Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса Лаврова, Наталья Леонидовна

Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса
<
Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лаврова, Наталья Леонидовна. Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Лаврова Наталья Леонидовна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т].- Москва, 2011.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/805

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено одной из актуальных проблем современного литературоведения – проблеме трансисторического бытования «больших» (комплексных) мифогенных мотивов, так называемых «вечных образов», в мировой литературе.

В тексте (лат. “textus” – ткань) мотив выступает в качестве строительного материала (семантическая «нить», «кирпичик» смысла), из которого формируется целостность произведения. Эта компактная единица художественного мышления обладает обширным эстетическим и смысловым потенциалом, способностью к генерированию целого спектра инновационных значений, является выразительным «фактором художественного впечатления» (М.М. Бахтин).

Данное явление художественной семантики предстает не только в качестве конструктивного начала на уровне отдельно взятого произведения, но и позволяет находить точки схождения между текстами, принадлежащими разным эпохам и зачастую различным культурным традициям. Хотя порой между отдельными семантическими наполнениями мотивов обозначается резкая смысловая граница, «исторически между ними существуют тончайшие и иногда неуловимые переходы». При обращении к «сквозным», трансисторическим мотивам на первый план выходит жизнь произведения в «большом времени» литературной истории.

Мотивы представляют собой недискретные единицы художественного смысла, имеющие тенденцию к агглютинации («слипанию»). Они обладают способностью расширяться (до сложного мотивного комплекса) и сжиматься (быть сгущенными до аллюзивного слова или словосочетания). Имплицирующий многосложную смысловую структуру мотив так называемого «вечного образа» наделен свойством выступать в виде развернутого в событийную цепь сюжета или сгущенного мотивного комплекса, который в свою очередь способен расщепляться на отдельные «микромотивы», изоморфные «матричному» мотиву. В субстрате такого комплекса порой содержатся взаимоисключающие концепты, что восходит к амбивалентности мифологических представлений, из которых вырастают традиционные сюжеты и мотивы.

Значения, составляющие семантическое поле мотивного комплекса, актуализируются и деактуализируются в художественной практике на разных этапах своего бытования в культуре и литературе, обнаруживаются разного рода «предвосхищения» и «ретардации».

Можно сказать, что мотив, очерченный как множество взаимосвязанных значений (сгусток «субмотивов»), представляет собой теоретический конструкт. Но этот конструкт адекватен подлинной реальности художественного мышления, которую он схематизирует.

Актуальность исследования состоит в том, что рассмотрение эволюции мотива от одной фазы его исторической «жизни» к другой дает возможность имманентно соотнести весь динамичный материал исторической поэтики в целостной картине литературного процесса, поскольку смысловые и акцентные трансформации ведущих трансисторических мотивов являются знаменательными «симптомами» состояний художественного сознания в различные исторические эпохи. Не случайно проблемы мотивики не раз оказывались в центре литературоведческих исследований. В последние десятилетия появилась серия трудов, издаваемых Сибирским отделением РАН, посвященных художественной мотивике: «Материалы к словарю сюжетов и мотивов» (7 выпусков с 1995 по 2007 год), а также два выпуска экспериментального «Cловаря-указателя сюжетов и мотивов русской литературы» (2003 и 2006). Отметим, что тщательный анализ истории вопроса, а также обширная библиография по вопросам повествовательного мотива представлены в монографии И.В. Силантьева «Поэтика мотива» (М., 2004).

Объект и предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является семантическая эволюция комплексного мотива в мировой литературе. В качестве объекта исследования избран мотивный комплекс Нарцисса и нарциссизма, сопоставительный анализ которого проводится на материале творчества различных писателей, принадлежащих разным культурным эпохам.

Историко-культурное и литературное явление, именуемое мотивный комплекс Нарцисса, выбрано как одно из наиболее репрезентативных и выразительных в плане бытования и функционирования трансисторической художественной мотивики. Этот базовый мифогенный мотив характеризуется емким продуцирующим потенциалом, разрастаясь в целое «генеалогическое древо».

Источники. В сфере внимания реферируемой работы – обширный корпус произведений мировой художественной литературы: от античности (самые ранние из рассматриваемых текстов – Гомеровы гимны, датируемые VII-V вв. до н. э.) до второй половины XX века (И.А. Бродский). Необходимым видится также привлечение в ряде случаев и текстов философского, эстетического, исторического характера.

Степень изученности темы. Активное присутствие мифологического образа Нарцисса и генерируемых им сюжетики и мотивики в литературе разных эпох неоднократно привлекало внимание ученых. Однако теоретический аспект трансисторического бытования художественной мотивики в работах, посвященных этой весьма популярной тематике, обычно не затрагивается. Следует отметить преобладание работ конкретной аналитической ориентации, которые являются фрагментарными исследованиями, не дающими цельного представления о «полнокровной» исторической жизни нарциссического мотивного комплекса в мировой литературе. В некоторых монографиях и статьях утрачивается специфика мотива Нарцисса, не дифференцируются его интегральные признаки. В отечественном литературоведении этот «вечный» сюжет и соответствующий мотивный комплекс практически не изучены.

Значительное количество зарубежных работ посвящено рассмотрению мифологического сюжета о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия. Среди работ, рассматривающих преломление нарциссических мотивов в средневековой литературе, можно выделить работы Ф. Голдина, Б. О`Донге, Р. Блюменфельд-Козински, С. Гонта. В этих исследованиях доминирует интерпретация нарциссической мотивики в «Романе о Розе». Отметим, что в зарубежном литературоведении нарциссизм рассматривается в первую очередь с позиций психоанализа. Среди переведенных на русский язык можно выделить труды Г. Башляра и Ж. Женетта.

Малоизученными видятся генезис и семантическая эволюция мотива Нарцисса в русской литературе. В качестве заслуживающей интереса укажем на статью П.И. Барты.

Методологические и теоретические основы. Теоретическую основу работы определили труды по исторической поэтике и проблемам мотивики целого ряда отечественных ученых: А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева, Б.Н. Путилова, А.В. Михайлова, И.В. Силантьева, С.Н. Бройтмана, В.И. Тюпы и других. Методология работы определяется принципами исторической поэтики. Особое внимание уделялось генетическому и сравнительно-историческому аспектам изучения.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования – проследить историческую эволюцию комплексного мотива и выявить ее закономерные тенденции. Поскольку достижение такой цели требует сугубой конкретности, рассмотрение исторических закономерностей мотивной динамики было осуществлено на примере конкретного мотивного комплекса – Нарцисса и нарциссизма.

Ввиду многоаспектности исследования мотива с позиций исторической поэтики, достижение указанной цели предполагало решение целого ряда исследовательских задач. В частности, требовалось:

1. рассмотреть мотив как семантическую единицу художественного языка в его исторической динамике;

2. провести семантическую реконструкцию комплексного мотива;

3. выявить мифо-сюжетный генезис и семантическую эволюцию мотивного комплекса;

4. определить фазы эволюции комплексного мотива в связи со спецификой художественного сознания на разных этапах его развития;

5. дифференцировать радикальные смысловые сдвиги и частные модификации мотивной семантики;

6. уделить особое внимание актуализации мотивного комплекса в кризисные, переломные эпохи, когда расшатывается традиционная система ценностей, что ведет к возникновению качественных смещений в мотивной семантике.

Научная новизна диссертации определяется отсутствием в отечественном и зарубежном литературоведении целостных исследований трансисторической эволюции значительного комплексного мотива на всем ее протяжении от мифа до литературной современности. В частности, мотивный комплекс Нарцисса и нарциссизма в диахронном аспекте отечественным литературоведением вовсе не рассматривался.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Комплексный мифогенный мотив имеет в своей семантической основе ряд напластований различной хронологической отнесенности, образовавшихся еще на стадии мифо-синкретизма. Прихотливое скрещение смысловых страт обнаруживается в дальнейшем рядом ветвей эволюционного «древа» мотивного комплекса. Этими особенностями объясняется рудиментарность, кажущаяся на первый взгляд случайность и немотивированность некоторых содержательных элементов мотивики и сюжетики «вечного» образа.

  2. Художественная мотивика в исторической динамике своего бытования подвергается различного рода трансформациям: как радикальным смысловым сдвигам стадиального характера, так и модификациям, вносящим живое многообразие в семантику мотива.

3. Общая схема эволюции мотивного комплекса, как в сюжетной его форме, так и в редуцированных обликах, может быть представлена следующим образом: мифопоэтическое функционирование – демифологизацияэмблематизацияремифологизация – семантическая инверсияаллюзивная актуализация мотива.

  1. Особое место в истории комплексного мотива принадлежит переломным эпохам ментального кризиса культуры (барокко, символизм), когда имеет место смешение фаз, контаминация разнонаправленных тенденций, предвосхищение радикальных смысловых сдвигов в семантике мотивного комплекса.

  2. Трансисторический мифогенный мотив, обильно встречающийся в художественной практике, характеризующийся семантической комплексностью, сгущенностью потенциальных смыслов и способностью к ветвлению, является – в силу длительности своего текстопорождающего присутствия в «большом времени» культуры – одной из наиболее значимых и репрезентативных категорий поэтики.

Научно-практическая значимость результатов исследования. Наблюдения и выводы проведенного исследования могут быть эффективно использованы как в преподавании теории и истории литературы, разработке спецкурсов, так и в дальнейших научных исследованиях художественной мотивики и сюжетики в аспекте исторической поэтики.

Апробация результатов исследования. Положения работы неоднократно обсуждались в рамках аспирантского семинара и на заседаниях кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ, а также представлены на научной конференции «Теория и практика современной науки». Некоторые материалы работы были использованы в преподавательской деятельности в РГГУ. Результаты исследования опубликованы в ряде статей.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса