Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Шумская Ольга Романовна

Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы
<
Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шумская Ольга Романовна. Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы: диссертация ... кандидата : 17.00.06 / Шумская Ольга Романовна;[Место защиты: Московский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова].- Москва, 2015.- 227 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Исторические и культурно-экологические предпосылки зарождения традиций жилья на воде 17

1.1. Дома на воде в культурном ландшафте Египта 18

1.2. Жилые постройки на воде в странах Южной и Западной Европы (Италия, Испания, Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды) 22

1.3. Жильё на воде в странах Азии (Иран, Ирак, Вьетнам, Китай, Индия, Таиланд, Корея, Япония) 37

1.4. Жилище на воде в странах Америки (Куба, Венесуэла, Мексика, Перу, США, Канада). 59

1.5. История становления жилья на воде в России. 67

1.6. Типология исторических жилых объектов на воде 78

Выводы главы 1 83

ГЛАВА 2. Проектно-концептуальные предпосылки разработки жилья на воде во второй половине ХХ века 86

2.1. Жилье на воде второй половины ХХ-ого века 86

2.2. Этические и этнические тенденции второй половины ХХ века 98

2.3. Жилые структуры на воде в эпоху информационного общества 103

2.4. Феномен «умного дома» на воде: экологические, технологические и архитектурные аспекты 111

2.5. Классификация современных видов жилья на воде. Типология плавучих объектов. 116

Выводы главы 2 135

ГЛАВА 3. Современное жильё на воде. дизайнерские принципы формообразования 137

3.1. Основные подходы к дизайн-моделированию жилых объектов на воде 137

3.2. Дизайн трансформируемых форм плавучего жилища. Мобильность и модульность 160

3.3. Типология элементов современного дома на воде 171

3.4. Формообразующие эффекты (возможности) воды в дизайне средовых объектов. 184

3.5. Футуристический дизайн жилища на воде 196

Выводы главы 3 208

Выводы и основные результаты исследования 209

Список литературы 2

Жилые постройки на воде в странах Южной и Западной Европы (Италия, Испания, Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды)

Приспособление человека к жизни на воде и строительство плавучего жилья является одной из самых сложных сторон его деятельности; и чем активнее осуществляется покорение водной стихии, тем сложнее и противоречивее обозначаются проблемы архитектуры и дизайна – дисциплин, призванных гармонизировать отношения человека с окружающей средой и самим собой. В Европе диссертация кандидата искусствоведения. - М., 2010, С.75 указанные проблемы раскрылись наиболее ярко, обнаруживая многосторонние связи с социально-бытовым укладом общества и стремительным развитием техники.

Большинство европейских городов основывалось рядом с большими водными пространствами – морями, реками и озерами, которые являлись важными транспортными и торговыми артериями и условием существования населения. В Италии, Германии, Нидерландах, Великобритании и других странах встречаются разветвленные наводные поселения с древней историей. Обращаясь к наиболее значимым для исследования примерам (далеко не исчерпывающим весь их перечень) нами преследуется цель отбора тех прецедентов, которые оставили наиболее яркий след в многонациональной, и в силу этого разнообразной отечественной проектной культуре строительства жилья на воде.

В западной и северной Европе получило широкое распространение строительство домов на сваях над поверхностью водоемов. Как известно, сваи являлись первыми в истории фундаментами, используемыми при строительстве жилья. С их помощью поднимали над поверхностью земли (с целью безопасности) хижины, сооружаемые из прутьев в виде полусферы и покрываемые листьями 28 . Большое количество археологических материалов по древнейшей истории Европы свидетельствует о возрастании научного интереса к многим региональным проблемам, в том числе социально-культурного плана.

Уже на этом этапе формирования земной цивилизации есть основания говорить о зарождении проектной мысли. Начало возведения жилищ на воде было обусловлено переходом «из дикого в цивилизованное состояние29» человека, от первых природных жилищ (пещер) к возможности сооружения собственных. Переход к цивилизованному обществу был выражен в разнообразии деятельности жителя свайных поселений в сравнении с пещерным человеком, главной целью которого была добыча пропитания. В поисках защиты от хищных животных человек также селился на деревьях, но существенным недостатком подобного типа жилья было отсутствие в зоне доступа источника воды. Жизнь людей зависела от воды и возможности добычи пропитания,

Этот и многие другие факторы подтолкнули человека к освоению воды, как основной на то время среды для оседлого образа жизни31. Наибольшее распространение и развитие построек на воде пришлось на период неолита, в который сооружались целые озерные поселения на сваях. Но есть основания полагать, что постройкам на сваях предшествовали настилы, устанавливавшиеся на прибрежной болотистой почве. Подобные настилы были найдены в мезолитической культуре Маглемозе, получившей свое распространение около 8000-6000 лет до н.э. и выявленной в Северной Европе. Наименование культуры происходит от названия торфяника Маглемозе («большое болото»), находящегося в городе Муллеруп в Дании. Поселения на настилах, вероятно, имели сезонный характер32 (поселения «Старр-Карр в Йоркшире, в Дуванзе близ Любека в ФРГ, на о. Зеландия в Дании»33). И, несмотря на отсутствие точных данных (они появились позднее), становится очевидным, что водная среда все более органично входила в процессы создания человеком искусственного пространства своего обитания.

Возведение жилых объектов на воде предоставляло ряд преимуществ: имело оборонительное значение в условиях межплеменных конфликтов, решало проблему защиты от хищных животных, а также освобождало от застроек плодородные земли, пригодные для сельскохозяйственного возделывания. На сваях возводились не только жилые дома, но и хозяйственные постройки, включавшие амбары и сараи34. Раскопки показали, что поселения могли неоднократно перестраиваться на одном и том же месте; поверх разрушенных пожаром или наводнением домов возводились новые. Их планировка существенно отличалась друг от друга: дома могли располагаться упорядоченно, одним или несколькими рядами, чаще встречалось расположение домов

Широкое и научно систематизированное описание строительства домов на воде в западной и северной Европе относиться ко второй половине XIX-го века – началу XX-го столетия, т.е. периоду, когда стали публиковаться археологические находки, свидетельствующие о проживании людей на воде с самых древних времен. Это обусловлено тем, что сам факт жизни доисторического европейца на воде, как отмечает П.П. Гнедич, был открыт в 1854 г. когда вода в Цюрихском озере спала и обнаружила ряды свай с озерным наносом песка и ила35. Под илом оказалось большое количество каменного оружия, домашней утвари и других объектов, которые свидетельствуют о существовании ряда культур неолита и бронзового века. Благодаря тому, что в озерной воде органические материалы не подвергаются окислительным процессам и хорошо сохраняются, можно сделать важные выводы о назначении и структуре свайных поселений. Во многих местах до сих пор сохранились остатки свай, вбитых в озерное дно. Найденные материальные объекты свидетельствуют о том, что каждое селение имело свою неповторимую историю и представляло собой редкое свидетельство перехода охотников-собирателей к оседлому образу жизни и зарождению земледелия и фермерства в Европе.

По показаниям дендрохронологических исследований древние свайные постройки для круглогодичного пользования, также называемые «палафиты», существовали с 5000 до 800 года до нашей эры36. Впервые палафиты были обнаружены в окрестностях Альп на территориях шести стран: Германии, Франции, Италии, Австрии, Словении и Швейцарии. В Швейцарии расположено 56 из 111 озерных поселений, вошедших в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году. Всего в Европе расположено около тысячи озерных поселений. Со времен обнаружения историком Фердинандом Келлером остатков первых доисторических свайных поселений более 150 лет назад на дне озера Цюрих в Швейцарии, между учеными продолжается полемика по поводу среды, в границе суши и воды, оказываясь на воде при повышении её уровня или наводнении.

Хижины, представлявшие свайный тип конструкции, возводились на настиле из бревен и веток, опирающемся на заостренные с одного конца сваи из древесных стволов, вбитых в дно озера. В случае свайно-каркасной конструкции сваи для постройки хижины, вбивались в дно озера и служили каркасом для всей постройки37. К различию свайного и свайно-каркасного типа конструкции мы обращаемся в дальнейшем описании современных строительно-дизайнерских технологий. Свайно-каркасный тип широко использовался при строительстве на воде в странах Азии (см.п.2.3.). Примечательно, что идея применения монолитных конструкция фундамента и каркаса сохранилась до настоящего времени. Сейчас она решается на основе изготовления единой металлоконструкции фундамента и каркаса, обладающей высокой надежностью.

Конструкция хижин варьировалась в зависимости от местоположения. Каркас состоял из круглого или отесанного бруса, стены могли быть сделаны из досок, плетня и штукатурки из глины с известкой и соломой. В качестве покрытия крыши использовалась кровельная дранка или гонт – материал в виде пластин из древесины, либо обмазанный глиной тростник или солома38. Использование глины в строительных целях постепенно расширялось: обмазывание очагов в противопожарных целях (впоследствии печей), изготовление саманных конструкций (тюркское «саман»- солома) и т.п. Совершенствование технологий приводило, с одной стороны, к поиску новых природных материалов, пригодных для использования в строительном деле, а, с другой, к усложнению планировки жилых пространств.

История становления жилья на воде в России.

В связи с обширностью азиатского региона, обилием этносов и контрастностью их культур в настоящей работе в наиболее обобщенном, но достаточном для данного исследования виде, рассмотрены наиболее показательные типы и виды жилищ на воде таких стран как Ирак, Вьетнам, Таиланд, Бруней Даруссалам, Камбоджа, Мьянма, Китай и Индия. В указанных странах сложились, на наш взгляд, наиболее развитые и в то же время типичные традиции возведения жилищ на воде. В качестве наиболее знаменательных можно рассматривать:

Чрезвычайно разнообразные традиции отмеченных направлений, каждая по-своему, вносят свой ценный вклад в опыт возведения жилищ на воде России как евразийской страны, синтезирующей свои достижения на стыке культур Европы и Азии54. С этих позиций речь идет, прежде всего, о том, что в процессе глобализации сопоставительный анализ межкультурных и междисциплинарных достижений позволяет выявлять взаимосвязи и тенденции, имеющие важное значение для становления отечественного дизайна на современном этапе. Художественный язык, используемый дизайнерами, должен обеспечивать, с одной стороны, культурную самоидентификацию

История развития восточных цивилизаций была неразрывно связана с водой, являвшейся необходимым условием успешной сельскохозяйственной деятельности. Примерами служат речные цивилизации, возникшие в IV-III тысячелетиях до н.э. на плодородных почвах в поймах рек Тигр, Евфрат, Танг и Инд, Хуанхэ и Янцзы. История проживания человека на воде также имеет столь же глубокие исторические корни. Нами не обнаружено современных научных источников, свидетельствующих о связях египетских традиций строительства домов, пригодных для проживания на воде, с обширнейшей практикой возведения жилья на воде в азиатском регионе. Но тем не менее, требования к безопасности проживания и эстетическому соответствию художественной образности мест проживания человека религиозно-культурным традициям народа остаются неизменными. В известной степени здесь можно говорить о типичной для Востока проблеме не только физической, но и духовной безопасности человека в сфере жилища. В различных регионах она может отличаться существенным образом.

Необходимость селиться вдоль рек, предоставляющих возможности рыболовства и прибрежные рыболовные земли, способствовала освоению людьми болотистых затопляемых земель с непроходимыми лесами, стоящими в воде. Этнические поселения Древнего Востока основали первые локальные цивилизации, к которым можно отнести междуречье Тигра и Евфрата (греч. Месопотамия) с прилегающими землями современного Ирака и частично Юго-Западного Ирана. Великие культуры возникли также между реками Инда и Ганга на территории современной Индии, а также реками Хуанхе и Янцзы на территории Китая. Непосредственное влияние Египта связывают с возникновением первых плавучих поселений, существовавших более 5000 лет назад в долинах рек Тигр и Евфрат. Речь идет о цивилизации шумеров, которая своими истоками восходит, как предполагают многие ученые, к «мааданам» или «болотным арабам», которые жили в плавучих деревнях данной местности. Первые письменные упоминания о болотных арабах относятся к IX веку н.э., но существует точка зрения, согласно которой родоначальниками мааданов являются шумеры, которые были вытеснены в болотистые места более сильными племенами55. Данная теория подтверждается очевидным сходством, которое прослеживается у мааданов с древними шумерами как в сельскохозяйственных и ирригационных методах, так в строительстве жилищ и бытовых вопросах. Традиционным домом болотных арабов является мудхив (mudhif), также его называют мадьяф, крупный коммунальный дом, место проведения общественных мероприятий. Основным строительным материалом выступает гигантский тростник – касаб, который мог достигать 7,5 метров в высоту56. Он покрывает большую площадь прибрежных болот и является единственным материалом для жителей прибрежных поселков 57 . Техника строительства из тростника позволяет сооружать не только небольшие хижины, но и более масштабные постройки общественного назначения, такие, как мудхив.

Арочный каркас дома, образующий полукруглый свод, выполняется из скрепленных модулей в виде арки, выполненной из пучков гигантского тростника, фиксируемых веревками. Мудхив на реке Тигр, как правило, состоит из девяти или одиннадцати арочных модулей, на Евфрате их число могло доходить до девятнадцати. В зависимости от диаметра сечения модулей, образующих постройку, её длина могла составлять от 20 до 30 метров, при ширине и высоте от 5 до 6 метров58. Конструкция и декоративный облик мудхивов могли усложняться с помощью использования различных типов плетения тростника и решетчатыми вставками в стены, выполнявшими роль оконных проемов. Мудхивы представляют эстетически привлекательные и функционально продуманные сооружения, выполненные из простейших материалов.

Этические и этнические тенденции второй половины ХХ века

Принципы пространственного динамического проектирования объединили рассмотренных выше архитекторов (Поля Меймона, Вальтера Йонаса и Иона Фридмана) в группу GIAP (Groupe International d Architecture Prospective, Международная группа архитектуры будущего), созданную в 1965 году. Принцип динамической изменчивости, применяемый в пространственном проектировании и являющийся ключевым в формообразовании построек, определил появление таких наиболее значимых технических и дизайнерских новаций, как модульность, мобильность и трансформация. Современные архитекторы вновь обращаются к динамически меняющемуся адаптируемому пространству, которое было особенно популярно в середине и второй половине XX века (см.п.3.2.). При этом владельцы модульного дома сами могут компоновать план жилых помещений (площадь комнат, высота потолков и т.д.).

Одной из характерных черт постмодернизма является возможность оперировать готовыми формами, художественными стилями и функциями в новом непредсказуемом, преувеличенном и ироничном ключе. Этим определяется зрелищность, гротеск, непредсказуемость, блокирующие саму возможность смысла. Данные понятия были характерны для творчества группы английских архитекторов и исследователей окружающей среды «Аркигрэм», формировавшейся в 1960-х годах вокруг одноименного журнала. Среди участников группы были Уоррен Чок (Warren Chalk), Питер Кук (Peter Cook), Деннис Кромптон (Dennis Crompton), Дэвид Грин (David Green), Рон Геррон (Ron Herron) и Майкл Вебб (Michael Webb). Их не просто футуристическим, но и фантастическим проектам свойственно расширение языка архитектуры и дизайна путем использования ярких и зрелищных форм в непредсказуемом контексте. Мишель Рагон отмечает: «Своим творчеством они пытаются доказать, что будущее архитектуры и градостроительства зависит от механизации производства, раскрепощающей архитектуру от гнета и традиций и ведущей к смелым решениям»164. и гротеска. Проект Рона Геррона «Шагающий город» (Walking city) 1964 года предстаёт в виде гигантского бронированного здания на телескопических опорах, поддерживающих опору и перемещающихся в процессе «ходьбы» всего города165. Сами опоры находятся не в привычном для нас виде свай, несущих конструкцию под прямым углом, а расположены как множественные лучи под углом отходящие от постройки и создающие образ громадного жука, перебирающего своими лапами в процессе передвижения по поверхности воды или суши.

Зрелищность проектов Аркигрэма обусловлена и тем, что большинство изначально было создано не для реального воплощения, а для желания нарушить сформировавшиеся в обществе понятия об архитектуре и дать творческий толчок для дальнейших дизайнерских и инженерных исследований. Ожидая в будущем еще более быстрые темпы городской жизни и предвидя технологический прогресс общества, данный проект дает возможность обществу не быть привязанным к конкретному месту обитания.

В работах группы «Аркигрэм» понятие «динамическая» архитектура получило свое полное воплощение, помимо разрастающейся и видоизменяющейся структуры, она может совершать механические движения. Предполагается, что, перемещаясь, структура сможет подключаться к коммуникациям в различных местах, чтобы поддерживать нужды и желания людей работать и отдыхать, путешествовать и оставаться на месте одновременно. С помощью подобного кочевого образа жизни по средствам мобильности происходит обмен информацией между различными культурами и повышение уровня развития общества в целом.

Если учесть, что жильё – это определенный микрокосмос, в пространстве которого проходит жизнь, то, проектируя его, человек закладывает определенную программу своего поведения, контекстно отражающую главное – информацию о соединении явного, внешнего и неявного, внутреннего, связывающего личность с окружающим пространством и мировоззрением. Дом может выступать как «машина для жилья» (Ле Корбюзье), как завершенное произведение искусства (славянский дом), как место и средство психической стабилизации (на Востоке), как совершенная информационная 165 Sadler S. Archigram. Architecture without architecture. - London. The Mit Press, 2005, P.39 система («умный дом») и т.д. Но любая их этих функций сопрягается еще с одной, общей для всех коммуникативной функцией, которая, по законам постмодернизма, становится дискурсом без начала и конца. Подобный тип дискурсивного жилья выступает на первый план в рассмотренных выше домах будущего.

Этические и этнические тенденции второй половины ХХ века Этические тенденции в постмодернистском дизайне характеризуются, как уже отмечалось, антинормативистским поворотом и окончательным разрушением пространственной концепции этики. В каждом конкретном проекте утверждается свое собственное творческое «Я», которое в широком смысле слова можно рассматривать как субъективное проявление личности в единстве всех стилевых многообразий и противоречий актуального и потенциального плана. Это особенно наглядно проявляется в случае строительства домов на воде, где на протяжении истории на возникновение построек, взаимодействующих с водной средой, существенное влияние оказывал культурно-экологический фактор, формировавший технические и стилистические особенности построек в зависимости от их местоположения. Опыт возведения жилья на воде свидетельствует о глубокой связи вида поселений с ментально-духовной структурой народного сознания и историко-географическими условиями жизни.

В объемно-пространственной структуре плавучих сред конца 80-х годов XX века прослеживается стремление к деформированию конструктивной природы, визуальная усложненность, излом формы и стремление к разрушению целостности. Все эти черты характерны для деконструктивизма, который, по словам Добрицыной И.А., являлся стилевым направлением, сформировавшимся в эпоху постмодернизма: «переходы от постмодернизма 70-х к деконструктивизму 80-х и позднему постмодернизму 90-х можно расценивать лишь как смену питательной среды, смену прародителей, столь необходимую для жизни самой постмодернистской стратегии, для пополнения приемов, обогащающих ее поэтику 166 ». «Незавершенность формы жилого здания

Дизайн трансформируемых форм плавучего жилища. Мобильность и модульность

Многие жилища на воде как примитивных, так и развитых народов отличаются модульностью. Причиной этого являются не только технико-технологические особенности строительства домов, но и специфика относительного частого их ремонта, связанная с эксплуатацией помещений в водной среде. Отсюда важнейшее значение приобретает возможность замены отдельных модулей. Синтез композиционных построений на основе модульной системы как потенциальной гармонической основы унификации и стандартизации размеров оборудования с дизайнерских позиций впервые рассматривался В.А. Пахомовым247.

Модули часто выполняются из природных материалов – дерева или тростника. Это обусловливается, прежде всего, возрастающим стремлением населения сблизиться с природой, удаление от которой в эпоху промышленной революции пагубно отразилось на экологии жизненного пространства. В этой ситуации обращение дизайнеров к методу ассоциаций с древними постройками является одним из способов формирования творческих идей. К примеру, мудхив, гостевой дом болотных арабов, изготавливается с помощью модулей из связанного тростника в виде арки, образующих полукруглый свод; традиционное японское жилище также отвечает принципам модульности при создании стоечно-балочной конструкции (см. п.1.3.).

Комплекс построек «Цветущий бамбук» («Blooming bamboo», H&P Architects, 2013248), созданный для нуждающихся районов Вьетнама, подверженных затоплениям, сочетает в себе все вышеперечисленные характеристики трансформации, модульности и 161 мобильности. Универсальные модули, из которых состоит комплекс, могут отвечать жилым, учебным, медицинским или другим общественным функциям в зависимости от социальных потребностей. При необходимости, внутреннее пространство может расширяться при помощи состыковки модулей друг с другом. Благодаря конструкции, модули свободно объединяются в различные планировочные схемы, приспосабливаясь к средовой ситуации. Модуль в свою очередь состоит из двух типов строительных модулей из бамбука - 10 см х 3.3 м и 10 см х 6.6 м, с помощью которых собирается трансформируемое и гибкое пространство. В данном случае мы рассматриваем «вхождение одного модуля (в функциональном смысле) в состав другого, в связи с чем, совокупность модулей может образовывать модули более высокого уровня249». Трансформация объема постройки определяется сменой функций постройки, временем суток, окружающей обстановкой и связью внутреннего пространства с внешней средой. «Можно выявить три типа трансформации во времени: сезонная, суточная и регулярная. Принцип сезонной и суточной трансформации часто используется в зданиях, которые в определенное время года или суток, для лучшей дозировки инсоляции, аэрации и связи с внешней средой, меняют степень замкнутости внутреннего пространства за счет трансформируемых элементов покрытий, стен и других ограждающих конструкций 250 ». В рассматриваемом объекте сочетается несколько типов трансформаций. В основание постройки встроены дополнительные пластиковые модули, обеспечивающие плавучесть построек во время подъема уровня воды, таким образом, типология модуля трансформируется из наземной постройки в плавучую. Трансформация внешней структуры постройки позволяет открыто взаимодействовать с окружающей средой, а также способствует естественной вентиляции. Также может происходить трансформация планировочных решений внутреннего пространства по средствам перемещения разделяющих перегородок в зависимости от предполагаемого функционального зонирования. Это свидетельствует о том, что трансформация, в силу своей подвижной структуры, может видоизменять

Архитектон: известия вузов. 2011, № 34, [Электронный ресурс] . - режим доступа: http://archvuz.ru/2011_22/45 162 объект различными способами, что позволяет одни и те же по своей сущности идеи преломлять сквозь разные модели видения мира (мировоззренческие устои). Указанное свойство метода трансформации широко использовалось нами при разработке типологии модульных элементов конструкций. На примере рассмотренного объекта можно проследить использование понятия «модуль» в различных значениях – как элемент организации пространственной планировочной структуры всей застройки, так и в единичном варианте, где он выполняет функцию элемента структуры одного объекта.

Как видно из рассматриваемых в первой главе интерьеров японского дома, внутреннее пространство постройки также может быть трансформируемым и модульным. Вне зависимости от своего масштаба модули могут взаимозаменяться, копироваться, изменять свою функциональную принадлежность и складываться в определенные структуры. Как отмечает А.А. Грашин: «слово «модуль» произошло от латинского слова, означающего меру. Действительно, отличительным признаком модуля является мера в виде линейного, плоскостного или объемного размера 251 ». А.А. Грашиным выработаны определенные приемы конструктивно-технологических и композиционных решений, позволяющие практически реализовывать методы трансформации на основе разработанной нами классификации модулей (таб.4). Последняя рассматривается как исходная часть проектирования современных сборно-разборных трансформируемых домов на воде.

В проекте жилого плавучего комплекса «Цитадель» (Citadel Floating Apartment Complex, Koen Olthuis) используется объемный модуль, выполняющий функцию жилой ячейки, являющейся частью сложной объемно-пространственной композиции из 60 подобных модулей, расположенных на большой плавучей платформе252. Модульность конструкции позволяет изготавливать ячейки на производстве с дальнейшей транспортировкой и монтажом на месте стоянки, что позволяет избежать пагубного воздействия строительства на экологию водной среды.

Похожие диссертации на Принципы формообразования жилья на воде: историко-культурный и экологический подходы