Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Морозкина Евгения Александровна

Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков
<
Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Морозкина Евгения Александровна. Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков : ил РГБ ОД 71:97-10/93

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Литературный процесс в США на рубеже XIX - XX веков и формирование философско-эстетических взглядов Теодора Драйзера 28

Глава 2. Проблемы искусства в эстетике и творчестве Теодора Драйзера 120

Глава 3. Вопросы психологии и нравственности в творчестве Теодора Драйзера 193

Заключение 301

Примечания 308

Библиография

Введение к работе

Жизнь и творчество крупного американского писателя Теодора Драйзера (1871-1945) на протяжении всего XX века были предметом многочисленных исследований как в Америке, так и в России. В обширном перечне биографических и литературоведческих работ о Драйзере одной из первых может быть названа книга Д. Дадли1, содержащая некоторые факты из биографии писателя и отзывы о нем современников. В 1949 году вышло первое издание книги о Драйзере Р. Элиаса2, который, как и Д. Дадли, был лично знаком с Драйзером и попытался донести до читателей свои впечатления от встреч и бесед с писателем. Под редакцией Р. Элиаса3 вышло также трехтомное собрание писем Драйзера, представляющее большой интерес, поскольку в письмах содержались факты, дополнявшие традиционные представления о писателе и его творчестве.

Наиболее плодотворными с точки зрения появления фундаментальных монографических работ по творчеству Драйзера были 1950-е - 1970-е годы, когда вышли в свет книги Ф.О.Матиссена4, Ф.Гербера5, В.Сванберга6, А.Кейзина и Ч.Шапиро7, М.Тьядер8, Э.Мерс9, Р.Лехана10, Р.Лундена11, Д.МакАлиир12, Д.Лундкуиста13, Д.Пайзера14 и некоторых других авторов. Труды В.Сванберга, М.Тьядер содержали преимущественно биографические материалы о писателе, а работы Ф.О.Матиссена, Р.Лехана, Ф.Гербера представляли собой первые попытки литературоведческого анализа его твор-

чества. Монографическое исследование шведского ученого Р.Лундена сосредоточено, в основном, на изучении философских взглядов писателя, нашедших отражение в его философской книге "Записки о жизни". В работах Р. Лехана и Э.Мерс исследована история создания некоторых художественных произведений Драйзера.

В России существенный вклад в изучение творческого наследия Драйзера внесли Я.Н.Засурский15, С.С.Батурин16записавшие фундаментальные исследования о жизни и творчестве писателя.

Среди трудов о Драйзере последних двух десятилетий следует отметить книгу Л.Хассмана17 и двухтомное биографическое исследование Р.Лингемана18, содержащее многочисленные факты из жизни и деятельности писателя, малоизвестные широкой читательской аудитории. В этом отношении биографическая книга Р.Лингемана является весьма ценным источником для современного исследователя. Несомненным достоинством этого труда является использование автором архивных материалов, дневниковых записей, рукописных источников, статей и писем писателя, ранее не публиковавшихся, хранящихся в архивах библиотеки Пенсильванского университета и некоторых других библиотек США.

Специальные статьи и разделы отведены Драйзеру в трудах по истории американской литературы В.Л.Паррингтона19, Р.Спиллера20. Изучению отдельных проблем художественного метода и творчества Драйзера посвящены статьи и учебное пособие А.И.Лозовского21, а также статьи американских и отечественных критиков Г.Менкена22, Д.К.Повиса23 Б.Раское2? Д.Т.Фаррела2^ М.Каули26 Н.И.Анисимова27, Н.И.Самохвалова28 В.И.Солодовник29 А.К.Савуренок3 И.В. Развино-вой31 Л.А. Крыловой32, Ю.В.Ковалева33 и некоторых других. В 1940-

1960-х годах творчество Драйзера неоднократно становилось предметом диссертационных исследований34.

Несмотря на обилие работ о Драйзере, многие вопросы, связанные с особенностями его мировоззрения и творчества , остались малоисследованными, что обусловило обращение к творческому наследию писателя в настоящей диссертации. Кроме того существует необходимость дальнейшего углубленного исследования литературного процесса Америки на рубеже XIX - XX веков и рассмотрения творчества Драйзера в контексте особенностей развития американской литературы означенной эпохи.

Обращение в диссетрации к творчеству Т.Драйзера представляется весьма актуальным также в связи с необходимостью анализа и научного обобщения многочисленных новых материалов о жизни и творчестве писателя, ставших доступными современному исследователю. Особый интерес в этом отношении представляют малоизученная незавершенная книга Драйзера "Записки о жизни", впервые опубликованная в 1974 году, составленная и отредактированная М. Тьядер по архивным материалам, хранящимся в библиотеке Пенсильванского университета, а также книга Д.Паизера, в которой собраны не публиковавшиеся ранее статьи и очерки Драйзера. Следует отметить и опубликование в 1981 году в издательстве Пенсильванского университета полного, "восстановленного" текста романа Драйзера "Сестра Керри", подвергшегося беспощадной редакторской правке еще при жизни автора и, безусловно, нуждающегося в научном литературоведческом анализе. Важное значение для исследования литературной обстановки в Америке эпохи Драйзера имеет издание составленного под редакцией Д.Салзмана свода

статей и рецензий о Драйзере, публиковавшихся в американской прессе по мере выхода в свет его художественных и публицистических произведений.Кроме того за пределами внимания критиков остался широкий спектр проблем, связанных с мировоззрением писателя, формированием и развитием его философских взглядов и их отражением в его творчестве, требующих современного научного исследования.

С учетом необходимости исследования этих важных историко-литературных проблем и определились задачи диссертации, включающие в себя в числе прочих изучение своеобразия литературного развития США на рубеже веков: литературную борьбу писателей-реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера с эпигонами романтизма и сторонниками так называемого "нежного реализма", вопросы развития натуралистической традиции в американской литературе и ее места в литературном процессе США, проблемы становления и эволюции философско-эстетических взглядов Драйзера.

Исследованию литературного процесса США рубежа веков посвящены многочисленные книги и статьи. Специально следует отметить труды Р. Самарина3^ Я.Н.Засурского3^ A.M.Зверева3^ Н.А.Анас-тасьева3 Б.А.Гиленсона3^ М.О.Мендельсона4 А.Н.Николюкина4) В.Н.Богословского4^ поднимающие вопросы своеобразия развития литературных направлений, проблемы традиций и новаторства, жанровых особенностей творчества американских писателей эпохи, а также труды Р.Спиллера, В.Л.Паррингтона, В.В.Брукса43, дающие обобщающее представление о литературном развитии США.

Несмотря на то, что своеобразие литературного процесса в

Америке рубежа веков исследовалось в ряде кандидатских диссертаций, к примеру, в работах Л.С. Кустовой4* Е.А.Прилуцкой4^ и особенно в докторских диссертациях Н.А.Анастасьева4^ А.М.Зверева4! Ю.И.Сохрякова4 Т.Н.Денисовой4^ тем не менее возможности литературоведческого анализа этого сложного, периода в американской литературе, на наш взгляд, далеко не исчерпаны. Вне поля зрения критиков остались, например, вопросы соотношения различных литературных направлений в творчестве писателей эпохи, проблемы восприятия американскими писателями основных европейских достижений в области философской и научной мысли, философских концепций позитивизма, социал-дарвинизма, немецкой идеалистической философии, изучение которых позволяет установить сложное, противоречивое единство культурного и литературного развития на европейском и американском континентах.

Целью диссертации является определение места и роли Теодора Драйзера в литературном процессе США и изучение социальных, фи-лософских и нравственно-психологических проблем, поднятых им в художественном творчестве. При этом автор считал необходимым представить Драйзера не только как писателя, взращенного эпохой рубежа XIX - XX веков, но и как выдающегося литературного деятеля, во многом повлиявшего на культурную и литературную жизнь США этого периода, утвердившего в американской литературе реа-листческие принципы изображения действительности.

В диссертацию не вошли вопросы, связанные с влиянием на Драйзера русской культурной и литературной традиции - великих русских писателей и мыслителей XIX века Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.М.Горького, прежде всего в виду объем-

ности и масштабности данной проблемы. Рамки диссертации не по зволили включить в нее материалы о пребывании Драйзера в России в октябре-ноябре 1927 года во время празднования десятой годовщины Октябрьской революции, в чрезвычайно сложный для России период ломки старых и формирования новых социально-политических и экономических структур. В диссертацию не вошли проблемы отношения Драйзера к социально-политическим и культурно-просветительским реформам в России, анализ впечатлений писателя от многочисленных встреч с российскими политическими лидерами -Бухариным, Литвиновым, Колонтай - и бесед с видными деятелями культуры и литературы - Станиславским, Мейерхольдом, Третьяковым, Луначарским, Маяковским, Эйзенштейном.

Научная новизна диссертации основана на исследовании некоторых малоизученных сторон литературного развития Америки на рубеже XIX -XX веков, включающих в себя в числе прочих литературную борьбу писателей-реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера за утверждение реалистического искусства, своеобразие развития натуралистической традиции в американской литературе и соотношения романтической, натуралистической и реалистической традиций в литературе США означенной эпохи. Важное значение в диссертации придается литературному окружению Драйзера. При этом в поле зрения автора попадают не только крупные литературные деятели эпохи такие, как Х.Гарленд, У.Д.Хоуэллс, но и фигуры, значительно менее известные, такие, к примеру, как писатель Чарльз Норрис или драматург Огастес Томас.

Особое внимание в диссертации уделяется вопросам влияний и заимствований и в этой связи изучению отношения Драйзера и не-

которых его современников - Д.Лондона, М.Твена - к философии американского трансцендентализма и весьма популярному в Америке начала XX века европейскому позитивизму. В диссертации подчеркивается своеобразие мировоззрения и эстетики Драйзера, впитавших в себя как материалистические и механистические философские традиции, так и некоторые идеи из идеалистических концепций, вызывавших интерес на рубеже веков, а именно, из философских систем Канта, Гегеля и особенно Шопенгауэра и Ницше. Исследование проблемы влияний и заимствований в системе фило-софско-эстетических взглядов Драйзера позволяет рассматривать творчество писателя также и в контексте развития мировой философской мысли и, следовательно, установить сложные, многоаспектные взаимодействия различных эпох и культур. При всей очевидной важности эти проблемы в современной американистике малоизучены.

Исследование этого аспекта представляется тем более значительным, что позволяет глубже проанализировать трактовку Драйзером некоторых философско-эстетических категорий: прекрасного и безобразного, прекрасного и возвышенного, красоты и истины, а также ключевых вопросов изобразительного искусства, места и роли художника в обществе, проблем актера, театра, темы гения. Впервые проведенное в диссертации исследование своеобразного преломления идей Шопенгауэра и Ницше в эстетике и творчестве Драйзера позволяет поднять тему свободы воли, проблему иллюзии в трактовке Драйзера и немецких философов, а также связанную с ними проблему восприятия жизни как игры, трагической "драмы и оперы" и заключить, что в области этики и эстетики влияние на

Драйзера философских концепций Шопенгауэра и Ницше было весьма существенным.

Разрабатывая свою эстетическую программу, Теодор Драйзер во многом опирался на достижения американских художников-реалистов Джона Слоуна, Уильяма Глаккенса, Джорджа Лакса, Эве-ретта Шинна, объединившихся вокруг Роберта Генри и выступивших за утверждение реалистических принципов в изобразительном искусстве. Проблема влияния на писателя художников группы Р.Генри остается в современной американистике малоизученной, что обусловило обращение к ней в ходе исследования. Изучение общих эстетических принципов в эстетических системах Драйзера и художников этой группы, связанных с реалистическим видением мира, с новым решением проблем красоты и истины в искусстве, анализ сходных творческих приемов и методов изображения действительности, позволяющих точнее передать динамизм эпохи, - важная задача диссертации.

Творчество Т.Драйзера традиционно рассматривалось преимущественно с социальной точки зрения, в то время как вопросы психологии и нравственности в произведениях писателя оставались малоисследованными. В диссертации ставится цель проанализировать нравственные и психологические аспекты творчества Драйзера. Важное значение придается проблеме кризиса индивидуалистической философии в романах "Трилогии желания", а также вопросам психологии преступника и мотивов преступления в "Американской трагедии" и проблеме ответственности личности за свои поступки в романе "Оплот".

Существенное влияние психоаналитических теорий З.Фрейда на

культуру и литературу США рубежа веков определило необходимость исследования в диссертации отношения Драйзера и ряда его современников к учению известного австрийского психиатра, полемически встреченному в Америке, и к методу психоанализа в литературе .

Специальное внимание уделяется в диссертации проблеме эволюции философско-эстетических взглядов и творчества Драйзера.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава диссертации - "Литературный процесс в США на рубеже XIX - XX веков и формирование философско-эстетических взглядов Теодора Драйзера" - посвящена исследованию литературного развития США в конце XIX - начале XX веков, характеризующегося интенсивными философско-эстетическими исканиями, борьбой литературных и художественных направлений в искусстве.

Отстаивая новые принципы отображения действительности, главным среди которых стал принцип "естественности" и правдивости в описании жизни, писатели рубежа веков У.Д.Хоуэллс, Х.Гарленд, Д.Лондон, Т.Драйзер вступили в ожесточенную полемику с теми, кто продолжал поддерживать романтические традиции и традиции "нежного реализма" в искусстве.

При этом в США на рубеже веков особенно сильно ощущалось взаимовлияние, взаимопроникновение различных литературных направлений, что подтверждает художественное творчество американских писателей эпохи Х.Гарленда, С.Крейна, Ф.Норриса, Д. Лондона, в произведениях которых своеобразно синтезировались элементы романтизма, натурализма и реализма. Это способствовало характерной для литературы США этого периода нечеткости, размытости границ

между означенными литературными направлениями. В творчестве Т.Драйзера также можно обнаружить определенные влияния романтической и натуралистической традиций. В целом, однако, Драйзер сложился как писатель-реалист и не изменил реалистическому видению мира на протяжении всего творческого пути.

В главе исследуется своеобразие литературного процесса в США на рубеже веков, обусловленное интересом американских писателей к учению философов-транценденталистов Г.Торо и Р.У.Эмерсона и полемикой с трансценденталистами по некоторым аспектам их философско-теологического учения, к примеру, по вопросам "свободы воли", взаимоотношений человека и природы, человека и цивилизации. Важное значение придается исследованию восприятия американскими писателями рубежа веков философии и эстетики европейского позитивизма, почерпнутых, преимущественно из трудов английского позитивиста Г.Сперсера.

В главе изучаются философско-эстетические взгляды Драйзера, сформировавшиеся под влиянием особенностей литературного развития эпохи и нашедшие наиболее полное отражение а его книге "Записки о жизни", подтверждается, что в поисках собственной жизненной позиции Драйзер опирался на философско-эстетические системы Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше и особенно Г.Спенсера, изучал труды известных ученых Ж.Леба, Геккеля, философов-трансценденталистов, интересовался восточными религиями и философиями и марксизмом. В результате у писателя сформировалась механистическая, эклектичная, по существу, система взглядов на мир, в основу которой он положил так называемую "антитетическую модель мира", построенную на законах контраста и неизбежного

равновесия противоборствующих сил, категории "Непознаваемого" или Силы Жизни, оказывающей влияние на человека и окружающую действительность.

В главе показано, что философско-эстетические взгляды Драйзера нашли отражение в его публицистических статьях, сборнике "Бей, барабан!", в философской книге "Записки о жизни", а также в его художественном творчестве и особенно в его первом романе "Сестра Керри". В "Сестре Керри" своеобразно воплотились идея контраста иллюзии и реальности, проблемы театра, актера и роли, жизни-спектакля, а также психологические проблемы преступления и конфликта человека с обществом. Анализ романа позволяет заключить, что, несмотря на свою позитивистскую ориентацию, писатель уже в первом произведении не ограничился исследованием биологических и социальных условий, определяющих характер и поведение человека, но учитывал еще и психологические факторы, играющие, на его взгляд, важную роль в мотивировке поступков личности, что, закономерно, способствовыало более широкому и объективному толкованию сюжетных конфликтов и характеров и отчасти выводило его роман за рамки жесткой механистической картины мира, созданной в позитивистской философии.

Во второй главе "Проблемы искусства в эстетике и творчестве Теодора Драйзера" исследуется отражение в эстетике и творчестве писателя вопросов изобразительного искусства, места и роли художника в обществе, проблемы прекрасного и безобразного в искусстве. С этой целью изучается влияние на Драйзера эстетических принципов изображения действительности, разработанных американскими художниками-реалистами Р.Генри и его сподвижниками

Д. Слоуном, Л. Лаксом, У. Глаккенсом, Э. Шинном. Увлечение "постимпрессионистской" палитрой, использование цвета как способа усиленного эмоционального воздействия, создания особой атмосферы напряженности, эмоциональной насыщенности, необычное освещение улиц, домов, человеческих фигур, попытка передать идею динамики образов и напряженный, динамичный характер наступающего века,- все это сближает Драйзера со школой Р.Генри и свидетельствует об успешном использовании им техники письма художников-реалистов в литературе.

Разрабатывая свою эстетическую программу, Драйзер опирался и на достижения в области эстетики своих соотечественников в литературе: писателей-романтиков В.Ирвинга, Н.Готорна и особенно Э.По, что позволяет говорить об определенной преемственности эстетических исканий в американской литературе. Он также интересовался философско-эстетическими концепциями Г.Сперсера, И.Канта, Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. В диссетрации подчеркивается, что влияние эстетических учений этих философов на Драйзера не было исключительным. Являясь сторонником позитивистской философии и полагая, что действительность существует вне зависимости от сознания, то есть отстаивая материалистический, реалистический взгляд на жизнь, писатель не мог разделять основополагающих идей идеалистических философских концепций известных философов, однако отдельные их высказывания, и особенно по вопросам эстетики, Драйзер принимал, тогда как с другими откровенно полемизировал.

Традиционно подчеркивая увлечение Драйзера ницшеанской концепцией сверхчеловека, построенной на принципах непринятия мо-

ральных норм, и "волюнтаризмом" Шопенгауэра, литературоведы обходят вниманием проблему влияния на писателя других аспектов философских учений этих философов, а именно: исследование ими таких категорий, как искусство, красота, истина, изучение проблем актера и театра, феномена гения. Между тем все эти проблемы, глубоко интересовавшие Драйзера и нашедшие отражение в его романах "Сестра Керри", "Гений", в "Трилогии желания", составляли основу эстетических систем и Ф.Ницше, и А.Шопенгауэра. Исследование в диссертации своеобразного преломления эстетических воззрений Шопенгауэра и Ницше в эстетике и творчестве Драйзера позволяет поднять проблему свободы воли, проблему соотношения иллюзии и реальности в трактовке Драйзера и немецких философов, а также связанные с ними проблемы восприятия жизни как игры, трагической "драмы и оперы", концепцию гения. В ходе исследования подтверждается, что в трактовке Драйзером указанных проблем влияние идей Шопенгауэра и Ницше на писателя было весьма значительным.

В третьей главе "Вопросы психологии и нравственности в творчестве Теодора Драйзера" рассматриваются малоисследованные в современном литературоведении этические и психологические аспекты произведений писателя. В изучении различных этических категорий, как показано в диссертации, Драйзер во многом опирался на позитивистскую концепцию, заметно переоценивая роль биологических факторов в объяснении закономерностей развития человека и общества, уподобляя сложные социальные и психологические процессы физико-химическим реакциям, закону борьбы за существование, инстинктам. Однако в отличие от позитивистов писатель не сводил

нравственность к механике и биологии и был убежден, что нравственные категории свойственны исключительно человеческому обществу и подвержены изменениям во времени. Драйзер не разделял также идею Спенсера о том, что главным признаком нравственного поведения является его предсказуемость и полное подчинение законам общества, ведущее к состоянию гармонии с обществом. С точки зрения Драйзера, совершенствование общества и гармония в обществе почти невозможны, некую иллюзию гармонии может создать лишь временное подвижное равновесие между вечными контрастными силами добра и зла, правды и лжи, прекрасного и безобразного.

Драйзер не принимал ницшеанской идеи отрицания морали и нравственности, однако его, как и многих его современников, привлекли размышления философа о сильной, независимой личности, противостоящей серому, посредственному большинству. Наиболее полно это увлечение писателя ницшеанской концепцией сверхчеловека, по единодушному мнению критиков, воплотилось в образе Фрэнка Каупервуда в романах "Трилогии желания", исповедующего философию крайнего индивидуализма, весьма популярную в Америке конца XIX -начала XX веков. Анализ романов трилогии подтверждает, что решение проблемы индивидуализма и проблемы личности и общества заметно эволюционирует от романа к роману. В "Финансисте" эти проблемы исследуются преимущественно с биологической точки зрения, с позиций позитивистской и социал-дарвинистской борьбы за существование и идеи выживания наиболее приспособленных. В романе "Титан" писатель изучает влияние социальной и политической жизни общества на формирование характера и мировоззрения героя. В "Стоике" индивидуалистическая позиция героя подвергается сомне-

нию, а в финале романа ощутим кризис его индивидуалистической философии. В последнем романе Драйзера утверждаются кардинально противоположные каупервудовским нравственные идеалы и принципы: вместо эгоистической любви к себе - любовь к ближнему, вместо индивидуалистического исполнения своих желаний - внимание и сочувствие к другим членам общества.

Тема "желания" занимает важное место в творчестве Драйзера. В диссертации подтверждается, что в трактовке этой темы писатель во многом находился под влиянием идей А.Шопенгауэра. В традициях Шопенгауэра Драйзер поднимает в своих произведениях проблему "ненасыщаемости" желаний, становящихся для человека источником иллюзий и разочарований, проблему пресыщения и скуки, порождаемых осуществленными желаниями. К Шопенгауэру восходит, на наш взгляд, и трактовка Драйзером эгоизма как неотъемлемого свойства характера человека, заложенного в нем от природы и обусловленного инстинктивным стремлением каждого бороться за свое существование. Как и Шопенгауэр, Драйзер рассматривает эгоизм как проявление живой природы, уравнивающее человека со всеми другими живыми существами на уровне эмоций и инстинктов. Избыток эгоизма свидетельствует об определенной ограниченности человека, о его "примитивной" организации, тогда как способность подавить в себе эгоистические чувства и желания возвышает личность, развивает жертвенность, сочувствие, сострадание.

В творчестве Драйзера на идее преобладания добра, сочувствия, сострадания построен образ Дженни Герхардт, в характере которой фактически воплощен основной принцип этики Шопенгауэра о добродетели как врожденной способности человека желать людям

добра и делать им добро. В поведении и поступках Дженни почти отсутствует рациональное начало. Ориентированность в поступках и чувствах на интуицию роднит Дженни с главной героиней первого романа Драйзера, Керри, с той лишь значительной разницей, что в Керри преобладают инстинктивные эгоистические устремления, а в Дженни - доброта, сочувствие, сострадание. Представляется не лишенным смысла предположение, что Драйзер сознательно противопоставил в первых романах двух героинь, характеры которых, безусловно, были созданы не без влияния этического учения Шопенгауэра.

Интерес к проблемам психологии - характерная черта литературного процесса США на рубеже веков. Возникновение в конце XIX - начале XX столетия интуитивистских и психоаналитических концепций постепенно .подводило художественную литературу к отказу от строгой и исключительной детерминированности характера социальной средой и обстоятельствами. Учения Фрейда и Бергсона способствовали в это время все более глубокому проникновению писателей, драматургов в сферу сознания и подсознания. Учитывая, что влияние психоаналитических теорий З.Фрейда на культуру и литературу США в начале века было весьма значительным, в диссертации определяется отношение к психоанализу Драйзера и ряда его современников .

Проблемы психологии писатель поднимал в своих рассказах, в "Пьесах о естественном и сверхъестественном"(1916), а также в пьесе "Рука гончара"(1919). В главе отмечается, что в исследовании психологии личности, мотивов поведения, сферы чувств и эмоций у Драйзера были предшественники в американской литера-

туре, и прежде всего Э.А.По. Задолго до Драйзера Э.По исследовал проблему тяготения человека к нарушению социального и морального запрета, часто влекущего за собой преступление, исследовал воздействие на человека тех сил, которые современные психологи называют бессознательным, вплотную подошел к изучению ассоциативных мотивов бессознательного.

Влияние на человека бессознательного - инстинктивных желаний и интуитивных порывов - интересовало и современников Драйзера, и среди них драматурга Огастеса Томаса, творчество которого практически не изучалось, и известного новеллиста Шервуда Андерсона. Как и Ш.Андерсон, О.Томас поддерживал Драйзера в трудные годы его борьбы с критиками.

В русле традиций американской психологической прозы - Э.По и Ш.Андерсона - Драйзер в романе "Американская трагедия" (1925) изучает состояние души главного героя Клайда Грифитса в моменты наивысшего психического напряжения, обусловленного борьбой в нем сознательного и бессознательного. Глубокое исследование в романе особенностей психологии характера героя и побудительных мотивов преступления позволило писателю отказаться от категоричности в вопросе о виновности Клайда Грифитса и усомниться в справедливости вынесенного ему судом и обществом обвинительного приговора.

Вопросы психологии и нравственности занимают важное место и в романе Драйзера "Оплот", который традиционно рассматривался в критике как роман социальный, содержащий острую критику капиталистической системы, не щадящей ни религиозные верования, ни семью. Психологические аспекты взаимоотношений человека и внеш-

него мира, рассмотрены в романе преимущественно в трех аспектах: как конфликт религиозного сознания и капиталистической действительности; как влияние семьи на формирование личности; как соотношение индивидуальной воли и ответственности человека за свои поступки.

В главе поднимается вопрос об эволюции мировоззрения и творчества Драйзера. Автор ведет полемику с американскими критиками, либо отвергавшими саму идею эволюции в философских взглядах и творчестве Драйзера (Р.Лехан, Р.Лунден), либо рассматривавшими эволюцию писателя как его движение от позитивистской концепции мира в юности к утверждению христианской любви и веры к концу жизненного пути (Р.Элиас, Р.Спиллер, Г.Хассман). В ходе исследования автор приходит к выводу, что, очевидно, механистическое толкование мира в духе позитивизма не могло вполне удовлетворить Драйзера. Отсюда его обращение к философии Гегеля, Шопенгауэра, к ницшеанству и фрейдизму. В диссертации утверждается, что философско-эстетические и этические взгляды Драйзера, несомненно, развивались и усложнялись постепенно от романа к роману. Так, если в "Сестре Керри" отражены, преимущественно, принципы позитивистской философии, то в "Дженни Герхардт", "Финансисте", "Титане", "Гении" проявилось также и увлечение писателя философией Шопенгауэра и ницшеанством. В "Американской трагедии" в дополнение к позитивизму и ницшеанству ощущается также интерес писателя к некоторым аспектам фрейдистской теории бессознательного.

Особый интерес с точки зрения эволюции мировоззрения Драйзера представляют его поздние романы "Оплот" и "Стоик", по-

скольку в них писатель пересматривает некоторые концептуальные понятия своей философии, и прежде всего позитивистский принцип оценки нравственности, и приходит к идее кризиса индивидуалистической философии ("Стоик"). Эволюцию во взглядах писателя на роль и место человека в системе мироздания можно, безусловно, наблюдать и в романе "Оплот". Это касается прежде всего понимания писателем проблемы индивидуальной воли. Именно в "Оплоте" писатель признает не только влияние природы, среды, общества на человека, но допускает, хотя и в ограниченных пределах, возможность взаимовлияния, воздействия личности на окружающий мир, что, в свою очередь обусловило появление в позднем творчестве писателя темы вины и ответственности личности за свои поступки.

На защиту выносятся следующие положения:

Литературный процесс в США на рубеже XIX - XX веков и формирование философско-эстетических взглядов Теодора Драйзера

Конец XIX - начало XX веков - важный период в литературном развитии США, характеризующийся интенсивными поисками в области философско-эстетическои мысли. Вместе с тем это время борьбы литературно-эстетических направлений в искусстве - традиций романтизма и утверждающихся в американской литературе натурализма и реализма.

Одним из основоположников реалистической литературы в США стал, как известно, Теодор Драйзер (1871 - 1945), мировоззрение и творческий метод которого начали формироваться, примерно, в девяностых годах прошлого века. В самых ранних своих произведениях - статьях и очерках начала 1890-х годов - Драйзер выступил в поддержку традиций реализма в искусстве.

Среди европейских писателей, оказавших влияние на реалистическую технику письма Драйзера, следует назвать прежде всего О.Бальзака, с творчеством которого писатель познакомился в 1894 году в Питсбурге, где он работал в редакции одной из местных газет. Позже в письме к Генри Менкену1, известному литературному критику, писатель вспоминал о своем восхищении Бальзаком, произ ведения которого помогли ему понять "как книга должна быть написана"2 При этом он уточнял, что не собирался писать как Бальзак, но лишь хотел "использовать его метод создания полной картины жизни"3. В статье "Бальзак"(1896) Драйзер называет французского писателя "великолепным", "блистательным", "уверенным в себе", "Александром Македонским в литературе", в творчестве которого "романтика и реализм образовали единый сплав"4.

В 1894 - 1895 годах Драйзер много читал: Толстого, Стивенсона, Дюма, Сенкевича. При этом, как отмечал сам писатель, "Гарди, Толстой, Бальзак всегда занимали первостепенное место"5. В то же время Драйзер подчеркивал, что "никогда не читал ни строчки Золя" и "лишь с 1906 года начал знакомиться с Тургеневым, Мопассаном, Флобером, Стриндбергом, Гауптманом"6.

Важное значение для формирования реалистического метода Драйзера имело также творчество Марка Твена. К тому времени, когда Драйзер входил в литературу, Твен был уже признанным мастером-реалистом. Драйзер вспоминал о своей встрече с Твеном в 1896 году, когда он прямо на улице попытался взять у именитого писателя интервью. К сожалению, Твен тогда отказался отвечать на вопросы, а Драйзер, охваченный робостью, не решился проявить настойчивость и впоследствии сожалел об упущенной возможности.

Драйзер рано познакомился с творчеством Твена и всегда считал его "крупным и оригинальным мыслителем-пессимистом", "тонким и глубокомысленным писателем"7. Более всего Драйзера привлекал не "поистине раблезианский по силе дар юмора, парадокса, преувеличения и острой шутки", но "затаенный дар", талант Твена "изображать мрачное, разрушительное", его лирические и скорбные размышления "о смысле или бессмысленности жизни", а также сила и ясность "его реализма и критики"8. Драйзер высоко ценил "Жанну д Арк"(1898), "Таинственного незнакомца"(1898) и "Что такое человек" (1898) и называл Твена великим реалистом, одним из первых в Америке обратившимся к разоблачению бесчеловечного и всемогущего "экономического индивидуализма". За Твеном последовали Стивен Крейн, написавший "Мэгги, уличная девушка", Хэмлин Гарленд с его "Главными проезжими дорогами" и Генри Б. Фуллер с книгой "За процессией". В число последователей Твена Драйзер включает также себя и Элтона Синклера.

Закономерно, что формирование творческого метода Драйзера было во многом обусловлено своеобразием литературного процесса в США на рубеже XIX - XX веков, когда становление реалистического искусства осуществлялось в острой борьбе с эпигонами романтической традиции и апологетами так называемого "нежного реализма", отстаивавшего "традиции благопристойности" и приукрашивание американского образа жизни.

В центре эстетических поисков большинства американских писателей эпохи оказались проблемы правдивости искусства, его связи с жизнью, вопросы сложных взаимосвязей человека и общества, человека и среды, соотношения обстоятельств и свободы воли, многие из которых уходили корнями в философию и эстетику романтизма. Писатели поднимали также проблемы развития американской литературы, ее отношения к литературному наследию прошлого и к современному литературному процессу.

Проблемы искусства в эстетике и творчестве Теодора Драйзера

В философско-эстетической системе Т.Драйзера, равно как и в его художественном творчестве, важное место отводится вопросам искусства. Проблемам искусства писатель посвятил ряд философско-публицистических статей, таких как "Подлинное искусство говорит простым языком", "Жизнь, искусство и Америка", "Художник слова в Америке", "Журналистика и писатель", "Обращение к художнику", "Возвращение Гения", и некоторые другие.

В "Записках о жизни" Драйзер также исследовал многие аспекты и категории искусства в специальной главе "Музыка" или, к примеру, в главе о прекрасном в искусстве, которая называется "Красота и уродство". Проблемы искусства и живописи включены писателем в романы "Титан" и "Оплот", а в романе "Гений" тема искусства и художника - центральная.

В целом, Драйзер развивал в своем творчестве принципы реалистического искусства, правдиво и "без прикрас" воспроизводящего действительность и человеческие характеры. Писатель полагал также, что важнейшей задачей искусства является всестороннее познание жизни, сложных взаимосвязей между человеком и явлениями действительности, а также глубокое обобщение накопленных знаний.

Писатель поднимал в своем творчестве проблемы изобразительного искусства, места и роли художника в обществе.

Заметим, что в литературе о Драйзере тема искусства в его творчестве исследована далеко не полно. Между тем, как известно, искусство всегда играло в его жизни весьма важную роль. Писатель был лично знаком со многими художниками, скульпторами и другими деятелями искусства и культуры. Он часто писал о художниках, о живописи, и в его статьях и очерках раскрывалось глубокое и всестороннее понимание им специфики художественного творчества.

Особое влияние на формирование принципов эстетики писателя оказали его современники, американские художники-реалисты.

Конец XIX - начало XX веков - время борьбы за реализм не только в американской литературе, но и в изобразительном искусстве. С наступлением XX века в американском искусстве резко меняется тематика: оставив пейзажную живопись, художники обратились к сюжетам из повседневной трудной и малопривлекательной действительности.

Основоположниками американской реалистической школы живописи традиционно считаются Уинслоу Хомер и Томас Эйкинс. Хомер стремился передать силу и мужество человека в борьбе со стихией, с разбушевавшимся океаном, с разрушительной силой моря. Эйкинс тяготел к жанру портрета, в котором стремился воплотить внутреннее духовное состояние человека. На рубеже XIX-XX веков реалистические традиции Хомера и Эйкинса были подхвачены молодыми филадельфийскими художниками Джоном Слоуном, Уильямом Глак-кенсом, Джорджем Лаксом и Эвереттом Шинном, объединившимися вокруг Роберта Генри в 1892 - 1893 годах.

Настоящее имя этого художника - Генри-Робер Анри Коза. Он учился в Пенсильванской Академии Художеств, был известным портретистом. Группа Роберта Генри просуществовала до 1895 года, а потом на несколько лет распалась. С 1899 года Р.Генри преподавал в нью-йоркской школе искусств. Позже однако в связи с борьбой, которую он повел против Национальной Академии, ставшей к концу

XIX века средоточием консерватизма, отживших свой век традиций в искусстве, он был вынужден покинуть нью-йоркскую школу искусств. Борьба против "академизма" в искусстве в конце XIX и начале XX веков - явление не только американское. Она происходила в Англии, во Франции и в других европейских странах. Выступая против сентиментальности в живописи, копирования образцов прошлого, молодые художники стремились к освоению новых тем и методов в искусстве. В Америке Р.Генри возглавил движение в жи вописи за право изображать жизнь такой, какая она есть на самом деле: во всем ее разнообразии, неприглаженной красоте и непри крытой убогости.

Сподвижники Р.Генри называли себя "нью-йоркскими реалистами" . Они изображали на своих полотнах сутолоку на улицах, вечерние огни нарядного городского центра и грязные дворы окраин, элегантных дам в экипажах и детей трущоб в лохмотьях - всю эту жестокую и красивую кипящую вокруг них жизнь.

Вопросы психологии и нравственности в творчестве Теодора Драйзера

Творчество Т.Драйзера рассматривалось в литературоведении преимущественно с социальной точки зрения. Исследовались вопросы истории создания произведений, проблемы отражения в них биографии писателя, критики современных общественных отношений. При этом за пределами исследований оставались нравственно-этические и психологические аспекты творчества писателя. Между тем изучение нравственной и философско-этической проблематики произведений Драйзера позволяет полнее исследовать мировоззрение писателя, а также поставить и проанализировать вопрос об эволюции его взглядов и творчества.

Общеизвестно, что писатель уделял большое внимание изучению не только философии и эстетики, но и вопросов морали и нравственности. Он посвящал проблемам морали многочисленные статьи и очерки, включил в "Записки о жизни" специальную главу "Равновесие, называемое моралью".

В исследовании различных этических категорий Драйзер, в основном, опирался на позитивистскую концепцию, почерпнутую из трудов Г.Спенсера "Основания науки о нравственности", "Основания психологии" и некоторых других.

При этом он, как и позитивисты, заметно переоценивал роль биологических факторов в объяснении закономерностей развития человека и общества, что существенно упрощало представление писателя о реальной действительности, способствовало сведению сложных социальных и психологических процессов к физико-химическим реакциям, закону борьбы за существование, инстинктам самосохранения и продолжения рода.

В работе "Основания науки о нравственности" Спенсер сводит понятие нравственности к простому механическому движению. Нравственное поведение, по Спенсеру, отличается от безнравственного "большею связностию между составляющими его движениями". "Хорошее или правильное поведение,- замечал Спенсер,- предполагает , что при данных условиях комбинированные между собой движения, составляющие поведение, будут следовать друг за другом в таком порядке, который может быть определен заранее". И "наоборот, в поведении человека, принципы которого невысоки, последствия тех или иных движений будут сомнительны. Он может заплатить долг и не заплатить, он может сдержать слово и не сдержать его, он может сказать правду или солгать"1. Таким образом, слова "непредсказуемый", "распущенный", "ненадежный" характеризуют человека безнравственного, тогда как слова "сдержанный","надежный", "рассудительный" - человека высоко нравственного. Порядочный, нравственный человек честен, трудолюбив, он заботливый родитель и верный супруг.

"Нравственное поведение,- размышляет далее Спенсер,- характеризуется обыкновенно умеренностью". Нравственное поведение -"есть стремление к подвижному равновесию". А жизнь, соответственно, "называется нравственною", когда "это сохранение под вижного равновесия достигает полного совершенства или по крайней мере приближается к такому совершенству"2. Сохранение состояния равновесия, по Спенсеру,- важнейшее условие жизни. "Сохранение жизни,- пишет он,- выраженное в физических терминах, есть сохранение уравновешенных комбинаций внутренних действий против внешних сил, стремящихся опрокинуть равновесие;... прогресс по направлению к более высокой жизни был приобретением способности сохранения этого равновесия на более продолжительное время"3.

Следуя за Спенсером, Драйзер использует в главе о морали понятие равновесия, подвижного равновесия. Однако в отличие от Спенсера писатель не сводит мораль и нравственность к механике и биологии, к некой комбинации движений. По Драйзеру, мораль и нравственность в природе не существуют. Эти категории свойственны исключительно человеческому обществу. Морали нет ни у насекомых, ни у млекопитающих, которые убивают себе подобных из чувства голода или в борьбе за существование. "Дождь падает на справедливых и несправедливых"4, - пишет Драйзер. Природе нет дела до морали и нравственности. Законы морали были установлены людьми и закреплены социальными, государственными соглашениями для того, чтобы люди могли спокойно жить и развиваться.

Похожие диссертации на Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков