Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов Самарханова Рената Фаридовна

Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов
<
Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самарханова Рената Фаридовна. Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Самарханова Рената Фаридовна; [Место защиты: Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина].- Москва, 2009.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-5/193

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Вывление этнической структуры современного костюма 13

1.1 Анализ факторов, обусловивших актуальность диссертационного исследования : 13

1.2 Основные этнографические понятия и термины, используемые в костюме 19

1.3 Место понятия «этнос» в системе этнографических понятий 24

1.4 Анализ процессов межкультурного взаимодействия и факторов влияния этнокультур на общемировую культуру 33

1.5 Влияние этнических культур на мировую моду 41

1.6 Символика и функции этнических костюмов 53

1.7 Выявление этнических мотивов, оказывающих влияние на современную моду 65

1.8 Выводы по первой главе 69

ГЛАВА 2 Выявление связи динамики циклов проявления этнических мотивов в моде с факторами социально-экономического развития общества 70

2.1 Анализ циклов и волн исторического развития общества 70

2.2 Процесс синхронизации, определяющий согласованное развитие различных областей 74

2.3 Анализ факторов социально-экономического развития общества 77

2.4 Анализ модных тенденций в костюме XX века с точки зрения волновой теории 86

2.5 Выявление больших циклов влияния этнических мотивов на современную моду 120

2.6 Выводы по второй главе 131

ГЛАВА 3 Выявление закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам в модном костюме : 132

3.1 Выявление значимых этнических мотивов 132

3.2 Выявление закономерности влияния этнических мотивов на современную моду 136

3.3 Прогнозирование тенденций (построение прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду) 149

3.4 Выводы по третьей главе 156

Общие выводы по работе 157

Список литературы 159

Приложение ".. 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В современном обществе мировая мода находится в тесной взаимосвязи с этническими культурами, которые по праву являются одним из самых продуктивных источников возникновения новых стилей, форм и образов, способствующих обогащению современного костюма. Если иссякнет источник возникновения новых образов или элементов в моде, то перестанет существовать и сама мода.

Современный процесс художественного проектирования костюма связан с комплексом задач, решение которых предопределяется необходимостью прогнозной информации о закономерностях обращения мировой моды к этническим мотивам.

От модельеров требуется не только умение овладеть большим потоком информации о модных тенденциях развития формы, но, главным образом, способность создания новых форм костюма на основе научно обоснованного прогноза.

Существующие на данном этапе подходы к изучению развития костюма с использованием этнических элементов не выявляют совокупной целостности воздействий этнокультур на динамику моды в целом, а сводятся в основном к рассмотрению, по сути, частных случаев того или иного влияния, не раскрывая общей картины развития современной моды с использованием элементов этнокультур.

В ряде исследований имеются отрывочные данные об использовании традиций народного костюма, о характере влияния одного или нескольких этнических мотивов, однако они не обобщены и не имеют научной обоснованности. Кроме того, авторы, которые занимаются изучением народного искусства, не ставят задачи выявления цикличности обращения современной моды к этническим мотивам с возможностью прогнозирования. Не изучается также смысловой контекст этнических костюмов.

В современном проектировании одежды наблюдается большое разнообразие ориентации творческих поисков при проектировании костюма с использованием элементов этнокультур, однако все они основываются только на опыте и интуиции модельера.

Иными словами, на сегодняшний день к проблеме изучения обращения мировой моды к этнокультурам не применены в полной мере возможности системного подхода.

Отсутствие объективных научных данных о закономерностях обращения современной моды к этническим культурам позволило установить необходимость в научном подходе к рассмотрению вышеуказанных вопросов, выявлению закономерностей обращения мировой моды к этническим мотивам. Это значительно оптимизирует проектную деятельность процесса проектирования и повысит эстетический уровень изделий, выпускаемых предприятиями.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностями современной науки в новом подходе к исследованию особенностей развития моды и обусловлена:

недостаточной разработанностью понятийной базы этнографической теории, отражающей специфику современного уровня развития художественного проектирования костюма;

значительным ускорением смены модных тенденций;

сближением и взаимным проникновением культур благодаря глобальной информатизации общества, вследствие чего в моде появляется множество новых форм костюма, орнаментов, в том числе новые текстуры и фактуры тканей в нетрадиционных сочетаниях;

появлением новых технологий производства одежды, которые делают возможным создание новых форм, орнаментов и материалов;

потребностью определить закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам и их периодизации;

отсутствием системного похода к проблеме изучения процессов обращения мировой моды к этнокультурам.

Данная работа направлена на решение вышеперечисленных задач и является первым трудом, обращенным к изучению процессов влияния всех этнических мотивов на современную моду, и представляет собой не только теоретический, но и практический интерес, для повышения эффективности современного проектирования костюма.

Цель диссертационного исследования

Целью диссертационной работы является выявление закономерности использования этнических мотивов в современной моде и создание прогностической модели взаимодействия этнокультур и моды в будущем.

В диссертационной работе решаются следующие основные задачи:

анализ процессов межкультурного взаимодействия и взаимовлияния, исследование причин влияния этнокультур на мировую культуру;

выявление факторов, влияющих на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

создание понятийной базы для исследования этнографических материалов в области костюма;

комплексный анализ механизма использования этнических мотивов в современной моде;

исследование влияния циклических процессов исторического развития общества - циклов экономической конъюнктуры, социально-психологического климата общества, а также циклов глобализации и интеграции - на формирование циклов обращения современной моды к этнокультурам;

выявление циклов и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам;

создание прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду.

Объектом исследования являются процессы обращения моды к

этническим мотивам, существующие в модном европейском костюме XX -

начала XXI вв.

Предметом исследования являются модели европейского костюма pret-

a-porter и haute couture, созданные на основе использования этнических

мотивов с 1905 по 2005 год. Методы исследования: Методологическую основу исследования составляет системный подход,

теоретические и практические разработки в области проектирования

костюма. Задачи, поставленные в диссертации, решались теоретическими и

экспериментальными методами.

В качестве инструментария используется комплекс методов: литературно-аналитический метод; метод системного подхода;

структурно-графический анализ и основные положения теории зрительного восприятия; статистический метод сбора информации; метод конкретно-исторического анализа;

применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в процессе теоретических и экспериментальных исследований; методы математической статистики;

для разработки эксперимента использован метод решения нелинейного уравнения. Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем: проанализирован механизм использования этнических мотивов в европейском модном костюме за период с 1905 по 2005 год; определены факторы, влияющие на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

осуществлено экспериментальное исследование механизма смены моды с использованием этнических мотивов и подтверждена гипотеза о существовании циклов влияния этнических мотивов на мировую моду; выявлена взаимосвязь циклов влияния этнокультур на моду с существующими циклами исторического развития общества; выявлена периодичность использования этнических мотивов в современной моде;

определена закономерность циклического взаимодействия этнических мотивов и моды на основе построения графика выявления длинных и коротких циклов; определены периоды активного и пассивного влияния этнокультур на моду;

построена прогностическая модель влияния этнических мотивов на современную моду на основе экстраполяции эволюционных зависимостей, построенных на ретроспективном материале.

Впервые в истории теории системного проектирования костюма на основе анализа и исследования разработана научная концепция формирования и прогнозирования процессов влияния этнокультур на мировую моду. Эти вопросы сегодня находятся среди самых актуальных в современной науке.

На защиту выносится:

  1. Теоретическая модель закономерности циклического формирования модного костюма с использованием этнических мотивов.

  2. Прогностическая модель циклического взаимодействия этнических мотивов и современной моды начала XXI века.

Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования:

Результаты работы являются научной базой в текстильной и легкой промышленности для планирования новых коллекций одежды, художественного оформления ткани и проектирования аксессуаров.

Проектирование костюма на основе полученной модели влияния этнических мотивов на мировую моду значительно расширяет возможности модельеров, главным образом, позволяя создавать новые формы костюма и орнамента на основе научно обоснованного прогноза.

Результаты диссертационной работы также могут быть использованы в учебном процессе: при чтении лекций, при написании научно-методической литературы, рефератов по дисциплине «Художественное проектирование костюма» и «Основы теории системного проектирования костюма».

Апробация работы:

Результаты исследования апробированы в учебном процессе по курсу «Основы теории системного проектирования костюма» и «Основы художественного проектирования костюма» на четвертом курсе.

Публикации:

По теме диссертации опубликовано 2 статьи в изданиях, входящих в «Перечень...» ВАК РФ; 8 публикаций - в сборниках научных трудов.

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Объем диссертационного исследования.

Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Диссертационная работа изложена на 218 страницах машинописного текста, содержит 10 рисунков, 9 таблиц, 22 иллюстрации. Список литературы состоит из 218 наименований; приложения представлены на 46 страницах.

Место понятия «этнос» в системе этнографических понятий

Как уже было сказано в предыдущем параграфе, вся современная этническая терминология является производной от древнегреческого слова «euvo ».

В древнегреческой литературе преобладали три значения слова «euvo » - «стая, рой, группа». В исторической литературе V - IV вв. до н.э. этот термин употребляется в значении «племя, народ». Вплоть до первых веков нашей эры термин «этнос» имеет двоякий смысл: в значении «греческое племя» и «негреческое племя». В средневековье это слово используется (главным образом в библиях) во множественном числе в значении «люди» [20].

В новое время слово «этнос» использовалось в международной научной практике для определения и изучения различных народов, их образа жизни, культуры, происхождения и т.д., тем самым фактически отождествляя понятия «этнос» и «народ». Постепенно в конце XIX - начале XX веков термин «этнос» (этнический) начинает употребляться в научной литературе в самостоятельном значении. Однако и здесь это понятие вызывает значительное расхождение у исследователей, так как трактовка «этнического» была еще весьма расплывчатой, о чем свидетельствует определение известного французского антрополога П.Топинара. Под этническими признаками он подразумевал все «факты, вытекающие из соединения людей между собой, под влияния какого бы то ни было побуждения: общественных нужд, выгоды, личного произвола или воинственных наклонностей» [23]. К важным признакам (факторам) П.Топинар относил материальную и духовную культуру, а также язык.

В конце XIX века слово «этнос» использовалось в самых различных значениях: для обозначения ранней стадии в истории человечества (Л.Г.Морган), историко-культурных провинций (А.Бастиан), просто культурных единиц (Ж.В.Ляпуж) [119] и т.д. На рубеже XIX — XX вв. Ж.Деникер отмечал, что под «этническими группами» обычно понимаются «народы», «нации», «племена» и т.д., отличающиеся друг от друга, прежде всего, языком, образом жизни и поведением.

Фундаментальное исследование в области разработки этнической проблематики и создании теории этноса принадлежит русскому этнографу С.М.Широкогорову. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других» [124].

Начиная с 1960-х годов, заметно усиливается внимание к этнической проблематике и соответственно к ее теоретическим, в том числе терминологическим аспектам, что связано с усилением межэтнических и межкультурных взаимоотношений в капиталистическом мире. К этому времени в этнографической науке оказывается довольно значительный арсенал этнических терминов, однако, само слово «этнос», как и его основные аналоги, употребляются все еще далеко не однозначно. Это относится к представлениям как о масштабах человеческих общностей, обозначаемых данными терминами, так и о характерных чертах такого рода общностей.

Основная масса зарубежных исследователей понимает под этносами лишь малочисленные народы, находящиеся скорее на стадии племенной организации или сложения народностей на раннефеодальном уровне. Государственные объединения крупных -этносов рассматривается как образования сугубо политические. Такое понимание данного термина приводит к преимущественному выделению субъективных факторов в этнических процессах, к которым относятся групповая идентификация, чувство «мы», сознание народности, солидарность, и т.д. [20].

Однако, в зарубежной литературе наблюдается значительный разнобой в отношении определения основных характерных черт этнических подразделений - кроме субъективных факторов, нередко отмечаются и объективные признаки такого рода, а также условия их возникновения. К объективным факторам в первую очередь относятся общность предков и единство государственного происхождения. Наиболее распространенным является мнение, что именно факт происхождения людей является основным в концепции этнической группы, т.е. этнической единицей является любой крупный коллектив, объединенный общностью происхождения. Зарубежные исследователи выделяют следующие признаки этнической группы -культуру, язык, религию, ценностные ориентации, наличие социальных институтов. К числу признаков этнической группы относится и территориально-организационная обособленность [62]. Наряду с социокультурными факторами довольно часто называются расовые или просто физические признаки людей. Некоторые авторы идентифицируют «этнос» и понятие «этническая популяция», которым обозначается группа людей со значительным числом общих поведенческих характеристик [124].

Все перечисленные признаки, так или иначе, характеризуют некоторые свойства этноса, но проблема заключается в определении степени их значимости в формировании и сохранении этносов, так как ни один из этих факторов (в отдельности или даже совокупности) не является преимущественно «этноцементирующим». Однако, в отдельных случаях, возможно, что некоторые из этих признаков могут оказаться определяющими, по крайней мере, на определенном историческом отрезке их существования.

Особо следует отметить точку зрения американского антрополога Р.Наролла, указывающего на невозможность выделения какого-либо одного критерия, определяющего «этническую группу». Р.Наролл предлагает в каждом конкретном случае учитывать различные факторы: самосознание, сознание общности происхождения, формы брачно-семейных отношений, религию, а главным образом - языковое тождество и территориально-организованную обособленность [119]. В нашей отечественной науке с самого начала употребления термина «этнос» за ним установилось значение «народ» (в том смысле этого слова, которое оно имеет, когда речь идет о «народах мира»). Слово «народ» имеет несколько значений:

население какой-либо страны;

трудящиеся, просто группа, толпа людей;

в значении «этнос», «этническая общность».

Такое общее понимание данного термина сохраняется и в советской науке. При этом, он употребляется для обозначения как малочисленных, так и многомиллионных общностей, таких как русские, англичане, французы и т.п.

При этом большинство ученых — этнографов рассматривали и рассматривают этнические общности (этносы) как родовое понятие, выделяя три их исторических типа:

племя (для первобытного общества);

народность (для рабовладельческого и феодального обществ);

нацию (для капиталистического и социалистического обществ) [79].

В 70-е годы была предложена идея иерархичности этнических общностей. Основной уровень этнической структуры - это этнос, который может рассматриваться в двух значениях - этникоса и этно-социального организма. Этнос может включать в себя субэтносы и этнографические группы. А группы этносов, связанные общими чертами и самосознанием, представляют собой макроэтнические или метаэтнические образования. Например, можно быть русским (основной уровень), помором (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность) [143]. Таким образом, один человек может одновременно относиться к нескольким этническим общностям разного уровня. Однако эти предложения не стали общепринятыми в науке.

Процесс синхронизации, определяющий согласованное развитие различных областей

Синхронизация означает наличие разнообразных (явных или неявных) связей и согласованность между различными событиями и процессами, происходящими в весьма отдаленных друг от друга частях мира. Кроме того, синхронизация событий и процессов в разных точках пространствах является необходимым условием возникновения волн изменений в социуме или Мегасоциуме, собственно говоря, любая волна представляет собой согласованное движение или изменение определенных характеристик среды в разных ее точках. Поэтому анализ различных проявлений синхронизации в истории играет важную роль в выявлении механизмов глобализации и глобального исторического развития общества.

Об отдельных проявлениях синхронизации исторических событий, явлений и процессов писали многие авторы, в том числе профессиональные историки, изучающие определенные периоды и области истории [44, 101, 139].

Так, А.Овсянников отмечал: «Когда мы смотрим на историю как на совокупность мировых процессов, нам яснее историческая логика. Аналогий в истории множество, достаточно лишь заняться сопоставлением» [103]. Здесь обращает на себя внимание важная и весьма глубокая мысль о проникновении через синхронизацию в суть рассматриваемых событий, о понимании с ее помощью логики истории.

В.С.Соловьев указывает три фактора, а точнее три проявления единой связи, которая приводит к синхронизации исторического развития: 1) знание различных стран и цивилизаций друг о друге; 2) непрерывные политические, культурные и иные отношения между ними и 3) экономическое взаимодействие в рамках единого мирового рынка [15].

Благодаря процессу синхронизации мир предстает единым, но чрезвычайно разнообразным, сложно организованным; все его части воспринимают им импульсы, идущие от «центра» или «периферии», но воспринимают по-своему, не стирая и не уменьшая своих различий. Подобная картина характерна для всей мировой истории на всем ее протяжении.

Идея синхронизации самых различных процессов, протекающих в человеческой психике, в окружающем мире, в эволюции природы и общества, с разных сторон рассматривалась такими крупными исследователями, работавшими в различных областях науки, как П.Тейяр де Шарден, К.Г.Юнг, С.Гроф [102].

В самом общем виде феномен синхронизации можно определить как согласование и упорядочение во времени различных пространственно разделенных событий, процессов и явлений, в том числе и тех, которые на первый взгляд, принадлежат совершенно различным системам и никак не связаны между собой. Это не означает, что рассматриваемые процессы и явления вовсе не связаны «материально» друг с другом; это означает лишь, что связи участвующие в синхронизации, носят неочевидный и неоднозначный характер.

Даже если отсутствуют такие материальные связи и контакты между отдельными, существующими в одно время цивилизациями, как обмен, торговля, набеги, завоевания и т.п., существуют такие общие импульсы культурного, хозяйственного, политического развития, которые воспринимаются различными цивилизациями или этносами, хотя и по-разному. Это то, что называют в общем случае - информационным полем. Это объясняет корреляцию процессов моды и факторов экономического, политического и социально-культурного развития общества.

Еще один важный пример — влияние космических процессов и явлений на земную биосферу, на жизнь отдельного человека и на историческое развитие социальных систем. Известны работы русского ученого А.Л.Чижевского [140], в которых показаны взаимосвязи между активностью Солнца и самыми различными процессами на Земле, в том числе рождаемостью, распространением эпидемий, социальными потрясениями.

Явление синхронизации различных процессов и событий, не описываемое простыми причинно-следственными связями достаточно распространено в природе и обществе. Синхронизация является необходимой предпосылкой волнообразности развития природных и социальных систем в окружающем нас мире, а принцип синхронизации - предпосылкой познания этих волнообразных процессов человеческим мышлением.

Кроме того, принцип синхронизации позволяет увидеть взаимодействие циклов и волн, которые, на первый взгляд, не связаны друг с другом, например, взаимное воздействие волнообразных процессов развития разных цивилизаций или влияние циклов солнечной активности, других космических циклов на циклы и волны социальной жизни. Наконец, принцип синхронизации различных процессов и явлений прямо указывает на неизбежность критических, переломных периодов в развитии социальной системы, когда ее противоречия и конфликты «одновременно» обостряются и под угрозой распада системы требуют ее перехода на новый уровень.

Последствия, синхронизации различных процессов развития в разных областях мира многообразны и значительны. Эти последствия выражаются в" наблюдаемом ускорении исторического развития; в том, что практически любое событие в одной точке земного шара так или иначе отзывается во многих других регионах мира; наконец, едва ли не важнейшим следствием процессов синхронизации является постепенное формирование новой общности - сверхцивилизационной, объединяющей различные цивилизации в единую систему.

При рассмотрении важнейших событий XX века явственно проступает удивительная и все возрастающая синхронизация процессов, происходящих в самых различных странах, включая и самые отдаленные друг от друга точки планеты.

Синхронизация процессов наблюдается в различных центрах и регионах мирового рынка, а также в различных сферах общественной жизни. Именно поэтому целому ряду ученых удалось в явном виде выделить большие, средние и малые циклы (волны) мировой конъюнктуры, оказывающие влияние на экономическое, социальное и политическое развитие большинства стран мира.

Как известно, мода, так или иначе, является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь общества, уровень и характер развития производительных сил, наиболее яркие события эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека. Мода есть область, развивающаяся по тем же законам самоорганизации, по которым осуществляется глобальный культурно-цивилизационный круговорот.

Впервые мысль о зависимости циклов моды от социально-производственных процессов была высказана Т.В.Козловой [74].

Н.А.Филатова в своем исследовании очень подробно рассматривает существующие в природе циклы солнечной активности, экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса, социально-психологического климата, политические циклы и выявляет корреляционную зависимость динамики циклов моды с динамикой существующих циклов. Результатом ее работы было построение гармонической модели, представляющей явления динамики моды в системе социоритма XX века [134].

Принимая во внимание полученные Н.А.Филатовой выводы, мы попытаемся доказать нашу гипотезу о существовании циклов влияния этнических мотивов на мировую моду и выявить взаимосвязь полученных циклов с существующими циклами исторического развития. Для этого сначала необходимо рассмотреть наиболее важные факторы исторического развития общества.

Выявление значимых этнических мотивов

Так как целью данного исследования является выявление закономерности обращения мировой моды к различным этническим мотивам, необходимо определить точные периоды влияния всех этнических мотивов, проследить эволюцию их влияния во взаимодействии друг с другом.

Для этого на первом этапе исследования были проанализированы модные тенденции XX века, отражающие влияние этнокультур, получено множество этнических мотивов, оказывающих влияние на моду XX века. Множество состоит из 40 этнических мотивов. Выявлено, что обращение моды к этническим мотивам имеет циклическую закономерность и происходит по тем же законам, что и весь культурно-социологический процесс.

Следующим этапом исследования является выявление степени влияния всех выделенных этнических мотивов, а также выделение из полученного множества наиболее значимых, значимых и менее значимых этнических мотивов. Для этого с помощью пакета Microsoft Excel было построено поле влияния всех этнических мотивов, выявленных в первой главе диссертации. Поле влияния представляет собой таблицу, где отражены названия всех этнических мотивов, а также количество моделей с использованием этих мотивов за каждый год, начиная с 1905 по 2005 год.

Каждое исследование должно отвечать определенному количеству объектов, принадлежащих к изучаемой сфере [33, 34, 40, 41]. Представляется разумным оценить минимальное количество таких объектов, исходя их специфики исследуемого феномена - из предполагаемой периодичности изучаемых кривых. Это приведет к оценке минимального объема выборки, от чего, в свою очередь, будет зависеть вся стратегия дальнейшего исследования.

В ходе исследования был собран эмпирический (иконический) материал за рассматриваемый период с 1905 по 2005 г. Критерием отбора была частота встречаемости этнических мотивов в форме или материале костюма, украшениях, обуви, головных уборах.

Всего было просмотрено по 250 моделей за каждый год. Общее число проанализированных моделей составляет 25000 просмотренных моделей за сто лет. Из этого общего числа моделей количество моделей с использованием этнических мотивов за каждый просмотренный год выражалось в различном % соотношении. Максимальная встречаемость общего числа моделей с использованием этнических мотивов за один год на протяжении XX века составила 80,8% от общего количества просмотренных моделей за год, т.е. от 250 моделей. Эти периоды соответствуют активному обращению современной моды к этническим мотивам. Минимальная встречаемость общего числа моделей с использованием этнических мотивов составила 10,4% от просмотренных 250 моделей за год. Эти периоды соответствуют менее активному использованию этнических мотивов в современной моде. Таким образом, общее число просмотренных моделей с использованием этнических мотивов составило не менее 12300 моделей. Так как не менее чем в 30% от общего числа просмотренных моделей с использованием этнических мотивов встречается (в среднем) не менее 2 различных этнических мотивов, то рассматриваемая выборка моделей с использованием всех этнических мотивов содержала около 16000 элементов. Такого количества экспериментальных объектов достаточно для получения результатов с надежностью у = 0,95.

Полученные частоты встречаемости были приняты в качестве оценки вероятности появления этнических мотивов в костюме.

Использование частот встречаемости этнических мотивов позволило выделить существенно значимые этнические мотивы. В этой связи был проведен отсеивающий эксперимент. Для подтверждения данных нам представилось необходимым вычислить коэффициент значимости каждого выделенного этнического мотива в сфере влияния на современную моду. Вычисления проводились с помощью средств пакета Microsoft Excel.

Для подтверждения значимости результатов исследования (графиков) рассматривались нормированные данные, характеризующие степень влияния этноса по каждому году.

Таким образом, были исключены этнические мотивы, вероятность появления которых не превышала 0,01, так как они, на наш взгляд, не оказывают существенного влияния на современную моду, так как частота их встречаемости минимальна.

В результате было получено множество этнических мотивов, состоящее из 16 этносов. Данные с этими этническими мотивами были объединены в таблицу 8.

Относительная частота встречаемости каждого из выделенных этнических мотивов составила более 15 %.

Вычисление коэффициента значимости позволило нам из 16 этнических мотивов выделить наиболее значимые, значимые и наименее значимые.

Таким образом, выделено три наиболее значимых мотива, коэффициент значимости которых составил выше 0,1. Далее, было получено множество значимых этнических мотивов, в этом случае коэффициент значимости находится в пределах от 0,05 до 0,1. Остальные этнические мотивы, коэффициент значимости которых не превышал значения 0,05, мы охарактеризовали как менее значимые этнические мотивы.

Прогнозирование тенденций (построение прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду)

Колебания тенденций моды отражают имманентные закономерности развития любой социальной системы, заключающиеся в попеременной смене противоположных начал.

Историческая ретроспектива эволюции модных тенденций обнаруживает строгие и последовательные закономерности. Все полученные эволюционные кривые обнаруживают колебания с примерно одинаковой частотой и незначительным смещением фазы, что позволило выявить попеременное чередование циклов влияния всех этнических мотивов на моду. Кроме того, выявлены длинные циклы влияния этнических мотивов на современную моду.

Имеет смысл осуществлять прогнозирование влияний этнических мотивов на моду посредством экстраполяции эволюционных зависимостей, построенных на ретроспективном материале за последние несколько десятилетий.

Дальнейшая разработка описанной в предыдущем параграфе модели способна привести к построению прогноза влияния этнических мотивов на современную моду как целостности, т.е. прогнозированию длинных и коротких циклов влияния. Для построения прогностической модели будут использоваться данные тех этнических мотивов, которые согласно проведенному исследованию, оказывают значимое и наиболее значимое влияние на мировую моду. Относительная частота встречаемости мотивов составила больше 50 %, а коэффициент значимости выше 0,05.

В результате исследования были выявлены две группы этнических мотивов («внешние» и «внутренние») (см. Таблицу 3), которые оказывают преимущественное влияние на моду в «экстравертный» и «интровертный» периоды соответственно (датировка периодов представлена в Таблице 4).

Наличие подобной различной ориентации делает возможным, в принципе, прогнозирование предстоящих сдвигов в «иерархии» влияния этнических мотивов, в том, какие из них будут находиться в «фокусе» модных тенденций в будущем.

Если предположить, что средний период колебаний составит (для всех кривых) около 50 лет, то циклы изменения системы можно представить в виде совокупности равных по продолжительности волн, каждая из которых характеризуется определенным доминирующим режимом и вектором изменений, меняющимся при переходе от одной волны к другой. Т.е. после каждых 20-25 лет активного влияния этнических мотивов наступит примерно такой же по длительности период пассивного влияния.

Таким образом, следуя логике цикла, можно предположить, что общее направление эволюционного процесса в ближайшее десятилетие будет характеризоваться активным влиянием «внешних» этнических мотивов на современную моду, которое началось в 90-х годах, и будет длиться до 2016 года. Разумеется, эта тенденция отнюдь не исключает существование в моде явлений противоположной тенденции (влияние «внутренних» мотивов); речь идет лишь о доминировании.

Следуя логике колебания кривой, можно предположить, что начало XXI века ознаменовало собой доминирование тенденции активного влияния этнических мотивов на моду - 2001 год является высшей точкой активации влияния. После 2016 года тенденция активного влияния начнет снижаться. Влияние «внешних» этнических мотивов в этот период не будет «революционным», резко выраженным, но усилится влияние испанских или латиноамериканских, шотландских и античных мотивов, которые характеризуются как «внутренние». Период преобладания противоположной направленности (влияние «внутренних» мотивов) предположительно продлится до 2040 года. 2031 год - период максимальной деактивации влияния «внешних» этнических МОТИВОВВ прогностической модели различия между циклами влияния этнических мотивов сводятся к величине шага спирали. Разница величин шага спирали у рассматриваемых этнических мотивов (разница между min и max значением В (частота) составляет 0,02, между min и max значением С (смещение фазы) составляет 1,35) позволяет выявить закономерность влияния этнических мотивов в прогностической модели, а также выделить короткие волны активного, наиболее активного и пассивного влияния всех этнических мотивов на моду за период с 2005 по 2068 год. Прогностическая модель, отображающая попеременное чередование циклов влияния этнических мотивов на моду за период с 1900 по 2068 год, представлена в Приложении. Увеличение шага спирали влияния некоторых мотивов в прогностической модели приводит к увеличению периодов наиболее активного влияния, равных 5 годам. Рисунок 10 Прогностическая модель коротких циклов влияния этнических мотивов на современную моду за период с 1900 по 2068 год Таким образом, получена прогностическая модель (см. Рис 10) влияния коротких циклов, которая позволяет проследить чередование циклических изменений в эволюции влияний наиболее активных этнических мотивов. 152 Совмещенная прогностическая модель влияния коротких и длинных циклов всех этнических мотивов на современную моду, полученная в результате данного исследования, представлена на Рис 11.

Похожие диссертации на Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов