Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Самсонова Маргарита Викторовна

Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество
<
Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самсонова Маргарита Викторовна. Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество : ил РГБ ОД 61:85-10/753

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Рони-старший. Очерк жизни и творчества 26

ГЛАВА II. Концепция человека в социальных романах Рони-старшего 76

ГЛАВА III. Концепция мира и человека в "доисторических" романах Рони-старшего 119

Заключение 143

Список литературы 146

Введение к работе

В последнее десятилетие не ослабевает интерес к творчеству

т французских писателей конца XIX - начала XX века .

Но романы так называемой демократической, точнее, попюлист-

ской литературы 80-х, 90-х гг., ориентированные на жизнь и быт

беднейших слоев населения, авторами которых являются Ж.А.Рони,

Л.Декав, П.Маргерит, Ж.Ломбар, Ф.Гра, Б.Малоне, Ш.Л.Филипп и др.,

не нашли отражения в трудах современных ученых.

Еще в 50-е годы исследователи, в том числе А.Ф.Иващенко,

2 З.М.Потапова и др. , указывали на необходимость всестороннего их

изучения. Являясь, по определению их современников, "нео-реалис-тами", "натуралистами второго поколения", они на примере художественного творчества убедительно подтвердили, что натурализм - явление сложное и противоречивое. С одной стороны, он обогатил критический реализм новыми аспектами изображения мира и человека, с другой, - послужил основой для различных течений модернизма.

Об этом свидетельствует появление работ: Мелик-Саркисовой Н.В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Дагкнигиздат, 1975; Кирнозе З.И. Проблема романа во французской литературе 20-30-х годов XX в. Горький, 1977; Кучборской ЕЛ.Эмиль Золя. Литературный критик, Изд-во Моск. ун-та, 1978; йльметовой С.Ф. Ана-толь Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. Саратов, изд-во Саратов, ун-та, 1978; Трапезниковой Н.С. Эволюция романтизма в романе. Казань, изд-во Казан, ун-та, 1980 и др.

История французской литературы, т.З. М., изд-во АН СССР, 1959, с.23.

Вышедшая в 1977 году статья М.А.Яхонтовой, в которой рассматривалось влияние литературы Парижской коммуны на творчество названных авторов, раскрывает только одну сторону их многогранной деятельности.

Являясь продолжателями литературных традиций бР-Гонкуров и Золя, они в лучших своих работах сумели преодолеть узкотрактуемый натурализм, обогатив критический реализм новаторским введением современного материала, дополнив "...великое движение новейшего романа к правде" .

Среди мастеров социального романа рубежа веков особое место принадлежит Ж.А.Рони-старшему, одному "...из умнейших и философски образованнейших писателей Франции", по замечанию А.В.Луна-

р чарского , внесшему немалый вклад в развитие французской литературы.

Писатель широкого творческого диапазона, широких интересов: романист, философ, математик, литературный критик - он оставил заметный след в этих областях. Его творческое наследие включает в себя более 100 работ в разных жанрах, где ставятся острые социальные вопросы и отражаются противоречия современной ему действительности.

3 Он - основатель жанра "доисторического" романа, получивше-

Ги де Мопассан. Эволюция романа в XIX веке. - В кн.: Литературные манифесты французских реалистов. Л.: 1935, с.147.

*~ Луначарский А.В. Собр. соч. М.: Худ. лит., 1965,т.5,с.235. Название "доисторический" идет от буквального перевода французского определения "prehistorique ", относящегося к произведениям о первобытных людях.

го мировое признание.

Несмотря на многократное издание доисторических романов, научной фантастики, его литературное наследие не изучено в полной мере, особенно это относится к социальным романам, изображающим классовую борьбу французских рабочих, жизнь и быт социалистов, философским эссе, мемуарам, проливающим свет на организацию Гонкуровской академии и другие стороны французской культурной жизни, что обедняет курс литературы XIX-XX вв., усложняет понимание эпохи в целом и ряда ее эстетических категорий, включающих эволюцию от детерминированного характера литературного героя до деятельного героя современности. Все вышеизложенное говорит об актуальности данного исследования.

Цель предлагаемого исследования - на примере творчества Рони-старшего показать развитие демократической литературы, специфику метода, взаимодействия реалистического, натуралистического и романтического начал в его творчестве, в концепции человека, а также выявить сущность взаимовлияний социальных романов писателя и произведений его современников, определить место писателя в литературе рубежа веков, своеобразие поэтики.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация представляет собой первую в советском литературоведении попытку монографического исследования творчества Рони-старшего - писателя и литературного деятеля, внесшего существенный вклад в развитие французского романа.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели и включают изучение основной проблематики творчества, жанрового своеобразия, эволюции эстетических, философских взглядов.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, общетеоретические работы

- б -

по вопросам марксистско-ленинской эстетики и конкретным проблемам литературоведения.

Основной метод исследования - историко-литературный анализ, с привлечением сравнительно-типологического метода, что позволяет выявить идейно-художественное своеобразие романов Рони-старшего в сопоставлении с другими произведениями.

Научно-практическая ценность предлагаемой работы состоит в том, что она может быть использована при чтении курса зарубежной литературы ХІХ-ХХ вв., на филологических факультетах университетов и педагогических инститов, а также в спецкурсах и спецсеминарах по французской литературе указанного периода.

Композиционно работа состоит из введения, раскрывающего степень изученности поставленной проблемы, первой главы, характеризующей творческий путь, философские, эстетические и политические взгляды Рони-старшего. Во второй и третьей главах исследуется концепция человека в социальных романах и концепция человека и мира в романах о "доисторическом" человеке.

Творчество Рони-старшего - многогранно и обширно. Как уже указывалось выше, им написано более ста работ (исключая написанные совместно с братом Жюстеном).

Невозможно в одном исследовании дать им полную характеристику. Поэтому в диссертации рассмотрен творческий путь писателя в целом и те наиболее значительные произведения, которые в большей мере отражают эстетические, философские взгляды автора, то есть его социальные и "доисторические" романы, при этом внимание акцентируется на проблеме метода связи с концепцией человека.

Социальные романы 80-х - 90-х годов отличались интересом их авторов к социальному и социалистическому движению, симпатией к широким народным массам. Именно это позволило их авторам продол-

- 7 -жить традиции французского реалистического романа, противопоставить натурализму и декадансу произведения, в которых звучит тема "труда и капитала", определившая специфику и тематику творчества многих из них.

За более чем полувековой период, на который падает творчество Рони-старшего, многие исторические события потрясли Европу, в том числе неоднократные массовые выступления рабочих за свои права. Творчество писателя прямо или косвенно отражало исторический процесс и развивалось под его влиянием.

Социальные романы Рони-старшего стали заметным явлением его творчества. Он пишет о судьбах простых людей из народа ("Нелл Горн из Армии Спасения", 1886; "Жертва", 1887; "Марта Баракэн", 1909 и т.д.), о жизни литературных салонов ("Термит", 1890), о сложной, порой неукладывающейся в привычные рамки, жизни врачей ("Неукрощенная", 1896; "Под гнетом жизни", 1906). Размышления о лицемерии власть имущих, о вине общества, толкающего на преступления или на путь проституции из-за голода и лишений, содержатся как в уже названных произведениях ("Нелл Горн", "Марта Баракэн"), так и в романах "Шквалы" (1912), "Впасть улицы" (1913), "Вор" (1932) и др.

Рони-старшего интересовали переломные моменты истории. Он стремился разобраться в понятиях добра и зла, возможностях переустройства общества: "Двусторонний" (1887), "Повелительная доброта" (1894), "Погибшие души" (1899), "Красная волна" (1909) - яркие тому доказательства.

Однако сочувствие жертвам социальной несправедливости, революционерам не мешает автору проповедовать идеи мирного совершенствования общества. "Его социализм", - пишет о нем А.В.Луначарский,

- 8 -- есть гуманитарно-реформистская утопия" .

Особую популярность и значимость получили его так называемые "доисторические" романы. Критики справедливо считают Рони-старше-го основателем этого жанра. Написанные с учетом данных науки произведения проникнуты гуманизмом, верой в лучшие качества человеческого характера.

Оригинальная по форме, своеобразна в решении научная фантастика, вызывающая и сегодня много споров, касающихся значимости подобных произведений, продуктивности этого жанра, в связи с той спецификой, которую он приобретает у Рони-старшего, дающей основание к уточнению самого термина "научная фантастика" (nLe шег-veiiieux scientifique "). Французские ученые предпочитают называть их романами "научной гипотезы" ("Hypothese scientifique"), "несуществующей науки" ("La science fiction ") и т.д.

Наследие Рони-старшего не ограничивается только художественными произведениями. Он - автор монографических работ, освещающих творческий путь английского художника XIX века Тернера ( Turner grand artiste anglais. P., 1925), братьев Гонкуров ( Les Gon-court. P., 1923), философских статей, часть которых была объединена и вышла одной работой под названием "Науки и Плюрализм" ("Les Sciences et le Pluralisme. P., 1909) и, значительно дополненная, была переиздана в 1936 году. Им написан ряд произведений мемуарного характера ( Memoires de la vie litteraire. L'Academie Goncourt. Les salons. P., 1927; Torches et Luraignons. P., 1921; Portraits et souvenirs. Notices biographiques de Hobert-Borel Rosny. P.,1945s L'Aube du Futur. P., 1917, etc.).

Критики неоднозначно оценивают творчество Рони-старшего, особенно это сказалось в работах, появившихся в конце XIX - на-

1 Луначарский А.в. Указ. соч., с.235.

- 9 -чале XX века. Французская буржуазная критика отличается тенденциозностью, отсутствием понимания главной линии развития литературы. Документальность и научность связываются с натурализмом. Сам натурализм подчас рассматривается как одна из форм реалистического отображения процессов и явлений. Отсюда - подмена одного понятия другим. Золя в критике чаще - натуралист, Гонкуры - импрессионисты и т.д.

Уже в первом произведении Рони критики увидели черты представителя натуралистической школы.

Рене Думик оценивает Рони как ученика и последователя Золя, что проявляется главным образом в научном подходе молодого писателя к проблемам современности: "Культ науки - главное и основное в его творчестве. На этом зиждется вся его эстетическая платформа, - пишет он. - "Нелл Горн", "Марк Фан", "Двусторонний" - эти книги - яркий пример натуралистической школы. Его доисторические романы - это прежде всего романы-документы".

Другого мнения о научности придерживается Эрнест Шарль. Научность Рони "пугает", а употребление научных терминов делает произведение "бесформенной громадой". Однако "...как глубоко он проникает в социальную жизнь и как это обогащает человеческое сердце"3.

В 1908 году в издании "Вестник знаний" была опубликована статья французского критика М.Пуэнсо под названием "Братья Рони

Boumic Rene. Les jeunes. P., 1896, p.37.

2 Ibid., p.45.

* Charle Er. La litterature francaise d'Aujourd'hui. P., 1902, p.1?0.

- 10 -- корифеи социального романа во Франции". Указывая на многогранность и многосторонность их творчества, автор отмечает, что "Рони - социальные писатели по преимуществу. Человечество - всегда составляет предмет их мыслей" .

Начиная с 20-х годов XX столетия делается попытка определить место писателя в литературе реализма. В книге Андре Билли "Современная французская литература" (выдержавшей в 1929 году третье издание, а затем значительно дополненной в 1956 году) Рони отводится место среди писателей социальной нравоописательной прозы. Автор видит в нем, как и в его коллегах по перу (Л.Декав, П. и В.Маргерит, Ж.Леконт, Г.Гиш, П.Брюла, Ш.Гирш) - продолжателей традиций реалистической литературы, идущей от Гонкуров, Золя, Мопассана, Доде.

Эти выводы поддерживает А.Тибодэ, указывая на то, что нату-

рализм в его произведениях перешел в новое качество .

Если в работе Рене Дюмениля "Реализм" (1936) Рони занимает место среди поздних натуралистов, то в другом исследовании этого же автора "Реализм и натурализм" (1955) он - "натуралист в дета-

1 Вестник знаний. СПб, 1908, с.49.

