Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Буддийская агиографическая традиция в тибетской живописи танка Арсентьева Ирина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арсентьева Ирина Владимировна. Буддийская агиографическая традиция в тибетской живописи танка: автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.09 / Арсентьева Ирина Владимировна;[Место защиты: Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина].- Санкт-Петербург, 2012.- 24 с.

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению типологии и особенностей художественного воплощения жизнеописаний буддийских святых в произведениях традиционной тибетской живописи танка. Первые контакты тибетцев с буддизмом относятся к VIII в. Именно в тибетской буддийской традиции классическое позднеиндийское учение Махаяны и Ваджраяны было сохранено во всем объеме и получило дальнейшее развитие. В этот же период вслед за рецепцией буддизма в Тибете было освоено искусство танка, которое, как вид религиозной живописи, генетически связано с индийской художественной средой. По мнению В. С. Дылыковой, на формирование тибетской агиографической традиции древнеиндийская литература не оказала значительного влияния. Уже к XI–XII вв. появились оригинальные сочинения тибетских авторов. Развитие литературы житийного жанра способствовало появлению в тибетской буддийской живописи танка сюжетов, основанных на агиографических сочинениях.

Актуальность исследования обусловлена постоянным и все возрастающим интересом искусствоведов и востоковедов к тибетской религиозной живописи на свитках, а также малоизученностью тибетской житийной танкописи. Не наделенные особым эзотерическим смыслом, произведения житийной тематики привлекают гораздо меньшее внимание исследователей, чем того заслуживают. В соответствующей литературе приоритетным является анализ сакральных образов, имеющих применение в религиозной практике буддизма. При описании некоторых сюжетов не учитывается тот факт, что их основа – сочинения агиографического жанра. В подавляющее число работ, посвященных тибетскому искусству, включены лишь единичные образцы тибетской житийной живописи.

Танки с изображением биографий буддийских святых представляют собой яркое явление в культурном и художественном наследии Тибета и обладают особым, характерным только для подобных произведений, художественно-образным строем. Именно поэтому, по мнению К. М. Герасимовой, всю буддийскую танкопись следует делить на репрезентативную и житийную. Особое внимание уделено сюжетам, имеющим самостоятельное значение в буддийской религиозной практике, происхождение которых в основе своей связано с агиографическими текстами. К сожалению, в научной литературе отсутствуют работы, которые посвящены анализу художественных и иконографических особенностей тибетских живописных свитков, изучению логики развития сюжетов и взаимосвязи с исходными агиографическими текстами. Таким образом, в свете всего вышеизложенного тема исследования представляет несомненный интерес с искусствоведческой точки зрения и является весьма актуальной.

Степень изученности проблемы. Тибетской религиозной живописи посвящены многочисленные публикации как российских, так и зарубежных исследователей. Вместе с тем следует отметить, что материал по тибетской житийной танке и сведения, необходимые для всестороннего анализа рассматриваемых в диссертации произведений, разрознены и включены в публикации различной направленности.

В России знакомство с буддийским учением, его обрядностью и искусством началось в XVIII в. благодаря первым научным экспедициям, организованным Российской Академией наук в районы Сибири. В последующий период XIX – начала XX вв. были опубликованы работы российских ученых-путешественников (Н. Я. Бичурин, А. М. Позднеев, Г. Ц. Цыбиков, Б. Б. Барадийн, П. К. Козлов), которые представляют огромный интерес с фактологической точки зрения и содержат многочисленные свидетельства и личные наблюдения. Дореволюционный период развития буддологической науки в России характеризуется активным процессом сбора изобразительного материала, а впоследствии его описанием, анализом и критическим изданием (С. Ф. Ольденбург, А. Грюнведель, Ю. Н. Рерих). Усилия ученых были также направлены на изучение проблем буддийской философии и на различные текстологичекие исследования (Ф. И. Щербатский, О. О. Розенберг, Б. Я. Владимирцов).

Новый этап развития отечественной буддологической школы после периода упадка начинается только с конца 60-х – 70-е гг. – появляются работы и фундаментальные исследования, посвященные буддийскому искусству (Н. В. Дьяконова, Л. Н. Гумилев, Е. Д. Огнева, К. М. Герасимова,
Э. В. Ганевская). В своих работах Н. В. Дьяконова и Л. Н. Гумилев рассматривают тибетскую танку не столько с позиций ее культового назначения, не как произведение, которое имеет сложную образную и символическую форму, а скорее как свидетельство эпохи, дополнительный источник по истории и этнографии Тибета. Большое значение для изучения буддийского искусства в целом, и тибетской живописи в частности имеют работы К. М. Герасимовой, посвященные иконометрии.

В последнее десятилетие в отечественном искусствоведении появились публикации по буддийскому искусству и культуре узкой направленности (по иконографии: А. А. Терентьев, Е. Д. Огнева, Ц.-Б. Бадмажапов, Н. А. Гожева; по отдельным видам и сюжетам тибетского искусства, исследования отечественных коллекций: Ю. И. Елихина, Т. В. Сергеева,
А. Л. Баркова и др.)

В зарубежном искусствоведении перечень изданий и исследований по буддийскому искусству и, в частности, тибетской живописи, обширен. Начиная с конца XIX – начала XX вв., этот список регулярно пополняется новыми публикациями разнообразной тематики и направленности, например, работами по истории живописи Тибета, буддийской иконографии, формированию художественных стилей.

Многочисленную группу публикаций составляют работы по буддийской иконографии, ее генезису и семантике (Э. Гетти, А. Фуше, А.К. Кумарасвами, Б. Бхаттачарья, А. Говинда, Л. Чандра, Р. Бир). Истории и иконографии тибетской живописи посвящены монографии, исследования, каталоги выставок и альбомы как европейских, так и американских авторов (Дж. Туччи, К. А. Гордон, Ж. Бэге, П. Пал, М. Ри , Р. Турман, Л. Дагьяб, Д. и Дж. Джексон). Житийные танки в большинстве изданий включены в состав анализируемого материала, лишь в некоторых из них уделено внимание живописным произведениям житийного жанра (Дж. Хаскин, Дж. Туччи, З. Хуммель, Ж. Бэге).

Таким образом, на данный момент существует большое количество работ, посвященных изучению буддийского изобразительного искусства и тибетского в частности. Однако, как в западном, так и в российском искусствознании отсутствуют отдельные структурированные исследования, посвященные анализу произведений тибетской танкописи на основе буддийских жизнеописаний. В диссертации изобразительный материал будет рассмотрен с учетом исходных агиографических текстов, основное внимание будет уделено особенностям иконографии и художественного языка, а также типологии житийных танок.

Объект исследования – тибетские буддийские танки XVII – XIX вв.

Предмет исследования – воплощение в сюжетах и образах тибетской живописи буддийской традиции жизнеописания святых (агиографии).

Хронологические рамки и материал исследования охватывают период XVII – XIX вв. Ранние произведения житийного жанра в тибетской живописи принадлежат XIV – XVI вв., но они единичны и иконографический канон находится в этот период в процессе формирования. Наиболее широко и полно буддийская агиографическая традиция представлена в произведениях тибетской живописи XVII – XIX вв. Многочисленные танки этого периода входят в состав музейных собраний и частных коллекций и формируют репрезентативную группу изображений, что и определяет хронологические границы исследования.

Цель настоящей диссертации заключается в анализе образной интерпретации буддийской агиографической традиции в тибетской живописи танка, а также в комплексном исследовании иконографических и художественных особенностей житийных свитков.

Задачи исследования:

- проанализировать буддийскую литературу агиографического жанра и те специальные канонические тексты, которые посвящены роли личности религиозного наставника, выявить их характерные особенности;

- рассмотреть закономерности традиции изложения жизнеописания Будды Шакьямуни в тибетском буддизме и варианты ее воспроизведения в тибетской танкописи;

- выявить влияние исходных литературных сочинений на формирование художественного языка и образности тибетских житийных свитков Джецуна Миларепы и Гуру Падмасамбхавы;

- установить типы изображений жизнеописаний буддийских святых и учителей, а также изображений, основанных на сочинениях житийного жанра;

- систематизировать объем художественных памятников тибетской живописи по типам изображений;

- проанализировать основные сюжеты и образы танок житийной тематики;

- выявить основные выразительные средства, иконографические особенности и композиционные решения, характерные для каждого из рассматриваемых сюжетов.

Методология и методика исследования. Важное методологическое значение при рассмотрении сакральных образов тибетских танок, как экзотерического, так и эзотерического содержания, и выявления многоуровневого значения изображенных на свитках сюжетов имеет метод иконологического анализа художественных произведений, разработанный в трудах А. Варбурга и Э. Панофского, а также механизм восприятия канонического текста, изученный Ю. М. Лотманом и рассмотренный им в статье «Каноническое искусство как информационный парадокс». Особое значение для анализа особенностей образно-художественного языка тибетской танкописи и интерпретации живописных священных образов, созданных на основе канонических буддийских текстов, имеют отдельные теоретические положения, изложенные в работах, которые посвящены проблеме художественного стиля (А.Ф. Лосев, «Проблема художественного стиля», «Художественные каноны как проблема стиля»; Г. Вельфлин «Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве») и природе художественного образа (М. М. Бахтин «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве»; Л. С. Выготский «Психология искусства»; Н. Л. Лейзеров «Образность в искусстве»; О. М. Фрейденберг «Образ и понятие» из книги «Миф и литература древности»).

Для решения поставленных задач в настоящей работе применяется комплекс различных методов:

- сравнительно-исторический метод позволил выявить как общие черты, так и характерные особенности интерпретации сюжетов тибетской свитковой живописи житийного жанра в процессе их развития, рассмотреть общие тенденции формирования и развития житийного жанра в тибетской живописи. В процессе исследования были изучены произведения различных периодов с воспроизведением одного и того же сюжета, входящие в отечественные и зарубежные собрания восточного искусства; проанализированы соответствующие литературные источники агиографического жанра;

- типологический метод, применяемый при классификации сюжетов тибетской танкописи, позволяющий распределить весь объем изученных памятников по нескольким группам, опираясь на содержательный критерий, применяемые композиционные схемы и художественное решение;

- метод художественно-стилистического анализа, который позволяет определить специфические изобразительные средства, применяемые в тибетских танках житийной тематики на всем протяжении развития жанра в частности и тибетской живописной традиции в целом;

- метод иконографического анализа, дающий возможность выявить заложенные в изображениях смыслы, а также систематизировать типологические схемы и особенности сакральных изображений. В исследовании применена методика определения буддийских изображений, подробно разработанная А.А. Терентьевым. При описании иконографии использованы работы Б. Бхаттачарьи, А. Говинды, Л. Чандры.

Также следует отметить, что в настоящем исследовании применен аутентичный метод описания буддийских памятников, в котором оно производится не относительно зрителя, а относительно самого изображения.

Источники исследования:

1. Тибетские живописные свитки, находящиеся в отечественных и зарубежных музейных собраниях (Государственный Эрмитаж, Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, Государственный музей искусства народов Востока, Музей искусств Д. Рубина, Музей Гиме, брюссельский Королевский музей искусства и истории, различные частные коллекции).

2. Научные каталоги музейных собраний, каталоги выставок, проходящих в России и за рубежом.

3. Электронные ресурсы и каталоги, посвященные тибетской живописи и иконографии.

4. Материалы справочно-энциклопедического характера на русском и английском языках, помогающие атрибутировать некоторые элементы и сюжеты тибетских танок, а также теоретический материал по искусству Тибета, буддийской иконометрии и иконографии.

5. Письменные источники, в качестве которых выступают различные тексты агиографического жанра на европейских языках.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- впервые выявлены, классифицированы и подробно исследованы с привлечением соответствующих агиографических и буддийских канонических текстов типы изображений живописных свитков, чьи сюжеты основаны на жизнеописаниях Будды Шакьямуни, Джецуна Миларепы и Гуру Падмасамбхавы;

- впервые на основе анализа обширного художественного материала тибетских танок выявлены и рассмотрены индийская и тибетская традиция изображения житий в тибетской живописи танка;

- впервые прослежено развитие в житийной танкописи художественного решения и иконографии сюжетов на основе жизнеописания Будды Шакьямуни;

- наряду со свитками с изображением жизненного пути Гуру Падмасамбхавы и Джецуна Миларепы, некоторые сюжеты танкописи, такие как Восемь основных форм Гуру Ринпоче, Чистая Земля Падмасамбхавы, а также иконография внешнего облика Миларепы впервые проанализированы как сюжеты, формально не принадлежащие к житийному жанру, но тем не менее связанные с ним в содержательном плане;

- выявлены и впервые комплексно изучены художественные и иконографические особенности житийных свитков тибетских буддийских святых и учителей Будды Шакьямуни, Джецуна Миларепы и Гуру Падмасамбхавы.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты, отдельные положения и выводы, сделанные автором, могут быть использованы как научно-методическая основа для разработки учебных программ и курса лекций по искусству Тибета, а также для создания учебного пособия для ВУЗов, готовящих специалистов в области истории искусства Востока. Настоящее исследование может служить в качестве вспомогательного материала при атрибуции памятников в музейных собраниях; применяться специалистами-исследователями для продолжения дальнейшего изучения тибетской буддийской иконографии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Влияние литературных произведений буддийской агиографии на формирование образно-художественного строя тибетских танок житийной тематики. Буддийские житийные тексты являлись основным источником при создании живописных изображений. Разнообразные тексты агиографического жанра определяли содержательную и образную структуру тибетских танок с воспроизведением житийных сюжетов.

2. Выявление мотивов, иконографических элементов и особенностей пластического решения отдельных сцен в тибетской житийной танкописи, позволяющих говорить о частичном восприятии, сохранении и дальнейшем развитии индийской художественной традиции изображения буддийских житий, в частности жизнеописания Будды Шакьямуни.

3. Выявление существования в свитковой живописи танка тибетской традиции изображения житий. Наиболее полно и разносторонне она проявлена в образах житийных танок тибетских святых и религиозных деятелей, для воплощения которых в живописи была выработана собственная иконография и характерный образный строй.

4. Определение различных типов танок с житийной тематикой в тибетской живописи. Весь корпус анализируемых свитков, созданных на основе житий, разделен по содержательному критерию на две основные группы. В первую группу (основной объем памятников) вошли житийные танки с воспроизведением этапов жизненного пути, во вторую – танки с сюжетами и иконографическими композициями, в основе которых – агиографическая составляющая, при этом эти сюжеты обладают особым статусом в тибетской буддийской практике.

5. Существование определенных закономерностей изображения конкретного жития при отсутствии единого канона, регламентирующего художественное воплощение житийной темы в тибетской танкописи. Для изображения каждого отдельного тибетского жизнеописания в живописи характерны индивидуальные принципы подбора воспроизводимых на танке эпизодов жития, порядок их расположения, композиционная схема и образно-художественное решение.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 5-ти публикациях диссертанта в 2008-2011- х годах в научных сборниках, в том числе в рекомендованных ВАК изданиях (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 1,7 печатного листа), а также в докладе на Межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ноябрьские Чтения – 2008», проходившей в ноябре 2008 года на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, двух приложений и глоссария. Текст диссертации дополняет альбом иллюстраций. Общий объем диссертации 286 страниц.

Похожие диссертации на Буддийская агиографическая традиция в тибетской живописи танка