Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и Дж. Голсуорси "The Forsyte Saga" Пушмина Софья Александровна

Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого
<
Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пушмина Софья Александровна. Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и Дж. Голсуорси "The Forsyte Saga" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / Пушмина Софья Александровна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2009.- 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/323

Содержание к диссертации

Введение ,-,..,. , ,.„„„., , - „,„,.,...... - ..,..,——„.»„—.4

Глава L Теоретический аспекты понятия «картина,мяра», ее особенности и
разновидности, , — ....... .......... - „ „13

Т.1 Краткие замечанив об истории понятия «картина иира»»і ,„ h^.-^^^^u.H

1.2. Функциональное предназначение картины мира и жнЗИеЛ^ясгельносгм

человека , ... , ,.,+.. „„, .,.,.. — » *.*»« 18

1.3, Картина мира и картины мира*,» ~ и*.....*»». 19

1.3. і, Классификация картин мира, .„ 19

1.3.2. Специальные картины мира .., . ,..„ — 20

1.33. Языковая картина мира „„...., , 21

1.3.4.Худио!Сствеття картгтамира ,..<..-..*. ...... 25

1.3.4.1. Художественный міф. ... ,. , - -... 27

13 4.2.Мир героя... .« . 35

L4. Определение понятия «многомнрне» н -* -"-"""-37

1.4.1. «Многомириг» е художественном тексте , „ .,,„. ,41

1.4.} J. Контуры художественногомногомнрця...... 47

1.4.1 А.1. Дейктические категории .,.., 49

1.4.Ї 1.2, Референция _ , -,.„«.„..,- .,...„„... - .__._„... 55

1,4-1.1-3. Референция идеїіксис , .53

1.4. 1.2. Признаки художественного многомирия ,г..54

Выводы по ГЛАВЕ I ,. ...59

Глава II. Реализация многомup ни в произведении Л.Н. Толстого пАнна Карениной 62

2 Л. Оищсс описание уДТмуяцд...,.,—,—-п jr- гг-г г -., г-г „62

2.2. Краткая информация о произведении „.„.66

2.3.0бщдя схема чіюгомнрин Анны Карениной в художественном
пртошшдепті ,'.11- Толстого «Анна Каренина» „67

2.3, L Внешние миры Анны Карениной в произведении «Анна Каренина» ЛИ.

Толстого 69

23.1.1. Анна в высшем свете , ..«-,„. ...71

- МикромирАнны кабалу ...71

23.1.}.2. Микромир А і ты а театре , „„„ 75

23.1.13. Микромир Анны на скачках ._„„.... 4..н ..77

2.3.1J.4. Микромир Агты е аристократических кругах , 79

23.1.2. Микромир Анны «доме Облонских t „ .,„„h4r.r ...85

2.3.1.3. Микромир Анны понюше 93

2.3.2. Внутренние миры Анны Карениной <г произведении «Анне Каренина» Л.Н.
Толстого., „. , 97

23,2.1- Миаромпр Анн& в семье с Ксрепян&М 101

  1. Микромир Анны, и сына..., 108

  2. Микромир Анны Карениной и Алексея Вронского 114

23.2.4. Конец внутреннею мира Анны Карататй _ 125

2.4.Выво|ды по ГЛАВЕ II. ...„,.,.. „ ,„..,„.,.„........ I2S

Глава IIIРеализация многомпрня в произведении Джона Голсуарси аТІїє Forsyte
Saga» 133

Введение к работе

Кастоящ&я диссертация посвящена сопоставительному описанию текстового многомирия в текстах произведений JLH, Толстого и Дж. Голсуорся «Анна Каренина» и «The Forsyte Saga».

Интерес к проблеме изучения понятия картины мира всегда Миновал исследователей. Данной теорией и смежными с ыей понятиями занимались многие отечественные лингвисты: Бахтин М-М. [1975], Гуревич А.Я [1984], Евсюкова Т.В. [2002], Карасик В.И. [2004], Колшанский Г.В. [1990], Кубрякова АЛ. [1996, 1997], Лотман Ю.М. [1970, 1995], Маслова В-А. [2004], Новикова НС. [2000}, Степанов Ю>С. [1997], Стернив Й.А. [2001 ], Черемисина RB- [1992, 1995J, Якобсон Р« [1987] и «р.; также зарубежные авторы. R..P, Abcisori [ 1973], Е, Chrzariowska-Kluczews^a [2001 ], Т. А. вап Дейк [\Ш], J. Divers [2002], L. Dolezcl [20Q0], U. Eco [1994], Ch.J. Fillmore [1982], J. Gavins [2007], D. Maclntyre [2003], W. Kintscli [19S3]T ft.W. Langacker. [1973], M.A,Mmsky [1968], M.L.Ryan [1992], P. Wcrth[1999] и др.

Проблема отражения мира, б котором живет человек, его научное познание всегда интересовало человечество. Различные формы его описания постепенно становились различными картинами мира: мифологической, религиозной, эзотерической, научной, социально-культурной, художественной и др. Тем нс менее, лингвистическое описание художественного «многомирия» не получило должного освещения в теории языка.

АКТУАЛЬНОСТЬ работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается повышенное внимание лингвистов к проблемам определения самого понятия «многомнрие», лингвистических маркеров вхождения в него, его типологии: описанню реальных (внешних и внутренних) миров, их представлению в художественной картине мира. Задолго до появления работ по исследованию картины мира (естественно, не используя современную терминологию) М.М- Бахтин первым заговорил о полифонии голосов и, по существу, также о различных картинах литературного мира. Б свое время ученый отмечал, что «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через порота хронотопов», понимая под последним существенную взаимосвязь времени и пространства [Бахтин 1975: 406J. Сегодня исследователи-лингвисты получают дополнительную возможность расширить эти «ворота», используя развитие теории дейксиса. Особый интерес, не только з теоретическом плане, но и в плане проведения практического исследования, имеют недавно представленные лингвистические данные об общей типологии языковых картин мира в работах отечественных ученых ИВ. Черемисиной и Н.С. Ковтгковой, а также теория английского лингвиста Д. МакИнтайра и др.

Картина мира как образ мира характеризует субъективную системность мировосприятия, целостную многоуровневую систему представлении о мире и их взаимосвязях, о других людях, о себе и своей действительности, о пространственной и нременной последовательности событий [Культурология, Энциклопедия 2007; 904].

Художественный мир представляет сабой «вторичную моделируюпіуіа систему» [Лотмзн 1970:135], центр которой смещается в нашем сознании от центра реального физического мира; вокруг воображаемого мира создаются, различные Возможные Миры автора, основных дейстнующих яиц, которые пересекаются и имеют общие сегменты [Андреева 1999: 135].

ПРОБЛЕМГНОСГЪ работы обусловлена отсутствием единою толкования понятия «мнагомирие», а также разными подходами ученых к миру, результатом чего и выступают разные модели художественной реальности, выявляемые различными способами.

ОБЪЕКТОМ нашего исследования являются литературные тексты, представляющие различные внешние и внутренние миры героев, воссоздаваемые писателями Л.Н. Толстым и Дж. Гопсуорсн в произведениях па английском и русском языках. В качестве ПРЕДМЕТА исследования рассматриваются лингвистические средства «входа» в эги миры и их лингвистическая характеристика,

МАТЕРИАЛОМ исследования послужили оригиналыЕые тексты произведений Л.Н. Толстого «Анна Каренина» на русском языке (впервые издано в 1 378 гиду), анализ проводится по изданию: Анна Каренина: Роман в 8-ми ч. / Вступ. Статья Э. Бабаева; Худож. О. Верейский. — rvL; Худож. лит., 1985. - 766 с. и John Galsworthy «The Forsyte Saga» (зиервые издано в 1922 году), анализ no: The Forsyte Saga; The Man of Property / Вступ, Статья Д, ЖаЕзтисва - М; «Прогресе», 1964. - 4G4 с, The Forsyte Saga; In Chancery / Book 2. - Ыл «Прогресс», 1975. - 304 с, The Forsyte Saga: To Let t Book 3- -M.: «Прогресс», 1975. — 255 с. на английском языке,

ПРИЧИНОЙ выбора материале исследования послужили следующие обстоятельства. Во-первых* роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» имеет обозримый для анализа с-Егьем - 766 страниц, во-лвдрых, содержание романа охватывает проблемы, актуешьные и сегодня, произведение обладает особыми принципами построения и представляет миогомирие главной героини.

Выбор романа «The Forsyte Saga» Дж* Голсуорси в качества материала исследования обусловлен двумя факторами: хронологическим и сюжетным. Трилогия Дж. Голсуорсн н роман Л.ЇІ. Толстого характеризуются близким |$ремВДьэд периодом написання, сходством проблематики, а также изображением тяжелой женской судьбы Ирэн Форсайт в трилогии «The Forsyte Saga»> и Анны Карениной в романс «Анна Каренина». Кроме того, литературный фон, в котором разьившюсь творчество Дж. Голсуорси, опирается на опыт Л.Н. Толстого. Автор форсайтовских повествований не раз писал, насколько ему близки художественные принципы Л.Н. Толстого.

Существует мнение, что s «Собственнике» воспроизведена ситуация «Анны Карениной». Так, делается интересное сравнение Сомса с Карениным, Анны с Ирэн, Вронского с Боснии, Джун с Кити [Тугушева 1973: 142].

В основу нашей работы будет положена следующая ГИПОТЕЗА: выделение базовых составляющих текстовых миров, представляемых в текстах через референцию и дейксис, определяет вхождение читателя в художественное многомирне произведения.

ЦЕЛЬЮ диссертационного исследования является выявление разноуровневых лингвистических средств, декодирующих «вход» и контуры многомнрия, определение и характеристика миров главных героав, а также сопоставление имеющихся сходств и различий в структуре и способах лингвистической репрезентации ху доже стаєш [ых миров в текстах произведений Л.Н- Толстого и Дж. Голсуорси.

Общая цель определила следующие частные ЗАДАЧИ исследования: рассмотрение и обобщение существующих точек зрения на понятия «картина икра» и «маогомирие», выработка дефиниции последнего; определение методики «вхождения» в художественное многомирие и типологии художественных миров; выделение основных многоуровневых средств выражения н вербальных способов передачи художественного многомирия, реализованных в текстах произведений ЛН+ Толстого и Дж_ Голсуорси сопоставление общих и специфических способов передачи многошірня в текстах произведений JLEL Толстого и Дж. Голсуорси

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Настоящее исследование основано на таких общенаучных и специальных методах и приемах, как дедукция и сравнение, на описательном методе, а также методах текстового, компонентного, концептуального, стилистического анализа и методе лсксико-тематической сетки,

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работ заключается в определении параметров и их лингвистических средств «вхождения» в текстовые миры. В частности^ в работе предлагается подход к изучению и лингвистическому представлению текстового лшогомирия б художественном произведении, а также разработка поэтапной методики анализа многомиркя,

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется возможностью использования результатов диссертационного исследования в спецкурсах и спецсеминарах по когнитивной лингвистике, лингвистике текста, стилистике, а также на практических, занятиях по обучению иностранному языку.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в выработке многоуровневой методики «вхождении» читателя в текстовые миры, а также в разработке поэтапной, методики Зшш'вокогяитнвцою анализа текстовых миров, раскрывающей структуру мноюмприя е художественном тексте. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

Множественность создаваемых писателем кйртин мара отражает разные интерпретации последнего, разные подходы к миру самого автора и разные точки зрения создаваемых персонажей, определяя полифонию, результатом чего и выступают разные модели реальности.

Мноюмнрие художественного произведения представляет собой вторичную моделирующую систему, представленную в виде внешних и внутренних миров героев. Внешние миры - это кяазифакггуальные миры, во времени и пространстве которых существует герой, Им противопоставлены и в тоже время с ними взаимосвязаны диутренние миры персонажей. Под внутренними мирами мы понимаем отражение в сознании персонажа концепте сферы чувств, рациональности, мнений персонажа, его отношение к другим ітероям, эмоции, чувства, переживания, оценки и ценности киазиреального фактуалъного мира.

Параметрами «вхождения» в текстовое многоъзирие являются дейктические категории и референция, отражающие контуры внешних миров, а также лексико-тематическая сетка, декодирующая внутренние миры.

Общее описание многомирия может осуществляться через категории когнитивной поэтики: голос, точки зрения, многоуровневые лингвистические средства.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты работы были представлены в научных статьях, докладах и сообщениях "на конференциях. По теме исследования опубликовано 10 статен, в том числе в издании, рекомендованном ВАК. Основные положения нашли отражение в следующих публикациях:

Публикация в издании, рекомендованном ВАК РФ:

1. Пушнина С.Л. Фрагмент когнитивного многомирня {на материале романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина») // Вестник Челябинского Гос. Университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 33. - 2009. -№. 22. - С 97-102.

Публикации о других изданиях:

Пушмнна СА., Андреева К,А. Многомирие литературного текста // Актуальные проблемы лингвистики и термиповедения [текст]: международный сборник научных трудов} посвященный юбилею проф. З.И. Комаровой; отв. редактор В.И. Томашпольский; Урал. гос. кед. ун> т; Институт иностранных нзыкоб,-Екатеринбург, 2007. - С 9S-10L

Пушмнна С.А., Андреева К.А. Многомирие литературного текста // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения — 2007: материалы ежегодной научной конференции, Екатеринбург, 1-2 февраля 2007 г, [Текст] / Урал. юс. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2007. ^ С. 20-21.

Пушмина С.А. Двоемирье в художественном тексте /7 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 аир. 200S г., Челябинск. Т. 1 / [редкол.гд. филол. п.. проф. Л.А. Нефедова (отв. ред.) и дрг] - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. - С. 509-512.

Пушмина СА. Мир героя: реализация картины мира [Электронный ресурс] / С.А. Пушмина. - Режим доступа: hUp;//frgf.uUm,ru/mag/21/21

6. Пушмина СА. Мир героя: реализация концептуальной картины мира (на материале цикла произведений «Twin Peaks») // Язык. Коммуникация. Культура: Сборник научных трудов факультета

Романо-гсрманской филологии. №1, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. — С. 33-36.

Пушминц С.А. Вхождение а художественный мир {на материале трилогии «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси) // Интеллект - 2008: Сб. материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов fi молодых учены». В 2-х частях. Часть I / Сост.: Сувей-ща В .В.; ЗКРО НС «Интеграция», - Красноярск, 2008. - С. 11-14. Pushmina S. Plurality of possible worlds in "Anna Karenina" (Language Analysis of the novel) // Materialy IV mezinarodni vedecko-prakticka knnferencc «Vcdecky prumysl evropskeho коп1театги-2008>>. — Dil 9. Filologicke vedy. Psychologic a sociologies PrahaH Publishing House «Education and Science» s.r.o. - strati. 10-14.

Пушмина С,А. Художественное многомирие Ирэн Форсайт (лингвистический анализ на материале трилогии Дж. Голсуорси «The Forsyte Saga») / Менделеевские чтения - 2009: Материала ХХХХ региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (27 февраля 2009) - Тобольск: ТГПИ км. Д,И. Менделеева, 2009. -С, 52-54.

10.Пушмина С.А. Фрагмент художественного ыногомирия Ирэн Форсайт (лингннстический анализ на материале романа Дж. Голсуорси «The Forsyte Saga») И «Естественный и виртуальный дискурс: когнитивный, категориальный и сем иол о гн чески й аспекты»: Материалы международной конференции {16-17 октября 2009) - Тюмень: издательство «Вектор-Бук», 2009. - С 77-79.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Настоящая диссертационная работа состоит из введення, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 201 наименование не польза вышин литературы, из них 27 источников на иностранных языках, списка словарей, списка источников исследовательского материала и приложения. Общий объем работы составляет 222 страницы печатного текста с S приложениями. Общий объем проанализированного материала составил I7R9 страницы, общий объем выборки - 123 ассоциативно-смысловых текстовых мнкроблока.

Во Веієдєиин обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи иселедонания> раскрывается научная: новизна, теоретическая значимость, практическая ценность работы, указываются испольїованньте методы и теоретические предпосылки исследования, представлены основные положения, выносимые на защиту

1Ї первой главе «Теоретические аспекты понятия «картини мира**, сё особенности и разновидности» обобщаются научные данные о понятии «картина мира», о ее" функциональном предназначении в жизнедеятельности человека, истории возникновений, классификации; подробно рассматриваются языковая и художественная картины мира. В главе представлено относительно новое понятие <шпог<тирие» в художественном тексте, дается его рабочее определение, описываются его основные признаки ч тексте произведения, очерчиваются основные контуры, позволяющие читателю «войти» ч текстовое многомирие произведения; апробация выработанной методики проведена в исследовательских гланах.

Во второй главе «Реализация мнпгомнрнп н тексте произведении Л.Н. Толстого «Анна Каренина» нами представлен текстовый анализ сигналов и структуры многомирия Анны Карениной, выявлены его основные вербальные характеристики на материале романа Л.Н. Толстого,

В третьей главе «Реализации многомирия б произведении Джона Галсуорся «The Forsyte Saga»» анализируются сигналы миогомирия, представленные автором в текстах произведения с доминантой на обр;#е Ирэн Форсайт, приводится описание внешних и внутренних микромиров, в которых живет и действует героиня. При анализе использована однотипная со шорой главой методика «вхождения» в миры героини.

В четвертой главе «Сопоставительный анализ многомнрия в произведениях Л.Н. Толстого «Анна Каренина» н _1ж. Голсуорсн «The Forsyte Saga»» проводится сопоставительный анализ многоуровневых средств передачи текстового многомнрия в текстах произведений Л.Н. Толстого и Дж. Голсуорсн.

В Заключений обобщаются результаты сопоставительное исследования и формудируются основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.

В Приложении приведены схемы, описывающие структуру многомнрия главных героинь романов.

Похожие диссертации на Текстовое многомирие и вход в него через ворота дейксиса : на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и Дж. Голсуорси "The Forsyte Saga"