Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Скорнякова Наталья Сергеевна

Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации
<
Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скорнякова Наталья Сергеевна. Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08.- Белгород, 2006.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/189

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретические основы позиционирования сми в религиозной ситуации 20

Раздел II. Диагностика типа позиционирования сми в религиозной ситуации на региональном уровне 60

Раздел III. Социальное партнерство как технология позиционирования сми в религиозной ситуации 91

Заключение 124

Библиографический список 132

Приложения 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Религиозная ситуация относится к тем социальным феноменам, которые в период социальных трансформаций привлекают особое внимание властей, общественности, ученых, поскольку изменение состояния религиозной ситуации способно оказывать существенное воздействие на положение дел в обществе. Будучи концентрированным выражением всего комплекса религиозных проявлений в их взаимосвязи между собой и социальной средой, в определенном месте и в определенное время, религиозная ситуация оказывается существенным фактором общей социально-политической и духовно-идеологической ситуации в стране или регионе.

Общественно-политические процессы, развивающиеся в последние полтора десятилетия в России, коренным образом изменили религиозную ситуацию, оказали существенное влияние на государственно-конфессиональные отношения в стране. Сегодня в контексте укрепления позиций религиозных объединений, роста их влияния на различные сферы жизнедеятельности общества особую значимость приобретает необходимость более совершенного регулирования отношений в этой области. Регулирование религиозной ситуации требует, в силу специфики таких отношений, особых подходов. Здесь неэффективно (и особенно чревато возникновением острых социальных кризисов) применение классических методов управления. Напротив, излишняя либерализация управления в сфере религиозных отношений - это другая крайность, которая влечет за собой «институциональные ловушки»1 стихийной самоорганизации. На наш взгляд, в рассматриваемой сфере целесообразно использование механизма «мягкого» управления, который сочетает в себе

1 Об использовании данного термина см.: Полтерович В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. - 2004. - №3. - С.5-16.

4 принципы целенаправленного воздействия и самоорганизации.

В современном обществе большое значение имеет деятельность средств массовой информации (далее СМИ), которые «являются одним из важных социальных институтов, призванных обеспечить свободу слова и свободу массовой информации, что составляет первостепенное условие построения правового государства и вызревания гражданского общества»1. Сегодня СМИ из простого посредника между субъектами общественной жизни превратились в один из основных субъектов, оказывающих существенное влияние на развитие общества.

Возможность СМИ участвовать в формировании общественного мнения с одной стороны, и потенциал воздействия общественного мнения через них на институты государственной власти, с другой - позволяют говорить о значительном потенциале данного института в регулировании религиозной ситуации. Являясь весьма могущественны фактором современности, обладая огромными возможностями влиять на умонастроения и мироощущение людей, они могут оказывать определенное влияние на функционирование и трансляцию религиозного дискурса. Это влияние может быть как положительным фактором, способствующим становлению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами религиозных отношений, так и отрицательным фактором, разжигающим государственно-конфессиональные, межконфессиональные противоречия, создающим серьезные проблемы для безопасности и стабильности общества. Исходя из этого, особую важность приобретает определение роли, места и возможностей СМИ в религиозной ситуации, определение оптимального позиционирования их в данной сфере отношений.

Вместе с тем, в настоящее время регулятивные возможности СМИ используются явно недостаточно, что позволяет в некоторых случаях делать вывод об их слабой эффективности как инструмента формирования гражданского общества.

1 Общественная экспертиза: анатомия свободы слова. Аналитический отчет. - М., 2000. - С. 8.

Актуальность темы исследования определяется и тем, что участие СМИ как института гражданского общества в религиозной ситуации вызывает растущий интерес общественности, о чем свидетельствует, в частности, деятельность Интернет-портала «Религия и СМИ»1 и ряда других специализированных информационно-аналитических центров. В рамках тематики указанного электронного издания, равно как и публикаций других СМИ, значительный объем занимают различные аспекты формирования общественного мнения в религиозной сфере, затрагиваются проблемы качества журналистских текстов, ответственности журналиста и др. Вместе с тем, влиянию СМИ на регулирование религиозной ситуации, их роли в организации взаимодействия субъектов религиозной ситуации, анализу механизмов обратной связи, на наш взгляд, внимания уделяется недостаточно.

Характерные для России 90-х гг. процессы регионализации имели следствием усиления региональных различий как в религиозной ситуации, так и в деятельности СМИ. Современная политическая ситуация такова, что отдельный регион вполне может идти «впереди» центра, причем не только в плане декларируемых идей, но и в практических шагах по их реализации. Изучение собранных в регионе материалов, характеризующих государственно-конфессиональное взаимодействие, позволит определить степень их соответствия центральной тенденции и наметить точки диалога с центром по поводу обмена опытом.

Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена:

необходимостью усиления роли институтов гражданского общества в регулировании общественных процессов в сфере религиозных отношений;

важностью использования в регулировании религиозной ситуации значительного, но зачастую недостаточно используемого потенциала СМИ;

Электрон, изд. Режим доступа к изд.:

необходимостью учета региональной специфики религиозной ситуации и деятельности СМИ при реализации государственной конфессиональной политики;.

как следствие вышеизложенного - потребностью в научной разработке механизма позиционирования СМИ в религиозной ситуации региона.

Степень научной разработанности темы исследования Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных блоков социологии управления, социологии религии, социологии массовых коммуникаций. Соответственно в каждой из них в достаточном количестве наработаны теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы, использование которых может служить изучению различных аспектов позиционирования СМИ в религиозной ситуации. С учетом многоаспектности исследуемой проблемы можно выделить основные группы научных работ, составляющих информационно-аналитическое поле исследования.

Формирование теоретической базы настоящего исследования основывается на фундаментальных работах, посвященных изучению социального управления в целом. Значительный вклад в его изучение внесли такие ученые, как Г.В. Атаманчук, В.Г. Афанасьев, В.Г. Глущенко, Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванов, Н.И. Кабушкин, СБ. Мельников, Г.И. Осадчая, Г.В. Осипов, В.И. Патрушев, А.И. Радченко, А.Д. Урсул.1

Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. - М., 2000; Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом, - М, 1975; Глушенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления. - М., 1997; Данакин Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. - Белгород, 1996; Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - М. - Белгород, 1993; Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996; Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М., 1999; Мельников СБ. Российский менеджмент: технологии успеха. - М., 2005; Осипов Г.В. Социология: основы общей теории М., 1998; Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. - М., 2003; Патрушев В.И. Социальный менеджмент. - М., 2001; Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - Ростов-на-Дону, 1997; Урсул А.Д., Афанасьев В.Г. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. - 1982. - №7.

Феномен социального регулирования как одного из «мягких» методов социального управления анализируется в трудах Ю.П. Аверина, Н.Г. Кобыляцкого, В.В. Корченова, Н.Н. Моисеева, Г.Ф. Ромашкиной, И.М. Слепенкова, Ф.И. Шаркова1.

Возможности использования синергетического подхода в социальном управлении обоснованы в публикациях В.П. Бранского, Л.А. Василенко, К.Х. Делокарова, Ф.Д. Демидова, Г.А. Котельникова, А.И. Пригожина, Н.В. Поддубного и других ученых .

Отдельная группа научных работ посвящена изучению религии как социального явления. В социально-философском и теоретико-социологическом плане проблемам взаимоотношений государства, общества и религии посвящены фундаментальные труды Г.Ф. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, Р. Мертона3.

Проблемы государственно-конфессиональных отношений

затрагиваются в достаточно большом количестве научных публикаций. Однако в исследованиях советского периода эти отношения в большинстве случаев рассматривались лишь в историческом аспекте. В 90-х годах прошлого века на фоне общего возрастания роли религии в жизни общества, повышения уровня религиозности населения, умножения числа и усиления активности религиозных объединений интерес органов власти, научных кругов, общественности и средств массовой информации к изучению и оценке религиозной ситуации значительно усилился.

1 Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. - М., 1991;
Кобыляцкий Н.Г. Социология управления: к вопросу становления научной парадигмы // Социологические
исследования. - 2005. - № 4; Корченов В.В., Шарков Ф.И. Социальное регулирование - важнейший
инструмент управления // Народонаселение. - 2001. - №3; Моисеев Н.Н. Контуры рационального общества
// Социально-политический журнал. - 1993. - №11-12; Ромашкина Г.Ф. Моделирование в системе
управления социальными процессами: региональный аспект: дис.... д-ра социол. наук: 22.00.08. - Тюмень, 2003.

2 Бранский В.П. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и
социума. - СПб., 2001; Василенко Л.А., Рыбакова И.Н. Информационная культура в системе
государственного управления. - М, 2004; Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы.
Синергетика, философия, научная рациональность. - М., 1999; Котельников Г.А. Теоретическая и
прикладная синергетика. - Белгород, 2000; Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М.,
1995; ПоддубныйН.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем-Белгород, 1999.

3 Гегель Г.Ф. Наука логики. - М., 1974; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М., 1976; Вебер М.
Избранное. Образ общества. - М., 1994; Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995; Сорокин П.А. Человек.
Цивилизация. Общество. - М., 1992; Мертон Р.К. Явные и латентные функции. - М., 1994.

Начиная с 1990-х годов крупными социологическими центрами, среди которых следует назвать ВЦИОМ, РОМИР, фонд «Общественное мнение» и др., проводятся общероссийские социологические исследования ряда существенных аспектов религиозной ситуации в России. Их результаты получили отражение в регулярно публикуемых статистических сборниках, в работах Б.В. Дубина, СВ. Медведко, М.П. Мчедлова, Э.Г. Филимонова, В.Ф. Чесноковой и других.1

Государственно-конфессиональные отношения, как в историческом, так и в современном плане, анализируются в публикациях Л.А. Баширова, О.Ю. Васильевой, А.Г. Залужного, Ю.П. Зуева, И.Я. Кантерова, В.И. Королева, А.И. Кудрявцева, Г.А. Михайлова, М.И. Одинцова, Г.В. Осипова, В.К. Пинкевича, А.Е. Себенцова, М.О. Шахова, А.В. Щипкова и других ученых2. В трудах этих авторов большое внимание уделено теоретическому обоснованию государственной конфессиональной политики, законодательному регулированию сферы свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, анализу практики взаимоотношений между государственными органами и религиозными объединениями.

1 Дубин Б.В. Религия, церковь и общественное мнение // Свободная мысль. - 1997- № 11;
Медведко СВ. Религиозная ситуация и законодательство в сфере государственно-конфессиональных
отношений в России // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и
о путях реализации свободы совести. - М., 2005.; МчедловМ.П., Филимонов Э.Г. Религия в зеркале
общественного мнения // Социологические исследования. - 1994. - №5; Чеснокова В.Ф. Число
православных в России увеличивается // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: .

2 Баширов Л.А. Ислам и этнополитические проблемы в современной России. - М., 2000.;
Васильева О.Ю. «Прошлое живет в нас...» // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. Информ.-
аналит. бюллетень РАГС- М., 2004. - № 1-2 (33-34); Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в XX в. и
ее социологическое изучение // Социология религии. - М., 1996.; Каптеров И.Я. Новые религиозные
движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. М., 2001; Королев В.И. Свобода
совести в современном российском обществе и ее законодательное закрепление // Свобода совести в России:
исторический и современный аспекты. - М, 2004.; Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в
России // Религия и право. - 1999. - №1; Одинцов М.И. Россия строит светское государство // Государство,
религия, церковь в России и зарубежом. Информ.-аналит. бюллетень РАГС- М., 1997. - № 3; Осипов Г.В.
Православная церковь в жизни российского общества // Россия. Духовное возрождение. - М., 1999;
Пинкевич В.К. Церковь и государственная политика в отношении образования в конце XIX - начале XX вв.
// Человек: образ и сущность. Ежегодник. - М., 2002; Себенцов А.Е. Актуальные вопросы государственно-
конфессиональных отношений // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. Информ.-аналит.
бюллетень РАГС. - М., 2005. - №1-2 (34-35); Шахов М.О. Концептуальные проблемы формирования
государственной вероисповедной политики // Религия и право. - 2001. - №1; Щипков А.В. Во что верит
Россия: Религиозные процессы в постперестроечной России: - СПб., 1998.

Большой эмпирический материал был собран в ходе региональных исследований1.

В числе социологических трудов следует особо отметить работы Р.А. Лопаткина, который впервые в России поставил вопрос о социологическом изучении религиозной ситуации как самостоятельного системного объекта, предложил ее определение, выявил структуру данного явления и уровни его изучения. В работах А.В. Логинова, Л.Н. Митрохина, Г.А. Михайлова, Л.Ф. Колесникова, Г.С. Широкаловой, Е.С. Элбакян определены конкретные характеристики религиозной ситуации в российском обществе переходного периода . Исследование религиозной ситуации как системного объекта получило свое продолжение в работах А.В. Игнатова, Т.В. Башлыкова, Р.Т. Сабирова, Г.А. Выдриной и ряда других исследователей. В частности, Г.А. Выдрина, рассматривая религиозную ситуацию как объект государственного регулирования, ввела в научный оборот понятие «государственный менеджмент религиозной ситуации» . Характеристики современной религиозной ситуации в контексте взаимодействия культур светского и религиозного типа анализируется в работах С.Д. Лебедева .

Черник Я.С. Религиозная ситуация и межконфессиональные отношения в Сургуте // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. Информ.-аналит. бюллетень РАГС. - М., 1996. - №7.; ПисманикМ.Г. Религиозная ситуация в Прикамье и ее перспективы // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. Информ.-аналит. бюллетень РАГС. - М., 2000. - №3.; Симонов И.В. Нижегородский регион: религиозный портрет//Социологические исследования- 1999.-№ 12. и др.

2 Логинов А.В. Религиозная ситуация в современной России и принятие закона «О свободе совести и о
религиозных объединениях» // Полития. - М., 1997/1998. - №4; Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в
современной России // Социологические исследования. - 1995. - №11; Михайлов Г.А. О религиозной
ситуации и некоторых проблемах отношений государства и религиозных организаций в Российской
Федерации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Инфор.-аналит. бюллетень РАГС. - М.,
1997. - №1(11); Колесников Л.Ф. Религиозная ситуация в Российской Федерации // Магистр. - М., 2000. -
№1; Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев //
Социологические исследования. - 2001. - №7; Элбакян Е.С. Влияние религиозных ценностей на
экономические предпочтения верующих россиян // Социологические исследования.- 2001.- № 8.

3 Игнатов А.В. Религиозно-политическая ситуация на Северном Кавказе и ее учет в политике
Российской Федерации: дис.... канд. полит, наук: 23.00.02. - М., 2004; Башлыков T.B. Религиозная ситуация
на территории Крайнего Северо-Востока России: состояние и тенденции развития: дис. ... канд. социол.
наук: 22.00.06. - Тамбов, 2004; Сабиров Р.Т. Религиозная ситуация в Монголии: конец 1980-х-1990-е годы:
дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. - М., 2004; Выдрина Г.А. Религиозная ситуация как объект
государственного регулирования: дис.... канд. филос. наук: 09.00.13. - М., 2004.

4 Лебедев С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных
систем // Синергетика, философия, культура. - М., 2001; Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как
типы систем социального знания. - Белгород, 2003.

Следующая группа работ посвящена изучению роли СМИ в обществе. . В 60-80-е гг. XX века были разработаны теории механизмов влияния СМИ на общественно-политические процессы, авторами которых были известные западные социологи Н. Лума'н, С. Ленарт, У. Миллер, Э. Ноэль-Нойман и другие. Общетеоретические и методологические проблемы массовой коммуникации анализируются в работах отечественных ученых Р.Ф. Абдеева, Ю.П. Буданцева, С.М.Виноградовой, В.П. Конецкой, Г.Г. Почепцова, А.П. Суханова, А.Д. Урсула и других1.

Особенности современного развития отечественных систем массовой коммуникации и СМИ исследованы в публикациях Ф.Д, Гумбатова, И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, С.Г. Корконосенко, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова, Л.Г Свитич, М.В. Шкондина2.

Вопрос о социальных функциях СМИ в отечественной и зарубежной социологической науке начал рассматриваться сравнительно недавно. Тем не менее, для понимания характера современных СМИ, их социальных функций и дисфункций имеют большое методологическое значение работы классиков социологии к. XIX - н. XX вв. Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Шютца. Особый интерес представляют работы Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, П. Бергера, Н. Лумана, Т. Лукмана , в которых с различных теоретико-методологических позиций исследуется проблематика социальной роли СМИ.

Абдеева Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994; Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. - М., 1986; Виноградова СМ. Международный обмен информацией: проблемы свободы и ответственности // Информационное общество. - СПб., 1999; Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 1997; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. -М., 1998; Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск, 1981; Урсул А.Д. Информация: методологические аспекты. - М., 1974.

2 Гумбатов Ф.Д. Специфика и содержание СМИ в обществе // Проблемы социального управления:
Сб. ст. и материалов «Круглого стола». - М., 1999; Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в
условиях становления гражданского общества. - М., 2001; Засурский И.И. Взаимоотношения СМИ и
общества в России 1990-х годов // Вест. Мое. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2001. - №1;
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2002; Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. - М.,
2001; Свитич Л.Г. Социология журналистики. - М., 2005.; Шкодин М.В. Средства массовой информации:
системные характеристики. - М., 1995.

3 Гидденс Э. Элемент теории структурации. - М., 1995; Хабрмас Ю. Демократия. Разум.
Нравственность. - М., 1995; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по
социологии знания. - М., 1995.

Современные авторы рассматривают функции СМИ в более широком социокультурном контексте формирования массового сознания. Этой тематике посвящены работы В.В. Ворошиловой, Б.А. Грушина, Е.Я. Дугина, А.Г. Здравомыслова, B.C. Коробейникова, Ю.А. Левады, Г.С. Мельник, Ж.Т. Тощенко .

Особый интерес представляют публикации, в которых исследуются и анализируются различные социальные функции СМИ, рассматривается их роль в социально-политических процессах (публикации Б.А. Грушина, С.Г. Корконосенко, Т.В. Науменко, Л.Н. Федотовой). В то же время специальных работ, посвященных исследованию функций СМИ в социальном управлении, не много. В этом направлении работа проводилась СП. Лукницким, И.М. Дзялошинским3.

Проблемы развития СМИ в Белгородской области рассматривались, в частности, в публикациях Т.А. Зайцевой, Л.В. Колпиной, Т.В. Тришиной, а также польских социологов Т. Емчуры и М. Хухрак4.

Анализ степени научной разработанности темы диссертационного исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам функционирования масс-медиа в современном обществе, их регулятивные функции и потенциал изучены не достаточно. В отечественной социологической науке отсутствуют

1 Ворошилов В.В. Журналистика и рынок. - СПб., 1997; Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., 1987;
Дугин Е.Я. СМИ как инструмент прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ: дис. ...
д-ра. социол. наук. - М., 1990; Здравомыслов А.Г. Проблемы интереса в социологической теории. - Л., 1964;
Коробейников B.C. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). - М., 1991; Левада Ю.А.
Лекции по социологии. - М., 1969; Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб.,
1996; Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек-М., 2001.

2 Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., 1987; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2002;
Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - СПб., 2005; Федотова Л.Н. Социология массовой
коммуникации. - СПб., 2003.

Лукницкий СП. Средства массовой информации в системе социального управления современной России: дис. ... д-ра социол. наук. - М., 1998; Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе.-M., 2002.

Зайцева Т.А. Управление конфликтами в сфере средств массовой информации: Региональный аспект: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. - Белгород, 2003; Колпина Л.В. Формирование гражданского общества в условиях российского региона: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. - Белгород, 2003; ТришинаТ.В. Взаимодействие средств массовой информации и власти в современных условиях: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08.- Белгород, 2003; Хухрак, M. Коммуникативные основы управленческой деятельности: дис.... канд. социол. наук: 22.00.08 - Белгород, 2000.

12 специальные исследования позиционирования СМИ в религиозной ситуации, не выявлялись особенности их функционирования в данной сфере на региональном уровне, не изучены конкретные проблемы, с которыми сталкиваются региональные СМИ во взаимодействии с другими субъектами.

На основе оценки актуальности и степени разработанности темы настоящего исследования можно сформулировать проблему исследования, которая заключается в неразрешенном до настоящего времени противоречии между необходимостью конструктивного участия СМИ в процессах государственно-конфессионального взаимодействия и отсутствием концептуальных обоснований их позиционирования в современной религиозной ситуации.

Объект исследования - функционирование СМИ в религиозной ситуации.

Предмет исследования - технология позиционирования СМИ в региональной религиозной ситуации.

Целью работы является разработка технологии позиционирования СМИ в региональной религиозной ситуации, обеспечивающей их субъектность в процессе государственно-конфессиональном взаимодействия.

Задачи исследования:

- обосновать концепцию позиционирования СМИ в религиозной
ситуации;

- осуществить диагностику типа позиционирования СМИ в
региональной религиозной ситуации на примере Белгородской области;

- разработать технологию позиционирования СМИ в религиозной
ситуации, основанную на принципах социального партнерства.

Гипотеза-основание:

оптимальное позиционирование СМИ в религиозной ситуации, позволяющее обеспечить сбалансированное выполнение ими регулятивных функций, достигается путем встраивания их в систему государственно-конфессионального взаимодействия в качестве равноправного субъекта.

13 Гипотеза-следствие:

позиционированию СМИ в качестве полноправного субъекта регулирования религиозной ситуации способствует технология, которая обеспечивает поэтапное выполнение ими основных регулятивных функций путем сочетания конкурсных, организационных и процедурных механизмов социального партнерства.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретической основой для анализа религиозной ситуации как социального поля и определения места и роли в нем СМИ послужила концепция социального пространства П. Бурдье. В основу методологии анализа религиозной ситуации положены разработки Р.А. Лопаткина.

Концепция общества как совокупности систем социального действия Т. Парсонса позволяет выделить функции СМИ в социальном регулировании. Обоснование механизма функционирования СМИ в религиозной ситуации опирается в диссертации на теорию действия механизмов обратной связи в управлении общественными процессами Н. Винера и на современные разработки данной проблематики Р.Ф. Абдеевым.

В качестве методологической основы настоящего исследования принято сочетание классического системного и синергетического подходов. Классический системный подход позволяет рассмотреть религиозную ситуацию как систему и определить место СМИ в этой системе. Использование принципов синергетического подхода дает дополнительные возможности для теоретического осмысления механизмов регулирования религиозной ситуации. Эти принципы применены, в частности, при разработке технологии позиционирования СМИ в условиях данной ситуации.

Эмпирическую базу исследования составляют:

1) комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в религиозной сфере, деятельность СМИ и органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях;

  1. статистические материалы, характеризующие состояние религиозной ситуации в регионе;

  2. результаты социологического исследования «Функции СМИ в религиозной ситуации Белгородской области», проведенного автором в сентябре-декабре 2005 г.;

  3. результаты контент-анализа материалов региональных печатных СМИ за период 2003-2005 гг.;

  4. результаты фокусированного группового интервью представителей органов государственной власти, религиозных объединений, журналистов, проведенного автором 8 февраля 2006 г.;

  5. материалы исследований, проведенных Центром общественной экспертизы «Анатомия свободы слова» (2000); факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Религия в информационном поле российских СМИ» (2001); исследований Т.А. Зайцевой, Т.В. Тришиной, Л.В. Колпиной.

В ходе анализа функций СМИ в религиозной ситуации были использованы следующие методы исследования:

1. Документально-статистический анализ - изучение основных
нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения,
складывающиеся в процессе регулирования религиозной ситуации в
Белгородской области. Он позволил определить возможные способы
позиционирования СМИ в религиозной ситуации и выявить характерные
особенности государственно-конфессиональных отношений региона.

2. Анкетный опрос, включающий массовый опрос и экспертный опрос.
Массовый опрос осуществлялся по методике квотной выборки, где

квотными признаками выступали: пол, возраст, образование, место проживания. Выборочная совокупность составила 800 респондентов. Опрос позволил определить степень влияния региональных СМИ на общественное мнение о религиозных отношениях, степень отражения в СМИ интересов аудитории и ряд других функциональных характеристик.

15 При проведении опроса экспертов по проблемам участия СМИ в регулировании религиозной ситуации в качестве экспертов выступили 30 человек, среди которых - ученые-религиоведы; представители СМИ, освещающие религиозную проблематику; работники органов государственной власти, ответственные за взаимодействие с религиозными объединениями; представители религиозных объединений, занимающиеся развитием связей с общественностью. Исследуемый контингент представлял собой условную социальную общность с нечеткой границей генеральной совокупности. Целевая аудитория включала в себя лиц, чья деятельность имеет непосредственное профессиональное отношение к рассматриваемой проблеме. Опрос экспертов позволил определить практикующиеся подходы к оценке роли СМИ в регулировании религиозной ситуации, а также выявить положительные и отрицательные стороны этих подходов.

3. Контент-анализ региональных печатных СМИ.

В выборочную совокупность контент-анализа региональных печатных СМИ вошли публикации четырех ведущих белгородских газет, таких, как «Белгородские известия», «Белгородская правда», «Наш Белгород», «Смена-Зебра» за период 2003-2005 гг. Выбор газет для анализа проводился с учетом критериев устойчивого положения в системе СМИ Белгородской области, рейтинга читаемости, доступности. Использовалась смешанная формализованная и полустандартизированная методика анализа.

Контент-анализ позволил проследить отражение белгородскими СМИ основных параметров религиозной ситуации, ее статику и динамику, а также определить интересы агентов и точки их соприкосновения, выявить возможные стратегии поведения сторон, степень выражения посредством СМИ общественного мнения.

4. Качественные методы исследования функциональной роли СМИ в
регулировании религиозной ситуации в регионе реализованы в виде
неформализованных интервью и полуформализованных интервью.

В неформализованных и полуформализованных интервью участвовали представители государственных органов, непосредственно уполномоченные регулировать религиозную ситуацию, представители религиозных объединений, журналисты и иные лица, вовлеченные в сферу религиозной журналистики, а также специалисты академических институтов, занимающимися изучением религиозной ситуации.

Реализация стратегии качественного исследования позволяет, во-первых, разрешить проблему недостатка информации о деятельности белгородского радио и телевидения в сфере религиозных отношений, во-вторых, достигнуть более глубокого понимания мотивов действий представителей институциональных субъектов религиозной ситуации, в-третьих, интерпретировать факты, не нашедшие приемлемого объяснения по результатам анализа данных, полученных из вышеуказанных источников.

Таким образом, разнообразие исследовательских методик позволяет рассмотреть проблему позиционирования СМИ в религиозной ситуации в различных ее аспектах.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Разработана концепция позиционирования СМИ в религиозной
ситуации как процесса встраивания их в систему государственно-
конфессиональных отношений посредством сбалансированного выполнения
функций целеполагания, координационной, идеологической и контрольной.

2. Выделены типы позиционирования СМИ в религиозной ситуации в
системе координат, образуемой «авторитарной-либеральной» и
«идентификационной-сепарационной» осями, определен преобладающий тип
позиционирования региональных СМИ в религиозной ситуации
Белгородской области.

3. Предложена технология позиционирования СМИ в религиозной
ситуации, позволяющая пофункционально встраивать их в государственно-
конфессиональное взаимодействие посредством комбинирования

17 конкурсных, организационных и процедурных механизмов социального партнерства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Позиционирование СМИ в религиозной ситуации представляет
собой результирующую ее самоорганизации и целенаправленного
воздействия субъекта регулирования, которая сводится к ориентации масс-
медиа на заданные позиции в государственно-конфессиональном
взаимодействии. В качестве субъектов регулирования могут выступать
органы государственной власти, научные и общественные организации.
Субъектность СМИ в религиозной ситуации достигается оптимальным
соотношением реализации ими четырех регулятивных функций -
целеполагания, координации, идеологической (воспитательной) и
контрольной. Соотнесение выделенных функций с этапами классического
алгоритма управления - планированием, организацией, мотивацией и
контролем - позволяет определить ключевые направления
позиционирования СМИ.

2. В религиозной ситуации возможны следующие типы
позиционирования средств массовой информации: 1) авторитарно-
сепарационный; 2) либерально-сепарационный; 3) либерально-
идентификационный и 4) авторитарно-идентификационный. Каждый из них
характеризуется различным соотношением регулятивных функций СМИ. В
структуре религиозной ситуации Белгородской области в настоящее время
преобладает либерально-идентификационный тип позиционирования
региональных средств массовой информации со сдвигом к авторитарно-
идентификационному типу. Для данного типа характерна
несформированность субъектности СМИ, с чем связано недостаточное
включение их в управленческий цикл.

3. Оптимальной управленческой технологией позиционирования СМИ
в религиозной ситуации выступает технология, основанная на принципах
социального партнерства между органами государственной власти, СМИ и

18 религиозными объединениями. В основе данной технологии лежит обмен различными видами социального капитала через последовательное использование комбинаций конкурсных, организационных и процедурных механизмов. Реализация технологии позиционирования СМИ в религиозной ситуации, основанной на принципах социального партнерства, позволяет достичь баланса в выполнении ими регулятивных функций и тем самым гармонично встроить их в систему государственно-конфессионального взаимодействия.

Теоретическая значимость полученных выводов состоит в том, что предложенный вариант позиционирования СМИ в религиозной ситуации позволяет теоретически осмыслить их деятельность в контексте взаимодействия государства, общества и религии, выявить факторы актуализации религиозной тематики в контексте запросов со стороны конфессий, власти и общества. Диссертационное исследование расширяет сферу оперирования термином «позиционирование» при анализе «мягких» методов управления, опирающихся на процессы самоорганизации. Помимо этого, результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы функционирования СМИ в регулировании общественных процессов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке курсов лекций по социологии управления, социологии религии, социологии массовой коммуникации, основам православной журналистики.

Предложения по оптимизации позиционирования СМИ в религиозной ситуации могут найти применение в деятельности государственных органов, религиозных объединений, средств массовой информации и других субъектов социального действия.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации легли в основу выступлений на следующих научных конференциях: «Государственное управление и местное

19 самоуправление в реформируемом обществе» (Белгород, апрель 2004 г.); «Векторы развития современной России» (Москва, апрель 2004 г.); «Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России» (Белгород, октябрь

  1. г.); «Социальная жизнь России: теории и практики» (Москва, февраль 2005г.); «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации» (Курск, ноябрь

  2. г.), «Сорокинские чтения» (Москва, декабрь 2005г.); XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, апрель 2006г.); «Социально-технологическая культура как феномен XXI в.» (Белгород, май 2006г.). Проблемы, рассматриваемые в настоящем исследовании, обсуждались на заседаниях Белгородского регионального отделения Российского объединения исследователей религии (2004-2006 гг.), в которых, наряду с исследователями, принимали участие представители государственной власти, журналисты и священнослужители.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.

Теоретические основы позиционирования сми в религиозной ситуации

В настоящее время существенно возрастает роль сознательного начала как активной движущей силы развития общества, в связи с чем актуализируется потребность во всестороннем изучении и совершенствовании механизмов социального управления.

Классическое понимание управления, сложившиеся в XIX в. в силу потребности в оптимальной организации капиталистического производства, сводилось к «укладыванию» реальных отношений в заданную структуру, что придавало управленческим отношениям односторонний характер (движение сверху вниз) и гипертрофировало роль субъекта управления. Так, согласно А. Файолю, «управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»1. В процессе дальнейшего развития общества в данной схеме, казавшейся идеальной, были обнаружены слабые места. Односторонняя направленность отношений порождала дисгармонию в управленческой системе, а чрезмерная роль субъекта делала ее уязвимой в случае сбоя в данном звене. Постклассическим вариантом управленческих отношений стало так называемое «мягкое» управление, состоящее в придании социальным процессам конкретной, точечной направленности2.

Несмотря на смену парадигм, осталось неизменным понимание определяющего признака управления, каковым является целенаправленный3, сознательный4 характер данного вида деятельности. Суммируя современные подходы к управлению, отметим, что целенаправленное воздействие может рассматриваться в континууме между двумя полярными вариантами: руководством и регулированием.

Регулирование в большей степени применяется в сложных социальных системах, когда «нельзя ни поставить четких целей, ни разработать надежных процедур реализации управленческого процесса, ни добиться точного достижения целей, даже если они и поставлены»1. Поскольку развитие общества идет в направлении усложнения структуры, в качестве сложных могут рассматриваться те системы, которые прежде таковыми не считались. По утверждению Н.С. Данакина, «руководство как непосредственное осуществление управленческого процесса уступает свою ведущую роль социальному регулированию и самоуправлению. А это, в свою очередь, требует более внимательного изучения и учета в управленческой практике специфики различных социальных систем и процессов, их внутренних механизмов, самоорганизации и саморегулирования»2.

Теоретической основой управления в форме регулирования является социосинергетический подход, в основе которого лежит опора на самоорганизацию . В данном случае субъект управления стремится не развивать управляемую систему во что бы то ни стало, а обеспечивать ее устойчивое долговременное функционирование. В самом деле, регулирование ограничивает признак целенаправленности критерием целесообразности. Обратим внимание и на то, что установка на самоорганизацию ни в коем случае не предполагает пассивность, самоустранение субъекта управления4. В процессе самоорганизации источником развития выступает не абстрактный идеал, а внутренний потенциал системы. Так, по утверждению К.Х. Делокарова, следует не навязывать системе свои законы извне, а возбуждать в ней скрытые возможности, чтобы стимулировать образование новых состояний и новых структур, отвечающих целям социального управления .

«Мягкое управление» подчеркивает отнюдь не слабость, но тонкость управленческого воздействия. В частности, такие две цели, как развитие и сохранение качественной специфики объекта в рамках директивного руководства, как правило, противопоставляются, тогда как регулирование, призванное выявить источник развития в самом специфичном объекте, ставит эти цели в причинно-следственную зависимость друг от друга. Исходя из этого, более ответственной и ресурсоемкой сферой деятельности становится анализ этой качественной специфики, осуществляемый, среди прочего, через выявление механизма обратной связи. В свою очередь, максимальное использование обратной связи не просто предполагает пассивный сбор данных об объекте, а превращает воздействие во взаимодействие2 для достижения обозначенных целей.

Конструирование управленческих технологий требует конкретизации разновидностей регулирования. В рамках настоящего исследования для описания регулятивного воздействия на религиозную ситуацию используется понятие позиционирование.

Первоначально термин «позиционирование» имел узкое применение в сфере техники; позднее стал активно использоваться в сфере маркетинга. Технология позиционирования в маркетинге была разработана американским экономистом Дж. Траутом, который в 1972 году совместно с напарником

Райсом опубликовал серию статей под общим заголовком «Эра позиционирования».

В научный оборот социальных наук термин «позиционирование субъекта» ввели представители современных структуралистических теорий1. Согласно данному подходу, характеристики анализируемого субъекта обусловлены его позициями в некоем структурированном социальном пространстве. Структурализм использует идею «позиционирования субъекта» по отношению к применяемым жизненным практикам, немалая роль в обусловленности которых принадлежит внутренним ценностным установкам субъекта. Кстати, политологическая трактовка позиционирования, сводящаяся к анализу процесса конструирования социальных позиций, основывается на теории социального поля П. Бурдье2.

Понятие позиционирования связано с определением координат объекта в пространстве. При этом акцент делается на том, что именно структурированное социальное пространство определяет характеристики объекта3. Управленческая трактовка понятия позиционирования подчеркивает, во-первых, целенаправленность данного процесса, т.е. сознательное приближение объекта к заданным координатам, а во-вторых, метафоричное понимание пространства, распространяемое на широкую область структур и отношений (в данном случае социальных).

На наш взгляд, позиционирование как содержание регулятивного воздействия предполагает отступление от принципа развития как самоцели.

Диагностика типа позиционирования сми в религиозной ситуации на региональном уровне

Позиционирование СМИ в религиозной ситуации требует предварительного проведения диагностических процедур, направленных на выявление специфики их функционирования в конкретном поле социального взаимодействия.

Социальная диагностика осуществляется в процессе анализа состояния социального явления, она фиксирует качественное определение социального объекта в конкретный период и предполагает изменение ранее существовавшего научного представления о данном объекте1. Важность своевременной и всесторонней диагностики анализируемых общественных отношений отмечается многими исследователями . Обеспечение научной ценности результатов диагностики достигается путем очерчивания границ применения диагностических процедур и валидизации результатов исследований.

Теоретической основой проводившейся в рамках нашего исследования диагностики типа позиционирования СМИ в религиозной ситуации является разработанная в первом разделе диссертации концепция. Сфера применения данной теоретической конструкции ограничивается четырьмя «точками приложения»:

1. Региональные СМИ. Воздействие общенациональных СМИ на религиозную ситуацию в регионе является независимым фактором, констатировать изменение которого возможно только с выходом на федеральный уровень. Анализ проблем функционирования общенациональных СМИ в плане их участия в религиозной ситуации в том или ином регионе мог бы стать предметом отдельного исследования. Все же мы не можем не учитывать данный фактор при проведении анализа региональной религиозной ситуации в целом.

2. Светские СМИ. Конфессиональные СМИ в силу их ориентированности на внутриконфессиональные проблемы, малочисленности и специфичности читательской аудитории оказывают слабое влияние «вовне» на религиозную ситуацию1. Кроме того, конфессиональные СМИ декларируют свое отношение к определенной конфессии, признанны данной конфессией и официально контролируются ею в той или иной форме.

3. СМИ смешанной формы собственности. Региональные общественные СМИ находятся в состоянии становления и пока оказать существенного влияния на общественно-политическую жизнь не могут. Следует отметить, что основная часть региональных СМИ светской направленности имеет в составе своих учредителей общественные, государственные и коммерческие структуры, следовательно, об их собственной субъектности в процессе регулирования религиозной ситуации можно говорить лишь условно. Тем не менее, фактор зависимости СМИ также не стоит абсолютизировать, поскольку контроль над ними не является тотальным, а официальные идеологемы - всеобъемлющими и однозначными.

4. Такие виды СМИ, как телевидение, радио, печатные издания, поскольку иные региональные каналы распространения массовой информации (кабельное телевидение, Интернет) в силу своей специфики и ограниченной распространенности в широкой общественной среде не имеют сколько-нибудь значительного влияния на религиозную ситуацию . При этом следует учитывать вклад каждого СМИ в освещение религиозной ситуации в регионе. Так, анкетный опрос показал, что 49,7% населения региона получают информацию о религии из СМИ, при этом из совокупного информационного потока светских СМИ - 88,3%, а из региональных светских СМИ - от 53,4%) (только белгородские телевидение и газеты) до 56,6% (с учетом радио - определение региональной принадлежности радиостанций вызывало у респондентов определенные трудности. См. рис.1 Приложения 3).

С целью повышения валидности результатов диагностики предусмотрено применение различных методов социологических исследований (см. Программу социологического исследования в Приложении 2).

Как следует из предложенного в первом разделе теоретического обоснования этапов анализа позиционирования СМИ, диагностику типа позиционирования масс-медиа в религиозной ситуации Белгородской области необходимо начинать с анализа структуры государственно-конфессиональных отношений.

Наше исследование подтверждает вывод о том, что относительно конфессиональной структуры Белгородская область является в сущности моноконфессиональным регионом.

По данным Управления Федеральной Регистрационной службы по Белгородской области, на 1 января 2006 года в Белгородской области зарегистрировано всего: 277 религиозных объединений, из них: 226 - Русская Православная Церковь Московского Патриархата; 3 - Российская Православная Церковь; 2 - Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат); 2 - Старообрядцы; 1 - Ортодоксальный Иудаизм (Иудейская организация); 17 - Евангельские Христиане-баптисты; 3 - Евангельские Христиане; 7 - Христиане Веры Евангельской - пятидесятники; 7 -Адвентисты седьмого дня; 1 - Новоапостольская Церковь; 2 - Методистская Церковь; 5 - Свидетели Иеговы; 1 - Молокане.

Социальное партнерство как технология позиционирования сми в религиозной ситуации

Позиционируя СМИ в религиозной ситуации, мы исходим из следующих положений:

основными субъектами регулирования религиозной ситуации в регионе являются государственные органы и доминирующая в регионе конфессия - Русская Православная Церковь Московского Патриархата;

государственно-конфессиональное взаимодействие в регионе строится на основе сотрудничества между государственными органами и РПЦ. Стремление обеих сторон к сотрудничеству и наличие общих целей регулирования религиозной ситуации способствует установлению стратегических партнерских связей;

существующее положение СМИ в религиозной ситуации характеризуется дисбалансом в выполнении основных регулятивных функций масс-медиа;

позиционирование СМИ в религиозной ситуации позволит им обрести субъектность и тем самым стать равноправным партнером в государственно-конфессиональном взаимодействии.

В настоящее время религиозная ситуация на региональном уровне является объектом повышенного внимания со стороны многих субъектов социального управления. СМИ также участвуют в данном процессе, однако проблема состоит в том, что их роль определяется стихийно, исходя из складывающегося баланса политических и коммерческих интересов. В соответствии с предлагаемой в нашей работе трактовкой понятия позиционирования, мы полагаем, что СМИ могут влиять на религиозную ситуацию только до определенного предела. Масс-медиа по определению не предназначены для того, чтобы быть главным субъектом регулирования религиозной ситуации, но в то лее время при определенных условиях они способны стать значимой силой, влияющей на управленческие решения.

Первым шагом в деле создания технологии позиционирования СМИ в религиозной ситуации является наложение выстроенной нами функциональной системы масс-медиа на классическую модель управления. Как отмечает СП. Лукницкий, СМИ способны участвовать в реализации всех функций управленческого цикла, встраиваясь в такие процессы, как выбор цели, прогнозирование, планирование, сбор, анализ, переработка информации, принятие и исполнение решения, оперативная организационно-массовая и идеологическая работа, контроль, оценка эффективности1.

Если отталкиваться от модели государственного регулирования религиозной ситуации, с этапом планирования можно соотнести функцию целеполагания, с этапом организации - координационную, с этапом мотивации - идеологическую и с этапом контроля - контрольную (см. схема 4 Приложения 1). В идеале СМИ должны быть включены, хотя и в различной степени, в каждое звено управленческого цикла.

Технология позиционирования СМИ в религиозной ситуации может быть выстроена посредством «нефункционального» анализа этапов и механизмов обеспечения участия медиа в государственно-конфессиональном взаимодействии в качестве равноправного партнера.

Функция целеполагания реализуется путем участия СМИ в формировании стратегических целей конфессиональной политики в регионе. В самом общем виде их можно свести к возрождению национальных культурных ценностей, утверждению основанной на традиции духовности как основы светских социальных отношений. Для моноконфессиональных регионов в качестве целевой установки может выступать формирование гражданского согласия на основе общих восходящих к религиозной традиции ценностей; для поликонфессиональных - утверждение принципов взаимоуважения и толерантности1. Необходимо учитывать далее, что целеполагание не ограничивается постановкой целей, а предполагает также их конкретизацию в задачах, выработку технологий и сценариев их достижения.

Анализ условий реализации функции целеполагания включает характеристику роли СМИ в данном процессе, а также характеристику соответствующих технологий социального партнерства.

Две основных роли СМИ сводятся к тому, чтобы быть генератором стратегических идей, а также проводником теорий, разработанных в недрах научно-образовательных учреждений.

Как следует из теоретических положений первого раздела диссертации, «двигателем» системы социального партнерства выступает осознанная заинтересованность участников взаимодействия друг в друге. Так, представители государственной власти должны осознать, что использование внешних источников теоретической, обобщенной информации, проводниками которой выступают СМИ, делает систему управления открытой и, следовательно, более устойчивой. В свою очередь, масс-медиа, содействуя органам власти в осуществлении управления на этапе между стадиями планирования и организации, могут продемонстрировать свою полезность, стать более авторитетными и в конечном счете - более независимыми.

Реализация средствами массовой информации функции целеполагания предполагает применение социальной технологии, включающей следующие этапы:

1. Идентификация проблемной ситуации. В данном случае целесообразно использовать конкурсные механизмы социального партнерства. Роль инициатора конкурса могут взять на себя государственная власть и научно-образовательные учреждения. В рамках конкурса предполагается представление СМИ работ, содержащих обобщение собственных публикаций за определенный период. В задачи экспертной комиссии будет входить оценка поднимавшихся в публикациях проблем по следующим критериям: степень актуальности; степень субъективности интерпретации проблемы; степень структурированности проблемы; масштаб поднимаемых проблем; продолжительность действия описываемых негативных факторов; характер ценностей, к которым апеллируют авторы публикаций, говоря о проблемах.

На основе данных критериев эксперты, оценивающие конкурсные работы, могут сделать вывод о глубине понимания отдельными СМИ проблематики религиозной ситуации, а также о степени объективности освещения проблем.

2. Формирование программных документов, содержащих целевые установки в отношении регулирования религиозной ситуации. Предполагается, что издания - победители указанного конкурса будут приглашены властными структурами участвовать в выработке приоритетных направлений региональной конфессиональной политики. Речь идет об использовании процедурных механизмов социального партнерства.

Похожие диссертации на Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации