Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Ковыршина Наталья Борисовна

Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов )
<
Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов )
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ковыршина Наталья Борисовна. Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов ) : ил РГБ ОД 61:85-10/779

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. История изучения иорданской новеллы . 7-54

ГЛАВА П. Ранние этапы развития иорданской новеллы 55-94

ГЛАВА Ш. Иорданская новелла 70-80-х гг ' 95-150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ' I5I-I57

БИБЛИОГРАФИЯ І58-Г7І

ПРИЛОЖЕНИЯ Краткие биографические сведения о крупнейших писателях Иордании, упоминаемых в работе I72-I8I

Переводы рассказов иорданских новеллистов 182-293

История изучения иорданской новеллы

История изучения иорданской новеллы восходит к началу 20-го века, ко времени создания, первых произведений основоположника иорданской и палестинской"малой прозы" Хадидя Бейдаса (1875-1949), обратившегося, в силу просветительного характера своего творчества, и к теоретическому осмыслению литературных явлений, и прежде всего к проблемам общественного назначения и воспитательной роли литературы, развития новых прозаических жанров. Размышления Хали-ля Бейдаса о задачах писателя и о характере новой прозы, обычно, согласно просветительной традиции, предварявшие публикации его рассказов, а вслед за ними и первые критически отклики на них открывают собой первую страницу в истории изучения иорданской новеллы, которая рассматривалась сначала в общем контексте арабской, а затем - выделившейся из нее иордано-палестинской прозы , и уке в наши дни - как жанр собственно иорданской литературы . Изучение иорданской новеллы шло таким образом почти одновременно с историей ее развития, сопутствуя этому развитию и во многом направляя его. Поэтому, исследуя вопросы, непосредственно связанные с историей изучения иорданской новеллы в иорданской и палестинской литературах, необходимо уделить особое внимание не рассматривавшимся до настоящего времени в советской арабистике общетеоретическим взгля 1 См.например: Хашим Яги "Новелла в Палестине и Иордании 1850 Хусейн Днума "Палестинская и иорданская новелла в 20-м веке. Автореферат канд.дисс. М.,1973 и др.

Амина Удван "Исследования по современной иорданской литературе" ( 1 \V7 с /0\Ji с _ bJL\ s/ \ \ JzX V ,OU AM ЗЛ ) ,

Ахмед ал-Муслих "Введение в изучение современной иорданской литературы" ( WA-« v о А J : \Л\ s \ 5 Vi JN & -&Ь\л \

Тауфик Абу ар-Риб( /А, / v _ "Чтения по иорданской литературе" ( №№ -№ л У У\З SXS - 8 дам иорданских и палестинских писателей, составлявшим важный компонент их творчества и в значительной мере определившим их художественную практику.

Идейно-эстетические взгляды Халиля Бейдаса о проблемах современной ему литературы и, в частности, новеллистического творчества, нашли отражение в предисловии к сборнику его рассказов "Размышления" ( VS \ g/ L-O, изданному в Египте в 1924 году и в значительной степени вобравшему в себя более ранние публикации писателя, печатавшиеся в издававшемся им в I908-I9I4 гг., а затем в I9I9-I923 гг. журнале "ан-Нафаис" ( « - \i "Драгоценности") .

Халиль Бейдас глубоко понимал воспитательное назначение новеллы в жизни общества. Утверждая мысль об активной роли литературы в общественном переустройстве, Халиль Бейдас считал, что новелла должна "соответствовать истине и действительности" и "носить прежде всего назидательный характер" . Ценность произведе-ния в его полезном содержании"0, - писал Халиль Бейдас, замечая далее, что "многие новеллы гигантов мировой литературы отзывались громким эхом, за которым.: следовали гигантские взрывы в душах людей и серьезные повороты в жизни народов"4.

Ранние этапы развития иорданской новеллы

Зарождение иорданской новеллы,как было сказано выше,приходится на эпоху,которая у арабов получила название "ан-нахда"-"подъём",а в современном литературоведении определяется как эпоха арабского Просвещения(конец XIX - начало XX веков) или просветительством В арабских странах этот период характеризовался значительными социально-экономическими изменениями -распадом феодальных и становлением капиталистических отношений, появлением нового класса - буржуазии,вовлечением арабских стран в сферу европейских влияний,подъёмом национально-освободительных движений.

Рост национального самосознания приводит к коренным сдвигам в общественной и культурной жизни,обуславливая интенсивное развитие образования,новые явления в литературном процессе арабских стран,появление прессы,начало освоения западноевропейской культуры.Как отмечает А.А.Долинина,в "узком смысле слова "ан-яахда" понималась как культурный прогресс,подъём в области литературы и искусства путём "возрождения старинного арабского наследия и использования его для нужд современности".

О дискуссии вокруг проблемы: Просвещение или просветительство см."Труды межвузовской научной конференции по истории литератур Зарубежного Востока",!.,1970,а также Долинина А.А.Очерки истории арабской литературы нового времени ... Просветительский роман ..

Об этом см.подробнее в mmvee y J % l л г-«к - Долинина А.А.Очерки истории ... Просветительский роман... с.4

Однако попытки возрождения классической литературы не могли полностью отвечать новым требованиям времени,новым запросам читателя.Передовая часть арабского общества,обратившаяся к освоению западноевропейской культуры,искала ответ на волнующие её общественные проблемы в философских,социально-политических и эстетических концепциях Запада.У иорданских и палестинских писателей стремление к "возрождению" литературного наследия, национальной культуры,а также особый интерес к передовому опыту стран Запада,были обусловлены усилением национально-освободительной борьбы палестинского и иорданского народов против турецкого гнёта.Тяжёлые условия османского режима затрудняли культурную жизнь в таких арабских странах,как Сирия,Ливан,Палестина и5если в Египте "возрождение" было делом государственным , то например,иорданская и палестинская культуры и литературы находились в непосредственной зависимости от деятельности отдельных писателей,представителей интеллигенции,от их возможностей установить культурные контакты с Европой.

Огромную роль в пробуждении национального сознания палестинского и иорданского народов,подтеме культурного и литературного движения в конце XIX - начале XX веков сыграли первые иорданские просветители Халиль Бейдас,Нахля ЗарикДалиль ас--Саккакини,Искандер ал-Хури ал-Битаджали.Эти деятели культуры, выражая взгляды прогрессивной национальной буржуазии,выступали против феодализма,средневековой отсталости,за социальные преобразования, развитие новой национальной культуры.Исходя из просвещенческих позиций они ратовали за признание "естественных прав" человека,гражданские свободы,просвещение широких кругов общества,приобщение их к европейской цивилизации.Истоком всякого прогресса просветители считали ликвидацию неграмотности среди народных масс,искренне веря,что изменить общество к лучшему, исправить его пороки,можно только с развитием образования. Неслучайно,что деятельность крупнейших из них - Нахля Зарика, Халиля БейдасаДалиля ас-Саккакини была тесно связана с преподавательской практикой в учебных заведениях ИерусалимаНазарета и других городов.

Значительное развитие в творчестве просветителей получает публицистика.Первые иорданские и палестинские писатели одновременно являлись основателями или сотрудниками газет или журналов,игравших ведущую роль в политической и духовной жизни общества. Таковы редактируемая Халилем ас-Саккакини газета "ал--йудс"(гг А)1),1908,издаваемый Халилем Бейдасом журнал "ан-Ыа-фаис"(І908-І9І4,І9І9-І923) и дрї

Иорданская новелла 70-80-х гг

Конец 60-х годов ознаменовался значительными изменениями в политической ситуации на Ближнем Востоке,что не могло не сказаться на идеологической и культурной обстановке в Иордании. В результате израильской агрессии 1967 года был оккупирован Западный берег реки Иордан,который с апреля 1950 года входил в состав Иорданского Хашмитского королевства.Таким образом, ара бо иорданский народ оказался вовлечённым в І " . -израильскую войну 1967 года.Солдаты иорданской армии вместе с палестинцами участвовали в отражении атак израильских войск.После войны 1967 года израильское руководство взяло курс на фактическую аннексию захваченных в 1967 году арабских земель,развернуло политику геноцида,политических преследований палестинцев,среди которых были и такие известные писатели,как Халиль ас-Савахири,Махмуд Шукейр и другие.Подобные действия израильских властей привели к увеличению числа палестинских беженцев,в том числе деятелей культуры и литературы,многие из которых переселились в Иорданию. Рост национально-патриотических чувств палестинских беженцев и иорданского народа в связи с политическими событиями на Ближнем Востоке,значительное увеличение численности населения Иордании за счёт палестинских эмигрантов,-деятелей культуры способствовали подъёму литературного движения в стране.

В 70-е годы продолжают свою творческую деятельность такие известные иорданские писатели,как %хмуд Сейфуддин ал-Ирани, Мухаммед Адиб ал-Амири,Иса ан-НауриДусни Файриз и др. В их творчестве сохраняет свою актуальность проблематика,характер - 97 печали,ни отчаяния".Терпение,удивительная сила воли,страстное желание увидеть солнца оказались сильнее боли,победили её,и к девушке вернулось зрение.Создавая образы этих девушек,различных по своему положению в обществе,одна из которых ведёт затворнический образ жизни и может лишь плакать в тяжёлых испытаниях, выпавших на её долю,а другая способна отстоять своё счастье преодолеть все трудности,Иса ан-аури превозносит силу духа девушки из Швеции,которая оказалась "сильнее боли,победила страх тьмы,и поэтому к ней вернулся свет".Чудо совершили не врачи, их знания и опыт,а "сила духа",- утверждает писатель .

Выбор Исой ан-Наури своих героинь,представительниц различных цивилизаций,живущих в разных социально-экономических условиях,неслучаен. Это позволяет писателю противопоставить передовой Запад и отсталый Восток.Однако в творчестве Исы ан-Наури - (60-70-х годов можно обнаружить не только стремление приобщиться к буржуазной цивилизации Запада,превознесение её достижений,но и антиимпериалистическую,антиколониальную направленность. В этом контексте он решает и ставшую наиболее острой и злободневной в современной иорданской литературе палестинскую проблематику. ± ак,в новелле "Красота под обломками"&&) \ s J[), 1974,писатель, рассказывая о романтической любви двух молодых людей Хильды и Рамзи,полных сил,красоты,показывает,как суровая действительность разрушает их мечты о счастье.

Похожие диссертации на Современная иорданская новелла (конец 60-х - начало 80-х годов )