Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Кукенов Валерий Игнатьевич

Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи
<
Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кукенов Валерий Игнатьевич. Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 1998 171 c. РГБ ОД, 61:99-13/51-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков 14

1.1. Методологические проблемы изучения творчества 14

1.2. Значение педагогического опыта древнерусской иконописи в развитии творческого потенциала студентов 38

1.3. Технология моделирования профессиональной творческой деятельности студентов на занятиях живописи 68

Глава 2. Экспериментальная модель развития профессионального творчества студентов в процессе обучения живописи 86

2. 1. Технология развития профессионального творчества студентов на занятиях живописи 86

2. 2. Организация и ход экспериментальной работы 104

2.3. Результаты педагогического эксперимента. 120

Заключение .132

Литература 135

Приложения 150

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная педагогическая практика выдвигает на первый план рассмотрение вопросов о ценностных приоритетах российского образования, обновлении содержания и форм воспитания, повышении качества и эффективности педагогической деятельности, об информационном обеспечении учебного процесса.

Вместе с тем, это многообразие в системе образования привело к неопределенности педагогов в выявлении системы ценностей, идей и идеалов, которые могли бы быть восприняты современной учащейся молодежью в качестве источника личностного развития и духовного самоопределения. В вузах информационно - технологическое содержание образования нередко превалирует над духовно-ценностным, господствует культ абстрактной «новизны», утрачивается культурная преемственность классического российского образования.

Особенности исторического и культурного развития России оказали существенное влияние на становление и развитие самобытных школ изобразительного искусства, которые в свою очередь повлияли на профессиональную подготовку художников. Система обучения изобразительному творчеству в Древней Руси представляет собой сложный и малоизученный процесс, реконструкция которого плодотворно повлияла бы на развитие содержания и технологии образования современной России. Период древнерусской иконописи XIV-XV веков явился временем интенсивного развития многообразных художественных школ (новгородской, московской, владимирской).- Осмысление опыта подготовки и обучения художников-иконописцев вызывает несомненный интерес и актуально с точки зрения выявления культурологиче-

ских основ педагогической практики, возможностей преемственности данного педагогического наследия.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, совершенствованием системы подготовки художников-педагогов, развитием новых форм и подходов в обучении живописи будущих преподавателей изобразительного искусства в системе профессионально-педагогического образования;

во-вторых, важностью изучения творческого опыта древнерусской иконописи и применением его в системе подготовки художников-педагогов;

в-третьих, необходимостью создания новых технологий обучения живописи, способствующих совершенствованию и развитию профессионального творчества студентов.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Теоретическое исследование творческого профессионального развития личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В данный период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности. Платон и Аристотель подчеркивали идентичность утилитарного и творческого. Но уже в средние века творчество и профессиональное мастерство были отнесены к абсолютно различным мирам: первое - к божественному, второе -к материальному.

В эпоху Возрождения возникает иная оценка места и роли профессионального творчества в различных сферах человеческой деятельности. В европейском Ренессансе гармония творчества была проверена алгеброй мастерства (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль). Именно в этот период

формируется педагогика художественного творчества, рассматриваются вопросы обучения профессиональному творчеству в сфере искусства. Данная традиция существовала на протяжении XIII-XIX веков. В философских и эстетических системах данного периода разрабатывались специальные теории общекультурного и профессионального развития индивида, своеобразная «педагогика творчества», в центре которой оказывались механизмы творческого самоопределения и самореализации личности в процессе преобразующей деятельности.

Осмысление проблем профессионального творчества было бы невозможно без использования мыслительного потенциала отечественной культуры. Особенно следует выделить идеи и концепции таких мыслителей, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский.

Представленная историческая ретроспектива позволяет более глубоко исследовать современные педагогические подходы и идеи, рассмотренные в рамках определенных культурологических традиций.

За последние два десятилетия научные исследования в области педагогического знания о природе и механизмах творческого развития личности существенно расширились и дифференцировались. Сложились новые направления: психология и педагогика художественного, научного и технического творчества. Ведущее положение в науке заняли так называемые «уров-невые» концепции творчества, анализирующие его путем структурного рас= членения, выделения и исследования конкретных видов и форм творчества. В центре внимания исследователей оказались профессиональные виды творчества: художественное, научное и техническое. Таким образом, проблема профессионального творчества обретает многомерность своего проблемного

поля и все чаще становится объектом анализа не только отдельных наук, но и требует к себе комплексного подхода.

В современной литературе можно выделить три основных подхода и, соответственно, три основные концептуальные модели профессионального творчества: психологическую, операционально-кибернетическую и культурно-историческую. В исследовании рассматриваются преимущества и недостатки каждой модели. Результатом подобного рассмотрения явилась разработка автором культурно-исторической модели профессионального творчества. Автор акцентирует внимание на различии творчества любительского и профессионального, требующего специальной подготовки, соответствующего уровня образования и социальной компетентности. Профессиональное творчество не является, по мнению автора, отдельным видом творческой деятельности, а характеризует социальное качество многообразных видов человеческой деятельности.

На формирование авторской позиции оказали влияние работы отечественных психологов и педагогов. Психологические исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э.Ф. Зеера, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.А. Рубинштейна, а также педагогические работы В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, B.C. Безруковой, А.Л. Гройсмана, И.И. Карпушина, А.Н. Лука, А.А. Мелик-Пашаева, Г.М. Романцева, К.Д. Ушинского явились исходной методологической и идейной основой настоящего диссертационного исследования.

Искусствоведческую базу диссертации составили работы культурологического характера, определенным образом рассматривающие общие гуманистические основания русской культуры и образования. К ним можно отнести исследования М.В. Алпатова, А.В. Виннера, В.Н. Лазарева, Д.С. Лихачева, Б.В. Раушенбаха, Е.И.Соколова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

Необходимо отметить сложившееся за последние десять лет направление системно-структурного подхода в искусствоведении и этнографии, в центре внимания которого оказались педагогические аспекты творчества, выявленные в религиозной культуре. Педагогический потенциал религиозного искусства сегодня только начинает осмысляться, и исследования подобного рода носят скорее описательный характер, а не аналитический. Такими исследованиями являются работы В.Н. Волкова, А.П. Орловой, М.Н. Стельма-ховича, М.Г. Тайчинова, Е.П. Христовой.

Выделенные выше аспекты изучения профессионального творчества в различных гуманитарных науках указывают на степень научной разработанности проблемы и позволяют отметить, что избранное нами направление исследования - развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи - дает возможность осмысления механизмов преемственности и совершенствования современного педагогического процесса в высшей школе. Данный спектр нерешенных проблем обусловил выбор предметного поля исследования, его цели и задачи.

Наиболее сложной методической проблемой современной педагогической практики является проблема всеобщей обучаемости студентов художественной деятельности. Действительно, алгоритм обучения всех студентов продуктивному художественному творчеству в современном образовании не найден. Тезис о том, что каждый человек является творцом и художником, до сих пор остается абстрактным и априорным постулатом педагогической практики вследствие отсутствия технологии его реализации. Другой наиболее значимой проблемой, возникающей в процессе обучения изобразительному искусству, является утрата мотивации к художественному творчеству. Решение данной проблемы представляется автору наиболее существенным

шагом в развитии технологии обучения изобразительному искусству. Без осмысления данной проблемы тезис о всеобщей обучаемости изобразительному творчеству остается практически нереализуемым.

В современной педагогической практике эстетическое воспитание и художественное развитие студентов реализуются либо в форме освоения узкопрофессиональных умений и навыков (так называемая художественная грамотность), либо в форме информационного энциклопедизма. Однако мно-гознание не развивает художественные способности, а узкий профессионализм не способствует личностному творчеству. При художественной информированности и владении конкретными навыками изобразительной деятельности студенты подчас демонстрируют неразвитое художественное мышление и воображение, ограниченность творческого потенциала.

На наш взгляд, проблема заключается в отсутствии четких механизмов включения студентов в процесс культурного диалога. По крайней мере, подобный процесс не связывается с личностным развитием человека, за рамками внимания остается субъективный мир, потребности, интересы самого индивида, его самодеятельное мышление и чувствование не включаются в процесс культурного диалога.

Проблема развития культурного диалога применительно к практике обучения художественной деятельности состоит, по нашему мнению, в разработке технологии профессионального творчества студентов.

Итак, очерченное проблемное поле определяет авторскую исследовательскую стратегию и искомую структуру противоречий познания и педагогической практики. Противоречия всеобщности и индивидуальности в творческом процессе, художественной традиции и современности, знания и

ценности, мира культуры и жизненного мира молодого человека, творческого и репродуктивного в самодеятельной практике студентов определяют основные направления разработки предлагаемой авторской технологии художественного образования.

