Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Иванюшкин Андрей Анатольевич

Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти
<
Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванюшкин Андрей Анатольевич. Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 Москва, 2006 154 с. РГБ ОД, 61:06-23/231

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Политический юмор как элемент политики и понятие политической науки (теоретико-методологический аспект) 12

1.1 Сущность и место политического юмора в политическом пространстве 12

1.2 Формы проявления политического юмора 39

1.3 Функции политического юмора 54

Глава 2. Политический юмор в современной отечественной политике 71

2.1. Политический юмор в политической истории России 71

2.2. Тенденции развития политического юмора в современной России 89

2.3. Роль политического юмора в средствах массовой информации 105

2.4. Использование юмора политиками как средства воздействия на общественное мнение 120

Заключение 135

Список использованных источников и литературы 142

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире происходит возрастание роли политики в жизни общества. Усложнение политики проявляется в том, что в условиях глобализационных процессов, увеличения роли средств массовой информации, развития мобильной связи и Интернета, в нее вовлекаются новые слои общества, и она приобретает массовый характер. При усилении влияния масс на политику, на власть, политические элиты начинают апеллировать к массам, а массы - к политическим элитам, применяя, в том числе, и такие доселе малоиспользуемые и нестандартные средства как политический юмор.

При тоталитарных и авторитарных политических режимах политический юмор как элемент политики, практически, был под запретом, но был востребован населением как компенсационное и защитное средство. В ситуации усложнения и демократизации взаимодействия политических элит и масс, власти и общества политический юмор стал более активно использоваться как инструмент борьбы, критической реакции на политические решения, он стал составной частью политического процесса, выступая продуктом жизнедеятельности гражданского общества, его различных проявлений, одним из действенных средств демократизации общества.

Все это требует обращения к научному осмыслению политического юмора. Но, несмотря на его широкое применение в современной политике, этот элемент в политической науке мало изучен. Нет специальных теоретико-методологических работ, посвященных анализу содержания этого понятия политической науки, политическому юмору как социально-политическому феномену. Изучение проблемы политического юмора как фактора взаимодействия общества и власти дает не только более объективное представление о современной российской политической реальности, но и необходимо для общей теории политики и политической науки в целом.

4 Степень научной разработанности темы исследования.

Нельзя исследовать политический юмор, не обратившись к истории вопроса, к общим методологическим подходам, к философско-эстетическим категориям «комическое», «юмор», «смех», исследование которых, в отличие от понятия «политический юмор», имеет длительную историю. Нам пришлось обратиться к обширной философско-эстетической литературе о феноменах комического, юмора и смеха1, так как политический юмор есть производное от комического и разновидность юмора, а смех - его последствие.

Анализ «политического юмора» как понятия политической науки за рубежом находит свое отражение в ряде исследований. Исторический анализ политического юмора предпринял Ч.Шутц («Политический юмор: от Ари-стофана до святого Эрвина») , уделив особое внимание рассмотрению в его

1 Платон. Филеб / Платон. Собрание сочинений в 4-х т. T.3. М.: «Мысль», 1994, с.57; Платон. Законы / Пла
тон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.4. М.: «Мысль», 1994, с.270, с.400-401; Платон. Государство / Платон.
Собрание сочинений в 4-х т. Т.З. М.: «Мысль», 1994, с.226; Аристотель. Никомахова этика / Аристотель.
Сочинения в 4-х т. T.4. M.: «Мысль», 1983, с. 141-142; Аристотель. Большая этика / Аристотель. Сочинения в
4-х т. Т.4. М.: «Мысль», 1983, с.323; Декарт Р. О страстях души / Декарт Р. Сочинения. В 2 т.т. T.I. M.:
«Мысль», 1989, с.508, 533-534, 539; Гоббс Т. Основ философии / Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х
томах. Т.1. М.: «Мысль», 1989, с.250-251; Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства цер
ковного и гражданского / Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. T.2. М.: «Мысль», 1989, с.43-44;
Кант И. Критика способности суждения / Кант И. Сочинения. В 6 т.т. Под общ. ред. В.Ф.Асмуса. Т.5. М.:
«Мысль», 1966, с.352-354; Гегель Г. Эстетика. В 4 т.т. Т.З. М.: «Искусство», 1971, с.581-582; Бергсон А.
Смех. М.: «Искусство», 1992; Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному // Я и Оно: Сочине
ния. М.: «ЭКСМО-пресс», Харьков: «Фолио», 1998; Koestler A. The Act of Creation. London, 1964; Milkey M.
On Humour. Cambridge, 1988; Дземидок Б. О комическом. М.: «Прогресс», 1974; Бахтин М.М. Творчество
Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990;
Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности / Чернышевский Н.Г. Полное
собрание сочинений. В 15 т.т. Под общ. ред. В.Я.Кирпотина, В.П.Козьмина, П.ИЛебедева-Полянского и др.
Т.2. М.: «Гослитиздат», 1949; Чернышевский Н.Г. Возвышенное и комическое/Чернышевский Н.Г. Полное
собрание сочинений. В 15 т.т. Под общ. ред. В.Я.Кирпотина, В.П.Козьмина, П.ИЛебедева-Полянского и др.
Т.2. М.: «Гослитиздат», 1949; Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси. Смех как мировоззрение / Лихачев Д.С.
Избранные работы в 3-х тт., т.2. Л.: «Художественная литература», 1987; Панченко A.M. Смех как зрелище /
Лихачев Д.С. Панченко A.M., Понырко H.B. Смех в Древней Руси. Л.: «Наука», 1984; Лук А.Н. Юмор, ост
роумие, творчество. М.: «Искусство», 1977; Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в
фольклоре. М.: «Лабиринт», 1999; Борев Ю.Б. Введение в эстетику. М.: «Советский художник», 1965; Борев
Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утвер
ждает радость бытия. М.: «Искусство», 1970; Карасев Л.В. Антитеза смеха // «Человек». - 1993. № 2. - с.12-
31; Карасев Л.В. Мифология смеха//«Вопросы философии». - 1991. №7. -с.68-86; Карасев Л.В. Опыт не-
смеяния // «Человек». - 1992. № 5. - с.39-47; Карасев Л.В. Парадокс о смехе // «Вопросы философии». -
1989. № 5. - с.47-65; Карасев Л.В. Смех и будущее // «Человек». - 1994. № 1. - с.54-64; Карасев Л.В. Смех и
зло//«Человек». - 1992. № 3.-с. 14-27; Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т.т. М.:
ФО СССР, 1991, т.З, с.341-344; Ахиезер А.С, Рябова М.Э., Сычев А.А. Концепция социальной философии в
усложняющемся мире // «Власть». - 2005. №7, с.54-62; и др.

2 Schuts Ch.S. Political Humor: from Aristophans to San Ervin. Cranbery, N.Y., 1977

5 ракурсе хода избирательных кампаний в США. Испанский политический юмор как «мирный протест во время кризиса» исследовал С.Брандес3.

Социологические основы привлекательности этнических шуток, обостряющих политические конфликты, исследовал в своей «Социологии юмора и смеха» А.Зиждервельд4. Он обратил внимание, что, несмотря на социокультурные различия, подобные шутки обычно имеют сходное содержание, выражая воображаемую глупость, скупость и импотентность (или в ряде случаев - сверхсексуальность) осмеиваемой этнической группы. Профессор политологии Дж.Борен разоблачает бюрократию и недостатки политической системы США5.

В современной отечественной политической науке политическому юмору вначале вообще не уделялось внимания. Причина этого видится во временном пролонгировании старых негативных идеологических подходов к инакомыслию. К концу 199.0-х ситуация изменилась, тем не менее, и на сегодняшний день проблеме политического юмора посвящено лишь несколько работ.

Понятие «политический юмор» в отечественной науке начало разрабатываться сравнительно недавно. Во второй половине 1990-х в научный оборот его в своих политико-социологических исследованиях вводит А.Дмитриев6. На широком материале он не только освещает ряд основных вопросов социологии юмора; рассматривает проблему смеха в социологической теории, социальные функции юмора и смеха; делает вывод о юморе как «родовом понятии, включающим в себя сатиру, иронию, шутку, пародию, и т.д.»7, но и определяет основные направления и содержание социологии политического юмора; рассматривает историю политического юмора; его основные объекты и субъекты, приемы, а также социальные функции. Впервые

3 Brandes S.H. Peaceful Protest: Spanish Political Humor in a Time of Crisis// Western Folklore. - Berkeley, Cali
fornia, 1977. V. 36.-№4

4 Zijderveld A.C. The Sociology of Humor and Laughter II Current Sociology. 1983. Vol.31. №3

5 Бореи Д. Как стать идеальным мерзавцем. Настольное пособие для политиков и бюрократов. М.: РГГУ,
2002

6 Дмитриев А.В. Социология юмора. М.: ОФСПП, 1996; Дмитриев А.В. Социология политического юмора.
М.«Росспэн», 1998

7 Дмитриев А.В. Социология юмора. М.: ОФСПП, 1996, с.4

в нашей отечественной научной литературе вопросы политического юмора рассматриваются с такой полнотой.

В 1999 г. А.Дмитриев в первом российском энциклопедическом издании по проблемам политической науки («Политическая энциклопедия») определил функции и цель политического юмора и обозначил его как «отношение к политическому объекту, сочетающее внешне смешную трактовку с внутренней серьезностью». «Юмор политический... является неотъемлемым и изменчивым атрибутом политического процесса,... своеобразной реакцией на концентрацию власти в обществе,... носит в основном позитивный характер, поскольку сублимирует агрессию и ослабляет многие межличностные конфликты. Юмор политический может быть добродушным и тонким, но и грубым, жестоким, осуществляя несколько функций (политической социализации; идентификации, дифференциации и сплоченности; коммуникации; конфликта и согласия). Он вызывает и общий интерес публики к политике и к ее представителям»8.

Вкладом в исследуемую проблему явилась работа В.Разуваева «Политический смех в современной России»9, в которой автор рассмотрел природу политического смеха, его функции в современном обществе, генезис в российской истории, значение анекдотов в российской политической культуре. В.Разуваев анализирует через призму политической культуры политический смех, «смеховую стихию», включающую в себя, по мнению автора, в том числе и непосредственно сам политический юмор.

Как видим, проблема политического юмора, в отличие от юмора в целом, малоразработана. Данное исследование является попыткой частично восполнить существующий в отечественной политической науке пробел в изучении политического юмора. Нет объяснения политического юмора как политического феномена, элемента политики, не показано его место в политическом пространстве. Нечетко сформулированы субъекты и объекты по-

8 Политическая энциклопедия. В 2-х т. Нац. обшеств.-иауч. фонд; Рук. проекта Г.Ю.Семигии; Науч.-ред.
совет: пред. совета Г.Ю.Семигии. - М.: «Мысль», 2000, т.2, с.660

9 Разуваев В.В Политический смех в современной России. M.: ГУ-ВШЭ, 2002

7 литического юмора. Слабо раскрыта сущность и не подчеркнута специфика его как понятия политической науки. Недостаточно четко представлены структурные и функциональные характеристики политического юмора. Нет подробного анализа места и тенденций развития политического юмора в современной российской политической жизни, особенно его влияния на процесс демократизации общества.

Объектом диссертационного исследования является политический юмор как политический феномен.

Предмет диссертационного исследования - понятие «политический юмор», раскрывающее многообразие и многофункциональность политического юмора как элемента политики, как фактора взаимодействия общества и власти.

Цель исследования - анализ сущности политического юмора и его влияния на демократизационные процессы в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

рассмотреть «политический юмор» как понятие политической науки;

выявить место и роль политического юмора в политическом пространстве;

охарактеризовать основные формы политического юмора, проявляющиеся во взаимодействии общества и власти; определить функции политического юмора, раскрыть их содержание;

проследить генезис, основные этапы политического юмора в России; выделить основные тенденции развития политического юмора в современной отечественной политике. Научная новизна диссертационного исследования:

8 впервые подробно представлен и теоретически обоснован «политический юмор» как понятие политической науки, дана его авторская интерпретация;

раскрыта сущность и специфика политического юмора как подвижного и динамичного феномена политической жизни, определены факторы, детерминирующие его развитие;

показано влияние политического юмора на взаимодействие власти и общества как символической реакции, коннотативного сопротивления властным дискурсам;

дана авторская типология субъектов и объектов политического юмора;

обобщены и классифицированы формы политического юмора; подробно выделены и обобщены функции политического юмора; сделан вывод об амбивалентном характере политического юмора в современной России: первая тенденция находит свое проявление во все более широком его применении различными политическими субъектами, в том числе и самими политиками; вторая - выражается в пролонгировании негативного отношения власти к политико-юмористической критике в свой адрес с вытекающими последствиями. Теоретико-методологическая база диссертации: В ее основе лежит интегративный подход, включающий несколько методов. В частности, детальному сравнительному анализу были подвергнуты проявления политического юмора в современной России у различных его субъектов. В работе определенное внимание было уделено рассмотрению генезиса, основных этапов исторического развития политического юмора, т.е. в исследовании нашел применение исторический метод.

Использование герменевтического метода позволило обеспечить понимание общественных событий, исходя из субъективных намерений тех или

9 иных акторов политико-юмористического взаимодействия, чьи политические шутки насыщенны иносказаниями и многозначной символикой.

На основании социологического метода были выявлены различные акторы социального взаимодействия, социальные группы, различающихся по целям, способам применения и особенностям политических шуток. Он был дополнен культурологическим методом, позволяющим выявить культурно-ценностные предпочтения различных групп населения в использовании разных форм политического юмора.

На основании диалектического метода было выявлено влияние политического процесса на политический юмор, и наоборот, а также другие детерминирующие факторы, влияющие на политический юмор как политический феномен. Прослежена его связь с политическими режимами, политическими системами. Политический юмор рассмотрен в соответствующем социально-культурном и социально-политическом контексте.

Системный метод позволил проанализировать взаимосвязь основных элементов политической сферы, в частности, взаимодействие между обществом и государством. Он был дополнен структурно-функциональным методом, который дал возможность рассмотреть политический юмор во всем своем структурном многообразии, вычленить и проанализировать его основные формы. Также подробно представлены и проанализированы основные функции политического юмора, их место и значение в жизни общества.

Применение постструктуралистского метода позволило сориентироваться на семиотическом истолковании различных политических анекдотов, карикатур, частушек, эпиграмм. Применение коммуникативного метода в данном исследовании состояло в обращении внимания на то, как политический юмор функционирует в обществе и средствах массовой информации.

Основные положения, выносимые на защиту:

политический юмор является разновидностью юмора и производным от комического, включает в себя, в том числе политические са-

10 тиру, иронию, сарказм, и т.д.; он выводится из логической цепочки «комическое» - «юмор» - «политический юмор»; из многообразия форм политического юмора, проявляющихся в обществе, можно выделить основные: политические анекдоты, политические карикатуры и коллажи, политические эпиграммы и шаржи, политические частушки и куплеты, политические остроты и шутки; политический юмор многофункционален; в определенные исторические эпохи, в различных политических системах, при том или ином политическом режиме, у разных политических субъектов те или иные функции могут преобладать, однако всегда превалирует социально-политическая функция политического юмора, который выступает действенным средством политической борьбы политических сил и социальных групп;

выступая фактором взаимодействия общества и власти, в постсоветской России политический юмор существенно влияет на процесс демократизации: десакрализует, критикует власть, верифицирует ее решения и действия, символически уравнивает низы и верхи общества, предъявляет демократические требования действующим политикам, отстаивает общечеловеческие ценности; тенденции развития политического юмора в современной России неоднозначны: с одной стороны - власть всячески старается не допустить ироничной критики в свой адрес; а с другой - органично его использует для улучшения своего имиджа в глазах общественности. Практическая значимость работы. В диссертации содержатся положения и материалы, которые могут быть использованы при анализе современного политического процесса в России. Данная работа может способствовать более углубленному пониманию различных аспектов социально-политического развития России, дает возможность всесторонне осмыслить явления, происходящие в нашем обществе.

Ее основные теоретические выводы могут быть использованы в качестве методологических предпосылок для дальнейшей разработки теории политического юмора, практикующими политиками и другими политическими субъектами - для активизации включения индивидов в политический процесс, для улучшения взаимодействия общества и власти.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе для разработки различных спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в пяти публикациях диссертанта в научной печати. Автор выступал с сообщениями по теме диссертации на научно-практической конференции «Социальное образование: проблемы и перспективы» в КГПУ им. К.Э.Циолковского в мае 2004 г.; на межрегиональной научно-практической конференции «Бизнес, политика, общество» в ИНУПБ (г.Калуга) в ноябре 2004 г.; на заседаниях кафедры истории и политологии КГПУ в мае 2003 г., в апреле 2004 г. и в марте 2005 г. Работа обсуждена на кафедре политологии и социологии факультета социологии, экономики и права МПГУ в декабре 2005 г.

Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Сущность и место политического юмора в политическом пространстве

Человек способен полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обречен» взаимодействовать с другими людьми. Общество находится в процессе постоянных изменений, происходящих под влиянием различных факторов: усложнение социальных взаимосвязей между людьми, появление новых видов деятельности и т.д. Человеческое общество не однородно, в нем наличествует огромное количество разнообразных социальных групп, общностей, классов, и для обеспечения его целостности и жизнеспособности групповые интересы необходимо согласовывать, предотвращая или минимизируя социальные конфликты.

Эти функции выполняет определенный социальный институт - политика как сфера урегулирования противоречивых коллективных интересов. По сути, политика есть взаимодействие различных социальных групп и слоев, опосредованное через власть. Именно власть как элемент политики обусловливает эффективность и осязаемость ее как социального института. «Политический организм сцеплен имеющимся у него потенциалом власти»10.

Когда отдельные позиции разных групп начинают совместно осознаваться, и,когда «индивиды начинают играть свою роль в формировании коллективного понимания, ситуация превращается в политическую»11. «Политическое, - отмечает Х.Арендт, - означает улаживание дел посредством слов, способных убедить, а не принуждением или насилием» . «Мобилизованные 13 интересы... оказывают давление на власть» через различные каналы влияния: от бюрократических структур до политических партий»13.

В современном мире, по мнению К.Шмитта, государство и общество взаимно проникают друг в друга. Области, которые прежде были «нейтральными» - религия, культура, образование, хозяйство, утрачивают свою «нейтральность», политизируются. «Всякая противоположность... превращается в противоположность политическую». Критерием «политического» К.Шмитт называет умение «правильно различать «друзей» и «врагов» .

В политической сфере действуют государственная власть, общественно-политические силы и движения, происходят разнообразные политические процессы. Это реальное взаимодействие объективных и субъективных факторов в политике, в области политических отношений и политической деятельности есть политическая жизнь. В ней прямо или опосредованно участвуют огромные массы людей, движимые определенными экономическими, социально-политическими потребностями, интересами и целями. Тем самым общественная жизнь политизируется, экономические, социальные, культурные отношения и связи в той или иной степени приобретают политическую окраску и направленность.

Средой «существования разнообразных форм политической жизни» выступает политическое пространство, являющееся, по сути, «вопросом о политической системе, определении и оформлении ее элементов, связи между ними». Оно есть арена взаимодействия политических институтов, политических субъектов, реальное пространство политики, характеризующееся «поиском выхода из конфронтационных и переходом к согласованным формам политической жизни»15. Это и есть взаимодействие общества и власти.

На практике, политические элиты, предназначением которых является осуществление государственной власти на основе политически осознанных интересов и потребностей, зачастую вместо этого осуществляют свои функции преимущественно в собственных интересах, а не в интересах всего общества. В итоге удовлетворение потребностей одной группы, общности, класса неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Власть, сконцентрированная в одних руках, отдаляется от общества, а оно, как следствие, начинает этому противостоять.

На взаимодействие «власть - общество» влияют разнообразные факторы: от насильственных, военных действий до попыток мирного сотрудничества самых разнообразных социальных и политических сил. Одним из ненасильственных, но действенных факторов является политический юмор. Однако, несмотря на существенное присутствие в политическом пространстве, данный элемент политики малоизучен, достаточно не исследован.

Понятие «политический юмор» появилось в отечественной науке сравнительно недавно. Во 2-й половине 1990-х в научный оборот его в своих социологических трудах вводит А.Дмитриев16. В 1999-м оно полноправно занимает соответствующее место в первом российском энциклопедическом издании по проблемам политической науки - двухтомнике «Политическая энциклопедия». Автором статьи «юмор политический» стал А.Дмитриев, который обозначил его как «отношение к политическому объекту, сочетающее внешне смешную трактовку с внутренней серьезностью». «Юмор политический и вызываемый им смех», - сообщается в энциклопедии, - «является неотъемлемым и изменчивым атрибутом политического процесса. Юмор политический является своеобразной реакцией на концентрацию власти в обществе, т.е. носит в основном позитивный характер, поскольку сублимирует агрессию и ослабляет многие межличностные конфликты. Юмор политический может быть добродушным и тонким, но и грубым, жестоким, осуществляя несколько функций (политической социализации; идентификации, диффе 15 ренциации и сплоченности; коммуникации; конфликта и согласия). Он вызывает и общий интерес публики к политике и к ее представителям»17.

Функции политического юмора

Рассмотрение проблемы политического юмора тесно связано и с выделением его функций. На наш взгляд, можно выделить следующие основные функции политического юмора: социально-политическая, идентификационная, критически-эвристическая, компенсаторная (освобождающая), защитная (сублимации агрессии), политической социализации (популяризации политики) и демократизации общества как интегративная.

На конкретное проявление политического юмора влияют исторические обычаи и традиции, конкретная политическая ситуация, политическая культура в целом. В те или иные моменты исторического развития одни его функции приобретают ключевое, знаковое значение, другие отходят на второй план. В условиях острой классовой борьбы (бунт, революция) политический юмор носит адекватный этой борьбе острый характер. В условиях тоталитарных и авторитарных режимов политический юмор не един: официальный, санкционированный властями и народный, не подконтрольный им. В такие периоды активизируются его освобождающая и защитная функции.

В переходные периоды от авторитаризма к демократии активизируются критическо-эвристическая и демократическая функции, своеобразно исправляющие общество. В демократических условиях на первый план выходит со-циализационная функция. Идентификационная функция активизируется в годы тяжелых военных испытаний и периоды становления молодых независимых государств. Социально-политическая функция политического юмора всегда во все времена востребована, так как всегда в политике присутствует борьба между различными слоями, классами, группами.

1. Социально-политическая функция.

Политика представляет собой сферу урегулирования противоречивых коллективных интересов. Политика - это взаимоотношения различных групп со своими интересами, следовательно, всегда - борьба, и политический юмор является инструментом, средством в этой борьбе. Политические шутки используют как правящие элиты и их политические оппоненты в своей борьбе за власть, так и низшие слои общества. Нередко высмеивание оппонента носит грубый характер. «Стрелы» политического юмора направлены на нейтрализацию противника путем снижения или дискредитации его образа, политической харизмы оппонента. В данном случае политический юмор играет своеобразную роль информационного оружия, выступает как одно из острейших средств политической борьбы. В ходе нее осуществляется не только открытый обмен «ударами», но и передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. При этом политические шутки могут восприниматься разными людьми по-разному, в зависимости от их политических целей и политической культуры.

«Асимметрические возможности политического юмора, нацеленного на высмеивание политического противника, и выступающего своеобразным информационным оружием, могут вести к выигрышу как раз того, кто в тра-диционном отношении рассматривается как более слабый противник» . В народном фольклоре политический юмор - в основном, магическое оружие слабых и бедных, которое делает их победителями в борьбе с богатыми и власть предержащими. Однако политический юмор не является оружием исключительно слабых и бедных, применяют его в своем соперничестве самые разнообразные группы, как внутри страны, так и на международной арене.

Тенденции развития политического юмора в современной России

В начале 1990-х г.г. Россия, не имевшая, за исключением короткого периода НЭПа и нескольких лет горбачевской перестройки, традиций демократии и свободы, после развала СССР пошла на слишком быстрые реформы и изменения при отсутствии какой-либо внятной стратегии у новой политической элиты. В таких случаях процесс модернизации может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, изменения не успевают институционализироваться и закрепиться. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов, которые могли бы обеспечить баланс интересов различных слоев и направить высвобождающуюся энергию в общественно приемлемые формы. Интенсивная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Необходимо признать наличие значительных проблем демократизации современного российского общества. Что не удивительно - зрелая демократия возникает не сразу, а через 1-2 поколения, когда происходят существенные изменения в политической культуре и приверженность демократическому способу урегулирования конфликтов приобретает силу традиции.

«Котел» социально-экономических и политических реформ 1990-х поменял многое. Примененный во имя «светлого капиталистического будущего» метод «шоковой терапии» кардинально изменил социальную структуру общества. Окончательно не сформировавшаяся, она носит переходный характер. На лицо глубокая социальная поляризация населения. Полноценного среднего класса, придающего стабильность обществу, не сложилось. Вместо обещанного быстрого улучшения ситуации в стране образовалась глубокая социальная пропасть между богатым меньшинством и бедным большинством. Огромные слои населения оказались маргинализованы. Страна поражена стихией асоциальное, демонтажа прежних устоев, порядков и связей. Их место заняли новые институциональные образования, социальные группы и объединения, не способные наладить нормальную социально-экономическую и политическую обстановку. Общество как будто есть, и в то же время его нет, оно из «квазисоциалистического» превратилось в «квазикапиталистическое»207 и находится в глубоком социальном кризисе. Население сокращается. Большинство россиян не живут, а выживают. Катастрофически устарела материально-техническая база. Произошла потеря многих общечеловеческих ценностей, на смену которым пришел культ «золотого тельца». Время становления варварского капитализма потребовало людей более ловких и хитрых, нежели обладающих высоким умом. Качество нынешней политической элиты, несмотря на то, что наблюдается определенная тенденция усиления политиков-прагматиков, оставляет желать лучшего.

В 1998-м году экономическая политика «шоковой терапии» терпит крах. В ситуации угрожающе нарастающей делегитимации власти накануне выборной кампании 1999-2000 г.г. российская политическая элита осуществляет политтехнологическую операцию под названием «Путин и «Единство»». С приходом к власти второго российского президента все чаще и чаще в официальных СМИ звучат ностальгические нотки по прошлому.

На парламентских выборах 2003-го года отчетливо «рушится политика, ориентирующаяся на бездумное копирование американских ценностей неолиберального фундаментализма (приоритет права сильного и богатого, абсолютизация роли рынка, апология социального неравенства, и т.д.). Абсолютное большинство россиян отвергают эти ценности как противоречащие его коренным интересам»208.

Несмотря на то, что в России появились парламентаризм и многопартийность, подлинная демократия продолжает оставаться в основном идеалом, а не реальностью. Сохраняется и, более того, усиливается всесилие прези Славин Б.Ф. Социализм и Россия. M.: УРСС, 2004, с.203 Славин Б.Ф. Социализм и Россия. М.: УРСС, 2004, с. 135 дентской власти, гражданское общество находится в зародыше, парламент и СМИ практически полностью подчинены исполнительной власти, а управление государством все более приобретает авторитарный характер. Создана и поддерживается атмосфера направления недовольства людей против оппозиционных сил, критически настроенных к власти.

Использование юмора политиками как средства воздействия на общественное мнение

Вовремя произнесенная острота, анекдот и даже простая улыбка на лице политика многократно увеличивают восприятие сказанного им. Из этого не следует, что с лица политика вообще не должна сходить улыбка, но и чрезмерная серьезность публичной политике не всегда на пользу.

Использование политиками юмора при произнесении речей особенно характерно для Запада. Специалисты в области PR особое внимание уделяют использованию юмора политиками, подчеркивая необходимость умелого подхода в этом вопросе. Ф.Зейтель сформулировал три основных правила, «которых следует придерживаться публичному политику в своих выступлениях при использовании юмора, чтобы не прослыть совсем уж комиком: политический юмор должен быть релевантным (т.е. уместным), он должен быть хорошего вкуса (т.е. следует избегать таких тем, как вес, рост, возраст, религия и раса), он должен быть свежим» .

Роль юмора в публичных выступлениях политиков и в создании хороших речей подчеркивает М.Кац, работающий много лет спичрайтером у Б.Клинтона, выделяя простой психологический момент: «Люди смеются над его (Б.Клинтона) шутками во многом потому, что их со сцены произносит президент Соединенных Штатов.... А президент, который легко шутит, ста-новится ближе и понятнее людям» .

Когда Ш. де Голль был президентом, редкая газета Франции обходилась без карикатуры на него, и это не помешало ни прижизненному авторитету, ни посмертной славе генерала. Пережив 32 (!) покушения, он смеялся в ответ: «Если в президента ни разу не стреляли, значит, он не популярен в народе». Прижизненные же бесконечные восхваления Сталина не спасли его от посмертного бесславия и свержения его бесчисленных прижизненных памятников с пьедесталов. Подобную картину мы наблюдали и в Ираке после свержения американцами режима С.Хусейна. Десятилетиями одна часть советского общества искренне верила в гений В.Ульянова-Ленина, другая - откровенно посмеивалась над ним и связанными с его памятью ритуалами.

Ю.Борев приводит знаковую фразу одного зарубежного художника: «Моя слава пошла на убыль: обо мне перестали рассказывать анекдоты» . Люди могут настаивать на любой форме участия в политическом процессе, независимо от степени его драматичности или комичности. Политики же в демократическом обществе обязаны помнить, что разговор с применением разнообразных средств, включая политический юмор, предотвращает насилие, признает примирение, дает возможность сопоставить различные точки зрения, наконец, поразмышлять.

Постсоветское время резко подтолкнуло активность не только профессиональных шутников, но и дало возможность проявить себя действующим российским политикам. Им стало выгодно проявлять себя в манере нравящейся массам. В пылу борьбы политики используют остроты в адрес оппонентов с целью привлечение населения на свою сторону, подчеркнуть свою общность с ним, воздействовать на общественное мнение.

На Западе и в России до сих пор сохраняется значительное отличие в использовании юмора в политических баталиях. Там политики чаще стремятся вызвать смеховую реакцию, не чураясь при этом шуток над собой. По мнению А.Дмитриева, юмор политиков у нас пока является скорее исключением, чем правилом. «Они полагают, что их профессия слишком важна, чтобы быть объектом шуток. При этом часть политических лидеров пользуются шутками и остротами с единственной целью - показать свою близость к народу. Другие же, наоборот, подсознательно взяв на вооружение «закон Кор-вина», всячески стараются избежать любой шутливой формы и ситуации» .

Не согласен с А.Дмитриевым, что «здесь нет исследовательской про-блемы» . Она есть! Об этом говорит как раз то, что все больше современных российских политиков не только начинают понимать пользу политического юмора, но всячески пытаются следовать новому для них стилю поведения. В этом им необходимо помочь! В том числе рядом все новых и новых исследований на эту тематику. Взять хотя бы зависимость использования политического юмора теми или иными политиками от их идеологических и культурных предпочтений. А.Дмитриев, например, сам отмечает, ссылаясь на Р.Барта, что «речевой юмор правых более изощрен, разнообразен, а юмор политиков, представляющих левый фланг политического спектра, довольно беден» . Эту же тенденцию, ссылаясь на собственные наблюдения, подтверждает В.Разуваев283, отмечая, что «это утверждение верно лишь для перешедших в постсоветскую действительность «правил игры» отечественной политики, и абсолютно неверно, если принять во внимание тенденции, определяющие политическую жизнь современной России».

Похожие диссертации на Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти