Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн монгольских ковровых изделий : культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика Циен-Ойдов Батсайхан

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Циен-Ойдов Батсайхан. Дизайн монгольских ковровых изделий : культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Циен-Ойдов Батсайхан; [Место защиты: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии].- Москва, 2013.- 306 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/12

Введение к работе

Проблема, тема, состояние вопроса. Быстрое совершенствование текстильных технологий в последней трети ХХ начале XXI века способствовало резкому увеличению мирового машинного производства ковровых изделий. В странах традиционного использования ковров, закупивших высокопроизводительное ковроткацкое оборудование к которым относится Монголия, это привело к неоправданно масштабному тиражированию ограниченного набора однотипных ковровых упрощенных каноничных композиций и композиций, созданных под влиянием международной моды. Такую ситуацию нельзя считать удовлетворительной, так как она не дает населению Монголии полноценного ассортимента орнаментов, наработанных в ручном ткачестве и ограничивает экспортный потенциал национальных ковровых производств. Анализ современных ковровых изделий Монголии показывает, что в ковровых композициях используется недостаточный набор орнаментальных мотивов, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, слабо осознают заложенный в мотивах эстетический и смысловой потенциал.

В чем же особенности использования орнаментальных мотивов в монгольских ковровых изделиях? Какие возможности для творческого выражения несут в себе древные орнаментальные сообщения? Насколько сложноорганизованные древнейшие композиционные формы и мотивы отвечают потребностям современного монгола? Как орнаментальные формы, рожденные современностью могут встраиваться в традиционные композиционные схемы?

Ответить на данные вопросы невозможно без научного изучения возникновения и эволюции традиционных для Монголии орнаментальных мотивов и анализа опыта их использования в проектировании ковровых изделий.

Большой фундаменальный вклад внесли для исследования искусства Монголии, труды монголоведов. По данной тематике работали: Сыма Цянь, Рашид-ад-дин, Н.Я.Бичурин, Г.Н.Потанин, Н.К.Рерих, К.В.Вяткина, С.И.Руденко, А.П.Окладников, Н.М.Щепетильников, И.И.Ломакина, Н.В.Кочешков, Л.Н.Гумилев, Н.Н.Бельский, Д.Б.Пюрвеев, А.С.Ососьков, James C.Y. Watt и др.

Особой любовью в Монголии пользуется Н.К.Рерих который видел, богатые исторические традиции страны и смотрел на неё с надеждой на расцвет в будущем.

Замечательная работа Н.М.Щепетельникова “Архитектура Монголии” (M.,1960) не только дает исторический обзор архитектуры но и затрагивает исторические проблемы жилищ монголов, давая общее представление о подстилочных изделиях. Эта книга – фундаментальный источник для исследователей последуюших периодов.

Н.В.Кочешков был первым исследователем из-за рубежа, посвятившим себя специальному изучению декоративно-прикладного искусства Монголии, признавшим его самобытность и художественную ценность. В труде “Народное искусство Монголов” (М., 1973) он оценил, проанализировал работы предыдущих исследователей так или иначе касавшихся искусства монголов. В историографическом обзоре Н.В.Кочешков справедливо возражал тем авторам, которые преувеличивали влияние культовых религиозных традиций буддийского Тибета и феодального Китая на художественную культуру монголов. Он дал принципиально новую трактовку истории декоративно-прикладного искусства нашего народа, считал, что оно сохранило свою древнюю, исконно национальную основу, свою самобытность, впитало все лучшее из культурного наследия прошлого, в котором воплощен многовековой опыт народа, его творческий дух, его эстетические воззрения. Также в книге отмечены музеи России имеющие монгольские художественные и этнографические коллекции. Его исследовательская работа имеет фундаментальное значение.

Л.Н.Гумилев писал, что Монголия – сердце Великой степи. Великая степь – фон всей исторической судьбы Монголии. Нельзя понять закономерности развития монгольского народа и государства, монгольской культуры и искусства, не рассматривая их во взаимосвязи с динамическими процессами развития всего степного региона как целого.

Н.Н.Бельский подчеркивал, что современное монгольское искусство будет успешно развиваться лишь в том случае, если станет опираться на многовековые технико-художественные традиции, выработанные коллективным гением народа.

Д.Майдар больше внимания уделял жилищу монголов и графическому искусству.

До настоящего времени древние орнаменты ковровых изделий Центральной Азии и ковровые изделия, использовавшиеся в монгольском быту, рассматривались, в основном этнографами, археологами и частично, историками декоративно-прикладного искусства. (Б.Ренчин, Х.Пэрлээ, Н.Цултэм, Д.Майдар, С.И.Руденко, С.И.Вайнштейн, Ч.Сонгино, Н.Полосьмак, Д.Цэвээндорж, У.Эрдэнэбат, Langdon Warner). Кроме того, сведения о них имеются в различных статьях и монографиях и не сведены в единое целое. Дизайн ковровых изделий Монголии как самостоятельная отрасль не изучался.

Народный художник Монголии, искусствовед Н.Цултэм глубоко и всесторенне исследовал историю искусства Монголии, способствовал развитию искусствоведения, его труд можно признать самым обширным, фундаментальным для социалистического периода нашей страны. Результаты исследования были опубликованы в книге “Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века” (М., 1986). В других его работах замечательно иллюстрированных, рассматриваются по отдельности декоративное искусство, национальная живопись – монгол зураг, скульптура Монголии, архитектура Монголии.

Археологи подробно описали характер древних ковровых изделий, декоративное оформление сопутствующих коврам предметов.

Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования монгольских ковровых изделий не проводилось. Вследствие не системности изложения и неравномерности распределения имеющегося исторического материала в нашем исследовании пришлось задействовать не только монгольский опыт по изучению теории и методики построения орнамента и штучных текстильных изделий. При написании диссертации изучались работы таких ученых историков и теоритиков орнамента, как В.Н.Козлов, С.А.Малахова, Н.П.Бесчастнов, Л.М.Буткевич и историки мирового ковроткачества: А.Барон, Ф.В.Гоголь, Е.Г.Яковлева, К.И.Антипина, А.Ю.Мальчик, Мехди Зариф, Н.И.Сезева, J. Watt, Peter F. Stone, Thomas Cole, Volkmar Gantzhorn, исследователи войлочных изделий Е.И.Махова, Н.В.Черкасова, Л.Батчулуун Е.Г.Царева и т.д.

Исследователь ковра Мехди Зариф в книге “Справочник ковров” (М., 2006) впервые освещает роль монголов в средневековом развитии мировых производств ковроткачества. Его идеи придали мощное ускорение нашим исследованиям.

Изучение традиционных монгольских мотивов проводилось с привлечением всего ассортимента ковровых изделий включая изделия кочевников из войлока и кожи. Первые научные работы, посвященные непосредственно войлочному творчеству монголов, принадлежат Л.Батчулуун. Вопросам собирания и изучения войлочного ковра он уделил большое внимание в "Монгол эсгий ширмэлийн урлаг" (УБ., 1999). Книга написанная больше в культурологическом аспекте, была посвящена скорее духовной и художественной связи и ценности войлока и видам орнамента. Работы этого ученого вскрыли много важных направлений для исследования монгольского войлочного искусства. Однако они не имеют четких определений с точки зрения искусствоведения.

Первые письменные сведения о народном искусстве монголов мы находим в источниках XIII – XIV вв. Особую ценность представляют сведения европейских путешественников Плано Карпини (1182 – 1252), Вильгельма Рубрука (между 1215 и 1220 – ок. 1270) и Марко Поло (1254 – 1324) посетивших монгольское государство в XIII в. В их отчетах содержится материал, связанный с народным искусством монголов, в частности упоминается о художественной обработке металла и об аппликациях на войлоке.

Одним из самых подробных и достоверных источников по периоду истории Монгольской империи является “Сборник летописей” персидского историка конца XIII – начале XIV в. Рашида-ад-Дина, положившего в основу своего труда подлинные монгольские хроники и устные предания. Рашид-ад-Дин упоминает об изображениях на войлоке, закрывающем вход в юрту, об узорах на дымнике, о знании монголами XII – XIII вв. кузнечного ремесла и ювелирного искусства.

Войлочный ковер “ширмэл ширдэг” – особый жанр коврового искусства. Его главной отличительной чертой является простегивание нитей вербльюжей шерсти параллельной строчкой. В задачу простегивания входила не только сама отделка и укращение ковра, но и проблема длительного ежедневного пользования изделием.

Территориально и по времени ворсовое ткачество ковровых изделий в Монголии имело ограниченное распространение. Оно было известно в основном в юго-восточных, юго-западных районах (современные аймаки Дорнод, Сухэ-Баатар, Гоби-Алтай) на границах с Внутренней Монголией и района Синьцзян Уйгурам КНР.

Производство ковров – одно из значительных отраслей современной легкой промышленности Монголии, так как страна имеющая особую историю ковроделия, представляет для исследователей и любителей большой интерес. Однако до настоящего времени монгольские ковровые изделия не являлись предметом серьезного исследования. Данная диссертация – первый опыт исследования дизайна монгольских ковровых изделий и мы сосредотачиваем внимание на их историческую эволюцию, развитие, классификацию, композицию и проектные процессы.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации – проведение анализа художественного проектирования монгольских ковровых изделий с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявление и обоснование принципов и эффективных методов использования каноничных для Монголии орнаментальных мотивов при создании современных ковровых композиций.

Для реализации заявленной цели решаются следующие исследовательские задачи:

обобщается и анализируется история развития и особенности ковровых изделий Монголии;

определяются условия возникновения и образно-художественный смысл древних орнаментальных мотивов Монголии на ранней стадии сложения канонов;

выявляются хронологические рамки существования мотивов и схем построения штучных композиций коврового типа;

определяются хронологические рамки и становление методов проектирования промышленной ковровой продукции;

дается анализ процессов проектирования современных ковровых композиций;

выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования ковровых композиции в Монголии.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является художественная практика создания монгольских ковровых изделий и близких к ним по композиции и мотивом предметов декоративно-прикладного искусства, предметом исследования – художественное проектирование монгольских ковровых изделий.

Работа строится на материале истории и теории культуры, археологии и этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, теории дизайна и методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы из фондов музеев Монголии, России, Дании, Японии, Тайваня и США. Выбор и организация материала подчинены задачем исследования ковровых изделий, процессу развития методов проектирования в области монгольского текстиля. Поэтому в обширном историческом материале (с IV века до н.э. до настоящего времени) отбираются и рассматриваются наиболее принципиальные явления.

Материал по истории проектирования монгольских ковровых изделий освещен в литературе крайне слабо, поэтому в работе существенную роль играет фактография. Вопросы технологии коврового производства, изложенные в технических изданиях, в работе не рассматриваются. Географические границы исследования – районы Центральной Азии.

Методы исследования. Значительный исторический период, охватываемый исследованием и системность художественного творчества требуют адекватных методов изучения. Исследование велось, в целом, в рамках искусствоведческого системного исследования рассматривая как систему орнаментальную композицию и проектный процесс. Понимая орнамент как особую знаковую программу мы исследовали специализированную систему – систему ковровой композиции на материале артефактов монгольской культуры.

Важной составляющей анализа является изменение функциональных качеств системы в результате исторических изменений среды. Применение системно-исторического метода, позволило понять художественное проектирование монгольского ковроткачества в развитии. Использование метода сравнительного анализа позволило выявить специфические качества результатов проектных процессов.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: дизайн монгольских ковровых изделий изучается впервые. Кроме того, в работе проведено системное исследование влияния традиционного орнамента на современное художественное проектирование монгольских ковров.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное исследование научно обосновывает практику создания ковровых изделий на примере монгольского опыта, восполняет дефицит исследований в области текстильного дизайна. При анализе коврового творчества Монголии на основе многолетней работы в этой области сделан важный шаг к раскрытию сложившихся веками художественных традиций в ковроделии. Такой анализ является ценным для дальнейшего развития художественно-декоративного стиля и образа ковроделия нашей страны.

Практическая значимость работы заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования ковровых композиций и использовать полученные знания в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в дизайнерском образовании, станет отправным материалом для молодых исследователей монгольского текстильного дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержашиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого национального и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам “Специальный рисунок” и “Композиция” кафедры рисунка и живописи и кафедры рекламной графики и визуальных коммуникации МГУДТ. Материал полученный автором в результате исследования, был использован при создании учебных пособий в вузах Монголии.

Автор имеет 10 печатных работ по теме диссертационного исследования, в журналах, сборниках научных трудов и тезисах научных конференций.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ФГБОУ ВПО “Московский государственный университет дизайна и технологии”.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 306 стр., она содержит 198 стр. машинописного текста. Список литературы включает 152 наименований. Объем приложения составляет 108 иллюстраций.

Похожие диссертации на Дизайн монгольских ковровых изделий : культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика