Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Цао Юэ

Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси
<
Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цао Юэ. Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Цао Юэ; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 216 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-17/54

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. КИТАЙСКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ДАОСИЗМА XIV-XV ВЕКОВ

  1. Историко-культурная ситуация в Китае 17

  2. Религиозное мировоззрение в Китае 20

  3. История развития китайской религиозной фрески 25

  4. Художественные особенности фресковой живописи даосизма

1.4.1 Философско-эстетические и функционально-смысловые связи
китайской храмовой архитектуры и фресковой живописи даосизма...32

1.4.2 Сюжетно-тематические особенности фресковой

живописи даосизма 35

1.4.3 Достижения выдающихся мастеров фрески XIV-XV вв 44

1.4.4 Фреска в монастыре Юнлэгун - наследие и развитие китайской
традиционной фрески 48

ГЛАВА 2. ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ НА РУСИ В XIV-XV ВЕКАХ

  1. Историко-культурная ситуация на Руси 55

  2. Религиозное мировоззрение на Руси 58

  3. История развития православной фресковой живописи на Руси 63

  4. Художественные особенности православной фрески

2.4.1 Духовно-нравственные и художественно-пластические связи
архитектурного пространства русского православного храма и его
фресковой живописи 65

2.4.2 Сюжетно-тематические особенности фресковой живописи

православия 69

2.4.3 Достижения выдающихся мастеров русской православной фрески

XIV-XV вв 75

ГЛАВА 3. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ВО ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСИ ДАОСИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ (СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

3.1 Художественно-религиозная структура даосских и православных
фресок

3.1.1 Воплощение эстетических и нравственных идеалы, во фресках
даосизма и православия 85

3.1.2 Церковные и изобразительные каноны фресковой живописи даосизма

и православия 93

3.1.3 Знаковые, числовые и цветовые символы во фресках даосизма и
православия 101

3.2 Художественно-пластические методы создания даосских и
православных фресок

  1. Принципы композиционного построения фресок 114

  2. Духовно-нравственные и художественно-эстетические особенности даосской и православной фресковой живописи 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 153

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Хронологическая таблица китайских династий 172

Приложение 2. Специальные термины 173

Приложение 3. Альбом иллюстраций 175

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию средств воплощения канонов даосизма и русского православия во фресковой живописи XIY-XV веков, выявлению их художественных особенностей и уточнению их роли в истории становления национальной традиции. Исследование проводится на основе сопоставительного анализа древних религиозных фресок Китая и России.

Актуальность исследования

Искусство и религия представляют собой два феномена культуры относящихся, на первый взгляд, к различным областям общественного сознания. Они оба тесно связанны с духовной материей и истолковывают смысл и значение человеческого существования. В Средние века религия брала на себя функцию регламентирования духовной жизни людей и управляла многими культурными формациями, в том числе и искусством.

В религиозной культуре настенная живопись играет особую, крайне важную роль. С позиции религии, основной целью создания фресок является не столько украшение интерьера (хотя его художественно-эстетическая выразительность неоспорима), сколько религиозно-философская доктрина, превращающая данный вид монументальной живописи в средство духовного влияния. Фрески, заключающие в себе такие изобразительные элементы, как линия, силуэт, цвет и цветовая гармония, создают особую атмосферу святости, сопричастности человека к горнему миру. В то же время они обладают удивительной красотой и художественно-эстетической значимостью.

При создании даосской и русской православной религиозной живописи использовалось довольно много общих художественных методов, что указывает на некоторые универсальные культурные истоки, восходящие к традициям прославления духовных основ мироздания. Исследуя и сравнивая китайские даосские и русские православные фрески,

можно лучше понять и глубже осмыслить различные процессы и изменения, происходившие в изобразительном искусстве XTV—XV веков, осуществить параллельный сопоставительный анализ вершин развития двух национальных культур.

Народное искусство отражает духовные особенности нации. Искусство прошлого обладает определенной этнической выраженностью. Его тщательный анализ позволяет понять суть китайского и русского искусств в целом, а также выявить квинтэссенцию традиционной культуры и национальную специфику сакральных художественных произведений.

В этой связи актуальность настоящего исследования обуславливается необходимостью укрепления в человеке духовных и нравственных сил, основанием которых являются идеи даосизма и православия, их культурно-эстетическое влияния на общество на современном этапе истории Китая и России. Это способствует воспитанию и верной ценностной ориентации молодежи в сложной картине художественной жизни двух братских стран, важностью популяризации художественно-эстетических основ религиозного искусства как неотъемлемой части культурно-исторического наследия двух стран.

В настоящее время фундаментальных исследований, посвященных изобразительному искусству, в Китае создано немало. Однако проблема сопоставительного изучения китайской и русской художественных культур XIV-XV веков остается крайне малоизученной. Исследование данной темы актуально, ибо является прямым результатом процесса активизации межкультурной интеграции, а это в свою очередь позволяет еще раз прикоснуться к драгоценному наследию, оставленному великими русскими и китайскими мастерами церковной живописи.

Степень изученности проблемы

В области религиозного китайского искусства наиболее исследована буддийская настенная живопись пещерного храма в Дуньхуан. Даосской фреске не уделялось достаточно внимания, и она не изучалась на

протяжении длительного времени. Только после обнаружения в 1950-х годах фресок в монастыре Юнлэгун в Китае проснулся интерес к изучению даосской религиозной настенной живописи.

В статье «Открытие палаты Саньцин монастыри Юнлэгун» (1986) Ван Сюнь (3) проводит тщательный историко-искусствоведческий и иконографический анализ фрески «Чаоюань», расположенной в зале Саньцин монастыря Юнлэгун и запечатлевшей основных божеств даосского пантеона.

Исследователь даосской культуры Цин Сигай (Ш^Ш) в книге «Китайский даосизм» (1994) обратил внимание на романтический «дух» даосской живописи, порожденный даосской философией. Автор подчеркивает, что даосская живопись также имела огромное влияние на портрет и пейзажную живопись стиля шаньшуй.

Ван Иэ (ЗіЖШ) в книге «Даосизм и искусство» (1997) указывает на то, что даосские фрески относятся к категории массового народного искусства. Она полагает, что вся храмовая фресковая живопись стиля шуйлу (в том числе конфуцианские, буддийские, даосские религиозные картины) является разновидностью даосской фрески.

«История китайского искусства» (1998), изданная под редакцией профессора Ван Чжаовэня (ЕЕШ1) и посвященная китайскому искусству эпохи правления династии Юань, представляет собой попытку исследования даосских фресок того времени и является значимым источником для изучения творчества мастеров и самих фресок Юнлэгуна.

Ду Чжэсэн 0) в своем научном труде «Китайская живопись в период правления династии Юань» (2000) пишет о том, что стиль и техника создания даосской фрески XIV века наследуют традиции и сохраняют художественные и культурные особенности народной живописи.

В искусствоведческой литературе Китая история русского искусства рассматривается мало, а древнерусское искусство и вовсе остается

неизученной областью, неким белым пятном. К тому же в высшем художественно-педагогическом образовании страны отсутствует преподавание истории древнерусского искусства и искусства Руси средних веков.

Для России же характерна высокая степень изученности древнерусского и русского средневекового искусства, чему посвящен целый ряд фундаментальных исследований. Например, труды М.В. Алпатова «Этюды по истории русского искусства» (1967) и «Древнерусская иконопись» (1974), в которых ученый тщательно исследовал искусство древней и средневековой Руси, считая, что ему принадлежит ведущая роль в истории русской культуры. Именно Алпатов отметил особый гуманизм произведений А. Рублева.

В.Н. Лазарев в монографиях «Древнерусские мозаики и фрески»
(1973), «Московская школа иконописи» (1980) и «Русская иконопись от
истоков до начала XVI века» (1983; переиздания 1994; 2000) дает высокую
оценку живописи древней Руси XIV-XVI веков. Автор подробно, с .1

глубоким знанием рассказывает о зарождении национальной монументальной и станковой живописи, о технике создания и эстетике русской иконы, о ведущих художественных школах, об отдельных мастерах и лучших произведениях.

М.А. Орлова в монографии «Наружные росписи средневековых храмов: Византия. Балканы. Древняя Русь» (2002) формирует целостное представление о наружной живописи как особом и существенном явлении средневекового искусства, определить ее историко-культурное и художественное значение.

Проблеме изучения древнерусской живописи посвящали свои труды и ряд других ученых.

Благодаря налаживанию дипломатических связей интерес к феномену даосизма в России зародился уже в XVIII веке и продолжался до середины XIX века. Здесь следует назвать труды Н.Я. Бичурина («Лао-цзы

и его учение», 1842), В.П. Васильева («Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм», 1873), С.С. Глаголева («Китайские религии», 1901).

В числе современных исследований даосизма можно выделить сборник статей под редакцией Л.С. Васильева «Дао и даосизм в Китае» (1982), монографию Е.А. Торчинова «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания» (1993). Однако на общем фоне публикаций по даосской тематике проблема даосской живописи остается в России по существу неизученной.

Источниковедческой базой диссертационного исследования служили сохранившиеся фрески XIV-XV веков и посвященные им научные труды. В Китае проведено тщательное изучение даосских религиозных памятников XIV - XV веков. Наибольшую научную ценность представляет фресковая живопись монастыря Юнлэгун в Жуйчэне (1294-1358) и фрески в храме Чаоюаньгун в уезде Яосянь (середина XIV века)., а также росписи в монастырях Цинлун в Цзишане (1385), Ваныноугун в Гаопине (середина XIII века), фрески в храмах Шуйшэнь уезда Хундун (1324) и Цзи'и уезда Синьцзян (конец XV — начало XVI века). Кроме них к изучению привлекались материалы исследований росписей даосского храма города Линьфэнь (середина XTV века), находящиеся в Канаде в Королевском музее Онтарио (Royal Ontario Museum) в Торонто.

В России изучена религиозная живопись памятников XIV-XV веков. Это фрески церкви Спаса Преображения (1378) и церкви Федора Стратилата (1360-1361) в Великом Новгороде, Успенского собора (1408) во Владимире, Успенского собора (1475-1479) и Благовещенского собора (1484-1489) на территории Московского Кремля, храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502) Вологодской области, храмовая живопись Пскова. Не прекращается работа по изучению собрания фресок и икон Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и Государственной Третьяковской галереи в Москве. Исследованы описания настенной православной живописи Успенского

собора на Городке в Звенигороде, церкви Спаса Преображения на Ковалевом поле в Великом Новгороде.

Гипотеза исследования. Русская православная и китайская даосская фресковая живопись представляют собой два различных типа миросозерцания двух разных народов и разных типов религиозного сознания. В живописи этих стран были разработаны уникальные художественные приемы воплощения и прославления духовных основ мироздания, что указывает на универсальные культурные истоки общечеловеческого восприятии мира.

Объект исследования - храмовая живопись Китая и Руси XIV-XV веков.

Предмет исследования — сопоставление даосской и древнерусской живописи XIV-XV веков.

Границы исследования. XIV-XV века являются эпохой расцвета русской религиозной живописи, крайне важным периодом, когда происходит переосмысление византийской традиции и формирование самобытной русской иконописи, новой иконографии, отличительных черт русского национального искусства. Фресковая живопись Китая, порожденная слиянием буддийского искусства, пришедшего из Индии, с собственными художественными традициями в XLV-XV веках также поднялась на высокий художественный уровень, тем самым, обозначив исторические рамки нашего диссертационного исследования.

Цель исследования

Целью исследования является сопоставительное изучение национальных традиционных систем фресковой храмовой живописи Китая и Руси и анализ ее влияния на становление духовных основ национального искусства.

Задачи исследования

- исследовать феномен возникновения и процесс эволюции китайской даосской фрески XIV-XV веков;

— изучить особенности русской фресковой живописи XIV—XV веков
как историко-культурную параллель средневековой китайской фрески;

— рассмотреть и сопоставить религиозно-философскую и
духовно-нравственную составляющие даосской и русской фресковой
живописи XTV-XV веков;

— осуществить сопоставительный анализ
художественно-пластического строя даосской и русской православной
фресковой живописи XTV-XV веков с целью выявления их
изобразительных особенностей.

Методология исследования носит комплексный характер и обусловлена проблематикой и задачами диссертации. Для решения поставленных задач диссертантом использован метод сопоставительного анализа как составляющая историко-искусствоведческого анализа, в процессе которого особую значимость приобретали исторические факты, определившие подъем культуры в Китае и на Руси, в частности эволюцию фресковой живописи.

Исследование даосской и православной фрески опирается на положения религии, философии, эстетики, теории и истории живописи, помогающих глубже понять особенности создания и факторы развития данного вида искусства. Сопоставляя художественные особенности фресковой живописи, сюжеты китайских фресок X1V-XV веков в Жуйчэне, Цзишане, других регионах страны, технику их исполнения с русскими фресками того же периода в Великом Новгороде, Пскове, Москве, ряде других городов, при всем различии можно неожиданно обнаружить известное сходство принципов становления исторической преемственности их изобразительных традиций в пределах той или иной художественной школы.

Помимо использовавшегося в работе метода сопоставительного
анализа, диссертантом применялись также методы

историко-художественного, феноменологического и формального анализа

произведений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Данное исследование является первым научным опытом комплексного сопоставительного анализа даосской и русской православной фресковой живописи XIV-XV веков.

  2. Впервые в истории религиозного фрескового искусства Руси и Китая исследуемого периода выявлены общие черты в системе художественной организации даосской и православной живописи, например, в цветовом решении, применении линии, наличии нимба и т.д., указывающие на признаки параллельного развития национальных культур Востока и Запада.

  3. Даосские и православные фрески впервые исследуются в совместном сопоставлении как каноны двух религий, демонстрирующие идеальные, канонические и символические особенности церковной стенописи в историческом контексте двух национальных культур.

На защиту выносятся следующие положения:

- общие черты в художественной структуре даосских и
православных фресок: религиозные, художественные и эстетические
идеалы характеризуются стремлением к красоте и добру; посредством
системы художественных символов они выражают религиозные и
духовно-нравственные представления; религиозные и художественные
каноны двух религий взаимообуславливают и стимулируют друг друга;

- художественно-пластические особенности даосских и
средневековых русских православных фресок находятся в структурном и
смысловом единстве с архитектоникой построения храмового
пространства как целостности, и при сопоставительном анализе фресок их
содержание демонстрирует масштабную картину мироздания в его
материальном и идеальном воплощении;

- сопоставительный анализ религиозно-философских основ даосизма
и православия доказывает, что традиционная высокая духовная

просветленность русской церковной фресковой живописи отражает православный аскетизм, а стремление к физическому и духовному бессмертию в даосизме придает даосским фрескам романтические черты;

— исторические процессы интеграции культур Китая и России в наши дни имеют целью как их духовное и художественное взаимообогащение, так и бережное сохранение самобытной национальной традиционности.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии общих закономерностей композиционного построения и особенностей художественной организации средневековой русской православной и даосской фресковой живописи, в актуализации ее исследования, а также в доказательстве возможности поиска новых путей в комплексном сопоставительном изучении данной проблемы. Теоретические положения диссертации расширяют научные представления об особенностях даосской и русской православной фресковой живописи как двух параллельно развивавшихся художественных систем, обладающих не только различием, но и сходством. В исследовании отражено философско-эстетическое содержание религиозного искусства, определено историческое место даосской и православной фрески в мировом искусстве, что раскрывает дополнительные возможности научно-теоретического обоснования государственной программы развития национальных художественных культур.

Практическая значимость диссертации заключается в ее воспитательной роли, в содействии процессам укрепления уважительного отношения к национальным духовным и культурным ценностям. Изучение старых художественных школ России и Китая является важным фактором создания основ методологии преподавания древнего искусства в вузах КНР, а также упрочения культурных связей двух дружественных стран. Кроме того, значение работы видится в помощи культурологам, религиоведам, музейным работникам, художникам, искусствоведам, реставраторам в деле восстановления и сохранения памятников -

национального достояния обеих стран. Материалы исследования могут быть использованы в создании циклов учебных курсов, использоваться на семинарских занятиях по изучению истории искусства и художественной культуры в высшей школе, лечь в основу подготовки и внедрения в учебный процесс новых образовательных дисциплин, посвященных изучению церковного искусства России и Китая, стать ядром создания учебных пособий и научных трудов по фресковой живописи православия и даосизма.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается полнотой и разнообразием привлеченного к изучению исторического материала, базируется на реально существующих материальных объектах - китайских и русских фресках XTV-XV веков и обеспечивается выбранной комплексной методикой проведения исследования, основанной на фундаментальных положениях теории и истории изобразительного искусства и эстетики. Выводы подкреплены обращением к трудам авторитетных исследователей древнерусского и китайского изобразительного искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты исследования могут найти применение в учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений России и Китая, в научных и учебно-методических изысканиях, использованы в работе художественных музеев при формировании экспозиций древнего искусства. Работа может быть адресована российским и китайским исследователям изобразительного искусства, реставраторам и музейным работникам, может использоваться в качестве справочного материала.

Апробация и внедрение результатов диссертации исследования

Результаты работы докладывались на научно-образовательной конференции в Юньнанском институте искусств (Китай, Куньмин, 2006). В докладе «Пространственное искусство в религиозной живописи» на конференции в Художественном научно-исследовательском институте

Сычуаньского университета (Китай, Чэнду, 2007), в докладе «Значение и
развитие религиозной живописи в университетском художественном
образовании» на X Международной российско-американской
научно-практической конференции по актуальным вопросам современного
университетского образования (Санкт-Петербург, 2007), а также на
Международной российско-китайской научно-практической конференции
в докладе «Современное состояние высшего художественного образования
в Китае в области религиозной живописи» (Санкт-Петербург, 2007), в
докладе «Символика даосизма в современном восприятии» на Российской
научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение
традиций в художественно-педагогическом образовании»

(Санкт-Петербург, март 2008).

Похожие диссертации на Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси