Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод Архипова, Наталья Андреевна

Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод
<
Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Архипова, Наталья Андреевна. Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Архипова Наталья Андреевна; [Место защиты: Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина].- Москва, 2011.- 410 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/25

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Возникновение и этапы развития иллюстрации мод с XVI по конец XIX века 10

1.1. Истоки возникновения иллюстраций мод в XVI - XVII веках 10

1.2. Иллюстрации в первых журналах мод с XVII по XIX век 15

1.3. Этапы развития иллюстраций в журналах мод XIX века 27

Выводы по материалу главы 46

ГЛАВА II. Иллюстрации в журналах мод XX-XXI веков 48

2.1. Формирование рекламного графического дизайна французских Домов мод в первых десятилетиях XX века 48

2.2. Влияние авангардных течений - дадаизма, футуризма, сюрреализма, поп-арта на стиль иллюстраций в журналах мод 61

2.3. Влияние постмодернизма на иллюстрации в журналах мод второй половины XX - начала XXI веков 75

Выводы по материалу главы 85

ГЛАВА III. Визуально-образные и стилеобразующие средства художественно-графического языка иллюстраций в журналах мод XX-XXI веков 88

3.1. Фирменный стиль крупнейших французских Домов Мод в рекламных сообщениях журналов мод первой половины в XX века

3.2. Основные приемы визуализации модного образа в рекламном графическом дизайне французских Домов мод во второй половине XX в начале XXI века 120

Выводы по материалу главы 137

Общие выводы 139

Список использованной литературы

Иллюстрации в первых журналах мод с XVII по XIX век

Искусство иллюстрации мод связано с появлением типографского дела и книгопечатания в. Европе. Изобретение книгопечатания, т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца - Иоганну Еуттенбергу. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий — называются даты от 1445 до 1447 годов;

Согласно теории; развития коммуникационных технологий Маршалла Маклюэна, с появлениемкнигопечатания в европейской культуре произошла информационная революция; приведшая; к появлению "типографского № индустриального человека"; [Г, с.52],

Книгопечатание стало важнейшей предпосылкой; формирования нового средства коммерческой коммуникации— печатной рекламы.

Иллюстрацишмод в, виде первых гравюр начинают свою?историю с 1520-х гг. Первые иллюстрации: выполнялись двумя видами гравирования: углубленным, когда краска, заполняет углубления рисунка на: металле; и выпуклым, когда; краска покрывает поверхность выпуклого рисунка на дереве (ксилография);.

История; иллюстрации; мод начинается с шестнадцатого- столетия, когда расширились открытия в области изучения? костюмов народов мира. Между 1520 и= 1610 годами было? издано? более: чем 200 собраний; гравюр, посвященных изображению одежды, классифицированных по национальностями социальным классам; [2]

Иллюстрации мод впервые появились в эпоху Возрождения. В; период Ренессанса; важно было показать красоту т гармонию -- окружающей действительности. Художники (Донателло, Мазаччо, Жьерра делла

Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаель, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии: Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всех граней действительности — передачей объема, пространства, света, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной) и среды — интерьера, пейзажа, архитектуры.

Именно в период Возрождения изображение человека начало передавать его идеальность, чтобыло продолжено и в период барокко и классицизма.

Первое издание гравюр костюмов появилось в 1562 году в Париже. Наиболее известные собрание гравюр Сезара Весиллио - «Be gli habiti antichi et moderni di diverse parti del mondo» 1590 года, включало 420 гравюр, изображающих костюмы народов Европы, Турции и Востока. [3]

Фигуры людей высшего- сословия изображались в статичных позах, в гравюрах был широко использован портретный жанр, (илл.1)

Крестьяне и люди рабочих профессий изображались в5 движении - с орудиями труда в руках, (илл.2)

Второе издание гравюр, вышедшее в 1598 году, включалог костюмы народов Африки и Азии, а также 20 иллюстраций на отдельных листах костюмов жителей Нового Света.

