Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Гультяева Галина Сергеевна

Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция
<
Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гультяева Галина Сергеевна. Китайская народная картина няньхуа XX века: типология жанров и эволюция : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09. - Санкт-Петербург, 2007. - 231 с. РГБ ОД, 61:07-17/146

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Няньхуа как феномен художественной культуры Китая XX века .15

1. Няньхуа как жанр изобразительного искусства 15

2. Типология няньхуа 24

1.2. Картины, созданные по сюжетам классических литературных произведений, легенд, мифов 26

2.2. Картины с религиозными и символико-благопожелательными сюжетами 46

3.2. Картины бытового содержания 79

4.2. Видовые и декоративные картины 91

5.2. Картины на общественно-политические темы 96

6.2. Календарные и рекламные картины 98

Выводы 103

Глава II. Эволюция няньхуа XX в 109

1. Няньхуа первой половины XX века 109

2. Эволюция и художественные особенности няньхуа второй половины XX века 112

2.1. Искусство няньхуа 1949-56-х гг 112

2.2. Картины сер. 1950 - нач. 60-х гг.. 132

2.3.1980-90-е гг. Новый подъем в искусстве няньхуа. Возрождение традиций 145

Выводы 169

Заключение 172

Библиография 176

Приложение 194

Введение к работе

Начиная с XII в. в Китае существовал обычай в канун Нового года украшать жилые помещения красочными печатными картинками, которые в XIX в. получили название няньхуа (доел, означает «новогодняя картина»). Новогодние картины были связаны с культовой и обрядовой сторонами праздника, на них изображали святых буддийского, даосского и народного пантеона. Значительную часть новогодних картин составляли благожелательные сюжеты, содержащие символические знаки пожелания семейного счастья, богатства, удачной торговли, хорошего урожая и различные познавательно-развлекательные сюжеты, знакомящие с литературой и театральными представлениями. Для изготовления новогодних картин в мастерских использовали технику ксилографии. Расположенные по всей территории Китая мастерские няньхуа в течение всего года массовым тиражом поставляли на рынок печатную продукцию. Во второй половине XIX века художественное творчество няньхуа получило массовое распространение и сформировалось в самостоятельный вид изобразительного искусства, которое было рассчитано на удовлетвлетворение эстетических вкусов широких слоев населения.

В XX в. китайская народная картина становится одним из самых популярных видов изобразительного искусства Китая. Однако в течение прошлого столетия традиционная жанровая и художественная система няньхуа претерпевает кардинальные изменения. Новая социально-политическая обстановка в обществе середины прошлого столетия, прагматический взгляд китайского руководства на природу и задачи искусства, с одной стороны, способствуют широкому распространению народной картины, с другой - обеспечивают ее функционирование в рамках «догматической культуры». Утилитарный подход к искусству обусловил жанровую ограниченность няньхуа. Из всего многообразия традиционных жанров, на первое место выдвигаются реалистические

жанры, призванные отражать действительность в «ее революционном развитии». Ведущую роль в искусстве няньхуа играют общественно-политический, бытовой, портретный жанр, которые чрезвычайно ярко и полно иллюстрируют социально-политические процессы в обществе. В связи с этим, важно представить основные этапы формирования этого уникального явления художественной культуры Китая XX века.

Современная картина няньхуа представляет собой многоаспектную художественную систему, синтезировавшую декоративный жанр, графику, приемы европейской и национальной станковой живописи. Современная картина няньхуа, несмотря на ее формальные обновления, сохраняет в себе традиционные основы: декоративный характер, условный символико-метафорический язык.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная картина няньхуа не получила должного освещения в отечественной гуманитарной науке. До настоящего времени серьезного внимания удостаивались лишь картины няньхуа XIX- нач. XX веков. Выявление идеологических и эстетических аспектов искусства няньхуа второй половины XX в. позволяет обозначить основные тенденции развития художественной культуры Китая этого периода, и опредилить взаимосвязь искусства няньхуа и особенностей общественного сознания и состояния нравственно-эстетических ценностей современного китайского общества.

Начало научного исследования искусства няньхуа в России было заложено в начале XX века. Академик В. М. Алексеев первым в отечественной науке предпринимает попытку научного осмысления этой своеобразной области народного искусства, обладающей многовековыми традициями. Фундаментальный труд В.М. Алексеева «Китайская народная

картина» является комплексным исследование китайского фольклора с исторической, лингвистической, культурологической точки зрения.1

Дальнейшая работа на материалах коллекции В.М.Алексеева была продолжена М.Л.Рудовой. Ей принадлежит ряд публикаций о религии и символике в китайском искусстве на примере няньхуа, научная работа по систематизации собраний няньхуа Ленинградских музеев,2 диссертация на тему «Китайская народная картина няньхуа как исторический источник», в которой автор исследует проблемы взаимосвязи благопожелательных и религиозных няньхуа с народной религией синкретического характера3.

Изучением китайской народной картины занималась И.Ф. Муриан. В 1960 г. И.Ф. Муриан была опубликована работа о китайском лубке (коллекция няньхуа в собрании музея народов Востока в Москве), где рассмотрены и проанализированы основные этапы истории развития и формирования няньхуа как самостоятельного вида изобразительного искусства, прослеживалась историческая связь няньхуа с национальной станковой живописью и светской гравюрой4. И.Ф.Муриан впервые проводит искусствоведческий анализ жанровой системы, композиционных приемов, изобразительных мотивов картин няньхуа конца XIX - первой половины XX века.

Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М: Наука, 1966.260 с.

