Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Крылова Элла Валентиновна

Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России
<
Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылова Элла Валентиновна. Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 Москва, 2005 182 с. РГБ ОД, 61:05-22/359

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Этнические конфликты 18

1.1 Сущность и природа конфликтов на этнической почве 18

1.2 Причины межэтнических столкновений 35

1.3 Классификация этнических конфликтов 54

1.4 Динамика этнических конфликтов, их функции 62

Раздел 2. Диагностическое исследование межэтнических конфликтов: методологические и прикладные аспекты 69

2.1 Диагностика конфликтов: содержание, сущность, основные подходы 69

2.2 Социальная диагностика межэтнических отношений на примере Ивановской области 96

2.3 Национальная политика России - основополагающий фактор межэтнического мира в регионах 125

Раздел 3. Управление исходом межэтнических конфликтов 136

Заключение 158

Литература 169

Приложение

Введение к работе

В современном мире насчитывается около двухсот государств и от двух до пяти тысяч (в зависимости от методик подсчета) этносов. Маловероятно, что национальные конфликты когда-нибудь исчезнут из нашей жизни. Однако свести их количество к минимуму вполне реально.

Отличительной чертой второй половины двадцатого века стало национальное возрождение народов по всему миру. Разумеется, национальная принадлежность существовала на протяжении всей истории человечества, однако "этнический парадокс современности" уникален: значительное повышение роли этничности в общественной жизни происходит на фоне нарастающей интернациональности экономических и социально-политических процессов, глобализации человеческой деятельности. Само по себе национальное возрождение не является конфликтом, но обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая патриотизм от национализма очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет, зачастую незаметно, преодолеть эту грань и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда. Большинство государств, независимо от их конституционного оформления, являются полиэтничными и обладают высокой степенью централизации. Если этническое возрождение начинает активно декларировать национальную идею, важнейшим элементом которой является ориентация на создание национального государства, то выстраиваются почти идеальные условия для дестабилизации полиэтничных государств и возникновения конфликтов. Очаги острейших этнических конфликтов присутствуют во многих странах мира. К сожалению, Россия не исключение. Дезинтеграционные сепаратистские процессы в нашей стране охватили "нижние этажи" государственности, породили территориальные претензии, усугубили социально-экономические диспропорции между "русскими" и "национальными" субъектами Федерации, внесли неприятие и вражду в межнациональные отношения. Общественное

сознание России, в течение длительного времени, формировавшееся на идеологии интернационализма и дружбы народов, было потрясено развертыванием тяжелых, нередко кровопролитных, этнических конфликтов. '

На территории бывшего СССР произошло пугающее количество разнообразных конфликтов на национальной почве. В течение двух последних десятилетий было зафиксировано шесть региональных войн - вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия (карабахский, абхазский, таджикский, югоосетинский, приднепровский и чеченский конфликты); около двадцати кратковременных вооруженных противостояния, сопровождающихся жертвами среди мирного населения (ферганское, Бакинское и другие); более ста невооруженных конфликтов, имеющих признаки этнической или межконфессиональной конфронтации.2 По сей день, национальные противоречия остаются одним из наиболее значимых явлений общественной жизни в нашей стране. Попытки федеральной власти и органов местного самоуправления изменить ситуацию в лучшую сторону, отдельные законодательные и другие нормативные акты способствуют ослаблению этноконфликтной напряженности, но предотвратить все этнические разногласия не удается.3 Одна из причин этого - недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы в отечественном обществоведении. Наиболее слабыми звеньями в изучении национальных противоречий являются диагностика и управление разрешением национальных конфликтов, что и обусловило выбор диссертантом заявленной темы исследования.

Мукомоль В.Н. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ//Социологические исследования.- 1999.-N6.

2 Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве.-М: Наука, 1996.

3 Голенкова 3. Т. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества.- М.,2000.

Таким образом, актуальность темы исследования связана:

с усилением значимости национального фактора в современном мире, с

повышением потребности этносов в социокультурном и политическом самоопределении;

с обострением межнациональных отношений в России;

с недостаточной эффективностью национальной политики нашего государства, слабой действенностью используемых при этом регулятивных механизмов и технологий;

с необходимостью изучения и обобщения как отечественного, так и зарубежного опыта регулирования этнических конфликтов;

с потребностью в разработке и использовании эффективных технологий диагностики и разрешения национальных конфликтов.

Степень научной разработанности темы. Социальные, в том числе национальные, конфликты составляют наиболее заметные вехи мировой истории и, естественно, привлекали внимание мыслителей и ученых начиная с античного периода. О причинах и сущности столкновений между людьми, социальными группами и целыми народами размышляли Гераклит, Платон, Аристотель, Эпикур и другие крупнейшие философы древности. Эта проблематика получила развитие в средневековье и особенно в эпоху Просвещения. Ее затрагивали Гоббс, Руссо, Смит, Гегель, Маркс.1 Однако мыслителей данного периода интересовал, прежде всего, социально-классовый конфликт, современниками и нередко участниками, которого они были. Новый этап в изучении конфликтов наступает в 19-20 веках с развитием социологии. Немалый вклад в саму постановку проблемы и исследование межгрупповых конфликтов внесли сторонники социал-дарвинизма. В 20 веке сложилось направление в социологии, предметом которого являются социальные конфликты, то есть социология конфликта. Становление этого направления

1 Философия: Учебник для ВУЗов/Под ред. проф. В. H. Лавриненко, В. П. Ратникова.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

традиционно связывают с именем немецкого социолога Г. Зиммеля, который впервые ввел в научный оборот понятие "социология конфликта".

Со второй половины пятидесятых и, особенно в шестидесятые годы минувшего столетия предпринимаются попытки разработки общей теории конфликта. Существенным отличием новой теории от предшествующих было представление о конфликте не как о социальной дисфункции, нежелательном состоянии, а как об одной из основ социального бытия, имеющей не только отрицательные, но и положительные функции. Основополагающими в этом направлении традиционно считаются работы К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, М. Дойча, Л. Козера, Д. Локвуда.1 Развивается новая комплексная научная дисциплина - конфликтология, изучающая, в частности, и национальные конфликты. Однако главный интерес для теоретиков общей конфликтологии представляли конфликты, коренящиеся в экономической и политической сферах.

Превращение этнического конфликта в самостоятельный предмет научного анализа происходит в 1960-1970-е годы. Публикуются исследования Г. Кона, Д. Кэмпбелла, М. Бентона и др. В этих работах национальный конфликт является если не единственным объектом изучения, то, по крайней мере, занимает в них одно из главных мест. Особенно обильными в этот период были публикации о конкретных столкновениях на национальной почве по всему миру. Данный промежуток времени можно рассматривать как этап накопления и первичного анализа эмпирического материала этноконфликтологии.

В восьмидесятые годы в западной обществоведческой науке предпринимаются попытки выйти на крупный теоретико-методологический уровень анализа проблемы. Издается несколько работ английского исследователя А.Д. Смита, имеющих широкий контекст рассмотрения

1 Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Социологические исследования. -1994.- N5; Coser L.
The functions of social conflict. -N.-V., 1956; Boulding K. The meaning of the twentieth century. The great transition.-
N.-V., 1965.

2 Banton M. Race relations.-New York, 1967.

межнациональных противоречий.1 Большую известность приобретают: труд Э. Геллнера "Нации и национализм".2 Значительную роль в осмыслении этнических конфликтов сыграла публикация объемного труда американского ученого Д. Хоровица "Конфликт этнических групп".3

В последнее десятилетие двадцатого века ведущим предметом исследования зарубежной этноконфликтологии стало урегулирование и разрешение межэтнических конфликтов. К сожалению, большинство авторов (Е. Азар, Дж. Бертон, М. Росс, Дж. Толанд,) выход из национального конфликта рассматривают как частный случай исхода социальных конфликтов, при этом нюансы завершения национальных столкновений по-прежнему малоизученны.

Итак, несмотря на обилие зарубежной научной литературы по этноконфликтологии, мировоззренческие и социологические аспекты этнических противоречий исследованы недостаточно.

Работы отечественных ученых по исследуемой проблеме достаточно разнообразны. Наиболее содержательный эмпирический материал об этносе и этничности содержится в трудах историков и этнографов советского периода. Одним из основоположников советской этнологии является С. М. Широкогоров, который рассматривал этнос в рамках эволюционно-исторического направления.

Наибольшее распространение получили представления об этносе, сформулированные Ю. В. Бромлеем, который утверждал, что этносы носят характер социальных, а не биологических сообществ, поскольку этнические связи рассматриваются, как сущностно зависимые от исторических изменений.

1 Swith A. D. The ethnic origins of Nations.-Oxford, etc.: Oxford University press, 1986.

2 Геллнер Э. Нации и национализм. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1991.

1 Horowitz D. L. Ethnic groups in conflict-Berkley, etc.: University of California press, 1985.

4 Azar E. The management of protracted social conflict: theory and cases.-Brookfield, 1990; Burton J. Conflict:
resolution and prevention.-New York : St. Martin's press, 1990.

5 Широкогоров С. M. Место этнографии среди наук и классификации этносов. Владивосток, 1922.

6 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса.-М.: Наука, 1983.

Отдельно следует выделить работы известных советских ученых Б.Ф. Поршнева и Л.Н. Гумилева, придерживающихся примордиалистских концепций, ищущих объективную основу существования этноса в природных феноменах. Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как биофизическую реальность, всегда облаченную в ту или иную социальную оболочку и обладающую определенной "энергией". Для определения этноса Гумилев считал необходимым использование системного подхода. '

Известный советский этнограф Н. Н. Чебоксарев и этносоциолог С. А. Арутюнов явились создателями информационной концепции этноса. Ими предложено описание механизма существования всех этнических общностей на основе связей, которые могут быть описаны в рамках понятия информации.

Вопросы теории этноса, нации и межнациональных отношений разрабатывались также в трудах А.Г. Агаева, Ю.В. Арутюняна, Т.Ю. Бурмистровой, М.Н. Губогло, Л. М. Дробижевой, С. Т.Калтахчана, М. И. Куличенко).3 Указанные авторы пытались, в рамках доминирующей тогда марксистской парадигмы, выявить и проанализировать этнические противоречия в СССР.

Необходимо признать, что последнее десятилетие

этноконфликтологическое направление научного знания в нашей стране энергично развивается. Тема межнациональных конфликтов стала активно освещаться средствами массовой информации. Регулярно проводятся "круглы столы", симпозиумы, конференции, посвященные проблемам межэтнических

1 Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы.-М., 1993; Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья
и недруги Великой степи.-М.: Экопрос, 1994; Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического
самосознания.-М.: Наука, 1973.

2 Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.-М., 1989; Чебоксарев Н. Н., Чебоксарева И.
А. Народы. Расы. Культуры.-М., 1985.

1 Агаев А. Г. Судьба народностей.-М.: Политиздат, 1978; Арутюнян Ю. В. , Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни народов СССР.-М.: Мысль, 1987; Бурмистрова Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР.-М.: Мысль, 1986; Вопросы совершенствования национальных вопросов в СССР. Материалы научно-практической конференции/Под редакцией Губогло М. Н. И др.-Ташкент: Фан, 1987; Калтахчан С. Т. Вступительная статья .-В кн.: Козинг А. Нация в истории и современности.-М., 1978; Куличенко М. И. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М.: Наука, 1977.

разногласий. Актуальная научная дисциплина - конфликтология постепенно занимает соответствующее место в структуре отечественной науки и высшего образования.

Теоретические и эмпирические основы конфликтологии представлены в фундаментальных исследованиях А. В. Дмитриева, А.Г. Здравомыслова, В.А. Тишкова).1 Этносоциологические исследования представлены, прежде всего, публикациями Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусоколова, М.О. Мнацаканяна, З.В. Сикевич. Достаточно обширна литература, в которой раскрываются природа и многообразие этнических процессов в современном мире (работы Н.А. Алексахиной, С.А.Романенко,0. Бондаренко, Н. Г. Скворцов и др.).

Представляют интерес исследования, посвященные отдельным аспектам межэтнических отношений:

цивилизационный (Я.Г. Шемякин);4

культурно-исторический (B.C. Полянский, З.В. Сикевич);5

демографический (Ж.Т. Тощенко, Е. С. Красинец, А. Г. Осипов);6

экономический (Р.И. Ирназаров, В.В. Степанов);7

'Дмитриев А. В. Конфликтология: Учеб. Пособие.- М: Гардарики, 2002.-320с; Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян//Социологические исследования.-1996.-N 12; Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте.-М., 2001.

2 Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология.-М: Аспект-Пресс, 1999; Мнацаканян М.
О. Нации, "нациестроительство" и национально-этнические процессы в мире//Социологические исследования.-
1999.-N5; Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений.-М., 1999.

3 Алексахина Н. А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России//Социологические
исследования.-! 998.-N2; Романенко С. А. Типология процессов национального
самоопределения//Общественные науки и современность.-1999.-N2; Бондаренко О. Философия выживания
этноса: в 3-х кн..- Бишкек: Илим, 1998-1999; Скворцов Н. Г. Этничность в процессе социальных
изменений//Социально-политический журнал.-1996.-N 1.

4 Шемякин Я. Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс//Общественные науки и современность.-
I994.-N4.

5 Полянский В. С. Историческая память в этническом самосознании народов//Социологические исследования.-
I999.-N3; Сикевич 3. В. "Образ" прошлого и настоящего в символическом сознании россиян//Социологичесике
исследования.-1999.-N 1.

6 Тощенко Ж. Т. Русские беженцы: трагедия или издержки имперского сознания?//Социологические
исследования.-1998.-N9; Красинец Е. С. Нелегальная миграция В России.-М., 2000; Осипов А. Г. Идеология
миграционной политики.-М., 2002.

7 Ирназаров Р. И. О связи экономических и межнациональных отношений//Социологические исследования.-
I997.-N8; Степанов В. В. Особенности экономики этнопроблемных регионов//Социологические исследования.-
2000.-N2.

политический (Е.Н. Селезнева, С. М. Воробьев);1

государственно-правовой (Р. Г. Абдулатипов, М.В. Дьячков);

социокультурный (М. Ю. Мартынова, Т.В. Кузнецова);3

социоэкологический (П.К. Гречко, В. М. Димов, Р.Г. Яновский);4

социально-статусный (Ю.В. Арутюнян).5

Анализу состояния и тенденций изменения межнациональных отношений в современной России посвящены работы Л. М. Дробижевой, Г. Р. Хамзиной, В. И. Степаненко, Е. И. Степанова, В. Ф. Пряхина, С. М. Лукашевского , Л. А. Стешенко.6

Нарастает количество публикаций, в которых анализируется и оценивается этническая ситуация в отдельных республиках и районах Российской Федерации (труды С. В. Рязанцева, И. Лоткина, И. В Нама, Г. Ф.

Балакина,Г.Г.Вормсбехер).

Селезнева Е. Н. "Имперообразующая" идея в российской истории как политический миф//Современные гуманитарные знания.-1999.-N4; Воробьев С. М. Этнополитические процессы на Северном Кавказе.-Ставрополь.: Изд-во СГУ, 2002.

2 Абдулатипов Р. Г. Авторитет разума: О философии разумной практики.-М.: Славянский диалог, 1999; его же.
Национальный вопрос и государственное устройство России.-М.: Славянский диалог, 2000; его же. Основы
национальных и федеративных отношений.-М.: Славянский диалог, 2001; Дьячков М. В. О национально-
территориальной, национально-государственной, национально-культурной автономии//Социологические
исследования.-1993.-N11; Айламазьян В. Б. Правовые механизмы противодействия дискриминации разжиганию
этнической вражды в России//Российский бюллетень по правам человека.-2003.-Выпуск 17.

3 Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог.-М.: РУДН, 2003; Кузнецова Т. В. Россия в мировом культурно-
историческом аспекте: парадигма народности.-М.,1999.

4 Гречко П. К. К вопросу о понятии "национальная безопасность'7/Социально-политический журнал.-1998.-N3;
Димов В. М. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности/УСовременные гуманитарные знания.-
2000.-N1; Яновский Р. Г. Глобальные изменения социальной безопасности.-М.: Академия, 1999

5 Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветских нацийУ/Социологические
исследования.-! 998.-N4.

6 Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности / Под редакцией
Л.М.Дробижевой . -М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000; Хамзина Г. Р. Ценностная мотивация этнического
конфликта.-Казань.: Карпол, 1999; Степаненко В. И. Этническая конфликтология.-М.:РГОТУПС, 2003;
Степанов Е. И. Этническая и региональная конфликтология.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002; Пряхин В. Ф.
Региональные конфликты на постсоветском пространстве.-М.: ГНОМ и Д, 2002; Лукашевский С. М.
Национальная ксенофобия и нетерпимость в современной России.-М.: Московская Хельсинская группа, 2002;
Стешенко Л. А. Многонациональная Россия.-М.: НОРМА:ИНФРА-М., 2002; Конфликты в современной России
(проблемы анализа и регулирования) / Под редакцией Е. И. Степанова.-М.: Эдиториал УРСС, 2000.

7 Рязанцев С. В. Ставропольский край: модель этнологического мониторинга.-М.: Ин-т этнологии и
антропологии РАН, 2001; Лоткин И А. Омская область: модель этнологического мониторинга.-М: Ин-т
этнологии и антропологии РАН, 1998; Нам И. В. Томская область: модель этнологического мониторинга.-М.:
Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2001; Балакина Г. Ф., Анайбан 3. В. Современная Тува: социокультурные
и этнические процессы.-Новосибирск: Наука, 1995; Вормсбехер Г. Г. Российские немцы: у последней
черты?//Общественные науки и современность.-1999.-N2.

Непосредственно проблемам формирования наций и национальных отношений соответствующего федеративного устройства России посвящены работы В. Иванова, В. Тишкова, В. Тадевосяна, А. Г. Здравомыслова.1 В этих работах высказываются, порой, прямо противоположные взгляды на развитие наций в России. Так, если в работах В. Иванова делается попытка объективного и беспристрастного анализа реального положения дел, причем, практически отсутствуют оценки и высказываются весьма осторожные прогнозы, то в работах В.Тишкова прослеживается четкая политизированность этнической проблематики.

В последнее десятилетие появились исследования по вопросам урегулирования и разрешения социальных, в том числе этнических, конфликтов (Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, М. Дойч, В.Н. Лысенко., А. В. Дмитриев и др.). Существенный вклад в анализ межэтнических конфликтов внесли научные труды, посвященные проблемам управления в сфере межнациональных отношений (С. И. Замогильный, О. И. Аршба).3

Общая оценка степени научной разработанности темы диссертации позволяет сделать следующее обобщение. На сегодняшний день существует большое количество научных источников, затрагивающих проблему межнациональных конфликтов. Достаточно обширна литература, рассматривающая отдельные этнические конфликты, их источники и последствия. Значительно меньше теоретических исследований, дающих систематизированное представление по вопросам предупреждения и

1 Иванов В. Н. И др Этнополитическая ситуация в регионах российской федерации//Социологические
исследования.-1999.-N6; Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России.-М.,1997;
Здравомыслов А. Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве.-М.: Аспект Пресс, 1996; его же.
Социология российского кризиса.-М.: Наука, 1999; Тадевосян Э. В. Этнонация: миф или социальная
реальность//Социологические исследования.-1998.-N6.

2 Данакин Н. С, Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технологии их предупреждения.-Белгород:
Центр социальных технологий, 1996; Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные
процессы//Социально-политичесикй журнал.-1997.-NI; Лысенко В. H. Региональные конфликты в странах СНГ:
опыт урегулирования//ПОЛИС: Политические исследования.-I998.-N2; Степанова Е. Интернационализация
локально-региональных конфликтов//Международная жизнь.-2000.->Л 1; Дмитриев А. В. Этнические
конфликты: теория и практика.-М., 1998.

1 Замогильный С. И. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений: предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов.- Саратов: Изд-во Поволжская академия гос. службы, 1998; Аршба О. И. Современные концепции управления этнополитическим конфликтом/УВестник Моск. 1.

разрешения национальных конфликтов. Скуден материал по диагностике межэтнических противоречий.

Таким образом, становится все более очевидным противоречие между
общественной потребностью в предотвращении межнациональных

конфликтов в России, с одной стороны, и недостатком действенных технологий, разработанных на основе современных научных представлений и с учетом имеющегося позитивного отечественного и зарубежного опыта, с другой стороны. С этим противоречием связана основная проблема диссертационного исследования — проблема необходимости повышения эффективности диагностики и управления разрешением межнациональных конфликтов в нашей стране.

Объектом диссертационного исследования выступают этнические конфликты в России, предметом - социальная диагностика и управление разрешением межэтнических конфликтов.

Цель работы - разработка нового концептуального подхода эффективного управления межэтническими конфликтами в России посредством их своевременной диагностики и разрешения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

- анализ и совершенствование категориального и понятийного аппарата;
определение сущности и специфики феномена этнического конфликта;

- понимание сущности социальной диагностики межэтнического
конфликта;

- комплексный анализ содержания и основных подходов диагностики
этнических конфликтов; обоснование показателей конфликтности;

- диагностика межэтнических отношений на примере конкретного
региона;

- разработка теоретических основ управления этническим конфликтом.

Основная гипотеза диссертационного исследования включает два взаимосвязанных предположения о состоянии и возможности управления этническими конфликтами в России:

во-первых, используемые до настоящего времени меры по предупреждению и диагностике межэтнических конфликтов недостаточно эффективны из-за слабого методического и технологического обеспечения их применения, недостаточной компетенции субъектов управления в вопросах социального предвидения;

во-вторых, существует принципиальная возможность повышения эффективности управления процессом разрешения межэтнических конфликтов посредством учета позитивного отечественного и зарубежного опыта конфликтного менеджмента, разработки и внедрения технологий упреждающего и корректирующего управления.

Теоретические основы исследования. Обоснованные в диссертации положения опираются, прежде всего, на фундаментальные труды классиков конфликтологии Г. Зиммеля, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и Л. Козера. Диссертационное исследование основано также на теоретических положениях:

- современной социологии конфликта (труды В. Н. Андреева, А. В.
Дмитриева, А. Г. Здравомыслова);

современных концепций этноса и этничности (труды Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, М. О. Мнацаканяна, Э. В. Тадевосяна);

теоретических основ этносоциологии (труды Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, 3. В. Сикевич, А. А. Сусоколова);

теории межэтнического конфликта (труды В. А. Авксентьева, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, В. А. Тишкова);

технологий управления разрешением этнических конфликтов (труды Н. С. Данакина, М. Дойча, Л. Я. Дятченко, М. М. Лебедевой);

- теоретических основах социологии безопасности (труды А. В.
Возженикова, А. А. Прохожева, Р. Г. Яновского).

Методы исследования. В диссертации были использованы взаимодополняющие теоретические и эмпирические методы. Теоретическое исследование проблемы осуществлялось посредством системного, структурно-функционального и сравнительно-исторического методов. В процессе эмпирического исследования использованы: анкетный опрос, нестандартизированное интервью, содержательный и контент-анализ документов, эмпирическое обобщение, в том числе корреляционно-регрессионный анализ. Выбор объектов эмпирического анализа осуществлялся при соблюдении правил, обеспечивающих его репрезентативность, достоверность полученных результатов.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическими источниками диссертационной работы являются:

нормативно-правовые документы и справочно-информационные материалы, относящиеся к проблеме межэтнических противоречий в России;

данные, полученные в ходе социологического исследования межэтнических отношений в Ивановской области, проведенного диссертантом.

Изучение межэтнических отношенийв Ивановской области самостоятельное иследование, проведенное в доступных дисертанту масштабах, позволяющих сделать определенные выводы по рассматриваемому вопросу. Данное исследование носит промежуточный, поисковый характер и является региональным "срезом" этнической ситуации в области. Поэтому проблема статистической репрезентативности выборки оказалась второстепенной, по сравнению с необходимостью обеспечить качественное представительство респондентов, то есть применялась территориальная, вероятностная модель выборки. Сбор информации осуществлялся путем анкетирования, с опорой на мнения экспертов и данные средств массовой информации. Отбор респондентов происходил по методу "снежного кома" и методу случайного отбора по косвенным признакам. Объем выборки для анкетирования составил 300 человек (от 18 до 65 лет). В исследовании приняли

участие жители Ивановской области различной национальности: русские, армяне, азербайджанцы, татары, афганцы, пакистанцы, курды. Распределение по национальностям не случайно. Русские представляют коренное население области, татары - самую многочисленную диаспору, армяне и азербайджанцы являются уроженцами ближнего зарубежья, афганцы и пакистанцы - дальнего зарубежья, курды представляют народ, не имеющий собственного государства. Научная новизна работы заключается в следующем. На основе системного, комплексного методов научного познания разработан новый концептуальный подход, определяющий необходимость диагностики противоречий, возникающих на этнической почве, в целях повышения эффективности управления межнациональными конфликтами. Это позволило выйти на новые теоретико-методологические и практические позиции в осмыслении социальных функций государственных и общественных институтов в процессе выявления и разрешения межнациональных конфликтов. В частности:

осуществлен комплексный анализ содержания социальной диагностики, применительно к межэтническим конфликтам; предложены основные этапы его диагностического исследования;

обоснована необходимость рассмотрения динамики межнационального противоречия; смоделирована динамика конфликта между этническими диаспорами;

- предложен общий вариант алгоритма социальной диагностики
межэтнического конфликта, разработаны эмпирические показатели его
конфликтности.

обобщены теоретико-методологические основы управления разрешением конфликтами, возникающих на этнической почве.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Межэтнические конфликты в России не представляют собой исключительного явления, однако обладают определенной спецификой, обусловленной как особенностями современного этапа, переживаемого страной, так и особенностями геополитического положения России в меняющемся территориальном устройстве мира. Для сохранения благополучия и целостности российского государства необходима эффективная, научно-обоснованная национальная политика. Неотъемлемым звеном в разработке продуктивной модели региональной политики по предупреждению и урегулированию конфликтов, является анализ межэтнических отношений в регионах.

  2. Исходной точкой предотвращения межэтнических конфликтов в России, служит диагностика межэтнической напряженности как в регионах, так и в стране в целом. Ранняя диагностика межэтнических противоречий включает: наблюдение, оценку и прогноз процесса усиления неудовлетворенности этнических групп различными сторонами своей жизнедеятельности. Решающее значение для. своевременного диагностирования межэтнических конфликтов имеет оценка латентной стадии данного явления. Диагностика межэтнического конфликта является максимально эффективной, если она содержит не только перечисление элементов и причин явления, но и динамику этнического конфликта, то есть проведение диагностического анализа различных его этапов, в целях выявления особенностей и фиксации характеристик, позволяющих определить изменения в развитии конфликта.

3. Полное разрешение конфликтов на этнической почве, в подавляющем
количестве случаев, невыполнимая задача. В современном обществе
приоритетным способом выхода из этнического конфликта является его
урегулирование, нацеленное на ограничение открытого конфликта,
недопущение его расширения.

Научная и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что разработанный инструментарий диссертационного исследования может быть использован в процессе проектирования и осуществления подобных или смежных исследований по диагностике и управлению конфликтами между этническими группами.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы также при разработке и применении конкретных технологий диагностики этнических конфликтов, их предупреждения и разрешения.

Материалы диссертационной работы могут оказаться полезными при разработке учебных курсов "Социология управления", "Теория социального управления", "Конфликтология", "Социология конфликта", "Конфликтный менеджмент"; при подготовке специалистов по диагностике и регулированию этнических конфликтов, повышении их квалификации.

Апробация теоретических положений и результатов диссертации.

Полученные результаты диссертационной работы прошли апробацию и использовались автором при подготовке выступления на тему: "Национальная безопасность России" на заседании "круглого стола", посвященного проблемам межнациональных конфликтов в современном мире. (Москва, Исламский культурный Центр, февраль 2004 года). Основное содержание диссертации нашло отражение в публикациях автора.

Сущность и природа конфликтов на этнической почве

Минувшее столетие является временем небывалых социальных потрясений: две мировые войны, десятки кровопролитных региональных конфликтов, распад мировых империй, неоднократная перекройка политической карты мира, социальные революции. Среди этого многообразия событий четко прослеживается обострение межэтнических конфликтов, их превращение в ведущий фактор исторического процесса на современном этапе.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению этнического конфликта, определим понятия "этнос", "нация", "конфликт" и "этнический конфликт", "национальный конфликт", "национальная напряженность", "конфликтная ситуация".

Термин "этнос" восходит от греческого "ethnos", что означает "стая", "рой", в других интерпретациях - "племя", "народ", "люди". Этнос -исторически сложившаяся этническая общность - племя, народ, нация. Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их .территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.1 В другой интерпретации, нация — исторически складывающаяся на основе капиталистического или социалистического способов производства устойчивая общность людей, связанная общностью языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры и форм быта.

Среди наиболее весомых и влиятельных доктрин в отношении исследования этноса, Н.Г. Скворцов выделяет: неомарксизм и теории ресурсной конкуренции в качестве концепций "объективной" социологии, а также символический интеракционизм и теории "рационального выбора" в качестве "субъективной" социологии.1

Основная особенность неомарксизма, связанного с именами О. Кокса, М. Райха, заключается в признании этнического и расового конфликта формой выражения более глубокого - классового - конфликта, а также подчеркивании обусловленности характера и динамики этнических, расовых отношений совокупностью экономических факторов.

Смысл теорий ресурсной конкуренции заложен в утверждении, что этничность необходимо анализировать, прежде всего, исходя из существующей системы межгрупповых границ, чья устойчивость во многом определяется степенью, которую достигает межэтническая конкуренция. Иначе говоря, этническое самоопределение актуализируется и приобретает жизненную полноту в условиях конкуренции из-за ресурсов - экономических, политических и других. Так в идеологии и практике национальных движений, охвативших территории бывших республик распавшегося Союза, объединились лозунги этнического возрождения с политической борьбой национальных элит за власть.

Характерная черта символического интеракционизма - акцент на изучение коммуникации, которая преобразует групповой опыт в субъективный мир значений и ценностей. Эти значения и ценности становятся, в свою очередь, основой коллективных акций. Согласно Г Блумеру и Т. Дастеру -представителям данной школы - этнические отношения понимаются как форма социальных связей индивидов в процессе их взаимного "коллективного определения", то есть толкования разнообразных ситуаций совместного действия.1

Теории рационального выбора основаны на предположении, что этнические отношения связаны с теми или иными рациональными предпочтениями. Например, дискриминация существует, пока она выгодна, то есть приносит дискриминирующей стороне определенную "прибыль", имеющую материальную или иную форму выражения.2

Анализ различных теорий этничности позволяет сделать вывод о том, что все они имеют право на существование, ибо каждая из них раскрывает определенные стороны этого сложного социального феномена. Так, неомарксизм отражает объективные предпосылки этнических отношений; теории ресурсной конкуренции - условия и факторы их актуализации и появления межэтнической напряженности; символический интеракционизм -субъективную интерпретацию этих отношений; теории рационального выбора -мотивацию поведения индивидов в пространстве межнациональных отношений.

Л. Н. Гумилев и К. П. Иванов в своей статье "Этнические процессы: два подхода к изучению" отмечают, что к началу 90-х годов сложилось два подхода к исследованию феномена этноса и этнических отношений. Первый состоит в том, что этнос явление социальное, подчиненное законам развития общества и потому не имеющее собственных закономерностей. Второй заключается в том, что этнос - "система". Под системностью понимается некая однородность, идентичность всех элементов этноса, которая может быть обнаружена только в самосознании.3 К сторонникам первого из названных подходов авторы относят самих себя. Второй подход персонифицируется ими в лице академика Ю. В. Бромлея. Нельзя не согласиться с Л. М. Гумилевым в том, что основное при традиционном взгляде на систему - обнаруженные одинаковости людей, в то время как главным должно быть "установление динамических связей между различными людьми. Простейшая система - семья состоит из мужчины и женщины и держится на их несходстве. Усложненная система этнос или суперэтнос также держится не на сходстве входящих в него людей, но на устойчивости характера и направления ... связей". "Нет ни одного реального признака для определения этноса, - продолжает Л. Н. Гумилев, -применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда - нет. Вынести за скобку мы можем только одно признание каждой особью "мы такие-то, а все прочие другие". Исходя из того, что различия между коллективами одного биологического вида вызваны, прежде всего, различными формами адаптации человека к тем или иным участкам биосферы, т.е. к ландшавту, Л. Н. Гумилев определяет этнос как форму адаптации вида Homo Sapiens в биоценозе своего ландшафта, причем не столько в структурке, сколько в поведении. Согласно обоснованной им теории этногенеза, из этносов образуются суперэтносы, что происходит вследствие пассионарного толчка в регионе и общности исторической судьбы. Поскольку каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта, то суперэтносы обычно существуют в границах определенных этноландшафтных зон. "Так, северная граница Римского мира не пересекала распространения виноградной лозы, а с юга была ограничена степными и полустепными ландшафтами Аравии и Африки. Мусульманский Восток или Левант, как суперэтнос не расширился далеко за границы адаптации финиковой пальмы, возделываемой в оазисах и почти совпадал с зоной полупустынь, где сложился замечательный симбиоз человека и верблюда".1

Причины межэтнических столкновений

Чрезвычайно важным для понимания сущности любого феномена является уяснение причин его возникновения. В философском аспекте истоки всякого конфликта кроются в углублении и неурегулированности социальных противоречий. Конфликтологи и социологи обычно пользуются более узкими представлениями о причинах национальных столкновений, с учетом той конкретной области, которую они исследуют. Авторы учебного пособия "Этносоциология" Ю. В. Арутюнян и Л. М. Дробижева предложили модель социально-структурных изменений, как основу противоречий, приводящих к конфликтам. Данная модель акцентирует внимание на том, что определенном историческом отрезке времени происходят изменения в потенциале этнических групп, претендующих на привилегированные, престижные места, в том числе во власти.1 Если говорить о мировой социологии, то этот подход близок к объяснительной концепции конфликтов Т. Парсонса в рамках структурно-функциональной модели.

Интересна точка зрения А. Г. Здравомыслова, изложенная в работе "Социология конфликта". Главной причиной возникновения конфликтных ситуаций ученый считает стремление социальных групп, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества.3

А. М. Юсуповский выступает против упрощенного диагноза этнических проблем, паразитирующего на объяснении какого-либо одного момента. К таковым он относит, в частности, "вульгарно-материалистическое" сведение проблем к вопросам экономики, когда неразвитость экономической структуры, либо дефицит товаров проецировались на межнациональные отношения. Искажениями реальной картины являются также односторонние концепции "религиозного фактора" и "атеистического интернационализма".

Все эти факторы, по мнению ученого, могут выступать как сопутствующие конфликту, производные от него, вторичные, но не являются первопричиной. В то же время есть такая сфера общественной жизни, в которой фокусируется взаимодействие различных факторов. Такой сферой выступает политика. "Практически все разнородные национальные движения политизируются, вовлекаются в политический процесс, в борьбу за власть. Именно политика является основным средством создания механизмов разрешения объективно возникающих противоречий в национальных отношениях всех уровней. Именно политические вопросы стали центральными вопросами, от ответа на которые зависит разрешение всех национальных проблем ". Одним из первых среди отечественных специалистов о феномене власти в этнических конфликтах заговорил А. В. Тишков. "Именно вопрос о власти, о гедонистических стремлениях элитных элементов в обществе к ее обладанию, о ее связи с материальным вознаграждением в форме обеспечения доступа к ресурсам и привилегиям является ключевым для понимания причин роста этнического национализма и конфликтов ", - писал он девять лет назад . Однако данный подход не лишен определенной слабости: он не позволяет объяснить массовой мобилизации, интенсивности чувств, группового стремления к реализации целей.

Сравнивать и сопоставлять различные концепции причин этнических конфликтов вряд ли научно продуктивно, так как сами концепции чаще всего являются разноуровневыми решениями проблемы. Тем не менее, анализируя теоретические источники и данные прикладных социологических исследований возможно выделить несколько групп причин этнических конфликтов.

Исторические причины, по сей день, влияют на возникновение и эскалацию современных конфликтов. К ним относятся несправедливости административно-политической иерархии народов; произвольная перекройка границ национальных образований; депортации народов.

Экономические предпосылки - межнациональные конфликты возникают в связи с существенными различиями между республиками и регионами России в уровнях социально-экономического развития. Если достаточно высоким народнохозяйственным потенциалом обладают Татарстан и Башкортостан, то на низком уровне экономического развития и "качества жизни" находятся другие регионы (например, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марийская республика).1 Различия в уровнях и темпах экономического развития национальных республик и регионов дают основание для негативных оценок состояния межнациональных отношений, стимулируют рост конфликтности. Сравнительно более "продвинутые" национальные республики чувствуют себя ущемленными в отношении социальной справедливости, менее "продвинутые" - в отношении социального равенства. Фактическое равенство народов, декларируемое официальной пропагандой, не выдержало проверки фактами реальной действительности. Неспособность центральных властей улучшить жизненный уровень местного населения ведет к стремлению каждой нации решать стоящие перед ней проблемы, рассчитывая на собственные возможности. Сами по себе различия в уровне социально-экономического развития этнических территорий, на наш взгляд, не приводят к конфликтам. Такие различия - обычное явление для многонациональных государств. Они приобретают конфликтный характер при наличии еще трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворительных социальных сравнений, не оправдавшихся ожиданий и синдрома чужой вины.

Диагностика конфликтов: содержание, сущность, основные подходы

Все конфликтологические концепции рассматривают конфликты, в том числе этнические, как динамические явления и уделяют значительное внимание изучению этой динамики. Такой интерес к изучению этапов межнациональных противоречий вполне понятен: понимание динамики конфликта дает конфликтологу дополнительные прогностические инструменты в исследовании конкретных конфликтов.

По мнению В.А. Михайлова: "межэтнический конфликт - независимо от места и времени - имеет одну и ту же природу, демонстрирует один и тот же механизм и проходит несколько этапов ". Этап этнического конфликта - это его качественное изменение во времени. Наибольшее практическое значение представляет рассмотрение динамики актуализированных этапов этнических конфликтов. Ведь основной задачей этноконфликтологии в современных условиях является поиск выхода именно из этого этапа столкновения, возвращение конфликта в устойчивое латентное состояние.

В самом общем масштабе рассмотрения динамики актуализированных этнических конфликтов можно выделить три этапа: 1. Переход конфликта из латентной фазы в открытую или из предконфликтной ситуации в конфликтную, если конфликт развертывается впервые. 2. Открытый этап конфликта. 3. Возвращение в латентное состояние. Ни один этнический спор не может находиться в открытой фазе бесконечно долго. В пределах первого из этих общих этапов можно выделить более конкретные и менее продолжительные фазы.

Переход этнического противоречия из латентного в актуализированное состояние начинается с первой фазы этого процесса - оглашения неудовлетворенности одной из сторон своим положением и намерения его изменить. На социологическом уровне анализа в данный период отмечается заметный рост социальной напряженности в межнациональных отношениях. Как правило, в этот момент неудовлетворенная сторона еще не обладает достаточной силой для изменения своего положения, а действия другой или других сторон могут иметь двоякий характер:

? либо подавление намерений неудовлетворенной стороны и временное возвращение конфликта в латентное состояние;

? либо отказ от признания самого факта существования предмета конфликта, его игнорирование. Эта фаза конфликта между федеральными органами власти России и Чечней продолжалась примерно в течение года, с лета 1990 года до осени 1991 года.

В первом случае подавление намерений недовольной стороны является предпосылкой для насильственного взрыва конфликта, когда неудовлетворенная сторона сможет консолидироваться для открытых действий или противоположная сторона утратит возможность дальнейшего подавления. Именно такая ситуация сложилась в бывшем СССР во второй половине 1980-х годов, когда при ослаблении репрессивного аппарата советской системы, один за другим стали актуализироваться многочисленные этнические конфликты. Сторона, отказывающаяся признать наличие проблемы, в современных национальных конфликтах - чаще всего государство, а сторона, заявляющая о своем недовольстве, - обычно нетитульная этническая группа, проживающая в этом государстве, нередко этническое меньшинство.

На данном отрезке эволюции конфликта еще возможно предотвращение осложнения противоречия. Для конструктивного воздействия на конфликтный процесс необходимо перевести конфликт в русло реально решаемых задач; идентифицировать общие интересы и ценности, вычленить в них элементы, которые могуть стать основой для взаимодействия сторон.

Следующую фазу конфликта можно обозначить как взаимное признание конфликта, то есть признание самого факта конфликта, его предмета и объектатой стороной, которая отказывалась сделать это на предшествующем этапе. С этого момента начинается активное взаимодействие субъектов спора, которое первоначально имеет характер интенсивной коммуникации по официальным и неофициальным каналам.

Далее эволюция конфликта может пойти по двум основным направлениям: эскалации конфликта или его урегулирования. Основными признаками эскалации противоречия являются: вовлечение в конфликт новых участников; расширение предметной области конфликта; отказ от переговоров и другие.

Другой путь развития этнического конфликта - движение в направлении урегулирования спора. Сам факт начала переговоров не содержит гарантий урегулирования конфликта, однако является обязательной предпосылкой для этого. Выбор между этими двумя альтернативами определяется многими переменными факторами, учесть которые в полном объеме не представляется возможным. Действия государства, в территориальных пределах которого протекает этнический конфликт, играют роль основополагающего фактора в динамике конфликта.

В реальной действительности, после фазы признания конфликта и фазы интенсивной коммуникации, большинство столкновений приобретают волнообразный характер. Волнообразный характер означает наличие в этих конфликтах нескольких этапов эскалации и деэскалации. В любом случае нарастание противоречия не может быть бесконечным. Существует своего рода "предел" эскалации, зависящий от соотношения сил конфликтующих сторон и воздействий среды. При приближении "предела", противоборствующие стороны начинают осознавать бесперспективность силовых решений конфликта, на которые обычно ориентируются на ранних этапах эскалации конфликта. Участники конфликта обращаются к поиску несиловых выходов из сложившейся ситуации, к переговорному процессу, который требует активной посреднической деятельности.

На субъективированном уровне этнический конфликт развивается в форме последовательно меняющегося поведения в этно-контактной среде — отчуждение сменяется неприязнью, которая в свою очередь может перерасти в насилие. Сикевич 3. В. характеризует данные этапы следующим образом. Отчуждение — это своего рода пролог конфликтной ситуации в полиэтническом обществе. Эта стадия проявляется в форме стремления к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением неизбежных - профессиональных или бытовых. Иными словами речь идет об увеличении социокультурной дистанции. Именно такое поведение, судя по данным социологических исследований, характерно в последние годы для национальных групп в крупных российских городах. Кроме причин ситуативного характера, отчуждение, чаще всего, обусловлено культурными различиями и несхожими стереотипами поведения.

Управление исходом межэтнических конфликтов

Конфликты преследуют человечество с момента его возникновения. Возросшая опасность межэтнических конфликтов в 21 веке побуждает исследователей и практиков активно искать средства для их мирного урегулирования. Технология мирного управления конфликтами приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Под управлением разрешением конфликта мы понимаем систему политических, экономических и идеологических мер, направленных на недопущение дальнейшей эскалации конфликта, устранение его причин, сведение к минимуму негативных последствий. Иными словами, управление конфликтом — есть контроль (в той или иной степени) за ходом его развития.

Существует две основные области научных исследований по ненасильственному разрешению конфликтов. Первая развивается в рамках правовых дисциплин и направлена на анализ юридических норм урегулирования конфликтов. Здесь изучаются такие вопросы как: правовые последствия вооруженного конфликта, защита прав гражданского населения, правовое положение участников столкновения, регламентация окончания конфликта. Вторая область ориентирована на исследование поиска взаимоприемлемого согласия между участниками политическим путем - путем переговоров и посреднических процедур. Именно политическому урегулированию межэтнических конфликтов посвящена данная глава.

Правовые и политические средства урегулирования конфликтов не исключают, а напротив - дополняют друг друга, при этом часто переплетаясь. В частности, политическое урегулирование конфликтов должно заканчиваться выработкой и подписанием документов, имеющих правовую силу. Следует также подчеркнуть, что не существует какого-то единого, универсального способа разрешения конфликтов. Будучи крайне сложным явлением, межэтнические противоречия требуют комплексного подхода для их мирного разрешения.

Крупнейший специалист в сфере социальных конфликтов Й. Галтунг сравнивает теоретическую и практическую деятельность по разрешению конфликтов с медициной. В обеих дисциплинах выделяются три основные задачи: диагностика, составление прогноза, терапия.1

Развитию исследований по урегулированию конфликтов способствовала не только актуальность тех задач, которые пришлось решать ученым в связи с опасностью конфликтов, но и формирование нового подхода к объекту анализа, определившего специфику этого научного направления. Исследования по предупреждению и разрешению конфликтов стали ориентироваться, прежде всего, на проведение сравнительного анализа конфликтов и способов их урегулирования в различных областях, например международных и этнических, а также конфликтов в разных культурах и исторических эпохах. С научной точки зрения, выявление общих закономерностей в конфликтах и их сравнительный анализ помогают глубже понять и раскрыть суть самого феномена. С практической же точки зрения, данный подход позволяет дать прогноз возникновения и развития конфликта, определить эффективные методы его урегулирования, предотвращающие насильственные формы дальнейшего развития конфликта. Сравнительный анализ не отрицает особенностей каждого типа конфликтов. Более того, он открывает возможность выявить такую специфику, увидеть в сравнении уникальность того или иного конкретного конфликта.

Особенностью исследований по политическому управлению конфликтами состоит в их ярко выраженной междисциплинарной направленности. Политология, наряду с историей, психологией, правоведением, социологией, этнографией и другими научными дисциплинами определяет "лицо" этой области науки.

В качестве еще одной важной характеристики исследований по урегулированию конфликтов мирными средствами следует отметить их значительную прикладную ориентацию. Возникнув во многом как ответ на запросы практики, научные труды по проблемам предупреждения и разрешения конфликтов и в дальнейшем в значительной мере оказались направленными на разработку практических рекомендаций.

Одним из первых вопросом управления социальным, в том числе этническим конфликтом заинтересовался К. Митчелл. Созданная им концепция управления конфликтом ставит своей целью не устранение конфликта, а "контроль за ним, регулирование, разрешение". Ученый разработал трехуровневую схему воздействия на конфликт: первый уровень — избежать конфликта, то есть предотвратить; второй — предотвратить возможные негативные последствия, вытекающие из первого; третий - разрешить конфликт, то есть устранить причины и заключить соглашение между сторонами конфликта. Такой многоуровневый подход позволяет говорить о возможности воздействия на конфликт на определенных стадиях его развития, в определенных фазах.1

В современной конфликтологии все отчетливее вырисовывается тенденция разработки системного метода к управлению этнополитическими конфликтами, в основе которого лежит эффективное влияние на конфликт в нужном направлении. В рамках системного метода просматриваются следующие подходы: нормативный; принудительно-переговорный; идеалистический; индифферентный; силовой; интегративный.

Похожие диссертации на Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России