В гравюрах Сезара Весиллио - «Be gli habiti antichi et moderni di diverse parti del mondo». 1590 года; мы видим, что художник пытался передать значительность образов, в людях разных профессий и» социального статуса с помощью изображения костюмов, (илл.1,2)

Верхняя и нижняя одежда эпохи Возрождения была широкой, удобной, с разрезами — для свободы движения. В1 эпоху Ренессанса головной убор становился скорее украшением, волосы чаще заплетались в косы, в. которые вплетались ленты и различные украшения. Мужчины в эпоху Возрождения носили длинные волосы, и завивали их.

Йохан Хейзинга в книге «Homoludens» описывает, что дух Ренессанса был далек от фривольного, а следование античности было для него святым и серьезным делом. [4]

Гравюры XVI века являются первыми графическими иллюстрациями костюма и, также, первыми образцами иллюстраций мод. В библиотеках и архивах встречаются также, гравюры конца. XVI. века неизвестных авторов, иллюстрирующие модные костюмы: изображения на них статичные, не имеющие никакого намека на чей-то конкретный портрет. Также, в первых гравюрах, присутствует, отличительная черта Возрождения: передача изображений — в виде утонченного и поглощающего стремления к благородной и прекрасной форме. (илл.3,4)

Самым популярным печатным изданием XVI века было- издание; иллюстрирующее разнообразные модели шляп. [5] Это были не журналы мод, а скорее книги, которые издавались, по всей Европе, но преимущественно в Венеции и Германии. Эти книги выпускались очень медленно по причине ограниченных технических возможностей, поэтому напечатанные странички мод в этих книгах были уже не актуальны к моменту выпуска.

В XVI веке в искусстве иллюстрации мод растет стремление к передаче глубины пространства; и живописных эффектов. С конца XVI в иллюстрациях мод преобладала техника гравирования, на. меди, и иллюстрации мод превращаются в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в,текст. Костюм в конце эпохи Возрождения был охвачен модным течением «Испанский маньеризм». Блестящая экономическая ситуация выдвинула испанскую моду на передний план европейской жизни. Испанская мода XVI века, хотя на неё и оказал влияние бургундский Двор, а также элементы итальянской и немецкой моды, имела собственное неповторимое обаяние. Новая мода их приняла и продолжала. Широкие расклешенные юбки, слегка закрепленные лифы, богатый мавританский геометрический узор,, принятый во всей Европе,

Этапы развития иллюстраций в журналах мод XIX века

С начала XX века иллюстрации мод становятся главным средством рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности.

Париж во все времена пытался диктовать свои вкусы всему миру, однако в, конце XIX, начале XX века богатые женщины Америки стали главными "потребителями" модной продукции. Жёны и дочери ювелиров и нефтяных магнатов хотели конкурировать с разорившимися графинями и баронессами Старого Света, в результате этого все- знаменитые французские модельеры открыли.в Нью-Йорке свои филиалы.

Несмотря на то, что в XX веке на мировую арену моды вышли главным образом французские модельеры, с ними начали конкурировать итальянские дизайнеры, но в течение всей истории моды, Франция, в тяжелой борьбе, оставалась законодательницей моды.

Таким образом, в начале XX века, французские журналы мод, были главными распространителями модных образцов одеждььво всем мире.

В 1900 году в Париже состоялись Олимпийские игры, официально, так названными, только в 1904 году. Юная; американка Маргарит Эботт, изучавшая искусство- в Париже, завоевала первое место в игре в гольф. Позже, Маргарет скромно объяснила свою победу, тем, что ее французские конкурентки, очевидно, неправильно истолковывали характер игры; их спортивный костюм состоял из легкомысленных юбок и туфель. [28]

Первый в истории моды модельер Чарльз» Фредерик Ворт, стал выпускать свой журнал мод «Worth» с моделями-костюмов своего великого Дома Моды. Иллюстрации в данном журнале выполнялись в технике рисунка карандашом, (илл.103)

Силуэты костюмов стиля модерн имитировали стилеобразующую S-образную линию «Удара бича» по определению - бельгийского архитектора В.Орта, которая была заимствована из органической пластики растений; благодаря применению специальных корсетов.

Художественный образ костюмов стиля-модерн ассоциировался І с формой цветов, благодаря "закованному" в корсет узкому торсу, удлиненному силуэту платьев и огромному размеру шляп, которые были декорированы перьями экзотических птиц, искусственными цветами, и задрапированы гладкокрашеными или орнаментированными тканями.

Платья и костюмы стиля модерн отделывались кружевом в виде кружевных вставок и жабо, вышивкой, аппликацией шнуром, а также бахромой:

На илл.103 костюмы Ч.Ф.Ворта дополнены модными для того времени аксессуарами - зонтами от солнца и лорнетом.

Рисунок карандашом прекрасно передавал пластику костюмов, детали отделки, особенности кроя костюмов.

С 1904 года стал выходить журнал мод «Les modes» с фотографиями персонажей светской хроники. Именно с этого времени впервые журналы мод впервые стали публиковать имена дизайнеров одежды наряду со знаменитыми именами.моделей, демонстрирующих костюмы.

В журнале мод «Harper s Bazaar» в первое десятилетие XX векаперестали публиковать иллюстрации мод на обложке, (илл.104)

Журналы мод «Femine» и «Le petit echo de la mode» в начале XX века использовали, в создании иллюстраций мод - черно-белую гравюру и цветные акварельные этюды, (илл.105)

В -1908 году французский модельер Поль Пуаре пригласил Поля-Ириба -молодого художника-авангардиста иллюстрировать первое собрание мод Пуаре - роскошный альбом с рисунками моделей» костюмов, названный - «Les Robes de Paul Poiret». Поль Ириб изображал костюмы в технике наброска, применяя фон, как фактуру, не закрашивая некоторые элементы на рисунке. Этот инновационный подход в изображении моделей костюмов предшествовал началу новой эры в создании иллюстраций в журналах мод XX века. [29] (илл. 106)

«Русский сезон» 1909 года в Париже; под руководством С.Дягилева, оказался настоящим триумфом. Как описывает А. Бенуа, в своей книге «Русское искусство», французы не уставали повторять "вы-нас освежаете, вы наталкиваете нас на новые темы и ощущения". [30, с.485]

Впечатление от русских спектаклей и больше всего от русского балета стало оказывать влияние на французское, и в целом, западноевропейское искусство. Модельеры того времени стали создавать коллекции, с элементами, копирующими костюмы, русских художников для русского балета: Льва Бакста, Натальи Гончаровой Николая Рериха, Александра Головина.

Наша русская «дикая примитивность», наша простота и наивность в искусстве оказались в культурном Париже более изощренной и тонкой: [30, с.494]

В первое десятилетие XX века художники-иллюстраторы постепенно начинают отказываться от изощренных форм и извилистых линий модерна, склоняясь к геометрическим линиям и орнаментам. Стиль модерн перестал существовать примерно в 1913 году, далее- все многообразие стилевых направлений в искусстве первой половины XX века обозначались термином — модернизм. Ар-деко, стримлайн, символизм, экспрессинизм, акмеизм, станковизм, фотореализм, типографик-стиль, коммерческий реализм, неоэкспрессионизм, художественная стилизация, неоабстакционизм, интернациональный стиль, неореализм, поздний модернизм. — все эти художественные направления начала XX века, так или иначе повлиявшие на технику и сюжет иллюстраций в журналах мод, объединяются одним названием — модернизм.

Влияние авангардных течений - дадаизма, футуризма, сюрреализма, поп-арта на стиль иллюстраций в журналах мод

Французское киноискусство в период 60 — 70 —х годов XX века покоряет весь мир. Образами и прообразами героя-бунтаря в рекламной фотографии журналах мод становятся- звездьг французского кино и эстрады - Бриджит Бардо, Катрин Денев, Ален Делон, Жан Поль Бельмондо, Колюш, Марлон Брандо, Серж Ганзбур. Восхищение публики также вызывает появление светских персонажей: модели Верушка, Твигги, певицы Джейн Биркин, актрисы Софи Лорен и многих других европейских и голливудских звезд на рекламных полосах журналов мод. Культовым фильмом бунтарей в начале 70-х стал «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика; к концу 70-х стала популярной фантастика и ужасы, что не могло не отразиться, на журнальной фотографии, особенно в fashion-съемке, (илл. 152)

Искусство рекламной фотографии 60-70-х годах XX века приобрело раскованный характер, вкупе ее строгой формой элитного произведения искусства. Стиль и особый шарм фотографиям рекламных сообщений крупнейших французских Домов.Мод в журналах мод в 60-70-х годах XX века придавали великие художники, мастера, fashion - съемки, такие как -Хельмут Ньютон, Ги Бурдан, Жанлу Сьеффо, Жан-Мари Перье.

. Фотография в рекламных сообщениях в журналах мод в 60-70-х года XX века прошла эволюцию от статичного портрета до динамичного изображения модели с выражением её собственной индивидуальности. Рекламная фотография в журналах мод в период 1960-70-х годов заняла свое прочное место в мире дизайна выделившись в отдельный его вид - журнальную фотографию.

В. 70-е годы XX века в области рисованной иллюстрации мод были знамениты такие иллюстраторы, как Роберт Пассантино Антонио Лопез, Эрик Стемп Каролин Смит, Элизабет Сьютер, Берил Хертленд, Стивен Стипельмен, КолшгБарнес. (илл. 153) В 70-е XX века в модельном мире появились чернокожие девушки. Одной из первых была Иман. В моду вошел загар.

Рисованные иллюстрации в период с 1950 по 1974 года были выполнены разнообразными техниками живописи и графики, в основном в виде быстрого наброска; в ряде случаев.при совмещении с изображением модели в модном костюме типографических композиций.

В конце XX века, в начале XXI века особую популярность, приобрели новые французские Дома Мод — «Chloe», «Celine».

Неоновые цвета, черные стрелки на веках и ярко-красная губная помада становятся главной темой изображений в иллюстрациях мод. Западные женщины 80-х годов XX века открывают для себя мир роскоши и гламурной жизни, (илл. 154,155,156)

В 80-х гг. XX века, модели стали получать большие гонорары. Именно в 1980-е гг. стало необходимым для» карьеры модели появиться на обложке популярного журнала мод. Престижность журнала определялась числом задействованных моделей-звезд, (илл. 154, 156)

В 80-е годы XX века рисованные иллюстрации стали исчезать, но тем не менее, среди художников4 многие продолжали работать в этом жанре для. журналов мод: Колин Барнес, Антонио Лопез, Патер Сато, Стивен Стипелман, Рене Гроу, Джо Броклехарст, Берил Хартленд, Роберт Мелендез Шери Пикок, Глен Бекстер, Роберт Пассантино, Пьер Ли Тен, Франко Бефуд, Джо Ила, Клер Смелли, Тай Виллсон, Рубен Толедо, Рубен Алтерио. (илл. 157)

В 1983-м году Энни Лейбовиц перешла на работу в журнал - «Vanity Fair». В 1991 году благодаря революционному таланту Э: Лейбовиц на обложке «Vanity Fair» впервые появилась обнаженная голливудская актриса Деми Мур, в положении. С тех пор, началась новая эра в- истории иллюстрации мод; в 1997 году в журнале «Матадор» актриса Голливуда Памела Андерсен, находясь в положении, на обложке обнажает свой живот. В 2006 году беременная «принцесса поп-музыки» Бритни Спирс появляется лишь в одном колье, на, обложке журнала мод «Harper s Bazar», в 2010- в журнале «VOUGE» - знаменитая супермодель, Клаудия Шиффер. (илл. 158)

Съемкой «беременных манекенщиц» увлекся модельер, фотограф-любитель Карл Лагерфельд — Кристен Макменами; Ричард Аведон запечатлел беременную подругу Эксла Роуза «Gans n Rouses» -Стефани Сеймур; свой взгляд на беременную женщину показывает в своих фотосессиях Жан Поль Готье. Таким образом, с начала; 90-х годах XX века беременные топ-модели и голливудские звезды — стали мечтой модных фотографов..

В 80-е годьь XX- века продолжались тенденции 70-х годов в рекламной журнальной фотографии, но изменился характер модного образа — с лиц манекенщиц исчезла улыбка. Серьезное, иногда даже безразличное и загадочное выражение лица стале неотъемлемым элементом портретного жанра: Улыбка и смех, надуманная грациозность, как отжившие- элементы уже- не находили места в рекламе на страницах журналах мод.. В моду вошел загар, так. как на мировых подиумах появились чернокожие модели. Именно в 80-е годы XX века стали модными? высокие, стройные манекенщицы с красивыми округлыми формами. Молодежные умы занимали, фильмы с космической тематикой; инопланетянами: и гуманоидами, что тоже нашло свое отражение в модных образах на страницах журналах мод. В музыке вошло в моду новое направление — "электропоп . Главной представительницей этого движения повлиявшая! на моду стала певица Мадонна. Именно в 80-е годы XX века,зародилось движение "поп-музыки". В; моду входят ролики, скейтборды, брейкттанцы, компьютерные и электронные игры, молодежныетелеканалы и;развлекательные телепередачи. Именно в 80-е годы XX;века появилось понятие "уличная культура", которая также имела свое отражение в жанрах журнальной фотосъемки.

Основные приемы визуализации модного образа в рекламном графическом дизайне французских Домов мод во второй половине XX в начале XXI века

В 1989 г. художественным директором Дома моды «Christian Dior» стал Жанфранко Ферре. [79] В конце 80-х гг. XX века, в журнале мод "L Officiel" рекламные сообщения приобрели несколько иной вид, теперь это не просто реклама костюмов, например, как в каталоге, теперь это фотографии на одну или две полосы, изображающие модели в модных костюмах в интерьере с элементами мебели и политональным, фоном. Композиции решены очень динамично с акцентированием диагонали. При решении фона применена многоцветная или одноцветная- градиентная заливка. Наиболее выразительные пластические формы костюма располагаются в центре изобразительной плоскости. Акцент в фотографиях сделан на фактуре ткани, драпировках костюма- ювелирных изделиях - как аксессуарах костюма. Информационные элементы содержат: фирменный логотип серого, чёрного или белого цветов, иногда название коллекции, адреса магазинов. Иногда, встречаются рекламные сообщения, содержащие только логотип и информацию об адресах магазинов, (илл.228, 229)

В 1991 году рекламные сообщения Дома Моды «Christian Dior» были ориентированы на молодых девушек и взрослых женщин. Молодые манекенщицы изображались в раскованных позах, с обнимающим их мужчинами. Образ подчеркивал сексуальность юных девушек. По технике исполнения и композиции, данные рекламные сообщения были похожи на рекламные сообщения 1960-х годов: Реклама для взрослых женщин, представляла образ женщины в дорогом костюме и аксессуарах, подчеркивающих её материальный достаток, (илл.230)

В 1997 году «Dior» пригласил на должность креативного директора Джона Гальяно. Фирменный стиль Дж.Гальяно: применение в рекламе

125 орнамента, огромного количества броских драгоценностей, богатой отделки, вышивка, аппликации, бахромы.

В 90-е гг. XX века Дома Моды «Christian Dior», продолжают процветать; рекламные полосы во всех ведущих журналах мод, включающие мужскую линию одежды, парфюмерию ш аксессуары в журналах мод для мужчин, одежду для подростков в журналах мод для подростков. В журнале мод "Jalouse", реклама разноцветной туши-для волос, которая была, очень популярна с середины 90-х гг., повторяет мифологический образ женщины-цветка, где пряди волос, как лепестки цветов, а сама композиция портрета модели, сделана в стиле Рене Грюо. (илл.231)

К концу 90-х логотип Дома Моды «Christian Dior» изменился, помимо основного, который подписывали небольшим шрифтом внизу изображения — появился крупный логотип — «Dior».

В" 1999 г. появился легендарный парфюм. «J?adore», до сих пор эту торговую марку сопровождает успех. Символом данных духов является золотой цвет. Из логотипа создается- шрифтовая композиция; которого впервые «наслаивается- нал изображения1 модели.. В данных рекламных композициях используется-архетип «матери». (илл.232)

В 2009 году в журнале мод «L Officiel» №239 флакон духов «Оіог» «Jadore», рекламируемый голливудской актрисой Шарлиз Терон (приём игры — модель» «свидетельство знаменитости»), изображен- на фоне фирменного символа Дома Моды «Dior» - распустившегося-цветка, (илл.23 3)

В? 2000 году в журнале мод «L Officiel» в №842, реклама модных костюмов Дома Моды «Dior», располагалась на развороте, журнала, состоящем, из двух или трех полос. Фотографии моделей фрагментированы подчеркивают сексуальность и открытость модных костюмов (приём игра — модель «запретный плод»), (илл.234)

В конце 90-х гг. XX века, начале XXI века, фотоизображения? моделей в модных костюмах, сводились к образу, раскованных, диких, ярких представительниц ночных клубов, с томными взглядами, оголённым телом, лаковой одеждой ярких тонов, (илл.23 5) Но к концу 2000-ых гг., женский образ в;рекламе французских Домов мод, вновь становится мягким, нежным и романтичным: Главная героиня — романтическая юная леди,, с хорошим воспитанием,- и необыкновенно хорошим вкусом:. Изображение скромности и( достоинства, стало важным в продвижении рекламных сообщений:

Bi рекламе ювелирных изделий Дома; моды «Dior» в 2008 году изображен погрудный портрет обнаженной девушки,, на которой одеты только? украшения от «Dior» — кольца, в виде разноцветных цветков — неизменного символа1 Дома модьк Диор: Слева шрифтовой; блок с логотипом ювелирного oтдeлeнияi«DiorJ0AШЬERY».(илл.236) Ещё в; 1985 г. «Dior» создал духис «Poison». А в 2007 году Дом Моды; «Dior», выггустил духи «Midnight Poison»- (полночный яд), этот аромат — в виде пятойї вариации на тему легендарного «Poison». Креативный директор Дома Моды «Dior»j Джон Гальяно на: роль героини, рекламной акции — пригласил французскую- актрису Еву Ерищ звезду голливудских фильмов «Царство небесное» и «Агент 007. Казино «Рояль». Белоснежная? кожа, чувственные губы, бездонно-бирюзовые; глаза; Евы Грин — «готический» образ; завораживает сумрачностью и мистификацией. Сюжет рекламного сообщения; аромата «Midnight: Poison» Дома; Моды- «Dior» сказка о современнойЗолушке.. браз Золушки, в данной; интерпретации, выбран, как история о красивой и загадочной красотке увлекающейся черной магией. Именно- благоухающее зелье «Midnight. Poison», помогает ей: добиться благосклонности принца: В рекламном: сообщении: аромата;«Midnight Poison» Дома Моды «Dior» использовано два архетипа, — волшебное: средство,- и архетитроковои женщины, в данном случае - героини сказки о Золушке, так любимойбольшинством;девушек во всем:мире.,(илл.236)

Похожие диссертации на Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод