Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Лазарев Николай Яковлевич

Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях
<
Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лазарев Николай Яковлевич. Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Лазарев Николай Яковлевич; [Место защиты: Гос. ун-т упр.].- Москва, 2007.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/445

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Современный терроризм как объект научного исследования 23

1. Сущность и основные проявления терроризма как социально-политического явления 23

2. Социальные предпосылки и идейные основы терроризма 44

ГЛАВА II. Основные формы и динамика развития современного терроризма 69

1. «Западная» модель современного терроризма: от индивидуального террора к политическому экстремизму 69

2. «Восточная» модель современного терроризма: от внутристрановых организаций к транснациональным синдикатам 95

ГЛАВА III. Особенности развития терроризма в России 114

1. Национальные особенности и этапы развития терроризма в истории России 114

2. Причины и особенности развития терроризма в современной России 137

Заключение 155

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования состоит в развитии научных представлений о терроризме как особом социально-политическом явлении, рождённом противоречиями современного общества, в обобщении и систематизации накопленных о нём знаний, в изучении его важнейших черт и проявлений, в раскрытии его антигуманной и агрессивной сущности и в поиске путей и способов его преодоления.

Терроризм - это особое явление общественной жизни, которое выступает сегодня и как проблема внутригосударственных отношений, и как проблема мировой политики, составляющая угрозу глобального уровня.

О масштабности и негативном проявлении терроризма в жизни общества говорит количество совершённых за последние годы террористических актов, а также количество погибших при этом людей. По данным американской "Рэнд корпорейшн", с 1978 г. по 2005 г. террористические акты были отмечены в 117 странах. 50 % этих актов приходится на 10 стран Западной Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока. По данным Госдепартамента США, сегодня в мире ежегодно совершается от 320 до 620 террористических актов.1 Первое место в составленном газетой «Коммерсантъ» рейтинге стран, на территории которых за последние десять лет (1994-2004 гг.) больше всего погибло людей от рук террористов, заняли Соединённые Штаты - 3238 человек. На втором месте - Россия - 2111 человек. Третье место - у Индии - 1928 человек, в основном, за счёт погибших в «горячей точке» на пакистанской границе - в штате Джамму и Кашмир.2

Сохраняя родство с предшествующими формами террористической деятельности, современный терроризм характеризуется рядом особенностей. Они порождены новейшей эпохой, её возросшей конфликтогенностью и возникающими в этих условиях новыми политико-стратегическими

1 Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Минск: Харвест, 2004. С.4

2 Коммерсантъ. 2004. 20 сентября.

установками террористов. Можно сказать, что на современном этапе человеческой истории нашли своё проявление и развитие все необходимые качества и потенции терроризма. Задача политической науки состоит в том, чтобы путём всестороннего анализа раскрыть важнейшие черты современного терроризма.

15 лет тому назад российские политологи сетовали на то, что феномен терроризма как объект для научного изучения весьма труден вследствие своей недостаточной ясности. Эта трудность сохраняется до сих пор. Однако сегодня, в начале 3-го тысячелетия, контуры данного объекта научного исследования становятся более осязаемыми. Особенно очевидными стали социально-экономические и политические условия, которые генерируют данное явление.

Терроризму посвящено немало публикаций и исследований. При этом целостная и стройная теория терроризма пока еще сложилась. Дэвид Лонг, занимающий видный пост в Госдепартаменте США, отмечает: «Несмотря на высокий общественный интерес, всё еще отсутствует согласие в понимании того, что представляет собой терроризм.... Никто из учёных до сих пор не преуспел в создании общей теории терроризма».1 Многие сделанные выводы о терроризме быстро устаревают, не поспевая за изменяющейся общественной жизнью. Вопросы о сущности и особенностях терроризма, возможностях его влияния на общество и государство остаются всё ещё недостаточно изученными. Высок разброс мнений о том, что такое терроризм.

Примечательно, например, утверждение о том, что «терроризм не есть самостоятельное явление».2 Некоторые исследователи под влиянием антиглобалистского движения приходят к парадоксальным выводам: «В сложившейся обстановке... всё труднее становится решать, кто террорист, а кто

1 Long D. The Anatomy of Terrorism. N.-Y.: Free Press, 1990. P. IX.

2 Дугин А.Г. Международный терроризм управляем II Россія. 2005. 11-17
августа.

антитеррорист».1 Всё это побуждает к более тщательному осмыслению терроризма как явления.

Трудность теоретического познания современного терроризма состоит в его типологической близости с другими экстремальными явлениями, такими как бунт, восстание, заговор, мятеж. В какой степени, например, гражданский протест способен перерасти в терроризм, превратиться в насилие? Где та граница, которая позволяет разделить указанные явления между собой? Кроме того, понятие терроризма не всегда правильно соотносится с понятием террора, смешивается терроризм и партизанская война, террористы и революционеры и т.д.

Часто не однозначны представления о причинах возникновения терроризма, сохраняется определённая неясность в толковании его сущности. Как заметила американская исследовательница Марта Креншоу: «Учёному сообществу ещё только предстоит добиться интеллектуального понимания того, почему существует терроризм... ».2

Как следствие, не выработана пока государственная программа по борьбе с терроризмом в России. Государственные чиновники и управленцы пока реагируют на угрозы экстремистов методом проб и ошибок, не всегда предупреждая его опасность. В итоге цена административных, организационных и интеллектуальных просчётов в организации реальной, а не воображаемой борьбы с терроризмом оказывается весьма высокой для рядового человека.

Вместе с тем проблема терроризма выходит сегодня на одно из первых мест в иерархии факторов, принимаемых во внимание при разработке

Медведко Л.И. Международный терроризм - составляющая мирового антиглобалистского движения // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. Сборник статей под редакцией Р.Б. Рыбакова. М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. С. 101. 2 Crenshaw М. Terrorism & International Cooperation. N.-Y., 1989. P. 9.

6 концепций национальной безопасности ведущих стран мира. Например, особое отношение руководителей России к этому явлению проявилось в создании 16 февраля 2006 года Национального антитеррористического комитета.1 Непосредственной борьбой с терроризмом займётся сформированный в рамках Комитета Федеральный оперативный штаб. Он будет планировать применение сил и средств, управлять контртеррористическими операциями. Создаются антитеррористические комиссии, во главе которых встанут главы регионов.

Таким образом, изучение терроризма - это важное направление современной политической науки. Актуальность нашего исследования состоит в необходимости дальнейшего осмысления терроризма на основе новейших фактов, в совершенствовании уже сложившихся теоретических представлений о нём, их уточнении, в стремлении познавать закономерности его возникновения и осуществления, пути и способы его преодоления. Сформулированная тема исследования определяет собой его объект и предмет.

Степень научной разработанности темы. В научной литературе имеются различные точки зрения на это явление, различные научные подходы к его анализу, обозначен ряд проблем общетеоретического характера, требующих специального осмысления.

В первую очередь необходимо отметить, что терроризм является объектом серьезного внимания и размышления со стороны западных учёных. К началу XXI века западная литература о терроризме стала особенно богатой и разнообразной. Только библиография библиографий трудов по терроризму в 70-е годы насчитывала 26 названий, а сегодня она перевалила за 100.2

В поле нашего интереса оказались многочисленные сочинения

1 См.: Труд. 2006.17 февраля.

2 Bonanate L. et al. La Violenza Politica nel Mondo Contemporaneo: Bibliografia
Internationale sul Terrorismo. Milano: Angeli, 1979; Norton A. R. & Greenberg M.
An Annotated Bibliography & Research Guide on International Terrorism. N.-Y.,
1979.

американских и английских обществоведов, посвященные анализу терроризма. К ним относится группа учёных крайне консервативного («катастрофисты») и умеренно консервативного («реалисты») направления, которые впервые стали заниматься данной проблемой. Они заложили основы науки «террологии» на Западе, стали её классиками и первооткрывателями самой темы.1 К наиболее известным из них относятся Й. Александер, Ю. ван дер Круф, У. Лакёр, Р. Клаттербек, Б. Крозье, а также - М. Бартос, А. Бартон, Л. Береш, Дж. Байер Белл, Р. Беррел, У. Вайнштейн, С. Гершман, Й. Грейг, К. Добсон, Б. Дженкинс, Дж. Дугард, Д. Карлтон, Э. Элленберг, Ф. Китсон, М. Крейшоу, М. Ливингстон, Р. Листон, Д. Лонг и др.

Либеральное крыло исследователей терроризма не выделяется количественным объёмом научных наработок, но их исследования по-своему очень значительны. Они рассматривают организации террористов и экстремистов разного рода как имманентно присущие западной цивилизации, являющиеся её неотъемлемым атрибутом. Они трезво и прагматично оценивают политический смысл терроризма. В работах этой группы учёных можно найти нотки определённого сочувствия силам, бросающим вызов правящей элите и существующему истеблишменту как в странах НАТО, так и на Востоке.

Учёные-либералы последовательно и принципиально полемизируют с консерваторами, обвиняя их в некритичном следовании официальному курсу западных держав. Они детально доказали социально-экономическую и социокультурную обусловленность различных течений западного и восточного терроризма, его обусловленность объективными факторами общественной

1 Crazier В. The Struggle for the Third World. Pennsylvania, 1966; Crazier В. A Theory of Conflict. Lnd.: Hamish Hamilton, 1974; Laqueur W. Guerrillas & Terrorists II Commentary, N.-Y. Oct. 1974. Vol.58. №4; Laqueur W. Terrorism. Lnd.: Weidenfeld & Nicolson, 1974; Kroef J. van der. Peking & South-East Asia's Dominoes II Quadrant, Sydney. 1968. Vol.12. №55.

жизни. Это относится к работам В. Ла Барра, М. Вальцера, Д. Низинга, Д. Фромкина, С. Хантингтона, Д. Херадствейта, Н. Чомски, Ж. Шальяна и других.1

Любопытны и оригинальны сочинения авторов радикального (прогрессистского) крыла западной политологии - У. Бэрчетта, Дж. Джерасси, Дж. Хаймса, Дж. Холлидея. Они усматривают в современном терроризме революционное движение протеста против истеблишмента на Западе и на Востоке, резко критикуют внешнюю политику США и их союзников за «империализм» в вопросе противодействия терроризму.

Несмотря на то, что мнения западных политологов весьма различаются между собой по проблемам терроризма, они едины в своём выводе о его экстраординарном характере как средстве борьбы и о серьёзной реальности его вызова, брошенного государственной власти. Ими подчёркнуты такие новые характеристики терроризма как пространственно-территориальная универсальность, многоликость и динамичность, международная направленность многих акций.

Значение исследовательских разработок всех групп западных учёных состоит в том, что они увязали изучение терроризма с теорией политического насилия (вайоленсологией). По их мнению, терроризм выступает как вполне самостоятельное социально-политическое явление, имеющее свои исторические традиции, объективные условия существования, политические или религиозно-политические организации, свою специфическую идейно-ценностную базу, свой стиль поведения и менталитет. Они убедительно показали, что терроризм вполне может быть изучен методами и приёмами политической науки. Развивая теорию насилия, западные учёные выявили

См., например: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций./ Пер. с англ. Т.Велимеева, Ю.Новикова. М.: ACT, 2005; La Вагге W. Materials for a History of Studies of Crisis Cults: a Bibliographic Essay II Current Anthropology. Chicago, 1971. Vol.12. №1; Heradstveit D. A Profile of Palestine Guerrillas II Cooperation & Conflict. Oslo, 1972. №1.

огромное разнообразие различных форм вооружённого насилия, к которым они отнесли городскую и сельскую герилью, воздушный терроризм, морское пиратство, кибертерроризм, бунты, восстания, заговоры. Однако из работ западных учёных не ясно, в какой степени гражданское насилие террористов перетекает в политическое насилие?

В формулировании западными учёными определений, создании типологий нашёл своё отражение методологический и методический подходы, характеризующие различные направления в исследовании феномена. Руководитель проблемной группы по терроризму Национального научного фонда США Эдвард Миколус отмечает, что в начале 70-х гг. появился совершенно «новый феномен глобального масштаба», которым стало «международное террористическое движение».1 В статье с симптоматическим заголовком «Новые террористы», профессор Майкл Вальцер, разделяя распространённое гнетущее впечатление от актов террора, совершаемых экстремистами, тем не менее проводит водораздел между ними и террористами прошлого (эти более гуманны). Характерными чертами нового терроризма стали крайняя жестокость; преступление грани, отделяющей комбатантов от мирного гражданского населения; взятие заложников; убийства невинных жертв и цинизм2. Такому терроризму невозможно сочувствовать или как-то оправдывать его.

Если оценивать в целом, то проблема терроризма освещена в работах западных учёных всё еще недостаточно полно: он раскрывается как угроза в основном для Запада, для его глобальных интересов. Почти нет больших работ, посвященных угрозе терроризма для России. Похоже, что эта научная проблема для зарубежных коллег просто не существует. Недостаточно изучены в западной политологии три основных подхода к современному терроризму -геополитический (его инструментальная роль во внешней политике государств,

1 The Politics of Terrorism. I Ed. by M.Stohl. N.-Y., 1979. P.14.

2WaltzerM. The New Terrorists II New Republic, Wash. 1975. Vol. 173. №9. P.13-14.

прежде всего - Запада); операционалистский (его опора на ударно-штурмовые методы и приёмы); инструментальный (как рычаг, средство решения общественных проблем).

Что касается отечественной историографии исследуемой проблемы, то в её становлении и развитии можно выделить два больших периода: 1) конец 60-х -начало 90-х гг. XX века (советская историография); 2) с 1992 года и по настоящее время (современная российская историография). Для советской историографии характерно обращение к сюжетам левого экстремизма в рамках общетеоретического анализа западного общества. ] В ранних публикациях по проблеме исследования термин « терроризм» не упоминается2. Первые диссертации, посвященные этой теме, появились в нашей стране в первой половине 70-х гг.3 Вышла первая монография на эту тему.4

1 См., например: Лейбзон Б.М. Мелкобуржуазный революционаризм: об
анархизме, троцкизме, маоизме. М.: Политиздат, 1967; Федосеев П.Н.
Марксизм и волюнтаризм. М.: Политиздат, 1968; Гафуров Б.Г. Актуальные
проблемы национально-освободительного движения. Развивающиеся страны
Азии и Африки. М.: Наука, 1976; Басманов М.И. XXV съезд КПСС и вопросы
борьбы против левацкой «революционности» // Вопросы истории КПСС.
1977. №3; Левоэкстремистские движения вАфганистане, Иране и Турции //
Спецбюллетень ИВ АН СССР. 1976. №6; Палестинское движение
Сопротивления на современном этапе // Спецбюллетень ИВ АН СССР. 1975.
№9; Маоизм в Юго-Восточной Азии // Спецбюллетень ИВ АН СССР. 1975.
№5.; Грачёв А.С. Политический экстремизм. М.: Мысль, 1986; Ушков A.M.
Критика левацкого радикализма в процессе преподавания научного
коммунизма. М.: Высшая школа, 1986.

2 См. .Беседин А. Против воздушного пиратства. // Новое время. 1970. 2
ноября. С.24-25.

3 См.: Малеев Ю.Н. Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным
захватом воздушных судов. Автореферат диссертации на соискание учёной
степени кандидата юридических наук. М., 1973; Жданов Н.В Правовые
аспекты борьбы с террористическими актами международного характера.
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата
юридических наук. М., 1975.

4 См.: Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с
международным терроризмом. М: Международные отношения, 1979.

11 Значение советских исследований 70-х гг. заключается в том, что они сформулировали научную проблему, определили её предмет, изучили некоторые типичные формы насилия, постарались отделить терроризм от понятий «революция» и «партизанская война». Учёные провели чёткую линию разграничения между терроризмом и уголовной преступностью, убедительно доказали, что терроризм - социально-политическое явление, тесно связанное с понятием «террор».

С. А. Эфиров первым поставил вопрос о необходимости создания моделей терроризма и подробно описал его «итальянскую» модель.1 В работах Л.А. Моджорян содержится многочисленная информация о терроризме на Западе и на Востоке. Её последняя работа стала подлинно новаторской, так как осветила нетронутый пласт проблем, связанных с терроризмом на море. После работ Л.А. Моджорян стал возможен многофакторный и системный подход к изучению терроризма. Юрист Е.Г. Ляхов, активно разрабатывая заявленную научную тему, выпустил две монографии.3

Для данного диссертационного исследования значение работ советских учёных состоит в том, что они, во-первых, рассматривали интересующую нас проблему по двум направлениям: отдельно «новое левое» движение на Западе и отдельно - левый экстремизм на Востоке (причём теоретически отделяли левацкие националистические идеологии в развивающихся странах и левый экстремизм в коммунистическом движении). Во-вторых, они оценивали терроризм как самостоятельное явление, серьёзно отличающееся от двух

1 См.: Эфиров С.А. Покушение на будущее. Логика и футурология «левого»
экстремизма. М.: Молодая гвардия, 1984. С.44.

2 См.: Моджорян Л.А. Терроризм на море. Борьба государств за безопасность
морского судоходства. М.: Международные отношения, 1991.

3 См.: Ляхов Е.Г. Политика терроризма - политика насилия и агрессии. М.:
Международные отношения, 1987; Он же. Терроризм и межгосударственные
отношения. М.: Международные отношения, 1991.

отмеченных процессов. Учёные вели острую полемику со своими коллегами на Западе, были хорошо осведомлены о последних новинках в англоамериканской политической науке.

На втором этапе историографии серьёзно изменилась исследовательская парадигма и сама методология анализа научных проблем. Окончательно потерян интерес к экстремизму (как к левому, так и к правому) на Западе и на Востоке. Терроризм стал центральным вопросом исследований отдельных учёных и целых научных коллективов. Серьёзным основанием для исследования терроризма стали труды политологов, подготовленные в 90-е XX века и в начале XXI века. Это прежде всего работы А.А.Бакаева, И.П.Добаева, Р.Г.Ланды, Г.И.Морозова, В.И.Немчины, А.Ю.Умнова, Е.М.Примакова, Н.А.Чичулина и многих других.1

18-19 апреля 2001 года проведена научная конференция »Глобализация терроризма и проблемы борьбы с ним» под эгидой Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. В мае этого же года прошла научная конференция

См.: Примаков Е.М. Мир после 11 сентября и вторжения в Ирак. 2-е изд. -Екатеринбург: ИД «Пироговъ», 2003; Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2005; Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. Ростов-на-Дону, 2005; Морозов Г.И. Терроризм -преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения). 2-е изд. М.: ИМЭМО РАН, 2001; Умнов А.Ю. Вызов с юга. Ислам и национализм на границах России и СНГ. М.: ИМЭМО РАН, 2005; Чичулин Н.А. Терроризм как неконвенциональная форма политической деятельности (опыт, проблемы и пути противодействия). Диссертация на соискание учёной степени доктора политических наук. М., 2005; Бакаев А.А. Историография российского революционного терроризма конца XIX - начала XX века. Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. М., 2005.

«Россия в глобальном мире: ответы на вызов нового века» под эгидой Государственной Думы Российской федерации. На ней, в числе других, обсуждались проблемы терроризма. 26-27 января 2002 года проведена «Международная конференция по глобальным проблемам мировой истории» в Московской гуманитарно-социальной академии. Темы, изучаемые на конференции - терроризм, глобализация и антиглобализм. В марте 2002 года успешно завершен научный симпозиум «Терроризм - угроза человечеству в XXI веке и ситуация на Востоке» в Институте востоковедения РАН. ИМЭМО РАН с 2002 года приступил к осуществлению научного проекта «Современный терроризм в контексте глобализации». Руководитель проекта - профессор Г.И.Мирский. Участники проекта в феврале 2002 года провели дискуссию по этой проблеме.1 29 июня 2005 года в Институте востоковедения РАН состоялась конференция «Россия, СНГ, мусульманский мир и проблемы терроризма». Она затронула широкий круг вопросов, связанный с опасностью экстремистских выступлений в России и странах СНГ.

Значение публикаций российских ученых заключается в том, что они отразили чрезвычайно важный переходный период в становлении общей теории терроризма. Этот период протекал в процессе накопления обширных и разнообразных фактов из истории и политической жизни разных стран мира и вёл к последующим теоретическим попыткам обобщения. Российские учёные очень подробно и обстоятельно выяснили социальные основы и причины эскалации исламизма в таких регионах как Северная Африка, Ближний Восток (деятельность палестинских экстремистов), а также в Южной Азии, отметили серьёзные отличия в понятиях и в сущности «национально-освободительного движения» и «терроризма», всесторонне исследовали идеологию и политику террористов. Учёные дали подробную характеристику международного терроризма и его лидеров (Усамы бен Ладена, Карлоса Рамиреса Санчеса и

См.: Современный терроризм в контексте глобализации (дискуссия) // МЭиМО. 2002. №3.

других).

В то же время, несмотря на множество российских исследований, их изучение показывает, что пока не сформировалась целостная теория, основанная на систематизации и обобщении различных проявлений терроризма, на выявлении особенностей и закономерностей его осуществления и развития. Отсутствует ясное видение его особого места в политической жизни современного общества, его обусловленности противоречивостью общественной жизни, недостаточно разработана характеристика его современного этапа (1990-2005 гг.). Предстоит еще очень много сделать -уточнить исходные понятия, раскрывающие сущность явления, показать серьёзные отличия терроризма от других видов насилия, его роль и место в обществе, дать подробную классификацию его групп и организаций (в том числе представляющих огромную угрозу для России), глубже изучить различные разновидности и модели терроризма.

Вместе с тем существующие работы (при критическом к ним подходе) создают хорошую основу для дальнейшего изучения данного явления, для обобщения и систематизации накопленных знаний, для выявления важнейших особенностей и закономерностей осуществления и развития терроризма в современных условиях.

Объектом исследования является терроризм как социально-политическое явление в условиях современного общества.

Предмет исследования - истоки, формы и динамика развития современного терроризма.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе изучения существующих разновидностей терроризма, систематизируя и обобщая сложившиеся о нём знания, выделить главные особенности его развития, спрогнозировать возможные направления эволюции терроризма в современных условиях с целью определения и научного обоснования путей и методов его преодоления.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены следующие

научные задачи:

определить понятие терроризма, раскрыть его сущность и основные черты;

раскрыть социальные и идейно-политические истоки терроризма, его антигуманный и агрессивный характер;

рассмотреть динамику основных разновидностей современного терроризма, отражающую региональные особенности его осуществления;

теоретически обосновать определённые его модели, характерные для различных цивилизаций;

дать ретроспективный анализ национальных особенностей и этапов развития терроризма в истории России;

охарактеризовать отличительные черты терроризма в современной России, этапы, условия, факторы и формы его развития.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что только на основе изучения терроризма как социально-политического явления, анализа его истоков, форм и динамики в современных условиях можно строить целенаправленную политику борьбы с ним и определять эффективные пути его преодоления.

Теоретико-методологическая основа исследования основывается на ряде политологических, социологических и философских научных подходов, применяемых для изучения современного общества. Наряду с комплексным, системным и сравнительным подходами, использованием методов анализа и синтеза, в диссертации применяется ряд особых исследовательских операций. К таким операциям относится отбор данных о конкретных террористических движениях, их систематизация и классификация, определение системных свойств объекта (например, сравнительная гомогенность национального и транснационального терроризма во времени и пространстве, определение зависимых и независимых переменных в его существовании, в развитии ближайшего окружения, анализ сопутствующих проблем).

Широко используется цивилизационная парадигма, что определяется

16 необходимостью дополнить теорию насилия средствами общего анализа. Эта парадигма позволяет ответить на вопрос о том, является ли терроризм политикой и практикой межцивилизационного взаимодействия - или же политикой и практикой разрушения своей автохтонной цивилизации и культуры.

Используется паттерн, представляющий особый образ реальности, своего рода познавательную «призму», через которую исследователь политики смотрит на мир в целом (мега-паттерн) и его элементы (микро-паттерн). Это -теоретико-методологические предпочтения, позволяющие репрезентовать политическую реальность и презентовать самого исследователя, его научную и мировоззренческую позицию.

Ещё один подход, используемый в нашем исследовании, представлен разными уровнями обществоведческого исследования: общетеоретическим, методологическим, с одной стороны, и социально-политическим, с другой. В первом случае основной акцент в исследовании делается на выяснении философских, общетеоретических позиций авторов, особенностях методологии их творчества; во втором - на политической направленности их произведений, механизме связи науки и политики, теоретических взглядов и гражданской позиции в решении проблем социального конфликта или гражданского насилия. В рамках такого направления нам представляется важным точная и качественная оценка всей суммы информации, связанной с феноменом терроризма. Особое значение для обобщения представлений об объекте исследования имеет выделение его устойчивых черт, которые позволяют ставить вопрос о динамике моделей терроризма в современных условиях, а значит, и о его закономерностях. В итоге складываются идейные предпосылки для противодействия терроризму.

Важное место в подготовке настоящей диссертации отводится изучению различных документов, в частности, документов ООН (доклады Специального комитета по терроризму, публикации Палаты представителей американского конгресса), материалов Госдепартамента, посвященных международному

терроризму, а также документов и материалов, подготовленных и принятых российскими научными и политическими учреждениями.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключается в следующем:

- внесено уточнение в определение сущности терроризма;

предложен и обоснован комплексный подход к изучению разновидностей терроризма;

разработана подробная классификация видов и форм проявления терроризма;

раскрыты важнейшие региональные разновидности осуществления терроризма в современных условиях;

выделены основные этапы развития терроризма в истории России, проанализированы основные черты и формы его проявления;

раскрыты причины и факторы возникновения и развития терроризма, систематизированы основные виды террористической деятельности в современной России.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Терроризм - это политика и практика экстремистского воздействия,
основанного на применении незаконного насилия, обусловленного особым
видом мессианства, имеющим свою идеологию и генерирующим агрессию.

  1. Изучение терроризма как социально-политического явления целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода, включающего в себя раскрытие его сущности, а также его характеристику как военно-технологического способа воздействия, как морально-психологического способа давления, как явления, имеющего, антиобщественный, преступный характер.

  2. Модель современного терроризма - это устойчивая форма экстремистского воздействия, имеющая типичные для данного региона черты, обусловленные эндемичностью (самобытностью) и локальным характером

общественного развития. Модели современного терроризма представлены особыми способами подрыва устоев государства и общества, нападения на мирных жителей, отрицания морально-нравственных и юридических норм ведения вооружённого противоборства и войны. Они проявляются в устойчивых разновидностях террористической деятельности, складывающихся в пределах определённого пространственно-временного континуума и характерных для данного региона и данной цивилизации. В современных условиях выделяются две основные модели терроризма - «западная» и «восточная».

4. «Западная» модель терроризма присуща евроатлантической
цивилизации. Она порождена глубоким духовным кризисом при переходе от
индустриального к постиндустриальному (информационному) её этапу и
реализовала на практике противоречивые традиции буржуазного
(индустриального) общества. Она развивалась в условиях структурного
кризиса, но при наличии глубоко устоявшихся демократических свобод,
развитого парламентаризма, всесторонних гарантий прав и свобод личности.
Она представлена деятельностью разнородных социально-политических сил,
стремившихся и к радикальной смене политической системы, и к её
чрезмерному укреплению. Это деятельность как левацких экстремистских
организаций, отрицающих необходимость политической борьбы и сделавших
ставку на вооружённое насилие, так и неонацистских организаций,
реализующих на практике традиции массовых фашистских движений 20-40-х
гг. XX вв. Основными видами террористической деятельности в рамках этой
модели выступают индивидуальный террор, анархические бунты, политические
заговоры, диверсии, военные путчи, «городская герилья», проходившие под
флагом светских лево- и правоэкстремистских идеологий (маоизм,
неотроцкизм, неоанархизм, неонацизм).

5. «Восточная» модель терроризма относится к обширному азиатско-
североафриканскому региону. Она отличается высокой степенью сложности,
имеет как внутрицивилизационный, так и межцивилизационный характер. Она

обусловлена внутренними процессами развития государств и глобальными течениями, характеризует противостояние экстремистов отдельному государству, странам целого региона (Ближний Восток), а также ведущим державам мира (США, России, Индии). Восточная модель включает в себя несколько уровней организации: внутри отдельных стран («Японская Красная Армия», «Тигры освобождения Тамил Илама»), региональные партии («Братья-мусульмане») и глобальные синдикаты («Аль-Каида»). Основными видами террористической деятельности в рамках этой модели выступают разнообразные методы и формы гражданского нелегитимного насилия. «Восточный» терроризм обретает средства поражения, ранее мыслимые только для сильных государств. Его деятельность характеризуется элементами жертвенности, нетерпимости и фанатизма, становится более ожесточённой, кровопролитной и непримиримой.

  1. Терроризм в России проходит в своём развитии три исторические формы, отражающие собой соответствующие его этапы: а) ранний, индивидуалистический терроризм с конца 60-х до начала 80-х гг. XIX века, осуществляемый фанатиками-одиночками; б) терроризм начала XX века, осуществляемый эсеровскими и анархистскими организациями, действующими в границах государства и противостоящих ему; в) международный терроризм 90-х гг. XX - начала XXI века, осуществляемый трансграничной организацией, действующей в ряде государств и противостоящей им.

  2. Основными причинами и факторами возникновения терроризма в современной России являются: экономический и политический кризис Советского Союза, разрушение советской цивилизации и распад СССР; сдвиги планетарного масштаба; всеобъемлющий системный кризис, вызванный насаждением капитализма «сверху»; высокий уровень антагонизации общества и его конфликтогенности; социальные и межнациональные антагонизмы; идейно-политическое размежевание народа по ключевым проблемам развития; борьба различных группировок за власть и привилегии, за раздел и передел государственной собственности; криминализация общественной жизни.

8. Основными видами террористической деятельности в современной России выступают военные мятежи и повстанческая деятельность на Северном Кавказе (90-е годы), диверсии и захват заложников в крупных городах европейской России, геноцид русского населения в Чечне (90-е годы), тесная связь с сепаратизмом, криминалитетом и наркомафией.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в уточнении и развитии представлений о терроризме как социально-политическом явлении и его разновидностях, в уяснении его сущности и поиске закономерностей развития. Изучение динамики терроризма в современных условиях позволяет выработать необходимый подход к данному явлению, провести его глубокую диагностику, выявить его причины и порождаемые им факторы общественного риска, создать идейные предпосылки для предупреждения и нейтрализации террористической деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы с целью совершенствования практически-политической деятельности по укреплению безопасности государства и общества, формированию активной гражданской позиции, направленной на совершенствование государственного устройства и противодействие терроризму.

Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Материал диссертации способен помочь сориентироваться в растущих год от года больших объёмах политологической и востоковедной литературы по проблемам незаконного насилия, экстремизма и терроризма. Выводы исследования могут существенно обогатить содержание читаемых в вузе лекций и спецкурсов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Положения и выводы исследования были в целом изложены в 25 публикациях общим объёмом 15,6 п.л. Среди них - статьи, опубликованные в научных журналах «Социологические исследования», «Азия и Африка сегодня», «Крылья Родины», «Гражданская авиация», «Молодой коммунист», »Вестник университета (Государственный университет управления)», а также ряд

материалов, опубликованных в сборниках различных международных научно-практических конференций: «Военное насилие в политической борьбе» (М., 1994); «Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности» (М., 1997); «Актуальные проблемы управления -2001» (М., 2001); «Актуальные проблемы управления - 2002» (М., 2002); «Актуальные проблемы управления -2006» (М., 2006); «Актуальные проблемы управления - 2007» (М., 2007); «Современные тенденции развития наук об обществе. Ломоносовские чтения в МГУ» (М, 2002).

Выводы и идеи диссертации были использованы при составлении программ курса политологии (см.: Программа дисциплины «Политология». -М.: ГАУ, 1992; Программа учебной дисциплины «Политология». Для студентов всех специальностей. - М.: ГУУ, 2002), а также в преподавании политологии в Государственном университете управления.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и политологии Государственного университета управления.

Структура диссертации, тематика и логика изложения исследовательского материала определены поставленными задачами. В диссертации выделяются три главы, каждая из которых ориентирована на анализ особой проблемы, связанной с изучением терроризма. Диссертация начинается с введения, раскрывающего актуальность и особенности предлагаемого исследования, и завершается заключением, в котором подводятся его итоги.

В первой главе, направленной на изучение терроризма как объекта научного исследования, даётся общая характеристика этого явления. В этой главе выясняется, что есть терроризм, как он возникает. Рассматривается его сущность и основные черты, а также, социальные предпосылки и идейные истоки его возникновения.

Во второй главе исследуются основные формы и динамика развития современного терроризма, предпринимается попытка выявить его существенные и повторяющиеся черты применительно к различным регионам.

Рассматриваются его новые угрозы против западной цивилизации, а также против некоторых цивилизаций Востока. Изучаются его проявления и тенденции резкой эскалации в начале XXI века, а также влияние на него процессов глобализации и связанной с ней аккультурации.

В третьей главе раскрываются особенности, роль и место терроризма в существовании российской цивилизации, начиная с конца XIX и вплоть до начала текущего, XXI века. Выделяются национальные особенности, основные исторические формы и этапы развития терроризма в России. Изучаются причины и факторы существования терроризма в современной России, его основные проявления, а также возможности противодействия террористической угрозе.

Сущность и основные проявления терроризма как социально-политического явления

Терроризм изучают представители разных направлений науки: юристы, социологи, психологи, историки. Сегодня к осмыслению данного феномена подключились политологи. В частности, в западной политологии сформировался целый блок проблем, связанных с терроризмом. В качестве примера можно назвать следующие наиболее обсуждаемые вопросы: что есть терроризм? Каково соотношение понятий терроризма и террора, терроризма и экстремизма? Можно ли терроризм характеризовать как новое явление конца XX - начала XXI века? Что общего между терроризмом и революцией и чем они различаются? Каково соотношение понятий «терроризм» и «партизанская война»?

Исследователи терроризма обращают внимание на особую сложность его познания. Как пишет С.А. Эфиров, «вообще терроризм - трудный объект для ... политологического анализа. Его «закрытость», «ненаблюдаемость», закамуфлированность создают благоприятную почву для всякого рода сомнительных гипотез, сенсационных слухов, фантастических оценок... )).1

Особую трудность для исследователей терроризма представляет его сущностное определение. Сложились различные точки зрения, по-разному характеризующие это явление. Например, в западной литературе можно встретить на этот счёт множество самых различных и зачастую противоположных мнений. За период с 1936 по 1981 гг. в этой литературе отмечено более 100 определений терроризма.1

Примечательно также, что сегодня появился новый термин -«супертерроризм».2 Под ним подразумевается использование в террористических целях наиболее опасных современных вооружений и технологий, вызывающих массовое поражение людей, нанесение максимального экономического, политического и экологического ущерба обществу.

Англо-американские учёные признают, что им пока не удалось создать какого-либо единого, устойчивого и общепризнанного определения терроризма.3 «Подобного определения, - утверждает директор Института современной истории в Лондоне Уолтер Лакёр, - как такового не существует и вряд ли оно возникнет в обозримом будущем».4 Однако такое заявление не помешало его автору выступать с комментариями к существующим дефинициям и предлагать собственную трактовку.

Один из видных социологов, президент французского Института полемологии (проблем войны) Гастон Бутуль, усматривает отличительные признаки терроризма в «угрозе смерти от коллективного насилия». «Террор, кульминируя в угрозе смерти, есть ультима рацио каждой социо-политической и иерархической организации», - пишет он.5

Сотрудник Высшей школы общественных наук в Варшаве Тадеуш Шмидт анализирует изучаемое явление с марксистских позиций. «Марксистская теория трактует терроризм как одну из форм классовой борьбы, как проявление агрессивных общественных действий в эксплуататорском обществе».1 Данный автор определяет изучаемое явление как «индивидуальные действия, направленные не только против представителей государственной власти, но и против всякого политического противника, а также объектов и устройств, которые находятся в распоряжении атакованной стороны».2

Отмежевываясь от марксистского подхода, У. Лакёр считает, что «терроризм - это не какая-то определённая идеология, а - повстанческая стратегия, используемая людьми разных политических убеждений».3 Терроризм в оценке У. Лакёра отличается от герильи тем, что обладает «неожиданным, шокирующим и неистовым характером, нарушающим установленные нормы правопорядка; он всецело окружён тайной, а его агенты анонимны».4

Директор Института по изучению терроризма при Университете Нью-Йорка Иона Александер связывает терроризм с насилием, проявляемым в ходе политического конфликта. «Впрочем, - замечает он, - граница между санкционированным насилием и явным терроризмом довольно туманна».5

Директор Института по изучению конфликтов в Лондоне Брайан Крозье пишет, что терроризм - это непременный атрибут «революционной войны (герильи)». Он обладает подрывными и принудительными функциями и является неким «барометром успеха», улавливающим качественные изменения в ходе конфликта».1

По оценке преподавателя Австралийского национального университета Джефри Фейберна, терроризм - это, прежде всего «тип поведения, который присущ не только революционной герилье....Это трусливая форма активности - убийство невооружённых людей...Террористические акты нацелены на то, чтобы убить как можно больше невинных обывателей».2

Ряд авторов при оценке терроризма устойчиво оперируют термином "мессианский экстремизм", делая акцент на его социокультурной составляющей. Профессор Баптистской теологической семинарии Луисвилла (США) Хенли Беррет определяет его как образ жизни, характеризуемый иррациональной реакцией на враждебную среду. Эта реакция вызывается фрустрацией, страхом и ненавистью и она социальна в той мере, в какой ориентирована "против самой сущности угрожающих структур".3 Учёный рассматривает экстремизм и терроризм как культурные стереотипы, как комплекс психических реакций на экстремальные жизненные ситуации.

Есть направление в характеристике терроризма, которое исходит из стоящих перед ним целей. Определение, данное официальными лицами США, гласит, что террористическими могут быть названы группы, стремящиеся к свержению политических режимов, к усилению своих национальных или групповых интересов, к подрыву международного правопорядка.4

Социальные предпосылки и идейные основы терроризма

Разновидности терроризма генетически и культурно отличаются друг от друга, но социально и политически могут быть близки. Такая близость определяется в первую очередь парадигмой цивилизации.

Парадигму цивилизации сформулировали Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), О. Шпенглер («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории»), Ф. Бродель («Материальная цивилизация, экономика и капитализм»), М. Вебер («Протестантская этика и дух капитализма»). Цивилизация - это то, что объединяет локально-исторический ареал в одно целое и делает его уникальным. Можно согласиться с А.И. Уткиным, что «раньше принадлежность к иным цивилизациям была вопросом различия, родового пятна, ныне - вопрос сути, центральное звено мировоззрения не только стран, но и материков».1

Цивилизационная матрица - это доминантный интеграл социально-экономической, политической и культурной сфер бытия. Сущность её проявляется во взаимодействии культур и религий, а ведущей формой интеграции являются совпадающие архетипы и коды культуры. Существует определённая система алгоритмов в самой матрице, она формирует её структуру. Эти алгоритмы связаны и равноценны: генетический код, геополитический алгоритм, социокультурный алгоритм, ценностный алгоритм, этно-религиозный алгоритм и т.д.

Именно цивилизационная матрица служит основанием возникновения терроризма как явления, в конечном итоге определяет его конкретно-историческую модель, а также его культурный тип. Террористы есть плоть от плоти конкретного общества. Но они не являются зеркальным, чётким и адекватным его отражением, так как яростно и непримиримо восстают против него. В их сознании и психике отражаются прежде всего противоречия и конфликты данного общества. Экстремисты и террористы выражают в своей деятельности не сущность данной цивилизации, а конкретный этап её эволюции, связанный с кризисом и распадом. «Грипп», «гангрена», «язва», «раковая опухоль» - это образные сравнения, которые мелькают на страницах, посвященных проблеме терроризма исследований.

Основной причиной террористических проявлений везде становится опасное ослабление как внутрицивилизационных взаимодействий (в том числе - межэтнических и межконфессиональных), так и межцивилизационных связей. Но они не олицетворяют собой какую-то фазу «столкновения цивилизаций» (по С.Хантингтону).1 Динамика конкретно-исторических моделей терроризма - это не линия разлома между цивилизациями, а это проявление внутреннего раскола внутри самой цивилизации.

В чём же конкретно состоит связь цивилизационной матрицы и проявлений терроризма? Во-первых, возникновение и развитие террористических тенденций предопределяется конкретной совокупностью необходимых для этого объективных и субъективных условий, особых для каждой страны, региона, цивилизации. Это накладывает свой отпечаток на характер социальной базы, состава, мироощущения «чёрных» технологий терроризма, ограничивает или расширяет его размах, обусловливает конкретную динамику.

Во-вторых, терроризму как крайней форме социального протеста присущ метафизический нигилизм, то есть гипертрофированное сомнение и отрицание различных духовных и культурных феноменов.2 Признаком экстремизма и терроризма становится не сам объект отрицания, а особая степень отрицания, его категоричность и всеобщность. На практике это приводит к апологии тотального насилия.

В-третьих, экстремисты и террористы постоянно «балансируют» на грани цивилизации и варварства, принимая программу неограниченного человекоубийства. Они не колеблются и открыто «преступают через кровь», через закон в ходе отрицания политического мироустройства. Но те, кто это делает, окончательно порывают с миром культуры, переходя в мир варварства.

В-четвёртых, экстремисты в борьбе против социальных и культурных институтов используют наихудшие способы действия, порождённые отрицаемым ими обществом: аморализм, патологическая жестокость и цинизм, отрицание общечеловеческих норм общежития.

В-пятых, отбрасывая цивилизованные нормы и традиции социального противоборства, террористы тщательно оформляют свой имидж, пытаются представить себя в качестве «легального» и «легитимного» субъекта, участвующего в социальном конфликте конкретной страны. Для чего? Для того, чтобы получить все преимущества, имеющиеся в этом юридическом статусе («партизан» ли, «военнопленных» ли, однозначно защищаемых международными законами).

Социальные и идейные истоки терроризма в разных цивилизациях имеют свои особенности. Если рассматривать пример западной цивилизации, то необходимо отметить следующее. Западная цивилизация перевалила свой пик развития в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в., когда вовсю раскручивалась «холодная война» между США и СССР, государствами НАТО и Варшавского Договора.

В период этой войны, впервые за 500 лет реально возникла угроза гибели ведущих индустриальных центров Запада, его мегаполисов в пламени ядерной войны. Как заявил в 1981 году министр обороны США Гарольд Браун, в первый же день такой войны погибнет 180 млн. американцев. Авторы одного исследования полагали, что накопленным оружием Советский Союз мог бы трижды уничтожить Соединённые Штаты, а США - пять раз уничтожить СССР. Запасов химического оружия у США и их союзников столько, что им можно отравить всё человечество. Глубоко укоренился в умах стереотип ядерного сдерживания, основанный на страхе взаимного уничтожения.1

Резко обозначились кризисные явления, связанные с падением уровня жизни, с гонкой вооружений и загрязнением окружающей среды. Например, ежегодно в атмосферу Земли выбрасывалось 250 млн. тонн пыли, 1 млн. тонн соединений свинца, десятки тысяч тонн фтористых и хлористых соединений. Снижается прозрачность земной атмосферы, растут озонные дыры, что несёт угрозу всему живому на Земле. Следовательно, биосфера планеты работает на пределе. Это перенапряжение стало основой, на которой возникают глубокие негативные сдвиги в физическом состоянии человеческого организма, наступают на него новые болезни.2

Под влиянием данной угрозы усилился стресс у разных слоев населения. Ощущение тупика всё более проникало в глубину сознания людей. Здоровая психическая основа жизни людей нарушалась. Происходила аберрация сознания (особенно у молодых людей), что подготовило появление элементов кризисного культа.

В духовном плане происходил резкий переход от иудео-христианских ценностей к мистическому атеизму, увлечению жизнеотрицающими религиями Востока (дзэн-буддизм, тантризм), к «ценностям самовыражения» (Рональд Инглхарт и Кристиан Вельцель), к идеалам потребительского общества. Происходил процесс, который видный консервативный учёный Патрик Бьюкенен назвал «коллапсом морали и религии».3

«Западная» модель современного терроризма: от индивидуального террора к политическому экстремизму

Модель - это мысленный и условный образ, аналог какого-либо объекта, (процесса или явления), воспроизводящий в символической форме его типичные черты.1

В нашем исследовании выделяются следующие особые модели терроризма - «западная» и «восточная». Цель выявления данных моделей - в стремлении понять, как влияет терроризм на общество в целом, каковы его субъекты, по отношению к чему он выступает враждебно. Модель рисует нам все оттенки общественной картины, на фоне которой совершаются террористические акты, и раскрывает мотивы, обусловливающие действия террористов. Модель описывает реальный механизм возникновения антагонизмов, выявляет факторы и сценарий их развития, приводящие одну или несколько участвующих в противоборстве сил к гражданскому насилию. Модель включает в себя конкретный контекст, в котором они практически реализуются.

Для каждой модели существенен тот психологический резонанс запугивающего насилия, та особая роль, которую приобретает при концептуальном подходе сама возможность проследить, сколь впечатляюще оно для общества. Иначе говоря, встаёт вопрос о степени устрашающего влияния данной модели на конкретную цивилизацию, на конкретное общество, на конкретную эпоху. Эта степень может различаться в зависимости от социальных ролей людей, их интерактивного взаимодействия между собой -выступают ли они как потенциальные жертвы террористов, являются ли они нейтральными наблюдателями, представители ли они властей или же люди, сочувствующие целям и методам нападавших.1

Модель терроризма строится с максимальным учётом всех составляющих и отражает всю динамику социально-политических конфликтов в обществе в условиях переломного этапа в его жизни, характеризующегося нестабильностью, неопределенностью, непредсказуемостью. Проявления террористического насилия максимально разнообразны и реально существуют как бы в смешанном друг с другом виде. Однако каждая из этих аналитически выделяемых моделей отчетливо видна, а эмпирические факты, подтверждающие их, могут быть найдены в реальном политическом процессе, конкретном срезе политической жизни.2

Модель современного терроризма - это разновидность экстремистского воздействия, имеющая типичные для данного региона черты, представленные своей эндемичностью (самобытностью), локальным характером и способом общественного развития. Модель современного терроризма состоит в особых способах подрыва устоев государства и общества, нападения на мирных жителей, в отрицании морально-нравственных и юридических норм ведения вооружённого противоборства и войны. Она проявляется в специфических видах террористической деятельности, складывающихся в пределах определённого пространственно-временного континуума и характерных для данного региона и данной цивилизации.

Изучаемые в данной диссертации модели терроризма имеют ряд общих черт. Во-первых, они образуют собой сложные системы со своей логикой и динамикой. Во-вторых, они носят вероятностный характер. Их можно тщательно исследовать и определять, как они будут вести себя в тех или иных заданных условиях. Однако любое предвидение относительно их «поведения» никогда не может выйти из рамок вероятностных характеристик. В-третьих, эти модели носят закрытый характер, они имеют вполне фиксированные границы и существуют относительно независимо от внешней, окружающей их, социальной среды.

«Западная» модель терроризма возникла в условиях евроатлантической цивилизации, которой присущ определённый тип культуры и строй мысли, идентичность и стереотип жизненного пути. Западом невозможно назвать ни одну конкретную страну, а только их совокупность - это страны Западной и Центральной Европы, а также страны Северной Америки.

Правомочно ли говорить о единой западной цивилизации? Нам представляется - да. Эмпирически - это особая зона мирового сообщества, где господствует индивидуализм, где наличествует буржуазная демократия, где преобладающей является христианская религия (в форме протестантизма и католицизма) и где главенствует светская организация общества.

В этом сообществе живут преимущественно индоевропейцы германской и латинской ветвей. Там сконцентрированы мировые исследовательские центры, лучшие в мире библиотеки и самая густая сеть коммуникаций, наиболее высокий жизненный уровень, самая высокая продолжительность жизни, эффективная система социального и пенсионного страхования, обязательное образование до совершеннолетия, медицинское обслуживание от рождения до смерти. Жизненный уровень этого региона в 10-15 раз превышает уровень евразийских и афро-азиатских соседей.1

Проявлению общих цивилизационных черт содействует единое культурное кредо - частное предпринимательство и частная собственность, общее юридическое основание - равенство всех перед законом, разделение властей, демократия и «единые правила игры». Житель Запада не чувствует себя чужим, перемещаясь из одной страны евроатлантического региона в другую. Запад отличает от остального мира особая политическая система (демократического типа), покоящаяся на политическом плюрализме и разделении властей в управлении государством, на разделении своих функций между центральными и местными органами власти.

Хронология западной модели терроризма такова - начало 60-х гг. XX века - начало XXI века, т.е. полных 40 лет. Однако существуют мнения, что в 80-е годы XX в. эта эпоха, связанная с угрозами западному миру со стороны «правого» и «левого» терроризма, завершилась.2 Нам представляется, что эта эпоха продолжалась несколько дольше - до конца 90-х гг. В частности, продолжали действовать группировки этно-сепаратистского типа - ЭТА, ИРА. В начале 90-х гг. экстремизм и терроризм активно присутствовали в гражданской войне в Югославии. На этот же период приходится подъём экстремистского и сепаратистского движения в крае Косово и Метохия (Югославия), действия которого и привели к широкомасштабной агрессии НАТО против Белграда в 1999 году. Сегодня Косово - один центров торговли наркотиками, анклав международного криминально-террористического подполья в Европе.

Национальные особенности и этапы развития терроризма в истории России

В отличие от многих западных стран, Российское государство имеет весомый исторический опыт противодействия терроризму. Он насчитывает более ста лет. В противовес тому, что утверждают с 70-х гг. прошлого века правоконсервативные учёные Англии и США (Ю.Метвин, П.Уилкинсон, Б.Крозье, И.Александер), наша страна не стала ни «рассадником террора», ни его «исторической родиной». Вместе с тем государственные институты и политический процесс в России, её политическая культура подверглись деформирующему воздействию гражданского насилия.

Объектом изучения в настоящем разделе являются три исторические формы проявления терроризма в России, представляющие собой соответствующие этапы его развития. 1-я форма - это ранний, индивидуалистический терроризм, охватывающий период с конца 60-х до начала 80-х гг. XIX века. 2-я форма - это зрелый, массовый терроризм начала XX века (1901-1911 гг.). 3-я форма - это международный терроризм 90-х гг. XX века - начала XXI века.1

Разделение российского терроризма на различные исторические формы его проявления и выделение соответствующих этапов его развития позволяет по-новому, без сложившихся стереотипов, взглянуть на его эволюцию в нашей стране, рассмотреть его в процессе диалектического развития.

Что же общего у данных форм российского терроризма? Столь разные исторические эпохи, отличающиеся друг от друга идеологии, особые «чёрные» технологии манипулирования общественным мнением... И тем не менее, между всеми этими историческими разновидностями насилия есть очень много общего, есть то, что их объединяет. Все виды террористических движений существовали в едином цивилизационном пространстве (но в разное историческое время), имели очень близкие цели и задачи.

На первом этапе развития дали знать о себе организации экстремистов, которые оказались очень близки к тому типу, который уже существовал в Западной Европе. Они носили вполне светский, ультралевый и законспирированный характер. Это такие организации как «Народная расправа», «Земля и воля», «Народная воля» и другие. Народники создали хорошо организованную сеть подпольных групп, куда входили рабочие, студенческие, военные ячейки, и нелегальных изданий. Экстремисты опирались на новейшие западные теории (нигилизм, социализм, анархизм), были связаны с интеллектуальными умами европейского уровня (П.А.Кропоткиным, П.Л.Лавровым, М.А.Бакуниным).

Движущей силой этого террористического удара стала радикальная разночинная интеллигенция, а также группы маргиналов из других сословий. Так называемое освободительное движение XIX века есть явление внутреннего раскола в правящих верхах, утративших объединяющую цель, что отразилось и в разорванности российской политической культуры.1 Радикальная интеллигенция стремилась воплотить на практике идею справедливого устройства общества на рациональных началах.

Само слово «интеллигенция» непереводимо, а его смысл неопределим для иностранцев. Это не интеллектуалы (люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и включённые в истеблишмент индустриального общества), но и не «мудрецы» или «жрецы» общества традиционного. Правы историки П.П. Черкасов и Д.В. Чернышевский, утверждая, что «русская интеллигенция - это своеобразный духовный орден, связанный функционально со слоем интеллектуалов, но не сводимый к нему, объединённый беспочвенностью своих умствований, идейностью принципов и враждебностью историческим началам России».2

Радикальная интеллигенция (то есть часть интеллигенции) менее всего может быть названа национальной, ибо по всему своему мироощущению она была враждебна русской традиции и исторической жизни. Так, выступая с позиций анархизма, М.А.Бакунин стремился к максимальному разрушению российской цивилизации. Он исходил из убеждения, что русский мужик - социалист по инстинкту и бунтарь по природе. Исторически сложившимися в России формами протеста являются для личности - разбой, а для народа - бунт или революция. Бакунин призывал учащуюся молодёжь бросать университеты, академии и идти в гущу народа для революционной работы, для подготовки «всесокрушительного бунта». Выступая как метафизический нигилист и атеист, он призывал к разрушению социокультурного наследия России. Грубо искажая суть проблемы, он писал, что идея бога и религия в целом «есть самое решительное отрицание человеческой свободы и приводит неизбежно к рабству людей в теории и на практике».1 В этом проявился мессианский менталитет Бакунина, в котором отрицание бога сосуществует со стремлением построить вселенскую «церковь», состоящую из своих соратников для целей вселенского бунта.

Радикальную разночинную интеллигенцию нельзя считать и носительницей западной культуры. Запад для русских - всегда миф, легенда, идеал: либо положительный - и тогда ему нужно подражать и к нему стремиться, либо отрицательный - и тогда он превращается во врага, которого нужно бояться и который подлежит уничтожению. То, что на Западе, по словам Бердяева, было научной теорией, подлежащей критике гипотезой, у русских интеллигентов превращалось в догматику, в нечто вроде «религиозного откровения».

Так были пережиты в России французское Просвещение XVIII века и особенно германский социализм. Насильственно поставленная Петром Великим в ряд западных стран, страна воспринимала плоды европейской культуры в отрыве от её духовных, христианских корней. В результате идеи радикальной интеллигенции изначально обретали абстрактный, отвлечённый от реальных условий России и потому разрушительный характер. Сама интеллигенция становилась носительницей процессов аккультурации.

Приход на общественную авансцену разночинцев в начале 60-х гг., связанный с развитием доступного высшего образования, изменил ситуацию в «освободительном движении». Разночинцы воплощали собой отрыв от почвы, стали отщепенцами той народной (духовной, купеческой, крестьянской) Руси, из которой они вышли. Тяжело и круто порвав со «страной отцов» и с дворянской культурой предшествовавшего поколения, они оказались вне всякой классовой и национальной почвы.1 Не видя в окружающей реальной жизни ничего, кроме косности, мрака и грязи, радикалы и заговорщики исподволь поворачивали к антисистемным взглядам. В их деятельности всё сильнее проявлялись черты мессианского экстремизма, крепла тяга к эсхатологическим пророчествам о «всеобщей гибели» (речь Петра Алексеева на суде в феврале 1877 г.). Внешним выражением процесса стало движение нигилистов -молодых людей, резко отрицательно относившихся к религии и церкви, общественной морали и традиционным институтам. Создав из исторической России образ врага, нужно было сокрушить его любой ценой. Идейные лидеры нового поколения увлекли его под лозунгами «научности» и »прогресса» - на путь тоталитарных утопий.

Похожие диссертации на Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях