Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Подуфалова Татьяна Николаевна

Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды
<
Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Подуфалова Татьяна Николаевна. Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Подуфалова Татьяна Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина]. - Москва, 2008. - 196 с. : ил. + Прил.(с. 197-397 : ил.). РГБ ОД, 61:08-5/364

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Молодежная мода Англии на рубеже XX - XXI веков как продукт социально-культурного развития общества 21

1.1 Анализ основных факторов, определяющих авангардное развитие английской моды 21

1.2 Причины зарождения и формирования молодежных течений и молодежной моды 38

1.3 Стили, субкультуры и факторы, влияющие на формирование и развитие английской молодежной моды 44

1.4 Процессы, происходящие между уровнями английского модного рынка и тенденции развития английской моды 68

1.5 Изучение английской молодежной моды методом анкетирования 79

Выводы по первой главе 94

Глава 2 Анализ коллекций английских модельеров на основе образно-знаковой системы «костюм» 96

2.1 Обоснование метода исследования английской молодежной моды на основе образно-знаковой системы «костюм» 96

2.2 Выявление множества символов образно-знаковой системы «костюм», характеризующих творчество английских модельеров 99

2.3 Вычисление относительных частот и доверительных интервалов для оценки вероятности появления символов в материале и форме костюма в коллекциях английских модельеров 105

2.4 Выявление основных групп символов, характеризующих английский молодежный костюм начала XXI века 114

2.5 Исследование закономерностей использования символов образно-знаковой системы «костюм» ведущими английскими модельерами 125

2.5.1 ОЗСК в коллекциях Вивьен Вествуд 125

2.5.2 ОЗСК в коллекциях Джона Галльяно 127

2.5.3 ОЗСК в коллекциях Александра МакКуина 131

2.5.4 ОЗСК в коллекциях Софии Кокосалаки 132

2.6 Анализ особенностей появления символов образно-знаковой системы «костюм» в коллекциях английских модельеров в зависимости от сезонов. 134

Выводы по второй главе 146

Глава 3 Разработка метода художественного проектирования на основе исследования зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм» в коллекциях английских модельеров 148

3.1 Разработка метода исследования коллекций модельеров на основе выявления зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм» 149

3.2 Разработка метода художественного проектирования костюма на основе зависимостей между символами, выявленных в молодежных коллекциях английских модельеров 169

Выводы по третьей главе 179

Общие выводы по работе 180

Рекомендации по использованию результатов

Диссертационного исследования 182

Список литературы 185

Приложения 197

Введение к работе

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуются теоретические и методологические основания исследования, формулируются цели и задачи работы, основные положения, определяющие новизну исследования. Здесь также представлены сведения о методологической и научно-практической значимости результатов исследования и об апробации этих результатов.

Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной моды, как одного из важных элементов социального и культурного пространства, оказывающего значительное влияние на формирование человеческой личности, становление и социализацию молодежи, а также как направляющего вектора для современной индустрии производства одежды. Необходимость поиска новых подходов к художественному проектированию костюма и совершенствования методов научных исследований в области моды обусловлена:

- значительным ускорением смены модных тенденций, в первую
очередь в области молодежной моды, и необходимостью повышения уровня
дизайна новых моделей;

- необходимостью создания более эффективной и мобильной системы
проектирования одежды для промышленного производства;

появлением качественно новых технологий, включая информационные, в сфере дизайна и производства одежды;

необходимостью изучения процессов, происходящих в моде на рубеже XX - XXI веков;

социальными и демографическими процессами, происходящими в обществе;

повышением уровня жизни населения и возрастающими требованиями к разнообразию, качеству и дизайну одежды;

- влиянием процессов глобальной информатизации общества на взаимное проникновение и взаимодействие национальных культур.

В связи с этим, являются актуальными исследования коллекций модельеров, стоящих в авангарде мировой моды, а использование их опыта художественного проектирования костюма может быть весьма эффективным в отечественном производстве.

По мнению обозревателей и исследователей моды (К. Бреварда, Д. Хебдиджа, Д. Лохмана, А. Дэфонтен, К.А. Агабабяна и др.) в настоящее время английская мода вышла на одно из первых мест в мире. «Именно из Объединенного Королевства в моду пришло много новых, интересных идей, оказавших важное влияние на изменившийся мир моды в целом» [160]. Современные модные течения в этой стране характеризуются особенной волной инноваций, деконструктивизма и авангарда, эпатажа и шока. Французский обозреватель моды А. Дэфонтен отмечает, что «Английская мода креативна и экспериментальна» [160]. Она внесла тем самым огромный вклад в становление нового взгляда на моду — рассмотрение модного костюма, как предмета искусства. Уникальность данного явления состоит в том, что такой инновационный всплеск произошел в стране, славящейся своим консерватизмом в жизненном укладе и костюме.

Кроме того, эпицентром внимания современного мира является молодежь. Как пишет Т.В. Козлова: «На нее ориентируются все модельеры. Уличная мода в конце тысячелетия стала одной из главных» [1].

Следовательно, представляет интерес изучение креативной английской моды, важной составной частью которой является молодежная мода, выявление особенностей ее развития, вскрытие причин, выдвинувших английскую моду в авангард мировой моды.

Проведенный анализ современного состояния процессов художественного проектирования костюма выявил необходимость поиска новых подходов к их совершенствованию. С этой целью в диссертации разрабатывается образно-знаковая система «костюм» (сокращенно ОЗСК) и

на ее базе развиваются методы исследования и проектирования, основанные на получении детальной информации о взаимосвязях между использованием символов в моделях и коллекциях, более полном и системном применении возможностей статистического анализа. Данные вопросы недостаточно отражены в научной литературе.

Таким образом, актуальным является проведение всестороннего анализа зависимостей между символами в форме и материале костюма в коллекциях английских модельеров с целью использования опыта этих модельеров при художественном проектировании костюма для повышения конкурентоспособности отечественного модного производства, а также разработка необходимых для этого новых математических моделей и методов проектирования.

Необходимо отметить, что проблемы совершенствования методов художественного проектирования костюма рассматривались многими учеными, в том числе Т.В. Козловой, И.Н. Савельевой, Т.В. Белько, А.И. Затулий, Т.Л. Макаровой, И.Д. Маркеловой и другими.

Цель диссертационного исследования — создание адекватных современным условиям и уровню развития моды методов решения образа и художественного проектирования костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды и молодежных коллекций английских модельеров.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие задачи:

проводится анализ основных факторов формирования английской моды, определяющих ее авангардное развитие;

исследуются процессы формирования и развития молодежных течений и английской молодежной моды, начиная с 50-х годов прошлого столетия;

- анализируется взаимное влияние уровней английского модного рынка
в контексте формирования молодежной моды;

разрабатывается анкета, охватывающая различные области проблематики английской моды, учитывающая социальные, политические, культурные, религиозные и психологические аспекты; проводится анкетирование среди представителей английской молодежи;

- разрабатывается образно-знаковая система «костюм» и на ее основе
проводится комплексный анализ молодежных коллекций английских
модельеров (за двенадцать сезонов: осень/зима 2001-02 - весна/лето 2007);

разрабатывается метод исследования коллекций одежды, базирующийся на использовании корреляционного анализа и теории графов;

- разрабатывается новый метод художественного проектирования
костюма на основе зависимостей между символами ОЗСК, выявленных при
исследовании коллекций английских модельеров;

- проводятся апробация полученных результатов при выполнении ряда
модных проектов и разработка лабораторных работ для использования в
учебном процессе.

Предмет исследования — факторы, оказывающие влияние на формирование английской моды и ее авангардное развитие; процессы взаимовлияния и развития уровней английского модного рынка в контексте формирования молодежной моды; английский молодежный костюм, как образно-знаковая система.

Объект исследования - английская молодежная мода, начиная с 50-х годов прошлого столетия и до нашего времени; костюм в молодежных коллекциях 31 английского модельера одежды: Джона Галльяно (John Galliano), Александра МакКуина (Alexander McQueen), Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood), Джулиена МакДоналда (Julien MacDonald), Зандры Роудз (Zandra Rhodes), Хуссейна Чалаяна (Hussein Chalayan), Софии Кокосалаки (Sophia Kokosalaki), Мичико Кошино (Michiko Koshino), Джонатана Сандерса (Jonathan Saunders), Джаэлса Дикэна (Giles Deacon), Пола Смита (Paul Smith), Гарэфа Пью (Gareth Pugh), Роланда Мюрея (Roland Mouret), Гарани Строук (Gharani Strok), Аллегры Хикс (Allegra Hicks), Бассо

и Брук (Basso & Brooke), Клер Таф (Clare Tough), Кристофера Кейна (Christopher Kane), Прин (Preen), Луеллы (Luella), Стеллы МакКартни (Stella McCartney), Хэмиша Moppoy (Hamish Morrow), Дженса Логусена (Jens Laugesen), Мариоса Своба (Marios Schwab), Эли Кишимото (Eley Kishimoto), Беберри (Burberry), Будикки (Boudicca), Эммы Кук (Emma Cook), Марьяна Пежоски (Marjan Pejoski), Гоуста (Ghost), Кэфрин Хамнетт (Katherine Hamnett). Коллекции указанных модельеров анализируются за период, начиная с сезона осень/зима 1995-96 и заканчивая сезоном весна/лето 2008, то есть за двадцать шесть сезонов, характеризующих английскую моду конца двадцатого - начала двадцать первого столетий. Более детально, с построением таблиц и диаграмм, были изучены коллекции 19 модельеров (первые 19 в указанном выше списке) за двенадцать сезонов: осень/зима 2001-02 - весна/лето 2007.

Методы исследования

Работа базируется на целостном системном подходе к проблеме проектирования современного костюма. В качестве инструментария использовались: литературно-аналитический метод; конкретно-исторический анализ; системный анализ; качественный и количественный анализ; вероятностно-статистические методы, включая корреляционный анализ; математическое моделирование; методы теории графов; эксперименты при изучении образно-знаковой системы «костюм»; анкетирование.

Теоретические основы исследования

При проведении исследований были рассмотрены различные научные подходы к изучению моды. Т.В. Козлова исследовала циклы развития моды [1]. Е.А. Заболотская изучала взаимодействие формы костюма с орнаментом на протяжении периода с 1975г. по 1994г. Графический и корреляционный анализ развития форм костюма и орнамента позволили выявить наличие прямых и обратных связей между композиционными признаками орнамента и формой костюма [58]. Т.В. Козлова и Е.В. Ильичева использовали методы нечеткой логики, разработанные Лодфи Заде в 1973 г., «...для создания шкал

и оценки по ним критериев, описывающих как стили, так и моды.» [2, 61]. Т. Л. Макарова под руководством Т.В. Козловой разработала информационно-знаковую систему «костюм» [3, 4]. Т.В. Белько изучала бионические принципы формообразования костюма, разработала методику бионического формообразования костюма [60, 146]. И.Д. Маркелова и Т.В. Козлова исследовали закономерности построения и гармонизации системы «человек-костюм» с позиции структурно-геометрического формообразования костюма [141]. А.И. Затулий разработала основные положения теории авангардного костюма. В частности, при изучении авангардного костюма она использовала корреляционный анализ «для установления взаимосвязей между разновременными аналогичными тенденциями в живописи и костюме» [154]. И.Н. Савельева при изучении основ дизайна в народной одежде использовала корреляционный анализ для выявления зависимостей между элементами композиции народной одежды [170].

Был изучен опыт применения методов математической статистики в различных областях искусства и культуры в целом. Так, по мнению В.П. Фоменко и Т.Г. Фоменко эмпирико-статистические методы могут использоваться при решении различных хронологических и других смежных проблем, например, при поиске авторских инвариантов и установлении авторства письменного документа [11]. В работе В. Фукса изучался вопрос об авторстве некоторых древних текстов на основе статистического анализа различных грамматических структур их языка [11]. Много исследований посвящено обнаружению количественных закономерностей, позволяющих различать между собой литературные жанры.

Различные математические модели и методы начинают все шире использоваться в самых неожиданных областях искусствознания. Волна таких исследований во всех странах привела к созданию в 1967г. Международной ассоциации эмпирической эстетики и в 1996г. — Международной ассоциации математической эстетики. По мнению В.М. Петрова: ««поверка алгеброй гармонии» (т.е. применение количественных

методов к такой тонкой и деликатной материи как искусство), требуется не только самой научной сфере, но и просто духовному миру любого развитого человека, ибо он нуждается в единстве и самосогласованности своего внутреннего мира; необходимо для осуществления научно обоснованной культурной политики в каком либо регионе или же в стране в целом (например, для оказания государственной поддержки каким-то видам искусства). Нужно понимать специфику искусства и механизмы взаимодействия человека с искусством, уметь количественно оценивать параметры этого взаимодействия. Для прогнозирования развития социальной сферы необходимо знать, каким будет искусство в перспективе» [7].

Такой подход в полной мере относится и к исследованию моды. Т.В. Козлова обращает внимание на то, что при изучении формы костюма важны как качественные, так и количественные признаки: «Зная закономерности изменений формы, можно участвовать в программировании ее на стадии проектирования» [1]. По мнению Т.В. Козловой: «прогноз в моде в значительной степени определяет экономику промышленного производства»

Представляется обоснованным предположение о том, что ранние коллекции влияют на более поздние, как в рамках творчества одного модельера, так и различных модельеров. Это может быть вызвано конкуренцией между модельерами и Домами моды, изучением работ и прогнозированием деятельности конкурентов, промышленным шпионажем.

Также модельер, создавая новые коллекции, явно или неявно учитывает свои предыдущие работы в поисках новых подходов и решений.

Таким образом, можно предположить, что справедлива следующая

Гипотеза 1. Между коллекциями и моделями, созданными модельерами в различные периоды времени, а также созданными различными модельерами, существуют зависимости, влияющие заметным образом на развитие моды.

Если Гипотеза 1 справедлива, то при исследовании творчества модельеров методами математической статистики важное место должен занять корреляционный анализ, позволяющий выявлять различные связи и зависимости, возникающие в процессе разработки моделей и коллекций.

Результаты данной диссертационной работы подтвердили справедливость Гипотезы 1.

При проведении настоящих исследований и подготовке диссертации были изучены труды Т.В. Козловой, Т.В. Белько, А.И. Затулий, Г.И. Петушковой, Р.А. Степучева, Е.А. Рыбкиной, Т.Л. Макаровой, В.М. Шепеля, Р.А. Гузявичуте, С.Н. Жученковой, Е.А. Заболотской, А.Н. Киселевой, Е.В. Ильичевой, Л.В. Смуровой, И.В. Каллаговой, Е.В. Егоричевой, Н.А. Филатовой, И.Д. Маркеловой и других авторов [1-6, 53-65, 141, 146, 154].

Был проведен анализ обзоров моды в журналах, ориентированных на молодежного потребителя: «i-D Magazine», «Pop», «Dazed & Confused», «Another Magazine», «Ten Magazine», «Plastique», а также в журналах, рассчитанных на более взрослую и профессиональную аудиторию: «Harper's Bazaar», «Vogue», «L'Officiel», «InternationaJ/Textiles», «Монитор» [67-75, 142-145].

Проанализирован значительный объем материала по коллекциям и модельерам в сети Интернет (, , , и др.).

С целью выявления исторических и социально-экономических факторов, повлиявших на становление и развитие английской моды, была изучена литература по истории английского общества и английского костюма: труды Д. Тревельяна, У. Черчиля, Л. Кертмана, Дж. Нанна, Д. Вильсона, Т. Пауэлла, К. Бреварда, Д. Хебдиджа, Д. Лохмана и др. [21-28, 12-18,45,46,167,168].

Настоящая диссертационная работа содержит три главы, выводы по главам и приложения.

В первой главе «Молодежная мода Англии на рубеже XX - XXI веков как продукт социально-культурного развития общества» проведен обзор ряда научных и аналитических работ в области английской моды. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на формирование английской моды и обеспечивающие ее авангардное развитие: сохранение традиций, инновационные подходы к костюму, наличие альтернативных течений и процесса синтезирования. Необходимо отметить, что важную роль также играют передовая система образования и поддержка моды государством и частными организациями.

Рассмотрены предпосылки зарождения и формирования молодежных течений, субкультур и стилей, а также факторы, влияющие на формирование и развитие английской молодежной моды.

Проведен комплексный анализ процессов развития и взаимодействия уровней английского модного рынка. В результате систематизации полученной информации, определены схема данного взаимодействия и место молодежной моды в ней. Выявлены наиболее общие тенденции развития английской молодежной моды: демократизация, экологизация и использование новейших технологий.

Проведено анкетирование представителей английской молодежи с целью изучения состояния и развития молодежной моды Англии. Анализ ответов респондентов подтвердил и проиллюстрировал основные положения, полученные в результате теоретических исследований.

Наиболее полную картину процессов, происходящих в моде, можно получить только при комплексном использовании качественных и количественных методов исследований. В связи с этим, результаты первой главы дополняются в последующих главах анализом количественных характеристик процесса художественного проектирования, основанном на применении образно-знаковой системы «костюм» и вероятностно-статистических методов.

Во второй главе «Анализ коллекций английских модельеров на основе образно-знаковой системы «костюм»» разрабатывается образно-знаковая система «костюм», рассматриваемая как целостная система символов и связей между ними, описывающая художественный образ костюма. За основу множества символов ОЗСК взяты символы информационно-знаковой системы «костюм», разработанной Т.Л. Макаровой под руководством Т.В. Козловой, дополненные диссертантом рядом новых символов, характерных для современной молодежной моды Англии.

Качественная картина молодежной моды Англии, систематизированная в первой главе, дополняется количественными характеристиками, полученными в результате анализа молодежных коллекций английских модельеров на основе ОЗСК.

Для осуществления эксперимента по выявлению множества символов, характеризующих английскую молодежную моду конца XX - начала XXI века, а также особенностей их использования ведущими английскими модельерами, были вычислены относительные частоты встречаемости символов и построены таблицы абсолютных и относительных частот встречаемости символов в материале и форме костюма в коллекциях всех исследуемых английских модельеров и для каждого из них в отдельности.

Анализ встречаемости символов в молодежных коллекциях английских модельеров на протяжении двенадцати сезонов начала XXI в. показывает стабильность использования основных групп символов при переходе от сезона к сезону. Это дает основание предположить, что данные группы символов будут продолжать характеризовать английскую молодежную моду, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, и позволяет находить инварианты, характеризующие коллекции модельеров с точки зрения ОЗСК.

Исследование изменения формы костюма показало, что в коллекциях английских модельеров основными геометрическими формами в рассматриваемый период являются: прямоугольник, трапеция и овал.

Результаты, полученные в первой и второй главах диссертации, дополняя друг друга, комплексно и системно характеризуют процессы развития английской молодежной моды, как с точки зрения качественных, так и количественных характеристик, и позволяют разработать и обосновать новый метод художественного проектирования костюма в третьей главе диссертации.

В третьей главе «Разработка метода художественного проектирования на основе исследования зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм» в коллекциях английских модельеров» изучаются зависимости между символами, характеризующими английский молодежный костюм, с целью нахождения перспективных вариантов их использования для решения образа современного костюма при проектировании новых моделей одежды.

Выявлены зависимости в использовании различных символов ОЗСК в коллекциях английских модельеров, позволяющие учитывать не только факт присутствия в костюме того или иного символа, но и степень совместного их использования и влияния на образ костюма. Результаты анализа коллекций группы английских модельеров подтверждают гипотезу о том, что зависимости, существующие между символами в коллекциях модельеров, являются инвариантом, характеризующим их творчество с точки зрения образно-знаковой системы «костюм».

Разработан алгоритм нахождения максимального корреляционного остовного дерева и совместно с Сутырко И.И. написана программа на языке С , позволяющая строить эти «деревья». Построенные на их основе графы дают наглядную картину о взаимосвязях наиболее значимых символов ОЗСК в коллекциях модельеров, упрощая этап нахождения оптимальных сочетаний символов при решении художественного образа костюма.

Построены таблицы рекомендуемых сочетаний символов ОЗСК, отражающие наиболее существенные зависимости между основными группами цветов, формой костюма и символами в материале и форме костюма.

Таблицы и графы максимально-значимых корреляций, дополняя друг друга, описывают наиболее существенные зависимости между символами, выявленные при анализе коллекций английских модельеров, и позволяют осуществлять творческий поиск оптимального сочетания символов при создании художественного образа современного молодежного костюма.

Данный подход является основой разработанного диссертантом метода художественного проектирования костюма с позиций ОЗСК. Реализация метода предполагает следующие этапы: выявление зависимостей между основными символами образно-знаковой системы «костюм» в коллекциях модельеров; интерпретация этих зависимостей в виде графов; построение таблиц рекомендаций по оптимальному сочетанию символов ОЗСК; решение художественного образа костюма на основе этих рекомендаций; проектирование костюма.

В Приложениях представлен иллюстративный материал (рисунки, таблицы, диаграммы), не вошедший в основной текст диссертационной работы; ответы респондентов на вопросы анкеты; блок-схема и программа построения корреляционных графов; блок-схема алгоритма построения таблицы рекомендуемых сочетаний символов; описание построенных математических моделей; некоторые сведения из теории корреляций.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- проведен всесторонний анализ формирования и развития английской
молодежной моды (Гл.1);

систематизированы базовые факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие английской моды (Гл.1);

разработана и обоснована образно-знаковая система «костюм», расширена система символов, входящих в информационно-знаковую систему «костюм» (Гл.2, Гл.З);

впервые осуществлен всесторонний анализ творчества английских модельеров, ориентированных на молодежь, на основе образно-знаковой системы «костюм» (Гл.2, Гл.З);

- впервые комплексно применены методы теории графов и
корреляционного анализа для описания зависимостей между символами
ОЗСК в коллекциях английских модельеров (Гл.З);

- разработан алгоритм нахождения максимального корреляционного
остовного дерева для последующего построения графа корреляционных
зависимостей с целью изучения работ модельеров на основе анализа
корреляционных связей, имеющихся в коллекциях (Гл.З, параграф 3.1).

- разработан новый метод решения образа и художественного проектирования костюма, в основе которого лежит построение графов корреляций и таблиц рекомендуемых корреляций, отражающих зависимости между символами в коллекциях модельеров (Гл.З); Автор защищает:

  1. Образно-знаковую систему «костюм» как целостную систему символов и связей между ними, адекватно описывающую художественный образ костюма.

  2. Методику и результаты комплексного исследования английской молодежной моды на основе исторического и социально-культурного анализа процессов, происходящих в молодежной среде, а также изучения коллекций английских модельеров с позиции ОЗСК.

3. Метод художественного проектирования костюма, разработанный на
основе изучения молодежных коллекций английских модельеров,
позволяющий осуществлять творческий поиск оптимальных вариантов
сочетаний символов для решения образа костюма и создания новых
коллекций на основе образно-знаковой системы «костюм».

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования

Разработанная в диссертации образно-знаковая система «костюм», математические модели и методики исследования на ее основе, позволяют получать более полную и глубокую информацию о процессах развития моды, о формировании и динамике развития художественного образа костюма.

Данные подходы могут быть применимы и при исследовании других объектов, описываемых с помощью образно-знаковых систем, например, при изучении творчества в области изобразительного искусства.

Полученные результаты вносят вклад в развитие теории и методологии применения ОЗСК. Выявленные закономерности в творчестве ведущих английских модельеров могут быть использованы как при исследовании творчества других модельеров, так и при анализе развития моды в целом. Применение результатов диссертации в учебном процессе позволит повысить уровень теоретической и практической подготовки специалистов в области художественного проектирования костюма.

Практическая значимость работы состоит в:

создании информационной базы данных «Английский молодежный костюм как образно-знаковая система»;

разработке нового метода, позволяющего осуществлять творческий поиск оптимальных вариантов сочетаний символов для решения современного образа и художественного проектирования костюма;

разработке алгоритма и программы построения графов, отражающих зависимости между символами в коллекциях, для реализации одного из этапов разработанного автором метода;

разработке блок-схемы алгоритма построения таблицы рекомендуемых сочетаний символов, для дальнейшей реализации в виде компьютерной программы;

- разработке анкеты для применения ее при комплексном исследовании
состояния и развития молодежной моды.

Новый метод художественного проектирования на основе ОЗСК реализуется с использованием компьютеров, позволяет оперативно учитывать новые тенденции в моде, находить перспективные решения образа костюма, обладающего высоким потенциалом потребительского спроса за счет улучшения его эстетических качеств. Применение метода сокращает время и средства на исследовательском этапе проектирования одежды и

обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной модной продукции.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации опубликованы в 9 печатных работах, обсуждены и получили положительную оценку на заседаниях кафедры художественного проектирования костюма Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина» (в 2004-2008 г.г.) и на конференциях международного, всероссийского и межвузовского характера, среди которых:

Международная научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ 2006), 28-29 ноября 2006, Москва, МГТУ им. А.Н. Косыгина;

Межвузовская научно-техническая конференция аспирантов f и студентов «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» (ПОИСК 2007), 24 - 26 апреля 2007, Иваново, ИГТА;

Международная научно-техническая конференция «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (ПРОГРЕСС - 2007), 29 - 31 мая 2007, Иваново, ИГТА;

- Всероссийская научно-техническая конференция студентов и
аспирантов «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в
текстильной, легкой и полиграфической промышленности» (ДНИ НАУКИ —
2007), 24-28 апреля 2007, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский
государственный университет технологии и дизайна.

Результаты диссертации использованы при разработке следующих коллекций и модных проектов:

1. Разработка и изготовление коллекции (16 предметов одежды), ее показ в Лондонском университете искусств 26 апреля 2007г. При создании моделей учитывались результаты диссертационного исследования по изучению английской молодежной моды (Приложение Ж).

  1. Результаты диссертации, полученные при изучении экологического направления в моде, были использованы в разработке модного проекта, организованного компанией «A National Voice» («Голос нации») для показа, проведенного в музее «Tate Britain» (осень 2005 г.).

  2. Результаты изучения факторов, влияющих на развитие британской молодежной моды, были использованы при разработке модного проекта для английской компании «Dunlop» и его показа в клубе «Cafe De Paris» (зима 2005/2006 гг.).

  1. Результаты изучения процессов происходящих между уровнями английского модного рынка были воплощены в разработке модного группового проекта в рамках Лондонского колледжа моды для английской компании «Next» (производителя одежды, на рыночном уровне - Хай Стрит (High Street)) (2006 г.).

  2. Результаты изучения образно-знаковой системы «костюм» были использованы при создании единичных экземпляров моделей для английской компании Мичико Кошино для выставки в Японии (2007 г.).

6. Разработка дизайна принтов и вышивок, ручная роспись
эксклюзивных моделей для рекламных фотосессий, а так же для коллекций
одежды компаний Мичико Кошино, Орэндж Ен Лэйбл (Orange Yen Label),
Рэд Ен Лэйбл (Red Yen Label), 59 Броадвик Стрит (59 Broadwick Street).
Данные разработки внедрены в производство в 2006 г. (имеется акт
внедрения, Приложение Ж).

Разработка принтов и ручная роспись эксклюзивной коллекции топов для солиста группы «Take That» Марка Овэна, использованных им в турне по Великобритании (2006 г.).

При разработке принтов и вышивок были использованы результаты диссертационной работы, связанные с изучением субкультур в английской молодежной моде.

Разработаны две лабораторные работы для использования в учебном процессе в рамках практических занятий со студентами, обучающимися в

Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина» по специальности 071501 «Художественное проектирование костюма»: «Исследование формы костюма в коллекциях одежды в зависимости от сезонов» и «Анализ зависимостей между символами ОЗСК в коллекциях модельеров».

Сгруюура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам и общих выводов по работе, рекомендаций по использованию результатов диссертационного исследования, списка литературы (170 наименований) на русском и иностранньк языках и 7 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 196 страницах, включая 17 таблиц, 87 рисунков, 5 диаграмм; приложения содержат 201 страницу.

Анализ основных факторов, определяющих авангардное развитие английской моды

В книге «Облик Лондона: мода от улицы к подиуму» (The London Look: Fashion from Street to Catwalk) доктор философии Кристофер Бревард (Christopher Breward) пишет: «В двадцать первом веке утвердилась репутация Лондона, как одного из наиболее значимых городов моды» [167].

Еще недавно, большинство экспертов, говоря о таких достоинствах и особенностях английской столицы, как архитектурные сооружения, сохранение монархических традиций, многообразие народонаселения, уровень экономического развития, вклад в современную культуру, упускали из виду успех портновского искусства и стиль обитателей города: «... Лондонский Тауэр (the Tower of London), Собор святого Петра (St Paul s), Здание Парламента (the House of Parliament), Букингемский дворец (Buckingham Palace). Если одежда и упоминалась, то скорее в связи с такими официальными клише, как: церемониальный наряд караульных и лейб-гвардейцев, форма полицейских...» [167].

Сегодня критики в области моды сходятся во мнении об уникальности лондонской модной культуры.

Например, в статье «Креативная индустрия Великобритании и ее значение для мировой моды» К.А. Агабабян пишет: «Думаю, не ошибусь, если назову Британию местом, которое представляет сегодня наиболее интересный дизайн и творческие концепции. Возможно это влияние истории культуры Англии и сложившееся у. англичан нестандартное отношение к одежде, которое можно наблюдать в этиологии дендизма. О Британии в целом сложилось мнение как о консервативной, немодной и даже ненавидящей моду стране. Поэтому кажется невероятно удивительным тот факт, что именно из Объединенного Королевства в моду пришло много новых, интересных идей, оказавших важное влияние на изменившийся мир моды в целом» [160].

Анализируя данный парадокс, Кристофер Бревард пишет, что традиционные исторические ценности, «... естественным образом вышедшие на передний план, возможно и затмили те специфические особенности, которые всегда привлекали внимание к Лондону, как к своеобразному, во многом не признанному, феномену моды». По словам профессора, «в поисках определения упущенных характерных особенностей, можно идентифицировать четыре ключевых категории, в которых качество материалов, символические значения и всеобщее притяжение лондонских стилей, в различные времена предлагали миру свое особенное, иногда хаотичное и противоречивое модное видение, совершенно несравнимое с предложениями более контролируемых и саморекламирующихся мировых центров. Это видение могло бы быть описано, как параллельный интерес к традициям, инновациям, альтернативе и стилистическим сплавам в костюме. Такая одержимость связями, переплетенными временем... дает базу для неординарного развития моды в будущем» [167].

Учитывая исследования К. Бреварда, представляется актуальным рассмотреть, выделенные им, четыре фактора определяющие особенности развития английской моды. Говоря о традиционализме необходимо обратиться к истории. В шестнадцатом и семнадцатом веках основная часть предметов роскоши, ассоциирующихся со столицей (изделия из кожи, аксессуары и продукты портновского искусства), пришла из-за границы. По утверждению историка Фрэнсиса Шеппарда (Francis Sheppard), в то время роль Лондона на мировой арене была схожа с ролью колоний, появившихся у нее в более поздний период. Англичане занимались изготовлением и продажей элементарных товаров и полуфабрикатов странам, экономически более развитым. Переезд аристократии в город, формирование и формализация новых социальных отношений, повлекли за собой развитие большого и надежного рынка, от которого естественным образом зависело состояние производства, торговли и частных предприятий, занимающихся изготовлением на заказ [167].

Сырье, использованное при изготовлении товаров, в особенности шерстяные ткани, на самом деле было предметом производства и торговли столицы задолго до этого. Текстильная промышленность - старейшая традиционная отрасль Великобритании, издавна составляла основу ее богатства.

Первое, сохранившееся до наших дней, упоминание об овцеводстве было сделано еще в 712-ом году, а о торговле шерстью — в 796-ом. Известно, что на рубеже девятого и десятого веков шерстяная промышленность особо поощрялась и развивалась усилиями короля Альфреда Великого и его матерью. В конце 11-го века Англия уже стала крупным центром овцеводства и производства текстиля, а 1188 год был ознаменован первым упоминанием о гильдии красильщиков. Важнейшим фактором в развитии текстильной промышленности было вложение в нее капиталов. Так, сохранилось упоминание 1285-го года о предоставлении больших кредитов банками английским аббатствам для производства шерсти. Это, несомненным образом повлияло на то, что в четырнадцатом веке разведение овец стало основным направлением сельского хозяйства. Немаловажную роль в данном факте сыграл и Эдуард III, признанный историками «Отцом английской коммерции» и «Королем торговли шерстью». Во время его правления был сделан огромный вклад в усиление роли Англии в мире как производителя и поставщика шерсти. Он поддерживал иностранцев, живущих в Англии и занимающихся текстилем. Так, в середине XTV-ro века в Англии усилиями выходцев из Италии началось производство шелковых тканей. Жена Эдуарда Ш, Филиппа Хейнолт в 1331-ом году основала в Норвидже суконную фабрику, на которой работали фламандские ткачи. Шерсть-сырец был основным экспортным товаром того времени. Защита этой жизненно важной для экономики Англии торговли стала одной из причин Столетней войны. В эпоху Возрождения английское тонкое шелковистое сукно и более грубое шерстяное «керзи» шли на экспорт по всей Европе. В середине семнадцатого века, английские торговцы тканями получили свободу торговли по всему миру, исключая лишь Африку, Ливан и Россию. Англия становится основным производителем текстиля в мире.

Развитию английской текстильной промышленности, особенно в области окрашивания и отделки, способствовало несколько важных изобретений: в 1764г. Джеймс Харгривс изобрел прядильную машину периодического действия; в 1769г. Ричард Акрайт установил свою прядильную раму; в 1785г. Эдмунд Картрайт запатентовал механический ткацкий станок.

В начале девятнадцатого века Великобритания вышла из наполеоновских войн лидером европейских народов, ее могущество возросло. Потеря американских колоний компенсировалась приобретением Канады и растущей восточной империей. Запасы угля и железной руды внутри страны поставили ее во главе промышленной революции, которая начала преобразование западного мира. Широкомасштабное применение научных и технических открытий, сделанных в восемнадцатом веке, привело к использованию силы пара и росту механизации, вызвавшими в свою очередь бурное расширение промышленности, в том числе и текстильной. В первую половину века английские хлопкопрядильные фабрики в четыре раза увеличили свою производительность при незначительном увеличении рабочей силы. Развивались железные дороги, появились паровые суда, дороги со щебеночным покрытием и телеграф, приведшие к закономерному совершенствованию коммуникаций и торговли.

Причины зарождения и формирования молодежных течений и молодежной моды

Большая советская энциклопедия определяет молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [20].

В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения. Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т.д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. Неполнота социального статуса молодежи воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся [20].

С переходом к классовому обществу общественное положение индивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным происхождением и имущественным положением. Хотя возрастные группы утрачивают свой обязательный формальный характер, те или иные виды «молодежных групп» существовали повсеместно и в античности и в средние века, например «мальчишники», «холостячества», «королевства шутов», давая легальные формы выхода юношеской энергии и необузданности. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее четкими. Интересен взгляд Пифагора на расчленение жизненного цикла. Он считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» - от 20 до 40, плодоносящая зрелость («осень») — с 40 до 60 лет, а старость («зима») - с 60 до 80 лет [20]. Иногда границы молодости увязывались с критериями, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. Так, в книге «Социальная история Англии» Дж. Тревельян пишет, что в 1563 году в Англии существовал статус о ремесленниках, который требовал, чтобы каждый ремесленник обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера. Считалось, что, «пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью — хотя и не всегда -необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой» [26].

Даль трактует понятие «молодой», как «незрелый, не достигший середовых лет, молодо-зелено, молодая лесная поросль», сравнивает молодость с молодым квасом, неубродившим пивом, кислым свеже-квашенным молоком [29].

В настоящее время раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Не менее важно усложнение самого процесса социализации. Формирование личности сегодня осуществляется под влиянием многих, относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, средства массовой коммуникации, общество сверстников, специальные молодежные организации, многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества. «Чем выше темпы технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями» [20]. Несомненно, что перечисленные выше факторы оказывают существенное влияние на развитие культуры, и в конечном итоге определяют направления и динамику развития молодежной моды.

Своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой изменения старой и создания новой системы морали и этики является молодежная культура. Такие понятия как конфликт поколений, контркультура, сексуальная революция и ряд других вошли в жизнь и науку во второй половине XX столетия и связаны с феноменом «молодежной культуры», возникшим в результате резкого ускорения темпа социокультурных изменений, вступления индустриальных стран в эпоху техногенной цивилизации. Одни из его первых исторических форм (битники, хипстеры) появляются во второй половине 50-х гг. в США.

Обоснование метода исследования английской молодежной моды на основе образно-знаковой системы «костюм»

Образно-знаковая система «костюм» рассматривается в диссертации как целостная система символов и связей (зависимостей) между ними, описывающая художественный образ костюма. За основу множества символов ОЗСК взяты символы информационно-знаковой системы «костюм», разработанной Т.Л. Макаровой под руководством Т.В. Козловой, дополненные диссертантом рядом новых символов, характерных для современной молодежной моды Англии.

Под связями между символами в костюме или коллекции понимаются совместные сочетания этих символов, отражающие образ костюма (коллекции) и влияющие на его восприятие. Взаимосвязи между символами ОЗСК выявляются с помощью вероятностно-статистических методов и теории графов при описании костюма или коллекции на основе образно-знаковой системы. При этом учитывается не только наличие в костюме или коллекции того или иного символа, но и степень его влияния на их образ.

Как пишет Т.В. Козлова: «В теории костюма символы особенно важны, так как благодаря им мы можем распознавать эпоху через черты, идентичные чертам других видов искусства. В то же время символы характеризуют структуру костюма, его содержание, сущность В интересующем нас аспекте символ может быть истолкован как система знаков, вызывающая одинаковые представления об образе костюма у людей определенного круга. Символы - своего рода константы языка, благодаря которым мы можем читать информацию» [1].

«В отличие от символа, знак — это элемент некоторого множества. ...Знак понимается как материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя другого предмета и используемый для приема, хранения, преобразования и передачи информации об этом замещаемом предмете или явлении» [1]. В костюме все знаковое, так как костюм - это система, и любая его деталь несет в себе ее отражение. Как пишет Т.В. Козлова «...костюм — это система символов и знаков различной степени информативности, вызывающих образные ассоциации у людей и зависящих от исследуемых уровней структуры костюма» [1].

Многие искусствоведы и художники (например, В.М. Петров [7], В.В. Кандинский [99], К.С. Малевич [34]) указывают на символическое значение цвета. Об этом же пишет Т.В. Козлова: «Цветовая символика в костюме изначально тесно связана с отражением жизненных процессов. Изученные российскими и зарубежными учеными более древние источники знаковой функции цвета указывают на биологичность первопричины, порождающей психологические концепции и представления у народов, находящихся на низшей стадии развития. ...Позднее цвет использовали для выражения общественной дифференциации, религиозных представлений, обозначения возрастного и полового различий, праздничности и траура» [1].

В костюме символ воплощается в форме, материале и цвете. Форма, материал, цвет костюма являются символами (условными знаками), так как, создавая вещь (а костюм - это вещь или набор вещей), человек означивает действительность [3]. Под формой костюма понимают «динамическую модель пространственно-временной системы, обладающую многоуровневой структурой связи между ее элементами, фигурой и средой» [1].

В работе [3] была разработана информационно-знаковая система «костюм», элементом которой является символ; обосновано положение о том, что мода и стиль адекватно представляются процессом формирования информационно-знаковых систем в костюме; современный костюм рассматривается как информационно-знаковая система. Под символом понимается смыслообразующий элемент, имеющий определенные свойства и функции.

В указанной выше работе выявлено множество символов, характеризующих костюм, как информационно-знаковую систему. На основе исследований коллекции десяти сезонов (В/Л 1997 - О/З 2001-02 гг.) домов моды «Живанши», «Жан-Поль Готье», «Кристиан Лакруа», «Йоджи Ямамото», «Макс Мара» были определены самые стабильные и нестабильные символы в форме, материале и цветовой гамме костюма.

В результате было получено множество элементов информационно-знаковой системы «костюм», состоящее из 55 символов: 7 групп цветов, воплощаемых в материале и 48 других видов символов — в материале и форме костюма.

В данной диссертации развивается методика, разработанная Т.Л. Макаровой и Т.В. Козловой [3, 4].

Образ костюма рассматривается как проявление определенной информации (о стиле и моде; эстетических и научных концепциях данного времени; процессах, происходящих в природе и обществе; уровне культуры и технологий), передаваемой как символами ОЗСК, так и взаимосвязями между ними.

Таким образом, опираясь на вышесказанное и исследования, проведенные в [3], а также учитывая, что за основу множества символов ОЗСК взяты символы ИЗСК, можно сделать вывод о том, что ОЗСК адекватно определяет художественный образ костюма на языке символов образно-знаковой системы. Поэтому описание костюма в терминах образно-знаковой системы «костюм» и изучение взаимосвязей между символами позволяют выявлять сущностные признаки художественного образа, характеризующие как моду в целом, так и работы отдельных модельеров.

Разработка метода исследования коллекций модельеров на основе выявления зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм»

Для осуществления первого шага в достижении поставленной цели будет осуществлен эксперимент IV. Цель эксперимента — выявление с помощью корреляционного анализа зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм», характеризующими английскую молодежную моду. Математическим аппаратом, позволяющим исследовать зависимости между случайными величинами, является теория корреляции, а параметром, с помощью которого можно оценить степень этой зависимости, является коэффициент корреляции [9]. Здесь также как и в главе 2 случайная величина (определение случайной величины см. глава 2, стр.106) это абсолютная частота встречаемости некоторого символа в коллекциях английских модельеров. При изучении зависимости между символами в коллекциях конкретного модельера, например Галльяно, это абсолютная частота встречаемости символа в коллекциях Галльяно; при исследовании зависимостей между символами в коллекциях всех модельеров это абсолютная частота встречаемости данного символа в коллекциях исследуемых модельеров; при исследовании зависимости между символами по сезонам, случайная величина — абсолютная частота встречаемости данного символа в конкретном сезоне. Значения коэффициента корреляции находятся в пределах от -1 до 1. В тех случаях, когда значения коэффициентов корреляции между случайными величинами окажутся по модулю близкими к единице, можно обоснованно предположить, что между использованием соответствующих символов есть существенная взаимозависимость. Корреляционный анализ позволяет не только определять факт присутствия в костюме того или иного символа, но и степень его влияния на образ костюма. Тем самым проведенные статистические исследования, наряду с применением качественного анализа в области моды, могут являться основой решения образа и художественного проектирования костюма.

Необходимые сведения из теории корреляционных зависимостей, а также описание математических моделей, позволяющих обоснованно описывать и изучать зависимость случайных величин, характеризующих использование символов в коллекциях модельеров, приведены в Приложении д.

Метод исследования коллекций модельеров на основе выявления зависимостей между символами образно-знаковой системы «костюм» состоит в реализации следующих шагов.

В соответствии с теоретическими положениями о вычислении коэффициентов корреляции, изложенными в Приложении Д, а также построенными математическими моделями (Приложение Д) вычисляем с помощью пакета программ Microsoft Excel коэффициенты корреляции между случайными величинами, характеризующими встречаемость символов в коллекциях модельеров. Значения коэффициентов корреляции заносим в таблицы (таблица 3.1.1; Приложение Д, таблицы Д.2 - Д.22). Построение таблиц осуществляем тоже средствами пакета программ Microsoft Excel.

В результате получаем шесть типов таблиц коэффициентов корреляции, характеризующих зависимость между различными символами: между группами цветов и символами в материале костюма; между группами цветов и символами в форме костюма; между символами в материале и символами в форме костюма; между символами в материале и символами в материале костюма; между символами в форме и символами в форме костюма; между группами цветов и группами цветов.

Указанные таблицы строим как по результатам анализа коллекций всех английских модельеров, полученным в главе 2, так и для некоторых ведущих модельеров отдельно.

Например, из таблицы 3.1.1 видно, что коэффициент корреляции (сокращенно КК) между абсолютными частотами встречаемости символа «цветок» в материале костюма и символа «светлые пастельные цвета» в коллекциях Галльяно равен примерно 0,8. Это говорит о почти линейной зависимости в использовании этих символов в коллекциях этого модельера. Также видно, что цветок хорошо сочетается и с другими группами цветов: серыми (КК между цветком и серыми цветами равен 0,669), зелеными (КК=0,659), желтыми (КК=0,61), розовыми (КК=0,5945) и другими. Орнамент абстрактного характера хорошо коррелирует с яркими чистыми (КК=0,859), а также серебристыми пастельными цветами (коэффициент корреляции равен 0,855).

Кроме того, вычисляем коэффициенты корреляции и строим таблицы их значений, характеризующие зависимость между основными группами цветов и символов в форме и материале костюма по сезонам (аналогичные шесть типов таблиц) (Приложение Д, таблицы Д.23 — Д.28).

Во всех таблицах (таблица 3.1.1; Приложение Д, таблицы Д.2 — Д.28) все группы цветов и символы располагаются в порядке убывания относительных частот их встречаемости. Найденные статистическими методами зависимости в использовании символов находят свое подтверждение в коллекциях исследуемых модельеров. Иллюстрации корреляционных зависимостей приведены в Приложении Д (рисунки Д. 1 - Д.9).

Похожие диссертации на Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды