Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий Каршакова, Лидия Борисовна

Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий
<
Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каршакова, Лидия Борисовна. Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Каршакова Лидия Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина].- Москва, 2010.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-5/422

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проектирование текстильных орнаментов на современном этапе 10

1.1. Анализ работ, посвященных текстильному орнаменту 10

1.2. Влияние компьютерных технологий на проектирование текстильного орнамента 14

1.3. Аналитический обзор графических редакторов общего назначения как инструментария для проектирования текстильного орнамента 22

1.4. Обзор возможностей специализированных графических редакторов .31

1.5. Методы использования графических редакторов в компьютерном дизайне текстильных орнаментов 36

1.6. Методика обучения студентов специальности художественное оформление текстильных изделий профессиональной работе в графических редакторах 50

Выводы по главе 1 58

Глава 2. Математическое описание раппортных текстильных композиций 61

2.1. Математическое описание мотива и основных параметров раппортнои схемы 61

2.2. Аналитическое определение характеристик композиции 67

Выводы по главе 2 79

Глава 3. Разработка методов автоматизированного проектирования дискретных орнаментов и сложных орнаментальных композиций 81

3.1. Описание алгоритмов для автоматизированного проектирования на основе раппортных схем 84

3.1.1. Алгоритм расстановки одного мотива по выбранной раппортной схеме 84

3.1.2. Алгоритм расстановки нескольких мотивов по одной или нескольким раппортным схемам 87

3.1.3. Алгоритм создания вариантов орнаментальных композиций на основе выбранного мотива и раппортной схемы 88

3.2. Разработка программного обеспечения «Орнамент» 89

3.2.1. Интерфейс программы «Орнамент» 90

3.2.2. Методика эксплуатации программы 94

3.2.3. Особенности работы программы 103

Выводы по главе 3 105

Общие выводы 107

Список литературы 109

Приложение 117

Введение к работе

Актуальность темы исследования

История орнамента уходит вглубь тысячелетий. Первые находки относятся к эпохе палеолита, но до сих пор он активно используется в художественном творчестве и является неотъемлемой частью жизни людей. Искусство украшения текстильных изделий, предназначенных для изготовления одежды и оформления жилища, возникло одновременно с технологией изготовления ткани. Особенности нанесения бесконечно повторяющегося узора на ткань предъявляли к композиции рисунка свои требования. За долгое время развития художественного текстиля выработались определенные закономерности, схемы раппортного построения. Текстильный рисунок является частью культуры, он находится во взаимосвязи с общими тенденциями развития искусства и испытывает влияние современных информационных технологий.

При компьютерном проектировании рисунка для оформления

текстильных изделий в качестве универсального инструмента применяются редакторы общего назначения. Существуют зарубежные разработки, которые обладают теми же возможностями, что и редакторы общего назначения, но специфичные функции для текстильного проектирования имеют удобный пользовательский интерфейс. На предприятиях применяются специальные программы формирования изображения на бумаге для термоперевода или на ткани.

В основе текстильных орнаментов зачастую лежат композиционные раппортные схемы. Симметрия розеток, бордюров, а также сетчатых орнаментов описана математиками в середине двадцатого века при изучении кристаллографической симметрии. Вместе с широким распространением компьютерной техники появилась возможность автоматически создавать узоры на основе описанных принципов. Некоторые аспекты проектирования орнамента требуют углубленного анализа, что поможет перевести художественную информацию в компьютерную среду.

Одной из самых трудных технических задач при художественном проектировании орнаментов с бесконечно повторяющимся раппортом является маскирование швов при стыковке раппортов. Эту задачу можно решить, если программное обеспечение позволит видеть на экране сразу все повторяющиеся элементы. Программы NedGraphics и AVA предлагают приемлемое решение, но они трудно доступны из-за высокой стоимости. Использование дорогого программного обеспечения отражается на стоимости выпускаемой продукции. Кроме того, в указанном программном обеспечении не предусмотрена возможность составления орнаментальных композиции с бесконечно повторяющимся раппортом на основе схем организации мотивов внутри раппорта. Стоит также отметить, что на данный момент отсутствуют методические разработки по комплексному использованию компьютерных графических программ в качестве

инструмента художника-орнаментали ста.

Эта работа нацелена на решение вышеназванных проблем и является первым трудом, направленным на создание оптимального набора прикладных программ для проектирования орнамента из всего доступного спектра графических редакторов и разработку удобного инструментария для компьютерного поиска новых композиционных решений на основе раппортной схемы и выбранного мотива. Для создания необходимого программного обеспечения требуются анализ раппортных схем с позиции описания их математическим языком и изложение действий программы на логическом уровне.

Цель и задачи работы

Целью данной диссертационной работы является создание методов проектирования дискретных орнаментов и сложных орнаментальных композиций с бесконечно повторяющимся раппортом на основе раппорных схем.

Достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:

проведение анализа использования всевозможных типов графических программ на разных этапах компьютерного проектирования текстильного орнамента;

разработка методик компьютерного проектирования текстильных орнаментов в среде различных графических программ, в том числе и для обучения профессиональной работе в графических редакторах студентов специальности художественное проектирование текстильных изделий;

математическое описание мотива, основных параметров раппортных схем и аналитических методов определения характеристик текстильного орнамента;

описание на логическом уровне действий программы расстановки мотивов на основе раппортной схемы;

разработка программного обеспечения проектирования орнаментальных композиций.

Объектом и предметом исследования являются теория и практика проектирования текстильных орнаментов при помощи информационных технологий, принципы создания орнаментальных композиций на современном этапе.

Методы исследования

В работе используются методы анализа и обобщения материалов, таких литературных источников, как монографии и публикации, журналы по дизайну; методы классической механики и аналитической геометрии; базовые методы компьютерной обработки изображений. При решении поставленных задач использовались современный кросс-платформенный инструментарий QT и язык объектно-ориентированного программирования C++.

Научная новизна исследования

Диссертация является первым исследованием в области проектирования текстильного орнамента средствами современных компьютерных технологий. В ходе исследования впервые были решены следующие задачи:

- проанализировано использование графических редакторов различных
типов на всех этапах компьютерного дизайна текстильного орнамента;

сделано математическое описание орнаментальных композиций с повторяющимся раппортом и их характеристик, выделены и математически описаны основные параметры раппортных схем;

формализованы параметры текстильной композиции;

разработаны алгоритмы создания орнаментальных композиций на основе выбранного мотива и раппортной схемы;

- создана программная реализация разработанных алгоритмов.
Практическая значимость результатов исследования

Внедрение компьютерных процедур узорообразования может помочь художнику, работающему над созданием новых орнаментальных изображений, перебирать комбинаторные варианты в режиме реального времени. Это позволяет расширить выбор композиций для принятия решений художником-орна-менталистом. Автоматизация разработки орнаментальных композиций ускорит процесс создания новых тканей, поможет предприятию текстильной промышленности увеличивать ассортимент тканей, быстро реагировать на изменение потребительского спроса.

Апробация результатов исследования

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на конференциях международного и всероссийского уровня, а также внедрены в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени А.Н. Косыгина». Результаты исследования используются в следующих дисциплинах: «Математика и информатика», «Построение образов на ЭВМ» и «Компьютерная графика» для специальности художественное проектирование текстильных изделий и «Автоматизированные методы проектирования текстильных изделий» для специальности информационные технологии в дизайне. Студенческие работы, выполненные в рамках этих курсов, демонстрировались в 2010 году на двух выставках:

«Маяковский продолжается. Проекты и фотоработы студентов МГХПА имени С.Г. Строгонова и МГТУ имени А.Н. Косыгина» в Государственном музее В.В. Маяковского;

«Компьютерный текстильный дизайн» в ГОУ ВПО «МГТУ имени А.Н. Косыгина».

Разработана и зарегистрирована программа «Орнамент» № 2010616146 от 17.09.2010. Программа апробирована на предприятии ЗАО «Дизайн студия «Дуплет».

По теме диссертации имеется 12 публикаций. Из них три статьи в изданиях, входящих в «Перечень...» ВАК РФ; две — в сборниках научных трудов; пять тезисов научных конференций; изданы методические указания.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на расширенном заседании

кафедры графического дизайна и рекламы ГОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».

Аналитический обзор графических редакторов общего назначения как инструментария для проектирования текстильного орнамента

Проектирование рисунка ткани — это, в первую очередь, художественная задача. При создании новых рисунков главную «роль играет культурный кругозор, вкус и композиционное чутье автора. Современные методы художественного проектирования одежды, обуви, оформления текстильных изделий уже невозможно представить вне компьютерной среды [41]. Компьютер при моделировании является незаменимым помощником. Он дает возможность изучения большого числа вариантов. Программное обеспечение системы проектирования позволяет вносить изменения в колористическое решение и в композиционное построение. Одновременный просмотр на экране монитора нескольких модификаций проекта помогает художнику анализировать полученные эскизы и принимать взвешенное решение. Использование информационных технологий позволяет реализовывать художественные замыслы в кратчайшие сроки, что, в свою очередь, дает возможность предприятию быстро реагировать на изменение требований рынка и менять ассортимент изделий. Наряду с коммерческим программным обеспечением, широкое распространение в последние годы получило свободное ПО. В свободных решениях права («свободы») пользователя на установку, запуск, использование, изучение, распространение и изменение неограниченны.

Несмотря на то что существует много классов программного обеспечения для работы с изображениями, все графические программы разделяются на три типа: векторные (изображение строится линиями), растровые (изображение формируется пятном из точек), трехмерные (строятся геометрические проекции трёхмерной модели на экране) [61]. Существует огромное многообразие прикладных программ, но основные приемы работы с изображениями остаются неизменными.

Преимущество векторной графики — предоставление графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами, что обеспечивает возможность трансформировать изображение без потери качества. Такого типа графика используется при конструировании. Программные средства для работы с векторной графикой предназначены главным образом для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки [61, 91]. Принципы векторной графики основаны на отличном от пиксельной графики математическом аппарате и имеют целью построение линейных контуров, составленных из элементарных кривых, описываемых математическими уравнениями. При редактировании элементов векторной графики изменяются параметры прямых и изогнутых линий, описывающих форму этих элементов. Можно переносить элементы, менять их размер, форму и цвет, но это не отразится на качестве их визуального представления. Векторная графика не зависит от разрешения, т. е. может быть показана в разнообразных выходных устройствах с различным разрешением без потери качества. Типичные примитивные объекты — это прямые и ломаные линии; многоугольники; окружности и эллипсы; кривые Безье; текст (в компьютерных шрифтах каждая буква создаётся из кривых Безье). Кроме того, существуют разные типы кривых (Catmull-Rom сплайны, NURBS и т. д.), которые используются в различных приложениях. Растровое изображение рассматривается как примитивный объект, ведущий себя как прямоугольник.

Векторные графические редакторы позволяют выполнять основные аффинные преобразования объектов: масштабирование, поворот, скос, зеркальное отображение. Также можно изменять порядок объектов и комбинировать примитивы, получая более сложные объекты. К сложным преобразованиям относятся булевы операции на замкнутых фигурах: объединение, дополнение, пересечение и т. д.

Векторная графика идеальна для простых или составных рисунков, которые должны быть аппаратно-независимыми или не нуждаются в фотореализме.

Основные достоинства векторной графики: изменение масштаба без потери качества и практически без увеличения размеров исходного файла; огромная точность (до сотой доли микрона); небольшой размер файла по сравнению с растровым изображение; высокое качество печати; отсутствие проблем с экспортом векторного изображение в растровое; возможность редактирования каждого элемента изображениям отдельности.

Основные недостатки: сложность экспорта из растрового в векторный формат; невозможность применения! обширной библиотеки эффектов, используемых при работе с растровыми изображениями.

Признанными лидерами коммерческих программ в этой области являются Adobe Illustrator [26, 91] и CorelDraw [2, 3]. Векторный редактор Inkscape [57, 106] со свободной лицензией тоже является отличным инструментом как для опытного дизайнера, так и для начинающего пользователя, и вполне может использоваться для профессионального обучения художников-стилистов. Редактор имеет удобный интерфейс, позволяющий легко и быстро освоить основные приемы работы с векторной графикой. Имеется встроенный учебник на русском языке, особенностью которого является возможность редактировать примеры прямо в тексте учебника, который является документом Inkscape. Существует специальная функция для создания сетчатых орнаментов всех семнадцати типов.

При ознакомлении с принципами работы векторных программ можно рассматривать OpenOffice.org Draw [56]. Этот достаточно простой и в то же время функциональный редактор входит в состав свободного пакета офисных приложений OpenOffice.org. В качестве преимущества данной программы можно выделить наличие соединительных линий между фигурами, возможность использовать линии разнообразных стилей и рисовать чертежи и блок-схемы. Достоинством также является удобный интерфейс, единый для всех офисных приложений. Редактор может использоваться для построения схем, диаграмм, создания иллюстраций. OpenOffice.org Draw можно использовать для работы художника-стилиста наряду с другими приложениями.

Существует еще несколько программ для работы с векторной графикой. Пакеты имеют свои особенности, но логика работы у них похожа. Перечислим некоторые. Adobe Flash, предназначеный в первую очередь для создания векторной анимации и интерактивных приложений, в том числе, игр, а также для интеграции видеороликов в веб-страницы, является коммерческим ПО. Macromedia FreeHand — коммерческий векторный пакет. Xara Xtreme изначально разрабатывалась для Microsoft Windows. В настоящее время коммерческая версия-продукта существует только для Windows. Версия с открытым исходным кодом GNU для операционных систем Linux, FreeBSD и Mac OS называется Xara Xtreme for Linux. Редактор sKl разрабатывается небольшой командой украинских специалистов, распространяется на условиях свободной лицензии.

На практике средства векторной графики используют для создания изображений, оформительских, чертежных и проектно-конструкторских работ. Для обработки изображений и создания художественных композиций применяют редакторы растровой графики.

Последовательность использования возможностей векторного редактора при работе художника-орнаменталиста можно зафиксировать в виде таблицы 1.1.

Аналитическое определение характеристик композиции

«Работа художника должна заключаться в поисках наиболее интересного варианта композиции, где будут согласованы движения элементов, пропорции площадей фона и рисунка...»[51]. Программа автоматического создания семейств текстильных орнаментов- на основе раппортных схем может создать десятки- и даже сотни композиций, на основе лишь одного мотива и одной раппортною схемы. Добавление еще какого-либо параметра, скажем, еще одного мотива, приводит к росту числа результирующих композиций в геометрической прогрессии. В данной ситуации художник будет вынужден тратить своё рабочее время на то, чтобы просто просмотреть все полученные орнаменты. Чтобы помочь художнику, важно произвести сортировку полученных результатов с точки зрения характеристик орнаментальных композиций.

Для решения этой задачи необходимо формализовать характеристики композиции. Некоторые из них поддаются однозначному описанию, другие — в той или иной мере субъективны. В данной работе предлагается подход, основанный на элементарных понятиях классической механики и аналитической геометрии. Современные компьютеры обладают достаточной производительностью, чтобы быстро вычислять такие параметры, как центр масс, геометрический центр, момент инерции. С точки зрения автора, именно эти понятия помогают формализовать такие понятия, как равновесность, динамичность, симметричность и т. д. Все соображения приводятся с точки зрения работы программы «Орнамент» (см. главу 3), однако могут быть использованы в любом другом графическом пакете.

С точки зрения размера раппорта орнаментальные композиции делятся на три типа: мелкоузорные (до 2 см), среднеузорные (до 10 см) и крупноузорные (свыше 10 см). Мелкоузорные следует рассматривать как базовые, так как «... известно, что при пропорциональном увеличении всех размеров раппортной сетки и самих мотивов рисунок в принципе не меняется. Убедительные отношения, найденные в малых формах, при пропорциональном увеличении последних сохраняются.» [44]

Соотношение площадей фона и рисунка. Этот параметр достаточно нагляден. Определение данного соотношения в программе «Орнамент» может выполняться по следующей формуле, % где Nm — число «непрозрачных» точек мотива за вычетом точек, цвет которых не отличается от цвета фона, N, — общее число точек. Таким образом, R — это площадь рисунка в процентах общей площади, а соотношение площадей рисунка и фона может быть выражено в виде /2/(100 —Л) . Например, если R получилось равным 50%, то соотношение будет 50/50, т.е. площади равны.

Когда речь идет о различии цветов, необходимо вводить уровень толерантности. Например, если два цвета различаются только одним младшим битом в одной из компонент цвета в 24-битном представлении RGB, скорее всего эти цвета следует считать одинаковыми, поскольку такие различия не определяются человеческим глазом. Уровень толерантности, т. е. порог, начиная с которого следует различать цвета, должен задаваться художником. Здесь и далее считается, что этот уровень задан.

Масштаб мотива. Ясно, что этот параметр определяется соотношением размера рисунка мотива и расстояния между узлами сетки раппорта.

Для определения размера рисунка введем понятие диаметр мотива. Поскольку для каждой пары точек рисунка можно измерить расстояние между ними, назовем диаметром мотива максимальное расстояние для всех пар точек мотива:

Сложность алгоритма для простого перебора пар точек имеет порядок п2, где п — число точек рисунка. Наиболее простой способ оптимизации вычислений — построение внешней оболочки рисунка. Поскольку мотив в программе «Орнамент» представляет собой матрицу цветов, то достаточно в каждой строке выбрать элемент, отличающийся от цвета фона, с максимальным и с минимальным номером и потом проделать тоже самое для столбцов. Число операций для такого перебора не более 2п. Число точек внешней оболочки порядка 4п. Поэтому число операций для выбора диаметра порядка п.

В процессе выбора диаметра необходимо выделять зоны связности, т. е. проверять, есть ли пустые строки или столбцы, внутри рисунка. Если есть, то надо разделить матрицу на связные подматрицы. Далее необходимо найти расстояние между центрами зон связности. Если это расстояние соизмеримо с расстоянием между узлами раппортной сетки, то в качестве диаметра мотива нужно выбрать максимальный диаметр среди всех зон связности. В противном случае диаметр определяется по всему набору точек так, как если бы он был связным.

Теперь определим расстояние между узлами сетки. Возьмем векторы f и п (см. главу 2). Далее реализуем алгоритм, представленный на рисунке 2.5.

После этого алгоритма в качестве базиса сетки выбраны векторы минимальной длины. Из них вектор максимальной длины задает расстояние между узлами Du. Отношение DulDm задает масштабность мотива: больше 4 — мелкомасштабный, меньше 2 — крупномасштабный, от 2 до 4 — среднемасштабный.

Наличие второстепенных элементов. Этот параметр также базируется на понятии диаметр (размер) мотива, как и масштаб мотива. Если в орнаменте используется более одного мотива, можно вычислить диаметр каждого из них: Аяь Аи2, ... Amv. Без ограничения общности можно считать, что они упорядо-ченны по размеру: первый мотив имеет наибольший диаметр, второй — меньше, N — самый маленький. Очевидно, что факт наличия второстепенных элементов может быть установлен при рассмотрении отношения Dm\IDmN. Если это число больше двух-трех, мотив N может считаться второстепенным по отношению к мотиву 1. В противном случае все мотивы равнозначны.

Стоит отметить, что таким образом вводится отношение равнозначности-второстепенности между любой пары мотивов. Как следствие, все мотивы можно разделить на основные и второстепенные, сравнивая их диаметры с диаметром мотива 1.

Статичность/динамичность. Из всех перечисленных параметров композиции данное понятие является наиболее трудным для формализации. Несмотря на то, что не существует однозначного определения статичности в литературе, здесь делается попытка ввести количественную меру динамичности, основываясь на таком признаке, как симметрия.

При рассмотрении понятия статичности представляется удобным разделить задачи определения статичности мотива и композиции в целом. При этом известно, что определенные композиции с динамическими мотивами могут дать статический рисунок. Тем не менее, динамические характеристики мотива играют важную роль при определении динамичности композиции.

Согласно [44] один из основных признаков статичности мотива — наличие вертикальной и горизонтальной плоскостей симметрии. Для проверки этого факта введем некоторые понятия, известные из теоретической механики [80].

1. Масса точки. Есть несколько способов определить массу. Первый способ — задать массу равной единице т = 1 для всех точек мотива, цвет которых отличается от цвета фона, с учетом порога толерантности.

Второй способ, учитывающий цвет, заключается в следующем. Для начала следует принять во всех цветах мотива насыщенность равной нулю (цвета фона исключаются из рассмотрения). Тем самым рисунок становится раскрашенным в градациях серого. После этого масса точки принимается пропорциональной ее серой яркости т = Ь для темных тонов фона или т= 1 — Ъ для светлых тонов при условии, что яркость измеряется в диапазоне от 0 до 1.

Третий способ — вычесть из всех цветов цвет фона. После этого рисунок взвешивается вторым способом так, как если бы фон был черным.

2. Центр масс. После того, как определена масса точек, можно определить массу мотива и его центр масс —- точку, относительно которой массы распределены равномерно.

Алгоритм расстановки одного мотива по выбранной раппортной схеме

Рассмотрим алгоритм расстановки выбранного мотива по выбранной раппортной сетке:

1. Выбираются мотив и схема раппортной сетки. Векторы повторов определяемые схемой раппортной сетки, задают порядок расположения рисунка.

2. Выполняется автоматический расчет матриц перехода из связанной системы в раппортную и обратно. Это необходимо, потому что расстановка происходит в раппортной системе, а результирующее изображение хранится в связанной системе координат.

3. Проверяется невырожденность раппортного базиса (вычисляется определитель матрицы, устанавливается, что он не равен 0).

4. Определяются границы расстановки в раппортной системе координат.

Результирующее изображение предназначено для записи в файл, поэтому имеет прямоугольную форму. Вершины этого прямоугольника заданы в связанной системе координат. Пересчитывая их в раппортную систему координат, вычисляются максимальное и минимальное значение для каждой из осей.

5. Формируется изображение орнаментальной композиции. Для этого реализуются два вложенных цикла от минимального до максимального значения вдоль осей.

6.Осуществляется заливка фона орнамента выбранным цветом. Если цвет не выбран, фон будет белым.

7. Сохраняется эскиз орнаментальной композиции. Результат записывается в формате .png.

Блок-схема алгоритма приведена на рисунке 3.1.

Методика эксплуатации программы

Эскизы сложной композиции при помощи этой программы создаются следующим образом:

1. Нажать кнопку Добавить. Вызывается диалоговое окно Мотив и раппорт для создания композиции с одним мотивом.

2. После выбора рисунка и схемы расположения в диалоговом окне Мотив и раппорт необходимо нажать кнопку Выход. Автоматически файл с орнаментальной композицией на прозрачном фоне попадет в поле просмотра программы «Орнамент».

3. В поле Мотивы появится строка с номером. Для идентификации эскиза можно дать ему название. Для этого необходимо встать на строку и ввести произвольное имя.

4. Для добавление следующих мотивов необходимо выполнить действия, описанные в пунктах 1-3. При этом изображения композиций, созданных при помощи диалогового окна Мотив и раппорт, накладываются один на другой.

5. Кнопка Изменить предназначена для перехода к интерфейсу подпрограм мы Мотив и раппорт, в котором можно поменять настройки: выбрать другой мотив, поменять его расположение, откорректировать схему раппорта.

6. Кнопка Удалить предназначена для удаления строки из поля Мотивы и со ответствующего эскиза из поля просмотра.

7. Кнопка Выбрать цвет фона вызывает стандартное окно выбора цвета, где можно выбрать цвет, которым окрасится задний план поля просмотра (рис. 3.12). 8. Для сохранения созданной орнаментальной композиции необходимо нажать кнопку Сохранить. При этом появится стандартное диалоговое окно, в котором будет предложено выбрать место для хранения файла. Изображение сохранится в графическом формате png. Программа запускается двойным кликом мышки. После запуска открывается диалоговое окно Орнамент (рис. 3.7).

На этой форме создается раппортная композиция из нескольких мотивов. На панели работы с мотивом отображаются выбранные мотивы. Нажатием кнопки Добавить происходит добавление нового мотива к раппортной композиции, которая будут отображаться в специальном окне. Кнопка Изменить позволяет изменять параметры выбранной раппортной композиции. Нажав кнопку Изменить, можно поменять параметры выбранной одномотивной композиции. Кнопка Удалить позволяет удалить композицию из списка и поля просмотра. Любое изменение списка раппортных композиций приведет к изменению конечного изображения.

У пользователя есть возможность выбрать цвет фона для раппортной композиции, а также сохранить понравившееся изображение. Для этого необходимо нажать соответствующую кнопку рабочего окна.

Чтобы создать раппортную композицию из нескольких мотивов, необходимо создать несколько одномотивных композиций. Для этого нужно нажать кнопку Добавить. После этого появится диалоговое окно Выбор мотива и раппорта (рис. 3.5).

На этой форме происходит основная работа программы. На ней есть несколько блоков для работы с изображениями. Первый блок предназначен для настроек значений параметров мотива (рис. 3.8).

На этой панели присутствует поле выбора мотива. Нажав на кнопку Обзор... открывается окно выбора мотива. Выбор мотива осуществляется в стандартном диалоговом окне для выбора файлов. После выбора мотива в строке появится путь к мотиву в файловой системе и его название (рис. 3.9).

После выбора мотива можно начагь работу с его характеристиками (рис. 3.8). Пользователь имеет возможность задавать нужный ему масштаб, угол поворота изображения, сдвиг изображения в раппортной системе координат. Изменения значений параметров изображения приводит к изменению самого мотива в специальном окне. Сдвиг не отображается в поле просмотра мотива, он необходим для создания сложных многомотивных композиций путем наложения одномотивных композиций со сдвигом по вертикали/горизонтали. При нажатии кнопки Сбросить настройки возвращаются к начальным. Исходными параметрами для всех мотивов являются нулевые значения всех полей, кроме масштаба. Масштаб изображения принимается равным 100%.

Следующий блок предназначен для настроек раппортной схемы (рис. ЗЛО). Блок полей Раппорт предоставляет возможность выбора раппортной схемы из заранее подготовленных и внесенных в программу наиболее распространенных схем текстильных композиций. В программе заложена возможность искать собственные композиционные решения и сохранять их для дальнейшего использования.

Для выбора из подготовленных схем необходимо воспользоваться списком в поле выбора. Числа, указанные в поле, — характеристика раппортной схемы. Первые два числа задают направление и длину первого вектора раппортной системы, а вторые два - направление и длину второго вектора.

Пользователь может создать схему самостоятельно, задав соответствующие значения векторов либо числами, либо с помощью манипуляторов. Вращение манипуляторов помогает визуально подобрать направления осей повторов. Созданную раппортную схему можно добавить в список, нажав кнопку «+». Кнопка «-» предназначена для удаления схемы из списка.

Главная группа кнопок (рис. 3.11), расположенная снизу справа в рассматриваемом диалоговом окне (рис. 3.5), позволяет продолжить работу программы, если и мотив, и раппортная схема были выбраны.

При нажатии кнопки Создать эскиз программа создает одномотивную раппортную композицию, исходными данными для которой являются настройки мотива и раппортной схемы. Пользователь может сохранить понравившееся изображение. Кнопка Выбрать цвет фона вызывает стандартное диалоговое окно, в котором при помощи палитры цветов можно задать цвет заднего плана (рис. 3.12).

Похожие диссертации на Проектирование орнамента для текстильных изделий средствами современных информационных технологий