Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990 - 2010 гг. Ефремова, Ольга Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефремова, Ольга Владимировна. Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990 - 2010 гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Ефремова Ольга Владимировна; [Место защиты: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2013.- 221 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Жилой интерьер, являясь элементом общечеловеческой культуры, в каждый последующий исторический период развития общества несет на себе характерные черты интерьера, созданного предшественниками. В то же время, обусловленный конкретной исторической обстановкой и социальными требованиями, он отражает изменившийся образ жизни общества, поэтому все чаще в его оформлении применяют современные материально-технические и художественно-выразительные средства, более совершенные конструктивные приемы, новые подходы к формированию внутреннего пространства.

На рубеже XX – XXI веков в отечественном жилом интерьере все эти изменения явились следствием новой социально-экономической реальности и связанными с ней изменением имущественных отношений, утверждением частной и корпоративной собственности на недвижимость и появлением нового, негосударственного заказчика на проектно-строительные работы. Все это привело к тому, что проблема проектирования жилого интерьера обратила на себя пристальное внимание архитекторов, дизайнеров и заказчиков.

Отечественный жилой интерьер в 1990–2010 гг. претерпел ряд крупных изменений, связанных с процессами становления его дизайна как профессиональной деятельности. Стремительность и стихийность преобразований сказывались на качественных характеристиках дизайна, проявившихся в формальном подходе к организации жилого пространства, в заимствовании приемов из различных стилевых систем и их механическом использовании в интерьере и т.д. Тем не менее, так называемый «переходный» период характеризуется раскрытием потенциальных творческих возможностей отечественных архитекторов и дизайнеров. С появлением дизайнерских школ, архитектурно-дизайнерских проектных организаций и мастерских дизайн персонализируется, жилой интерьер становится объектом самых смелых экспериментов. Однако теоретическое осмысление дизайна жилого интерьера отстает по скорости развития от практики и, как правило, рассматривается в рамках описания уже решенных практических задач.

В таких условиях особого внимания заслуживает попытка определения особенностей художественных решений жилого интерьера через сопоставление различных теоретических концепций освоения пространства, предложенных западноевропейскими и отечественными мыслителями XX века, и проектов современных отечественных дизайнеров и архитекторов. Анализ художественных решений отечественного интерьера позволяет не столько определить те или иные подходы к его проектированию и оформлению, выделить приемы и способы в его художественной и пространственной организации, сколько выявить аспекты, влияющие на выразительность его художественно-образного содержания, проследить динамику развития и определить тенденции в дизайне жилого интерьера.

Этим определяется актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Для определения художественных решений в устройстве современного жилого интерьера необходимо рассматривать его в контексте синтеза искусств и опираться на работы архитектурного, декорационного направления, а также исследования, связанные с изучением дизайна, специфики восприятия и влияния предметно-пространственной среды на человека.

Анализ современного жилого интерьера в контексте теории и истории искусства начинается с исследований, непосредственно касающихся феномена дизайна. Это труды К.М. Кантора, В.Я. Дубровского, В.Л. Глазычева, О.И. Генисаретского, Г.П. Щедровицкого, В.Р. Аронова, А.Б. Гофмана, Е.А. Розенблюма, Дж. Нельсона, определяющие содержание и функции дизайна, показывающие его сходство и различие с искусством по основным целевым установкам и подходам их реализации, рассматривающие возможности дизайна по отношению к проектированию предметно-пространственной среды.

Понимание дизайна в контексте культуры рассматривалось в современных философско-теоретических исследованиях Г.Н. Лолы и Н.Н. Мосоровой. В исследовании Г.Н. Лолы развивается идея системного подхода, позволяющая соединить дизайн с понятием среды, что объединяет проектную деятельность и художественную практику. Н.Н. Мосорова раскрывает значение дизайна как художественного творчества и искусства с точки зрения решения социально-индивидуальных задач общества и его научно-технической деятельности.

Немалое значение для определения особенностей художественных приемов в дизайне современного жилого интерьера имеет диссертационное исследование Н.И. Барсуковой, «Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX – начала XXI веков», в котором рассматриваются закономерности и факторы, лежащие в основе художественно-эстетических и гуманистических ценностей, выработанных проектной культурой постмодернизма, и выявляются признаки единой искусственной материальной среды.

Различные аспекты организации жилого пространства, основанные на эмоциональном восприятии окружающей среды, предполагающем прежде всего следование природе своего назначения и затрагивающем не только практические, но и духовные потребности людей, отражены в работах Ю.С. Лебедева, К. Дэйла, Сим Ван Дер Рина и др.

Развитие данных идей прослеживается в отечественных исследованиях последних лет. Это диссертационные исследования И.Г. Елинера, А.Г. Краснобородкиной, Н.Ю. Демидова, М.А. Павлова и др., объединяющим началом которых является утверждение, что художественно-пространственная концепция интерьера должна учитывать феноменологию человека и феноменологию места, взаимодополняющих друг друга.

В основе концепции экопространства, предложенной российским ученым В.И. Иовлевым, лежит гуманистическая оценка, акцентируется внимание на взаимодействии человека и среды, выделяются принципы изучения и формирования экопространств, которые необходимо учитывать в дизайне современного жилого интерьера.

Вопросы взаимодействия искусства и архитектуры, понимание архитектуры в контексте движения культуры, изменение архитектурно-семиотических представлений о пространстве рассматриваются И.А. Азизян, Р. Бофиллем, Ч. Дженксом, И.А. Добрицыной, А.В. Иконниковым, А.П. Каплуном, Е.Б. Муриной, В.А. Никитиным, Г.П. Степановым, С.О. Хан-Магомедовым, В.Л. Хайтом.

Проблемы композиционной организации архитектурной формы и архитектурного пространства, функциональной планировки и пространства отдельного помещения, формирования цветосветовой среды интерьера решаются в работах И. Араухо, Н. М. Гусева, В.Г., Макаревича, С.А. Малахова, И. Иттена, А.В. Степанова, Н.И. Смолиной, А.В. Ефимова.

Особенности подходов, принципы проектирования, семиотичность и метафоричность процессов, касающихся проектирования архитектурного пространства, затрагивалась В.Л. Глазычевым, А.Г. Раппапортом, С.В. Норенковым, И.Е. Линевич, и др.

Специфика художественно-образного содержания, вопросы формирования композиционной целостности предметно-пространственой среды жилого интерьера исследуются в работах А.Э. Гутнова, А.В. Иконникова, Е. Асса, В.Т. Шимко, Ю.И. Курбатова, Г.Б. Минервина, О.В. Чернышева, А.Э. Коротковского, Ф.Т. Мартынова, К. Дэйла, и др.

Особенности эмоционально-психологического восприятия визуальных форм, своеобразие восприятия пространства, влияние архитектурной среды на человека анализируют Л.С. Выготский, С.М. Даниель, Г.Б. Минервин, Г.Б. Забельшанский, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, Р. Арнхейм, Д. Гибсон.

Серьезный методологический интерес представляют исследования западноевропейских и российских мыслителей, на протяжении веков пытающихся объяснить способы и особенности освоения и «очеловечивания» пространства. Это философские работы О. Шпенглера, М. Хайдеггера, П.А. Флоренского, В.А. Фаворского, А.Г. Габричевского, Н.М. Тарабукина, Т.Е. Шехтер, И.П. Никитиной и др., отражающие различные теоретические взгляды на организацию пространства и осмысление его как художественного пространства.

Таким образом, проблема пространственной и художественной организации жилого интерьера получила широкое квалифицированное освещение в отечественной и зарубежной литературе. Однако, несмотря на наличие фундаментальных работ, до настоящего времени нет научного исследования, отражающего специфику формирования художественного пространства в жилом интерьере конца XX – начала XXI века.

Объект исследования – отечественный жилой интерьер 1990–2010 гг.

Предмет исследования – художественные решения современного отечественного жилого интерьера.

Целью диссертационного исследования является выявление и анализ функционально-планировочных и декоративно-пластических решений, определявших особенности художественно-образного содержания современного жилого интерьера.

Основные задачи:

  1. рассмотреть основные теоретические концепции, позволяющие определить жилой интерьер как особый вид художественного пространства;

  2. систематизировать концептуальные приемы и способы пространственной и художественной организации жилого интерьера;

  3. изучить специфику формирования предметно-пространственной среды жилого интерьера 1990–2010 гг.;

  4. выявить особенности художественных решений в устройстве отечественного жилого интерьера 1990–2010 гг.;

  5. определить аспекты, влияющие на художественно-образное решение отечественного жилого интерьера 1990–2010 гг.

Хронологические рамки исследования – конец XX – начало XXI века – ограничиваются 1990–2010 годами. Это период наиболее заметных и значительных изменений в развитии отечественного дизайна жилого интерьера.

Теоретико-методологическим основанием исследования являются научные труды по теории и истории искусства, философии, эстетике, культурологии, теории архитектуры, посвященные широкому кругу проблем, затрагивающие различные аспекты организации предметно-пространственной среды, стиля и формообразования, синтеза искусств, архитектурного проектирования и дизайна.

Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

  1. понимание художественного пространства как основополагающей смысловой категории теории искусства (М. Хайдеггер, О. Шпенглер, А.Г. Габричевский, П.А. Флоренский, В.А. Фаворский, Н.М. Тарабукин, Т.Е. Шехтер, И.П. Никитина);

  2. понимание архитектурного пространства как сложной многоуровневой уникальной художественно-образной структуры (А.Г. Раппапорт, И. Араухо, Е. Асс, Ф. Нильссон);

  3. понимание интерьера как целостной предметно-пространственной среды (Ю.И. Курбатов, Н.К. Соловьев, А.В. Иконников, В.Т. Шимко, В.Л. Глазычев, С.В. Норенков, И.Е. Линевич, М.А. Павлов, А.В. Панкратова);

  4. осмысление феномена дизайна как проектной методологии современности (К.М. Кантор, В.Я. Дубровский, В.Л. Глазычев, О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, В.Р. Аронов, А.Б. Гофман, Е.А. Розенблюм, Дж. Нельсон);

  5. осмысление базовых эстетических критериев, влияющих на художественные и пространственные параметры жилого интерьера (К.М. Кантор, В.В. Бычков, Б.Р. Виппер, Г. Вельфлин, А.В. Гулыга, Д.С. Лихачев, Л.Н. Столович, А.Ф. Еремеев, Г.С. Лебедева, Р. Арнхейм, З. Гидион, Е.И. Кириченко).

Методология настоящего исследования основана на понимании дизайна жилого интерьера как комплексно сформированной предметно-пространственной среды, отражающей и образ жизни, и эстетические взгляды человека.

Помимо этого дизайн интерьера, зафиксированный архитектором в проектах, представляет особый вид художественного пространства обладающий «знаковыми» характеристиками, демонстрирующий стилевые трансформации, обусловленные существующей пространственной модели.

В соответствии с этим дизайн жилого интерьера необходимо рассматривать по трем направлениям это:

  1. морфология пространства (архитектура интерьера его пространственно-планировочные решения, размеры, форма помещений и т.д.);

  2. знаково-символические характеристики (предметное наполнение, цвет, свет, фактура, форма и величина пространства, т.е. выразительные элементы интерьера связанные между собой дизайном определенным смыслом);

  3. феноменологический аспект (художественные приемы, способы и средства позволяющие добиться индивидуальности, оригинальности, уникальности и неповторимости дизайна жилого интерьера).

Методы диссертационного исследования

В работе над диссертацией автор использует комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление тенденций становления отечественного дизайна жилого интерьера:

  1. метод художественно-стилистического анализа наиболее характерных примеров дизайна жилого интерьера для выявления его особенностей;

  2. метод классификации с целью выявления и анализа основных принципов формирования выразительного облика интерьера;

  3. структурно-семиотический метод для определения художественно-образного содержания в дизайне жилого интерьера;

  4. метод художественно-психологического анализа жилого интерьера для определения особенностей восприятия и влияния на человека;

  5. метод сравнительного анализа для сопоставления художественных решений в устройстве жилого интерьера с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций его развития.

Источники исследования:

  1. научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история и методология архитектурного проектирования, эстетика, практика проектирования жилого интерьера);

  2. профессиональные периодические издания, освещающие события современной архитектурной жизни, анализирующие творчество дизайнеров и архитекторов различных периодов, рецензирующие творческие проекты («Татлин», «DOMUS», «Искусство», «Артхроника» и др.);

  3. каталоги выставочных экспозиций, посвященные искусству интерьера и дизайну;

  4. информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, представляющие наиболее заметные явления в архитектуре и дизайне, а также персональные сайты архитекторов и дизайнеров, сайты организаций по архитектурному проектированию и дизайну жилого интерьера;

  5. издания практического характера (практические руководства) по вопросам формирования и организации внутреннего пространства с помощью разнообразных элементов интерьера, созданных на основе теоретического осмысления архитектурно-художественных приемов упорядочения этого пространства.

Материал исследования

Для выявления особенностей художественных решений и определения наиболее характерных тенденций развития отечественного дизайна жилого интерьера рассматриваются проекты московских и санкт-петербургских архитекторов и дизайнеров по жилому интерьеру: Б. Левянта, Ю. Григоряна, Д. Величкина, Б. Уборевич-Боровского, А. , С. Рогулева, В. Хомутова, О. Ширинкина, А. Негодяева и др.

Одним из источников исследуемой темы являются популярные периодические издания по дизайну жилого интерьера, такие как «Идеи вашего дома», «Salon-interior», «Архидом», «Красивые квартиры» и т.д., фиксирующие концептуальные представления о его пространственной и художественной организации.

Кроме того, для проверки отдельных аспектов автор диссертационного исследования предлагает собственную фотофиксацию интерьерных решений в домах с типовой и «свободной» планировкой.

Визуальный материал подобран и систематизирован в соответствии с основными вопросами исследования.

Научная новизна исследования определяется насущной необходимостью теоретического осмысления многообразной и разнородной практики дизайна жилого интерьера 1990–2010 годов и включает в себя следующее:

  1. анализ и обобщение основных универсальных концепций художественного пространства, которые могут служить идейно-содержательной базой для методологии анализа дизайна жилого интерьера и выявления особенностей художественных решений;

  2. систематизацию материалов эмпирического и источникового характера по дизайну современного отечественного жилого интерьера;

  3. определение актуальных приемов в художественной и пространственной организации жилого интерьера 1990–2010 гг.;

  4. выявление особенностей художественных решений жилого интерьера 1990–2010 гг.;

  5. отражение специфики формирования выразительного облика отечественного жилого интерьера 1990–2010 гг. и определение тенденций его развития.

Теоретическая значимость исследования

Предложенный в диссертации метод изучения дизайна отечественного жилого интерьера 1990–2010 гг. может служить основой для продолжения исследований в данной области теории и истории искусства.

В исследовании выявляются тенденции развития практики проектирования отечественного жилого интерьера, что может способствовать систематизации и углублению знаний в области дизайна.

Практическая значимость работы

Теоретические выводы и фактический материал диссертационного исследования могут быть применены в вузовской практике: в учебных курсах по теории и истории искусств, теории и истории дизайна, по проектированию интерьерных пространств, для подготовки специальных семинаров и разработки методических пособий.

Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных проблеме дизайна жилого интерьера, а также в качестве научно-методической основы при проектировании жилого интерьера.

Положения, выносимые на защиту

  1. Выявление и обоснование концептуальных приемов построения художественного пространства в дизайне современных интерьеров.

Традиционно ориентированные и самые современные, новаторские решения в дизайне жилого интерьера опираются на исторически сложившиеся, универсальные концепции организации художественного пространства, предполагающие средовое и пространственное видение объекта проектирования и определяющие архитектурные и декорационные приемы в работе с ним.

  1. Выявление основных аспектов, определяющих художественно-выразительный образ современного жилого интерьера:

  2. идея «красивости» и ее влияние на художественные решения жилого интерьера 1990–1999 гг.;

  3. идея «открытости» и ее влияние на дизайн жилого интерьера 2000-2010 гг.

  4. Определение тенденций развития дизайна отечественного жилого интерьера.

Художественно-образное решение интерьера стало основываться не столько на приемах комбинаторики, сколько на целостной идейно-содержательной программе, определяющей конструктивный характер предметно-пространственного синтеза в дизайне.

Это свидетельствует о развитии отечественного дизайна жилого интерьера от изобразительности, свойственной 90-м годам XX века, к структурности, характерной для первого десятилетия XXI века

Апробация и внедрение материалов работы

Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры дизайна в Тольяттинской академии управления и кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях: «Свет как элемент тектоники и пластики архитектурных пространств» (Москва, РГГУ, 2007 г.), «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, СПбГУП, 2012 г.).

Отдельные аспекты исследования нашли отражение в ряде публикаций, посвященных особенностям художественной и пространственной организации жилого интерьера.

Материалы исследования используются автором для разработки методических материалов к курсам, связанным с вопросами организации предметно-пространственных средовых композиций на кафедре дизайна Тольяттинской академии управления.

Структура и объем диссертации

Диссертации состоит из текстовой части (том I) и альбома иллюстраций (том II). Основной текст составляет 163 страницу. Альбом содержит 140 иллюстраций с пояснительным текстом.

Структура работы определена поставленными задачами и включает введение, три главы, заключение, библиографию, список иллюстраций.

Похожие диссертации на Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990 - 2010 гг.