Billy A. La litterature francaise contemporaine. P., 1929; L'epoque contemporaine. - P., 1956.

^ Thibaudet A. Histoire de le litterature francaise du 1789 a nos jours. - P., 1936, p.407.

Ц. M

Dumesnil R. Le Realisme. P., 1936.

- II -

лях, но не принадлежит натурализму своей эстетикой .

2 В первой части 2-томной "Истории Французской литературы"

Анри Симон усматривает в творческом методе Рони (как впрочем и

многие критики) традиции Э.Золя, но видит эти традиции не только

в документальности и научности, но и в левых взглядах, которых

больше полувека придерживался Рони - в противовес Бурже и другим

его современникам.

Особенно ярко, по мнению Ж.Моога, талант Рони как ученика Золя проявился в романе "Двусторонний", где близость идей сочета-ется с методом их воплощения в канву повествования .

Высокую оценку творчеству Рони-старшего дают Густав Жеффруа, (писатель, критик, коллега по Академии Гонкуров), Луи Перго , Хан Ринер и другие литературоведы , отметившие работоспособность,

Dumesnil R. Ъе Eealisme et naturalisme. P., 1955)Р*337. Simon A. Histoire de la litterature francaise au XX siec-

le. V. 1.

* Moog J. Un disciple de M.Zola M.J.-H.Rosny. - La nouvelle

revue, t. 82, 1893, p.554-571.

^ Les amis de L.Pergaud,- Bulletin, H 6, 1970, p.8-19; Bulletin N 7, 1971, p.27-29.

5 Cahiers des Amis de Han Ryner, IT 3, 3 trimestre, Nouvelle
serie, 1946, p.4—11; Cahiers des Amis de Han Ryner, Nouvelle se
rie, 1964, IT 7^^ 4e trimestre, decembre, p.8-19; Cahiers des Amis
de Han Ryner, Nouvelle serie, 1962, N 66, 3e trimestre, septembre,
p.14—17; Cahiers des Amis de Han Ryner, Nouvelle serie,1968,N 90,
3e trimestre, septembre, p.3-13; Cahiers des Amis de Han Ryner.Pub
lication trimestrielle, N 167, 2e trimestre,1971 (juin),p.10-11.

6 Dorgeles R. Images. P., 1975, p.163-173; Delabroy J. Ecri-
ture et histoire sur deux romans de J.H. Rosny aine. Scolies,

- 12 -талант, богатые душевные качества, а также гуманизм, которым проникнуты все его произведения от "Нелл Горн" и "Двустороннего" до "Вамирэх" и "Борьба за огонь".

В 1922 году на страницах журнала "Ревю Мондиаль" в серии "Наши собратья по перу" ( Nos freres de lettres ) мадам Ж.д'Ив-рей обращает особое внимание на творчество своего современника, "которому нет равных по широте и размаху". Анализируя наиболее этапные произведения писателя, она убеждает, что его художественная система, яркая палитра, своеобразный стиль составляет сильную сторону его творчества .

Нельзя не согласиться с теми критиками, которые считают,что

начиная с 1918 года интерес к творчеству и личности Рони-старше-

о го заметно упал . А после его смерти (он умер в 1940 г.) о нем,

казалось, забыли как читатели, так и издатели. Поэтому, когда одного из издателей спросили, какие произведения пользуются наибольшим успехом, он, называя многие имена, ни разу не упомянул имя Рони. Й только вспомнив о нем позднее, издатель сказал, что его "доисторические" романы неоднократно печатались для детского чте-ния . Подобную ситуацию отмечают Р.Доржелес в статье "Непризнан-

N 3-4-, 1973-1974, р.99-111-

D'lvray J. Rosny-аїпе. Revue mondiale, IT 150, 1922, p.394--

4-04-.

Claire-Charles-Geniaux. Amitie et Salons Litteraires. Les

mois Suis, N 67- Octobre, 1944, p,68; Stragliati R. Le prodigieux

Rosny. Le Monde, IT 9017, 11 Janvier, 1973, p.15.

3 See: Annales, 1965, N 173, mars, p.4-5-4-9.

- ІЗ -ный гений", П.Гёмар в работе с почти аналогичным названием "Ро-ни-недооценен . Морис Карите в воспоминаниях о Рони-старшем на-зывает его "гениальным неизвестным . Ж.Б.Кербов пишет: "Рони-старший - забытый романист" . Причину такого явления журналисты видят в нежелании Рони-старшего себя рекламировать, в недостаточном уровне интеллекта читательской аудитории, в композиции ряда произведений.

Есть и такие критики, которые вменяют автору в вину его "необычайную плодовитость" (107 томов, которые могут сравниться лишь с А.Дюма - 102, Фридериком Сулье - 53 т.), "Ю7т,Рони-старшего отталкивают любителей литературы. Из всех произведений известно

5 одно - "Борьба за огонь .

Наиболее аргументированную причину выдвигает Ж.Б.Кербов, утверждая, что часть читательской аудитории Рони потерял после подписания Манифеста Пяти (17 августа 1887 г.), направленного против роман Э.Золя "Земля". Еще одну часть - после написания романа "Термит" (1889), романа литературных нравов, где выступил беспо-

Dorgeles R. Un genie meconnu. lies Ifouvelles litteraires,

25 fevr. 1956, p.1.6.

Goemare P. Rosny, ce meconnu. - Revue generale beige. Bru-

xelles, 98.2- fevr. 1962, p.49-55.

Carite И. Les souvenirs de Rosny. Bulletin de la librairie ancienne et moderne. 1965 mars 5/72, p.72-73.

Kerbow J.B. Rosny, romancier maudit. Sevue des sciences

humaines, 1967, p.117-124.

^ Speens Willy de J.H.Rosny, Choix de textes. La table ronde, N 168 Caanv. 1962), p.107-108.

- 14 -щадным критиком как по отношению к недругам, так и к друзьям. В этой связи правомерно будет заметить, что "неуспех" зависит и от отношения к нему критиков, от состояния самой критики как науки: во Франции нет ни одного достаточно полного монографического исследования, касающегося писательской деятельности названного автора, работы же общего характера, о которых уже шла речь (к ним

можно добавить Жоржа Пелисье "Критические этюды современной лите-

I 2

ратуры" , Андре Сальмона "Воспоминания" , Марселя Брауншвига

3 "Современная французская литература" , Анри Клуара "История французской литературы от символизма до наших дней" ) недостаточно полно выражают сущность его эстетических, философских взглядов. Много внимания уделяется натуралистическим элементам в ущерб реалистическому методу. Трудно порой объяснить, по какому принципу французские исследователи выбирают произведения для анализа; их у Рони свыше ста, а внимание акцентируется обычно лишь на 15-18-ти, чаще всего с занимательной фабулой.

Кроме того, есть и такие моменты творческой биографии Рони-старшего, которые игнорируются вовсе. Это, прежде всего, сочувствие социалистическому движению, а ведь "Revue socialiste" писала еще в 1891 году о существовании группы писателей - Л.Декав, Ж.Ро-ни-старший, А.Февр и др., - посвятивших свою жизнь идеям социализма.

Пелисье Ж. Критические этюды современной литературы. - М.: Изд. кн. скл. Ш.П.Ефимова, 1901.

Salmon A. Souvenir sans fin. Vol. 2, 1908-1920.

Ъ *

^ Braunschwxg И. La Lxtterature francaxse contemporaxne

etudie dans le texte de 1850 a nos jours. P., 1928.

Glouard H. Histoire de la litterature francaise du symbo-lisme a nos jours. P., vol. 1, 2, 1952-1953-

-15-80-летие Рони широко отмечалось во Франции. За несколько

т месяцев до событий "Литературная газета", комментируя французскую прессу, писала: "За последнее время... все чаще раздаются голоса, поддерживающие кандидатуру на Нобелевскую премию Рони-старшего, президента Гонкуровской академии, которому скоро исполнится восемьдесят лет. Жан-Ришар Блок считает, что все писатели сегодняшнего дня в долгу у Рони. "Мы обязаны ему, - пишет Блок, - некоторыми наиболее живыми формами нашего мышления".

Выпущенный в день рождения Рони номер "Меркюр де Франс", содержал выступления и поздравления литераторов и друзей писателя в объеме почти 40 страниц. В нем приняли участие как известные писатели и ученые: Ж.Дюамель, П.Гемар, А.Доде, отец и два сына Ростана, и др., так и малоизвестные журналисты. Было отмечено, что за полвека литературной деятельности "Рони-старший пленил многие поколения читателей живым воображением,.. Он подавал и подает пример мужества быть борцом... он... коснулся различных

сюжетов, осветил множество проблем... внес огромный вклад во ела-

р ву Академии Гонкуров... .

Сразу после смерти писателя, т.е. в 1940 году, в журнале "Этюды" появилась большая статья Албера Дюбё о Рони-старшем. Журналист с горечью говорит о кончине незаурядного человека и писателя, знакомит с его творческой биографией, останавливается на некоторых моментах эстетики, в частности, отношении Рони к литературе, которая, по его мнению, "... должна решать сложные проб-

Литературная газета № б (551), 29.Х.35, с.5. Hommage a. J.H.Eosny-ainS. Mercure de France. 15 fevr., 1936, p.24.

лемы... опираясь на данные современной науки и философии" .

Последующие работы юбилейного характера (1956 г. - столетие со дня рождения, 1965 г, - 25 лет со дня смерти) не представляют подчас литературоведческого интереса, во многом повторяют уже известные положения, но все они единодушны в оценке того вклада,

р который внес Рони-старший в литературу . Авторы часто сетуют на

3 то, что многое из наследия Рони незаслуженно забыто . Внук писателя - Робер-Борель-Рони, стараясь воскресить интерес читательской аудитории, помогает в издании антологии научной фантастики, которая вышла в Париже и Брюсселе в 1973 г. Книгу подготовил к печати Жан-Батист-Бароньян, снабдив предисловиями к разделам и письмами: Э.Гонкура, А.Доде, Ж.Ренара, А.Жида, Э.Бореля, взятыми из семейного фонда.

Авторы предисловий дают высокую оценку творчества писателя в жанре фантастического романа, противопоставляют его Ж.Верну, считая, что Ж.Верн и его последователи А.Лори (A.Laurie ), Граффини ( Grafini ), Сувестр (Souvestre ), ДЄ Робида (de Robida ) И др. "стремились вообразить новое общество, новую технику, новые открытия, новые машины и механизмы, но не новую науку" . С выводами,

Dubeux A. J.H.Rosny-аїпе. Etudes, 1940, vol. 242, mars,

P. 679-

Chronique de la societe des gens de lettres. R.Dorgeles.

J.H.Rosny-ainl pour le centenaire de sa naissance. 1956. Janvier-mars. P., p.41-43.

^ Revue des deux mondes, 1/IV, 1965, N 7-

Rosny-аїпе J.H.Recits de science-fiction. P., 1973- Introduction par Jacques Van. Herp. p.18.

- 17 -к которым приходят авторы статьи, можно спорить , но интерес к научно-фантастическим произведениям определяет ценность и значимость работ Рони.

Заслугой Робера Бореля Рони является и появление на страницах журнала "Тетради друзей Х.Ринера" писем, речей, статей Рони-

старшего , а также материалов, связанных с критическими статьями,

опубликованными в "Бюллетэн" за 1971 г.

Русские читатели познакомились с книгами Рони почти одновременно с французскими. Еще в 1897 году "Северный вестник" под рубрикой "Письмо из Парижа" отводит много места Гонкуровской Академии, считая, что "...все гонкуровские академики-писатели - реалисты, хотя в числе их попадаются реалисты новейшей формации, например, Поль Маргерит или братья Рони, реализм которых шире, глубже, менее односторонен, нежели грубый натурализм школы Э.Золя . русская буржуазно-либеральная критика смыкается с французской в вопросе о творческом методе Э.Золя, обвиняя его в грубом натурализме, чаще именно в этом видят влияние Э.Золя на современников,

Подобных взглядов придерживаются: J.-P.Vernier. The S.P. of J.H.Rosny the Elder. Science Fiction Studies. 1975» July, vol. 2, N 2/6, p.156-163; Andre-Gerard-Marabout. Hecits de science-fiction de J.H.Rosny-aine. - be Monde, N 9017, "Janvier", 1974,

p.15-

See: Cahier des Amis de Han Ryner. Publication trimestri-

elle, N 167, 2e trimestre, 1971 (Juin), p.10.

See: Bulletin N 7, 1971- Les Amis de Louis Pergaud,p.27-29.

Северный вестник, 1897, № 9, с.53.

- 18 -в том числе и на Рони. Но ценность данной статьи состоит в том, что ее автору удалось увидеть существенные особенности таланта писателя: "Все жгучие злобы дня, все социальные философские проблемы, волнующие ум и сердце каждого мыслящего человека, все мотивы скорби нашей бурной переходной эпохи нашли отзвук в романах братьев Рони". И далее: "Среди современных писателей Рони впервые являются научно образованными, философски мыслящими художниками. Мрачная, величественная поэзия современной науки - поэзия научно-философского миропонимания - впервые выделена братьями Рони в их произведениях как элемент художественного творчества" . И в этом же году Ф.Д.Батюшков в письме к А.П.Чехову от 16 апреля писал: "...чтобы не задерживать Вашего внимания перехожу прямо к делу: издатель заручился доя иностранных отечеств " Cosmopolis'a сотрудничеством наиболее выдающихся сил на Западе: в "Cosmopolis'e" впервые напечатаны "Moritivi " Зудермана и другие работы, Anato-le France, P.Bourget, братья Rosny, P.Margerit, P.Heyse, Kip-pling и многие другие уже дали свои лучшие новеллы" .

В 1899 г. Энциклопедический словарь (издатели Ш.А.Брокгауз-Лейпциг, И.А.Ефрон - С.-Петербург) представляет Рони как "человека обширных познаний в области философии, экономических и общественных наук...",

"Его романы, - пишет о нем "Вестник Европы", - представляют интерес благодаря затрагиваемым вопросам, верным мыслям, а также

Северный вестник. Указ. соч., с.55.

"Cosmopolis " - журнал, основанный в 1896 году Ортомансом.

Русским отделом заведовал Сыромятников (Сигма). 3 Отдел Рукописей, ГБЛ, ф.ЗЗІ, 36.31а.

- 19 -отдельным удачным в художественном отношении сценам и описаниям"1.

Б отличие от периодических изданий, которые чаще всего ограничивались рецензиями на произведения Рони (насколько эти произведения вообще приемлемы для восприятия русского читателя), Ш.Д.Батюшков в своих "Критических очерках и заметках о современниках" говорит о писателе, уже "высказавшем свою индивидуальность, в силу которой он занял самостоятельное место в ряду современных французских авторов среднего поколения. Как и все молодые авторы данного периода, он выделяется новшествами приемов творчества, оригинальностью стиля, своеобразным лексиконом, он колорист и несколько импрессионист, аналитик и психолог, реалист в деталях, но порой пускается в область чистой фантазии". Писатель, который "пытается занять независимое место, как по отношению к чистым эстетикам. .. так и к тому течению мыслей, которое приписывается

влиянию новой русской литературы и сводится к проповеди смирения

о и непротивления злу . Однако критик видит "зависимость", в которой находится Рони, от учения и взглядов именно Достоевского и в несколько меньшей мере Толстого . Тем самым он подтверждает те выводы французской критики, которая считает, что на рубеже веков французская литература больше получала извне, чем сама давала. Однако нельзя оставить без внимания к другую сторону вопроса - отношение писателя к литературной жизни России.

1 Вестник Европы, 1907, № 7, с.4.

о Батюшков Ф.Д. Критические очерки и заметки о современниках.

- СПб, кн. маг. А.Ф.Цинзерлинга, бывш., Мелье и К0, 1902, ч.П,

с.53-55.

3 Там же.

Рони-старший с большой симпатией и любовью относился к творчеству и личности Л.Н.Толстого, о чем свидетельствуют имеющиеся в Яснополянской библиотеке книги Рони с дарственными надписями . Кроме того, Рони по мере возможности вносил свою лепту в популяризацию творчества Л.Н.Толстого во Франции. Так около 1890 года им вместе с И.Павловским была переведена на французский язык "КреЙцерова соната".

Известно и отношение Л.Н.Толстого к первым произведениям

Рони. "Он считает "Нелл Горн", "Двусторонний" - особенно послед-

2 ний роман - прекрасными произведениями" .

Возможно даже, что некоторые произведения Рони были вначале напечатаны в России, а затем во Франции: в фонде рукописей ГБЛ сохранились два письма Рони, датированные апрелем и маем 1910 года. Одно адресовано редактору журнала с просьбой продолжить публикацию его книги. Другое - переводчице Леновой-Педенон, в котором обговариваются условия гонорара. В 1910 году в России действитель-

INell Horn de 1'Агтеё du Salut. P.,1886; Au Haxtre au Gompte L.Tolstoi Hommage de profonde admiration (Мэтру, графу Л.Толстому в знак глубокого восхищения. Ж.Рони). "Le Bilateral" ("Двусторонний"). Р., 1887; Au Maxtre au Compte Leon Tolstoi. Hommage de profonde admiration(M3Tpy, графу Л.Толстому, с глубочайшим восхищением. Ж.А.Рони). L'Imolation. Р., 1887; En souvenir de la douce et familiale hospitalite de Ясная Поляна", P., novembre 1895 J-R-("Ha память о милом и Семеном гостеприимстве в Ясной Поляне, Париж, I ноября 1895 г. Ж.Р.). Последняя надпись дает основания полагать, что Рони посетил Л.Н.Толстого в его имении, р

Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир, кн. 2-я т.75, М., Наука, 1965, с.22.

- 21 -но вышло произведение Рони под названием "Борьба огня". В неопубликованной статье "Пределы фантазии" В.Я.Брюсов высоко оценил "доисторические" романы писателя , а "Борьбу за огонь" назвал превосходным романом .

Одним из произведений, получивших признание у русской прогрессивной критики, был роман "Красная волна" (1909). Он посвящен синдикалистскому движению, которое во Франции отличалось более высоким размахом и динамичностью, нежели в других странах. Особенно аргументированную оценку дает ему А.В.Луначарский.

Подчеркивая значимость и важность "Красной волны", Луначарский говорит о стремлении ее автора проанализировать "состав этой волны": "он с глубокой симпатией рисует фигуры отдельных вождей, - и если не смягчает уродливых черт физической и нравственной физиономии и быта пролетариев, то никогда не забывает о

причинах этих уродств" .

Но эти причины "кажутся ему фатальными". Несмотря на имеющиеся недостатки, удачно подмеченные критиком, роман, по его мнению, "представляет собой произведение высокохудожественное, в смысле идейных выводов заслуживает того, чтобы над ним задуматься".

Вторично А.В.Луначарский обращается к "Красной волне" в статье "0 пролетарской литературе", где писателю даются более широкие характеристики, его роман рассматривается в сравнении с книгой Леона Доде "Те кто поднимаются" ("Ceux qui montent" ). Это позволяет автору вписать Рони в литературный процесс, а само произведе-

Отдел рукописей ГБЛ, ф.38б. 53.5.

Луначарский А.В. Собр. соч. Указ. соч., с.235,

Луначарский А.В. Собр. соч. Указ. соч., с.235.

- 22 -ниє рассматривать в лучших традициях французской реалистической прозы.

Своеобразно основная мысль данной книги была прокомментирована на страницах "Вестника Европы" ; Белоруссов (Алексей Станиславович Белевский) пишет: "Для того, кто вдумчиво читает книгу Рони, становится ясным, что искание страны общего счастья - эта борьба, эта грубая свалка, эта Vague Rouge, идущая снизу - процесс стихийный. Целый общественный класс несет на историческую сцену всю свою неизжитую энергию, все свое желание жить, а не только создавать жизнь для других. Это поток. Он несет с собой все, что историей сброшено на дно, но и все то сильное, здоровое и творческое, что есть в людях, впервые превращающихся из материала ис-

р торического процесса в деятелей истории" . Этой и некоторым другим

рецензиям не хватает иногда диалектического подхода, как, впрочем, и самому автору, который не понял до конца противоречий синдикализма.

Хотя в нашей стране в основном положительно оценивается творчество Рони-старшего, было бы ошибочным считать, что литературоведы увидели только достоинства произведений писателя. Больше того, есть ряд рецензий прямо противоположного характера. В журнале "Книгоноша", например, А.Запровская незаслуженно резко критикует уже цитируемый роман "Красная волна", явно не желая понять ни сложности обстановки Франции этого периода, ни мировоззрения Рони. "Герой, - по ее мнению, - удивительно неясен в своих призывах. Он любит проповедовать о социализме и революции, но не знает путей к

Луначарский А.В. Собр. соч. Указ. соч., с.235. 2 Вестник Европы, 1910, № 4, с.340.

- 23 -этим идеалам и не умеет вести к ним массу. Рони искренне считает подобного героя достойным всяческого восхваления и слащаво раскрашивает его фигуру. От Рони этого и следовало ожидать. Нашему же читателю его роман покажется натянутым, ложным и отталкивающим своей ходульностью", - заключает критик .

Ничего удивительного нет в том, что герой не знает путей, по которым нужно вести массу: ведь их не знает и сам автор, - как не знал Золя, ранний Роллан и многие другие прогрессивные писатели. Но он ставит вопрос о необходимости преобразования общества, и это важно!

С еще более резкой рецензией можно познакомиться в журнале "Рабочий писатель" за 1925 год, № 5, где Б.Саломатин считает, что роман "Удивительное путешествие Гертона Айронкестеля" построен по типу наспех состряпанных фельетонов в дешевых газетах.

Ряд неодобрительных замечаний высказали и другие рецензенты.

Знал и ценил книги Рони-старшего А.М.Горький, а его "доисторические" романы включил в список обязательной литературы для детей. Большой популярностью пользуются эти книги и в наши дни. До-

2 казательство тому - неоднократное издание их в нашей стране .

Газета "Последние новости" за 1924 год отметила: "...те довольно скудные данные, которыми располагает палеонтология, исполь-зованы автором умело и талантливо . Подобные высказывания можно было бы продолжить, так как все, кого так или иначе заинтересовало творчество Рони-старшего, высказывались одобрительно по поводу

Книгоноша, 1924, № 35, с.8.

См. список литературы. Последние новости, 1924, № II (89), с.4.

- 24 -названных произведений. В предисловиях к книгам "Борьба за огонь" "Вамирзх", "Пещерный лев" можно заметить стремление их авторов подчеркнуть, что "В отличие от некоторых писателей-современников с их тенденциями принизить человека, выявить в нем низменные инстинкты, сделать слабой, беззащитной пылинкой бытия, - Рони-стар-ший провозглашает идею неуклонного прогресса развития человечества, показывает рождение осмысленных навыков, понятий, чувств.

В людях каменного века Рони-старший показывает благородные человеческие качества: мужество, настойчивость, товарищество, чувство ответственности за судьбу своего племени. Писатель проводит мысль о том, что высшее счастье для человека - бороться и побеждать во имя счастья и блага других людей" .

р В "Истории французской литературы" упоминается имя Рони-

старшего в главах, посвященных развитию французской литературы конца XIX - начала XX века (автор А.Иващенко), развитие романа 60-х, 80-х годов (автор З.Потапова) и, наконец, В.Гальперин освещает наиболее значительные моменты литературной деятельности Ро-ни-старшего, связанные с первым периодом творчества (I886-I9II гг.).

Евг.Брандис в книге "От Эзопа до .Пжанни Родари знакомит читателя с циклом романов о первобытном человеке.

Предисловие к роману "Борьба за огонь". - Красноярск, книжн.

иэд-во, 1976. о

История французской литературы. Указ. соч., т.Ш.

Брандис Евг. От Эзопа до Дканни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. - М.: Дет. лит., 1965.

- 25 -Имя Рони можно встретить в "Истории зарубежной литературы

конца XIX - начала XX века", Большой Советской Энциклопедии и

2 других работах .

Во всех этих статьях имя Рони-старшего ставится в один ряд с писателями критического реализма, подчеркивается социально-критическая направленность большинства его произведений. Ему отводится значительное место среди писателей рубежа веков.

История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века:

Под ред. Л.Г.Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1978.

о Писатели Франции о литературе. - М.: Прогресс, 1978.

Рони-старший. Очерк жизни и творчества

Его отец Жозеф Бёкс родом из Лилля был владельцем галантерейной лавки. Разорившись, он вскоре умер от несчастного случая, когда мальчику не было и семи лет.

Мадам Бёкс, урожденная Тюбьекс - фламандка, испано-голланд р ского происхождения оптимистически смотрела в будущее, мечтала о расширении магазина, возлагая большие надежды на смышленного и развитого не по годам Анри. В восьмилетнем возрасте, он - опора семьи, состоящей из четырех братьев и сестры. В одиннадцать лет Анри удивил своих учителей легкостью, с которой решал задачи любой трудности. Однако сложное материальное положение заставило его бросить учебу. Большую поддержку оказал племяннику брат мате Биографии Рони-старшего нет ни на русском,ни на французском языке, поэтому попытку систематизировать биографические данные можно считать самостоятельной творческой задачей.

На эту особенность указывают критики, пытаясь определить причину столь широких интересов писателя, своеобразие его характера и темперамента. М.Пуэнсо поясняет: "Эта наследственность в значительной мере объясняет любознательность, склонность к постоянному исканию, не ослабевающий интерес ко всем проблемам научного, художественного и социального характера, то есть ко всем интеллектуально-нравственным проблемам в области экономической борьбы и научных исследований". - Пуэнсо М. - В кн.: Рони-старший "Борьба за огонь". - фармацевт Пепэн Тюбьекс, дав возможность мальчику получить среднее образование. Дела торговли и коммерции не привлекали Рони ни в детстве, ни в юношеском возрасте: он - страстный поклонник литературы и математики. Еще во времена ученичества Жозеф-Анри написал свой первый роман "Легенда короля Пепина", пьесу для театра, несколько стихов и рассказов. К сожалению, мать не придавала им значения и сожгла, о чем Рони до конца своих дней вспоминал с горечью и сожалением. В детские годы сформировались две основные черты характерабудущего писателя, объясняющего во многом его интересы и творческие поиски (в противовес тем предположениям критиков, которые сводили все к наследственности и темпераменту), это - прежде всего, любовь к природе, ко всему живому. Он вспоминал: "С 12 лет я не убил даже мухи, я испытывал ужас при виде крови, чья бы она не была, за всю жизнь я не выловил ни одной, даже самой маленькой рыбки, меня не раз били товарищи, за то, что я пытался спасти от их экспериментов лягушку". В 1897 году, уже зрелый мастер, обращает внимание современников на то, что люди еще на "заре человечества" рационально пользовались живой природой, стремясь сохранить сильных особей для продолжения рода.

Вторая особенность - страсть к познанию, проявлялась и в самообразовании и в желании путешествовать, наблюдать. Отсюда в сочетании с современными эстетическими направлениями и та "документальность" и "научность", на которую указывали критики.

В 19 лет осуществилась давняя мечта молодого человека, он покинул Бельгию, чтобы познакомиться с жизнью других стран, мечтая об Америке, он ехал в Англию, где ему предложили работу слу-кащего на лондонском телеграфе.

Лондон произвел впечатление большого города, "...по которому бродишь часами и не видешь конца...".

Знакомство с нравами и обычаями лондонцев - убедило: "Везде варварское равнодушие, беспощадный эгоизм, с одной стороны, и непередаваемая нищета - с другой", - как писали о Лондоне этого периода К.Маркс и Ф.Энгельс.

Жизнь в бедных кварталах Ист-Энда определила тематику будущего романа "Нелл Горн из Армии Спасения". Роман, явившийся итогом десятилетнего пребывания писателя в Англии, по замечанию Рони, писался по следующей схеме: "...сначала заметки, затем сцены, взятые из жизни... описание улиц..., парков... Все сначала хаотично, ... затем появляется центральная тема... Нелл Горн и ее семья... появление Жюста... одиночество, ...нищета. В общей сложности все эти пункты вынашивались не менее четырех лет .

Трудолюбие, наблюдательность, работа над совершенствованием английского языка, а также знаний в области естественно-научных дисциплин (математики, физики, химии, биологии) позволили Рони обрести прочную идейно-тематическую, научную базу. Этот опыт в значительной мере проявился в работах зрелого художника.

Концепция человека в социальных романах Рони-старшего

Изучение человека в его философском аспекте, то есть выявление его социальной сущности, конкретно исторической детерминированности его деятельности, соотношения биологического и социального в нем - одна из центральных тем литературоведения последних лет. Принимая во внимание конкретно историческую обстановку (конца XIX - начала XX века), исследователи указывают на новый подход творческой интеллигенции к проблемам современности. В литературе и литературоведении это - поиск осмысленного, активного воздействия человека на условия своего существования. Отмечая длительность этого процесса, С.ф.Юльметова справедливо пишет: "На пути к созданию нового героя и изображению его преобразующей деятельности писатели должны были выяснить очень многое и, прежде всего, - психологические истоки волевого акта, роль мировоззрения, соотношение интеллектуального и эмоционального начал, мысли и действия в поведении человека. Особую важность представляло философское осмысление роли субъективного фактора в истории, изучение конкретных способов практической реализации передовых идей . Кроме того, концепция личности помогает выяснить творческий метод писателя, его гражданскую позицию.

Советские и зарубежные литературоведы раскрывают сложный процесс формирования нового героя на примере творчества, главным образом, крупных писателей - Э.Золя, А.Доде, Эд. и Ж.Гонкуров,

А.Франса, Р.Роллана и др., тогда как писатели второго и третьего плана по-своему ярко представляют тенденцию времени. Творчество Рони-старшего, формировавшееся под непосредственным влиянием метода Э.Золя, стиля Эд.Гонкура, философии "альтруизма" А.Доде, являет собой удивительную художественную преемственность и яркую индивидуальность. Особенно наглядно это проявилось в его отношении к человеку, с его зависимостью от "среды и момента", диалектической эволюции к активнодействующей личности.

Натурализм, как литературное течение и метод в совокупности художественных приемов и средств в его лучшем социальном проявлении, оказывал огромное влияние на поэтику художника в целом. Следует иметь в виду также, что в начале своего развития натурализм не отделял себя от реализма и рассматривался как близкий ему идейно-художественный принцип познания действительности. Исходя из того, что действительность - непрерывно эволюционирующий процесс, а значит и реализм не застывший метод, а гибкий инструмент художественной интерпретации жизни. В этом своем значении натурализм способствовал обогащению критического реализма новыми аспектами изображения мира и человека. "Демократизация героя - своего рода закономерность. Это входило в программу, становилось непременным условием системы... непременным не в меньшей мере, чем физиологическая наукообразность" . В этой связи натуралисты пытались решать проблемы женской эмансипации, социалистического движения, контрастов буржуазного города и многие другие.

Французский натурализм вырос не на голом месте. В определен ной форме он существовал еще у Рабле. Не случайно Ф.Булгарин ставил знак равенства между натуральной школой в России и "Неистовыми" во Франции. В нее входили: Ж.Жаннен, Э.Сю, А.Дюма-отец, Ф.Сулье и др. Они еще в 30-е годы сочувствовали бедноте, выступали против приукрашивания действительности, то есть воплощали в своем творчестве некоторые каноны натурализма, позже провозглашенные Э.Золя. Но "неистовые" чаще всего представители литературы отчания; пессимисты, легко уживающиеся с существующим строем. Золя же, стремясь раздвинуть рамки современного ему романа, желая "удовольствоваться ролью ученого, не затрагивающего вопроса оценки политического строя, религии", смело переступил за рамки выдвинутых им правил, проявляя высокую гражданственность, не оставаясь равнодушным и в вопросах политики.

Ученики Э.Золя, молодые литераторы, объединенные некогда в "Меданскую группу": А.Сеар, П.Эник, П.Алексис, Ж.Гюисманс уже в первом сборнике новелл раскрылись как писатели разных направлений. Наиболее демократичным среди авторов был П.Алексис. Остальные же шли, казалось, от "Неистовых" в выборе "натуры", которая сводилась к следующему в программном произведении Ж.Жанена. "Мертвый осел и обезглавленная женщина": "Нам надобна натура ужасная, мрачная. Представьте операцию! Молодой и здоровый человек лежит на широком и черном камне, а два опытных палача сдирают с него кожу... Вот избранная мною натура" .

Концепция мира и человека в "доисторических" романах Рони-старшего

Книги Рони-старшего о первобытном человеке занимают видное место в литературе Франции, где они неоднократно издавались , пе р реводились на другие языки , В творческом наследии писателя их насчитывается меньше десяти (в сравнении с нравоописательными и другими произведениями), но именно они принесли автору мировую известность.

В обращении к доисторическому прошлому земли нельзя не заметить закономерного преломления научных теорий, оказавших воз La guerre du feu.. P., 1940: Ibid. Les Editions de la nou-velle France, 194-3, 1946; Ibid. P., ce club francais (imp. mazarine) 194-8; Ibid. P., Gedalge (impr. de E. Dam?), 1951; Ibid.. Editions de Damphin (Flamart, impr. de Habaurit), 1952; Ibid Editions G.P. (impr. la Photolith), 1953; Club, du meilleur livre (Digeon, impr. de Darantiere), 1955, Ibid., Gedalse, 1955, Ibid. Paris Ed. 6. P. (1959), Vamireh, P., Plon 1925, Ibid. P.stc. См. Список литературы. Les Xipehuz, prehistoire et science-fiction (1887), Vamireh, roman prehistorique (1892), Eyrimah, roman prehistorique (1896), Les profondeurs de Kyamo, nouvelle prehistorique (1896), La guerre du feu, roman prehistorique (1911) Le felin geant, roman prehistorique (1920) IKS homines sangliers, nouvelle prehistorique (1929) Helgvor du Pleuve Bleu, roman prehistorique (1950) действие на художника, формируя его общефилософские представления, концепцию мира и человека. В.И.Ленин писал: "Могущественный ток к обществоведению от естествознания шел, как известно, не только в эпоху Петти, но и в эпоху Маркса. Этот ток не менее, если не более могущественным остался и для XX века".

Связав свою жизнь в литературе с естественными науками и окружив себя достаточно известными учеными: физиком Ж.Перреном, лауреатом Нобелевской премии, математиком Э.Борелем, Рони, однако, большую роль отводил изучению общественных наук: истории, философии, экономике, археологии. В разные периоды жизни его оди-каково интересовала история древней Греции и Рима , времена прав о ления Людовика ХУ, Людовика ХУІ , а также важнейшие исторические события, свидетелем которых он являлся. Но в процессе философского, социального, исторического, научного прогресса совершенствуется изучение человека. Одной из форм такого совершенствования в творчестве Рони стало обращение автора к раннему периоду человеческого развития, формирующемуся обществу. Его произведения отражают процесс становления этого общества, сущность которого состоит в переходе от одной формы движения материи - биологической -к качественно иной, более высокой - социальной или общественной, в скачке от биологического к социальному, где автор показывает рождение осмысленных навыков, понятий, чувств, развития сознания.

Пристальное внимание к человеческой личности, послужившей отправной точкой замысла, отмзчают и французские исследователи. В частности, Ж.Моог пишет: "Не случайно в его социальных романах, таких как "Термит", "Марк Фан", "Даниель Вальгрэв", звучит мысль о том, что каждый современный человек несет в себе часть того опыта, который по крупицам передавался из поколения в поколение, от низших форм к "высшим". "Кроме того, - продолжает критик, -"В книгах Рони много места уделяется детям (маленькая Мэй в "Нелл Горн", дети Элье в "Двустороннем", Виктор, Марин, Рит в "Марк Фан", Шарль в "Даниель Вальгрэв"), где через образы детей он стремится проследить зарождение инстинктов, развитие физическое и духовное".

Похожие диссертации на Рони - старший - романист. Поэтика. Проблематика. Творчество