Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Сорокина Вера Владимировна

Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века
<
Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сорокина Вера Владимировна. Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века : ил РГБ ОД 61:85-10/1006

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Развитие психологического анализа в литературе Великобритании XIX - начала XX века ...стр.20

ГЛАВА II Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века . стр. 54

ГЛАВА III Своеобразие психологического анализа в творчестве Грэма Грина и Джона Фаулза стр.86

Заключение стр.128

Библиография стр. 142

Развитие психологического анализа в литературе Великобритании XIX - начала XX века

Исследование своеобразных форм психологического анализа в современной литературе Великобритании, как и любого другого научного предмета, в первую очередь сталкивается с необходимостью выяснить причины, повлиявшие на их формирование.

Среди наиболее значительных, несомненно, являются факторы историко-литературного, общественно-политического, научного характера, без которых картина явления была бы не полной.

В.И.Ленин в этой связи отмечал: "...надо попытаться установить такой фундамент из точных и бесспорных фактов, на который можно было бы опираться, с которыми можно было бы сопоставлять любое из тех "общих" и "примерных" рассуждений, которыми так безмерно злоупотребляют в наши дни. Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения".

Современные формы изображения внутреннего мира человека в прозе Великобритании развиваются на основе органического усвоения художественных достижений в этой области тех литературных предшественников, которые воплотили в своем творчестве классические формы реалистического психологического анализа.

Как известно, сложившийся уже на заре XIX века метод критического реализма зародился и получил развитие в недрах английской литературы. Если в большинстве стран континентальной Европы развитие реалистического метода в литературе первой половины XIX века проходило под воздействием все укрепляющих свои позиции буржу азных отношений, то в Великобритании уже к началу XIX столетия начал проявляться антагонистический характер капиталистического про-изводства.

Промышленный переворот в Англии, подчеркнувший резкий разрыв между идеалами Просвещения и практикой нового буржуазного общества, оказал существенное влияние на развитие литературы и искусства, в частности, на подход к решению характеров, перемещение акцентов в художественном произведении.

В английской литературе конца ХУШ-начала XIX веков интерес к воссозданию внутреннего мира человека основывался на эмпирическом восприятии предмета изображения. Несовершенство науки о человеке было одной из причин, сдерживавших развитие психологической прозы. В то же время, реалистический роман рубежа веков уже осуществлял попытку проникновения в психологию героев. Этому во многом способствовал выбор тем и сюжетов. Проза этого времени строилась на современном и преимущественно нравоописательном материале. В нее вводились действующие лица не только из средних, но и из низших слоев общества. Вместо романтических демонических личностей, действующих в экзотических обстановках, в реалистической литературе начала века фигурируют обыденные люди современной буржуазной Англии. Предметом изображения становится не только городская, но и провинциальная жизнь рядового обывателя.

Наиболее ярким художником, отразившим в начале XIX века быт провинциальной жизни, в основном джентри, несомненно является Джейн Остен. В отборе изобразительных средств и в создании художественного метода она исходила из стремления к предельной тщательности и точности в передаче фактов повседневной жизни.

Подробное воспроизведение наблюдаемого, внимание к мелочам и деталям быта среднего англичанина, использование эпистолярного стиля и искусного диалога для передачи душевных переживаний героев способствуют стремлению автора полнее осветить внутренний мир героев его произведений. Наряду с великолепными и объемными картинами жизни, Джейн Остен талантливо рисует характеры как социальных типов (миссис Беннет), так и отдельных индивидуумов (Эмма), Глубокое по тем временам проникновение в души своих героев, выделяет Остен из ряда романистов, работавших в жанре бытоописания (М.Р.Митфорд, С.Фариер, М.Эджуорт, Т.Хук, Ф.Берни).

"Эта молодая дама, - писал Вальтер Скотт об Остен, прочитав ее роман, - обладает талантом воспроизведения событий, чувств и характеров обыденной жизни, талантом самым замечательным из всех, которые мне приходилось встречать. О глубокомысленных и высоких материях я пишу с такой же мягкостью, как и любой другой в наше время; но мне не дан тот поразительный дар, который благодаря верности чувству и описания делает увлекательным даже самые заурядные и обычные события и характеры".

Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века

Период литературы Великобритании, на котором сосредоточено внимание в данной главе, имеет ряд характерных черт, позволяющих говорить о его своеобразии. По сравнению с началом века художественное исследование человеческой психики пошло значительно дальше в своем развитии. Изменения, отмечающие развитие современ ного этапа английской литературы носят глобальный характер, они типичны и для литературы стран Западной Европы, США, Латинской Америки. Изменения в приемах и методах психологического анализа в немалой степени зависят от изменившегося характера современного реализма, в котором становится все труднее найти грань между традиционностью и современным экспериментом.

Еще в конце 30-х годов Б.Брехт, предвидев тенденцию к изменению характера западно-европейского реализма, почувствовал необходимость закрепления позиций современных приемов и методов изображения действительности: "...многие еще никак не могут понять: перед лицом все новых требований постоянно меняющейся социальной действительности сохранять старые традиционные формы - тоже формализм".

Положения Брехта основывались на том, что изменение или замена одного другим приемов реалистического письма не может служить поводом для отнесения подлинно реалистических по духу и воплощенному в них мировоззрению писателя произведений в разряд модернистской, упаднической литературы. "Не провозглашайте с миной непогре шимости единственно праведный способ описания комнаты, не придавайте анафеме монтаж, не заносите в черный список внутренний монолог! Не побивайте молодых людей старыми именами! Не считайте, что техника в искусстве развивалась только до 1900 года, а с тех пор о больше не развивалась!".

Период в литературе, прошедший с момента высказываний Б.Брехта, изобилует примерами, свидетельствующими о правильности и дальновидности немецкого писателя. 0 новых тенденциях в современном реалистическом романе на Западе говорят сегодня многие литературоведы и критики, занимающие различные идейно-политические и эс-тетические позиции.

Авторитетное мнение советских литературоведов наиболее четко и концентрировано выражено в статье В.В.Ивашевой "Реализм в движении". Автор указывает: "Обращаясь к текущей литературе капиталистического Запада сегодня, когда XXI век уже, можно сказать, на пороге, замечаешь без труда, что в художественном массиве времени происходят тектонические сдвиги. Разумеется, возникли они не сегодня, колебания начали ощущаться уже давно, сразу после второй мировой войны, но ныне - в 80-е - неотчетливые еще вчера явления сложились в определенную систему".

Подход к изображению психологии человека за время своего существования в художественной литературе претерпел огромные изменения. Эти изменения обусловлены расширением диапазона художественного видения переживаний, поступков, причин их, реакций на окружающий мир изображаемых людей. Лучшие реалистические романы, как XIX, так и XX века, дают блестящие примеры отражения внутреннего мира человека, но широта и глубина отражения меняются в ходе постижения мира и роли в нем человека.

Судьба человеческой личности занимала писателей на протяжении всего XX века. Пристальное внимание к человеку, попытки определить его место в капиталистическом мире, понять взаимоотношения его с материальной сторой жизни привлекает внимание писателей конца 60-х годов и в 70-е годы.

В отличие от создателей реалистического романа 50-х - начала 60-х годов нашего века с его тяготением к масштабности, острой с; постановке социальных проблем, британские писатели 70-х годов Ивашева В.В. Реализм в движении.-"Вопросы литературы",JS5,1983, с.84.Проблема формирования новых признаков современного реализма на. Западе затронута также в работах: Андреев Л.Г.Западноевропейская литература,XX век.-"Вопросы литературы",№8,1983,с.I30-I60;Днепров В Идеи времени и формы времени.Л.,1980; Сучков Б. Лики времени.М., 1976; Затонский Д.Зеркала искусства,Статьи о современной зарубежной прозе.М,,1975.

Своеобразие психологического анализа в творчестве Грэма Грина и Джона Фаулза

Эта глава диссертационного исследования посвящена изучению специфики художественного психологизма в творчестве наиболее значительных писателей современной Великобритании - Грэма Грина и Джона Фаулза.

Объединение анализа литературной деятельности двух прозаиков в одной части работы вызвано не желанием сопоставить их приемы и методы раскрытия психологии действующих лиц написанных ими произведений, а необходимостью выделить этих писателей из общего течения английского литературного процесса наших дней. Подход Грина и Фаулза к вопросу изображения внутреннего мира человека отличается большой сложностью, в основе которой лежит своеобразная творческая манера каждого писателя.

Незаурядная творческая индивидуальность как Грэма Грина, так и Джона Фаулза оказала существенное влияние на использование ими нетрадиционных, выходящих за рамки уже сложившихся представлений о современных приемах психологического анализа в художественном произведении. Этих писателей отличает также редкая способность ко всеобъемлющему охвату современной действительности, широта художественного видения и богатая палитра изобразительных средств.

Уже свыше 50-ти лет в литературе Великобритании особое место занимает один из крупнейших писателей Западной Европы XX века Грэм Грин. Англичанин, долгие годы живущий во Франции, всегда оказывающийся в самых горячих точках планеты, осуждающий насилие и несправедливость, но в то же время, человек, задыхающийся, по собственному признанию, "в тисках одиночества и неодолимой т тоски".

Все, написанное Грином после его первого романа "Человек внутри" (1929 г.) до повести "Доктор Фишер из Кеневы" и автобиографической книги "Бути спасения",объединяет чувство сострадания к человеку и ощущение одиночества. Одиноки практически все центральные персонажи его романов и новелл, чем вызывают понятное сострадание автора.

По глубокому убеждению Грина, рано или поздно одиночество ощущается каждым человеком, но особенно теми людьми, у которых чувство личности особенно обострено. Именно они наиболее подвергнуты воздействию внешних факторов, оскорбляющих или унижающих их достоинство.

За последнее десятилетие исследователи творчества Грина стали уделять особое внимание повышенному интересу писателя к разработке и созданию психологических портретов, поскольку эта тенденция становится все более подчеркнутой в его произведениях. К тому же, в ходе лет художественная деятельность Грина развивалась по пути углубления исследования внутреннего мира человека. Определение своеобразия гриновского мастерства психологического анализа, манеры раскрытия внутреннего мира персонажей задача не простая: противоречивый характер Грина-человека, видимо, породил чрезвычайно изломанные и парадоксальные натуры изображаемых им людей. В произведениях последних лет эта черта метода писателя усилилась, и это придало искусству Грина еще больший блеск.

По характеру своего дарования Грэм Грин никогда не был писателем, замыкающимся в жанровых рамках. Он завоевал читательскую аудиторию не только как автор широко известных романов, его перу принадлежат также популярные пьесы и талантливые рассказы. Бросающаяся в глаза жанровая многосторонность творчества Грина является характерной чертой метода писателя, а взаимосвязь и взаимовлияние произведений большой и малой формы - одним из примечательных в современной литературе приемов достижения художественного совершенства психологического анализа.

По сравнению с изданными романами рассказов Грэма Грина не так и много - всего три небольших томика, опубликованных в 1972 о году под названием "Сборник рассказов".

Обращение к созданным более десяти лет назад рассказам Грин объяснил в предисловии, написанном специально для этого издания. Писатель рассматривает рассказ как мастерскую для совершенствования приемов и методов, предназначенных, в конечном счете, для написания романа.

"В довольно продолжительной работе над романом, - замечает Грин, - иногда наступают периоды усталости, утомленности, в этот момент может случиться непредвиденное - менее значительный характер может захватить меня и начать диктовать свои слова и действия".

Похожие диссертации на Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века