Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Анвар Аль-Биляль

Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации
<
Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анвар Аль-Биляль. Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 Москва, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:06-23/264

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Западные средства массовой информации и стереотипные образы арабов и ислама 11

1. История формирования стереотипных образов арабов и мусульман в западной культуре 11

2. Стереотипный образ арабов и ислама в американских СМИ 35

3. Стереотипный образ ислама и арабов в европейских СМИ в целом и британских в частности 69

ГЛАВА 2. Стереотипный образ ислама и его политическое и культурное влияние в современном мире 87

1. Стереотипный образ ислама и терроризма и его влияние на перспективы противоборства мусульманского мира и Запада 87

2. Стереотипное представление об исламе и его влияние на идеологию «столкновения цивилизаций» и «конца истории» 108

3. Феномен современного исламизма и его перспективы 127

Заключение 147

Использованные источники и литература 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В средствах массовой информации и политологии стран Запада получил широкое распространение стереотипный образ ислама, настолько игнорирующий рамки объективности, что можно говорить об искаженном образе ислама как об элементе европейской культуры. Данный стереотип формировался исторически, и, как правило, порождает у аналитиков настойчивое «желание» возводить его к истокам «конфликта между Востоком и Западом», к «христианско-мусульманскому» противостоянию, начиная со времен крестовых походов. Самым главным последствием такой конфронтации полагается несходство ценностей двух культур, которые до сих пор находятся в состоянии конфликта и чаще порождают взаимные обвинения, нежели способствуют взаимопониманию.

Этот конфликт, несмотря на многочисленные попытки конструктивного диалога, предпринимавшиеся на протяжении истории, а также интенсивный культурный обмен и новые горизонты мировой интеграции, проявляется во взаимном недоверии, подозрительности, иногда и прямой враждебности1. В результате противостояние между «Западом» и «исламом» в широком общественном мнении принимает образ взаимной ненависти и вражды, якобы предопределенной исторически и существовавшей на протяжении веков.

Очевидно, самым главным стереотипным представлением об исламе, который сформировался и укоренился в западноевропейской культуре, является образ ислама как источника вражды, ненависти и угрозы для Запада

1 Достаточно вспомнить события, связанные с книгой С.Рушда, когда в конце 80-х годов духовный лидер Ирана аятолла Хомейни расценил содержание книги С. Рушди как оскорбление ислама и вынес смертный приговор ее автору. Действия иранского лидера вызвали протесты мировой общественности, однако приговор не был отменен даже после смерти имама Хомейни. С тех пор С. Рушди вынужден скрываться и жить под охраной британских спецслужб. Показателен и недавний скандал, принявший мировой масштаб, в связи с карикатурами на пророка Мухаммада.

и его ценностей. Формируясь в ходе истории, этот негативный стереотип приобрел доктринальный, идеологический характер. Сегодня, как мы видим, весьма широко распространено представление о том, что Восток в лице ислама представляет величайшую угрозу для западной цивилизации.

Превосходство, которым пользовался Запад в последние столетия, и колониальная политика придали этому стереотипу новый оттенок, возведя его в ранг представления чуть ли не об абсолютной несовместимости двух миров. В результате отношения между сторонами не только не улучшились, но приобрели еще более напряженный и нестабильный характер.

Чем больше углубляется и расширяется пропасть, искусственно поддерживаемая сторонами, тем выше становится эффективность стереотипов, тиражируемых учебными и научными книгами, историческими произведениями, беллетристикой и средствами массовой информации. Как можно заметить, эти стереотипы возводятся в политические и «стратегические» теории вроде теории о столкновении цивилизаций. Делаются попытки доказать невозможность культурной «встречи» между различными цивилизациями и нациями. Этот тезис начал решительно прокладывать себе дорогу в западной политологии. Опасность данного тезиса состоит в том, что он, с одной стороны, воспроизводит указанный стереотип уже на академическом уровне, а с другой - оказывается в состоянии влиять на выработку реальной политики.

Эти стереотипы об исламе в массовом сознании являются результатом целенаправленной политики СМИ. Таким образом, клише и стереотипы могут играть очень опасную роль в манипуляции общественным сознанием, например, когда требуется обеспечить поддержку с их стороны военных интервенций. Результаты такой манипуляции весьма заметны в последние два десятилетия, особенно после событий 11 сентября 2001 г.

События 11 сентября 2001 г. стали отправной точкой для увязывания стереотипов и идеологических концепций. Налицо возрастание влияния

клишированных и стереотипных представлений об исламе и арабах на политическую литературу и СМИ в странах Запада в целом и в частности в США. Можно говорить о том, что образ ислама как религии и культуры в этих странах, по сути дела, совпал с негативными представлениями о нем. Мировая религия и огромная часть человечества изображается как угроза для развития человеческой цивилизации. Эта тема стала занимать особое место в деятельности СМИ: именно они занимаются воспроизводством подобных стереотипов, на то указывает содержание новостных выпусков, аналитических программ и кинофильмов. Современные СМИ, особенно американские, играют огромную роль в формировании массового сознания, причем не только в США, но и за их пределами. Отсюда проистекает важность изучения роли западных СМИ и западной политологии в производстве, воспроизводстве и «утверждении» новых форм старых стереотипных представлений об исламе в целом, и об арабах в частности.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ стереотипных представлений об исламе и арабах в политической мысли и средствах массовой информации стран Запада, социально-исторических предпосылок формирования подобных представлений и возможных их последствий для процесса взаимодействия между исламским миром и Западом.

Достижение этой цели предполагает решение следующих научных задач:

Выявление исторических предпосылок формирования стереотипов, связанных с исламом и мусульманами;

Экспликация причин появления стереотипных представлений об исламе и арабах в СМИ стран Запада;

Обзор исторического процесса зарождения и развития различных стереотипных образов ислама и арабов в западной культуре;

Анализ механизма участия СМИ в производстве и воспроизводстве стереотипных представлений об исламе;

Рассмотрение прямого и косвенного влияния стереотипных образов ислама на западную (англо-американскую) политологию и политику;

Раскрытие стереотипного образа ислама в перспективе его негативного влияния на взаимоотношения между Западом и исламским миром.

Степень изученности проблемы. Стереотипные формы были и остаются предметом политических, культурологических, философских, журналистских и исторических исследований. Можно сказать, что они составляют важнейшую часть проблематики исследований отношений между «христианским» Западом и «мусульманским» Востоком. Многие ученые посвятили этой теме специальные исследования, приняв во внимание роль этих стереотипов в ухудшении отношений между цивилизациями и политическими системами.

Одни авторы уделяют особое внимание влиянию политических конфликтов на формирование стереотипных образов ислама: этот подход про-слеживается в работах Фреда Холлидэя и Грэхема Фуллера .

Другие исследователи сосредотачиваются на изучении истории формирования и воспроизводства стереотипов в современном западном культурном сознании, анализируя специфику их проявления в учебниках, энциклопедиях и исторических трудах. Таковы, например, работы Афифа аль-Буни, Мустафы Халеди, Омара Фарруха и некоторых других ученых3. Ряд исследователей концентрируют внимание на изучении роли западных востоковедческих школ в укоренении многочисленных стереотипов, ка-

Фред Холлидэй. Ислам и Запад: противостояние, религия и политика на Ближнем Востоке. Дар ас-Саха, 1997 (на араб, яз.); Грэхем Фуллер, Айян Лессер. Ислам и Запад: между сотрудничеством и противостоянием. Каир: Центр переводов издательства «Аль-Ахрам», 1977 (на араб. яз.).

3 Афиф аль-Буни. Образ арабов в западном сознании: по материалам западных научных энциклопедий // Аль-Мустакбаль аль-араби. Бейрут, № 151, июль 1987 (на араб, яз.); Мустафа аль-Халеди, Омар Фаррух. Миссионерство и колониализм. Бейрут: Аль-Мактаба аль-асрийя, 1982 (на араб. яз.).

сающихся Востока и ислама. Среди этих авторов следует упомянуть, в частности, Эдварда Сайда, Махмуда Закзука и Наджиба аль-Акики4.

В исследованиях, посвященных СМИ, в частности, американским и британским, приводятся различные модели и формы производства и использования стереотипных образов ислама в политических и пропагандистских целях. Таковы, например, работы Герберта Шиллера, Эдварда Сайда, Эдмона Гариба, Мухаммада Камаль ад-Дина и др.5

Некоторые ученые уделяют внимание арабской личности и ее стереотипным образам в американской печати и кинопродукции. Эту тему, в частности, рассматривают в своих исследованиях Джек Шахин, Ахмад Ра-фат и Гази Зейн Авадаллах6.

Определенное внимание уделяется также роли арабо-израильского конфликта в активизации и распространении антиисламской пропаганды, в которой сионистское лобби и принадлежащие ему СМИ занимаются созданием негативного образа ислама и арабов. Эти аспекты рассматривают в своих работах многие ученые, в том числе М. Сулейман, Дж. Терри, Р. Трайс и др.7

Эдвард Сайд. Востоковедение / пер. Камаль Абу Диб. Бейрут: Муассасат аль-абхас аль-арабийя, 1981 (на араб, яз.); Махмуд Хамди Закзук. Востоковедение: идейный и ци-вилизационный фон. Доха, 1404 (х.) (на араб, яз.); Наджиб аль-Акики. Востоковеды. Т. 4. Каир: Дар аль-Маариф, 1981 (на араб. яз.).

5 Герберт Шиллер. Играющие умами. Эль-Кувейт: Национальный совет по культуре,
искусству и литературе. Серия «Мир знаний», № 106. 1986 (на араб, яз.); Эдвард Сайд.
Стереотипизация ислама: как западные СМИ контролируют формирование сознания и
менталитета других. Бейрут: Муассасат аль-иттихад аль-арабийя, 1983 (на араб, яз.);
Эдмон Гариб. Американские СМИ и арабы" // Западные СМИ и арабы. Лондон: статьи
и материалы Международного журналистского семинара, 1979; Мухаммад Камаль ад-
Дин Имам. Образ ислама в западных СМИ. Реферат, опубликованный на Шариатском
фак-те Исламского университета имама Мухаммада бин Сауда. Эр-Рияд, 1405 г. х. (на
араб. яз.).

6 Джек Шахин. Личность араба на американском телевидении // «Аль-Араби». Эль-
Кувейт. № 340. Март 1987 (на араб, яз.); Ахмад Рафат Бахджат. Арабская личность в
западном кино. Каир: Каирский клуб кино, 1998 (на араб, яз.); Гази Зейн Авадаллах.
Араб в американской печати. Джидда: Тихама, 1406/1985 (на араб. яз.).

7 Suleiman М. National Stereotypes as Weapons in the Arab-Israeli Conflict II Journal of Pal
estine Studies 3 (Spring 1977); Suleiman M. An Evaluation of Middle East News Coverage in
Seven American News Magazines II Middle East forum. LXL. N. 2 (late Autumn, 1965);

Что касается острой темы взаимосвязи между антиисламскими стереотипами и войной, то в этой связи следует упомянуть работы таких ученых, как Ноам Чомски, Мартин Шоу, Брюс Линг и др.8

Обилие публикаций, затрагивающих проблему стереотипных образов ислама в их связи с развитием политической ситуации в мире, свидетельствует о необходимости углубленного анализа стереотипного образа ислама, его исторических предпосылок, механизмов формирования и популяризации негативного представления об исламе и арабах в общественном сознании. В этой связи особую актуальность приобретает изучение исторических предпосылок создания стереотипного образа ислама в западной культуре, в частности, в англо-американской политологии и западных средств массовой информации.

Методология исследования. В данном исследовании были использованы сравнительно-исторические методы: ретроспективный и прогностический, что позволило изучить стереотипные образы об исламе и арабах как в тесной связи с той исторической обстановкой, в какой они возникли и действовали, так и в их качественном изменении на различных этапах. В качестве теоретико-методологических подходов исследования были приняты метод системного анализа, позволяющий отнестись к предмету исследования как к комплексному процессу, выявить наиболее важные элементы изучаемых явлений, проследить их взаимозависимость и взаимообусловленность, и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Эмпирическую базу диссертации составили более 150 работ (монографии, книги, статьи) отечественных и зарубежных исследователей, различные политологические и философские тру-

Terry J., Mendenhall G. 1973 U.S. Press Coverage on Middle East II Journal of Palestine Studies. V. 4. N LP. 120-133; Trice R. The American Elite press and the Arab-Israeli conflict II The Middle East Journal (Summer 1979).

8 Ноам Чомски. СМИ и война в Заливе. Б.м., 1992 (на араб, яз.); Martin Shaw. Civil Society and Media in Global Crises: representing distant violence. London: Pinter, 1996; Брюс Линг. Война и телевидение. Б.м., 1992 (на араб. яз.).

ды, предметом которых стали стереотипы в целом и стереотипы, касающимся ислама, в частности.

Новизна исследования. Впервые в российской литературе проводится исследование исторических предпосылок формирования стереотипных представлений об исламе и арабах в политической мысли и средствах массовой информации стран Запада, их роль и влияние на западную политологию. Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

  1. В диссертации дан критический анализ проблематики стереотипов в западной политической мысли и средствах массовой информации, а также различных форм проявления этих стереотипов в общественном сознании стран Запада в целом и американского общества в частности.

  2. В работе показано влияние данных стереотипов на отношения между Западом и Востоком, отражение этого влияния на международных отношениях и механизме принятия политических решений обеими сторонами.

  3. Рассмотрена история формирования и развития стереотипов, касающихся изучения и отношения к исламу в западной культуре на примере монографических работ, учебников, исторических и беллетристических сочинений.

  4. Показано прямое и косвенное отражение стереотипных образов ислама в целом и арабов в частности на теоретическую мысль и общественное сознание стран Запада, и влияние этих стереотипов на политические теории и журналистскую мысль Запада.

  5. Проанализирован феномен современного исламизма. Рассмотрены две основные позиции в его отношении: позиция понимания или «неотьер-

мондизма»9 (Дж.Эспозито, Ф.Бюрга, Т.Салливэн) и позиция вражды или «неоориентализма» (Б.Люис, Д.Пайпс, С.Хантингтон). Выявлены взаимосвязь между отдельными теоретиками, «враждебно» настроенными в отношении ислама, и практическими интересами ряда политических деятелей Запада, а также негативные последствия такой позиции для развития процесса взаимодействия между исламским миром и странами Запада.

Теоретическая и практическая ценность исследования. Стереотипное представление об исламе является одним из феноменов, вызывающих дискуссии и служащих предметом внимания политических кругов и СМИ в мировой масштабе. Во многих случаях распространение этих стереотипов приводит к драматическим последствиям. Это особенно видно после событий 11 сентября 2001 г. и начала «войны с терроризмом». Отсюда проистекает ценность изучения стереотипов и механизма их влияния на принятие политических решений большими и малыми государствами — тем более, что негативный стереотипный образ ислама уже превратился в один из «идейных» и «духовных» источников для авторов академических и стратегических исследований, в «горячую тему» для средств массовой информации. Кроме того, мы являемся свидетелями превращения стереотипа в грозное оружие в политической и цивилизационной борьбе между различными нациями - борьбе, в которой культура и цивилизация становятся идеологическим инструментом, наполненным мифами, средствами разжигания низменных инстинктов, возбуждения чувств ненависти и вражды.

Анализ стереотипов и их отражения в политической мысли и СМИ имеют большое научное значение, так как позволяет пролить свет на предпосылки зарождения, формирование, распространение, корректировку и

9 Неотьермондизм - новое прочтение «тьермондизма» или теории трех миров, согласно которой страны второго и третьего миров предстают вечными жертвами империалистической экспансии.

воспроизводство стереотипов, а, следовательно - на их разрушительное воздействие на отношения между Западом и Востоком, на международные отношения в целом.

Что касается практической ценности диссертации, то она заключается в возможности использования ее результатов и содержания при составлении учебных курсов по изучению влияния данного феномена на выработку политических решений. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для корректировки и обогащения политической мысли в целом и концепций, связанных с проблемами стереотипов в частности. Выводы диссертации могут оказаться полезными для специалистов в области философии и политологии, особенно занимающихся проблемами межцивилизационного диалога, международных отношений и критикой политической мысли. Материалы и выводы исследования можно использовать при составлении учебных курсов по политологии, международным отношениям, различным аспектам политической и культурной жизни стран Ближнего Востока.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политических наук Российского Университета дружбы народов 14 февраля 2006 г.

Структура исследования. Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

История формирования стереотипных образов арабов и мусульман в западной культуре

Ученые используют различные термины для обозначения формирования умственных образов в различных сферах жизни. Некоторые из них используют термин «умственный образ», другие говорят о «клише», третьи - о «стереотипе», четвертые считают, что более точно отражает суть дан ного предмета термин «стандарт». Но имеют ли эти слова и термины оди наковый смысл или они указывают на различные объекты? Поскольку понятие умственной картинки или стереотипа зародилось и получило распространение в западной научной литературе, прежде всего - в социальной психологии, следует показать, какое место занимает это понятие (в его языковом и терминологическом значениях) в западной куль туре. Как мы видим, западные авторы также пользуются при его обозначе нии целым рядом терминов. В английском языке для этого чаще всего ис пользуются слова «имидж» (image) и «стереотип» (stereotype).

Слово «имидж» восходит к латинскому корню imago - от глагола imitari (имитировать, изображать), и, следовательно, означает имитацию или изображение. Словарь Уэбстера толкует его как «умственную концепцию, разделяемую членами определенной группы и указывающую на отношение этой группы к тому или иному лицу или предмету»10.

Что касается термина «стереотип», то он взят из полиграфии и означает печатную форму - копию с типографского набора. Согласно Уэбстеру, стереотип есть «вещь, соответствующая твердому или общему стандарту», или «стандартизированный умственный образ, коллективным носите лем которого являются члены группы, и который представляет собой упрощенное мнение, предрассудок или некритичное суждение»11.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что оба этих слова указывают на умственные образы, однако слово «имидж» означает умственный образ, абстрагированный от жизни, людей и предметов, оно является более общим и всеобъемлющим, чем термин «стереотип»; кроме того, оно не ассоциируется с устойчивостыо, неизменностью. Что же касается термина «стереотип», то он носит более узкий характер, так как обозначает устойчивые умственные образы, отличающиеся неизменностью и упрощенностью восприятия. Как правило, стереотип выступает как следующая стадия формирования у человека устойчивых умственных образов индивидов, народов и предметов.

В науке выделяется понятие «социальный стереотип», который российские авторы определяют как «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде»12.

В научный оборот понятие «стереотип» (в его социальном значении) первым ввел в 20-е годы XX в. американский ученый и публицист Уолтер Липпманн. Специалист в области изучения общественного мнения, он считал, что «социальные стереотипы» помогают в первую очередь ориентироваться в массиве социальной информации. По определению Липпманна, стереотипы - это культурно детерминированные и определенным образом упорядоченные «картинки мира» в сознании человека, которые, с одной стороны, экономят его усилия при восприятии сложной информации, а с другой - фиксируют и сохраняют существующие ценности, способствуя тем самым и сохранению высокой самооценки самого человека13.

В связи с повышением внимания к формирующимся у отдельных лиц и народов умственных образов друг друга в последнее время все чаще используется термин «национальный имидж». Использование данного термина участилось с ростом количества исследований, в которых затрагиваются образы отдельных государств и народов, создаваемые современными средствами массовой информации.

Жан Мирель определяет национальный имидж как «совокупность впечатлений, идей, взглядов и отношений, составляющих общее или господствующее мнение и являющихся краткой характеристикой или общим представлением о народе того или иного государства или о его правительстве».

К этому термину очень близок термин «национальные стереотипы», которые некоторые теоретики подразделяют на две категории - поверхностные и глубинные. По определению российского автора А. В. Павловской, поверхностными стереотипами являются представления о том или ином народе, обусловленные исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Они меняются в зависимости от ситуации в мире и обществе. Это, как правило, образы-представления, связанные с конкретными историческими реалиями. Что касается глубинных стереотипов, то они устойчивы, не меняются с течением времени, передаются из поколения в поколение, воспринимаются как реальность, «биологический факт». Глубинные стереотипы сформировались давно. Пути их распространения различны: это литература и рассказы очевидцев, уроки в школе, разговоры с родителями, и, что особенно важно сегодня, телевидение, кино, видео14.

Стереотипный образ арабов и ислама в американских СМИ

Средства массовой информации являются одним из важнейших каналов формирования стереотипов в сознании людей. В современной жизни роль СМИ в формировании стереотипов повышается в силу расширения их аудитории и их огромной способности притягивать к себе людей, «диктаторски» распоряжаться их временем и создавать мощную конкуренцию прочим социальным институтам по воздействию на массы.

Различные сведения, которые СМИ поставляют массовой аудитории, представляют собой что-то вроде «окна», через которое люди смотрят на окружающий мир. Главная задача СМИ заключается в информировании людей о том, что они хотят знать, о том, что им важно знать, и о том, что им следует знать. Это образное сравнение информационных материалов с «окном в мир» предполагает, что мы знаем, где расположено это окно, ка ковы его размеры и каким образом оно влияет на восприятие людьми тех частей и черт мира, которые они из него видят.

Поэтому можно сказать, что большую часть накапливаемых нами образов, формирующих наше представление о мире, мы черпаем в первую очередь из различных СМИ. Не будет преувеличением сказать, что именно СМИ создают в нашем сознании эти образы, формируют их и определенным образов организуют их. СМИ как источник информации не только указывают нам на событие, но и интерпретируют его, превращают в определенный образ. То есть новости не сообщают нам сам факт и не являются его отображением: речь идет о цепочке сложных операций, осознанного отбора информации, дискуссий и принятия решений, которые влияют на направленность подачи информации и методы освещения событий55.

Исходя из этой логики, на СМИ можно посмотреть как на создательницу своего рода «образной» среды между человеком и объективно существующим миром. Говоря словами Уильяма Реферза, «к традиционной роли коммуникации добавились скорость, тотальность и распространенность. Поэтому иногда утверждают, что СМИ создает вокруг человека своего рода альтернативную реальность. С другой стороны, на СМИ в целом смотрят как на одно из средств, с помощью которых правящие структуры оказывают социальное давление. Кроме того, они внедряют в сознание масс ценности и идеи, господствующие в культуре, в результате чего общество оказывается под угрозой застоя и гниения».

На важную роль СМИ в формировании стереотипов у индивидов и человеческих коллективов указывает Хамад Ибрахим Хамед в своем труде, посвященном образу США в египетской печати. Он отмечает появление ряда важных аспектов, в том числе следующего: в нашу эпоху СМИ стали тем источником, из которого человек черпает сведения и знания об окружающем мире. Это было одной из тем, волновавших специалистов из различных стран, занимавшихся проблемами СМИ. Общенациональный опрос, проведенный в США в 1977 г., показал, что 95% респондентов на вопрос «откуда вы черпаете информацию о происходящих в мире событиях?» ответили, что черпают ее из СМИ. СМИ стали не только средствами доставки информации, но и средствами ориентирования индивидов и коллективов, формирования их идейной и общественной позиции. Поэтому примерно на 70% образ мира в сознании человека формируют различные СМИ. Еще больше повышает их роль в этом плане то обстоятельство, что они имеют основополагающее значение в создании и формировании так называемой «среды мнения». Помимо этого, СМИ вступили в новую стадию своей истории, отмеченную для них острым соперничеством с образовательными учреждениями в осуществлении воспитательных функций и влиянии на образовательный процесс. Речь идет о совокупной продукции всех форм культурного и идейного производства, распространяемой среди различных слоев общества, начиная с детей и молодежи и кончая пожилыми людьми обоих полов

Стереотипный образ ислама и терроризма и его влияние на перспективы противоборства мусульманского мира и Запада

Мысль о том, что историческое противоборство между миром ислама и миром христианским имеет давние традиции и особую историю, начиная с возникновения ислама и его первого столкновения с Византийской империей, можно назвать обоснованной в историческом и культурно-религиозном отношениях - в том смысле, что она способствовала сохранению и воспроизводству накопившихся представлений противоборствующих сторон друг о друге. Эта «копилка» была и остается одним из «надежных» источников формулирования и распространения стереотипных образов. В данном конкретном случае - стереотипного восприятия ислама на Западе. Феномен западных идейно-информационных и военных кампаний против ислама прослеживается с седьмого века христианской эры, когда имело место первое столкновение между исламом и Византийской империей, и до сего дня. Борьба эта все еще не получила рационального разрешения, хотя первые признаки диалога и культурного обмена между двумя мирами появились еще во времена халифа Харуна ар-Рашида, направившего императору Карлу Великому послание, призывающее к диалогу, а также во время владения арабами Аль-Андалусом, и продолжают проявляться до сих пор.

Менталитет враждебности по отношению к исламу и сегодня наглядно обнаруживается при первых же разногласиях между арабами и мусульманами, с одной стороны, и европейско-американским Западом — с другой. Он дает о себе знать при первом же несовпадении интересов и целей, так что у многих арабских и мусульманских интеллигентов возникает убежденность в том, что Запад и его руководители на протяжении веков не в со стоянии увидеть ислам в его истинном свете - как учение, проповедующее мир и безопасность, равенство и сотрудничество между народами и между индивидами; им просто не дано разглядеть культурно-цивилизационную сущность ислама.

В этом плане заслуживает внимания смелая инициатива, впервые предпринятая осенью 1988 года Кёльнским радио. Тогда был организован и осуществлен цикл передач, посвященных различным аспектам ислама, с участием целого ряда крупных современных немецких востоковедов. Среди них были такие видные ученые, как преподаватель исламоведения Бам-бергского, Бухенского (Германия) и Бернского (Швейцария) университетов, главный редактор издававшегося в Голландии журнала «Шариат и общество» Рейнхард Шульце, преподаватель востоковедческих наук Гамбургского университета, специалист по сравнительному религиоведению Гернот Рот-тер, директор Центра тюркологических исследований в Германии Фарук Сун, преподаватель исламоведения Берлинского и Боннского университетов Гудрун Кремер, специалист по исламской истории, религии и культуре А-М.Шиммель и др.

Значимость этой попытки определялась тремя обстоятельствами. Во-первых, западное радио, аудитория которого весьма немногое знала об исламе, взяло на себя осуществление проекта на национальном (немецком) языке, поставив целью разъяснить суть монотеистической религии, исповедуемой более чем миллиардом жителей планеты. Во-вторых, как показывает тематика передач, методы дискуссии и состав участников, главной составляющей цикла была не политика, а научно-академический подход, призванный показать истинное положение вещей при опоре на факты. В-третьих, особую значимость дискуссии придавало то обстоятельство, что она была опубликована в виде книги, вышедшей на немецком языке на ста четырнадцати страницах под заголовком «Ислам». Причем весьма вероятно, что книга эта будет переведена на целый ряд языков мира, включая английский и арабский - тем более что ислам как идеология и практика в последнее время начал привлекать очень пристальное внимание на Западе.

Коль скоро западный подход к исламу до сих пор характеризуется, с одной стороны, туманностью и неопределенностью, а с другой - отсутствием объективности, то вполне естественно, что отношение Запада к исламскому миру сопряжено с настороженностью, недобрыми предчувствиями и недоброжелательностью. Эти туманность и неопределенность фактически объясняются тем огромным количеством исторических наслоений, которые в немалой степени обязаны своим появлением и закреплением трудам востоковедов - тех западных исследователей, которые, порой намеренно, а порой неумышленно, грубо искажали факты или интерпретировали их весьма произвольно. Так, по мнению одного из французских писателей, автора книги «Мифология ислама», «магометанская религия - это проказа, которая, распространившись между людьми, начала беспощадно губить их. Это страшная болезнь, общий паралич, безумие, побуждающее человека к пассивности и лени и пробуждающее его от них лишь для того, чтобы проливать кровь, пить вино и творить всяческие непотребства. Могила Магомета в Мекке - это электрический столб, распространяющий безумие в головах магометан, заставляющий их впадать в истерику и умственное оцепенение и бесконечно повторять «Аллах, Аллах», укореняющий в них привычки, превращающиеся в имманентные свойства характера - такие, как ненависть к свинине, вину и музыке и склонность к жестоким наслаждениям, порождаемым развратными мыслями»

Стереотипное представление об исламе и его влияние на идеологию «столкновения цивилизаций» и «конца истории»

Статья Бидхама отталкивается в основном от подробного исследования профессора Гарвардского университета Сэмуэля Хантингтона, где называется ряд цивилизаций, способных стать сторонами в борьбе за доминирование на земном шаре с его разными народами. В своей работе Бидхам в определенной мере опровергает подход Хантингтона, который называет три такие цивилизации: Запад, ислам и конфуцианство. Бидхам аргументировано исключает конфуцианство, указывая, что предстоящая борьба будет вестись лишь между исламом и Западом. Несомненно, что Бидхам в своем исследовании опирается на гуманистическую позицию, возлагая на Запад ответственность за достижение добрососедства с исламом: поскольку Запад «более прогрессивен и цивилизован», то он и должен первым обнаружить свои добрые намерения.

«Economist» предваряет статью Бидхама предисловием, где задается вопросом: что заставляет ту или иную группу или категорию людей проявлять готовность к уничтожению другой группы или категории? И отвечает: борьба интересов, или борьба идей, или комплекс расового превосходства и стремление к господству. В качестве примера газета приводит Первую мировую войну, начавшуюся ради того, чтобы определить, кто будет главенствовать в Европе: кайзеровская Германия или Британия? Иначе говоря, война разразилась во имя национальных интересов. Вторая мировая война носила иной характер: она базировалась на идее расового превосходства, в которую верил Гитлер. Что касается крестовых походов, то их кровавые перипетии вызваны идеей, господствовавшей в умах жителей тогдашней христианской Европы: кто говорит истинным голосом Бога - Христос или Мухаммад?

Далее в своем предисловии, озаглавленном «Корни страха», «Economist» пишет: «Хотя холодная война между социалистическим и капиталистическим лагерями поначалу вселяла страх, она не принесла определенной пользы, не научила людей тому, что нелепо цепляться за ту или иную идею лишь из чувства превосходства, из стремления заставить других добиваться достижения своих частных интересов, даже если эти интересы не совпадают с их собственными. Соединенные Штаты вторгаются на Гаити под предлогом насаждения демократии. Племена хуту и тутси в Руанде истребляют друг друга, оставляя после себя тотальную разруху и сотни тысяч трупов, под предлогом этнической солидарности. Если бы Запад хотел удержать сербов от агрессивных действий по отношению к мусульманам, то он сумел бы это сделать».

Многие черты такого поведения проявляются в нынешней политике США в Ираке. Возможно, эта политика возникла не вследствие исламофо-бии, традиционных представлений или стереотипных образов, однако она не свободна от их влияния. Здесь мы можем обобщить некоторые понятия и ценности, посеянные в психологии и менталитете «принимающих решения», чтобы увидеть возможное воздействие стереотипных представлений об исламе на реальную политику. В начале 1992 г. бывший президент США Ричард Никсон в книге «Использовать шанс» пишет: «Исламский мир представляет собой один из величайших вызовов внешней политике Соединенных Штатов в двадцать первом веке... В то время, когда холодная война пошла на убыль, традиционные противоборства, замороженные в течение 45 лет, начали оттаивать. В регионе, где сосед соседу в лучшем случае конкурент, а в худшем - враг, потенциальная нестабильность представляет собой главную угрозу нашим интересам. Что касается двух серьезных проблем в зонах противостояния - Персидского залива и арабо-израильского конфликта - то нужда в действии со стороны Соединенных Штатов стала особенно актуальной».

Верно то, что Никсон не занимает каких-либо постов в американской администрации. Однако известно, что процесс принятия решений в США подвержен влиянию целого ряда политических и идеологических кругов, не принадлежащих к правящему истеблишменту. Ярким примером такого влияния может служить бывший госсекретарь Генри Киссинджер, взгляды которого не просто пользуются уважением, но и практически воплощаются в жизнь в ходе осуществления внешней политики как нынешней администрации, так и ее предшественниц (в частности, администрации Рейгана). В силу этого точка зрения Никсона, отражающая по сути идеи широкого круга американских стратегов, заслуживает самого серьезного внимания - в особенности со стороны тех, кого касается целая глава его последней книги, посвященная исламу.

Иначе говоря, в американской и западноевропейской политической культуре с ее сознательной и бессознательной составляющими присутствуют скрытые пружины, основывающиеся на подходе к исламу и исламскому миру как к извечному историческому врагу. Не случайно, что именно в Америке появилась идеология столкновения цивилизаций, в частности фундаментального противоборства между исламской и западной цивилизациями.

Более того, кое-кто на Западе, и в частности в США, доходит до утверждения о том, что это противоборство разворачивается между исламской цивилизацией и цивилизацией христианской (конечно, западной, а не восточной или коптской). Об этом, например, говорит директор планирования во внешнеполитическом ведомстве США и советник президента Джонсона по Ближнему Востоку в 1967 г. Юджин Ростоу. «Нам следует понимать, - пишет он, - что противоречия, существующие между нами и арабскими народами, являются противоречиями не между государствами и народами, а между исламской и христианской цивилизациями. Борьба между христианством и исламом идет со времен

Похожие диссертации на Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации