Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Клинико-инструментальная оценка состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Огарёва Анна Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Огарёва Анна Владимировна. Клинико-инструментальная оценка состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах : автореферат дис. ... кандидата медицинских наук : 14.00.21 / Огарёва Анна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т].- Москва, 2007.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-6/3692

Введение к работе

Актуальность проблемы

Заболевания челюстно-лицевой области представляют для музыкантов, играющих на духовых инструментах и их профессиональной деятельности большую проблему (Prensky Н.D.,1986).

По данным Herman E. (1981), существенное влияние на качество жизни миллионов исполнителей-профессионалов, играющих на духовых инструментах, оказывает вовремя не диагностированные и не вылеченные патологические процессы в челюстно-лицевой области. Из них наиболее часто встречаются заболевания пародонта.

Каждый инструмент имеет особую форму мундштука, требующую уникального расположения органов ротовой полости (амбушюр). Во время игры губы, язык и зубы взаимодействуют с мундштуком инструмента, чтобы поочередно обеспечивать и перекрывать ток воздуха.

Большинство музыкантов-трубачей изначально имеют челюстно-лицевые признаки, которые предрасполагают к необходимому расположению органов ротовой полости для профессиональной игры на духовых инструментах. У других музыкантов-трубачей эти параметры таковы, что нужное для правильного извлечения звука положение структур полости рта достигается за счет компенсаторных движений нижней челюсти и мышц головы и шеи. В дальнейшем эти не адекватные механизмы могут приводить к развитию патологических процессов (Prensky H.D.,1986; Nahmani L., Serviere F.,1984.).

Игнорирование аналитических данных при постановке амбушюр приводит к невозможности полностью раскрыть потенциал музыканта. Амбушюр музыканта особенно легко нарушается при наличии стоматологических заболеваний (Rindisbacher T. et al., 1990).

С другой стороны, в работе Herman E. (1989) отмечено, что игра на духовых инструментах более 3 часов в день уже является значимым фактором развития патологических процессов, что должно быть учтено лечащим врачом-стоматологом.

По мнению Howard J., Lovrovich A. (1989), прогрессирующие стоматологические заболевания, такие как: пародонтит, деформации зубных рядов, повышенное стирание напрямую влияют на качество извлекаемого музыкального тона, что может приводить к «профнепригодности».

В нашей стране подобные исследования не проводились.

Представляется целесообразным, актуальным и важным для науки и практики стоматологии проведение углубленного изучения влияния профессиональной игры на духовых инструментах на стоматологический статус музыканта. Это позволит выработать систему профилактики стоматологических заболеваний, что особенно важно на ранних этапах карьеры музыканта.

Цель исследования

Комплексное изучение состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах, для оптимизации профилактических мероприятий.

Задачи исследования

1.Провести комплексное клинико-инструментальное обследование пародонта музыкантов – курсантов Военного института (военных дирижеров) военного университета, играющих на различных духовых инструментах.

2. Провести рентгенологическое обследование зубочелюстной системы у музыкантов, играющих на духовых инструментах.

3. Изучить гемодинамику пародонта, демпфирующую способность пародонта, состояние сенсорного аппарата пародонта музыкантов, играющих на духовых инструментах с различным амбушюр.

4. Провести аналогичные исследования у музыкантов, играющих на ударных инструментах.

5. Оценить в сравнительном аспекте результаты комплексного стоматологического обследования музыкантов, играющих на духовых и ударных инструментах.

6. Дать практические рекомендации по профилактике выявленных нарушений стоматологического статуса у музыкантов, играющих на духовых инструментах.

Научная новизна исследования

Впервые в России проведены комплексные клинико-инструментальные исследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на различных духовых инструментах, в сравнении с музыкантами, играющими на ударных инструментах.

Установлено достоверное ухудшение стоматологического статуса у музыкантов, играющих на духовых инструментах, в сравнении с контролем.

Получены новые данные о клинико-рентгенологической картине пародонта, состоянии микроциркуляции (по показателям лазерной и ультразвуковой допплеровской флоуметрии), демпфирующей способности пародонта (по показателям прибора «Периотест») и тактильной чувствительности пародонта (по показателям прибора «Периосенсомер») у музыкантов, играющих на различных духовых инструментах в сравнении с музыкантами, играющими на ударных инструментах.

Выявлено нарастание нарушений гемодинамики и снижение демпфирующей способности пародонта у студентов старших курсов Военного института (военных дирижеров) Военного университета, играющих на духовых инструментах, в сравнении с первокурсниками.

Установлено наличие достоверных различий в стоматологическом статусе (ИГР-У и РМА) музыкантов, играющих на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр, в сравнении с музыкантами, играющими на духовых инструментах с внеротовым амбушюр.

Практическая значимость

На основании анализа результатов клинических и инструментальных исследований получены данные, свидетельствующие о наличии нарушений в пародонте у музыкантов, играющих на духовых инструментах, преимущественно, в области резцов нижней челюсти, прогрессирующих по мере увеличения продолжительности игры на духовом инструменте.

Установлено, что музыканты, играющие на духовых инструментах, составляют группу повышенного риска развития пародонтита в передних отделах зубных рядов в результате перегрузки тканей пародонта во время игры на духовом инструменте и нуждаются в проведении профессиональных лечебно-профилактических мероприятий, включая обучение гигиене полости рта, мотивировании к уходу за зубами и пародонтом, регулярном контроле ухода за зубами и проведении профессиональной гигиены полости рта.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Комплексное стоматологическое обследование курсантов Военного института (военных дирижеров) Военного университета убедительно свидетельствует, что профессиональные занятия игрой на духовых музыкальных инструментах сопровождаются достоверным ухудшением стоматологического статуса, особенно состояния пародонта передних зубов.

2. Показатели лазерной и ультразвуковой допплеровской флоуметрии свидетельствуют о достоверном ухудшении микроциркуляции в пародонте в области резцов у курсантов, играющих на духовых инструментах в сравнении с музыкантами, играющими на ударных инструментах.

3. Игра на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр приводит к достоверному снижению показателей микроциркуляции в области резцов верхней челюсти в сравнении с показателями музыкантов, играющих на духовых инструментах с внеротовым амбушю р.

Апробация работы

Результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены на:

IV Всероссийском конгрессе «Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия», Новосибирск, 2005.

XXVII итоговой конференции общества молодых ученых МГМСУ, Москва, 2006.

XXVIII итоговой конференции общества молодых ученых МГМСУ, Москва, 2007.

на совместном заседании сотрудников кафедры госпитальной ортопедической стоматологии и лаборатории материаловедения НИМСИ при МГМСУ 19 июля 2007 г.

Внедрение результатов исследования

Результаты исследований внедрены в педагогический процесс с клиническими ординаторами и аспирантами кафедры ГОС МГМСУ.

Личное участие соискателя в разработке проблемы

Автором лично проведена клиническая часть работы по стоматологическому обследованию тематических пациентов, их систематизации по группам и тщательному клиническому обследованию с использованием системы общепринятых индексов. Автор освоила инструментальные методы исследования пародонта зубов: лазерную и ультразвуковую допплерографию, периотестометрию, периосенсометрию. Принимала активное участие в статистической обработке полученных данных, анализе результатов комплексного клинико-инструментального обследования музыкантов, играющих на духовых инструментах и музыкантов, играющих на ударных инструментах.

Публикации

По теме диссертации опубликовано 3 работы, из них 1 статья в журнале из перечня ВАК РФ.

Объём и структура диссертации

Диссертация изложена на 85 страницах машинописного текста и включает главы: введение, обзор литературы, материалы и методы исследований, результаты исследований, обсуждение результатов исследований, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, включающий 120 работ, из них 65 работ отечественных, и 55 работ иностранных авторов. Диссертация иллюстрирована 17 таблицами, 9 фотографиями, 18 диаграммами.

Похожие диссертации на Клинико-инструментальная оценка состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах