Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Кауфман Лия Соломоновна

Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика
<
Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кауфман Лия Соломоновна. Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика : ил РГБ ОД 71:85-10/103

Содержание к диссертации

Введение

ВВЕДЕНИЕ I

ГЛАВА І. У истоков темы 22

ГЛАВА II. Литература свидетельства и обвинения (Э.Вихерт) 66

ГЛАВА III. Литература внутренней оппозиции (Г.Фаллада) 140

ГЛАВА IV. Литература свидетельства и сопротивления (Г.Вейзенборн) 170

ГЛАВА V. Литература победившего антифашизма (Г.Фаллада, Бр.Апиц) 272

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 319

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комментарии и сноски к Введению . . . 340

Комментарии и сноски к Первой главе. . 361

Комментарии и сноски к Второй главе. . 382

Комментарии и сноски к Третьей главе 409

Комментарии и сноски к Четвертой главе 424

Комментарии и сноски к Пятой глаЕе. . 449

Комментарии и сноски к Заключению . . 459

У истоков темы

Документальная, публицистическая и художественно-документальная проза антифашистского содержания внутри Германии имеет ранее названные хронологические границы. 1933-1936 годы отмечены появлением большого количества документальных, публицистических и художественно-документальных произведений, созданных внутри Германии и вывезенных за границу. Написанные людьми разных мировоззрений, они поражали воображение читателей чудовищной картиной происходящего, несли большую фактическую информацию.

Ни один "талантливо написанный рассказ, ни одно прозаическое художественное произведение не может рассказать так , как свидетельства, пережитые людьми", - утверждал в конце 30-х годов Ст.Цвейг . Такая оценка документальных свидетельств , безотносительно к их художественным достоинствам, была правомерна для оказавшихся наедине со своей судьбой, отторгнутых от родины людей. Иной подход был у озабоченных состоянием национальной литературы, ее эстетическим потенциалом антифа -шистских центров и прежде всего у немецких писателей, прини -мавших активное участие в организации антифашистской борьбы. "Художника надо ценить не только по тому, на чьей стороне он находится, исходя из своей политической позиции, - писал в 1938 году И-Р.Бехер, - но и по тому, как удается ему воплотить в образах тех, кто борется против бесчеловечных, варварских о тенденций времени" . Однако, и в кругу пролетарско-реЕолюци онных писателей на первых порах документалистика воспринима -лась прежде всего как оперативная форма информации.

Анализ сохранившейся периодики - "Das bunte Biatt " (Германия), " AYZ " (Прага), " Die Aktion " (Париж), " iieue Vorwarts " (Прага), " Ueue deutsche Blatter " (Прага) - дает нам право утверждать, что первыми авторами документальных и публицистических произведений антифашистской проблематики были прогрессивные немецкие писатели и журналисты, ранее из -вестные, как непримиримые противники буржуазной реакции. Среди них - члены Союза нролетарско-революционных писателей, перешедшие в феврале-марте 1933 г. на нелегальное положение и присоединившиеся к ним прогрессивно мыслящие интеллигенты и общественные деятели. На последнем легальном собрании проле -тарско-революционных писателей Берлина в феврале 1933 года К. фон Осецкий сказал: "Я не принадлежу ни к накой партии. Я боролся в разных лагерях - больше даже среди умеренных, чем среди левых. Но сегодня мы четко должны УСЕОИТЬ, что только слева имеем организованную силу. И знамя, под которое я станов -люсь... объединенное движение против фашизма" .

В первые месяцы фашизма в Германии была предпринята попытка издания легального журнала " Das bunte Biatt " и неле 4 гальной газеты " Hieb und stieh". Заслуга редакции газеты, отмечает Г.Баумгарт, состояла в том, что редакторам удалось сохранить связь с эмигрировавшими из страны членами Союза про-летарско-революционных писателей. В это же время при активном участии И-Р.Бехера, Т.Рихтер, первого секретаря Союза, Э.Э.Ки-ша, Т.Балка было принято решение об издании в Праге с июля 1933 года антифашистского журнала " Neue deutsche Blatter " Часть редакционной коллегии этого ежемесячника, остававшаяся в Германии, "начала активно действовать" в надежде "привлечь к сотрудничеству широкий круг писателей, не покинувших стра -ну", сообщает в докладе МОРПУ II октября 1933 года И-Р.Бехер . Находившиеся на родине члены редколлегиижш делали в течение почти двух лет все возможное, чтобы обеспечить журнал художественной прозой и наиболее полной информацией о положении внутри Германии.

