Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монументальная живопись М.А. Врубеля Киевского периода : опыт семиотического анализа Давлитшин, Юрий Фаатович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давлитшин, Юрий Фаатович. Монументальная живопись М.А. Врубеля Киевского периода : опыт семиотического анализа : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Давлитшин Юрий Фаатович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования

Для исследователя, изучающего искусство XXI в. важно увидеть истоки сложных явлений современного искусства в искусстве века прошедшего. Среди русских художников рубежа XIX- XX вв., заложивших основы современного искусства, особое место принадлежит М.А.Врубелю, творческие открытия которого дали важный импульс развитию модернистской линии отечественного искусства. Степень влияния Врубеля на творчество русских живописцев-новаторов сопоставима с влиянием П.Сезанна на модернистское искусство Запада.

Художник особым путём пришёл ко многому из того, что было открыто европейской живописью, разработав свой вариант обновления языка живописи, активизации пластической формы. Важным этапом на пути создания собственного изобразительного языка стало обращение художника к забытым традициям средневекового монументального искусства. Михаила Александровича Врубеля можно с полным правом назвать пионером творческого освоения русско-византийской живописи. Киевский период творчества художника был временем открытого интенсивного проникновения в суть средневекового наследия и его творческого освоения в соответствии с задачами искусства нового времени. В дальнейшем эта взаимосвязь становится сложнее и тоньше, но она продолжает существовать в искусстве мастера. Несмотря на очевидную ценность и стилистическое своеобразие, эти произведения до сих пор остаются на периферии исследовательских поисков и теоретического осмысления. Между тем такие исследования могут помочь по-новому взглянуть на сложный процесс зарождения художественной системы символизма в творчестве Врубеля в 80-е годы XIX в., увидеть связь этого направления с другими явлениями русского искусства XX в.

Особого внимания заслуживает изучение формальной стороны монументальных работ мастера. Сам Врубель говорил, что все его творческие усилия направлены на поиски адекватной формы для выражения того или иного содержания. Поэтому оправдано применение методов структурно- семиотического анализа к изучению росписей Кирилловской церкви и эскизам росписи Владимирского собора. В сферу анализируемого материала попадают такие неизобразительные элементы как: формат произведения, его размер, система перспективы, соотношение масштабов и др., которые не входят в сферу интересов традиционных методов искусствоведческих исследований. Кроме того применение методов

структурно-семиотического анализа к произведениям религиозного искусства помогает лучше понять сложную семантику его изобразительных средств и различных символов.

Степень изученности проблемы. В современном искусствознании творчеству М.А.Врубеля посвящены труды М. М. Алленова, М. В. Алпатова, Г. А. Анисимова, М. Ю. Германа, Э. П. Гомберг-Вержбинской, А. П. Гусаровой, Н. А.Дмитриевой, Л. С. Журавлёвой, Д. 3. Коган, В. А. Леняшина, В. И. Плотникова, Г. Г. Поспелова, А. А. Русаковой, А. А. Сидорова, П. К. Суздалева, Н. О. Тамручи, Н. М. Тарабукина, О. А. Тарасенко, А. А. Фёдорова-Давыдова, А. К. Флорковской, А. Т. Ягодовской. Каждый из названных авторов рассматривает ту или иную проблему творчества художника или разные периоды его творческой жизни. Наименее разработанной темой является киевский период творчества Врубеля. Чаще всего внимание исследователей сосредоточено на произведениях московского периода, в которых Врубель - уже сложившийся мастер, только расширяющий и разрабатывающий идеи, темы, приёмы, найденные им в годы работы в Киеве.

Анализ врубелевского наследия киевского периода в той или иной степени представлен в работах разных авторов. Среди наиболее обстоятельных следует назвать статью М. М. Алленова, посвященную анализу акварельных этюдов цветов киевских лет, и статью О. А. Тарасенко, рассматривающую национальные истоки в русской живописи конца XIX-начала XX века на примере четырех художников: М.А. Врубеля, П.В. Кузнецова, Н. К. Рериха и К.С. Петрова - Водкина. Однако, объектом монографического исследования не становились росписи Врубеля для Кирилловской церкви и эскизы росписи для Владимирского собора. Не предпринимались попытки исследования этих работ с позиции структурно-семиотического анализа.

Современные методы структурно-семиотических исследований сложились на базе структурной лингвистики, основоположником которой был Ф. де Соссюр. Позже предложенные им методы исследования были развиты в трудах французских структуралистов: Р. Барта, Ж. Лакана, К. Леви-Строса и др. В дальнейшем структурный метод был обогащен идеями семиотики. Крупнейшими представителями этого направления являются У. Эко и Ю. М. Лотман.

Семиотика изобразительного искусства посвящены работы Э. Лича, Б.Кокюлы, К. Пейруте, Ф. Тюрлеманна, Ф.-М. Флоша. В России исследования произведений изобразительного искусства с позиций структурно-семиотического анализа очень малочисленны. Самыми

авторитетными представителями этого направления в отечественном искусствознании являются С. М. Даниэль, Б. А. Успенский.

Применение методов структурно-семиотического анализа к изучению произведений М. А. Врубеля киевского периода позволяет уйти от иконографической описательности и обратиться непосредственно к их художественно-языковой структуре. Изучение формальной стороны монументальных произведений Врубеля с использованием таких методов способно существенно углубить знание об особенностях художественного видения и эволюции художественных форм в творчестве мастера в переходный период русского искусства рубежа веков.

Объект исследования - киевский период творчества М. А.Врубеля.

Предмет исследования - монументальные работы М. А. Врубеля для Кирилловской церкви и эскизы к росписям Владимирского собора.

Цель диссертационного исследования - опираясь на принципы семиотического подхода к изучению изобразительного искусства, проанализировать особенности изобразительного языка М. А. Врубеля в монументальных росписях киевского периода, проследить влияние древнерусского и византийского искусства на формирование художественно-изобразительной системы художника-новатора.

Задачи исследования заключаются в следующем:

проанализировать особенности творчества М. А. Врубеля киевского периода, проследив формирование нового изобразительного языка в росписях Кирилловской церкви и эскизах росписи Владимирского собора;

обосновать необходимость и сформулировать принципы структурно-семиотического подхода к анализу монументальной живописи М. А. Врубеля;

провести структурно-семиотический анализ росписей Кирилловской церкви и эскизов к росписям Владимирского собора, выявляя истоки художественного языка М. А. Врубеля.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет структурно-семиотический подход к изучению изобразительного искусства. Основное методологическое положение состоит в том, что культура является знаковой системой, в пределах которой функционируют частные знаковые системы (в том числе, знаковая система искусства), подчинённые определённым закономерностям.

Методологический базис определяется работами представителей французского структурализма, в частности, Р. Барта, исследованиями Тартусско-московской семиотической школы, особенно Ю.М.Лотмана,

Б.А.Успенского, В.Н.Топорова, а также работами, сочетающими семиотический и феноменолого-герменевтический подход Э.Панофского, П.А.Флоренского.

Выбор других методов исследования обусловлен междисциплинарным характером работы на границах предметных областей эстетики, философии, психологии восприятия, иконологии, истории русского искусства. В работе применены следующие методы:

— формальный метод использовался для выделения и анализа основных
изобразительных элементов живописных произведений;

— на сравнительно-историческом и культурно-историческом методах
основывается анализ изобразительных систем средневековья и Нового
времени;

— с использованием иконографического метода проводилось исследование
сюжетов и композиционных схем росписей и эскизов к ним;

— биографический метод позволил определить место монументальных
росписей и эскизов к ним в творчестве Врубеля киевского периода.

Основные положения, выносимые на защиту:

— роль киевского периода в формировании самобытного художественного
стиля М.А. Врубеля ещё в 1960-е годы подчеркивалась исследователями
творчества мастера. Однако вплоть до настоящего времени из поля зрения
учёных выпадало значение монументальных храмовых росписей и эскизов
Врубеля, во многом определивших символистскую ориентацию его
художественных поисков;

— формальной стороне своих творческих исканий Врубель уделял
первостепенное значение. Это даёт основание для применения структурно-
семиотического подхода к анализу его произведений, поскольку структурно-
семиотический подход нацелен на изучение системы художественного языка
и семантики его отдельных элементов;

— структурно-семиотический анализ рассматривает в качестве объектов
исследования элементы ранее не входившие в поле зрения искусствознания.
В качестве основных объектов анализа в данном исследовании выделены:
свойства и параметры изобразительного поля: его размер, формат, характер
поверхности. Кроме того композиционно-пространственная и светоцветовая
организация изображения рассматривается сквозь призму структурных
бинарных оппозиций, что также не характерно для традиционного
искусствоведческого анализа;

— структурно-семиотический анализ монументальных храмовых росписей и
эскизов М. А. Врубеля позволил проследить, как из взаимодействия и
трансформации разновременных художественных систем (средневековой,

ренессансной, академической) складывается собственный художественный язык мастера;

— если в работах для Кирилловской церкви соединение различных
художественных систем вносит в росписи элемент конфликтности, то в
эскизах к росписям Владимирского собора мастер находит своеобразный
синтез, на основе которого формируется уникальный стиль Врубеля,
созвучный художественным поискам эпохи.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

предметом монографического исследования стали монументальные работы М. А. Врубеля для Кирилловской церкви и эскизы росписей для Владимирского собора;

доказано влияние монументальных росписей и эскизов к росписям киевских храмов на формирование изобразительного языка М. А. Врубеля московского (зрелого) периода творчества;

применен структурно-семиотический подход к анализу монументальных произведений М. А. Врубеля в киевских храмах;

рассмотрен процесс становления самобытного художественного языка мастера, возникающего из взаимодействия и трансформации различных изобразительных систем (средневековой, ренессансной, академической).

Теоретическая значимость исследования. Предложенная в диссертации модель исследования художественного творчества может служить методологической основой для изучения творчества художников-новаторов, чей стиль формировался в сложные переломные моменты развития изобразительного искусства и испытал влияние различных изобразительных систем.

Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по семиотике, теории композиции, культурологии, эстетики, истории русского искусства в средних и высших учебных заведениях художественного профиля. Результаты диссертационного исследования могут лечь в основу дальнейшего изучения развития и трансформации изобразительного языка отечественного и зарубежного живописного искусства XX-XXI вв.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в докладах на научных конференциях:

— X Всероссийская научно-практическая конференция «Декабрьские
диалоги» (4-5 декабря 2006 г., Омский областной музей изобразительных
искусств им. М. А. Врубеля);

— Международная научно-практическая конференция «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке (25-26 марта 2010г., РГПУ им. А. И. Герцена, факультет изобразительного искусства).

По теме диссертации опубликовано (2006-2011гг.) четыре статьи общим объёмом 1,5 п.л.

Материалы диссертации использовались в педагогической деятельности соискателя в процессе научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в средних и высших учебных заведениях художественного профиля. Обсуждение результатов исследования проводилось на семинарских занятиях аспирантов и соискателей, а также на заседаниях кафедры рисунка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основная часть работы изложена на 137 страницах печатного текста. Список литературы насчитывает 167 наименований отечественных и зарубежных авторов. В приложении приводятся список иллюстраций и альбом репродукций работ М. А. Врубеля для киевских храмов.

Похожие диссертации на Монументальная живопись М.А. Врубеля Киевского периода : опыт семиотического анализа