Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология германского национал-социализма Макарова Любовь Михайловна

Идеология германского национал-социализма
<
Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма Идеология германского национал-социализма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова Любовь Михайловна. Идеология германского национал-социализма : 23.00.01 Макарова, Любовь Михайловна Идеология германского национал-социализма (Социально-политический анализ) : Дис. ... д-ра ист. наук : 23.00.01 Сыктывкар, 2005 280 с. РГБ ОД, 71:06-7/55

Содержание к диссертации

Введение сЗ

Раздел первый. Историография идеологии национал-социализма

Принципы историографического анализа. Оценка в историографии социального
адресата и роли пропаганды. Роль лингвистического метода. Суждения о целях
идеологии. Особенности методов ее изучения. Проблема связи идеологии и
практики. Представления о принципах комбинирования идей. Оценка роли
иррационального компонента в идеологии. Проблема человека в историографии
идеологии.
с 28

Раздел второй. Содержание, структура и методы конструирования нацистской
идеологии

Содержание понятия. Истоки идеологии и основные идеи нацизма. Уровни
рационализируемое ти идей. Знаковая система и идеология. Наука и идеология.
Механизмы использования символов и обрядов.
с. 67

Раздел третий. Семантика антиисторизма и пространственно-временное измерение мира в нацистской идеологии...

Пространственные показатели нацистского мира, их идеологическое
обоснование. Пол и его роль в нацистской истории. Нацистские способы подчинения
пространства. Хилиастическая идея. Лингвистический метод организации
пространства. Роль архитектуры. Оккупированное пространство. Концлагерь как
нацистский микрокосм.
с. 124.

Раздел четвертый. Идеологические каноны для германского общества: идеал и реальность.

Нацистские критерии социальной стратификации. Роль крестьянства при
нацизме. Нацистская элита. СС как расовый орден. Критерии «врага».
Концлагерная стратификация. Роль труда в нацистской практике. Место
концлагерей в системе нацистского господства.
с. 168

Раздел пятый. Нацистская концепция человека и методы ее реализации

Прототипы нацистского «нового человека». Тендерная дифференциация.
Телесность как расовый символ. Социальный смысл тела. Вестиментарный код.
Тело и власть. Проблема смерти и бессмертия в нацистском обществе
с.214.

Заключение с. 266

Библиография с. 269

Введение к работе

После второй мировой войны изучение проблем нацизма занимает в отечественной и зарубежной истории весьма важное место. Нацизм стал емким понятием, в котором умещается не только история нацистского движения и его идеологии, но и история политической системы нацизма, его успехов и военных поражений, вся история второй мировой войны вместе с ее последствиями. Нацистские идеи имеют тенденцию к постоянному возрождению, в том числе отнюдь не только на германской почве. Нацизм разгромлен в военном отношении, ликвидирована его политическая система, несостоятельно оказалась экономическая программа, ориентированная на милитаризм и ограбление других народов. Единственное, что до сих пор сохраняет влияние в течение всех последовавших после разгрома лет - это идеология, вместе с механизмами ее воздействия, как на сознание, так и на подсознание.

Актуальность темы обусловлена не только исключительной живучестью основных нацистских идей, навязывающих особое, агрессивное видение мира. Даже наиболее мрачные страницы истории необходимо не только помнить, но и углубленно изучать. Прошлое, особенно относительно недавнее, прочно связано с настоящим и будущим. Хотя главные силы фашизма разгромлены в результате Второй мировой войны, ошибочным было бы считать фашизм только достоянием прошлого.

Несмотря на чередование подъемов и спадов, неофашистские партии и организации являются постоянным негативным фактором в политической жизни многих стран, где действуют партии и организации фашистского типа, и не только там, где в XX веке был форпост «традиционного» фашизма. Никогда прежде террор не имел такого всеобъемлющего характера, а подавление политических противников не

превращалось в систему ничем не ограниченного произвола, как при фашизме. Террор сопутствовал фашизму уже на пути к власти, а затем становился постоянной практикой, реализуемой при помощи разветвленного аппарата насилия, существовавшего в странах, где был установлен фашистский режим. Необходимыми чертами фашизма были также национализм, переходящий в расизм, антикоммунизм, социальная демагогия, направленная на создание массовой базы.

Находясь у власти, фашизм осуществлял милитаризацию экономики, имея в виду при первых благоприятных обстоятельствах осуществление территориальной экспансии. Вместе с тем в разных странах фашизм обладал определенной спецификой, обусловленной различиями уровней социально-экономического и политического развития. Однако полное представление о сущности исследуемого феномена может дать лишь государственно оформившийся фашизм, идеи которого имели возможности практического воплощения.

Наиболее жесткой и опасной разновидностью являлся германский фашизм, или национал-социализм. Это - многогранный феномен, имеющий собственные политические, экономические, социально-психологические аспекты. Достаточно выделить в отдельную ветвь изучение нацизма, и исследователь оказывается в курсе работ представителей различных наук - историков, философов, социологов, религиеведов, даже языковедов.

Через социально-психологическую сферу, максимально отраженную в идеологии, реализуется связь между преимущественно мелкобуржуазной социальной базой нацизма и политической функцией режима, противоречащей интересам тех слоев, которые нацизм мобилизует под свои знамена. На сегодняшний день актуальность изучения нацизма усилена возникновением нового способа губительного воздействия на человечество, терроризмом, подрывающим самую

основу безопасного существования людей на земле и использующим схожие приемы манипулирования массами.

Поэтому актуальным является рассмотрение способов конструирования реакционных идей, средств и масштабов их внедрения и восприятия. Объединение этих факторов (при достаточно изощренных способах обработки массового сознания) в единую структуру создает силовое поле, в которое попадает человек. Параллельно поэтому возникает вопрос не только о способах восприятия, но и об уровне устойчивости нравственных качеств личности, оказавшейся в условиях высокой степени давления, о возможности сохранения этой личностью системы прежних гуманистических ценностей. Перед человеком в этих условиях существенно более жестко ставится проблема поиска собственной идентичности, альтернативных путей социализации и способов снятия кризисных состояний.

В силу этих обстоятельств научный поиск конца XX века характеризуется качественными изменениями в области эпистемологии, повышением интереса собственно к познавательному процессу; пониманием недостаточности прежнего знания и необходимости совершенствования методов его получения.

Объектом исследования является фашизм как социокультурное явление.

Предмет исследования - нацистская идеология с точки зрения ее сущности, содержания, структуры и интерпретации. Идеология - это сложная структура, в которую включена не только содержательная сторона - идеи, но и практическая часть - программа, и способ внедрения идей - пропаганда. В совокупности их можно обозначить

термином «идеологическая система» . Функция этих трех элементов различна, их место в общей системе может меняться. Для преодоления их видимой разобщенности целесообразно добавить синтезирующий показатель - интегративные качества, иными словами, механизм конструирования системы.

Цель работы - это с одной стороны, представление собственно
идеологии как сложной системы, состоящей из нескольких подсистем, в
свою очередь распадающихся на еще более мелкие составляющие.
Условно это можно обозначить как единство идеологической суб- и
суперструктуры. Таким образом, можно оценить уровень ее
конструируемости, возможности перевода идей в иррациональную
плоскость и роль знаковой системы в этом переводе. С другой стороны,
критерием оценки идеологии является интерпретация ею необходимого'
новому режиму качественно иного человека с точки зрения его
исторического, социального, телесного и духовного проявлений. \

Поскольку речь идет о политической идеологии, рассматриваются те основные показатели, которые в совокупности обозначаются понятием «философия истории» и отвечают на вопрос о смысле, закономерностях и основных направлениях исторического процесса в его пространственном и временном измерениях. Однако в центре истории всегда стоит человек, и с социально-философской точки зрения содержание идеологии организуется вокруг основной проблемы -объяснения мира и человека в этом мире. Человек в идеологии представлен не только в качестве объекта наблюдения, но подразумевается также его собственная оценочная позиция. Помимо этого, человек рассматривается в трех парадигмах - исторической,

1 Этот термин применяется в работе: European Ideologies: A Survey of 20th Century Political Ideas. N.Y., 1948. P.6. Однако там он означает только совокупность идеологии и пропаганды.

социальной и экзистенциальной, поскольку его внутренний мир не всегда симметричен обстоятельствам жизни.

Потребности исследования подразумевают обращение к самому широкому спектру источников, подразделяемых, на письменные, изобразительные (наряду с графическими и художественными к ним относятся так называемые натуральные - жесты и ритуалы), вещественные (предметы, относящиеся к нацистской символике: флаги, униформа и ее атрибуты - значки с изображением свастики, орла, меча, дубовых листьев) .

Соответственно периодизации истории нацизма, целесообразно выделить следующие этапы возникновения источников: время

становления нацизма - с начала 20-х гг. до 1933 г.; его пребывание у

I власти - 1933-45 гг. и, наконец, появление публикаций после 1945 rt

Такое деление позволяет рассмотреть не только динамику

формирования идеологии до 1933 г., но и ее трансформацию в условия^

практического применения, а также ее послевоенную оценку в мемуарах

и дневниках, написанных как бывшими нацистами, так и их

убежденными противниками. Все источники, таким образом,

рассматриваются также с точки зрения их аксиологического

(ценностного) противостояния, подразделяясь на нацистские и

антинацистские.

На первом плане, как самые представительные, традиционно

оказываются письменные свидетельства. Однако они не всегда

достаточны при анализе идеологии, поскольку существенную роль при

ее создании и восприятии играют глубинные, иррациональные

процессы, базирующиеся на образности - вначале при конструировании

При типологизации источников использована работа: Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд., доп. М., 2003. С.135.

идеологии, а затем при ее внедрении и восприятии. Письменные источники, как правило, недостаточно отражают эту сторону дела.

Три основных источника появились в период с начала 20-х гг. до 1933 г.: программа НСДАП, в которой идеология представлена неявно, через обоснование функциональной заданности перечисленных в ней мероприятий; книга А.Гитлера «Моя борьба» , где главное внимание уделено структуре и принципам пропаганды, нацеленной на интерпретацию основных идеологических постулатов, и книга А.Розенберга «Миф двадцатого столетия», уже полностью посвященная содержательной стороне идеологии4.

3 Hitler A. Mein Kampf. Jubilaumsausgabe. Munchen, 1939. Польский исследователь
нацизма К.Грюнберг пришел к выводу, что все основные тезисы в работе Гитлера
сформулированы в период между 1925, 1927 и 1930 гг. Последующие издания этой
книги уже не содержат сколько-нибудь существенных изменений. Grunberg К. Adolf
Hitler: biografia Fuhrera. Warszawa, 1988. S.56. Он ссылается на работу: Hammer Н.
Die deutschen Ausgaben von Hitler "Mein Kampf //Vierteljahreshefte fur Zeitgeschichte.
1956. №2.

4 В ранних работах, в частности, французского филолога К. Давида, утверждается,
что до 1933 г. количество собственно нацистских сочинений было весьма невелико,
их перечисление практически ограничивается отмеченными тремя источниками.
David К. Hitler's Germany. New York, 1963. P.67. Здесь необходимо уточнить, однако,
что одновременно появлялось огромное число разного рода работ, посвященных
расовым и другим проблемам, которые нацисты вполне могли использовать в своих
целях. Перечисление этих публикаций см.: Гюнтер Г.Ф.К. Избранные работы по
расологии. М., 2002. С. 62-74. Однако в его собственных сочинениях, частично
появившихся в 20-е гг. XX в., расовая идея - в отличие от поздних нацистских
интерпретаций - лишена агрессивности, это источник мирного процветания народов.
David К. Hitler's Germany. New York, 1963. P.67.

Хронологически самым ранним источником является утвержденная 24 февраля 1920 г. Программа НСДАП5. Западногерманский исследователь И.Фест считает, что авторами программы были А. Дрекслер и Г.Федер , затем программа была переработана партийным комитетом, бывшим до внедрения принципа фюрерства главным партийным органом. И.Фест полагает также, что в редактировании программы, по крайней мере, на уровне формулировок, принимал участие А.Гитлер8.

В 25 пунктах содержится перечисление будущих конкретных действий. Наиболее важны для анализа идеологии статьи, касающиеся внутренней ситуации в стране, которые через трактовку вопроса о гражданстве объединяются с внешнеполитическими параметрами программы, ориентированными на реализацию национальной идеи. Именно здесь начинается основное отличие этой программы от всяких других. Вместе с тем программу нельзя назвать полностью оригинальной. Ее основные положения, так или иначе, составляли предмет обсуждений в многочисленных разновекторных публикациях на рубеже XIX-XX вв.

Системообразующим элементом программы оказывается расизм. Большинство пунктов в том или ином виде, завуалированно или

5 Das 25-Punkte-Programm der NSDAP vom 24.Febraar 1920 II Tyrell A. Fuhrer
befiehl... Selbstzeugnisse aus der "Kampfzeit" der NSDAP. Bindlach, 1991. S. 23-26.

6 Лидер ДАП - Немецкой рабочей партии, созданной в 1919 г., и впоследствии
преобразованной в НСДАП.

7 В будущем главный экономист НСДАП. к/

8 Фест И. Гитлер: Биография. Т.1. Пермь, 1993. С. 202-204. В пользу этого суждения
свидетельствуют текстовые совпадения "Mein Kampf' с риторикой Программы, в
частности, по вопросам жизнеобеспечения чистокровных немцев (См.: Hitler
A.Op.cit. S. 142). Впрочем, это может быть и простым заимствованием речевого
оборота.

открыто, содержат антисемитскую идею. В таком виде Программа, при всей ее неопределенности, уже была направлена на отрицание существующей германской реальности, на пересмотр не только политической, но и социальной, и экономической ситуаций.

В «Mein Kampf» А. Гитлера содержится уже более подробная расшифровка Программы. Основная тема остается прежней - величие Германии при условии в первую очередь освобождения от еврейского засилья во всех сферах жизни и создания физически здорового и политически подчиненного государству арийского человека. Эти две идеи - антисемитизм и «новый человек» - абсолютно доминируют в книге и представлены в разных комбинациях, так что в конечном итоге смысл получается один - расовая борьба, в которой арийский человек должен или одержать победу и обеспечить величие Германии, или погибнуть. На этот основной смысл указывает и название книги9.

Таким образом, здесь закладывается нацистская концепция будущего, пока применительно к Германии, поскольку эта борьба только начинается. По форме сочинение Гитлера - поток сознания, достаточно хаотичные жизненные впечатления, при помощи которых автор проводит пропаганду антисемитизма как центральной идеи. Такая форма изложения существенно больше апеллирует к образности, чем к логике, проблемы снижаются до бытового уровня, так что автор предстает перед читателем не в качестве ментора, а в роли друга и покровителя, стремящегося помочь.

9 Ф.А.Ротштейн считает, что название «Моя борьба» Гитлер позаимствовал у доктора Ф.В.Фёрстера, чья книга под названием «Моя борьба против милитаристской и националистической Германии» (1920) имела успех у широкого круга читателей. В то же время книга Гитлера - своеобразное отрицание Фёрстера, поскольку последний был пацифистом. См. Ротштейн Ф.А. Из истории прусско-германской империи. М.-Л., 1948. С. 197.

Третьей, основной для понимания нацистской идеологии работой, является «Миф XX столетия» А.Розенберга, написанный в 1929 и изданный в 1930 г.10. В работе А.Розенберга наиболее важны первая и третья книги, представляющие расширенное идеологическое толкование ведущих сторон сочинения А.Гитлера. Однако, в отличие от Гитлера, прямо называвшего объекты потенциальной экспансии, Розенберг в своей книге не уделяет внимания конкретным направлениям будущего распространения арийцев, ограничиваясь рассмотрением филиации идей. Перспектива, описанная Гитлером, оказывается на этом фоне изложением событийной стороны вопроса, хотя и с попытками теоретизирования.

Вместе с тем Розенберг старается удержаться (в тех случаях, когда он не занят прямым разоблачением происков и «непотребств»* неарийцев) на позиции бесстрастного интерпретатора существовавших в истории религиозных культов, без видимых собственных апелляций к мистическим явлениям, если не считать рассуждений об «арийской душе» как особой субстанции, определяющей национальную специфику11. Однако название книги снимает с этих пассажей о душе

10 Rosenberg A. Der Mythus des 20. Jahrhunderts: Eine Wertung der seelisch-geistigen
gestaltenkampfe unserer Zeit. Miinchen, 1934.

11 Розенберг здесь также не оригинален, в начале XX в. подобные интерпретации
национальной специфики того или иного народа, с общим стремлением обосновать
его мессианизм, вовсе не были редкостью. См, в частности, вышедшую в 1920 г.
книгу О.Шпенглера «Пруссачество и социализм». (М., 2002. С.35-37) или работы
Н.А.Бердяева «Судьба России» (М., 1990. С.2) и «Истоки и смысл русского
коммунизма» (М., 1990. С. 126-127). Две последние работы впервые были изданы
соответственно в 1918 и 1937 гг. О «расовой душе» упоминает также в 1927 г.
Г.Гюнтер. (Гюнтер Г.Ф.К. Нордическая идея //Гюнтер Г.Ф.К. Указ. соч. С. 100.) Во
всех случаях «душа» понимается как средоточие самобытности, мистическая
составляющая народной сущности.

элемент случайности или статус фигуры речи. Ключевое понятие «миф» придает сочинению Розенберга характер иррациональной интерпретации прошлого.

До 1933 г. идеологические проблемы содержались также в отдельных высказываниях Гитлера, записанных Г.Раушнингом12, в устных выступлениях и публикациях Розенберга и других нацистских лидеров. Однако с содержательной стороны они не дают новой информации. Разговоры Гитлера с Раушнингом интересны в первую очередь с точки зрения соотношения идеологии и будущей практики. В них содержится также незначительная информация об отношении нацистов к мистицизму.

По уровню информативности они могут быть объединены с небольшими по размерам, но весьма многочисленными нацистскими пропагандистскими сочинениями, выходившими как до, так и после 1933 г.13. И те, и другие интересны как показатели ситуативности идеологии, которая может при необходимости распадаться на составные, произвольно комбинируемые элементы. Наконец, особую группу представляют изобразительные и вещественные источники, поскольку именно тогда разрабатываются нацистские ритуальные жесты, в первую очередь знак приветствия, движения, особенно

Раушнинг Г. Говорит Гитлер. //Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М.,
1993. Г.Раушнинг в период этого общения (1932-1934 гг.) был президентом сената в
Данциге (Гданьске), назначенным на эту должность Гитлером в 1932 г. v

13 См., например: Judentum und Bolschewismus. Enthtillungen aus jiidischen Geheimakten. Ein Mahn- und Warnruf in letzter Stunde. Hamburg, 1920; Himmler H. Die Schutzstaffel als antibolschewistische Kamp reorganisation. Miinchen, 1936; Winghene Egon von. Arische Rasse, christliche Kultur und das Judenproblem. Erfurt, 1938.

принятые для торжественных шествий, атрибутика: флаги, униформа, значки14.

В период нацистского пребывания у власти, с 1933 по 1945 г., книги Гитлера и Розенберга многократно переиздавались15. Тогда же, в 1941-1942 гг., появились «Застольные разговоры» А. Гитлера16. Как и беседы с Раушнингом, это косвенный источник, материал в нем дается в пересказе и подчинен логике этого пересказа, или, по меньшей мере, отбора. Поэтому точность приводимой информации и особенности ее логических связей могут вызывать сомнения17.

В этот период происходило внедрение идеологии в практику, прилагались максимальные усилия к преобразованию общества и формированию человека нацистского типа, основная схема создания которого, а также способов борьбы этого человека с врагами арийцев, содержится в высказываниях и переписке главы СС Г. Гиммлера. В них находят отражение идеологический и пропагандистский механизмы превращения прежде благонамеренных обывателей в преступников. По этим источникам можно приблизительно определить менталитет и

14 Все это продолжает совершенствоваться и после 1933 г. См., в части.: Burden Н.Т. The Nurnberg party rallies. 1923-1939. New York, 1969; Дэвис Б.Л. Униформа Третьего рейха. 1933-1945. /Пер. с англ. М., 2001; Ордена и медали войск СС. М, 2004; Пиа Д. Ордена и медали Третьего рейха. М., 2004. Ульянов В.Б. Пряжки фашистской Германии. М., 2000.

15 Цитируемое издание А.Розенберга 1934 г. было двадцать вторым, что касается
Гитлера, его работа также выходила многомиллионными тиражами в течение всех
лет нацистского господства.

16 Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. /Пер. с нем. Смоленск, 1993.

17 Российский комментатор «Застольных разговоров» И.М.Фрадкин предполагает, в
частности, что подлинный текст был сокращен, в силу этого изложение страдает
фрагментарностью. См.: Фрадкин И.М. Гитлер: словесный автопортрет. //Пикер Г.
Застольные разговоры Гитлера. С. 12-13.

поведенческие стереотипы СС. Там же наиболее обстоятельно излагается нацистская программа относительно разных народов, включая немецкий. Несколько раньше, в "Mein Kampf", об этом очень подробно писал А. Гитлер, и Гиммлер, безусловно, лишь конкретизировал его идеи, поскольку задачи, связанные с реализацией этой программы, возлагались именно на СС19.

Идеологические постулаты, таким образом, переходят на иной, сравнительно с первоначальным, практический уровень, становясь существенно ближе к конкретным исполнителям и одновременно трансформируясь сообразно как ситуации, так и восприятию этих исполнителей. По мере приближения, а потом и развертывания войны, на первый план выдвигаются деструктивные стороны идеологии, ориентированные на порабощение или даже уничтожение человека.

В 1933-1945 гг. получили также максимальное распространение

работы одного из нацистских расовых теоретиков - Р.В.Дарре . Наибольший интерес представляют его суждения о структуре нацистского общества, о «новой аристократии», основным источником которой Дарре, вслед за Г. Гюнтером, чьи работы продолжали

Впоследствии эти документы были изданы в тематическом сборнике материалов Нюрнбергского процесса. См.: СС в действии: Документы о преступлениях СС. М., 1969.

19 См., в частности, обращенную к группенфюрерам СС речь Г.Гиммлера в октябре
1943 г. //Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками.
Сб. материалов в трех томах. Т.З. Преступления против человечности. М., 1966.
С.152-156.

20 Darre W. Blut und Boden. Berlin, 1936; Idem. Neuadel aus Blut und Boden. Munchen,
1934. Первая книга В.Дарре вышла в 1929 г.

издаваться в этот период , полагал крестьянство. Появляется серия функционально различных исторических сочинений .

Небольшой материал представлен дневниками антифашистов -русской эмигрантки княжны М.Васильчиковой и немецкого филолога В.Клемперера . Авторы были представителями населения Германии, на которое как будто и была рассчитана пропаганда, но принадлежали, согласно нацистским критериям, к расово противоположным мирам и воссоздали в своих работах совершенно не пересекающиеся, хотя и совпадающие во времени картины нацистской повседневности.

Источниковая специфика периода пребывания нацистов у власти -это появление в массовом масштабе нацистской художественной продукции, содержание и смысл которой полностью ориентированы на интерпретацию идеологических установок, касающихся проблемы человека и его места в мире нацизма. Основательную идеологическую нагрузку несли нацистские документальные фильмы, прежде всего работы официального режиссера нацистской Германии Л.Рифеншталь. Имеются в виду ее фильм «Триумф воли», снятый на материалах Нюрнбергского съезда НСДАП 1934 г., и в меньшей степени «Олимпия», об Олимпийских играх 1936 г.24. Сама Рифеншталь твердо

Неоднократно переиздавалась, в частности, его основная работа - «Расология немецкого народа», появившаяся впервые в 1922 г.

22 См., в частности: Kahle М. Deutsche Heimat in Brasilien. Berlin, 1937. Главная цель
книги - обоснование нацистских геополитических притязаний.

23 Васильчикова М. Берлинский дневник 1940-1945. /Пер. с англ. М, 1994;
Клемперер В. Свидетельствовать до конца: Из дневников 1933-1945. /Пер. с нем. М.,
1998

24 Triumph des Willens; Olympia /L.Riefenstahl. (Ufa, 1935; 1938). Первый признан
цензурной комиссией антифашистской коалиции откровенно пропагандистским, и
после окончания войны он был запрещен к показу. Как отмечено в начальных титрах
фильма, разрешался лишь его просмотр в образовательных целях.

разграничивает эти два фильма, подчеркивая отсутствие в «Олимпии» пропагандистских установок. По свидетельству Рифеншталь, главное ее внимание было сосредоточено на показе изменения физического состояния спортсменов в процессе соревнований. Основой этого фильма, по ее утверждению, является концепция подчиненности человека природным факторам25, а не идея физического превосходства представителей арийской расы. Появлялось значительное количество кинохроники, которая в послевоенный период, после разгрома нацизма, использовалась для создания антинацистских фильмов . Поскольку в этом случае разрушается первоначальная структура фильма и затруднительно определить его прежнюю идеологическую задачу, в данной работе используется только знаковая сторона.

К этому периоду относится значительное количество фотодокументов . Особое место занимают фотографии, запечатлевшие,

25 Эта концепция полностью соответствовала взглядам Гитлера, который
подчеркивал, что человек подчинен лишь природным законам, иных для него нет.
HitlerA.Op.cit.P.242-243.

26 Обыкновенный фашизм. Док. фильм. Реж. М.Ромм. /1966. Мосфильм; Нацизм:
предостережение истории. Секреты Рейха, тайны нацизма. Док.фильм. Реж.
Л.Рис/2000. Союз-Видео. Последние дни Гитлера. Секреты Рейха, тайны нацизма.
Док.фильм. Реж. Л.Рис /2000. Союз-Видео.

27 Одновременно с фильмом Л.Рифеншталь подготовила фотоальбом под названием
«Красота в олимпийской борьбе», который должен был дополнить фильм и помочь
лучше понять его основную идею. В альбоме были помещены наиболее удачные для
интерпретации этой идеи кадры из фильма и специально подготовленные
фотографии. См. об этом: Рифеншталь Л. Вплоть до одержимости //Искусство кино.
2001. № 8. С.94. Таких альбомов в тот период появлялось достаточно много, в
основном они последовательно фиксировали ход игр и снабжались
соответствующим текстом. Один из таких альбомов был собранием работ
спортивного журналиста В.Рихтера. См.: Die Olympischen Spiele 1936 in Berlin und
Garmisch-Partenkirchen. Bd. 2. Hamburg - Bahrenfeld, 1936. К сожалению, в нашем

несмотря на существовавшие запреты, экзекуции над населением оккупированных стран, а также предъявленные Нюрнбергскому трибуналу снимки нацистских экспериментов с человеческим телом и останками - результаты хирургического вмешательства или разного рода поделки из человеческой кожи . Это - важный источник для суждений о масштабах моделирования телесности и о качественной оценке смерти в нацистских концепциях человека.

С точки зрения идеологической интерпретации телесности и социальной роли нацистского человека представляют интерес работы официально признанных скульпторов и художников - А. Брекера, А. Бампера, И. Торака, А. Висселя, С. Хильца, Ланцигера . В их работах детально прочитывается семиотика официально одобренного мужского или женского тела, рекомендуемая численность семьщ профессиональные занятия. Пространственные характеристики создававшегося нацистами мира отражены в работах архитекторов'* особенно П.Трооста и А.Шпеера и в небольшом количестве архивных изобразительных материалов, схематически показывающих размещение

распоряжении был только второй том издания. Небольшое количество фотографий

по самой разной тематике, характерной в то же время для официальной пропаганды,

содержится в альбоме-исследовании: Москва-Берлин /Berlin-Moskau. 1900-1950:

Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музьпса,

кино. Москва, Берлин, Мюнхен, 1996. (Далее: Москва-Берлин /Berlin-Moskau).

С.420-421.

28 См., в частности: СС в действии: Документы о преступлениях СС. С 479,483.

Частично они представлены в фильме М.Ромма. 30 Изображения нацистской изопродукции и архитектурных сооружений помещены, в частности, в следующих изданиях: Brenner Н. Die Kunstpolitik des Nationalsozialismus. Hamburg, 1963; Wulf J. Die Bildenden Kiinste im Dritten Reich. Gutersloh, 1966; Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994; Москва-Берлин /Berlin-Moskau, 1900-1950.

участников (эсэсовцев и членов их семей) на праздниках зимнего и летнего солнцестояния, с описанием соответствующих ритуалов, с текстами песен31.

В тот же информационный блок входят памятники художественного творчества узников нацистских концлагерей - стихи, песни, изобразительное искусство. Частично они опубликованы в сборнике «Искусство за колючей проволокой», первое издание которого появилось в ГДР в 1973 г. . Здесь впечатления вполне предметны, они отражают повседневность концлагеря Бухенвальд (в том числе и ставшие там привычными картины пыток и смерти в ее концлагерной вариативности).

Но лагерная жизнь представлена не одной только мрачной стороной. В сборнике содержатся тексты поздравлений по случаю разного рода частных событий в жизни заключенных, зарисовки репетиций лагерного хора, портреты заключенных, их близких, даже одного из охранников-Рисунки натуралистичны, часть из них выполнены явно

Eilumlauf // Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК). Ф.500.Оп.1.Д.260 б.Л.121-125; Programm fur die Wintersonnenwendfeier des SD-Hauptamtes und der Sicherheitspolizei. //Там же. Л. 137-139; Aufmarschplan Wintersonnenwende Bernau, 1937. //Там же. Л. 141. Programm fur die Sommersonnwendfeier im Bereich des Chefs der Sicherheitspolizei und des SD-Hauptamtes RFSS //Там же. Ф.500. On. 1. Д.260 б. Л.29-34.

32 Schneider W. Kunst hinter Stacheldraht: Ein Beitrag zur Geschichte des antifaschistischen Widerstandskampfes. Leipzig, 1976. Издание книги было подготовлено Национальным музеем памяти Бухенвальда в 1973 г. Материал в ней сгруппирован по разделам: изобразительное искусство (представлены репродукции рисунков заключенных), музыка (с текстами нот, программами лагерных концертов, зарисовками на темы концлагерной действительности), драматическое искусство и литература. Часть приведенной в сборнике изобразительной продукции, например, гравюры Г. Зандберга, относится уже к послевоенному периоду.

непрофессионалами. Это не столько художественное осмысление, сколько фиксация непосредственно переживаемого. Абстрагирование от ситуации в период пребывания в концлагере оказывалось, по-видимому, в большинстве случаев невозможным.

После 1945 г. в разных странах неоднократно осуществлялись издания материалов Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками, где приводились обширные сведения по идеологии33, однако в основном цитировались уже названные источники. Новыми там были сведения о практической реализации идеологических представлений.

Нацистская идеология была ориентирована, прежде всего, на
трансформацию человека, и значительную информацию о результатах
этого процесса можно получить из мемуаров - как бывших нацистов;
так и рядовых жителей Германии, и особенно бывших узников
нацистских концлагерей. Мемуары целесообразно разделить на группы в
соответствии со статусом их авторов. К первой группе относятся
воспоминания людей, имевших устойчивую позицию в нацистском
обществе - дневник М.Васильчиковой 1940-1945 гг. и послевоенные
воспоминания коменданта Освенцима Р.Хёсса, архитектора А.Шпеера,
деятельниц нацистского кино Л. Рифеншталь и М. Рёкк34. v

См., в частности: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Т.2, 3. Преступления против человечности. М, 1966; Особенно много информации по идеологии, в основном почерпнутой из книг А. Гитлера и А. Розенберга, содержится в американском издании материалов процесса: Nazi conspiracy and aggression. V.l-8. Washington, 1946.

34 HoB R. Kommandant in Auschwitz. Autobiographische Aufzeichnungen. Stuttgart, 1958; Рёкк M. Сердце с перцем: Воспоминания. /Пер. с нем. М., 1991; Рифеншталь Л. «Триумф воли» //Искусство кино. 1994. № 10. Это - небольшой отрывок из ее мемуаров, опубликованных на немецком языке в 1994 г. Она же. Вплоть до

Мемуары бывших сторонников нацизма, созданные после 1945 г., в основном имели целью самореабилитацию их авторов, и для них характерна корректировка как степени собственного участия в преступных акциях, так и смысла, и логики собственно акций. Вне зависимости от желания авторов, в мемуарах подводится итог нацистским мероприятиям в области как создания, так и, особенно, функционирования идеологии. Сравнительно с предшествующими периодами, это иной уровень осмысления, фиксация уже случившегося, оставшегося в прошлом, но интерпретированного с позиций настоящего.

Вторую, наиболее представительную группу составляют мемуары бывших узников нацистских концлагерей. Поскольку именно концлагеря становились экспериментальной базой для формирования нацистского сверх- и недочеловека, только в этих мемуарах может найти отражение эмоциональное состояние человека, этапы и степень его включенности в нацистский мир. В общем массиве мемуаров эти последние работы составляют особую группу еще по одному показателю - тематике35. Они интересны в первую очередь тем, что показывают не

одержимости //Искусство кино. 2001. № 8; Шпеер А. Воспоминания. Смоленск, 1998.

35 В первые годы после войны для бывших заключенных, особенно оказавшихся в странах социалистического лагеря, главным было стремление к самореабилитации, подчеркивание героического поведения, вклада в антифашистскую борьбу в лагерях. См., напр.: Война за колючей проволокой. М, 1960; Лебедев А.Ф. Солдаты малой войны. М., 1961; Кюнг Н.Ф. Мужество непокоренных. М., 1964. Частично о количестве литературы относительно концлагерей, появившейся, по крайней мере, до середины 70-х гг., можно судить на основании библиографических указателей. См., напр.: Борьба узников фашистских лагерей и тюрем - особая форма движения Сопротивления. 1933-1945. Научно-вспомогательный указатель литературы. М, 1977. В мемуарах подчеркивалась собственная инаковость авторов относительно нацизма (при неизбежном в подобных случаях единстве критерия). Почти не было

героическую борьбу, а лагерную повседневность и ее деформирующее влияние на личность заключенного. Цель их авторов, иногда неявная, состоит в том, чтобы рассмотреть возможности сохранения человеческих качеств даже в таких условиях.

Авторами анализируемой группы концлагерных мемуаров являются австрийские психологи Б. Беттельхейм и В. Франкл36, немецкий художник Г. Грундиг37, французская пианистка, обладательница первого приза Парижской консерватории Ф. Фенелон38, политзаключенные М. Фритц (Австрия) и Л. Хааг (Германия) , польская студентка С. Шмаглевска40. Разумеется, этот источник сам по себе недостаточно репрезентативен, поскольку авторы мемуаров, представители разных стран, как правило, принадлежат к образованным слоям общества и отражают восприятие, характерное лишь для этой

і.

сведений о психологической ситуации в лагерях, о продуманной системе давления на личность, а тем более о сломленном человеке. Одним из немногих исключений Ч. Мадайчик считает мемуары С. Шмаглевской. Madajczyk Cz. Op.cit. S.285.

Bettelheim В. The informed heart: Anatomy in a mass age. London, 1961. Сокращенный русский перевод: Беттельхейм Б. Просвещенное сердце //Человек. 1992. № 2-6; Франкл В. Человек в поисках смысла. Ч.П. Общий экзистенциальный анализ: Психолог в концентрационном лагере. М., 1990. С. 130-156.

37 Грундиг Г. Между карнавалом и великим постом: Воспоминания художника. М.,
1963. Как и некоторые из его художественных полотен (например, «Жертвам
фашизма»), мемуары имеют посвящение - напоминание об одном из погибших
друзей. В данном случае это А.Айниг, как и Грундиг, бывший узник Заксенхаузена.

38 Fenelon F. (Подлинная фамилия Goldstein). Sursis pour Г orchestre. Paris, 1976.
Воспоминания записала М.Рутье.

39 Фритц М. Ад. 565 дней в Освенциме-Биркенау //Фритц М., Юрза Г. Да здравствует
жизнь! М.,1988.С. 3-132; Хааг Л. Горсть пыли. /Пер. с нем. М, 1987.

40 Szmaglewska S. Dymy nad Birkenau. Warszawa, 1963.

социальной группы . Но, с другой стороны, только эти люди обладают выраженными аналитическими способностями и могут предоставить информацию, касающуюся положения личности в концлагере. Особый интерес представляют женские воспоминания, для которых характерно несколько иное психологическое и эмоциональное восприятие концлагерной реальности.

Промежуточное положение между мемуарами и исследованиями
занимают работы Б.Беттельхейма и В.Франкла, поскольку материалом
для их исследования служит в первую очередь собственный опыт
авторов, бывших узников. Первые аналитические суждения

Беттельхейма появляются в период войны, однако в основном создание мемуаров бывших узников, как и их изобразительной продукции, и беллетристических произведений продолжалось длительное время, иногда они появлялись спустя многие годы после освобождения. Л. Хааг, первое издание мемуаров которой было в 1948 г., через 30 лет подготовила их обновленный вариант. Воспоминания Г. Грундига вышли в 1958 г., незадолго до его кончины. Воспоминания Ф. Фенелон были записаны с ее слов в 1975 г., М. Фритц написала свои мемуары в 1986 г.

Иначе построены образные свидетельства пережитого в послевоенных работах художников - Г. Зандберга42, бывшего узника Бухенвальда,

На эту особенность мемуаров польских узников лагерей обратил внимание исследователь оккупационной политики нацистов в Польше Ч.Мадайчик. Madajczyk Cz. Polityka III Rzeszy w okupowanej Polsce. T. II. Warszawa, 1970. S. 285 (примечание).

42 Работы Г.Зандберга, в том числе и по концлагерной тематике, опубликованы в альбоме-монографии, посвященном его творчеству: Lang L. Herbert Sandberg: Leben und Werk. Berlin, 1977. См. о нем также: Schmirbeck H.-J. Herbert Sandberg - Grafik und Satire //Bildende Kunst. 1983. H.3. S.143-146.

(особенно в его графическом цикле 1958-1965гг. «Der Weg») и Г.Грундига, а также в стихотворном цикле латышского поэта Э.Вевериса, бывшего узника Маутхаузена43. Это также своего рода мемуары, только выполненные на другом уровне знаковости.

У Грундига, Зандберга, Вевериса восприятие нацистского
концлагеря приобретает иной, символический смысл. В их творчестве
уже не остается места лагерной повседневности в чистом виде. Эти
свидетельства содержат уже не конкретное повествование о побоях,
селекциях и казнях, они передают сложность эмоционально-
психологического воздействия концлагерной реальности,
сохраняющуюся даже в тех случаях, когда ситуация по видимости
нейтральна.

Мемуары бывших заключенных нацистских концлагерей ^показывают восприятие идеологии теми категориями населения, на которые были ориентированы наиболее крайние ее формы. На основании мемуаров можно также судить и о механизмах соединения концептуальной и знаковой сторон идеологии. Территориально как мемуары, так и памятники художественного творчества охватывают лагеря не только собственно Германии, но и оккупированных стран - Австрии, Чехословакии, Польши в хронологическом отрезке с 1938 по 1945 г.

Перечисленные источники отражают по преимуществу ситуацию заключенных, в меньшей степени - поведенческие стереотипы СС и особенности их менталитета. Наиболее ценной с этой точки зрения является работа Б.Беттельхейма, в которой человек (независимо, заключенный это или охранник) рассматривается с поправкой на пространство концлагеря, на его искусственно сформированную систему ценностей.

43 Веверис Э. Сажайте розы в проклятую землю! Поэтический дневник узника Маутхаузена. /Авторизованный перевод с латышского Г. Горского. Рига, 1969.

Все вышесказанное предполагает выработку иного метода исследования, междисциплинарного подхода с четким определением приоритетных методов. Такую организующую роль выполняет структурный анализ идеологии. Необходимо найти в ней скрытые связи, благодаря которым конгломерат идей и образов различного уровня рационализируемое будет прочтен как ясная и четкая структура. В этом случае каждый элемент внутреннего контекста выступит в качестве единицы языка и одновременно элемента мира, будет иметь единственное, лишь ему присущее значение и соответственно этому собственное вполне определенное место.

Возможность соединения разнородных явлений через принцип построения единого семантического пространства рассматривал, в частности, Л. Витгенштейн. Правда, одновременно он обращал внимание на «невыразимость» явлений, подчеркивал недостаточность логических построений для познания этих явлений44. Однако в этом случае отношения и структуру реального языка можно в этом случае выразить на языке символов45. Помимо семиотики, необходимо более широкое обращение к проблеме генерации идей, специфики их восприятия, психологических особенностей человека.

Значительная группа работ философов, социологов, политологов становится методологическим источником в вопросе определения понятия и сущности идеологии (вне привязки к какому-либо историческому периоду), и структуры этой идеологии. Особое место занимают в этой группе работы, посвященные вопросу историчности самосознания человека, содержательной стороне категорий

44Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Он же. Философские исследования. // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. /Пер. с нем. М., 1994. 45 См. об этом: Гусев С.С. Смысл возможного: Коннотационная семантика. СПб., 2002. С.306-309.

пространства и времени, а также языку идеологии, исследуемому в семиотической парадигме46.

Важное место, помимо системного анализа, принадлежит теоретикам герменевтики, феноменологии47. Обращение к ним обусловлено в первую очередь разнородностью использованного источникового материала, необходимостью представить его как единое целое. Эта целостность отнюдь не предполагает сведения свойств системы к простой сумме свойств ее элементов, системообразующей может оказаться и одна из идей (в зависимости от политической ориентации исследователей это может быть антисемитизм или антикоммунизм).

Система - не просто устойчивый «скелет» объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и последующие путем перестановки его элементов и некоторых других преобразований. Происходит переход от анализа явления в целом к его структуре. Главную роль при обеспечении ситуативности идеологии, ее взаимосвязи с программой и пропагандой играет операция преобразования. В итоге получается превращенная форма - продукт превращения внутренних отношений системы48. Это понятие позволяет вывести духовные идеологические образования из их материально-

46 См., в частности: Аветян Э.Г. Семиотика и лингвистика. Ереван, 1989; Барт Р. Из
бранные работы: Семиотика. Поэтика. /Пер. с фр. М., 1989; Он же. Мифологии. /Пер.
с фр.М, 1996; Соломоник А. Язык как знаковая система.М., 1992; Трубников Н.Н.

Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.

47 Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. /Пер. с англ. М.,
1988; Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. /Пер. с
нем. М., 1988; Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и
интервью. М., 1995; Он же. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. /Пер.
с фр. М., 1995.

48 Мамардашвили М. Форма превращенная //Философская энциклопедия. Т.5.М.,
1970. С.386-389.

социальной основы, выявить постоянно меняющееся соотношение между автоматическим и сознательным в общественном поведении и действии.

Для этого необходимо представить иную организацию элементов идеологии, где собственно идеям отводится второстепенное место относительно интегративных (синтезирующих) качеств. Основные элементы идеологии, вне зависимости от способов их выражения, в таком случае предстают в качестве совокупности, которую можно для удобства изучения обозначить понятием текста - в данном случае системы, имеющей знаковую природу и способной быть носителем смысловой информации49.

Единственным признаком этого текста должно быть наличие значения, тогда возникает возможность применения герменевтического метода. Такой подход предполагает формирование герменевтического круга, включающего пред-суждения относительно каждого элемента, а затем расширение представлений о нем до уровня историографии предмета, которой в данном случае будет принадлежать роль метаязыка и, наконец, определение относительного места всех элементов в общей системе.

Отмеченных значений может быть множество, поскольку элементы идеологии в силу их исходной релятивности зачастую противоречат друг другу, и выбор единственно верного значения невозможен. Важно определить природу этой множественности, исследовать видимые зависимости и эффекты, выступающие на поверхности целого в качестве формы как действительного, так и превращенного существования. Нацистская идеология предстает в этом случае как аморфное, но

Такое определение текста приводит В.Г. Кузнецов. См.: Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание.М., 1991. С. 128.

единое целое, как саморазвивающаяся система, имеющая собственные законы.

Структура работы определяется характером и последовательностью поставленных задач. Материал исследования организован следующим образом: во введении дается связь между спецификой источников и соответствующим этой специфике методом исследования. Первая глава посвящена историографии проблемы, вторая глава - анализу идеологии с точки зрения ее сущности, способов конструирования и внедрения. Далее, в третьей, четвертой и пятой главах анализируются основные направления ведущей цели идеологии - интерпретации человека с точки зрения исторического процесса в его нацистском понимании, человека социального и, наконец, человека экзистенциального. Единство материала трех глав обусловило неизбежность некоторой повторяемости информации. В заключении подводятся итоги исследования.