Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Макарова Татьяна Львовна

Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме
<
Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова Татьяна Львовна. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме : Дис. ... канд. техн. наук : 17.00.06 : Москва, 2004 356 c. РГБ ОД, 61:04-5/4250

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Информационно-знаковая система "костюм". 17

1.1 Анализ факторов, обусловивших актуальность диссертационного исследования ... 17

1.2 Изучение роли информационно-знаковой системы "костюм" в современном мире 26

1.3 Анализ истории и роли символа в контексте образа костюма 37

1.4 Выявление символов, характеризующих костюм как информационно-знаковую систему 55

1.5 Выводы по первой главе... 59

Глава 2. Анализ моды как процесса формирования информационно-знаковых систем в костюме 61

2.1 Выделение символов, значимых для описания образа костюма ...61

2.2 Исследование эффективности экспертных оценок частот встречаемости символов множества элементов информационно-знаковой системы "костюм"... 67

2.3 Проверка гипотезы о нормальном распределении частот встречаемости символов множества элементов информационно-знаковой системы "костюм" 74

2.4 Проверка непротиворечивости экспертных оценок 76

2.5 Определение моды и стиля с помощью информационно-знаковой системы "костюм" 83

2.6 Исследование взаимодействия подсистем "костюм" и "фон"... 124

2.7 Структура информационно-знаковой системы "костюм".. 142

2.8 Выводы по второй главе 159

Глава 3. Разработка метода исследования моды, основанного на использовании информационно- знаковой системы "костюм" 161

3.1 Разработка математической модели изменения моды за исследуемый период (с 1981 по 2003 гг.) для исследования моды 161

3.2 Разработка метода исследования изменения костюма и моды на основе разработанной математической модели 167

3.3 Создание компьютерной базы данных "Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме" 199

3.4 Рекомендации стилистам костюма, интерьера, модных журналов... 199

3.5 Апробация результатов работы 206

3.6 Выводы по третьей главе 209

Заключение 211

Список использованных источников 215

Приложение а

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется потребностями современной науки в новом подходе к исследованию особенностей развития моды и обусловлена: значительным ускорением смены модных тенденций; взаимным проникновением культур благодаря глобальной информатизации общества, появлением множества знаков и символов (в костюме, интерьере и жизни в целом) в нетрадиционных сочетаниях; появлением новых технологий производства одежды, которые делают возможным создание новых форм, орнаментов, материалов; необходимостью повышения уровня дизайна новых моделей; повышением мобильности производства; необходимостью более полного освоения современных информационных технологий в сфере дизайна и производства одежды; возрастающей потребностью учебного процесса в адаптации современных компьютерных технологий; возможностью анализа переходных процессов рубежа XX - XXI веков с позиций современников. Новые факторы обусловили значительное (в несколько раз) ускорение развития модных тенденций в костюме. Существующие на данный момент подходы к исследованию костюма рассчитаны на более медленный темп (ритм) смены тенденций моды (от 2 до 12 и более лет). В то же время, по наблюдениям аналитиков моды, в конце XX - начале XXI вв. тенденции моды меняются каждый сезон (период в 0,5 года). На сегодняшний день нет научных трудов, где рассматривается взаимосвязь символов и групп цветов в форме и в материале костюма. Не исследована взаимосвязь информационно-знаковых систем костюма и фона его изображения: взаимодействие смысла костюма и смыслового контекста среды формирования современного костюма. Иными словами, к исследованию современного костюма не применены в полной мере возможности системного подхода. Это делает актуальной разработку нового подхода к исследованию костюма и моды.

Анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы. Информационно-знаковая система является междисциплинарным понятием.

С одной стороны, символ - смыслообразующий элемент информационно-знаковой системы "костюм", имеющий определенные свойства и функции; с другой стороны, современный костюм как информационно-знаковую систему, элементом которой является символ, ученые еще не исследовали.

Появились новые факторы, обусловившие значительное (в несколько раз) ускорение развития модных тенденций в костюме. Существующие на данный момент подходы к исследованию костюма рассчитаны на более медленный темп (ритм) смены тенденций моды (от 2 до 12 и более лет). В то же время, по наблюдениям аналитиков моды, в конце XX - начале XXI вв. тенденции моды меняются каждый сезон (период в 0,5 года).

На сегодняшний день нет научных трудов, где рассматривается вся система "костюм": взаимосвязь символов и групп цветов в форме и материале костюма. Не исследована взаимосвязь информационно-знаковых систем костюма и фона его изображения: взаимодействие смысла костюма и смыслового контекста среды формирования современного костюма. Иными словами, к исследованию современного костюма не применены в полной мере возможности системного подхода. Это делает актуальной разработку нового подхода к исследованию костюма и моды.

В соответствии с системным подходом в данной работе поставлена и решена задача рассмотрения единого целого "костюм - фон" как информационно-знаковой системы, содержащей символы и группы цветов (в форме и материале) костюма и фона. Предлагаемый метод учитывает все стороны модного образа: символику, форму, рисунок (орнамент) материала, группы цветов, среду изображения (символику и группы цветов в форме и материале фона, на котором изображен костюм). В таком качестве информационно-знаковая система костюма еще не исследовалась.

Цель диссертационного исследования состоит в создании адаптированных к современным условиям развития моды методов исследования и компьютерного моделирования модных тенденций как процесса формирования информационно-знаковых систем в костюме.

Предмет исследования - символы как элементы информационно-знаковой системы "костюм" в форме, в материале костюма и в фоне (в среде) его изображения, а также мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме.

Объект исследования - костюм (последних десяти сезонов: весна / лето 1997 г. - осень / зима 2001 - 2002 г.) в коллекциях 5 ведущих Домов моды ("Живенши", "Жан-Поль Готье", "Кристиан Лакруа", "Йоджи Ямамото", "Макс Мара"), а также европейский костюм конца XX - начала XXI вв. (январь 1981 -декабрь 2003 гг.).

В качестве инструментария используется комплекс методов: литературно-аналитический; конкретно-исторический анализ; системный анализ; качественный и количественный контент-анализ; математическая статистика; математическое моделирование.

Теоретические основы исследования.

Искусствоведами и теоретиками мода рассматривалась с разных точек зрения: как чередование форм силуэта, орнаментов, материалов и фактур, а также цветов в костюме, пластических периодов, стилей, доминирующих психотипов, Точку пересечения концепций большинства исследователей моды наиболее удачно выразил известный специалист по психологии масс Г. Блуммер: движение и успех моды зависят от принятия данного стиля или образца, мода помогает создать "дух времени".

Рассмотрены научные подходы к исследованию моды. К. Диор обозначил три силуэта костюма: овал, трапецию и прямоугольник. Т. В. Козлова впервые поставила вопрос об исследовании циклов развития моды. В данной работе изучены труды Т.В. Козловой, Г.И. Петушковой; Р.А. Степучева, В.М. Шепеля; Р.А. Гузявичуте; С.Н. Жученковой; Е.А. Заболотской; А.Н. Киселевой; Т.В. Белько; Е.В. Ильичевой; Л.В. Смуровой; И.В. Каллаговой; Е.В. Егоричевой; Н.А. Филатовой. Проанализированы обзоры моды в журналах по моде и дизайну: "International Textiles", "L'Officiel", "Vogue", "ELLE", "Индустрия моды", "Step", "Монитор", "Архидом".

И. Богардус, Г. Блуммер, М.И. Килошенко и другие исследователи рассматривают социальный и психологический аспект развития моды. Проанализирован большой объем литературы по семиотике, символике, информационно-знаковым системам, искусствоведению, лингвистике, психологии восприятия цвета и образов: труды Ф. Соссюра, Р. Барта, Ч. Пирса, Ч. Морриса, У. Эко, Ж. Жана, Р. Коха, Э. Лехнера, Ю. Лотмана, В. Иванова, Р. Якобсона, В.П. Белянина, А. Менегетти, А.Ф. Лосева, Б. Успенского, М. Мамардашвили, Ф.Ю. Албаковой, Ж. Натафа, П.С. Гуревича, Ле Корбюзье, А. Моля и других ученых, а также энциклопедии искусства и символов, исследования психологического и зрительного восприятия костюма и рекламы.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, а также указаны теоретические и методологические основания исследования. В этом разделе сформулированы цели и задачи исследования, основные положения, выносимые на защиту, определяющие новизну исследования. Здесь также представлены сведения о методологической и научно-практической значимости результатов исследования, а также сведения об апробации этих результатов.

В соответствии с указанной целью автором решены следующие задачи.

В Первой главе "Информационно-знаковая система "костюм" проанализированы факторы, обусловившие актуальность диссертационного исследования; изучена роль информационно-знаковой системы "костюм" в современном мире. Автор провела анализ истории и роли символа в контексте образа костюма, выявила универсальное множество символов (124 символа), характеризующее костюм как информационно-знаковую систему.

Во Второй главе "Анализ моды как процесса формирования информационно-знаковых систем в костюме" было предложено характеризовать значимость (актуальность) символов их вероятностью появления в моделях коллекций и для оценки этих вероятностей использовать частоты встречаемости символов в моделях коллекций. Использование частот встречаемости символов позволило выделить из универсального множества символы, существенно значимые для описания образа костюма (55 символов,

в т. ч. 7 групп цветов). С этой целью был проведен отсеивающий эксперимент. В исследовании был использован иллюстративный материал за 1991 - 2002 гг. по модному костюму. Кроме того, в качестве источников были использованы журналы мод: "ELLE", "L'Officiel", "Vogue" за 1991 - 2002 гг.

На частоты встречаемости символов в моделях коллекций оказывает влияние большое количество факторов, и среди этих факторов нет фактора, влияние которого существенно превосходит влияние остальных факторов, поэтому было сделано предположение, что частоты встречаемости символов распределены нормально. Автор сопоставила частоты встречаемости символов, вычисленные по оценкам каждого из шестнадцати экспертов, с определенным автором гипотетическим математическим ожиданием. Частоты встречаемости определялись на основе анализа коллекции Дома моды "Givenchy" ("прет-а-порте", весна - лето 1999 г.). Абсолютная величина отклонения полученных экспертами частот встречаемости (по каждому значимому символу и группе цветов) от математического ожидания не превысила утроенного среднего квадратического отклонения. Во 2 главе, в таблице 2.3 приведены модули отклонений частот встречаемости символа "прямоугольник" от их гипотетического математического ожидания.

Следовательно, выполнено условие правила трех сигм, поэтому можно принять гипотезу о нормальном распределении частот встречаемости символов.

На следующем этапе исследования проверена непротиворечивость экспертных оценок. Нулевая гипотеза состояла в том, что для нормально распределенных экспертных оценок среднее значение их выборки равно среднему значению генеральной совокупности при неизвестной дисперсии генеральной совокупности. При этом конкурирующей гипотезой являлось предположение о неравенстве указанных величин.

Для проверки нулевой гипотезы были вычислены для каждого значимого символа и группы цветов наблюдаемые значения критерия 7^ .

Значения Т„абл определялись на основе анализа коллекции Дома моды "Givenchy" ("прет-а-порте", весна - лето 1999 г.). Величина Т имеет

распределение Стьюдента. В соответствии с данными таблицы "Критические точки распределения Стьюдента" [147] при числе степеней свободы = 15 и уровне значимости а = 0,05 критическая точка равна: к =2,13.

Сравнение полученных значений Тнабя для каждого значимого символа и группы цветов со значением критической точки показало, что для всех значимых символов коллекции (в форме и в материале костюма), а также для всех значимых групп цветов выполняется условие на&1\< tdvcmiv.

Следовательно, целесообразно принять нулевую гипотезу. Принятие нулевой гипотезы означает, что символы ИЗСК устойчиво распознаются специалистами в области моды и экспертные оценки частот встречаемости символов непротиворечивы. Это обеспечивает возможность использования символов ИЗСК для эффективного описания костюма, а также возможность разработки метода исследования костюма с использованием множества элементов ИЗСК. Все необходимые для статистической проверки нулевой гипотезы вычисления, а также построение таблиц, диаграмм и гистограмм выполнены в среде пакета Microsoft Excel.

Далее во второй главе определены мода и стиль с помощью информационно-знаковой системы "костюм" (на основе анализа коллекций "от кутюр" и "прет-а-порте" 5 ведущих Домов моды, представляющих разные стилистические направления: "Живенши", "Жан-Поль Готье", "Кристиан Лакруа", "Йоджи Ямамото", "Макс Мара"), за 10 сезонов: весна / лето 1997 г. -осень/зима 2001/2002 г.). Предложено считать, что мода - множество актуальных символов, общих для информационно-знаковых систем костюма в коллекциях большинства Домов моды, представляющих разные стилистические направления. Иными словами, мода - это пересечение множеств символов, характеризующих коллекции ведущих Домов моды за исследуемый период.

Стиль Дома моды - множество символов, которое присуще только данному Дому моды.

Таким образом, доказано, что мода и стиль адекватно представляются процессом формирования информационно-знаковых систем в костюме. Кроме того, были решены следующие задачи:

исследовано взаимодействие подсистем "костюм" и "фон": выявлены закономерности развития и разработан прогноз развития ИЗСК до 2010 г.;

разработана структура информационно-знаковой системы "костюм";

разработаны классификации символов ИЗСК (по структуре и степени сложности изображения; по смыслу символа; по восприятию смысла символа человеком; по значимости за исследуемый период; по местонахождению в подсистеме ИЗСК) и схемы движения этих символов внутри ИЗСК.

выявлено, что развитие ИЗСК циклично (как и развитие геометрических структур в работах у Т. В. Козловой); получено новое доказательство того, что современный костюм - открытая система (это было доказано другим путем в работе Л. В.Смуровой), символы из среды переходят в костюм и обратно, так же, как разные области жизни общества влияют на моду (в диссертации Н. А. Филатовой).

выявлена пятая подсистема ИЗСК: область гипотетических символов, по смыслу аналогичная ноосфере в трудах академика В. И. Вернадского.

впервые выявлено: сохранение множества символов в информационно-знаковой системе "костюм"; перемещение символов через 5 областей ИЗСК по устойчивой схеме; сохранение количества символов; период изменения ИЗСК в XXI веке равен 12-14 месяцам при временном шаге изменения, равном 1-2 месяцам.

выделены подмножества множества элементов информационно-знаковой системы "костюм": символы в форме костюма, в материале костюма, в форме фона, в материале фона, гипотетические символы; позитивные (21), амбивалентные (22) и негативные символы (12).

В Третьей главе "Разработка метода исследования моды, основанного на использовании информационно-знаковой системы "костюм" была разработана математическая модель моды, основанная на количественной оценке позитивности ИЗСК. Для количественной оценки уровня позитивности моделей костюма и коллекций моделей предложено использовать принятые в искусствоведении и психологии 4 класса позитивности (позитивные, амбивалентные, негативные символы и группы цветов). На основе количественной оценки уровня позитивности символов выделены 6 подмножеств из множества элементов ИЗСК. Разработан новый метод исследования моды, основанный на использовании информационно-знаковой системы "костюм". Данный метод основан на количественной оценке уровня позитивности коллекции, которую предложено вычислять по новой формуле, где учитывается наличие символа в ИЗСК коллекции, его коэффициент (экспертная оценка) позитивности и порядковый номер символа во множестве элементов информационно-знаковой системы "костюм".

ИЗСК моды ноября - декабря 2003 г., рассчитанные по предлагаемой модели, совпали с ИЗСК фактических моделей того же периода, что подтверждает эффективность указанного метода.

При решении задачи прогноза требуется по заданному (прогнозируемому) значению уровня позитивности определить множество актуальных символов перспективных моделей костюма. В данной работе впервые для объективного определения множества актуальных символов, соответствующего заданному уровню позитивности D, предлагается решать задачу целочисленного программирования по формуле, где учитывается наличие символа в ИЗСК коллекции, его коэффициент (экспертная оценка) позитивности и порядковый номер символа во множестве элементов информационно-знаковой системы "костюм".

В качестве примеров эффективного практического применения предложенного метода рассчитаны варианты перспективных ИЗСК моды сентября - октября 2006 г. и марта - апреля 2010 г. С учетом рассчитанных

ИЗСК найдены в журналах модели костюмов, аналогичные определенным в результате математического моделирования, что подтверждает эффективность этого метода.

Разработаны процедура автоматизированного проектирования перспективных моделей в терминах информационно-знаковой системы "костюм" и база данных "Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме".

Таким образом, доказано, что мода может рассматриваться как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме и применение ИЗСК эффективно и с научной, и с практической точки зрения. Разработанный метод целесообразно использовать для расчета ИЗСК перспективных моделей на основе заданного уровня позитивности.

В Заключении изложены общие выводы по работе.

В Приложениях представлен иллюстративный материал, не вошедший в основной текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования.

В отечественной и зарубежной литературе пока нет специальных публикаций, посвященных рассмотрению моды как процесса формирования информационно-знаковых систем в костюме. В данной работе впервые в истории теории системного проектирования костюма предпринято рассмотрение костюма и фона его изображения как единой информационно-знаковой системы и получены следующие результаты:

  1. Впервые выделено 55 символов, образующих множество элементов информационно-знаковой системы "костюм" (ИЗСК), которое характеризует всю моду конца XX - начала XXI вв.

  2. Разработан метод расчета формального описания моды и стиля.

  3. Предложена структура ИЗСК, которая определяется подмножествами множества элементов информационно-знаковой системы "костюм": подмножествами символов в форме костюма, в материале костюма, в форме фона, в материале фона, гипотетических символов.

  1. Выявлены закономерности развития моды как процесса формирования информационно-знаковых систем в костюме, и смысловые взаимосвязи между ведущими символами и доминирующими группами цветов в форме и материале костюма и фона.

  2. Разработаны классификации символов и схемы их движения внутри ИЗСК.

  3. Разработана математическая модель моды, основанная на количественной оценке позитивности ИЗСК. Предложено в качестве количественной оценки состояния ИЗСК использовать 4 класса позитивности: позитивные, амбивалентные и негативные символы, а также группы цветов. Определены для элементов ИЗСК 6 уровней позитивности (подсистем) ИЗСК.

7. Метод проектирования ИЗСК перспективных моделей костюмов на
основе разработанной математической модели.

  1. Разработана процедура автоматизированного проектирования перспективных моделей в терминах информационно-знаковой системы "костюм".

  2. Разработана база данных "Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме".

  3. Доказано, что мода может рассматриваться как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме и применение нового метода, основанного на ИЗСК, эффективно и с научной, и с практической точки зрения.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Множество элементов информационно-знаковой системы "костюм" (55 символов, в т. ч. 7 групп цветов), характеризующих систему "костюм".

  2. Классификации этих символов и закономерности их движения в информационно-знаковой системе "костюм".

  1. Методика исследования костюма как информационно-знаковой системы, а моды как процесса формирования информационно-знаковых систем в костюме.

  2. Метод определения моды и стиля с помощью информационно-знаковой системы "костюм".

  3. Математическая модель моды, основанная на количественной оценке позитивности ИЗСК, и метод проектирования ИЗСК перспективных моделей костюмов на основе разработанной математической модели.

  4. Процедура автоматизированного проектирования перспективных моделей в терминах информационно-знаковой системы "костюм".

  5. База данных "Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме".

Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования. Выявлены закономерности развития моды как процесса формирования информационно-знаковых систем в костюме: в XXI веке информационно-знаковая система "костюм" меняется каждые 1-2 месяца, при протяженности цикла развития ИЗСК, равной 12-14 месяцам. Теоретические и практические результаты диссертационной работы внедрены в учебном процессе (лабораторный практикум) и в творческих работах (эскизы для фильма, проекты).

В результате исследования динамики изменения информационно-знаковой системы "костюм" "от кутюр" и "прет-а-порте" 5 ведущих Домов моды с 1997 по 2001 год автором определены мода и стиль в этих коллекциях. Общие для коллекций всех Домов символы представляют моду, различные -стиль каждого Дома. ИЗСК коллекций позволяют объяснить как стилевую особенность, так и экономический успех коллекций.

Выявлено совпадение ИЗСК в коллекциях 5 ведущих Домов моды с ИЗСК, построенными по разным источникам за один и тот же период, что подтверждает правильность выбора элементов множества ИЗСК.

Разработан метод, который обеспечивает расчет ИЗСК перспективных моделей на основе заданного уровня позитивности. Указанный расчет позволяет автоматизировать проектирование коллекций одежды, предметов интерьера; среды (интерьера и экстерьера зданий), а также разработку фирменного стиля, концепции рекламы продукции, тестов для подбора персонала (тождество, нюанс и контраст смыслов выбираемых символов -взаимоотношения личности и коллектива / общества).

В качестве примеров эффективного практического использования ИЗСК и математической модели моды разработаны варианты перспективных ИЗСК моды сентября - октября 2006 г. и марта-апреля 2010 г. По рассчитанным ИЗСК определены и показаны на рисунках аналоги перспективных моделей костюмов.

Апробация результатов работы.

  1. Создание 14 эскизов костюмов для фильма "Воровка. Счастье напрокат" -имеется акт внедрения от 28 февраля 2002 г. Учитывались воздействия на психику человека перспективных сочетаний символов.

  2. Серия работ "Образы Москвы", отмеченных на выставке "Москва глазами молодых. 2002" в Новом Манеже дипломом лауреата. Серия работ "Образы Москвы" включает в себя модели костюмов и их художественные фотографии на фоне пейзажей Москвы (реклама Москвы через позитивные и амбивалентные символы в форме, материале костюма и фона).

  3. Разработка методических указаний к выполнению лабораторной работы для студентов по курсу "Математика и информатика" (по специальности "художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности") - имеется акт внедрения от 27 июня 2003 г.

4. Перспективные символы использовались в эскизах "Космическое
моделирование" на тему "Россия в космосе", представленных на 3 выставках
"Космос глазами молодых": в России (г. Москва), Германии (г. Берлин) и
Чили (г. Сантьяго де Чили), 2003 - 2004 гг.

  1. В проекте "Москва-спорт-2004-2012", представленном на выставке "Москва глазами молодых - Спортивная Москва. 2004" в Центральном доме художника. Проект отмечен призом конкурса и дипломом лауреата в номинации "Лучшее произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее основной концепции выставки". Проект построен на позитивных и амбивалентных символах в форме и материале костюма.

  2. Экспериментально доказана эффективность предлагаемых методов исследования и моделирования ИЗСК.

  3. Для ИЗСК, полученных в результате математического моделирования, в журналах мод найдены модели, имеющие аналогичную ИЗСК, что подтверждает работоспособность метода.

  4. Результаты работы использованы в разработке базы данных "Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме".

  5. Основные положения и содержание диссертации отражены в 18 научных публикациях автора; в 7 публикациях творческих работ, в которых использованы результаты диссертационного исследования.

  6. Идеи и предварительные результаты диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку:

на заседаниях кафедры моделирования костюма и обуви МГТУ им. А. Н. Косыгина (в 2002 - 2004 гг.);

на заседаниях Проблемного Совета факультета прикладного искусства МГТУ им. А. Н. Косыгина (в 2002 - 2004 гг.);

на 15 научных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников (170 наименований) на русском и иностранных языках и 5 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 226 страницах, включая 33 таблицы, 25 рисунков, 4 графика; приложения содержат 130 страниц.

Анализ факторов, обусловивших актуальность диссертационного исследования

Научно-технический прогресс является одним из важнейших факторов развития общества как XX, так и XXI веков. Современный уровень развития науки и техники во многом определяет моду: появляются новые технологии производства одежды, новые материалы, фактуры тканей, новые приемы создания формы костюма. Происходит глобальное информационное объединение людей во всех областях жизни: число пользователей сети Интернет непрерывно растет с каждым часом. Поэтому одним из основополагающих факторов развития моды XXI века является ускорение смены модных тенденций. Каждая солидная организация разрабатывает свой фирменный стиль: сайт, рекламу, фирменный знак. Логотип фирмы является ее символом, несет информацию о предприятии, которое он олицетворяет и компактно "замещает". Количество фирм, объединенных в информационное пространство, и потоки информации, реализующие взаимодействие этих фирм, постоянно растут. Обилие новых и старых знаков, символов активно воздействует на моду, которая не может существовать вне среды, ее рождающей. Как специалистам модной индустрии (производителям одежды, проектировщикам среды), так и потребителям необходимо знать, какое воздействие на человека, какие смыслы заключены в новых и старых символах. В то же время конкуренция между дизайнерами, Домами моды также растет: в начале XXI в. работают уже несколько сотен модных Домов и художников-стилистов, и с каждым годом их становится все больше (см. список дизайнеров на сайте www.flrstview.com).

В современных условиях для производителя модной одежды особенно важно быстрое реагирование на изменения тенденций моды, обуславливающее наряду с технологиями мобильность производства, а, значит, и экономический успех, т. е. целесообразность дальнейшего развития предприятия. Основная роль в правильном ориентировании фирмы в океане информации принадлежит художнику-стилисту. Для этого специалисты разрабатывают методы исследования моды с выходом на прогностическое моделирование, т. е. возможность выявления закономерностей развития моды и костюма.

Однако все существующие методы исследования моды рассчитаны на определенный темп ее развития: периоды смены модной формы от 2 до 12 и более лет [6, 18 - 29]. В то же время, по наблюдениям аналитиков моды [30 -38], сегодня смена модного образа происходит в несколько раз быстрее: есть циклы моды с периодом менее 2 лет (это отдельные тенденции развития внутри общей моды), а также меньше 1 года или 1 сезона. Таким образом, внутри моды сегодня развивается несколько тенденций, быстро сменяющих друг друга, - за счет этого мода в целом более разнообразна и менее категорична, чем 50 - 100 лет назад. Ученые отмечают, что теперь мода и более нестабильна.

Проблема анализа тенденций современной моды заключена в отсутствии метода исследования, позволяющего работать с короткими периодами развития моды и конкретных модных тенденций. Кроме того, необходимо изучать новые смысловые взаимосвязи, появляющиеся в костюме.

Поэтому представляется актуальным предложение автора рассматривать взаимодействие информационно-знаковых систем "костюм" - "среда", а также учитывать роль цветового воплощения символов. Иными словами, следует считать актуальным рассмотрение совокупности модных костюмов в целом, в отличие от ранее реализованных подходов, когда исследовалось развитие костюма лишь по одному или нескольким параметрам. К сожалению, не изучается смысловой контекст появления костюма, т. е. мало внимания обращается на среду изображения. Сегодня не существует научных трудов, где решаются указанные задачи. Точку пересечения концепций большинства исследователей моды наиболее удачно выразил известный специалист по психологии масс Г. Блуммер: мода основана на дифференциации и соперничестве. "...Именно эта черта и превращает моду в движение". По мнению Г. Блуммера, движение и успех моды зависят от принятия какого-то данного стиля или образца. В свою очередь, это принятие основано не просто на престиже, связанном с этим стилем, но также и на том, удовлетворяет и отвечает ли этот стиль предрасположениям и ршвивающимся вкусам людей. "С этой позиции мы можем рассматривать моду как нечто такое, что возникает и расцветает в ответ на какие-то новые субъективные требования". Обеспечивая средства для выражения этих предрасположений и вкусов, мода способствует оформлению и кристаллизации этих вкусов. В конце концов, мода помогает создать "некий Zeitgeist ( Дух времени - Прим. перев.), или некую общую субъективную жизнь", и тем самым помогает заложить "основы нового социального порядка" [8].

Парижский кутюрье П. Рабанн связывает моду и с политикой, и с экономикой: "Мода в любую эпоху может рассказать о том, что происходит в обществе. Если женщины носят длинные платья, значит, что-то не в порядке с экономикой. Если в моде квадратные плечи, значит, пришло время войны. Высокие прически - признак скорого падения режима, революции. А о сексуальной свободе в обществе свидетельствуют вовсе не облегающие, как думают многие, а свободные платья" [17].

Возникает вопрос: как исследовать моду, если она создает "дух времени"? Искусствоведы и теоретики моды создали несколько методов исследования и прогнозирования модных тенденций. Мода рассматривалась с разных точек зрения: как чередование десятилетий, форм силуэта, орнаментов, материалов и фактур, а также цветов в костюме, пластических периодов, стилей, доминирующих психотипов.

Рассмотрим научные подходы к исследованию моды. К. Диор обозначил три силуэта костюма: овал, трапецию и прямоугольник. Т. В. Козлова впервые поставила вопрос об исследовании циклов развития моды. Ученые Т. В. Козлова и Г. И. Петушкова рассматривают моду как циклическое развитие трех основных форм силуэта: прямоугольника, овала, трапеции [6, 18]. Ряд ученых рассматривают костюм как семиотическую систему (Р. А. Степучев, В. М. Шепель), элементы которой - линии, пятна и их сочетания - обладают разными графическими, а значит, и эмоциональными характеристиками [19, 4]. Исследователь моды Р. А. Гузявичуте открыла чередование пластических и геометрических периодов в костюме за 1900 -1975 гг. [20]. С. Н. Жученкова построила структурную модель восприятия цвета в костюме, условно-графическую модель развития модной цветовой гаммы костюма за 1960 - 1988 гг. [21]. Е. А. Заболотская разработала совмещенные условно-графические модели развития орнамента и костюма на основе исследования коллекций модной одежды периода 1975 - 1994 гг. [22]. А.Н. Киселева сформировала Гфинципы гармонизации фигуры человека с учетом законов зрительного восприятия формы, и для этого провела графический анализ костюма за 1960 - 1990 гг. [23]. Т. В. Белько выявила бионические принципы формирования костюма; автором найдены последовательности появления цветов в моде [24]. Е. В. Ильичева предложила методику исследования стилей, создала матрицу "Дом стилей" [25]. Л. В. Смурова - автор методики фрактальной гармонизации костюма и методики измерения гармоничности моделей [26]. И. В. Каллагова выявила циклическое чередование активности шести психотипов на протяжении всей истории развития костюма, оказывающее влияние на формирование стиля костюма [27].

Е. В. Егоричева выявила циклы развития геометрических структур костюма в разных видах ассортимента женской одежды [28]. Н. А. Филатова рассмотрела циклы моды в совокупности с циклами экономического, социального и политического развития общества, а также с циклами солнечной активности [29]. И. Богардус, Г. Блуммер, М. И. Килошенко и другие исследователи рассматривают социальный и психологический аспект развития моды [10, 8, 13].

Журналы по моде и дизайну: "International Textiles" [30], "L Officiel" [31], "Vogue" [32], "ELLE" [33], "Индустрия моды" [34, 35], "Step" [36], "Монитор" [37], "Архидом" [38] - предлагают обзоры моды с указанием тенденций развития силуэта костюма, образа, цвета и орнаментов тканей. Обозреватели моды выявляют перспективные аксессуары, макияж, а также публикуют актуальные разработки дизайнеров.

Изучение роли информационно-знаковой системы "костюм" в современном мире

В современном мире существует великое множество информационно-знаковых систем, которые являются неотъемлемой частью всех языков, наук, искусств, методик обучения. Этот факт объясняется тем, что жизнь общества невозможна без обмена информацией и, следовательно, средств коммуникации - кодирования и передачи сообщений.

Эволюция жизни на Земле также невозможна без передачи информации: учеными установлено, что клетки любого живого организма непрерывно обмениваются информацией между собой. Классическим примером биологической информационно-знаковой системы стала молекула ДНК: ее код содержит наследственную информацию (приложение А, рисунок А. 4). У каждого растения, животного есть своя информационно-знаковая система как на внешнем уровне взаимодействия с окружающим миром, так и на клеточном уровне (эндосемиотическая система) [68].

С момента своего появления на Земле живые организмы обмениваются информацией с помощью аудиальных, визуальных, кинестетических знаков звуков, жестов, изменения окраски, запахов, взглядов, выражения лица и т.д. Все это относится и к человеческому обществу.

По мнению большинства историков, первобытный человек поначалу изъяснялся жестами, которые для его соплеменников постепенно становились определенными знаками. На протяжении всей истории человечества этот процесс повторялся. "Язык тела, равно как и крик новорожденного, представляет собой первичную языковую форму" [69]. Язык тела выражен позой и жестом.

Человек использовал в письменном общении реальные образы и абстрактные фигуры задолго до появления письменности (приложение А, рисунок А.5). В XXI веке передача сообщений в виде знаков также остается единственным незаменимым средством общения.

Специалисты по истории первобытного общества полагают, что "наскальная живопись - это своеобразное символическое письмо". "Стремление наделить знак определенным смыслом было столь же значительным шагом вперед, что и изобретение письменности, хотя она возникла много позднее" [67]. Письменность представляет собой знаки определенного графического кода. Рисунки, обнаруженные в Долине Чудес, действительно напоминают безмолвные знаки (см. приложение А, рисунок А.5). Разнообразные древние информационно-знаковые системы мы сопоставили на рисунке А. 6 (приложение А).

Кроме письменности, жизненной необходимостью для человека издавна является своевременное предупреждение об опасности. Для этого были созданы первые системы дальней сигнальной связи, в которых использовались простейшие коды. Например, индейцы Северной Америки часто пользовались дымовыми сигналами [69].

Впоследствии многие информационно-знаковые системы стали неотъемлемой частью истории человеческого общества (см. приложение А, рисунок А. 7). Например, в эпоху Просвещения во Франции телеграф Шаппа стал первой сетью когерентной связи, и к 1840 году эта система из 556 станций распространилась по территории страны более чем на 4000 километров [69].

В 1873 году С. Морзе, Кук и Уитстон продемонстрировали действующие прототипы электрических аппаратов дальней связи. Азбука Морзе меняется в зависимости от языка (например, при переходе с немецкого на венгерский), поскольку она состоит из так называемых знаков-посредников, с помощью которых кодируется и декодируется тот или иной язык.

Благодаря современным технологиям системы связи существенно изменились: появилась глобальная сеть "Internet" [70]. Сегодня послания космических зондов достигают Земли в виде электронных сигналов, их декодируют и преобразуют в изображения и символы, которые вслед за тем тоже дешифруются.

Убедительными примерами эффективного применения информационно-знаковых систем стали железнодорожная и морская сигнализация, древние и современные географические карты (рисунок 1.1). Назначение картографических знаков - отображать топографическую реальность. На карте мир предстает перед нами в виде знаков, соответствующих действительности и нашим представлениям о ней. Из названных знаковых систем морская сигнализация - самая древняя: она произошла от первых маяков и флагов. Железнодорожная сигнализация - это двоичная система, состоящая из знаков запрещающих и разрешающих. Затем возникла и автодорожная сигнализация (первое постановление по поводу системы автодорожных знаков было принято в 1897 году). Сегодня знаки дорожного движения являются элементами высоко функциональной информационно-знаковой системы [65]. В авиации такой сигнализацией служат входные огни, или посадочные фары разных цветов.

По мнению многих ученых, обряды и ритуалы фактически являются символическими системами [11, 71, 72]. Социальный психолог Ф. Ю. Албакова определяет роль символических систем в рамках национальной культуры. По мнению автора, символы этноса выступают как "превращенные формы социально-исторического опыта конкретного этноса, который и обеспечивает его своеобразие, обусловливая национальную специфику миропонимания...". Они дают возможность "реконструировать национальную картину мира, ....национально-специфические типы отношений человека к самому себе, к миру, к инокультурным этносам" [66].

В отличие от большинства древних символов, современные пиктограммы состоят только из полезных элементов - необходимых для обозначения того или иного понятия (см. рисунок 1.1). Лингвисты с сожалением отмечают, что и в языке есть тенденция к утилитарному использованию слов и, следовательно, к его художественному обеднению. "Языки сегодня, - писал американский японовед Эрнест Феноллоза, - тощи и стерильны, потому что мы все меньше вдумываемся в них".

В языке современного костюма, с одной стороны, присутствует тенденция к функциональному использованию знаков и символов (увеличение производства одежды "прет-а-порте" и уменьшение количества коллекций "от кутюр"), а с другой - постоянный поиск новых символов и их сочетаний как выражения новых процессов, происходящих в мире. Нельзя не отметить и экономический аспект развития символики костюма: чем красивее, оригинальнее, "новее" коллекция, тем больше вероятность ее прибыльной продажи, а, значит, и появления новых клиентов у Дома моды.

С учетом приведенных выше фактов, мы пришли к выводу, что в настоящее время информационно-знаковая система - междисциплинарное понятие. Исследованием, применением, а также разработкой информационно-знаковых систем занимаются такие современные науки, как лингвистика, кибернетика, генетика, теория музыки, искусствоведение, геральдика, психология и онтопсихология [73 - 76].

Выделение символов, значимых для описания образа костюма

На данном этапе исследования решалась задача выделения символов, существенно значимых для описания образа костюма, из универсального (для задач, решаемых в этой работе) множества, описанного в 1 главе (см. приложение Б, таблицу Б.1). С этой целью был проведен отсеивающий эксперимент. В исследовании был использован иллюстративный материал за 1991 - 2002 г.г. по модному костюму. В качестве источников были использованы журналы мод: "ELLE", L OfficielV Vogue" за 1991 - 2002 гг. [31 - 33]. Критерием отбора символа была частота встречаемости символа в форме костюма или материале костюма. В ходе исследования было просмотрено 100 моделей костюма за каждый сезон (весна - лето и осень - зима) каждого года. Общее число проанализированных моделей составило 2400; в каждой модели встречается не менее 5 разных символов. Таким образом, рассматриваемая выборка символов содержала не менее 12000 элементов. Такой объем выборки обеспечивает надежность статистических результатов на уровне 0,95.

Результаты анализа моделей заносились в специально разработанную таблицу (форму). Каждому символу из универсального множества (см. приложение Б, таблицу Б.1) соответствовала одна из строк формы. Столбцы формы содержали следующую информацию: - в 1-м столбце - все символы набора, описанного в главе 1 (см. приложение Б, таблицу Б.1); - во 2-м столбце размещены значения абсолютных частот встречаемости соответствующих символов.

Перед началом эксперимента все абсолютные частоты встречаемости символов в форме принимались равными нулю. При просмотре каждой модели к значениям абсолютных частот встречаемости символов, выявленных в модели, добавлялась 1, а остальные частоты встречаемости оставались без изменения.

Для выявления символа было необходимо его наличие в форме или материале костюма, а также выполнение требования узнаваемости, т. е. четкое изображение символа, которое можно трактовать однозначно.

При обработке экспериментальной информации данные из формы заносились в таблицы, построенные в среде пакета Microsoft Excel. При этом средствами пакета Microsoft Excel выполнялись вычисления относительных частот встречаемости.

Таким образом, в ходе эксперимента было получено 24 таблицы с данными исследования за каждый сезон (таблицы 1 - 24).

В процессе дальнейшей обработки значения абсолютной встречаемости из указанных таблиц суммировались и суммы помещались в новую таблицу 25. Эти суммы были разделены на общее число символов, выявленных за 12-летний период, и таким образом были получены для каждого из 124 символов относительные частоты встречаемости, определенные за указанный интервал времени. Эти частоты встречаемости были приняты в качестве точечных оценок вероятности появления соответствующих символов в костюме.

Для оценки эффективности распознавания значимых символов группой экспертов был проведен дополнительный эксперимент III с участием группы экспертов. Группа экспертов представляла собой 16 человек одной специальности (художник-стилист), примерно одного уровня культуры и профессиональной подготовки (2 курс факультета прикладного искусства Московского государственного текстильного университета имени А. Н. Косыгина). Такой подбор экспертов обеспечил наличие у экспертов необходимых базовых знаний композиции, рисунка, живописи и начальных знаний в области искусствоведения: соответствующие дисциплины преподаются студентам с 1 курса университета. С другой стороны, эксперты не имели практического опыта применения данного метода исследования костюма и впервые анализировали предложенные им коллекции на предмет выделения символов в образе моделей.

Целью этого эксперимента являлось исследование согласованности экспертных оценок частот встречаемости символов, пршзаддежапщх множеству элементов информационно-знаковой системы "костюм".

В ходе этого эксперимента был использован ресурс сети Интернет: www.flrstview.com. С помощью указанного ресурса был вьшолнен анализ фотографий моделей коллекции Дома моды "Givenchy" ("Живенши"), "прет-а-порте", весна - лето 1999 года (см. рисунок 2.1). Для этой коллекции автором (эксперт 1) был разработан эталон оценок частот встречаемости символов.

Далее коллекция (80 моделей) была просмотрена шестнадцатью экспертами (эксперты 2 - 17). Результаты анализа коллекции из 80 моделей экспертами заносились в формы, которые имели структуру, приведенную в приложении В, в таблице В 1. В этой форме каждая строка соответствует одному символу из множества элементов информационно-знаковой системы "костюм", которое представлено в таблице 2.1. Столбцы таблицы содержат абсолютные частоты встречаемости символов в форме или в материале костюма.

Перед началом эксперимента, как и при заполнении таблиц 1 - 24, все абсолютные частоты встречаемости символов в форме принимались равными нулю. При просмотре каждой модели к значениям абсолютных частот встречаемости символов, выявленных в модели, добавлялась единица, а остальные частоты встречаемости оставались без изменения.

Для выявления символа было необходимо его наличие в форме или материале костюма, а также выполнение требования узнаваемости, т. е. четкое изображение символа, которое можно трактовать однозначно.

Разработка математической модели изменения моды за исследуемый период (с 1981 по 2003 гг.) для исследования моды

Для обобщенной характеристики коллекции или моды некоторого периода требуется количественная оценка. Одним из вариантов количественной оценки впечатления от образа модного костюма может быть уровень его позитивности [72 - 74, 129, 151 - 154]. Эта же оценка может быть использована для характеристики коллекции (моды или стиля).

Значения коэффициентов позитивности символов определяются экспертнымии оценками; они являются частью информационно-знаковой системы "костюм". Частоты встречаемости символов определяются экспериментально. Значения уровня позитивности, определенные по формуле (3.1), образуют ряд экспериментальных точек, по которым может быть построен график, т.е. могут решаться задачи интерполяции и экстраполяции. Это обеспечивает решение задач анализа состояния и прогноза развития модного костюма.

При решении задачи прогноза требуется по заданному (прогнозируемому) значению уровня позитивности определить характеристики перспективных моделей костюма. Такими характеристиками в ИЗСК является множество актуальных символов.

В общем случае поставленная задача требует полного перебора возможных наборов значений параметров х{. ИЗСК включает в себя множество, состоящее из 55 символов. Число возможных сочетаний из 55 символов равно 255.

Для обработки каждого варианта сочетания символов требуется около 100 команд, которые выполняются не менее чем за 32 такта. Тогда общее число тактов, выполнение которых необходимо для решения задачи (3.2), составляет 255x320s(103)5xl04=1019.

Пусть при решении задачи используется процессор с тактовой частотой 10 Ггц (на сегодняшний день это один из самых мощных процессоров персонального компьютера (ПК): в среднем используется процессор 1 Ггц). Тогда прямой перебор, требующий не менее 1019 тактов, выполняется за время ,= 1019/Ю10 = 109с.

Таким образом, для описания уровня позитивности развитие системы "костюм" характеризуется 14 графиками. Эти графики характеризуют уровень позитивности каждой из 6 подсистем ИЗСК. В свою очередь, каждый из этих графиков складывается из 3 составляющих функций (графиков: позитивные, амбивалентные, негативные символы ИЗСК). Все цвета объединяются в единую подсистему из-за их небольшого количества (7 цветовых групп), а также вследствие сравнительно небольшой разности их уровня позитивности. Состояние этой подсистемы представляется одним графиком. Таким образом, состояние коллекции или изменение моды представляется 14 графиками: для 4 подсистем "форма костюма", "материал костюма", "форма фона" и "материал фона" мы строим по 3 графика (всего 12 графиков), а для подсистем "цвет костюма" и "цвет фона" - по 1 графику. Изменение выявленных 6 подсистем представлено ранее, на диаграмме 2.6.1.

Пусть, как и прежде, используется процессор 10 Ггц и для расчета одного варианта требуется 100 тактов. Тогда временная сложность решения задачи составит t = 2х 10б/ 1010 = 2х104с.

Специалисты в области психологии и искусствоведения различают сильно позитивные, позитивные, амбивалентные, негативные и сильно негативные символы. Таким образом, у специалистов указанных областей принято классифицировать символы по характеру воздействия на психику человека либо по выражению тенденции развития как отдельной личности, так и общества в целом [72 - 74,129,151 -154].

Уровень позитивности каждой подсистемы, в свою очередь, определяется 3 составляющими: - уровень позитивности позитивных символов; - уровень позитивности амбивалентных символов; - уровень позитивности негативных символов.

Для того чтобы указанные характеристики символов могли бы использоваться в вычисленных алгоритмах, они должны быть представлены в виде числовых значений.

В данной работе в качестве таких значений приняты следующие коэффициенты позитивности символов (см. таблицу 3.1.1): 1. коэффициенты позитивных символов принимают значения из приведенного ниже множества: du є {0,01, ..., 41,71}; 2. для амбивалентных символов возможные значения коэффициентов выбираются из множества: ,/ є{0,01; ..., 176,61}; 3. значения коэффициентов негативных символов выбираются из следующего множества: d3tiг є {0,01, ..., 0,55}. 4. коэффициенты позитивности цветов принимают значения из следующего множества: d4j є {0,01, ..., 0,21}.

Символы в таблице 3.1.1 расположены в порядке уменьшения их позитивности. Порядок расположения символов не является случайным: учтены все их смысловые значения, которые указаны в работах специалистов: известных искусствоведов, семиологов, художников, лингвистов и психологов [4, 52 - 57, 60, 64, 72 - 74, 65, 86, 95 - 115], см. таблицу Б.1 приложения Б. Обзор этих работ приведен в главе 1.

Указанные значения (в таблице 3.1.1) были установлены на основе экспертных оценок. Данные значения согласуются на качественном уровне с результатами работ в области искусствоведения и психологии [72 - 74, 129, 151-153].

На основе коэффициентов позитивности символов может быть вычислен уровень позитивности модели, коллекции или моды некоторого периода.

С учетом результатов, приведенных во 2 главе (см. диаграммы 2.6.1 -2.6.3), представляется целесообразным разделить общую оценку позитивности на 6 значений, каждое из которых характеризует одну из подсистем информационно-знаковой системы "костюм" (см. таблицу 3.1.2)

Похожие диссертации на Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме