Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Глинтерник Элеонора Михайловна

Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг.
<
Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Глинтерник Элеонора Михайловна. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг. : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.06. - Санкт-Петербург, 2001. - 360 с. + Прил. (161 c. ) + Прил. (211 c.: ил. ). РГБ ОД, 71:02-17/23-5

Содержание к диссертации

введение 5

Раздел і

ДИЗАЙН-ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПОДСИСТЕМА ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА I

Процесс институализации графического дизайна в России

1.1.1. Историография вопроса: от художественно-критического

к историко-теоретическому освоению 19

  1. Эволюция понятий. Формирование терминологического аппарата 40

  2. Многообразие и диалектика жанровой структуры,

проблемы формообразования 62

1.1.4. Художественно-коммуникативная эволюция товарного знака

в России (XVIII—XX вв.) 82

Г Л А В А II

Автономия графического дизайна

как художественно-коммуникативной системы

  1. Социокультурные свойства и коммуникативные аспекты графического дизайна в информационном обществе 109

  2. Мифология графического дизайна с точки зрения семиотики 126

  3. Риторика графического дизайна 136

  4. Принципы эстетической коммуникации в проектной графике 150

Раздел II

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СПЕЦИФИКА ГЕНЕЗИСА ДИЗАЙН-ГРАФИКИ В РОССИИ

ГЛАВАІ

Предыстория и ранний период функционирования прикладной графики в России (XIX начало XX вв.)

2.1.1. XVIII — первая половина XIX вв. как период предыстории

прикладной графики 165

2.1.2. Экономическая и социокультурная обусловленность

раннего этапа развития . 181

  1. Проектная трафика в городской среде и быту 197

  2. Формирование эстетических основ новой графики . -. 206

ГЛАВА II

Пути развития проектной графики советского времени (1920—1980-е гг.)

2.2.1. Актуализация дизайн-графики в период

1920 — начала 1930-х гг. 229

  1. Принципы станковизма и эпоха социалистической утопии (середина 1930 — середина 1950-х гг.) 249

  2. Художественные реалии и проблемы доперестроечного тридцатилетия. Региональные школы 261

Г Л А В А III

Формирование профессионально-образовательной системы

  1. От ученика Гравировальной палаты Академии наук до звания акцидентного наборщика (XVIII — начало XX вв.) 273

  2. Полиграффак московского ВХУТЕМАСа — ленинградского ВХУТЕИНА (1921-1930) 286

  3. Становление современного образовательного процесса в ВУЗах (1960-1980-е гг.) 305

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 317

ПРИМЕЧАНИЯ 322

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 344

Приложение I. (Том II) Содержание

1. Опись материалов Научно-библиографического архива PAX
об организации Ленинградского ВХУТЕИНа —- ВХУТЕМАСа

и деятельности полиграффака (1921-1930) 3

  1. Материалы Научно-библиографического архива 9

  2. Учебные планы полиграффака Московского

ВХУТЕМАСа (1927 г.) 130

4. Учебные планы граффака Ленинградского ВХУТЕИНа

(1927 г.) 132

5. Графический дизайн: библиография основной литературы

на русском языке 135

Приложение И. (Том III) Содержание

Список иллюстраций 3

1. Альбом иллюстраций и фотодокументов 32

Материалы по историографии вопроса и формированию профессионально-образовательной системы в графическом

дизайне 1-35

Предыстория и ранний этап становления

дизайн-графики: XVIII начало XX ев 36-100

Развитие дизайн-графики советского времени.

1920-1980-егг 101-181

Введение к работе

В последнее десятилетие в практике отечественной проектной культуры как сложной многоуровневой системы, все в большей степени заметен процесс дифференциации ее подсистем, творческая автономия и профессиональная специализация по направлениям. Расширение сфер творческой деятельности дизайнера, а также дальнейшее формирование профессионального образования заставляют обратить особое внимание на проблемы разграничения и выявления основных закономерностей творческого самоопределения каждой из областей дизайна. Все более пристальный интерес у теоретиков и практиков вызывают вопросы, связанные с выявлением особенностей функционирования той или иной сферы дизайна в прошлом и в современных условиях. В связи с этим уточняется общая модель дизайна, его роль в формировании предметно-пространственной среды, а также, что особенно важно, идут интенсивные поиски новых аспектов, влияющих на формообразование как в пределах уже сформировавшейся художественно-композиционной системы современного стиля, так и вне его, в истории дизайна.

Наиболее востребованной и доминирующей в обществе формой дизайнерской деятельности, одним из значительных фактов эстетической культуры в России последнего десятилетия стал графический дизайн. Это подтверждается обширной выставочной практикой, тематикой научных конференций и симпозиумов. Это подтверждается обширной выставочной практикой последнего десятилетия и тематикой научных конференций и симпозиумов. Так, например, за этот период прошли выставки: "Торговая реклама и упаковка в России XIX - XX вв." (Государственный Исторический музей, Москва, 1993), "Веселящийся Петербург: афиши, меню, приглашения" (Государственный Русский музей, 1994); "Искусство и печатное дело. Рекламный плакат в России конца XIX - первой трети XX вв." (VI Международная выставка "Полиграфия-97", ВАО "Ленэкспо", Санкт-Петербург, 1997), "Два века русской этикетки" (Политехнический музей, Москва, 1998); "XX век. Эпоха - человек - вещь" (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, 2000) и т. д. Огромный интерес к ушедшей эпохе и утраченным традициям не только способствовал успеху этих мероприятий, но и выявил наличие ряда вопросов, связанных с культурой и искусством России на протяжении значительного исторического отрезка времени, требующих изучения и осмысления.

По существу, ретроспективный характер выставочной деятельности и

непосредственно современная практика графического дизайна вызывают необходимость в обобщенном историко-теоретическом исследовании. Поэтому генезис графического дизайна как художественно-проектной деятельности и одной из областей российской проектной культуры позволяет обозначить проблему его самоопределения в историко-культурном контексте и формирование соответствующих ему структурно-функциональных ориентиров дизайна.

Освоение наследия дизайн-графики актуализируется также в связи с проблемой отношения к традициям, которая приобретает не только теоретическое, но и вполне практическое значение на современном этапе, когда дизайн-графика стала одним из доминирующих жанров проектного творчества и занимает важнейшее место в таком социокультурном образовании, как "массовая культура". Актуальность темы определяется также возможностью осмыслить процесс интеграции графического дизайна и рекламы, соотнести его с реалиями настоящего времени, осмыслить как общекультурную национальную ценность, уточнить методологические приемы и терминологию эстетико-ис-кусствоведческого анализа при исследовании природы графического дизайна.

Начиная с 1960-х гг. в отечественном искусствознании явно обозначился интерес к изучению и систематизации материала, который ранее не привлекал внимания специалистов и по целому ряду исторически сложившихся обстоятельств не входил в круг актуальных проблем, подлежащих рассмотрению. Прежде всего, это коснулось общей сферы проектной культуры — в профессиональной среде созревала необходимость формирования собственной науки — теории дизайна, возникло понимание того, что жизнеспособность дизайна, как и многих других видов деятельности в современном мире, проявляется в той мере, в какой они могут подниматься до научного осмысления своей практики. В этот период выходят книги К. М. Кантора ("Красота и польза") и В. И. Тасалова ("Прометей или Орфей"), проблематика которых заключается в самих названиях. Происходит осмысление дизайна как технико-эстетической системы (Е. Н. Лазарев), получают свое обоснование методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна (О. И. Гениса-ретский), появляется трудовая теория дизайна (Л. И. Новикова), рассматриваются такие аспекты, как генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества, экология культуры и гуманизация дизайнерского проектирования (В. Ф. Сидоренко, К. А. Кондратьева), выявляется созидательный потенциал основных направлений и школ дизайна, как в сфере проектирования конкретного предметного мира, так и в формировании его общей культурологической модели (В. Р. Аронов). Начиная с середины 1980-х гг. теоретические исследования проходят на фоне общекультурного процесса, в котором рост исторического сознания является одной из ярких примет десятилетия. Стремление к историко-культурному обобщению, поиску истоков дизайна, анализу его локальных исторических периодов нашли отражение в трудах Н. П. Бес -

частнова, Н. В. Воронова, М. Э. Гизе, А. Н. Лаврентьева., Е. Е. Любомировой, Е. В. Сидориной, С. О. Хан-Магомедова и др.

Параллельно разрабатывалась также методология исследования феномена дизайна, получившая новое направление в работах О. И. Генисарет-ского, Е. Н. Лазарева, В. Ф. Сидоренко, В. И. Тасалова. Круг проблем, затронутых в этих исследованиях, создал методологическую базу и предпосылки для дальнейшего изучения технической эстетики и дизайна. Таким образом, отталкиваясь от практического развития дизайна (среды, мебели и т. д.) история и теория дизайна обогатилась новой проблематикоіі. Движение "от теории дизайна к философии проектирования" стало определяющим на этапе 1970 -1980-х гг. Философскому обоснованию целого ряда общих вопросов проектной культуры посвящены исследования М. С. Кагана, К. М. Кантора, Н. Н. Кирсановой, М. К. Коськова, И. П. Лукшина, В. М. Розина, Ю. Б. Тупталова.

Проблема историзма проектной культуры в России не раз становилась предметом обсуждения, однако целостного решения она не нашла. Пока что мы располагаем лишь фрагментарной, в хронологическом отношении, историей отдельных сфер дизайна. Объектом исследования ученых московской школы стала история художественно-промышленных выставок (Е. Е. Любо-мирова), значительно продвинулось всестороннее изучение дизайна 1920 -1930-х гг. (Н. А. Адаскина, Н. В. Воронов, Л. А. Жадова, А. Н. Лаврентьев, Е. В. Сидорина, С. О. Хан-Магомедов), частично охвачен период доперестроечного тридцатилетия 1955-1985 гг. (В. Р. Аронов, К. М. Кантор, Г.Г. Курьерова, Л. П. Монахова). Интересы петербургской школы сосредоточились на выявлении истоков и художественных начал в технике — протоди-зайне (М. Э. Гизе).

Сводной историей дизайна в России, в ее хронологической последовательности, общекультурной и художественной эволюции отечественная наука пока что не располагает. Необходимо также отметить, что на изучении истории проектной культуры в России вообще и графического дизайна в частности косвенным образом сказалось и местопребывание большинства исследователей. Ввиду значительной разрозненности источников, их эмпирического характера по вполне понятным причинам в научный оборот введено преимущественно наследие московской школы дизайна, по-видимому, как более доступное с точки зрения местонахождения.

Что касается собственно графического дизайна, то на раннем этапе развития (1890-1910-е гг.) он становился объектом художественной критики либо в связи с обзором выставочных экспозиций, либо как носитель рекламной информации в городской среде. Серьезное начало его теоретическому осмыслению было положено в 1920 -1930-х гг. (А. Сидоров, В. Славенсон, В. Охо-чинский, Я. Тугендхольд, В. Полонский, Б. Земенков, Н. Тарабукин, А. Орлов, М. Г. Шерешевский, Р. Г. Дрюбин, Г. Т. Горощенко, П. Дульский и др.).

Дальнейшее историко-теоретическое освоение было продолжено начиная с 1960-х гг. (Г. Т. Горощенко, В. Н. Ляхов, А. П. Павлинская, Р. П. Пови-лейко). В 1970-1980-е гг. большим вкладом в изучение и систематизацию и материалов по истории и современной практике как зарубежного, так и отечественного графического дизайна явились труды Г. А. Арамяна, В. М. Глазы-чева, А. Дижура, Л.А. Жадовой, А. Н. Лаврентьева, В. Н. Ляхова, А. П. Пав-линской, Е. В. Черневич. В процессе исследования художественной и функциональной природы графического дизайна, ими были определены критерии оценки изучаемого материала, принципы формообразования и поэтики, перспективы дальнейшего научного осмысления. Культурологические, социологические и эстетические проблемы, связанные с развитием графического дизайна и рекламы, нашли отражение в исследованиях Н. А. Адаскиной, Г. М. Бреньковой, Ю. Дегтярева, Л. Корнилова, П. А. Кудина, И. П. Лукшина, Н. Фильчикова. Несколько позднее процессы, происходившие в графическом дизайне 1960 -1980-х гг., в особенности — стилевые, стали объектом научного исследования С. И. Серова.

Расширялись и хронологические рамки исследований. Если вначале внимание уделялось периоду 1920-1930-х гг., то позднее благодаря трудам Н. И. Бабуриной, Е. В. Черневич, Е. В. Бархатовой границы исследований отодвинулись к 1880-м гг. За пределами внимания исследователей пока что остается большой отрезок времени — XVIII — середина XIX вв., т. е. предыстория дизайн-графики, представляющая несомненный интерес.

Общие проблемы развития графического дизайна, художественная и эстетическая специфика, раскрытая названными исследователями, намеченные ими аспекты его изучения стали отправной точкой для дальнейшего изучения, в том числе и настоящей работы. Определению методологии в исследовании проектной графики способствовали работы В. Р. Аронова, Н. П. Бесчастнова, Е. Н. Лазарева, А. Н. Лаврентьева и др.

Проблемам современного образования в подготовке графика-проектанта как составляющей профессиональной деятельности, уделялось внимание в отдельных публикациях с конца 1960-х гг. (В. М. Волошко, Ю. С. Гапон, А. Н. Заневский, Ю. Р. Кайналайнен, В. Н. Ляхов, Б. Н. Рахманинов, С. И. Смирнов, Е. В. Черневич). Что касается истории становления и развития образовательной системы в дизайн-графике, то она оказалась за пределами интересов названных авторов. В этой связи ценность представляют материалы научно-методической серии "Дизайн-образование", где затрагивались вопросы специфики образования дизайнеров-графиков в региональных школах.

Тем не менее, как показывает анализ состояния вопроса, обособленное существование дизайн-графики в российском проектном творчестве и художественной культуре, проблема ее исторического самоопределения как одной из наиболее востребованных сегодня форм дизайнерского творчества не ста-

новилась объектом научного исследования в контексте общей истории, теории и практики отечественного дизайна.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что практика графического дизайна (творческая и выставочная деятельность, педагогика) развивается спонтанно, обособленно, опережая развитие теории. Кроме того, наметился заметный спад в научном изучении как дизайна вообще, так и проектной графики в частности.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность избранной темы, связанной с изучением особенностей становления, функционирования, формирования ценностных ориентации дизайн-графики в России как значимого факта эстетической культуры общества.

Помимо обозначенных в историографии вопроса изданий и введенных в научный оборот материалов, автор в настоящей работе опирался на выводы, содержащиеся в фундаментальных трудах по истории и теории культуры, дизайна, искусства и эстетики таких отечественных и зарубежных исследователей, как Ю. Б. Борева, К. Дж. Веркмана, О. И. Генисаретского, М. С. Кагана, К. М. Кантора, А. Ф. Лосева, Я. Мукаржовского, Д. В. Сарабьянова, Г. Ю. Стернина, А. А. Федорова-Давыдова, П. А. Флоренского, А. Г. Шицгала и др. Для исследования вопроса распространения и эволюции товарного знака в России в процессе работы выявилась необходимость обращения к трудам по вспомогательным историческим дисциплинам В. К. Лукомского, Б. И. Камен-цевой, Н. В. Устюгова, Г. А. Леонтьевой, П. А. Шорина, В. Б. Кобрина и др. (геральдике, сфрагистике, вексилографии и пр.).

Идея, положенная в основу научного исследования, состоит в целостном культурно-историческом и теоретико-методологическом осмыслении генезиса графического дизайна в России как одной из областей проектной культуры. Это означает не только изучение особенностей профессионального становления, диалектики и формотворческих проблем дизайн-графики, но и выявление художественно-коммуникативного процесса в графическом дизайне на протяжении всего рассматриваемого периода — с 1880-х по 1980-е гг.

Цель настоящей работы — исследование процесса самоопределения графического дизайна в России как одной из областей проектной культуры и факта эстетической культуры во всем его многообразии и поступательном историческом развитии. Цель работы обусловила постановку основных задач исследования:

анализ историографии вопроса и систематизация круга дефи ниций, связанных с бытованием дизайн-графики в России;

разработка методики исследования и на ее основе выявление

структурно-функциональных элементов самоопределения графического дизайна в системе эстетической культуры;

- выявление автономии графического дизайна как художест-

венно-коммуникативной системы;

исследование путей формирования профессионально-образовательной системы;

осмысление специфики генезиса графической проектной культуры России, ее историко-культурной и социально-экономической обусловленности.

Объектом исследования является непосредственно наследие отечественной дизайн-графики, архивные источники и документы, отражающие пути ее развития. Для работы были привлечены материалы из собрания Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственной библиотеки России, Государственного Русского музея, Государственного исторического музея, Научно-библиографического архива PAX, ЦГА кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, архива кафедры графиеского дизайна Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии, личных архивов, а также уставы, постановления и законы, каталоги выставок и рецензии, материалы периодической печати, свидетельства современников.

Предметом исследования является изучение историко-культурной и социально-экономической обусловленности генезиса графической проектной культуры в России, ее художественно-коммуникативная автономия и процесс институализации.

Необходимо обосновать и хронологические рамки исследования. Если конкретизировать "нижнюю" границу исследования было достаточно сложно еще каких-нибудь 10-15 лет назад, то теперь благодаря общим усилиям искусствоведов А. Боровского, Н. Бабуриной, Е. Черневич, и автора настоящей работы - эта проблема была окончательно исследована и определена.! Рождение основных жанров дизайн-графики, и прежде всего плаката, в современном понимании - приходится на конец 1860-х годов, время расцвета деятельности Ж. Шере и других мастеров, в творчестве которых графика прикладного назначения предстает во всей совокупности социально-общественных и художественных функций. Я. Тугендхольд писал: "то, что мы можем назвать плакатом в современном смысле этого слова, сложилось лишь во второй половине XIX века вместе с "урбанизацией" европейской жизни".^

Иногда в исследованиях можно встретить и более ранние датировки, в рамках настоящего исследования нет необходимости анализировать весь комплекс причин подобных хронологических сдвигов, можно отметить лишь, на наш взгляд, главную - обостренный исследовательский интерес к явлениям "низовой" культуры в разных ее проявлениях, в частности, к городской демократической культуре, в русле которой развивались многие ранние формы художественной рекламы. Этот интерес, несомненно, носит плодотворный характер, более того, многие явления профессиональной дизайн-графики в со-

временном ее понимании невозможно оценить вне связи с соответствующими формами ранней рекламы. И все же размывание временных границ существования проектной графики не представляется правомерным: ее социальная природа, коммерческая направленность, функции, сфера и способы распространения, наконец, роль и место в общей системе мировой и отечественной культуры четко определены во времени и этим же временем обусловлены. Вся совокупность этих фундаментальных качеств породила феномен графического дизайна в конце XIX века.

Вне указанных выше хронологических рамок мы можем проследить явления, позволяющие на основании какого-либо признака сближать их с печатной рекламой. Так, рекламные и информационные функции, несомненно, были присущи определенному типу народной картинки и живописной вывеске. Однако их художественная природа никоим образом не; исчерпывается данными функциями, точно так же, как наличие рекламного сообщения, пусть даже реализованного в соответственной графической форме, отнюдь не "покрывает" всю ту сумму разнообразных "требований", которые предъявляются современным искусствознанием к дизайн-графике. Таким образом, перед нами просто сближенность отдельных факторов, но никак не целостных систем. Вместе с тем едва ли справедливо полностью отсекать эти моменты сближения - может быть, как раз в силу определенной ограниченности своей жанровой памяти дизайн-графика в ходе своего развития часто обращалась к этим близким ему по ряду качеств явлениям, своего рода до жанровым формам. Словом, есть все основания выделить такое понятие как предыстория графического дизайна.

Есть и необходимость исследовать основные моменты этой предыстории в плане выявления генезиса современной проектной графики. Приведенные выше рассуждения имеют самое непосредственное отношение к определению хронологических рамок настоящего исследования.

Одна из главных трудностей, с которой пришлось столкнуться при работе над диссертацией заключается в крайней разрозненности и эмпирическом характере исследуемого материала. До 1917 г. в России листовой изобразительный материал вообще не регистрировался, в связи с этим мы располагаем главным образом сигнальными экземплярами для цензуры из фондов библиотек и музеев, либо материалами частных коллекций. Лишь начиная с 1925 года печатная реклама стала отражаться в разделе "Графические издания", а с 1926 года в разделе "Листовки, плакаты, воззвания". Е[роектная графика советского периода также систематически не собиралась, многие работы утрачены. Установить сколько-нибудь количественный эквивалент напечатанных за этот период материалов и их тематическое разнообразие полностью сегодня уже практически невозможно. Более того в период с конца 1980 - до середины 1990-х даже те материалы, которые сохранились в ассортиментных кабинетах

на крупнейших предприятиях были утрачены, и буквально в последние годы их начали опять собирать.

Границы исследования определяются постановкой проблемы и очерчиваются хронологическими рамками 1880 - 1980-х гг. Столь значительный временной отрезок позволяет в полной мере выявить особенности генезиса дизайн-графики в России на основных стадиях его развития — от периода предыстории, через становление и до полного профессионального обособления. Историческая перспектива способствует постижению художественного процесса в его причинных связях и социально-экономической обусловленности. В современных условиях жизни искусства, когда традиционные границы "художественного", "прекрасного" или "эстетического" оказались широко раздвинутыми, отдельные виды прикладной графики по-прежнему еще не нашли своего места в рамках классического искусствознания.

Новый материал, который предстает при исследовании графической проектной культуры требует, соответственно, и поисков новых приемов анализа, пригодных для сфер, еще вчера не входивших в область искусствознания. Классические искусствоведческие приемы оказываются недостаточными при изучении и критике отдельных видов материально-художественной культуры. Целостное постижение культурной обусловленности графического дизайна возможно только при обращении к более широким понятиям истории и теории культуры, совмещенных с его анализом в реальном культурном контексте.

Методологический принцип, положенный в основу изложения материала, заключается в комплексном подходе к изучению феномена отечественной дизайн-графики как к объекту, имеющему внутренние, определяемые его спецификой, закономерности, и как к явлению, детерминированному внешними условиями развития. Такое соединение возможно при взгляде на генезис графического дизайна как на процесс, в котором реализация внутренних закономерностей развития объекта осуществляется только путем взаимодействия с конкретной социально-экономической и культурной средой и посредством этого взаимодействия.

Историко-культурологический метод исследования совмещается с использованием аналитического аппарата ряда ключевых эстетических категорий, например, социологии, онтологии, диалектики, структурного и семиоти-ко-коммуникативного анализа. Синтез предложенных методик позволяет рассматривать феномен графического проектного творчества в качестве одной из областей проектной культуры во всей ее сложности и многообразии, в результате чего создаются предпосылки для обобщения имеьощегося в нашем распоряжении эмпирического материала, связанного с генезисом дизайн-графики в России.

Принимая во внимание, что еще в 1898 году И. Кнебелем была точно

обозначена сфера применения плаката, как одной из основных форм проектной графики - в промышленности и торговли и, согласно уже сложившейся традиции, в работе рассматриваются прежде всего проекты сделанные для торговли и промышленности. Достаточно объективно, на наш взгляд, отражающие специфику и содержание исследуемого материала.

Научной новизной характеризуется сама проблематика затронутых вопросов и обозначенная тема исследования: впервые в отечественном искусствознании предметом анализа стало специальное исследование одной из областей проектной культуры.

Исходя из этого, впервые получает теоретическое обоснование именно процесс самоопределения одной из форм дизайнерского творчества. Апробирована методика системного анализа с использованием ключевых категорий эстетики в качестве универсального инструмента для комплексного исследования любой из подсистем проектной деятельности, разработаны критерии научного подхода при историко-культурном и социально-экономическом исследовании процесса институализации графического дизайна.

Обращение к графическому дизайну в его историко-культурном контексте открывает новые перспективы для более полного воссоздания общей картины развития отечественной проектной культуры.

В диссертации впервые осмыслен процесс непрерывного исторического развития дизайн-графики как интегральной части истории российской художественной культуры. Научная значимость работы заключается именно в направленности исследования на целостный охват явлений, связанных с развитием графического дизайна в его социально-экономических и культурных контекстах.

Методика, предложенная в диссертации, открывает путь для широкого аналитического исследования процесса институализации и самоопределения также и других автономных направлений дизайнерской творчества. Выделение же инвариантных отношений позволит применить структурный подход к объектам подобных исследований, что в более широком плане составляет необходимое условие построения фундаментального теоретического знания в дизайноведении. В работе впервые осуществлен историко-культурологичес-кий и искусствоведческий анализ эволюции графического дизайна в России, с выявлением хронологических, стилистических и функциональных особенностей на каждом из этапов более чем двухсотлетнего пути развития, включая предысторию.

Впервые графический дизайн исследуется с точки зрения механизмов мифологии, риторики и эстетики как основа постоянно действующей информационно-эстетической среды. Анализ графического дизайна в качестве одной из областей проектной культуры в России и выявление его полифункциональной структуры позволили опробовать базовую модель для исследования

других форм дизайнерского творчества, создав тем самым перспективное направление в научно-практическом освоении дизайна в целом.

Для истории и теории дизайн-образования особое научно-практическое значение представляют вопросы формирования профессионально-образовательной системы в проектной графике, впервые рассмотренные в историческом контексте. Данное исследование освещает пути становления и практической реализации учебного процесса в конце XIX — начале XX вв. Также впервые вводятся в широкий научный оборот неизвестные и ранее не исследовавшиеся архивные материалы о деятельности Петроградско-Ленинград-ского ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа (1921-1930), что само по себе является целой эпохой в развитии нашей художественной культуры. Тем самым, восполнен существенный пробел в истории российского художественно-промышленного образования на одном из его переломных этапов.

Обширный фактологический, документальный и архивный материалы, представленные в работе, способствуют целостному постижению и осознанию наследия отечественной дизайн-графики как общекультурной национальной ценности, углубляют и расширяют границы современного искусствоведческого знания. Практическое значение исследования — в обобщении и систематизации имеющихся научных представлений о графическом дизайне как сложной автономной области проектной деятельности. Представленный материал, по сути, раздвигает имеющиеся границы и углубляет современные представления о генезисе графического дизайна в России.

Впервые вводимые, собранные и систематизированные документальные материалы могут быть использованы в музейно-выставочной деятельности, а также в качестве справочно-информационного материала. Материал диссертации является фундаментальной основой для учебного курса по истории графического дизайна в России, необходимость в котором все более возрастает в связи с открытием новых кафедр дизайна и рекламы в высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы. Результаты исследования сообщались на следующих научных конференциях и семинарах: "Акцидентные работы как часть современной графической культуры. Проблема использования компьютерных технологий при их выполнении" (V международная конференция "Региональная информатика—96", СПб, 1996); "Специальное художественное образование на раннем этапе развития графического дизайна в России. 1880 -1910-е гг." (Международная научная конференция "Художественно-промышленные музеи. Исторический опыт и современные проблемы", СПб ГХПА, 1996); "Особенности единого художественного оформления рекламного комплекса на современном этапе: от фирменной упаковки к фирменному стилю предприятия" (Межрегиональный семинар "Современные упаковочные

материалы и тара", ЦНТИ, СПб, 1997); "Печатная реклама в городской среде Санкт-Петербурга конца XIX — начала XX вв." ("Петербургские чтения—97", Союз архитекторов, СПб, 1997); "Символическое осмысление образов архитектуры и скульптуры Санкт- Петербурга в графическом дизайне", "М. Д. Ру-дометов и его „Опыт систематического курса по графическим искусствам"" ("Петербургские чтения—98", ГЭ, ГМИ СПб, 1998); "Бюро проектирования Ленинградского ВХУТЕИНа" ("Месмахеровские чтения—1998", СПб ГХПА, 1998); "Графический дизайн как средство массовой художественной коммуникации", "Наследие отечественной дизайн-графики и необходимость его всестороннего освоения в учебном процессе" (1-ая Всероссийская конференция "Дизайн в России: проблемы теории и практики", СПб университет технологии и дизайна, 1999); "Архивные источники о выставке "Графическое искусство в СССР. 1917-1927." ("Петербургские чтения—99", ГМИ СПб, 1999); "Предметный мир в рекламной графике первой трети XX века как воспроизводство стереотипов эстетического потребления" (Международная конференция "XX век. Эпоха—человек—вещь", Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искуства, 2000); "Создание единого ВХТУЗа в Петрограде. 1922 г." ("Месмахеровские чтения—2000", СПб ГХПА); "Полиграфический факультет Ленинградского ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа. 1921-1930." (Международный научный симпозиум к 70-летию МГУП, Москва, 2000); "Сохранение культуры графического языка в условиях распространения компьютерных технологий" (VII международная конференция "Региональная информатика—2000", ЄП6); "Пути развития российской прикладной графики XIX века" (Конференция "Русское искусство XIX века. Целостность и процесс". ГТГ, Москва, 2001); "На пути самоопределения профессии: от отделения промышленной графики и упаковки до кафедры графического дизайна" ("Месмахеровские чтения". Юбилейная конференция. СПб ГХПА, 2001).

Материалы исследования нашли применение в практике выставочной работы: при концептуальной разработке, консультировании и организации выставок: "Кондитерская реклама и упаковка" (Музей печати (филиал) Государственного музея истории Санкт-Петербурга, 1996), "Искусство и печатное дело. Рекламный плакат в России конца XIX — первой трети XX вв." (VI Международная выставка "Полиграфия—97", ВАО Ленэкспо, Санкт-Петербург, 1997), "Два века русской этикетки" (Политехнический музей, Москва, 1998).

Материалы диссертации используются в педагогической практике при изложении целого ряда тем учебного курса по истории печатно-графического искусства. Они стали основой спецкурса по истории графического дизайна, который ведется на протяжении последних лет в Санкт-Петербургском институте (филиал) МГУ печати (специальность 0519 - "Графика"), и частично вошли в учебное пособие "История печатно-графического искусства Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Конец XIX - первая треть XX вв."

(разделы "Графическое искусство и печатное дело Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда конца XIX - первой трети XX вв."; "Рекламная графика конца XIX - первой трети XX вв.").

Теоретические разработки использовались при консультировании дипломного проектирования на кафедре информационного дизайна СПб ГХПА в 1996/97 уч. году. Типовая "Структура теоретической части дипломного проекта" для студентов кафедры была утверждена и продолжает использоваться в дипломном проектировании. Материалы диссертации апробировались при рецензировании дипломных проектов в 1996 - 2000 гг. на кафедрах графического и информационного дизайна, кафедре искусствоведения и культурологии СПб ГХПА.

Диссертация выполнена на кафедре графического дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Общий объем работы 360 страниц, список использованной литературы — 530 наименований. Первый раздел "Дизайн-графика как средство массовой коммуникации и подсистема проектной культуры" посвящен выявлению процесса инсти-туализации графического дизайна в России: (историографии вопроса, анализ и характеристика художественно-критических источников по исследуемой теме), эволюции понятийно-категориального аппарата, исследованию автономии графического дизайна как художественно-коммуникативной системы. Второй раздел "Основные этапы и специфика генезиса дизайн-графики в России" рассматривает предысторию и ранний период функционирования прикладной графики в России (XIX — начало XX вв.), пути развития проектной графики советского времени (1920-е - 1980-е гг.), формирование профессионально-образовательной системы.

Отдельно в работе выделены два приложения. В "Приложении I" (Том 2) содержатся: опись материалов Научно-библиографического архива Российской академии художеств об организации Ленинградского ВХУТЕИНа -ВХУТЕМАСа и деятельности полиграффака (1921 - 1930) в количестве 125 листов, копии документов Научно-библиографического архива; учебные планы полиграффака Московского ВХУТЕМАСа и граффака Ленинградского ВХУТЕИНа (1927г.); библиография основной литературы графическому дизайну на русском языке в количестве 614 наименований. В "Приложении П" (Том 3) - альбом иллюстраций и фотодокументов, касающихся основных этапов генезиса дизайн-графики в России. На 181 листе визуальный ряд сгруппирован тематически по следующим основным разделам: материалы по историографии вопроса и формированию профессионально-образовательной системы в графическом дизайне; предыстория и ранний этап становления дизайн-графики (XVIII - нач. XX вв); развитие дизайн-графики советского времени

(1920 - 1980-е гг.). При отборе иллюстративного материала предпочтение отдавалось прежде всего неопубликованным работам, известные в научном обиходе материалы включались по необходимости, для сравнительного анализа, либо как работы, которые стали символами или олицетворением конкретной эпохи.

Для облегчения использования диссертационной работы в качестве справочного материала, местонахождение работ указано в списке иллюстраций, либо непосредственно в тексте. Поскольку массоваїя тиражная графика в начале века и позднее собиралась не всегда последовательно, многие экземпляры существуют в единственном или нескольких экземплярах.

В основном тексте диссертации (т. е. в Томе I) для большего удобства расположены ссылки на материал в приложениях I и II. Например: Приложение II, лист 3, № 4. В тексте это предлагается в сокращенном виде в скобках: (Прил. И., л. 3, № 4) и т. д.

Похожие диссертации на Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880 - 1980-е гг.