Выбор темы исследования, ее практическая значимость и педагогический смысл определяются проблемой формирования ценностного самосознания и навыков профессионального творчества студентов.

Объект исследования - профессиональное творчество студентов на основе изучения традиций древнерусской иконописи.

Предмет исследования - процесс формирования, развития и совершенствования профессиональной деятельности студентов на занятиях живописи.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка технологии развития профессионального творчества студентов, обучающихся декоративно- прикладному искусству.

Гипотеза исследования - профессиональное творчество студентов получит наиболее полное развитие, если будет основываться на опыте, средствах и традициях русской иконописи XTV-XV веков, на модели и технологии творческой деятельности студентов.

Достижение сформулированной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

разработать технологию обучения профессиональному творчеству студентов, опираясь на опыт русской иконописной школы;

выделить традиции самоопределения личности в педагогическом наследии русской иконописной школы XIV-XV веков;

рассмотреть модель развития профессионального творчества студентов в процессе обучения иконописи;

определить цели и задачи опытно-экспериментальной работы по созданию условий для преемственности традиций самоопределения личности на основе технологии обучения студентов древнерусской иконописи.

Методологической основой исследования является методология культурно-исторического подхода к познанию социальных явлений, духовного генотипа народа, который влияет на культуру, образование и воспитание. Изучение культурологического контекста древнерусской эпохи делает необходимым обращение к трудам таких историков, как А.В. Арциховский, А.Н Афанасьев, В.И. Даль, А.А. Коринфский, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков и Др.

На формирование общей методологической концепции большое влияние оказали идеи о самоценности человеческой личности, ее свободе, целостности и творческой природе, развитые в отечественной философии и педагогике (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.И. Ковалевский, А. Ф. Лосев, B.C. Соловьев, В.Н. Сорока - РосинскийДН. Трубецкой, К.Д. Ушинский,.).

В работе реализуется принцип системного подхода к познанию профессионального творчества и механизмов его развития (выделяются основания структурного многообразия видов профессионального творчества, их иерархия, морфология, характер связей, этапы развития). В системном исследовании процессов творчества автор опирался на работы И.В. Блауберга, В.Н. Кузьмина, В.Н. Садовского, А.И. Уемова, Э.Г. Юдина.

В диссертации реализуются также принципы аксиологического, ценностного подхода к пониманию природы творческой деятельности. Формирование ценностной сферы самосознания рассматривается автором в качест-

ве основы творческого самоопределения и определяющего условия личностной самореализации. Произведения, И.А Ильина,Н.О. Лосского, Е.Н. Трубецкого, С.Л.Франка существенно повлияли на выработку авторского взгляда на исследуемую проблему.

В ходе теоретической и практической работы использовались следующие методы исследования: метод наблюдений, экспериментальный метод, методы системного анализа, педагогического моделирования и проектирования, социологические методы (анкетирование, тестирование, интервью, контент-анализ документов и т.д.). Фактологическую основу исследования составили труды по истории цивилизаций и искусствоведению (М.В. Алпатов, Н.А. Барская, А.В. Бобров, Д.Ф. Говинский, Н.А. Дмитриева, В.И. Касиян, В.Н. Лазарев, Н.В. Покровский, Е.И. Соколов и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Разработана модель развития профессионального творчества и технология его освоения студентами.

  2. Представлена историческая реконструкция самобытной системы воспитания и образования в отечественной иконописной школе живописи.

  3. Создана экспериментальная модель реализации традиций древнерусской педагогики в современном образовательном процессе.

  4. Выявлены психолого-педагогические особенности развития профессионального творчества студентов на опыте освоения древнерусской иконописи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автор разрабатывает технологию моделирования процесса обучения профессиональному творчеству и реализует ее в процессе педагогического эксперимента.

Практическая значимость исследования заключается в создании новой учебной программы и технологии обучения изобразительному творчеству. Разработанная методика может быть использована для подготовки преподавателей декоративно-прикладного искусства. Автором разработаны конкретные рабочие программы по курсам живописи, декоративной живописи и иконописи. Материалы и выводы, сделанные в диссертации, особенно в ее экспериментальной части, могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены диссертантом на научных и научно-практических конференциях: Российской научно-практической конференции "Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий" (Екатеринбург, 1997), научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 1997), 3-й научно-практической конференции молодых ученых и специалистов УГППУ "Инновационные технологии в педагогике и на производстве" (Екатеринбург, 1997), конференции «Воспитание духовности» (Екатеринбург, 1998), 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 1998).

Результаты данного исследования отражены в 10 научных публикациях, рабочих программах и методических указаниях к практическим занятиям по живописи для студентов вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное творчество, не являясь отдельным видом деятельности, характеризует ее социальное качество и требует специальной под-

готовки, соответствующего уровня образования и социальной компетентно
сти.
v 2. Процесс обучения профессиональному творчеству студентов являет-

ся технологией моделирования духовного содержания социальных явлений и предстает как культурно-исторический диалог, способ личностной коммуникации в контексте культуры.

  1. Модель профессионального творчества студентов представляет собой операциональную систему деятельности с определенной последовательностью (алгоритмом) практических действий.

  2. Традиции обучения художника, сложившиеся в древнерусской иконописи XIV-XV веков, являются основой формирования системы знаний, умений и навыков профессионального творчества педагогов-художников.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена
^ последовательностью постановки и решения основных задач исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 171 страница, библиографический список включает 230 наименований

Методологические проблемы изучения творчества

Характерной чертой современного состояния исследований профессионального творчества является многообразие изучаемых проблем и применяемых методов, пестрота исходных теоретических позиций и конечных результатов. Наряду с очевидными успехами в области экспериментальных и прикладных исследований наблюдается значительное отставание разработок теоретико-методологических вопросов теории профессионального творчества.

Изменение объективного содержания проблемы творчества требует переосмысления теоретических результатов, достигнутых в процессе его исследования. Новый этап научного познания явлений творческой деятельности человека начался с середины 60-х годов. Именно в этот период происходит значительное расширение круга научных дисциплин, анализирующих разнообразные стороны творчества, выходит обширная литература по проблемам творчества в рамках различных естественных и гуманитарных наук, создается Комиссия Комплексного изучения профессионального художественного творчества при Научном Совете по истории мировой культуры под руководством Б.С. Мейлаха.

Долгое время изучение творческой деятельности человека носило фрагментарный характер и концентрировалось преимущественно в сфере психологических наук. За последние десятилетия в результате общего подъема научных исследований знание о творчестве существенно расширилось и дифференцировалось, возникли новые направления исследования.

К настоящему времени сложилось в качестве самостоятельных направлений - психология научного, художественного и технического творчества, социология творчества, эвристика и философское учение о творческой дея тельности человека. В современной литературе, посвященной исследованию проблем профессионального творчества, можно выделить три основных подхода и, соответственно, три основные концептуальные модели профессиональной творческой деятельности: психологическую, операционально-кибернетическую, и культурно-историческую.

Психологические модели сосредотачиваются преимущественно на индивидуальных внутренних процессах профессионального творчества. Среди узловых проблем, разрабатываемых современной психологией творчества, отметим следующие: анализ динамики процессов творчества, его психологических механизмов и структуры, творческих способностей личности, роли воображения, фантазии, интуиции, бессознательного в творческой деятельности (Я.А. Пономарев, С. Стоев, Б.С. Мейлах [114,153]).

Одновременно создаются операционально-кибернетические модели, возникла самостоятельная область знания о творчестве - эвристика - особая дисциплина, связанная с условиями программирования работы персональных компьютеров. В данных концепциях профессиональное творчество исследуется путем отвлечения от его содержательных характеристик и рассматривается как формально-алгоритмическая деятельность (В.Н. Пушкин [61], Ю.А. Филипьев).

Культурно-исторические концепции рассматривают профессиональное творчество, основываясь на изучении его социокультурных механизмов и закономерностей развития (B.C. Библер, М.М. Бахтин, М.Г. Ярошевский [20,29]).

Подобное многообразие подходов, аспектов, определений профессионального творчества имеет гносеологическую основу - оно отражает объективную сложность и многомерность такого общественного явления каким является творчество. Вместе с тем, в рамках поуровневого, многоаспектного подхода возникает большое число методологических трудностей: уровни и аспекты подчас не имеют ясно очерченных границ, что приводит нередко к тенденции трактовать проблему профессионального творчества либо как преимущественно психологическую, либо как логико-гносеологическую, довольно часто закономерности отдельных видов творчества выдаются за об-щую природу творчества в целом.

Несмотря на известные успехи, достигнутые в изучении профессионального творчества, продолжают оставаться нерешенными целый ряд проблем, имеющих принципиальное значение. Так, центральным вопросом, выступающим предметом дискуссии, является вопрос о природе и субстанциональных основах творческого процесса. Одни авторы рассматривают творчество как всеобщий атрибут природы, другие - как свойство предметной деятельности человека. В то же время в рамках деятельностного подхода к творчеству остается нерешенной проблема выявления типа связи творчества и деятельности. Ряд авторов связывают понятие профессионального творчества лишь с результативной стороной человеческой деятельности, характеризуя его как механизм продуктивного развития, другие - включают в это понятие не только результаты, но и сам процесс деятельности. До сих пор остается открытым вопрос о морфологии творчества, критериях выделения основных видов творческой деятельности.

Заслуживает внимания предпринятая в литературе последних лет, попытка связать профессиональное творчество с развитием человека, представить профессиональное творчество как родовую характеристику, способ бытия человека в социуме. (Г.А. Давыдова [58], СМ. Флегонтова, Л.Н. Коган [87]).В последнее время значительно возрос интерес к проблемам развития человека как субъекта творчества. Однако в большинстве работ данная проблема рассматривается либо в психологической, либо в абстрактно-гносеологической плоскости. Описательность, преобладание эмпирически-суммарного подхода к определению качеств творческого субъекта и путей их формирования - все это показывает, что проблема исследования творческого субъекта еще далека от своего разрешения. Достаточно определенно в современной литературе установлена связь творчества и культуры. Культура рассматривается как историческая предпосылка и условие развития творчества, как предметно-развернутое богатство творческой деятельности.

Значение педагогического опыта древнерусской иконописи в развитии творческого потенциала студентов

Анализ историко-педагогической, психолого-педагогической, культурологический, исторической и искусствоведческой литературы, касающейся вопросов художественного творчества и личностного развития студентов в процессе изобразительной деятельности является предметов пристального внимания ученых и практиков- педагогов. В целом литературу, в большей или меньшей мере созвучную теме исследования, можно разделить на несколько групп:

Произведения культурологического и искусствоведческого характера, определенным образом рассматривающие общие гуманистические основания педагогики изобразительного творчества. Это работы Д.С. Лихачева, B.C. Библера, А.Я. Гуревича, А.А. Мелик-Пашаева, Э.В. Ильенкова, М.М. Бахтина [20,29,76,106,116].

Так, М.М. Бахтиным, а вслед за ним и B.C. Библером была разработана теория диалогичности культуры и сосуществования различных цивилизаций в одной культурной эпохе. Это привело к организации научного поиска и формированию научных школ, получивших название "Диалог культур". Авторами указанной школы были сформулированы основные точки зрения на периодизацию культуры, хронологию и исторические судьбы древних культур. Данные идеи были реализованы Д.С. Лихачевым применительно к древней культуре Руси. Достаточно вспомнить его работы, посвященные исследованию литературного наследия Древней Руси. Но наиболее значимым для нашего исследования были разработки данной школы в методологии и методике осуществления этнокультурных реконструкций. Были выделены такие понятия, как «культурная общность», «культурный тип», «культурный артефакт», «диалог культур», «культурная традиция», «стиль культуры».

Осмысление данной литературы позволило нам выработать определенную методологию исследования, а именно методологию культурно-исторического подхода к явлениям культурного мира Древней Руси, реконструировать культурное и педагогическое наследие древнерусской иконописи. Реализовать принципы целостности и диалогичности культуры как реальные механизмы ее воспроизводства в современной педагогической практике.

Социально-педагогическая литература, рассматривающая проблему самоопределения и творческого развития личности в процессе обучения, механизмы формирования системы ценностей, принципов воспитания творческой самостоятельности. Значительный интерес представляют работы В.И. Андреева [8], посвященные закономерностям творческого развития в процессе обучения. А также аксйрлогические работы по педагогике Н.В. Кузьминой [97]. Данными авторами разработана классификация эвристических методов творческого обучения, анализ метода многомерных матриц. Так, матричный метод творческой деятельности основан на системном анализе новых связей и отношений как комбинации известного и неизвестного. Данный метод позволил нам выстроить свою технологию системного совмещения студентами известного, жизненного и мира неизвестной им культуры. Формированию ценностного самосознания посвящены работы Н.В. Кузьминой.

Особое внимание уделено автором поиску методологических основ педагогической технологии обучения в процессе изобразительного творчества. Были обобщены современные концепции и технологии личностного подхода в образовании. Прежде всего, необходимо остановиться на работах

Б.М. Бим-Бада [31] "Антропологические основания теории и практики образования", В.В. Серикова [184] "Личностный подход в образовании: концепция и технологии", В.А. Малахова [111] "Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру", О.Н. Крутова [93] "Философские аспекты воспитания", СИ. Гессена [50] "Основы педагогики: Введение в прикладную философию".

В методологии данных авторов нас привлекла реализация герменевтического принципа, наиболее характерного для современного гуманитарного знания. С герменевтикой связано осуществление целостного смыслового подхода к миру человеческий ценностей, поиск универсальных смысловых критериев в оценке содержания и технологии образования и воспитания. Большое значение герменевтическому подходу в педагогике отводится в работах немецкого исследователя Ф.В. Крона "Фундаментальная педагогика". Данный принцип был реализован М.М. Бахтиным [20] и B.C. Библером [29] в концепции диалога культур, когда смысл и жизненная значимость явлений культуры выдвигается на первый план в трактовке механизмов личностного развития человека.

Особое внимание автор уделил осмыслению и реализации в своей работе принципа сотрудничества. Для инновационной педагогики 80-90-х годов идеи сотворчества педагога и обучаемого явились исходными в понимании механизмов личностного развития студентов. Каждое новое поколение педагогов по - новому прочитывает педагогическое наследие и находит в нем современное звучание казалось бы традиционных идей. Так, наследие А.С. Макаренко рассматривалось как концепция коллективных форм и методов деятельности педагога и учащихся. Сегодня в связи с развитием концепции развивающего обучения, основанного на идеях сотрудничества, работы А.С. Макаренко звучат по-новому как идеи сотворчества субъектов педагогиче I ского процесса. Разработке современной теории общения как основе реализа ции гуманистических принципов образования мы находим у В.А. Сухомлин-ского в "Письмах к сыну" [199], B.C. Библера в коллективной работе "Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы". Наиболее значимым для развития педагогики является, по мнению автора, реализация аксеологического принципа в образовании и воспитании. Ценностные основания педагогической деятельности, осмысление проблемы целей воспитания становится приоритетным направлением инновационных поисков. В работе Л. Франкла "Человек в поисках смысла" [214] рассматриваются приоритетные ценности в саморазвитии человека. Прежде всего, это ценности творчества, ценности переживания и ценностного отношения. Для нашей работы и реализации предлагаемой технологии является принципиальным ориентация на поиск механизмов формирования

ценностного отношения студента к миру культуры, воспитания чувств, при знается особая ценность душевных переживаний как фактора вживания человека в мир иной культуры. Современные инновационные поиски идут в направлении формирования педагогики творческого саморазвития личности студента. Идеи самопознания и самосовершенствования являются стержневыми для отечественной философии и культуры. О приоритете духовных ценностей в образовании говорили !. А. Флоренский [212] и И.А. Ильин [74], Н.А. Бердяев [26] и Л.Н. Гумилев. Представляет значительный интерес работа А.А. Мелик-Пашаева "Ступеньки к творчеству", Б.С. Мейлаха «Процесс творчества и художественное восприятие».

Технология моделирования профессиональной творческой деятельности студентов на занятиях живописи

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что древнерусская иконопись является универсальной и первозданной основой при обучении живописи, а также Для развития творческой самостоятельности студентов, т.к. позволяет овладеть творческим и технологическим процессом создания декоративной живописи в целостном виде.

Основанием целостности технологии являются механизмы и структура идеального моделирования. Изобразительная деятельность студента по созданию конкретного образа - есть деятельность идеального моделирования на основе определенных знаково-символических систем, состоящих из наглядных пространственных схем. Чувственно-вещественный оригинал трансформируется в идеальную знаковую модель, включая не только представленность оригинала в образе, но и представленность самих схем деятельности и общения художника. С помощью идеальной знаковой модели выявляется сущность как субстанциональное основание целостности и переводится в субъективный мир личности.

Представленная выше технология создания изобразительного образа в художественной практике студентов может быть названа технологией творческого моделирования.

Обратимся к более подробному рассмотрению структуры идеального образа в иконописи и механизма его создания. Это позволит детально представить суть предлагаемой технологии.

Идеальная модель-образ всегда представлена конкретным сюжетом (см. Приложение 1). Поэтому первый шаг в осмыслении специфики нашей технологии связан с характеристикой иконы как конкретного бытия идеального образа. Технология творческого моделирования может быть представлена как путь от наглядного образа к выявлению идеальной сущности модели, а от нее к ценностному самоопределению личности и созданию ею собственного мира. Описанный выше путь представляет собой аналог формирования идеального образа-модели в процессе творческой деятельности. Исходя из этого, можно выделить основные этапы создания идеальной модели и представить технологию творческого моделирования.

Первый этап связан с формированием наглядного образа. Главной целью данного этапа становится снятие операциональной копии объекта отражения, его внешних связей. Здесь достаточно эффективна будет технология культурного диалога B.C. Библера. Молодой художник вступает в культурный диалог-общение, результатом которого, может быть познание «иного» в культуре.

Главной личностной целью данного этапа становится воспитание чувств, пробуждение сердца. Человек выступает здесь субъектом воспринимающим и достаточно пассивным,

Основным приемом организации деятельности студента становится коллективная работа (просмотр слайдов, репродукций, обсуждение, комментарии). Основным видом деятельности на данном этапе является копирование деятельности иконописцев, определение специфики их образов. Итогом, конкретным результатом данного этапа является деятельность по описанию и копированию иконы.

На первом этапе работы мы можем выделить организационно-подготовительный подэтап, сущностью которого является отбор педагогом наглядного зрительного материала древнерусской культуры. Задача педагога на данном подэтапе состоит в предоставлении возможности зрительно воспроизвести образное содержание иконы.

Психологическая установка данного этапа заключается в пробуждении чувств, формировании определенного эмоционального строя души. Психологическая установка теснейшим образом связана с определением информационного поля, того объема информации, который необходимо освоить студенту. Информационный блок включает в себя знание по истории Древней Руси, этнокультуре, культурологии, по художественной практике иконописи, системе верований, обрядов и ритуалов. Иными словами, специфика информационно-познавательного блока заключается в реконструкции системы знаний об образе жизни человека данной эпохи.

Содержанием технологии данного этапа является технология культурного диалога. Концепция диалогичности культуры B.C. Библера всецело может быть реализована на первом этапе нашей технологии. Диалог позволяет осуществить акт самоопределения молодого художника в контексте древнерусской культуры.

Для того чтобы представить студентам тот или иной объем информации, необходимо диагностировать уровень информативности студентов о данной культурной эпохе, уровень их личностного ценностного развития, конкретные художественные умения и навыки, психологические мотивы и потребности.

Подобная исходная диагностика позволяет педагогу поставить конкретные цели и задачи, отобрать содержательный материал и технологию его подачи, смоделировать конечный результат познавательной деятельности. Видами диагностики могут быть вопросы, тесты, экскурсии, игровая техника, анкетирование, оценка уровня творческого потенциала коллектива и отдельной личности.

Важнейшим моментом данного этапа является корректировка структуры педагогического процесса. Главным объектом корректировки выступает целеполагание. Правильно выбранная цель представляет собой идеальную модель результата педагогической деятельности. Если результат не достигается, то это либо ошибка в целеполагании, либо ошибка в методике и формах организации педагогического процесса. Требования системности, то есть строгое осуществление на практике единства целей, задач, содержания, методов, форм и средств осуществления педагогической деятельности является гарантией педагогического успеха в процессе обучения. Корректировка может быть связана с установлением целостности и системности основных компонентов педагогического процесса, лиоо с изменением какого-лиоо одного компонента.

Этап экспертизы и корректировки является показателем педагогической зрелости мастера, его способности к инновациям. Здесь осуществляется самооценка методической культуры педагога, уровня его творческого потенциала и способности к саморазвитию. Поэтому, на наш взгляд, данный подэ-тап имеет не столько инструментальное значение в педагогической практике, сколько личностно-ценностное.

Второй этап нашей технологии может быть назван этапом выявления сущности наглядного образа в иконописи. И это не случайно. Именно с этим этапом связано познание структуры, смысла того духовного содержания, которое содержится в иконе.

Технология развития профессионального творчества студентов на занятиях живописи

Главной целью нашей опытно-экспериментальной работы является практическая реализация модели развития творческой самостоятельности студентов на занятиях живописи как основа совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Предметом исследования является развитие профессионального творчества студентов на основе изучения опыта обучения древнерусской иконописи XIV-XV веков. В предыдущей главе диссертационного исследования нами была рассмотрена модель развития профессионального творчества студентов на занятиях живописи. В опытно-экспериментальной части главное внимание сосредотачивается на рассмотрении методической системы обучения иконописи как совокупности методов, форм и средств организации педагогического процесса исследования. Под педагогическим экспериментом в литературе понимается активное воздействие на педагогический процесс путем создания новых условий, соответствующих целям исследования. В ходе экспериментальной работы нами был применен как естественный эксперимент - без изменений условий учебной деятельности студентов и лабораторный - с созданием искусственных условий образовательной деятельности и изолированности экспериментальных групп от всего учебного потока студентов.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами было проведено четыре вида эксперимента: ? констатирующий, где были определены исходные параметры эксперимента (уровень знаний, умений и навыков, характер мотивации на профессиональную деятельность, выявление ценностных приоритетов художественной деятельности); ? обучающий, при котором обучение студентов велось с введением нового фактора - технологии иконописного письма - и определялась эффективность ее применения; ? контролирующий, где диагностировался уровень знаний, умений и навыков после обучения по предлагаемой технологии; ? сравнительный, при котором осуществлялась контрольное сравнение результатов обучения в контрольных и экспериментальных группах.

На основе предпринятого анализа опыта обучения иконописи в древнерусском педагогическом наследии мы определяем в качестве задач опытно-экспериментальной работы следующие положения: развитие у студентов ценностного самосознания как основы становления художника-педагога; формирование системы знаний, умений и навыков иконописного письма как основы профессионального творчества живописца; самоопределение личности студента и обеспечение духовно генетической самоидентификации личности в культурном наследии.

Последовательная работа по решению данных задач предполагает создание условий преемственности культурной художественной традиции, создание условий личностного самоопределения студентов, формирование системы умений и навыков традиционного иконописного письма как основы профессионального становления художника-педагога - все это обосновало ход эксперимента и содержание его основных этапов.

Исходным моментом эксперимента явилась диагностика знаний, умений и навыков студентов, оценка уровня развития мотивации на профессиональное творчество. Нами были организованы контрольные и эксперимен тальные группы в количестве 24 человек в каждой. При этом в контрольной группе обучение велось по традиционной технологии ( студенты только копировали иконопись без освоения ее технологии), а в экспериментальной обучение велось полностью на основе предлагаемой автором технологии поэтапного моделирования профессионального творчества. При этом остальные условия и факторы обучения оставались для обеих групп одинаковыми. При сравнительном эксперименте в контрольных и экспериментальных группах были соблюдены следующие условия: отбор студентов со средним уровнем развития способностей и профессиональной подготовки, определение начального уровня профессиональных умений в той и другой группах, введение новой технологии в экспериментальной группе и сравнительный анализ полученных результатов обучения в двух группах.

Исходным моментом процесса поэтапного развития профессиональных качеств, по нашему мнению, является развитие мотивационной сферы сознания и деятельности студентов. Мотивация является характеристикой творческой активности студентов, и представляет собой устойчивую установку на продуктивную деятельность. Источником развития мотивации разрешение противоречий между идеей (целью) - получение художественного образования - и имеющимися знаниями, умениями и навыками студента.

Основной способ, используемый нами в ходе эксперимента по изучению формирования мотивации, был мониторинг.

Мониторинг позволяет проследить динамику творческого процесса на уровне индивидуальности студента, выявить эффективность реализации предлагаемой модели профессионального творчества студентов, определить пути ее совершенствования.

Применение мониторинга как инструмента, фиксирующего индивидуальные процессы становления профессиональных качеств у студента, позволило нам в ходе эксперимента постоянно отслеживать возникающие кризисы профессионального становления и проявления профессиональных деформа ций. Результаты мониторинга показали, что кризисы профессионального становления наблюдаются в течение всего процесса обучения, но их проявление носит различный характер в зависимости от периода и сроков обучения. Так, на первых курсах кризис проходит менее болезненно и длительно, чем на старших курсах.

Одним из факторов возникновения кризиса в обучении является переход студента на новый, более высокий уровень обучения. Возникает трудность в освоении более сложной технологии живописи, формировании авторского стиля и особенностей индивидуального художественного мышления. Мониторинг создает возможность для студента психологически быть заранее подготовленным к этому процессу и совместно с педагогом найти пути преодоления кризиса.

Похожие диссертации на Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи