Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Хоменко Елена Александровна

Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете
<
Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хоменко Елена Александровна. Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06 : Москва, 2004 155 c. РГБ ОД, 61:05-17/87

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные этапы и исторические особенности формообразования газет. Типология изданий в России 5

1.1. От прообраза газеты к поиску форм воплощения общественной информации... 5

1.1.1. Предыстория жанра 5

1.1.2. Первые печатные газеты России 18 век [формообразующие факторы и структурно-композипионные особенности]

1.1.3. Эволюция шрифтового оформления газет 17-18 век 26

1.1.4. Факторы формирования типологии изданий 1 пол. 19 века. Структурно-композиционные особенности основных типологических групп 30

1.2. Формообразующие факторы и структурно-композиционные особенности газет второй пол. 19 - начала 20 века 40

1.2.1. Факторы формирования типологии изданий [1861-1917]. Особенности формирования газет разных типов 40

1.2.2. Характерные особенности формообразования массовых газет. 47

1.2.3. Влияние рекламных объявлений на структуру газетной полосы 51

1.2.4. Влияние технологии производства на графическую форму газет. 55

1.2.5. Роль шрифтового оформления в формировании характерного стиля изданий [идентификация газет] 1800-1917. Сложение шапок, заголовки 57

1.3. Модернизм, Функционализм н политические факторы формообразования газет 61

1.3.1. Влияние авангардной типографики на структуру и композицию в подаче информации... 61

1.3.2. Новые формы воплощения периодической информации под эгидой Роста 63

1.3.3. Сложение государственной системы газет. Типология 66

1.3.4. Конструктивизм и новые методы проектирования 68

1.3.5. Газетная графика 20-30 годов 69

1.3.6. Форма и стиль газет 40-50-х годов 71

1.3.7. Функциональная эстетика газет 1960 годов 73

Вывод 75

Глава 2. Формообразующие элементы и композиционные средства, в создании визуального образа газеты 79

2.1. Система графических элементов газетной формы ... 79

2.1.1. Шапка 81

2.1.2. Служебные элементы газеты 84

2.1.3. Иллюстрация 86

2.1.4. Размерные элементы газеты 90

2.1.5. Заголовок 96

2.1.6. Наборный шрифт. 104

2.2. Система композиционных средств и приемов газетного дизайна 117

2.2.1. Средства выделения в газете 123

2.2.2. Методы проектирования 127

Вывод 138

Заключение 141

Библиография 142

Приложение — Термины газетчиков 148

Краткий словарь терминов газетной полиграфии 150

Введение к работе

Влияние исторического наследия на современное развитие дизайна всегда было одной из актуальных проблем. Газета оказалась наименее изученным жанром графического дизайна, Обращение к ее истории, эволюции, становлению канонической формы, специфике структурно-композиционных и визуально-образных средств с позиции дизайна предпринимается впервые.

Периодика - сложный и, одновременно, интересный жанр графического дизайна. В отличие от других типов печатных изданий он подвижен, включает работу не только со смыслами и формой, но и пространством и временем. Именно фактор периодичности обусловил уникальность газетной формы. Крупноформатная несброшюрованная форма стала одним из условий оперативного издания разнородного и объемистого текста. Первоначальные элементы газетной формы - продукт длительной исторической эволюции, в процессе которой они видоизменялись под воздействием социально-культурных потребностей общества и развития полиграфической техники. Подчиненность всех элементов формы газеты ее содержанию, соображениям целесообразности, условиям пользования газетой - эти факторы играли ведущую роль на всех этапах формообразования газеты.

Миллионы газет покупаются и продаются каждый день в мире. Газета - зеркало эпох, фактор синхронизации культурной жизни, элемент глобальной коммуникационной сети. Чтобы современные периодические издания полноценно существовали, необходимо изучить законы формообразования истории, опыт и наработки предшественников. Жизнь газет эфемерна, они быстро разрушаются. Хочется основываться на первоисточниках, на фактах, а не догадках. Собранный обширный визуальный материал дает панораму эволюции газетной формы во всем многообразии ее проявлений обусловленной функцией времени и типологическими особенностями видов. Тому, как происходила стабилизация и закрепление основных формообразующих элементов, как складывались особенности композиционных принципов, средств и приемов, специфики дизайна газет и посвящена данная работа.

Изучение исторического опыта позволит современным газетам усилить визуально-коммуникативную эффективность типографического языка. Целостное рассмотрение со-цио-культурной и художественно-образной проблематики газетного дизайна позволит проследить становление нового пласта визуальной культуры. Для современного графического дизайна крайне актуальны проблемы передачи визуально и образно организованной информации, оперативности и считываемости, ориентации и поиска.

В последнее время возрос интерес к проблемам дизайна периодических изданий. С целью обмена опытом, формирования визуальной культуры периодических изданий организуются международные конференции. Отсутствие обстоятельной литературы по данной теме постоянно отмечается их участниками. Сегодня впервые за десятилетия появляются каталоги лучших образцов печатных СМИ России. Во главу угла ставится проблема эффективности использования средств и приемов графического дизайна в газете.

На данный момент отсутствуют публикации с исчерпывающей информацией по проблемам газетного дизайна в России: с анализом исторических предпосылок жанра, с периодизацией этапов формообразования в становлении канонической формы газеты, с выделением специфики структурно-композиционных и визуально-образных средств графического дизайна в газете.

Проблемами художественно-технического оформления газет, начиная с 20-х годов, занимались: П.Керженцев, С.Срединский, И.Старобогатов, Б.Вяземский, М.Щелкунов,

К.Цыпленков, А.Балаш, Е.Фастовец, И.Табашников, А.Киселев, С.Галкин. В процессе исследования автор обращался к работам, посвященным истории периодической печати, рассматриваемой: К.Бюхером, Л.Саламоном, Г.Вороненковой, Б.Есеным, Б.Балицким, А.Станько. За рубежом над теоретическими проблемами и историей оформления периодических изданий работали: в США - Джон Аллен, Эдмунд Арнольд, Артур Торнбулл, Рассел Бэрд; в Англии - Стенли Морисон, Аллен Хатт, Стивен Хеллер; во Франции - Раймон Ма-неви; в Германии - Альберт Мейер; в Швейцарии - Аллен Хелберт.

Анализ психологических и эстетических факторов воздействия внешней формы газет на читателя проводился в работах: П.Липдей и Д.Норманна, А.Менделеева, А.Сигмана, С.Васильевой. Важный материал содержат работы по шрифтографии: А.Шицгала, Н.Александровой, М-Щелкунова, Ф.Тагирова, М.Жукова, Я.Чихояьда, С.Морисона, А.Хатта, А.Бизяева, В.Ефимова. Хочется отдельно выделить книги по типографике Э.Рудера и В. Кричевского.

Задачи диссертации требовали систематического обращения к пограничным темам. Немаловажное значение имело изучение литературы по истории и теории оформления книги. Проблемам техники и технологии производства газет, наборному делу посвящены работы Ф.Бауора, В.Лапатухина, В.Молина, Е.Немировского, Л.Каплана и некоторых других. И хотя список литературы кажется весьма обширным, систематическое исследование газеты с позиций графического дизайна проводиться впервые.

Главной целью исследования был анализ структурно-композиционных и визуально-образных средств графического дизайна в газете в процессе ее исторического развития. В ходе работы решались следующие задачи:

  1. Анализ истории формирования газеты как вида издания, обозначение ключевых моментов в становлении канонической формы жанра во всем спектре формообразующих факторов каждого периода.

  2. Исследование исторической эволюции газет и анализ становления жанра.

  3. Определение структурно-композиционных особенностей основных типологических групп газет в процессе эволюции.

  4. Анализ формообразующих элементов, и композиционных средств, в создании визуального образа газеты. Где определены: функция, место и виды каждого элемента в структуре газеты. Где выявлены: особенности системы композиционно-графических средств и методов проектирования газет.

  5. Выявление системы композиционных средств и приемов газетного дизайна, а так же актуальных методов проектирования.

Объектом исследования является газета как жанр графического дизайна в ее исторической эволюции. Важное значение для работы над диссертацией имело изучение автором первоисточников - газет исследуемого периода, хранящихся в государственных и частных архивах, музеях, библиотеках. Был собран обширный иллюстративный материал, послуживший основой исследования. В диссертации использовались материалы фондов Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки России, Российского государственного архива древних актов, Государственного архива РФ, Российского государственного архива литературы и искусства, а также частные собрания и архивы.

Предметом исследования стал комплекс проектно-графических средств в дизайне крупноформатной периодической формы в ее историко-культурном развитии, структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете.

Хронологические границы охватывают период более 250 лет, с момента появления первых газет в 1700 годах до 1960-х годов. Географические рамки определены рамками отечественной периодики. В эволюционном и сравнительном анализе приводятся наиболее значимые примеры зарубежной практики, выявляются тенденции, повлиявшие как на сложение формы газет, так и на проектные методы в дизайне отечественной периодики. Выбранные временные рамки позволяют выявить причины появления, тенденции развития и специфику конструктивных и графических особенностей формообразования газет. Показать основные этапы в поэлементном сложении канона газетной формы, а также основные формообразующие факторы в каждом историческом периоде. Ограничение хронологических рамок 60-ми годами 20 века объясняется тем, что последующий период - это новый этап, в котором коренным образом меняется объект исследования, что требует отдельного исследования. Газета будет рассматриваться под другим углом зрения - взаимосвязи всех жанров графического дизайна: журнала, книги, плаката, электронных СМИ в едином информационном поле. Сложение истории канонической газеты завершается, дальше выдвигаются другие проблемы для исследований уже в совокупности всех жанров графического дизайна. И, для того чтобы рассматривать современный период необходима базовая ступень - изучение становления канонической формы газеты, что и предусматривает данное исследование.

Первые печатные газеты России 18 век [формообразующие факторы и структурно-композипионные особенности]

Основной предпосылкой возникновения периодических изданий, является прежде всего потребность в актуальной информации. И как говорилось выше, первые газеты в России появились в конце 17 века в виде рукописных «Курантов», они были весьма далеки от того, что мы понимаем под газетой сегодня, но заслуга того времени в том, что межличностная коммуникация заменилась общественной тиражируемой, тогда и возникла газета. Именно первые рукописные образцы, стали первым звеном в истории русской газеты. Появившись печатные «Ведомости» еще очень долго тяготели к своим рукописным предшественникам, подобно тому, как первые печатные книги копировали рукописные прототипы, заимствовали форматы, тип оформления переплета и обложки, разрисованные от руки буквицы. Некоторое подобие рукописным «Курантам» можно найти и в «Ведомостях»: так или иначе расчлененные столбцы перешли в печатную газету, став основой ее композиции.

С выходом первых «Ведомостей» изменилось само назначение газеты в России. «Куранты», в основном обслуживала царя и его приближенных - отсюда их дипломатически-ведомственный характер; «Ведомости» же были созданы Петром I как правительственный орган «для продажи в народ». «Куранты» и «Ведомости» служили государственным интересам, что заметно отличало их от большинства иностранных газет, преследовавших главным образом, коммерческие цели.

«Ведомости» нередко выходили с белыми страницам, которые служили не для написания дополнительной информации, [как было в Англии] правительственная принадлежность газеты исключала это. Односторонние однолистные номера содержали сообщения большой государственной значимости их расклеивали в людных местах для публичного прочтения. Своего рода, прототип «стенных газет». Таким образом, форма стенной газеты возникала прежде всего из-за необходимости информирования большого круга людей.

В 18 столетии в России печаталось только три газеты: «Ведомости» [с 1702 года], «Санкт-Петербургские ведомости» [с 1728 года] и «Московские ведомости» [с 1756 года]. Хронологически и технологически газета вышла из книги, унаследовав в значительной мере ее традиционные формы. Газета в эволюционном ряду периодики шла впереди. Первые газеты породили и первые журналы сначала в виде своих приложений, а затем как самостоятельные издания. Содержание и форма новых произведений печати определялись в первую очередь историческим ходом событий, социально-экономическими и культурными потребностями русского общества. В то же время происходило и саморазвитие газет и журналов, их форм, обусловленное внутренне присущими им свойствами и техникой их изготовления. Вычленение из газеты журнала, своеобразное разделение труда между ними, технологическое родство периодических изданий с книгой эти и другие, внутренние и внешние, факторы непосредственно воздействовали на процесс формообразования газеты.

Среди существенно влиявших на формообразование газет в 17-18 веке необходимо выделить следующие, лидирующие по количеству позиций [см. таблицу 12] факторы: зарубежный опыт: заимствование средств и приемов зарубежной практики, использование прототипов /иностранных газет, присылаемых в Россию; национальный: полуторавековой опыт книгопечатания в России, использование традиционной и технически отработанной формы книги; информационный: [зависимость формы от количества и характера информации], увеличение интересующих тем, как следствие увеличение формата, сложение тематической структуры, вынесение статейного материала в приложения, позволившее газете стать более актуальной, дробной в тематическом и композиционном отношении.

«Ведомости» Долгое время считалось, что первый номер русской газеты «Ведомости Московского государства» датирован 2 января 1703 года. Однако, последующие исследования доказали, что первые номера «Ведомостей» появились раньше, в декабре 1702 года, во время Северной войны [ил.004]. Страна была полна событий, и не только военных. Петр вводил новую артиллерию. Далекий Урал начал раскрывать свои богатые недра. На верфях рубились многопушечные линейные корабли и фрегаты. Обо всех этих и многих других делах шла молва в народе. Люди рассказывали друг другу о виденном и слышанном. Вести эти были случай ными, а зачастую и искаженными. А о многом, что происходило в отдаленных краях русской земли, почти совсем ничего не знали. Петр I, круто искоренявший отсталость России, сознавал, что необходимо средство способное доводить до широкого круга лиц сведения о событиях в государстве и соседних странах, и не случайные новости, а такие, которые укрепляли бы веру в новые реформы, в могущество русских войск. И в декабре 1702 года Петр издал указ о печатании газет «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». Хотя Петр распорядился печатать «Куранты», первая русская газета была названа более понятным русскому читателю словом «Ведомости», их было приказано «продавать в мир», и газета вышла за стены царского двора.

Новая типографская техника ее изготовления и тематическое и жанровое наполнение печатной газеты, сами цели ее издания порождали новую газетную форму. Но, утратив основные признаки рукописной газеты, «Ведомости» не могли еще обрести собственно газетную форму, чему мешали неразвитость структуры ее содержания, отсутствие национального опыта в газетном деле, ограниченная техническая оснащенность печатного двора, рассчитанная лишь на печатание книг.

Традиции русской печатной книги проявляются в первых газетах больше других. Книжным, был формат газеты в восьмую долю листа, «в осьминку». Но первоначально избранный формат не был постоянным, он менялся в зависимости от характера и значимости описываемых событий и от размера бумажного листа. Если в первом дошедшем до нас номере от 2 января 1703 года размеры страниц были 10,2 см по ширине и 15,3 см по высоте, то в другом номере за тот же год эта пропорция уже иная: 10x16,5 см. В другие годы встречаются и очень маленькие форматы 7x14 см, 8x13 см, и большие, в пол-листа. Крупным форматом выпускались номера, сообщавшие о событиях особой государственной важности [победах русских войск]. В таких особых случаях поощрялась двухкрасочная печать. Наглядный пример «Ведомости» за 1716 [ил.007], где формат в половину листа [А2] посвящен военным баталиям: «.. что его Величество изволит ныне командовать четырех государств флотами». Где все это наглядно подтверждается большим гравюрным рисунком линий баталии. Непостоянными, как и в книгах, были объем газеты [и 4, и 8, и 6, и 22 страницы], тираж [от 300 экз. до 4 тысяч]. Год от года колебалась периодичность: в 1705 году например, вышло 46 номеров, а в 1718 году всего один.

Газета вошла в историю русской культуры под коротким названием «Ведомости» позднее в более расширенном - «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Но в действительности у нее были и другие названия: «Ведомости Московского государства», «Реляция», «Экстракт», «Диариуш»; или «Поденная ведомость», «Российские ведомости» [ил. 009]. Нередко газета выходила совсем без заглавия или его заменяло название месяца или обращение [ил.010]. В этом многообразии заглавий сказывались еще не высокий уровень издательской культуры и влияние традиции книжного дела, где название произведения определяли его тема и жанр. Когда весь номер посвящался одному большому событию, обычное название «Ведомости» заменялось официально-торжественным - «Реляция» [ил.012].

Принципиально отличало «Ведомости» от книги то, что у газеты не было таких обязательных и определяющих элементов книжной формы, как переплет, обложка, форзац, титульный лист. По внешнему виду «Ведомости» больше походили на тетрадку: каждый номер представлял собой блок маленьких сфальцованных, но не скрепленных между собою страниц. Уже собственно газетным было то, что заглавие не обосабливалось от текстов на отдельном листе, а составляло с ними одно целое. По газетному в ряде номеров оформлялись колонцифры, где указывались порядковые номера страниц [ил.009-011] и месяц выхода.

Факторы формирования типологии изданий 1 пол. 19 века. Структурно-композиционные особенности основных типологических групп

В 19 веке газета получает широкое распространение и становится основным информационно-новостным изданием времени. Для истории графического дизайна этот период интересен тем, что складывается характерная структура газеты как периодического издания, пополняется новыми элементами, изменяется форма, идет активный поиск новых средств выразительности. Складывается типология изданий.

Типологическая дифференциация газет началась в России с появлением в первой четверти 19 века, наряду с общегосударственными газетами местных и отраслевых газет, а затем и частных. В действие вступал типологический фактор, определяющий внешнее своеобразие газет в соответствии с особенностями их тематической и жанровой структуры, с правительственными уложениями и частной инициативой, с интересами и социальным положением читателей.

Вслед за типологической дифференциацией фактор конкуренции начинает активно влиять на формообразование газет. Появление ведомственных, местных и частных газет в первой половине века еще более обострило конкуренцию в печати, а капитализация прессы во второй его половине превратила борьбу за читателя и рекламодателя в один из главных формообразующих факторов. При этом действовали взаимоисключающие тенденции: с одной стороны давало о себе знать подражательство, равнение на большие столичные газеты -эта тенденция породила нивелирование форматов, объемов способов подачи материалов; с другой стороны, газеты стремились выделиться за счет различных нововведении - что приводило к разнообразию и индивидуализации газетных форм, а? в конечном счете, общим результатом было совершенствование оформления, выработка приемов и способов верстки, отвечающих духу времени и растущим требованиям читателей.

Большую роль сыграл и зарубежный опыт. Русские газеты вбирали в себя приемы и методы из зарубежной практики. Из европейских и американских газет перешли в русскую печать подвалы-фельетоны, многоколонная верстка способы подачи рекламы, приемы шрифтового оформления и сами рисунки шрифтов. Вместе с полиграфической техникой, закупаемой на Западе, осваивались размерные нормативы, на которые эта техника была рассчитана. Таким образом, характер и количество информации [информационный фактор] обусловил появление и типологического, который породил конкуренцию. В поисках индивидуальности газеты прибегают к заимствованию зарубежных приемов -так проявляется «международный» фактор. Все эти факторы, и в особенности коммерческий, во 2-й половине 19 века повлияют на формирование типов периодических изданий и сложение канонической формы жанра газет.

В течение всей первой половины 19 века и до реформы 1861 года главенствующее место в газетной печати занимали официальные и полуофициальные издания. В центре ее стояли - «Санкт-Петербургские» и «Моск. ведомости», их ближайшим окружением были отраслевые газеты министерств и департаментов, а на периферии располагались губернские ведомости и другие местные издания,

В первые десятилетия 19 века благодаря частной инициативе отдельных чиновников и литераторов возникают новые газеты официального и полуофициального профиля. Нужды развивающейся экономики требовали расширения экономической информации, прежде в газете таковой не было, начинают издавать газеты коммерческого профиля.

Политический фактор - правительственный контроль оказывает определяющее влияние на содержание и форму газет этого периода. Создание наряду с общегосударственными изданиями ведомственных и местных газет, зарождение частной и массовой городской печати внесли в содержание и в форму элементы, призванные отличить и выделить каждый типологический ряд в соответствии с его назначением и читательской аудиторией. Если в начале периода еще ощутимо влияние на газетную форму книжного оформления, то в конце века это влияние в значительной мере утрачивается. Вес большую роль в формообразовании газет начинает играть типологический фактори

Типологически газеты первой половины века разделены на: официальную [отражали политику правительства] и частную. Официальная пресса, в свою очередь, делилась на: провинциальную [губернские г.] и ведомственную [отраслевые г.] последние разделялись по тематике на коммерческую, военную, полицейскую периодику [см. таблицу 3]. Данное разделение позволяет выявить особенности внешней и внутренней структуры газет разного типа в соответствии с ее местом в общей системе печати.

Особенности графической формы официальных газет В первой половине 19 века, ведущими газетными изданиями продолжают оставаться «Санкт-Петербургские» и «Моск. ведомости» старейшие издания России. Официальный статус этих газет подчеркивался тем, что только им разрешалось публиковать политическую информацию и печатать казенные объявления.

Правительство стремилось приобрести сугубо официальную газету, которая контролировалась бы чиновниками и снабжалась информацией из казенных источников. С 1809 года в Петербурге по «высочайшему повелению» стала выходить «Северная почта», в качестве издания департамента почт министерства внутренних дел. Газета стремилась привлечь к себе внимание освещением преимущественно событии российской жизни. В объявлениях о подписке она представлялась единственной газетой, которая издается собственно для сообщения внутренних известий и «происшествий, до нашего отечества касающихся». «Северная почта» выходила два раза в неделю форматом [26x37см.], разделенным на две колонки, с большими полями. Внешних газетных признаков пока еще мало, больше тяготение к книге. Ритм в членении текста задают заголовки с пробелом снизу и сверху разделяющие материал внутри рубрик. Названия рубрик носили чисто формальные различия: в первой «Внутренние происшествия», во второй «Известия внутренние» и т.д. Газета просуществовала всего десять лет. Попытку возродить сугубо официальную газету под тем же названием правительство предприняло только через полвека. Пока же «Спб. ведомости» и

«Моск. ведомости» выполняли общекультурные, просветительские функции, распространяли научные знания, снабжая актуальной информацией. В этих газетах значительно выделялся рекламный отдел, монополия на объявления привела к гипертрофии объемов. В начале века «Снб. ведомости» насчитывали до сотни и более страниц. Отпечатанные на толстой, рыхлой бумаге, номера газеты походили на большие журнальные издания. В номерах за 1802 год отделы внутренней и иностранной информации занимали 14 страниц, за ними следовали 2 полосы «Известий к Спб, ведомостям», далее с собственной пагинацией 28 страниц «Объявлений». В последующих выпусках «Известия» разрослись до 16 страниц, «Объявления» до 94 страниц и появился новый многостраничный отдел «Объявления о купчих». Так, из 142 страниц апрельского номера за 1802 год более 120-ти приходилось на разного рода объявления,53 Все отделы имели свою нумерацию, что указывало на их функциональную и структурную самостоятельность. Только в 20-е годы с сокращением количества полос и увеличением формата до 26x37 см ведомости приобрели более газетную форму. Основная часть газеты стала состоять из 6-8 страниц, из них около 2-х занимал отдел «Внутренние происшествия», 3-4 последующие полосы отводились под «Иностранные происшествия», а на последних печатались сведения об огъезжающих и приезжающих в столицу, сводка о погоде и часть казенных и частных объявлении. Основная же часть объявлений выносилась в Прибавления. Если в «Спб. ведомостях» вся внутренняя жизнь сводилась, главным образом, к публикации царских манифестов и к описанию придворных церемонии то в «Моск. ведомостях» наряду с сообщениями из губернских центров стали появляться уездные новости, продолжая новиковскую традицию.

Система графических элементов газетной формы

Периодическое издание представляет собой собрание разнообразных по форме и содержанию материалов. Организованное, размещенное в определенной последовательности, структурированное с помощью графических и конструктивных, элементов содержание, придает упорядоченность, целостность и законченность форме, помогает читателю быстро находить на привычных местах нужные ему материалы, облегчает процессы его подготовки и печати.

В ходе исторического развития слонсился стабильный набор формообразующих элементов. Подчиненность всех элементов формы ее содержанию, соображениям целесообразности, технологии производства, условиям пользования газетой формировала и оттачивала качества конструктивных и графических элементов формы. Эти элементы являются частью иерархической структуры и определяют графический композиционный каркас газет. Из комбинаций типов и видов которых, возможно создание разных визуальных образов, соответствующих функции и назначению газет разных типов.

К постоянным структурным элементам газетной формы отнесены: шапка газеты, служебные элементы, иллюстрации, заголовки, наборный шрифт и размерные элементы. Разделяются понятия «первоначальные» элементы формы, к которым относятся составляющие наборной кассы: литеры, плашки, линейки, клише, пробельный материал, а так же структурные элементы - более крупные сложившиеся «образования», часто пере ходящие в комплексы [например заголовочный комплекс], в основе которых лежат первоначальные элементы типографской формы. Каждый элемент есть одна из составных частей внешней формы периодического издания, обладающая определенной функцией для передачи содержания, имеющая свое назначение и ряд специфических признаков, которые позволяют выделить данный элемент из всей системы. По средством структурно-функционального анализа в работе определяются функция, место, роль, а так же виды каждого элемента в формообразовании целого. При анализе формообразующих элементов газеты ставятся задачи: определить функцию [роль] каждого элемента, выделить виды элементов, определить место каждого элемента в структуре газеты. Структурно функциональная организация издания Главная функция газеты - коммуникативная, т.е. коммуникация посредством фиксирования и передачи информации. Именно эта потребность привела к возникновению особой» устойчивой организации формы, и как ни менялись под воздействием различных факторов частные особенности формы, но всегда определяющим, важнейшим формообразующим критерием в газете была коммуникативная функция. Для удобства восприятия, текст членили на строки, строки собирали в колонки, вокруг которых оставлялись поля естественные паузы для отдыха глаз. Для лучшего восприятия информации, текст разбивали [структурировали] на различные по значимости смысловые элементы слова, абзацы, рубрики, и т.д.» каждый из которых, в зависимости от своих функций обладал той или иной степенью акцентировки, смыслового выделения. Важность быстрого поиска в крупной форме породила систему ориентировки колонцифры, колонтитулы, рубрики, анонсы содержания задавали систему движения по полосам. Впоследствии, для большей наглядности и дополнительной визуальной информации в текст стали включать изображения. Каждый элемент нашел свое место в структуре газеты, в зависимости от функции и выполняемой им роли. Структурно-функциональная организация издания стала складываться из: зрительно-смысловой организации, ориентации» акцентировки,

С коммуникативной точки зрения газетная графика, есть не что иное, как материальный носитель информации. Ее главная задача - сделать каждое сообщение максимально удобным для визуального восприятия. Решается эта задача с помощью зрительно-смысловой организации номера. В словосочетание зрительно-смысловая закладывается непосредственная связь внутренней тематической структуры [смысловая] и ее внешнего выражения материально-фафической формы [зрительная]. Зрительно-смысловая орі анизация непосредственно связана с содержанием газеты и делится на два этапа: организацию отдельных элементов в комплексы, и организацию их сочетаний в пространстве — на полосе, в номере, т.е. выражается в композиции издания. Определение структур, связей между функциональными элементами фактически сводится к определению законов композиции, присущих газете, отражающих внутреннюю логику газеты как целого.

Если обратиться к истории газеты, то сначала функции внешней формы исчерпывались зрительно-смысловой организацией номера- Затем, по мере усложнения тематической структуры газеты, возрастает и роль графики: становятся разнообразными формы подачи текстов, создаются все новые шрифты для разветвляющегося заголовочного комплекса и т. д. В свою очередь, увеличение числа элементов, способствовало развитию средств ориентации и акцентировки.

По способу передачи информации, по тому, как получает читатель информацию, выделяются две основные группы элементов: текстовые и изобразительные. Критерием в принадлежности к той или иной группе служит то обстоятельство, какую информацию — текстовую или изобразительную несут элементы.

К элементам оформления относится шрифт, по функциональному назначению разделяемый на титульный и наборный, каждый из них является элементом. Титульный шрифт, используется для набора заголовков, функция выделяет назначение. Его специфический признак крупный кегль, жирное начертание. Наборный шрифт представляет самостоятельную единицу, имея свою функцию набор текста в наиболее удобочитаемой форме, отличаясь специфическими признаками: мелким кеглем и светлым начертанием. В то же время у данных двух элементов ряд общих, одинаковых признаков и характеристик, что позволяет говорить о них как о группе шрифтовых элементов.

Элементы формы не существуют изолированно друг от друга, а всегда группируются, объединяются в более сложные образования. Примером объединения может служить заголовочный комплекс, включающий в себя разные виды заголовков каждый из которых имеет свое назначение и соответственно этому свою графическую форму и место в структуре газеты. Заголовочный комплекс - это иерархическая структура соподчинения видов объединенных общей для всех функцией и характеристиками элементов комплекса.

Каждый структурный и графический элемент и комплекс, вступает в сложные взаимоотношения с другими, подобными им, образуя системы постепенно все более усложняющиеся. Это и есть уровни объединения структурных элементов в систему - издание.

Таким образом, газета является целостной функциональной системой, в которой все элементы являются частью иерархической структуры и определяют графический и композиционный каркас газет, Функция и роль шапки в газете Газета начинается с шапки главную роль, в которой играет логотип издания. Основная его утилитарная функция: быть мгновенным опознавательным знаком газеты. Покупая или получая свежий номер газеты, прежде всего, обращают внимание на заглавие, которое занимает важнейшее место среди средств, создающих узнаваемый облик издания. Логотип и средство ориентации, обозначающее начало издания, и «образ», выделяющий его среди других ему подобных, его фирменный знак и торговая марка. Поэтому удачно найденные форма и рисунок заглавия реже всего подвергаются изменениям. Мировой практике известны газеты десятками лет сохраняющие графическую форму логотипа в неприкосновенности.

Графическая индивидуальность газеты определяется, в первую очередь, формой подачи логотипа. В нем подчеркиваются стилевые особенности, способные создать эффект моментальной ассоциации с направленностью издания. Так, например, логотип «Российской газеты» стилизован под титульный шрифт кирилловского печатного полуустава старопечатных книг, что ассоциативно указывает на особую «российскость» издания. «Известия» и «Правда» все время своего существования сохраняют в рисунке шрифта стилистические особенности шрифтографии начала века, когда эти издания появились на свет, ассоциируясь тем самым с революционными преобразованиями советского времени.

Размерные элементы газеты

Все постоянные элементы периодического издания имеют свои размерные характеристики, служащие для их дополнительной идентификации. Ряд формообразующих элементов, основной функцией которых является определение только размерных характеристик формы, выделяются в работе как размерные. К ним отнесены: формат издания и печатной полосы, объем, число и формат текстовых колонок, поля, межколонные пробелы. Вес они задают базовую систему пропорционирования формы и се структурно-функционального членения.

Анализ данных размерных характеристик газеты не возможен без знания основных единиц измерения принятых в полиграфии. До начала 60-х годов в полиграфии безраздельно господствовала типографская система мер - типометрия, система измерения кеглей шрифтов, линеек, пробельных материалов, форматов полос набора, отбивок, отступов, колонок на полосе, размеров иллюстраций и т.д. Она сложилась за несколько десятков лет до разработки метрической системы мер и поэтому имела черты, свойственные прежней, дюймовой системе, т

Пункговая система обладала в отличие от метрической, предельно маленьким, точным допуском и другими пропорциональными отношениями: 1:4, 4:12 и т.д., при такой шкале возникало множество гармоничных комбинаций. Из арсенала средств графического дизайна, газета использует типографику как основное графическое средство в подаче информации, поэтому для газеты это принципиально важно не только потому, что это внесло большую размерную упорядоченность соподчинённых элементов, но и то, что в самой пунктовой системе заложено богатство всевозможных пропорциональных решений, а пункт близок к той минимальной величине, которая позволяет улавливать на глаз тончайшие размерные различия. Введение типографской системы мер можно сравнить с изобретением богатого универсального языка полиграфии. С помощью неё стали измерять форматы полосы набора, отбивки, отступы, поля, межбуквенные и межстрочные разрядки; размеры колонок на полосе, линеек, пробельных материалов, размеры иллюстраций и кегли шрифтов.

Сегодня типографская система мер повсеместно вытеснена метрической.106 С появлением новых уже компьютерных технологий появилась возможность с недоступной прежде легкостью менять размеры любых элементов формы и задавать им при этом более плавные градационные изменения в самых широких диапазонах — от единицы до сотых и тысячных долей. Это позволяет применять более сложные композиционные и графические решения с выветренностью до 0,001 пункта, что в металлическом наборе было не возможно. Металлический набор держал типографа в рамках фигурально и буквально, подстраховывая от ошибок в «мелочах». Этот материал ограничивает возможности верстки в обрез, влияет на размеры полей и отбивок, композицию разворота, расположение иллюстраций. Металлический набор дисциплинировал шрифтовые выделения и создал классическую грамоту выделений. Формообразование исходило «изнутри», возможностей материала и не терпело ни каких случайностей.

Формат - это первичная, базовая ступень материально-пространственной организации, задающая особенности последующего пропорционального членения формы издания, и одна из основных особенностей, выделяющая газету среди других изданий. «Неудобный» формат газеты обусловлен функциональным назначением - быть «книгой дня», и целесообразен назначению. Даже небольшие газеты таблоиды, заведомо неудобны в обращении, но весь мир пошел на это неудобство, ради того чтобы получать блок новостей своевременно и по доступной цене, а затем без сожаления от него избавляться. Крупноформатная несбро-шюрованная форма оказалась одним из главных условий оперативного издания, разнородного и объемистого текста.

Газете, в силу функциональных особенностей, свойственен определенный набор масштабных и пропорциональных норм. Соотношения ряда бумажный лист - формат издания -полоса складывались исторически, опытным путем определялся формат, число и высота колонок, длина печатной строки, размеры межколонников. При этом принимались во внимание особенности физиологии чтения, условия хранения и удобство пользования изданиями. Возникали и находили свое место указатели, облегчающие поиски нужной информации.

Со временем форма газеты приобрела устойчивые и специфические для жанра размерные, количественные характеристики. Стандартизации всех размерных элементов, повышающей оперативность верстки, способствовало введение трех основных форматов для газет. К системе стандартизации пришли ученые разных стран почти одновременно. До этого, по меткому выражению Я.Чихольда, существовала «форматная вакханалия» которая продолжалась практически до 1911 года, когда КБюхер и В,Оствальд в Мюнхене и Н,Ви-нер в Чикаго предложили математически выверенную систему кратности форматов. Один из руководителей немецкого объединения «Мост» профессор, физик, философ Вильгельм Оствальд, тогда же разработал принципы «мирового формата», которые легли в основу Дин-форматов принятых в Германии в 1919- 1921 годах.108

Уникальность формата В.Освальда, заключалась в исключительно правильной неуязвимой пропорции, в которой были заложены принципы метрического измерения [площадь листа АО = 1м2] и геометрического подобия - кратности, при фальцовке сохранения единой пропорции сторон 10:14,109 что соответствовало отношению диагонали квадрата к его стороне т.е.= 1:л/2. На основе этих принципов и были математически вычислены и два дополнительные формата. Которые впоследствии стали тремя стандартными сериями Международной организации стандартов [ISO].110

В России первые попытки стандартизировать форматы изданий относятся еще к 1903 году, но установлены они были только после революции, в 1924 году. Несовершенство принятых форматов обусловило их дальнейшие поиски, В 1928 году по предложению Института техники управления, НК РКП были введены основывающиеся на принципах В.Оствальда ОСТ-форматы [общесоюзные стандартные форматы]. В 1930 году стандарт был частично пересмотрен. Было принято компромиссное решение, использовать для выпуска разных видов печатной продукции различные системы стандартов. Россия была не единственной страной, где используется параллельно несколько стандартов. Многие страны наряду с мировым использовали свои традиционные, исторически сложившиеся на других пропорциях форматы. Пропорции книг менее всего подверглись унификации. Основой ГОСТа газетных форматов осталась серия АО мировых стандартов ISO. Кроме того, журналы, плакаты, бланки, атрибуты почтовой переписки пришли к подобию по пропорциям и кратности друг другу по размерам. И, по словам В.Кричевского: «Не будет сильным преувеличением сказать, что досье науки и деловой жизни ведется в днн-формате».

Выбор формата издания из трех принятых для газет зависел от типа издания, области распространения периодичности и др. формообразующих факторов. В формате А2 [42x60] в советское время выходили: центральные, республиканские, краевые, областные, городские газеты, В формате A3 [30x42] выпускали так же некоторые городские, районные, многотиражные, молодежные газеты. В формате А4 [21x30] колхозные, фабрично-заводские, учрежденческие газеты и приложения. Сегодня продолжают использовать для выпуска газет эти 3 основные формата.

То обстоятельство, что форматы газет кратны Друг другу, активно использовалось в различных целях многими изданиями. На одной полосе газеты формата А2 можно заверстать две полосы формата A3, такой прием компоновки регулярно применяли специализированные издания при публикации тематических приложений. Принцип «газета в газете» использовала в 20-е годы газета «Безбожник» с форматом A3, она выделяла и отделяла форматом А4 свое юмористическое приложение «Безбожный крокодил» [ил.157]. Сегодня такой принцип тоже используется.111

Похожие диссертации на Структурно-композиционные и визуально-образные средства графического дизайна в газете