Литература свидетельства и обвинения (Э.Вихерт)

Литературная судьба Э.Вихерта (1885-1950) - пример сложных идейно-эстетических исканий писателя, живущего буднями своей страны, свидетеля всех стадий становления фашизма, прихода его к власти, неискорененное в Западно-германском государстве. Известность Э.Вихерт снискал в начале двадцатых годов романами и новеллами о трагических судьбах людей в первой мировой войне, о страданиях немецкого народа в послевоенные годы. "Адвокат гуманности, сейсмограф, мгновенно реагирующий на всякое проявление зла", - называл Э.Вихерта в двадцатые годы западногерманский филолог В.Гренцман . Напряженность конфликтов, безысходность судеб людей в ранних его произведениях вытекают из реальной ситуации: "Я видел, что миллионы жили без света и радости, что недовольных бросали в тюрьмы. Я спрашивал себя,что мы должны предпринять?"

Участник первой мировой войны, проведший многие месяцы в окопах, писатель "смотрел на солдат и задавал себе вопрос: кто погнал их на эти заснеженные поля, кто загнал в тесные, воню -чиє бараки, в трясину болот. Бессмысленные жертвы без Ееры и надежды. А над всем - слова: честь, долг, слава, бессмертие. Слова, произносимые сильными мира сего. Слова, за которыми в действительности стоят наказания, угроза, судебная расправа" .

В рассказе "Die Fluent ins Ewige " (1918) запечатлена картина разрушений. Бои во Фландрии, в которых Э.Вихерт принимал участие. Поле боя - трупы на вздыбленной артиллерийским обстрелом земле. Крупным планом, вымызанная глиной, с черными ногтями рука убитого солдата. Рука крестьянина. Ей уже не оживить развороченную войной ниву. Среди хаоса разрушений выделяется заржавевший плуг. Мертвая рука и заржавевший плут сливаются воедино. Кажется, что смерть сковала их. В сумерках ж полю движется усталым шагом человек в солдатской шинели. Не -мед-канонир. В раздутой он останавливается у плуга и проводит рукой по ржавому железу. И эта рука - в глине, с ногтями, забитыми землей,- живая рука крестьянина. Темп повествования нарочито замедлен. Каждое движение человека полно смысла, далеко выходящего из границ текста. Крестьянин-солдат думает: " Для чего существует земля?" Начинается артиллерийский обстрел. Руки солдата, послушные команде, посылают смерть. В затишье между боем солдат "шагом крестьянина" идет к плугу. "Тени войны тысячекратно пали на мои книги", - пишет Э.Вихерт в предисловии

К роману "Die blauen Schwingen " (1917).

В романе "Der Wald " (1922), В НОВЄЛЛЄ " Jedermann " судьбы персонажей включены в более широкую панораму. Военные дороги, разоренные войной фермы, топи болот, нищие жилища лесных обходчиков, хижины рыбаков. Его герои преимущественно живут в северной Германии. Сын лесника Э.Вихерт создает незабываемые пейзажи северной природы. У.Кристофель считает Э.Вихерта непревзойденным мастером описания, великолепным этнографом. Считая писателя неоромантиком, он, однако, вынужден отметить, что "нет в романахи жшеллах Э.Вихерта гармонии жизни и идеала, нет синтеза реального и идеального" .В утверждении позитив -ной сущности человека Э.Вихерт опирается на метафизическое представление об извечности нравственных норм, об их внесоциа-льной, вневременной основе и ставит перед собой дидактическую задачу.

Литература внутренней оппозиции (Г.Фаллада)

В речи, произнесенной перед студентами Мюнхенского университета в 1935 году, Э.Вихерт. дал свою оценку состояния, литературы двух прошедших леї. Он выделяет в стране две группы писателей: I) тех, кто. "пытается отрешиться от времени" и 2) "привязавших свою тележку к последнему вагону громыхающего поезда" нацизма . Не называя прямо ни одного имени среди тех, "кто ждет, пока воскреснет Лазарь", среди тех, "кто поет кровавые песни войны" , он упоминает в своем выступлении только КНИГУ Г»Фаллады "wir hatten mal ein Kind".

Э.Вихерт рецензировал этот, роман по просьбе редколлегии журнала п вав innere Reich " . Дав, в целом, недоброжелательный отзыв, рецензент отметил и позитивные стороны книги. Заключение, данное Э.Вихертом, не удовлетворило редакторов, так как не соответствовало "культурно-политическим установкам" третьего рейха. Тем более, что после опубликованного издательством Ровольта в 1934 ГОДУ романа Г.Фаллады "?/ег einmal aus dem Blechnapf frisst", имя автора было занесено в "черный список" ( auf die schwarze Liste " ) писателей, конфронтировавюих с идеологией нацизма.

В свое время этот роман Г Фаллады был доброжелательно) оценен. Э Вихертом, которого книга привлекла открытой критикой бюргерского лицемерия, мещанской рутины, фарисейства церковников. Путь В.Куфалыа от наказания за совершенное преступление к новым преступлениям во имя наказания был, с толки зрения Э.Вихерт.а, правомерен. "Каждому автору небезразлично, как поступает его герой: благородно или бесчестно" . В Куфалм сам выбрал путь преступлений. Каждое его действие вытекало из жизненной необходимости, каждый поворот судьбы запрограммирован временем.

В романе "v/ir hat ten mal ein Kind " Г»Фаллада изменил своей традиции!. Фабула романа строится на необузданном своенравии; сына состоятельного крестьянина Иоганнеса Геншова. Характер центрального персонажа, ситуации, в которые он попадал, не вытекали из реальных условий. Выбрав стезю вседозволенности, позу сверхчеловека,Геншов демонстративно навязывает миру свой "аморализм, который, - подчеркивает Э.Вихерт, - "вытекает только из прихоти автора и целиком находится на его совести" .

Э.Вихерта неприятно поразила рыхлость композиции, расплывчатость сюжета, неровность авторского стиля. Немотивированные поступки персонажей, нагромождение описаний ничем не напоминают композиционно стройные, целенаправленные романы- "Маленький человек, что же дальше?", "Тот, кто поел из тюремной миски". Роман " v/ir hatten mal ein Kind " начинается с многословной предыєнорий, разбавленной псевдо-народными; сказаниями. Туманные намеки, описание паталогических отклонени-й в родовом дереве героя гожовят читателя к необычности,, необъяснимости отого», что последует в ходе действия. Нагромождение вымыслов, нагнетание случайностей выдают беспомощность автора, его растерянность перед событиями, происходящими в стране.

Литература свидетельства и сопротивления (Г.Вейзенборн)

Наиболее полное выражение тенденции и черты, наметившиеся в литературе антифашистской темы, создавшейся в Германии в годы нацизма, нашли в драматургии, документальной и художественной прозе Г.Вейзенборна .

Имя его приобрело известность в 1928 году. На сцене театров в Гамбурге, Ганновере и в других городах с успехом прошла пьеса Г.Вейзенборна " u-Boot-s.4 ". Трагический эпизод мучительной агонии матросов в затонувшей подводной лодке во время первой мировой войны. Действие включает последние часы жизни военных моряков, заполненные раздумьями, размышлениями о бесчеловечности тех, кто развязал войну, о бездарности офицеров. В пьесе широко использована газетная информация, фрагменты военной кинохроники. С неподдельным своеобразием, объединив судьбы нескольких персонажей с монтажным принципом построения, Г.Вейзенборн создал произведение, далеко выходящее за пределы индивидуальной драмы жертв катастрофы, сосредоточил внимание зрителей на истинных причинах страданий, на бессмысленности гибели во имя "честолюбия кайзера и его генерального штаба".

Неподдельным своеобразием отмечены й те же годы репортажи Г.Вейзенборна, написанные для прогрессивной прессы, песни, популярные в рабочих кварталах, сонги для фильма ftiemandsland", снятого в 1931 году по сценарию Л.Франка.

Произведения двадцатых, начала тридцатых ГОДОЕ - сви -детельство прогрессивной политической ориентации автора, его художественной одаренности. Университетское образование (с 1922 по 1928 годы он изучает философию, медицину, филологию) помогает будущему писате-лю глубже всмотреться в социальные и экономические процессы времени. Безработица и инфляция побуждают его в 1930 году выехать в Аргентину. Собирая материал для предполагаемых книг, он трудится на фермах. Несколько МЄСЯЦЄЕ работает поденщиком, пастухом, рабочим на скотобойнях. Жизненные наблюдения, зна -комство с наиболее обездоленными слоями населения находят последующее отражение в его пьесах и романах, написанных в тридцатые годы.

Г.Вейзенборн-активный участник антифашистской борьбы в Германии. С 1937 года - член организации Шульце-Бойзена-Гарна-ка. Арестованный вместе с Гарнаком в 1942 году, он три года провел в фашистских застенках. Прошел мужественно все круги ада: допросы в гестапо, девять месяцев одиночного заключения, ожидание приговора. Его товарищи по подпольной организации Хар-ро Шульце-Бойзен, Арвид Гарнак, Адам Кукгоф были замучены и казнены. Г.Вейзенборна спасла от гибели Советская Армия. За активную помощь Советскому Союзу в период Великой Отечественной войны, проявленные при этом мужество, инициативу и стой -кость, Президиум Верховного Совета СССР указом от 6 октября 1969 года наградил его в числе других членов подпольной груп-пы Шульце-Бойзена орденом Отечественной войны I степени .

Литература победившего антифашизма (Г.Фаллада, Бр.Апиц)

Немецкая литература после 1945 года переживала сложный период. Разделение на зоны военного и политического влияния было фактором стратегического характера. Линия раздела вела к кардинальным социальным и политическшл преобразованиям в одной части страны. Литература антифашистской темы, так же как и все немецкое искусство, оказалась в сфере действия сложных общественных путей. Судьбы художников, в годы нацизма находившихся в рядах сопротивления, в активной оппозиции по отношению к государственной системе,и тех, кто стремился отстоять свою "непричастность", в полной мере отразили сложность времени. ЯЛетерсен, В.Лангхоф, В.Бредель целиком отдались построению нового демократического государства. Борьбе против неискорененного фашизма посвятил дальнейшее творчество Г.Вей-зенборн. Э.Вихерт, мужественно противостоявший гитлеровскому режиму, отступил перед новым натиском реакции. В книге-исповеди " Der Alpdruck " Г.Фаллада. поведал современникам,как непрост был для многих художников выбор пути , "обнажил и вынес на поверхность то, что большинство лю дей подавляло в себе" . В момент выбора, свидетельствуют документальные произведения Э.Вихерта, В.Лангхофа, Г.Вейзенбор-на и многих других авторов, решающее значение имела идеологическая и нравственная среда, с которой соприкасался художник. Г.Фаллада предельно откровенно поведал современникам, что только общение с советскими людьми, этические критерии, которыми они руководствовались, спасли писателя от нравственной и творческой деградации. Жазалось пережив кошмар, мы проснулись в новом, сказочном мире. Удивительном. Поражающем" .

Открытие нового типа людей, сделанное Г.Фалладой для себя, удивительный облик советского человека, пришедшего в страну, в которой десятилетиями искоренялось все разумное и доброе, проходит через всю документальную литературу антифашистской темы. Контраст между тем, что знал и пережил Г.Фаллада в своей жизни,и тем, что увидел теперь, заставил его на многое взглянуть по-новому, пересмотреть сложившиеся представ -ления. В новых условиях было особенно отчетливо видно, что не только самоотчуждение, но и индивидуализм, "робинзонада ду -ши" - заблуждение, ошибка, за которую надо было расплачиваться.

В отличие от многих писателей, "продолжавших идти раз: и навсегда избранным путем, зачеркнув двенадцать страшных лет жизни, творя в привычном кругу тем, героев, представлений", Г.Эаллада проникся убеждением, "что совершенно невозможно писать так, как писал он раньше? Как будто ничего не случи -лось, как будто не рухнул целый мир" .

Похожие диссертации на Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика