник научных статей. -Волгоград: «ЛБФ», 2001. 0,3 п.л.

  3. Чентемиров, Б.В. Деньги в экономическом поведении «человека играющего». [Текст] / Б.В. Чентемиров // Философское осмысление экономическитх и социальных проблем. Межвузовский сборник научных трудов. - Волгоград: ООО «Нисса-регион», 2001. 0,5 п.л.

  4. Чентемиров, Б.В. Многообразие игр в моделировании коммерческого решения. [Текст] / Б.В. Чентемиров // Российское предпринимательство:

региональные и отраслевые проблемы развития предпринимательства. Сборник научных статей. Волгоградский филиал РГТЭУ, ВолГУ. -Волгоград; Изд-во ВолГу, 2002. 0,4 п.л.

  1. Чентемиров, Б.В. Деловая игра как метод развития организации. [Текст] / Б.В. Чентемиров // Проблемы гуманитарного образования и воспитания. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и соискателей 23 мая 2006 г. - пос. Персиановский, Дон ГАУ, 2006. 0,4 п.л.

  2. Чентемиров, Б.В. Социологические аспекты игровых технологий. [Текст] / Б.В. Чентемиров // Современное управление. №9,2006. 0,4 п.л.

  3. Чентемиров, Б.В. Элементы игры как составляющие социального взаимодействия. [Текст] / Б.В. Чентемиров // Российское предпринимательство: Опыт и проблемы становления. Сб. научных статей ВФ РГТЭУ.-Волгоград, 2006. 0,7 п.л.

Методология социологической типологии социального взаимодействия

Игра, как специфическая форма непродуктивной деятельности человека ведет последовательную непрерывную нить на уровне сложной организации жизни в филогенезе. В социогенезе она сопровождает все фундаментальные функции человеческой деятельности. В онтогенезе игра охватывает всю человеческую жизнь, часто выступая единственным средством самоидентификации личности. Многообразие игр предполагает дифференциацию и игрового поля, и субъекта игры. В конце XX века это многообразие представляет довольно сложные методологические основания как для отождествления столь многоликие социальные явления под понятие «игра», так и их различие по типу. Становится вполне очевидным, что такие социально сложные как игры на финансовых биржах, виртуальные игры, деловые игры и др. сложно вписать в сакральные смыслы древних игр. Несомненно и то, что эти игры представляют собой более сложные социальные процессы и потому наиболее адекватна, применительно к ним, - социологическая типология. Вполне естественно возникает методологическая рефлексия на существующие социологические методы типологии для того, чтобы выделить из большого многообразия - игру как особый тип организационного поведения. Поскольку социология имеет дело с социальной деятельностью людей, постольку она является изучением поступков и социальных процессов. Явление взаимодействия людей дано тогда, говорит П. Сорокин, когда а) психические переживания или б) внешние акты с) либо то или другое одного (одних) из людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов. Иными словами, когда изменение, психических переживаний или внешних актов одного индивида, вызывается переживаниями и внешними актами другого, когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют»11. Явления взаимодействия людей, изучаемое социологией, определяются П. Сорокиным следующим образом: а) Всякий раз, когда мы можем констатировать, что( психические переживания А (ощущения, представления, идеи чувства, эмоции, волнения) зависят от существования и состояния В, обусловливаются последним, изменяются под его влиянием, иначе, где В служит «раздражителем» психических состояний и поведения А, мы говорим: А и В взаимодействуют. б) Всякий раз, когда внешние акты А являются функцией существования и состояния В: (вызываются, изменяются, задерживаются под влиянием переживаний, поступков и существования В), мы говорим: взаимодействие между А и В существует. Здесь под внешними актами разумеются все внешние, доступные наблюдению движения индивида, начиная с доступных наблюдению физиологических процессов и кончая поступкам или цепью, последних. «Игра артиста В доводит «до неистовства» г-жу А и заставляет ее «бешено аплодировать». Декрет комиссара В, призывающий А на военную службу, подвергает его в уныние» и заставляет идти в комиссариат. Налицо взаимодействия между А и В» . Далее П. Сорокин развивает мысль о том, что взаимодействие людей потенциально дано не только тогда, когда одни внешние акты и психическое состояние одного индивида являются функцией существования и состояния другого или других индивидов, но и тогда, когда одно психическое состояние индивида зависит и изменяется в силу существования и состояния другого человека, при этом необходимо ряд существенных моментов. Во-первых, бывают ли в действительности случаи, когда изменение психического состояния индивида не влечет за собою или не сопровождается теми или иными изменениями его поведения? Если такие случаи бывают, то на основании каких признаков мы можем сказать, что психические переживания А претерпели такое-то изменение, что индивид А находится "о взаимодействии с В? Случаи, где «внешнего» выражения нет, мы не имеем достаточно инструментов для наблюдения и констатирования этих внешних изменений поведения. Во-вторых, возможны чисто психические переживания, не сопровождающиеся никакими внешними процессами. Вообразим, например, что слова В сильнейшим образом подействовали на А, вызвали гаев в его «душе» «настоящую бурю», но А абсолютно ничем внешне не проявил во вне эту душевную революцию. Выражение его лица, тон его голоса, ритм его слов, характер его движений не изменились. Спрашивается, доступны ли будут нашему наблюдению такие явления? В состоянии ли мы улавливать такие формы взаимодействия? Нет, такие душевные состояния, не сопровождаемые никакими внешними проявлениями, не доступны наблюдению, для исследователя равны несуществующим. Таким образом, взаимодействие людей дано там, где поведение одного индивида, в одних случаях сопровождаемое сознанием, в других нет, является функцией поведения другого или других людей. Подставляя это значение взаимодействия в определение социологии, мы получаем следствие - социология изучает: 1) такие виды поведения людей, где поведение одних является функцией поведения и существования других; 2) явления, возникающие в результате такого поведения. Иными словами, социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия, и о результатах такого поведения. Но раз социологу приходится иметь дело с психическими явлениями, он не может избежать этих вопросов. Не психическими ли по своей природе являются социальные факты? Следует ли в явлениях взаимодействия изучать не только внешнюю сторону, данную в актах, но и соответственные психические переживания?

Организационно-поведенческая сущность игры

Как специфическая форма непродуктивной деятельности, игра ведет последовательную непрерывную нить на уровне сложной организации жизни в филогенезе. В социогенезе она сопровождает все фундаментальные функции человеческой деятельности. «В онтогенезе игра охватывает всю человеческую жизнь, часто выступая средством самоидентификации собственного «Я» . Игрой можно назвать серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор разнообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно» но обладающих скрытой мотивацией. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша (результата). Процедуры бывают успешными, ритуалы - эффективными, а времяпрепровождение -выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат "задней мысли"). Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом. Э. Берн предлагает разграничить игры с таким типом социального действия, как операцией. Операцией он называет простую трансакцию или набор трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью. Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это - операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это - игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает вознаграждение, то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы - неискренними, так как они были лишь ходами в игре. Играя, человек может «отстранить» от себя свое прошлое и вновь начать с точки отсчета. Прошлое оказывается в актуальном распоряжении, и мы можем проверить прошлым свои сегодняшние намерения, скорректировать намечаемые действия и поступки. Аналогичная позиция возможна и по отношению к сравнительно отдаленному будущему. Поэтому глубоко правы те исследователи игры, которые связывают с нею процесс самовоспитания, совершенствования, утверждения человека как личности (Э. Берн, Л. Выготский, И.Хейзинга, М. Эпштейн и др). М. Эпштейн различает игры миметические, в которых человек подражает каким-либо неигровым действиям, экстатические, в которых человек выражает теми или иными действиями собственные ощущения, и азартные. Примерами миметических игр могут служить, с одной стороны, игры детей в дочки-матери, между собой или с куклами, с другой стороны — театральное действие, в котором исполнители тем или иным способом воплощают явления жизни, лежащие, так сказать, вовне по отношению к ним самим. В миметических ролевых играх играющий получает удовлетворение, перевоплощаясь во что-то иное или в кого-то иного, нежели он сам29. Функции подражательной игры С. Миллер усматривает в том, что подражание имеет отношение по меньшей мере к пяти различным типам поведения: 1) непроизвольное воспроизведение действии, увиденных у других людей; 2) непроизвольное возбуждение сиюминутных чувств, присущих только для текущего состояния других, или, другими словами, „заражение", т. е. передача возбуждения от одного члена группы к другому; 3) социальное содействие, когда поведение члена группы поощряется, сдерживается или является поводом для подобного поведения других; научение через наблюдение, техника научения чему-то новому с помощью наблюдения за тем, как это делает другой; 4) ролевая игра и повторное воспроизведение событий, когда в повторении затрагиваются модели действий, которые играющий видел или о которых слышал. При этом, Миллер отмечает, что классические парадигмы научения: условное, инструментальное или «оперантное» научение, а также ролевое научение несомненно по-разному приложимы к этим 5 категориям, несмотря на то что процессы внимания равным образом включены в каждую из них30. Ключевое направление положительного описания игры связано с проблемой «субъекта игры» и углубленной постановкой вопроса: кто играет? Правила, предписывающие определенное заполнение игрового пространства, составляют сущность игры. Игровое пространство, в котором протекает игра, соразмеряется с ее внутренними законами и ими же ограничивается, то есть устанавливается скорее изнутри, через порядок. Порядок, подчиняющий себе движение, обладает определенностью, «выбираемой» играющим. Свобода проявляется в поведении и тем, что человек желает, или не желает играть. Но выбор осуществляется и в рамках общей готовности к игре; выбирается та, а не иная игра. В соответствии с этим пространство игрового движения — это не просто свободное пространство для разыгрывания; оно ментально (мысленно) вычленено и обусловлено. Играющий человек даже в игре все еще ведет и держит себя определенным образом, даже если собственная сущность игры состоит в том, чтобы освободить его от напряжения, необходимого при целенаправленном поведении. Каждая игра ставит задачу перед человеком, который в нее играет. Поэтому он может самозабвенно и свободно предаться процессу игры не иначе, чем преобразовав целевые установки своего поведения в задачи игры. Так ребенок, играя в мяч, сам ставит себе задачу, которая является игровой задачей, так как подлинная цель игры — вовсе не ее решение, а порядок и структура самого игрового движения. Своеобразная легкость и облегчение, характеризующие игровое поведение, очевидно, основаны на особом характере, присущем игровым задачам, и зависят от удачности их решения конец. X. Гадамер, так же как и Хейзинга, усматривает в игре проблему языка и методы ее описания31. Организационные игры основаны на соблюдении норм и правил, формируют ролевую деятельность, характерную для всего процесса социализации. Принимая установку "обобщенного другого", индивид идентифицирует себя с целью исполнения роли любого другого. Организационно-поведенческая сущность игры проявляется и в том, что она является искусственно сконструированной в виде модели со строго определенными правилами и четко очерченными временными и пространственными границами. Важнейшими функциями игры являются развивающая и компенсаторная. Это искусственно сконструированная модель, имитирующая те или иные стороны реальной деятельности, обеспечивающей выживание человека. Игра как модель имеет целый ряд принципиальных особенностей, утратив которые деятельность перестает быть игрой.

Ролевое поведение как фактор формирования субъект-объектных отношений управления

Управление, являясь древнейшим искусством и новейшей наукой, одновременно, по всем предшествующим критерия типологии игр, может быть названо - игрой. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах. Управленческая культура формируется на закономерностях организации управленческого процесса и возникающих во время этого процесса отношений между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними Развитие управленческой культуры предполагает наличие организации, которая представляет собой определенную систему, состоящая из входа (поступления информации, сырья, инструментов, оборудования, рабочей силы), процессора, где происходит переработка ресурсов, поступающих на вход, и выхода, откуда ресурсы поступают в новом качестве. Управление представляет собой обратную связь, которая начинается с измерения ресурсов, имеющихся на выходе. После измерения информация о параметрах выхода поступает в блок управления, где они сравниваются с некоторым эталоном (это может быть программа или план), и на основе этого вырабатывается управленческое решение, которое изменяет входные параметры, режим деятельности процессора и, в конечном счете, параметры выхода. Б. 3. Мильнер связывает управленческую культуру прежде всего с развитием организационной культуры. Рассмотрение им организации как сообщества, имеющего единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, позволило сформулировать понятие «организационной культуры». Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других48. Характеристика организационной культуры, по Мильнеру охватывает: - индивидуальную автономность - степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации; - структуру - взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля; - направление - степень формирования целей и перспектив деятельности организации; - интеграция - степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности; - управленческое обеспечение - степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным; - поддержку - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным; - стимулирование - степень зависимости вознаграждения от результатов труда; - идентифицированность - степень отождествления работников с организацией в целом; - управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов; - управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска49. Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников. Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль. Управленческая культура определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации.

Управленческая культура на биржевых играх как специфическом игровом пространстве

Игры на биржах - бизнес, являющийся одним из самых высокорентабельных, строится на синтезе потребности в острых ощущениях, которая удовлетворяется с помощью вовлечения в игру относительно крупных сумм денег, что уже связано с удовлетворением материальных потребностей. Надежда разбогатеть через игру вырастает на почве страха разориться, что моделирует острейшие ощущения бизнесмена в период биржевых катаклизмов. Азартные игры являются самой приближенной к реальности моделью бизнеса.

Однако они позволяют смоделировать его эмоциональные всплески в предельно сжатые сроки (от нескольких минут до нескольких часов), редко доступные в настоящем бизнесе, при этом происходит очищение от нудной рутины, которая доминирует в бизнесе (бесконечные цикличные операции с более или менее предсказуемым результатом, бухгалтерская отчетность и т.д.). Из бизнеса вычленяется только самый увлекательный - игровой элемент. Если бизнес требует посвятить ему жизнь, то азартная игра может быть коротким волнующим эпизодом, никак не связанным с предыдущей и последующей деятельностью.

Для ведения бизнеса требуется первоначальный капитал, что ограничивает круг участников отнюдь не по критерию азартности их характера, в игре же можно испытать со 100 руб. такие же острые ощущения, как и со 100 млн., ибо возбуждающий момент игры не в абсолютной сумме, а в ее доле в имеющихся ресурсах. Поэтому нищий, проигравший сумму, эквивалентную бутылке водки, переживает не меньше богача, проигравшего "Мерседес".

Конечно же, большинство бизнесменов не определяют свою деятельность в терминах игры, а описывают ее в терминах экономической рациональности. Некоторые виды бизнеса (биржевые спекуляции акциями, валютами и т.п.) по своей форме и мотивации почти неотличимы от азартных игр, а казино по мотивации своих игроков (не по результатам) неотличимо от биржи, хотя, правда, дает гораздо больше острых эмоций, сконцентрированных на коротком отрезке времени и очищенных от рутины.

Игровой момент пропитывает деятельность бизнесмена. Лишь на первичном уровне, когда дохода хватает только на удовлетворение элементарных материальных потребностей, это труд во имя выживания, на более высоком уровне цель смещается в сторону игры: главным становится вырваться вперед, обойти конкурентов, стать первым или по крайней мере не последним.

Нашей задачей не является изучение денег как только экономического феномена, однако мы должны рассмотреть, хотя и достаточно кратко, их основные особенности, чтобы применить к ним социологические и прежде всего поведенческие методы интерпретации и в этом аспекте феномен «деньги» во многих смыслах подпадает под игровые характерные свойства.

На ранних стадиях развития общества деньги, которые только и характеризовались высшим качеством, были каким-либо материальным товаром длительного пользования, и по этой причине («символического переодевания») нелегко было различить спрос на товар как на деньги и спрос на него как на потребительское благо длительного пользования или даже понять, что может означать спрос на деньги, как деньги. Это уже была игровая условность.

Но как только некоторого рода обещания об уплате денег распространились настолько широко, что стали совершенными заменителями первоначальных денег, и им, наряду с первоначальными деньгами, стали приписывать высшее качество, стало ясно, что чисто денежный спрос приобрел независимое существование. Кончилась зародышевая стадия денег как потребительского блага длительного пользования — они превратились в истинные деньги, которые являются ничем иным, как самым совершенным видом ценных бумаг, в которых конкретная сущность денег все больше уступает игровым элементам условности. На финансовых сделках именно такая сущность денег и выступает.

Деньги - самый абстрактный из всех социальных и экономических институтов, через который опосредуются самые общие, косвенные, отдаленные и чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных действий. С их помощью осуществляется замещение конкретно и чувственно воспринимаемого абстрактными понятиями, в которых сформулированы правила, руководящие экономической деятельностью. Они делают возможным расширенный порядок человеческого сотрудничества и осуществление всех расчетов в единицах рыночных ценностей. В сферу их регулирующего и рационирующего действия попадают все люди, независимо от возраста, пола, национальности, статуса и рода занятий. Деньги приводят к "общему знаменателю" и соизмеряют в процессе социально-экономического обмена множество шкал индивидуальных ценностей отдельных людей и делают возможным их взаимодействие, связанное, прежде всего, с переводом ценностей, "ранжированных по индивидуальным шкалам" универсальные и всем понятные ценовые масштабы, выраженные в деньгах.

Никем не придуманный институт денег - результат развития спонтанного рыночного порядка, появившийся в процессе его эволюции, отпочковавшийся на определенном этапе от конкретно-чувственных форм социального взаимодействия и превратившийся в абстрактную систему правил, регулирующих ценовой и численный масштабы обмена между людьми. Он выполняет множество функций, осязаемых (видимых) и еще больше неосязаемых, превращающих дискретные действия миллионов людей, обменивающихся экономическими ценностями в целостную регулятивную систему. Последняя обеспечивает (при определенных условиях) порядок дистрибутивных отношений между ними и синхронизацию их несоизмеримых субъективных интересов, целей и потребностей.

Похожие диссертации на Игровые формы социального взаимодействия как ресурс управления организацией