2 Рудова М.Л. Китайская народная картинка. СПб.: Аврора, 2003. 65 с; Рудова М.Л. Китайская театральная лубочная картина // Труды Гос. Эрмитажа. Т. II, Л., 1958. С. 238-251; Рудова М.Л. Коллекция академика В.М. Алексеева // Сообщения Гос. Эрмитажа. Т. XIX. Л., 1960. С.38-41; Рудова М.Л. Систематизация китайских народных картин няньхуа Ленинградских собраний // Труды Гос. Эрмитажа. Т. V. Л., 1961. С.286-298; Рудова М.Л. Цай Шэнь - Гуань Юй // Страны и народы Востока. Вып. XI. М., 1971. С.105-118; Рудова М.Л. Китайские народные картины из собрания Гос. Эрмитажа // ();

3Рудова М.Л. Народная картина няньхуа как источник для изучения духовной культуры Китая: Автореф. дисс. канд. ист. наук /АН СССР, Ин-т Народов Азии. Гос. Эрмитаж. М -Л., 1968.17 с.

4Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М.: Искусство, 1960. 122с; Муриан И.Ф. Современный китайский лубок. М.: Изогиз, 1958.42с.

В разработку данной темы также внесла вклад Н. А. Червова. В ее исследовании - «Современная китайская гравюра. 1931-1958 гг.»1 анализируется новый вид новогодней картины - синънянъхуа, зародившийся в 30-е годы XX в., в период революционного и патриотического движения, и превратившийся в искусство политической агитации.

О театральном жанре нянъхуа существует несколько публикаций, принадлежащих перу Т.И.Виноградовой2. В 2000 г. на материалах фондов Государственного Эрмитажа Т.И. Виноградовой была защищена диссертация «Китайский народный театр на китайской народной картине. Театральные нянъхуа как источник для изучения традиционной культуры Китая»3. В работе подробно исследуется история жанра театральной нянъхуа, дается анализ художественных особенностей театральных картин конца XIX- начала XX, проводится жанровая классификация сюжетов театральных нянъхуа. В работе Т.И. Виноградовой подчеркивается, что театральная народная картина нянъхуа в большей степени, чем другие жанры нянъхуа относится к «большой» культуре, т.к. театральные нянъхуа представляют собой редкий тип синтетического искусства, образовавшийся в результате пересечения графики, театрального искусства и драматургической литературы.

Огромный вклад в изучение художественного наследия нянъхуа внес Б.Л. Рифтин, который систематизировал отечественные собрания нянъхуа,

Нервова Н. А. Современная китайская гравюра. 1931-1958. М.: Восточная литература,

1960.171 с; Червова Н.А. Гу Юань. М: Искусство, 1960.42 с.

2 Виноградова Т.И. Китайская народная картина - нянъхуа: проблемы систематизации

и периодизации // XXVII Научная конференция «Общество и государство в Китае».

Тезисы докладов. М., 1986. Ч. 2. С. 50-55; Виноградова Т.И. Театральная нянъхуа и

пекинская музыкальная драма //Письменные памятники и проблемы истории культуры

народов Востока. XX годичная науч. сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения).

1985. М„ 1986.4.1. С.109-113;

Виноградова Т.И. Китайский народный театр на китайской народной картине.

Театральная няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая: Атореф.

дисс. канд. ист. наук / СПбф ИВ РАН. СПб., 2000. С. 3-16.

исследовал происхождение отдельных коллекций и истории их создания. Исследователь заложил основы комплексного анализа няньхуа?

В Китае научная разработка искусства няньхуа началась после Образования КНР в 1949 году. Этой теме посвящен целый ряд научных работ А Ин3, Лю Юйшань4, Бо Суннянь5, Да Чуньчжи6, Чжан Инсюэ7. В частности, в работе А Ина дается общий очерк эволюции жанра, указывается взаимосвязь народной картины с развитием ксилографии и искусством печатных икон, изготовлявшихся в буддийских храмах, начиная с V века.

В процессе работы над диссертацией автор опирается на фундаментальное исследование профессора Ван Шуцуня , посвященное истории, природе и сущности явления народной культуры - няньхуа. Ван Шуцунь расширяет представление об эволюции новогодней картины, подробно описывает развитие производства няньхуа в самом крупном центре на севере - Янлюцин. Чрезвычайно значимым является объяснение

Рифтин Б.Л. О китайском лубке и его русских собирателях // Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 1-20.

2 Рифтин Б.Л. Праздничные картинки няньхуа. Редкие китайские лубки из фондов РГБ // Восточная коллекция. Весна 2002. РГБ. М., С. 105-119.

A Ying. Zhongguo nianhua shi xuyao (Краткая история китайских новогодних картин). Beijing,1954.

4Лю Юйшань. Коротко об эстетике китайских народных новогодних картин // Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. С. 38-44.

5Во Songnian. Zhongguo nianhua shi (История китайской новогодней картины). Shenyang: Liaoning meishu chubanshe, 1986.

6Dang Chunzhi. Minjian nianhua (Народная картина няньхуа) II Zhongyuan minjian gongyi meishu. Zhengzhou: Henan renmin chubanshe, 2006. C. 223-237.

7 Zhang Yingxue. Cong Yangliuqing muke nianhua tanqi (Беседа о няньхуа из Янлюцина)
//Yangliuqing muke nianhua xuanji. Beijing: Zhongguo gudian meishu chubanshe, 1957. 50 с

8 Ван Шуцунь. К истории китайской народной картины // Редкие китайские народные
картины из советских собраний. Альбом. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991.
С. 21-37; Wang Shucun. Zhongguo mingjian hua (Китайская народная картина). Shanghai,
1982; Wang Shucun. Zhongguo mingjian nianhua shi tulu (Собрание иллюстраций к
истории китайской народной картины). Shanghai, 1991. Т. 1-2; Wang Shucun.
Yangliuqing nianhua ziliao ji (Сборник материалов по няньхуа из г. Янлюцин). Beijing:
Renmin meishu chubanshe, 1959.93 с.

методов и принципов изображения на народной картине, а также интерпретация основных символико-благопожелательных сюжетов и образов. Во вступительной статье к альбому «Современное изобразительное искусство Китая. Няньхуа»1, Ван Шуцунь рассматривает основные исторические этапы развития няньхуа XX века: от масштабного производства и массового распространения в начале XX века к упадку традиционных промыслов, обусловленному военной ситуацией, и зарождению новых картин няньхуа в 1930-40-х гг.; массовому распространению новых новогодних картин, изготовляемых уже типографским способом в 1950-х гг.; трагический период «культурной революции» 1966-76 гг., когда искусство няньхуа перестало существовать; расцвет культурной жизни в 1980-90-е гг., способствовавший возрождению фольклорных традиций новогодней картины няньхуа.

Несомненный интерес представляет статья чешского

исследователя Hrdlicka, в которой дается анализ картин, созданных в период 1930-50-х гг. - во время антияпонской войны и первых лет строительства нового Китая.2

Таким образом, как показал исследовательский анализ научной литературы, связанной с темой диссертационной работы, существует значительное число научных трудов, посвященных искусству няньхуа конца XIX - начала XX вв., однако современное искусство второй половины XX в. не было удостоено внимания отечественных специалистов. В частности, представляется очень важным проблемы функционирования искусства няньхуа в 1980-90-х гг. в условиях рыночной экономики, эта тема также не получила адекватного освещения в отечественной гуманитарной науке.

1 Wang Shucun. Zhongguo xiandai nianhua shi xuyao (Краткая история китайской
новогодней картины) // Zhongguo xiandai meishu quanji. Nianhua. Liaoning meishu
chubanshe, Shenzhen, 1998. T.l. C. 3-32;

2 Hrdli6ka Zdenek. Nove Cinske Malirstvi. Praha: Orbis. 1951.154 с

Целью диссертационной работы является осмысление китайской народной картины няньхуа XX в. как явления художественной культуры современного Китая.

Исходя из основной цели работы в рамках диссертации решаются следующие задачи:

- определить основные этапы развития современной картины няньхуа XX в.;

- рассмотреть формирование системы жанров няньхуа и их
эволюцию;

- исследовать динамику художественно-выразительных средств и
образной системы няньхуа в контексте историко-культурной ситуации;

определить роль няньхуа в развитии национальной культуры Китая XX в., в том числе ее социально-политические компоненты;

определить происхождение отдельных сюжетов и образов;

показать специфику взаимосвязи художественных образов няньхуа и системы мировоззрения, нравственных ценностей современного китайского общества.

Источниковой базой исследования являются:

1. Гравюры няньхуа первой половины XX в. (образцы произведений представлены в музейных собраниях Санкт-Петербурга); уникальная коллекция академика В.М. Алексеева, хранящаяся в Государственном Эрмитаже (более 2000 экз.); часть коллекции В.М. Алексеева (около 1000 листов) находится в Государственном музее истории религии (Санкт- Петербург).

2. Небольшая коллекция няньхуа (30 листов), датируемых 20-30 годами XX в. (Российская национальная библиотека), в которой есть редкие и неизвестные в Китае экземпляры.

  1. Каталоги музейных экспозиций и выставок произведений современного изобразительного искусства Китая2. Отдельно следует выделить двухтомное издание коллекций современной народной картины, хранящихся в государственных музеях Китая и частных собраниях, под редакцией профессора Ван Шуцуня .

  2. Материалы справочно-энциклопедического характера на китайском и русском языках, помогающие атрибутировать сюжеты картин, выяснить семантику художественных образов и орнаментальных мотивов4. К источникам исследования относятся произведения китайской

Китайская народная картина няньхуа: Из собрания Гос. Эрмитажа. [Кат. выст. 23 дек. 2003 г. - 28 февр. 2004 г.] Спб.: Славия, 2003.287 с; Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом / [Сост. и авт. предисл. Б.Л. Рифтин, Ван Шуцунь; Пер. с кит. Б.Л. Рифтин]. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991.233 с; Китайская народная картина - няньхуа. Кат. выст. в Гос. музее искусства народов Востока / [Автор вступ, ст. и сост. Кузьменко Л.И.]. М.: Б.И. 1987. 80 с; Chinese popular prints:[In memory of Acad. Vasily Alexeyev: Album I Sel. and text by M.Rudova]. L.: Aurora, 1988.191c; Mingjian yishu (Народное искусство)// (); Yangliuqing nianhua (Няньхуа из Янлюцина) ). 2Dierjie quanguo meishu zhanlanhui. Banhua xuanji (Вторая Всекитайская выставка произведений изобразительного искусства. Гравюра). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1957; Zhongguo hua xuanbian. 1949-59 (Избранные картины 1949-59 гг.). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1961; Zhongguo jin bai nian huihua zhanlan xuanji (Избранные произведения живописи за последние сто лет). Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1959; Dierjie quanguo meishu zhanlanhui. Nianhua, xuanchuanhua xuanji (Вторая Всекитайская выставка изобразительного искусства. Лубок. lbiaKaT).Beijing:Renmin meishu chubanshe, 1956; Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки. Китайская народная картина. Каталог выставки. М.1958; Выставка эстампа московских и пекинских художников. Гравюра. Офорт. Литография. Москва-Пекин. М.1958; Выставка китайского плаката и репродукции: Каталог. Курск, 1959.23 с; Современная китайская графика.1957. Л., 1957; Gechang zongluxian (Курсом партии с песней). Shanghai: Xinhuashudian, 1958; Shuicaihua xuanji (Избранные произведения. Акварель). Shanghai: Meishu chubanshe, 1957; Gongnongbin huaji (Собрания иллюстраций рабочих, крестьян, солдат). Beijing, 1958; Shoudu Zhongguo hua xuan (Произведения Пекинских художников). Beijing: Beijing chubanshe, 1959; Zhongguo meishu zuopin ji (Собрание произведений китайского искусства). Beijing: Renmin chubanshe, 1957.

3Zhongguo xiandai meishu quanji. Nianhua (Полное собрание современного изобразительного искусства Китая. Няньхуа). Liaoning meishu chubanshe, Shenzhen, 1998.T.1.286c.;T.2.471c;

4Ma Shutian. Quanxiang Guanyin (Иконография Гуанышь). Nanchang: Jiangxi meishu chubanshe, 2006. 309 с; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с; Традиционное искусство Востока: Терминол. ел. М.: Эллис-Лак,1997. 359

классической литературы и устного народного творчества, служащие основанием для объяснения сюжетов картин. Это - мифы, легенды, классическая литература, либретто пьес Пекинской музыкальной драмы.

Методологическим основанием настоящего исследования являются разработки В.М. Алексеева. Наиболее важной является идея В.М. Алексеева, заключающаяся в том, что народная картина представляет собой «малую» культуру, в которой в специфическом преломлении отражается «большая» культура. Таким образом, универсальный метод В.М.Алексеева требует исследование феномена народной картины в контексте всей китайской культуры. Продолжает это положение его мысль о том, что для рассмотрения народной картины необходим всесторонний подход, означающий «привлечение всего комплекса китайской культуры». Для успешного анализа народной картины необходимо использовать источниковедческие, этнографические и искусствоведческие методы исследования.

Анализ показал универсальность методологических положений В.М. Алексеева, которые предполагают и включают методологические основания, применяемые в искусствоведческом анализе отечественными исследователями (Н.А. Виноградова , О.Н. Глухарева).

с; Виногродский Б. Б. Китайские благопожелательные орнаменты: избр. лекции и пер. М.: Гермитаж-Пресс, 2003. 64 е.; Эберхард В. Китайские праздники [Пер. с англ. и предисл. Н.Ц. Мункуева]. М.: Наука,1977.128 с; Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1-2. М.: Сов. Энциклопедия, 1980; Китайские боги и мифы. М.: Арт-Родник, 2003. 65 с; Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / [Пер. с кит. Е.И. Лубо-Лесниченко; отв. ред. и авт. послесл. Б.Л. Рифтин]. М.: Наука, 1965. 526 с; Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев, М.: Муравей-Гайд,1999. 303 с; Жизнь и нравы старого Китая. Смоленск: Русич, 2003. 496 с; Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2003. 464 с;

1 Виноградова Н.А. Сто лет искусства Японии и Китая. М.: НИИ теории и истории
изобразительного искусства, 1999. 252 с; Виноградова Н.А. Искусство Китая: Альбом.
М.: Изобразит. Искусство, 1988. 54 с.

2 Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. Живопись. Графика. Скульптура.
Прикладное искусство. М.: Искусство, 1958. 227 с; Изобразительное искусство Китая.
[Альбом. Сост. и авт. вст. статьи О.Н. Глухарева]. М.: ИЗОГИЗ. 1956.148 с.

Кроме того, методологической основой данной работы являются идеи, обусловившие принципы исследования традиционной китайской культуры в отечественной синологии.

Разработкой подхода к анализу традиционной идеологической системы китайцев посвящены труды Л.С. Васильева1, в которых он выявляет особенности мышления, поведения и психологии в традиционном Китае и влияние этой системы на функционирование китайской цивилизации в целом, и в частности, на культуру современного Китая. В трудах К.М. Тертицкого обосновывается методологический опыт исследования традиционной культуры китайцев в условиях современных процессов модернизации общества, основанный на социологических опросах.

Важнейшие проблемы в области современной (после 1949 г.) культуры КНР рассматриваются в работах ученых В.Ф. Сорокина, В.Г. Гельбрас4, Л.П.Делюсина5, Л.С. Кюзаджян1, А.Н. Желоховцева2,

1 Васильев Л.С. Роль традиций в истории и культуре Китая. [Сб. статей под ред. Л.С. Васильева]. М.: Наука, 1972. 376 с; Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность / АН СССР, Ин-т Востоковедения [Под ред. Л.П. Делюсина]. М.:Наука, 1976.

Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М.: Восточная литература, 2000. 414 с; Тертицкий К.М. Китайские традиционные ценности в современном мире. Т. 1-2. М., 1994.

3 Сорокин В.Ф. Литература и искусство КНР начала 90-х годов // Сб. статей / Отв. ред.
В.Ф. Сорокин. М.: ВДВ РАН, 1995. 221 с; Сорокин В.Ф. Социальная
действительность КНР в отображении литературы и искусства 80-х гг. //Сб. статей /
Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: ИДВ РАН, 1990. 142 с; Сорокин В.Ф. Судьбы культуры
КНР. 1949-1974. М: Наука, 1978. 382 с; Сорокин В.Ф. Культура КНР на современном
этапе //Сб. статей /Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М: Наука, 1985. 221 с; Сорокин В.Ф.
Литература и искусство КНР 1976-1985. //Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.:
наука, 1989. 235 с; Сорокин В.Ф. Китайская культура 20-40-х годов и современность.
//Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1993.260 с;

4 Гельбрас В.Г. Анализ взглядов Мао Цзэдуна на будущее китайское общество. М.:
Наука, 1969. 86 с; Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР 1950-60-е гт.
М.: Наука, 1980.264 с.

5Делюсин Л.П. «Культурная революция» в Китае. М: Знание, 1967. 48 с; Делюсин Л.П. Борьба с правыми элементами буржуазии в Китае (1957 г.). М.: Восточная литература, 1961. 79 с; Делюсин Л.П. Китай: традиции и современность // Сб. статей

С.Д-Марковой3, В.Л. Сычева.4 Авторами разрабатывается новейший подход к исследованию культуры КНР после 1949 г., рассматриваются теоретические и практические аспекты политики китайского руководства в области культуры. Комплексному исследованию китайского традиционного театра посвящены работы С. А. Серовой5, И.В. Гайда6, в которых излагаются основные принципы и особенности китайского сценического искусства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые:

- проведена атрибуция и были изучены неизвестные ранее образцы
нянъхуа XX в.;

- выявлены и исследованы тенденции развития художественного
творчества нянъхуа второй половины XX в.;

осуществлена типологизация исторического развития нянъхуа',

выявлены основные виды и жанры современной картины нянъхуа, определена специфика этого явления искусства;

- систематизирована совокупность символико-образных средств
нянъхуа',

- выявлены специфические особенности функционирования нянъхуа
в художественной культуре Китая;

/АН СССР. Институт Востоковедения. М.:Наука, 1976. 335 с; Делюсин Л.П.

Конфуцианство в Китае: Проблема теории и практики // Сб. статей / АН СССР, Ин-т

Дальнего Востока (Отв. ред. Л.П. Делюсин). М.: Наука, 1982.264 с;

'Кюзаджян Л.С. Маоизм и «Культурная революция». М.: ИНИОН ,1972. 338 с;

Кюзаджян Л.С. Маоизм: политика в области идеологии, культуры и образования. М.,

1973. 134 с; Кюзаджян Л.С. Современные проблемы КНР. Идейно-политические

процессы: по материалам китайской печати. М., 1980.

2Желоховцев А.Н. Культурная революция с близкого расстояния. М.: Политиздат, 1973

262 с.

3 Маркова С. Д. Китайская интеллигенция на изломах XX века. М.: Гуманитарий, 2004.
572 с.

4 Сычев В..Л. Искусство Китая. М., 1990.

5 Серова С.А. Пекинская музыкальная драма (сер. XIX- 40-е годы XX вв.). М.: Наука,
1970.195 с.

6 Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. М.: Наука, 1971.126 с.

- определены основные формы взаимодействия художественно-образного содержания нянъхуа и современных социально-политических процессов.

Материалы диссертации могут быть использованы при создании учебных пособий для ВУЗов, готовящих специалистов в области культуры Китая, при подготовке курсов лекций по истории искусства Китая, а также могут рассматриваться как научно-методическая основа для разработки учебных программ по искусствоведческим и культурологическим дисциплинам и материалом для дальнейших исследований художественной культуры Китая.

Няньхуа как жанр изобразительного искусства

Новый год - самый большой национальный праздник в Китае, который приходится на конец двенадцатой луны по лунному календарю.1 В новогодних обрядах отразились нравы и обычаи старого феодального ІСитая, важная роль в них отводилсь красочным картинкам няньхуа. За несколько дней до праздника в каждом доме в определенном порядке развешивали красочные картинки: на створки дверей (ворот) наклеивали новые изображения духов-хранителей дверей - Мэнь-шэней; стены жилых комнат украшали различными изображениями бога Шоу-сина и символов долголетия (в комнате родителей); изображения младенцев, символов семейного счастья - в спальне; остальные благопожелательные и развлекательные картинки развешивали на самых видных местах2. По традиции 23-го числа двенадцатой луны провожали на Небо бога очага -Цзао Вана. Он отправлялся к Небесному императору с докладом о том, какие хорошие или плохие дела совершила семья за год. Перед иконой бога очага ставили курительные палочки и жертвенные продукты, а потом икону выносили во двор и сжигали. В Новогоднюю ночь ждали возвращения Цзао Вана, под грохот хлопушек помещали новое изображение бога очага. В Новогоднюю ночь также следовало совершить обряд благодарения всем божествам Неба и Земли за покровительство в прошедшем году. Для этого перед иконами этих божеств исполняли ритуал, а потом все иконы сжигали. Религиозные картины-иконы и декоративные картины, посвященные празднованию Нового года, играли главную роль в праздничных торжествах и традиционных ритуальных обрядах. Они отличались необычайной красочностью, создавали праздничную атмосферу в доме.

Новогодние картины изготовлялись в техники ксилографии -оттиска с деревянных досок (рисунок сначала вырезали на доске, а затем печатали на бумаге),1 что позволяло изготавливать их большими тиражами. Существовало четыре приема изготовления няньхуа: черно-белая гравюра, цветная ксилография, черно-белая с подкраской и цветная с подкраской от руки2. В разных мастерских использовали различные приемы - в мастерских Янлюцина (Тяньцзинь) и Мяньчжу (Сычуань) печатался только контур, а раскраска велась от руки, что обеспечивало высокое художественное качество продукции, но увеличивало ее стоимость. В центрах Шаньдуна, Сучжоу и Хэбэя изображение целиком отпечатывалось путем наложения нескольких клише с определенными красками, которые совмещались на одном листе3.

Яркий колорит няньхуа создавался за счет применения натуральных минеральных и органических красителей. Краски делились на «жесткие», (ин) - ярко-красная, темно-зеленая, темно-синяя, черная и фиолетовая и «мягкие» (жуань) - светло-зеленая, желтая, голубая, розовая. В каждой мастерской существовали свои правила сочетания «жестких» и «мягких» цветов1.

Зарождение няньхуа как вида китайского изобразительного искусства обусловлено, прежде всего, распространением техники ксилографии и цветной печати. Считается, что именно китайская народная картина является самым ранним печатным проявлением китайского ксилографического искусства. Бумажные буддийские иконы VIII в., изображавшие Будду и текст молитвы, были найдены в коллекции Стейна. Предполагают, что эти буддийские картины-иконы и являлись древней формой няньхуа3.

В эпоху Сун (X-XIII вв.) одновременно с развитием книжной ксилографии происходит дальнейшее распространение печатных картин, имеющих культовый характер. И.Ф. Муриан приводит упоминание о новогодних картинах в период Сун в трактате Чжоу Ми «Цань у лин цзюши» (IX в.). В нем встречается запись о торговых рядах на городских рынках, где продавались праздничные новогодние картинки4. Это были изображения духов дверей мэнь-шэней, божества повелителя бесов Чжун-куя, дощечки из персикового дерева, отгоняющие злых духов. Массовое и повсеместное развитие религиозной гравюры с изображением мэнь-шеней и других богов, обслуживающих главным образом народные культы, привело к расцвету искусства народной картины няньхуа.

В течение Х-ХШ вв. (в конце эпохи Тан и на протяжении эпохи Сун) складываются все необходимые условия для широкого развития искусства народной картины. Рост городов, расширение рынков, подъем культурной жизни - все это влияет на расцвет различных видов искусства, в том числе и няньхуа. Происходит усложнение художественных приемов, обогащение новыми сюжетами. Народная картина включает в себя не только религиозные, но и светские новогодние мотивы, чрезвычайно близкие по темам и стилю к живописи эпохи Тан и Сун1.

Дальнейшее развитие ксилографической картины няньхуа происходит в период Мин (1368-1644). На народной картине кроме божеств, круг которых заметно расширяется, изображаются легендарные герои и красавицы, прославленные своими подвигами и добродетелями. В этот период времени мастерские няньхуа начинают осваивать технику многоцветной печати. В эпоху Мин формируются основные черты няньхуа, характеризующие его как самостоятельный вид искусства -локальность цвета и благопожелательная символика .

В конце Мин гравюрные мастерские, занимавшиеся массовым изготовлением новогодних картин, сосредотачиваются в определенных центрах и образуют самостоятельные художественные промыслы. Так, к концу правления династии Мин (начало XVII в.) относится упоминание о первых мастерских няньхуа в окрестностях г. Сучжоу (провинция Цзянсу) в местечке Таохуау и Гусубань. Другой центр изготовления и распространения няньхуа, известный с конца династии Мин, находился недалеко от Пекина, в деревне Янлюцин (Зелень ив) под Тяньцзинем. Сучжоусские и янлюцинские мастерские сформировали две ведущие школы няньхуа - южную и северную, которые сыграли огромную роль в развитии няньхуа XIX-XX вв. (Янлюцин и Таохуау продолжают функционировать и в настоящее время).

Типология няньхуа

Тематическое богатство и разнообразие китайской народной картины делает трудной задачу ее классификации. В религиозных, благопожелательных, литературно-театральных сюжетах используются одни и те же изобразительные мотивы и образы. Изображения прославленных деятелей национальной истории и литературных героев могут присутствовать и в картинах воспроизводящих театральные постановки, и в сюжетах, имеющих нравственно-поучительный смысл, в духе конфуцианских регламентации.

Существующие в научной литературе варианты жанрово-тематической типологии няньхуа достаточно условны. Академик В.М.Алексеев наметил основу систематизации няньхуа, выделив основные сюжетные группы. Китайский исследователь Ван Шуцунь систематизировал няньхуа также на основании их сюжетов.1 М.Л.Рудова в работе «Народная картина няньхуа как источник изучения духовной культуры Китая» предложила два принципа классификации: художественно-стилистический, где за основу берется стиль, сложившийся за длительный период развития няньхуа, и функциональный, учитывающий назначение и роль той или иной группы няньхуа: отправление культа, благопожелание и т.д.2

В данной диссертационной работе классификация китайской народной картины XX в. проводится по тематическому принципу. В зависимости от тематического содержания няньхуа XX в. можно подразделить на шесть самостоятельных жанрово-тематических групп, каждая из которых обладает собственным образным набором и стилистикой и некоторыми различиями функционального назначения: 1) картины на сюжеты литературных произведений, легенд, мифов; к этой группе также относятся театральные картины няньхуа, созданные на основе драматургической литературы и представляющие собой своеобразные иллюстрации к театральным представлениям; 2) картины с символико-религиозными сюжетами; данная группа объединяет картины с многообразными символическими благопожеланиями, а также иконы, предназначенные для отправления культа и ритуального сжигания; 3) 3) картины бытового характера, включают в себя картины познавательно-назидательного характера, пропагандирующие основные положения ортодоксальной конфуцианской идеологии; картины, иллюстрирующие различные традиционные праздники старого Китая, прежде всего Новый год; 5) видовые и декоративные картины; данная группа картин является самой малочисленной, и объединяет пейзажные картины, картины репродукции гохуа; 6) картины на политические темы - картины, отражающие общественно-политические события XX в.; 7) календарные картины с изображением 12 циклических знаков животных и сельскохозяйственные календари; рекламные календари и картины, предлагающие потребителю разнообразную фирменную продукцию;

Группа картин на сюжеты классической литературы, легенд, мифов является самой популярной среди зрительской аудитории, она также включает в себя «театральные» картины няньхуа, основанные на драматургической литературе и воспроизводящие различные сценические представления. Однако, театральные картины обладают собственной стилистикой, обусловленной сценическим действием.

Театральные спектакли в Китае пользовались особой популярностью среди всех слоев населения. Как отмечал академик В.М. Алексеев, Китай, можно назвать страной театра, где любовь к театральному действию так органически пропитывает всю жизнь народа1. Китайский национальный театр обладает своими специфическими особенностями. Во-первых, это синтетическое соединение танцевальных движений с акробатическими элементами, боевыми приемами и фехтовальным искусством. Во-вторых, актеры исполняют мужские и женские роли, мастерски соединяют акробатические приемы, фальцетное пение и речитатив. В-третьих, большую роль в постановках играет грим, превращающий лицо в маску и яркие, красочные костюмы. Для европейского зрителя также странным может показаться сцена без кулис и занавеса, и отсутствие декораций. Эти характерные черты китайского традиционного театра обусловили своеобразную стилистику театральных нянъхуа, отличающую их от картин других жанров.

Основное содержание театральных картин составляют пьесы на исторические темы, инсценировки классической повествовательной литературы, народных преданий, легенд. Необходимо отметить, что театральные картины начала XX века характеризуются огромным разнообразием тем, сюжетов, персонажей, в целом их можно подразделить на три основные сюжетные группы: исторические, бытовые и любовные, картины на сюжеты фантастических пьес.

Няньхуа первой половины XX века

Начало XX в. - период широкого распространения няньхуа, сопровождающийся расцветом и популяризацией всех жанров и появлением современных технических средств печати. В начале XX в. наряду с ксилографией широко пняется литография, фотомеханический способ печати, которые позволяли достичь тонких цветовых сочетаний, предполагали передачу объемности и светотени на картине. Современные способы печати давали возможность создавать обновленную трактовку привычных тем и образов, что, в целом, заложило основы для формирования нового живописного языка. Одной из важных сторон применения современной техники печати было удешевление процесса производства няньхуа, что способствовало массовому распространению новогодних картин. В то же время применение новой техники печати приводило к утрате художественных традиций ксилографических картин и разрушению старых художественных ремесел.

В начале XX в. няньхуа становится самым популярным и демократичным видом искусства. Оно ориентируется не только на средние и низшие слои населения: крестьян и представителей мещанско-городскои среды, а становится популярным и среди представителей «знати». В крупных городах Пекине, Тяньцзине, Шанхае получают широкое распространение картины с сюжетами, иллюстрирующими быт преуспевающих слоев горожан, картины в стиле «красавиц». Подобные бытописательные композиции становятся предметом украшения интерьера богатых домов.

Основные изменения в искусстве китайской народной картины происходят в конце 1930-1940-х годов. В период антияпонской войны на фоне временного спада в развитии традиционных жанров нянъхуа, обусловленного военной и политической ситуацией, зарождается новый вид народной новогодней картины - синьнянъхуа, издаваемый по инициативе коммунистической партии для выпуска агитационных материалов, направленных на мобилизацию населения в борьбе с японской интервенцией. Картины распространялись в районах боевых действий и в освобожденных от японских интервентов городах и деревнях, где создавались целые творческие центры производства картин. В пропагандистскую и организационную работу, проводимую коммунистической партией, были вовлечены известные художники-графики и молодые воспитанники Академии искусств имени Лу Синя - Ма Да, Во Чжа, Ли Цюнь, Ван Ши-го, Гу Юань,1 которые под влиянием европейской манеры гравирования осваивали реалистические методы.

Тематика новых новогодних картин была ориентирована на идеи патриотического сплочения народа в антияпонской войне, революционные идеи социального неравенства, протеста против реакционной политики властей. Типичные примеры синьнянъхуа - картины «Улучшим крестьянскую жизнь» (1941 г.) художника Ло Гунлю, «Поздравление с Новым годом и новыми победами» (1939 г.) Сунь Юйши, «Организуем отряд народной армии» (1944 г.) Гу Юаня, «Изобилие» (1944 г.) Ли Цюня, «Проводы в армию» Ма Цзи, «Мужчины пашут, женщины прядут - все счастливы» (1947-48 гг.) Ма Цзи, «Получение сертификата на землю» (1940-е гг.) Цзинь Лана»2 и т.д.

Стиль новогодних картин этого периода соответствовал характеру плакатного жанра: лаконизм художественно-выразительных средств, схематичные, обобщенные, монументальные образы, полные героического пафоса, и обладающие большой силой эмоционального воздействия. Характерны в этом отношении работы Сюй Тэшэна «Вставай на охрану нашего поля!» (1938 г.), Чэн Мочао «Она тоже не желает быть под властью врага» (1938 г.), Ша Цинюаня «Этих не победить японским бандитам» (1939 г.)1.

Художники впервые обратились к новой тематике и новым образам: основными героями на картине стали реальные люди, изображаемые в повседневной жизни, труде. С формальной точки зрения, новые картины сочетали в себе старую художественную форму благопожелательных, календарных, парных наддверных картин мэньхуа с новым идеологическим содержанием. Эстетический аспект новых новогодних картин сводился к минимуму, так как главным критерием считалась идеологическая и политическая значимость. Именно в эти годы в искусстве няньхуа складываются и формируются те черты и основные художественные принципы, которые становятся основополагающими в искусстве няньхуа после 1949 года.

С победой в национально-освободительной войн и провозглашением Китайской Народной Республики в 1949 г. начался новый этап в искусстве няньхуа. Этот период (1949-56-х гг.) характеризуется подъемом в художественном творчестве новогодней картины, которая становится агитационно-массовым видом китайского изобразительного искусства. Новые картины няньхуа превращаются в средство популяризации идеологических установок и политических лозунгов правительства. Производство и сбыт художественной продукции приобретает особый размах: только в 1950 г. было издано 400 новых няньхуа тиражом приблизительно 7 млн. экземпляров1. Производство и сбыт картин переходит в ведение государства.

С точки зрения жанрово-тематической типологии, наибольшее развитие получили картины общественно-политической тематики (составляют две трети всех картин), благопожелательные, календарные. Активно развивается бытовой жанр. Он тесно связан с общественно-политической тематикой. Художники посредством жанровых композиций поясняли важные общественные события. Без внимания художников остаются театральные, литературные, пейзажные картины.

Эволюция и художественные особенности няньхуа второй половины XX века

Несмотря на масштабное увеличение продукции, в целом, ее характеризует жанровая, тематическая и сюжетная узость. Использовались лишь те жанры, темы и сюжеты, которые отражали общественно-политические события в стране, непосредственно поясняли и пропагандировали политические установки и лозунги. Эти жанрово-тематические ограничения можно объяснить особенностями послевоенного времени и политической ситуацией. Страна находилась в тяжелых экономических условиях: хозяйственная разруха, нищета, неграмотность населения. Огромное влияние на формирование нового облика нянъхуа оказали «идеи Мао Цзэдуна» о неотторжимости художественной деятельности от политических задач, общедоступности искусства, о приоритете политической ценности над художественной ценностью в произведениях. Еще в мае 1942 г. в г. Яньани состоялось совещание по вопросам литературы и искусства, на котором впервые в истории социалистического Китая Мао Цзэдуном была озвучена концепция новой культуры. В соответствии с «идеей Мао Цзэдуна», произведения литературы и искусства призваны решать конкретные политические задачи на текущий момент, выполнять агитационные функции, по существу, превращаясь в разновидность политической пропаганды1. Мао Цзэдун выделял два критерия оценки каждого произведения искусства - политический и художественный, но главным критерием являлась политическая сторона.

Другой важный аспект новых художественных произведений -«общедоступность». Основная масса населения к середине XX в. оставалась неграмотной или, в лучшем случае, малограмотной и, в подавляющем большинстве, находилась вне сферы воздействия прогрессивной литературы и искусства. Мао Цзэдун считал, что литераторы и художники должны обеспечить «общедоступность» результатов их творческого труда, что означает «доступность для рабочих, крестьян и солдат».1

Таким образом, именно такие аспекты, как «общедоступность» и политическая запрограммированость, обеспечили благоприятные условия и дали мощный толчок для развития новой новогодней картины в послевоенный период, которая мыслилась как важный фактор политической пропаганды.

Правительство Китая придавало важное значение развитию няньхуа. 26 ноября 1949 г. правительством КНР была принята к действию резолюция Мао Цзэдуна «О движении за развитие новых няньхуа под руководством министерства культуры правительства Китая». В документе говорится: «Новые картины няньхуа в настоящий период должны освещать великие победы китайского народа в освободительной войне и народной революции; прославлять Образование КНР; пропагандировать правительственные программы экономического строительства; агитировать за окончательную победу в революционной борьбе; мобилизовывать народные массы на восстановление и развитие производства в промышленности и сельском хозяйстве».2

Таким образом, учитывая огромное значение новогодней картины как агитационного и массового вида искусства, ей отводилась особая роль в культурном развитии Китая, которая и была отражена в «резолюции Мао Цзэдуна».

В соответствии с «резолюцией Мао Цзэдуна» отделы по образованию и культуре повсеместно стали привлекать к созданию новых новогодних картин художников разных направлений и жанров, профессиональных мастеров резчиков и печатников.

Для первой серии выпущенных в 1949 году произведений были привлечены работы известных мастеров-граверов и художников гохуа: Чжан Дин «Детский трудовой отряд» (Эртун лаоцзюнь), Ли Цюнь «Выборы» (Жэньминь дайбяо сюаньцзюй дахуэй), Дэн Шу «Учиться культуре» (Сюэ вэньхуа), Фэн Чжэнь «»Детские игры» (Вава си). Их работы характеризуются высокой техникой исполнения, сочностью ярких красок и оптимистической настроенностью. Сохранив декоративный строй старой новогодней картины (локальный цвет, плоскостный и силуэтный рисунок, яркий и контрастный колорит, повествовательный характер), они, тем не менее, внесли в композицию новогодних картин разнообразие тем и мотивов, отвечающих текущим политическим задачам.

На смену устойчивым традициям использования системы выразительных приемов няньхуа приходит установка на отражение творческого метода, которым признается «революционный реализм». Для его овладения многие художники няньхуа обратились к реалистическим приемам станковой масляной живописи, чтобы с ее помощью освещать новую тематику, связанную с прямым отображением человека, его окружающей действительности. На основе реалистического метода художники стремились передать зрителю драматизм революционных лет, пафос победы, запечатлеть подвиги реальных людей, создавать портреты лидеров. Многие мастера в своем творчестве пытались создать синтетический стиль, объединяющий элементы европейской живописи и традиции народной картины. В таких произведениях авторы стремились сохранить традиционные приемы народного искусства: яркость силуэтов, ритмическое сочетание цветовых пятен, символизм образов.

В 1950 г. Всекитайская ассоциация работников изобразительного искусства совместно с издательством «Синьхуашудянь» организовала «Всекитайскую выставку няньхуа 1949-50-х гг.», где было представлено 309 картин. Тематика произведений отражала грандиозные перемены в стране, земельную реформу в деревне, и воссоздавала историю славных побед народной революции. С точки зрения художественной формы и стиля, произведения первых лет следовали традициям старых няньхуа. Они также выполнялись, преимущественно, в традиционной технике ксилографии. Министерство культуры с целью активизации творчества в области няньхуа, выдвинуло ряд произведений для награждения1.

События, связанные с провозглашением Китайской Народной Республики нашли отражение на картине «Председатель Мао принимает военный парад» (Мао чжуси даюэбин) 1950 г. Художник запечатлел исторический момент - военный парад на площади Тяньаньмэнь. На картине нарисованы стоящие в ряд танки, пушки, зенитные орудия, флаги легендарной 8-й армии развиваются на ветру. Рядом с боевой техникой -участники военных сражений отдают честь Мао Цзэдуну. Председатель Мао изображен приветствующим доблестные войска, объезжая ряды участников парада на военном автомобиле. На заднем плане в небе нарисована военная авиация. На картине армия олицетворяет военную мощь и гордость государства. Среди произведений, отражающих празднование победы народной революции и войны освобождения, а также торжественных событий, связанных с провозглашением Китайской Народной Республики известны сюжеты: «Морской парад в Шанхае» (Шанхай даюсин) 1950 г., «Слава Образованию Китайской Народной Республики» Гу Июня, «Да здравствует провозглашение КНР» Цзян Яня1.

Возвеличения Мао Цзэдуна становится, едва ли не основной темой на китайской народной картине, начиная с 1940-х годов. В произведении «Подарок Председателю Мао» (Сян Мао чжуси сянь ли) отражены события первого съезда Всекитайского народно-политического консультативного совета Китая, проходившего в Пекине в сентябре 1949 года. Делегаты съезда из Синьцзяна (Тибет), желая выразить свою горячую любовь народному вождю, преподнесли Председателю Мао в подарок национальную одежду - меховое пальто и головной убор.

Похожие диссертации на Китайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция