Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Гулипп Александр Андреевич

Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период
<
Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гулипп Александр Андреевич. Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Кострома, 2005 147 c. РГБ ОД, 61:05-12/1027

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятие и виды деформации правового сознания 15

1.1 Право и правосознание в системе правового регулирования общества 15

2.2 Деформации правосознания и его виды 63

Глава II. Деформация правового сознания в постсоветский период 112

2.1 Социальная опасность и последствия деформации правового сознания граждан современной России 112

2.2 Формирование положительной нравственно-правовой установки в процессе преодоления деформации правового сознания населения 119

Заключение 130

Литература 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современный период Российское
общество претерпевает глубокое реформирование политических,
экономических, духовных и организационных основ жизни. Происходит
обновление мировоззрения населения. На первый план выдвигаются
общечеловеческие ценности, права, свободы и законные интересы личности,
демократические формы управления. После долгого исторического пути поиска
и ошибок в рамках административной системы не способной в полной мере
учитывать и удовлетворять потребности и интересы граждан в силу
уравнительного подхода к индивидуальным качествам, общество в последние
* годы стремится выйти на путь свободного развития, где высшей ценностью

признается конкретный человек, его права и достоинство. Основной становится задача защиты конституционных прав и свобод граждан. Это требует не только деятельного участия государства в управлении обществом, но и формирования у его граждан позитивно ориентированного правового сознания.

Однако, в современный период способность населения соблюдать законы
на сознательном уровне, уважать права и свободы других граждан не всегда
*' находит адекватное отражение на практике и нередко проявляется в

распространении различных форм деформации правового сознания.

Одним из самых негативных и болезненно воспринимаемых населением последствий деформации правового сознания является рост преступности и резкое снижение степени защищенности личности от преступных посягательств.

Любые попытки дальнейшего совершенствования общества, утверждения
принципов правового государства и гражданского общества, идеалов
нравственности и гражданственности немыслимы без преодоления
_ отрицательных стереотипов, сложившихся в сознании людей, нейтрализации

антиправовых и антисоциальных устремлений, а также без коренных перемен в политико-правовом мышлении.

Совершенно очевидно, что бурному росту преступности необходимо

противопоставлять не только организационно-правовые изменения в
деятельности государственных структур (особенно в деятельности
^ правоохранительных органов), но и меры по улучшению правового воспитания,

повышения уровня правовой культуры по преодолению искажений правового сознания.

Не в полной мере способствуют решению исследуемой проблемы
деформации правового сознания и проводимые в нашей стране реформы.
Конституция Российской Федерации дает реальную возможность нового
подхода к проблеме правового сознания, который позволяет осуществить
организацию эффективной защиты прав и свобод граждан. Однако
v значительный социально стабилизирующий, нормативно-правовой потенциал

Основного Закона страны, особенно той ее части, которая посвящена правам и свободам человека, чести и достоинству личности, может быть реально воплощен только при условии выработки действенного механизма его реализации.

В поиске такого механизма, нам представляется, что важное место должно
занять решение проблемы деформации правового сознания. При этом очевидно,
f что отправные начала в ее исследовании должны строиться на основе

целостного, комплексного, системного подхода к анализу правового сознания.

Состояние научной разработанности темы. Анализ степени изученности историографии данной проблемы дает представление о степени ее исследования, позволяет наметить пути ее дальнейшей разработки, обозначить те вопросы, которые не получили глубокого анализа или же не рассматривались в силу определенных причин. С позиции тематического анализа проблемы можно выделить три периода.

На первом этапе (с конца XIX века по 1920 год) деформация правового сознания трактовалась лишь с философских, социологических и психологических позиций. Так, выдающийся русский юрист и философ П.И.Новгородцев, говоря о кризисе правосознания, связывал его с изменениями политических и правовых убеждений и установок, с преувеличением роли и

значения идеи правового государства, с отставанием положительных законов от движения истории. Вследствие этого, по его мнению, в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями1.

Вопросы деформированности и кризиса правового сознания неоднократно затрагивал в своих трудах И.А.Ильин. «При всех случаях расхождения положительное право есть суррогат естественного, и если это расхождение обостряется до конфликта, то положительное право может предстать сознанию в роли «ложного» права, лжеправа. Наступает более или менее глубокий кризис правосознания»2, - писал он.

Л.И.Петражицкий не употреблял понятия «деформация», но указывал, что в условиях «неразумного», «злокачественного» позитивного права возможно распространение права, основанного на несправедливости. Именно чувство справедливости, на его взгляд, призвано регулировать конфликт между позитивным и интуитивным правом (то есть правосознанием).

По мнению русского религиозного философа и психолога С.Л.Франка, характерной чертой сознания русской интеллигенции является безграничный нигилизм. Он считал, что причиной такого кризиса является отход от религиозного миросозерцания4.

Для второго этапа (1920-1980-е годы) характерно исследование правового сознания без учета возможности его деформации. Так, к примеру, изучавший эту проблему П.И.Стучка различал право и правовую идеологию, право и правосознание. Вопросы деформации правосознания он в своих трудах не затрагивал. Им, однако, отмечено, что в молодом Советском государстве, в связи с отсутствием развитой системы права, работники юридического

Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. -М, 1909. -С. 20, 265.

2 Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. - М., 1994. - Т. 4. - С. 212.

3 См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности -
СПб., 1909.-С. 507-508.

4 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. - М.» 1991. - С. 177.

аппарата правосознанием практически не обладают1.

В советской правовой науке бытовало представление о невозможности деформации правового сознания, так как в процессе становления у личности якобы постепенно и неизбежно формировалось развитое социалистическое сознание. Однако ряд исследователей, начиная с 70-х годов, указывают в своих трудах на возможность некоторых дефектов его проявления в индивидуальном сознании. Так, Лукашева Е.А. в своей работе «Социалистическое правосознание и законность», характеризуя правосознание индивида, отмечает, что «оно может быть ущербным, ограниченным, отстающим от общего уровня развития общественного сознания, содержащим порочные установки и дефектные оценки правовых явлений» . Однако автор дальше простой констатации факта существования этого явления не идет.

Другой отечественный ученый К.Т.Бельский в своей работе «Социалистическое правосознание», раскрывая природу правосознания и характеризуя основные этапы его развития в нашей стране, пришел к логическому выводу, что правосознанию присущи кризисные явления и дефекты. Но существовавшая в стране официальная доктрина отрицания наличия деформации правового сознания у трудящихся вынудила его назвать это явление противоречием в правосознании. Давая характеристику этого явления, автор выделил три его разновидности: 1) противоречия между правосознанием и общественным бытием; 2) противоречия между различными элементами правосознания (между правовой психологией и правовой идеологией, между нормами права и другими элементами правосознания); 3) противоречия внутри каждого элемента правосознания (в правовой психологии; в правовой идеологии; в обыденном сознании; в теории, в норме права) .

Третий этап (1980-е годы и до сегодняшних дней) знаменуется

Стучка П.И. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права. - М.: Юриздат, 1931.-С.38

Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. — М, 1973. - С.295 3 Вельский К.Т. Социалистическое правосознание. — Ярославль, 1979. — С.200

повышенным интересом юридической общественности как к проблеме правосознания, так и к вопросам его деформации. Так, вопросы деформации общественного сознания стали предметом исследования академика Кудрявцева В.Н.1, профессоров Бородина СВ. и Нерсесянца B.C. и ряда их коллег, издавших на основе глубокого научного исследования монографию под названием «Социальные отклонения». Разрабатывая теорию социальных отклонений, они установили, что в сознании формирующейся или уже сформировавшейся личности могут содержаться различные дефекты. Среди таких «дефектов» в сознании личности они, например, особо выделили следующие: а) незнание некоторых норм (из-за отсутствия информации; отсутствие ситуаций, которые бы требовали такого знания; изменение норм, за которыми трудно уследить и т.д.); б) неправильное понимание правовых и нравственных принципов; в) несогласие с рядом норм (в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, моральными убеждениями или личным опытом); г) пренебрежение рядом норм (по тем же причинам); д) усвоение привычек, норм и принципов, не соответствующих общепринятым .

Среди отечественных ученых, занимавшихся исследованием проблемы деформации правового сознания в 80-90-х годах, следует отметить В.И.Туманова и В.И.Гойман, которые основной упор сделали на уяснение сущности одной из самых распространенных форм проявления этого негативного явления - правового нигилизма3.

Особый вклад в изучение рассматриваемой проблемы внес П.П.Баранов4. В своих трудах он не только развил теорию правового сознания, но и дал подробную характеристику состояния профессионального правосознания работников ОВД в современных условиях.

1 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М., 1986.

2 Социальные отклонения. - М., 1989. - С. 127.

3 Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов. юстиция. 1990. - №9. — С.З -5;
Туманов В.Н. О правовом нигилизме // Гос-во и право, 1989. - №10. - С. 20-27.

4 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М., 1986.

В трудах вышеназванных и других ученых1 подробно анализируется роль правосознания в регулировании общественных отношений, рассматриваются формы взаимодействия этого социального явления с другими факторами общественной жизни. В то же время вне сферы их исследований остались многие проблемы деформации правового сознания граждан.

До сих пор отсутствует единый подход к пониманию сущности и природы данного социально-правового явления. Нет комплексных исследований, рассматривающих эту проблему с широких аксиологических позиций, анализирующих источники ее формирования.

Практическая потребность преодоления деформации правосознания граждан и организации эффективного управления в обществе в соответствии с новыми реалиями, на основе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократии, а также отсутствие специальных исследований по данной проблеме и предопределили выбор и направление диссертационного исследования.

Объект диссертационного исследования - выступают правовые взгляды, установки, идеи, ценностные ориентации, существующие в российском обществе и повлекшие за собой деформацию правосознания в постперестроечный период, а также различные виды деформации правосознания.

Мельников И.Н. Реформационные и деформационные тенденции в индивидуальном и общественном правосознании современной России. Дис. кандидата юрид. наук: 12.00.01. СПб. 2004., Осипова Е.В. Правосознание: норма и девиация. Дис. кандидата юрид. наук: 12.00.01. СПб. 2004; Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб. 2004; Его же. Право и общество: от конфликта к конценсусу. Монография / Общ. Ред. В.П. Сальникова, Р.Н. Ромашова. СПб. 2004.

2 Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб.: Изд. Р. Асланова «Юрид. центр Пресс»;

Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Гос. право. 2004. №12. С.65-69; Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психолог. Жур. 2004. №5. С.6-24; Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства // Гос. и право. 2004. №2. С.98-104; Митрошенков О.А. Отношение населения и госслужащих к существующему правопорядку // Социолог, исследов. 2004. №5. С.113-120

Предмет диссертационного исследования - деформация правового сознания граждан России как негативное социально-правовое явление, характеризующее специфическое состояние этого феномена.

Цель и задачи исследования: является анализ сущности и форм деформации правосознания граждан, выработка определенного механизма преодоления ее последствий в российском обществе.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

рассмотреть понятие правосознания в общем виде, раскрыть сущность, социальную природу правосознания как самостоятельного духовно-культурного феномена;

определить характерные черты, функции, специфику и значение правосознания;

исследовать структуру правосознания, раскрыть содержание правовой идеологии и правовой психологии;

доказать, что правовое сознание не является лишь результатом отражения права, а представляет собой более сложное социальное образование;

выяснить соотношение права и правосознания (единство, различие, взаимодействие, противоречие);

рассмотреть отличительные черты правосознания по сравнению с иными формами общественного сознания;

охарактеризовать взаимосвязь между правовой культурой и правосознанием;

определить в общеобразовательном и воспитательном аспекте место права, правовой культуры в процессе формирования правосознания;

исследовать значение правосознания в процессе современного законотворчества и правоприменительной практики;

проанализировать причины деформации правосознания и возможности их устранения;

рассмотреть многообразие форм проявления деформации правосознания и основные причины ее распространенности;

- обосновать необходимость формирования качественно новой формы

правосознания;
4 - выявить механизмы преодоления различных видов деформации

правосознания.

Методологической основой исследования являются диалектический и частно-научные методы познания: историко-юридический, нормативно-логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и другие. Кроме этого, были использованы и методы других наук - статистики, социальной психологии. Только комплексное использование разных методов позволило решить поставленные задачи.

Л> гг. ~

Т" Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных

ученых-правоведов Л.И.Петражицкого, П.И.Новгородцева. И.А.Ильина, Н.Н.Алексеева, М.А.Алексеева, М.А.Рейснера, и, других, а также работы современных российских юристов: П.В.Анохина, С.С.Алексеева, Л.И.Антонова, В.К.Бабаева, В.М.Баранова, В.В.Бородина, В.Б.Романовской, А.М.Величко, И.А.Возгрина, С.Б.Глушаченко, Ю.И.Гревцова, Х.С.Гуцириева, А.М.Евстратова, А.В.Зиновьева, С.В.Игнатьева, Н.И.Игнатенко, Г.Д.Ковалева,

i^ А.И.Королева, В.С.Нерсесянца, Л.А.Николаевой. Л.С.Мамута. Р.А.Ромашова,

В.М.Савитского, В.П.Сальникова, В.Д.Сорокина, Л.И.Спиридонова, С.В.Степашина, И.Е.Тарханова, В.П.Федорова. А.Г.Хабибулина, С.М.Шахрая и

др.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, кодексы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, аналитические и иные служебные документы Министерства юстиции и МВД РФ, специальная отечественная и зарубежная литература, статистические данные, характеризующие состояние и динамику преступности в Российской

Федерации за последние 10 лет, материалы Верховного Суда РФ, другие

официальные сведения. Кроме этого использовались статистические данные,

характеризующие состояние и динамику преступности в Российской

Федерации за последние 10 лет; аналитические и иные служебные документы

Министерства юстиции и МВД РФ; материалы Верховного Суда РФ, Костромского Областного суда и другие официальные сведения.

Кроме того, автором было проведено анкетирование и интервьюирование различных категорий и слоев населения (студентов, пенсионеров, рабочих, учителей, врачей).

Все исследования были проведены с соблюдением социологических требований и с обеспечением репрезентативности опрашиваемых.

Научная новизна исследования.

Диссертация представляет собой исследование, анализирующее процесс деформации правосознания российского общества в современный период реформирования государства.

Критически оценивая многообразные подходы к сущности правосознания, диссертант излагает и аргументирует свою точку зрения с позиций общедемократических и общечеловеческих ценностей с учетом стоящих перед нашим обществом задач построения правового государства и формирования гражданского общества. В связи с этим автором анализируется современное кризисное состояние российского правосознания, противоречия правовой действительности, распространение различных видов деформации правосознания, трудности в проведении правовых реформ.

Автор стремится выявить понятийный контекст, в котором может быть развита теория правосознания, определить в общеобразовательном и воспитательном аспекте место права, правовой культуры в процессе формирования правосознания.

Личный вклад диссертанта заключается в том, что предлагаются не только теоретические, но и практические меры, связанные с преодолением деформаций российского правосознания, обозначаются цели и общеконцептуалные основы формирования качественно новой формы правосознания, вносятся соответствующие предложения и рекомендации, направленные на усиление роли правосознания в выработке и реализации государством правовой политики.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Право принадлежит внутреннему миру человека, а также относится к сфере общественного сознания. Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание (имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива, общества в целом).

  2. Различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости: идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп обусловливает формирование и развитие общественного правосознания.

  3. Правовой нигилизм и правовой идеализм - это свойства общественного, группового и индивидуального сознания, а также общесоциальные явления, поразившие все слои российского общества. Они сходятся в неадекватной оценке роли права в обществе, не в состоянии определить его подлинную ценность и являются следствием многих причин, без преодоления которых идея построения правового государства в нашей стране неосуществима.

  4. Противостоит правовому нигилизму и иным деформациям правосознания -правовая культура, характеризующая уровень правосознания, правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; состояние процессов правотворчества и реализации права. Правовая культура населения - это не только юридическая, но и политическая, и экономическая категория.

  5. Рекомендации по проведению государством воспитательной работы с целью преодоления деформаций российского правосознания:

- требуется совершенствование системы отечественного правового воспитания: массовое просвещение и правовое воспитание населения необходимо осуществлять с самого раннего возраста, используя все прогрессивные методы, известные в этой области (разработать методики, отвечающие современным требованиям);

необходима профилактика правонарушений и, прежде всего преступлений должна занимать ведущее место в работе правоохранительных органов;

следует разработать и обеспечить уважение и всемерную защиту прав личности;

всемерно укреплять и последовательно расширять принципы реальной демократии в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества;

необходимо дальнейшее совершенствование законодательства (продолжение усилий, направленных на возвышение права, действительно придание ему верховенства в обществе);

настоятельной необходимостью является упрочение в обществе законности и

правопорядка, государственной дисциплины, конституционности;

- возникает потребность в подготовке высококвалифицированных кадров

юристов и другие.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории права, криминологии, юридической психологии и социологии. Исследуемые в диссертации проблемы деформации правосознания определяют теоретически важный, во многом пробельный аспект современной юридической науки, а их новое осмысление обуславливает теоретическую значимость проделанной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения могут быть использованы в разработке рекомендаций по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования могут найти применение в учебном процессе в вузах при подготовке учебно-методических пособий и других материалов, а также могут быть взяты в качестве основы при разработке методики правовоспитательной деятельности по формированию положительного правосознания, правовой культуры.

Апробация результатов исследования Диссертация обсуждена и

одобрена на заседаниях кафедры теории и истории государства и права
Костромского государственного технологического университета,

профессорском семинаре КГТУ; на заседании кафедры теории и истории государства и права Ярославского государственного университета.

Выводы и рекомендации по теме апробированы на конференциях: Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе (III Международная научно-практическая конференция 21-22 мая 2004 г.); Современные проблемы науки и образования (Москва, Российская академия естествознания 15-20 ноября 2004 г.).

Результаты проведенного научного исследования поставлены на учет Правовым управлением Думы Костромской области; отдельные рекомендации внедрены в практическую деятельность подразделений Управления по исполнению наказаний Минюста РФ по Костромской области, материалы диссертации использованы в методической работе Прокуратуры Тверской области.

Право и правосознание в системе правового регулирования общества

Правовое воздействие выступает в качестве части системы социального регулирования общественных отношений. Поэтому, правовому воздействию в системе управления обществом принадлежит особое место, так как оно представляет собой один из важных организационных факторов, направленных на обеспечение эффективности практической деятельности людей. Основным элементом управляющей и управляемой систем выступают люди, а управление сводится к тому, что одни из них воздействуют на сознание и поведение других.

Значительная роль в механизме правового воздействия принадлежит правосознанию, правовой культуре, правовому воспитанию, правовым принципам и правотворческому процессу, и непосредственно механизму правового регулирования. Правовые явления, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на сознание и поведение людей, образуют целостную систему, действующую в комплексе, а не изолированно.

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм (механизм правового регулирования), обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. В отечественной юридической литературе сложилось вполне определенное единое, несмотря на разницу формулировок, понимание сущности понятия правового регулирования. «Правовое регулирование — это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения)»1. «Под правовым регулированием понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействия на поведение людей»2.

Исходя из сущности правового регулирования, можно определить его основную цель - создание общественных отношений и порядка. Но общественные отношения складываются как общий результат человеческой деятельности в данных исторических условиях.

Как право влияет на поведение и сознание людей, на стадии мотивации, на различные стороны жизни общества? Как повысить эффективность правового воздействия на всех уровнях поведения? Решение этих вопросов имеет весьма существенное значение в практической деятельности каждого юриста, поскольку речь идет об изучении социально-психологических условий применения права, социальной психологии разных слоев населения, мотивов и целей поведения граждан, их системы ценностей, уровня правосознания, и дает возможность уяснить, какие правовые нормы и в какой степени лучше всего соответствуют интересам различных слоев населения, а также общества в целом.

В правовом обществе народ, с одной стороны, государство - с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Видный русский юрист и политический деятель С.М.Муромцев писал, что право «не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной деятельности людей»1. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, представляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», - писал Е.Н.Трубецкой . Н.М.Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека3. Гегель писал, что «почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа»4. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода .

В последнее время в теории государства и права появился ряд направлений, исследующих новые возможности права как одного из эффективных средств научно обоснованного и социального управления. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были, преимущественно, правовые нормы, их классово-волевая сущность, структура, классификация и система, их объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, юридическая техника и т.д., и при этом недостаточно разрабатывались такие важные вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.

Право является важным средством регулирования взаимоотношений индивидов, социальных групп, всего общества в целом. В нем закрепляются права и свободы личности, оно само выступает как социальная ценность.

Основным назначением права является организация отношений граждан, их поведения, учитывая индивидуальные потребности, и направление действий членов общества в русло общественных интересов. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества» .

Деформации правосознания и его виды

Для лучшего понимания сущности деформации правового сознания, более углубленного проникновения в природу этого сложного социального явления большое значение имеет выделение, а также характеристика различных видов ее проявления. Выше уже отмечалось, что деформация правового сознания как сложное явление требует не только юридического, но и философского обоснования. Это означает, что комплексное ее исследование невозможно без законов и категорий философии, в том числе и категорий «содержание» и «форма». Содержание и форма — это взаимосвязанные категории, где содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта (явления, предмета), его свойств, внутренних процессов, противоречий и тенденций; форма же выступает как способ существования содержания, не отделимый от него и служащий его выражением.

Именно в диалектическом единстве содержания и формы раскрывается сущность деформации правового сознания, проявляются ее специфические черты и свойства.

Среди представителей российской правовой и философской наук, изучавших природу деформации правового сознания, нет единого мнения не только по вопросу о формах существования этого негативного явления, но и трактовки понятия каждой из них. Нам представляется, что вызвано это двумя причинами: отсутствием единого понимания сущности деформации правового сознания и наличием различных взглядов на понятие «форма деформации правового сознания». Это подтверждается анализом научных публикаций по данной проблеме.

Так, изучая природу правового сознания, И.И.Карпец и А.Р.Ратинов в свое время выделили и охарактеризовали в качестве самостоятельных форм проявления его деформации правовой инфантилизм и правовой нигилизм1. Узость такого подхода к изучению форм деформации правового сознания налицо, так как вне поля зрения этих авторов остались иные формы существования деформации правового сознания.

Этими же недостатками характеризуется и учение Н.И.Матузова, который в своих трудах неоднократно затрагивает проблемы правового нигилизма и правового идеализма, характеризуя их с самых широких позиций. Причем, автор представляет правовой нигилизм и правовой идеализм как различные проявления противоречий в праве и так же, как и предыдущие ученые, не характеризует их в качестве самостоятельных форм деформации правового сознания.

Большой вклад в изучение природы правового нигилизма как формы деформации правового сознания внесли А.ИНовиков, В.А.Туманов, В.И.Гойман, Э.Ю.Соловьев, Н.Л.Гранат, С.А.Франк, П.А.Горохов и некоторые другие отечественные ученые2. Однако и в их учениях имеются недостатки, связанные с отсутствием комплексного подхода. Правовой нигилизм они в основном рассматривают изолированно от других форм деформации правового сознания, избегая при этом употребления понятия «форма деформации правового сознания».

Чуть ли не единственным отечественным ученым который к изучению рассматриваемой проблемы подходит комплексно, является П.П. Баранов. Проведя соответствующее научное исследование и анализируя состояние профессионального правосознания работников ОВД, он, с оговоркой, что такое разграничение носит условный характер, выделил и охарактеризовал три формы деформации правового сознания: правовой инфантилизм, правовой идеализм и перерождение правового сознания1. Но и его учение о формах деформаци правового сознания не лишено недостатков. В частности, он, так же как и другие исследователи, не дал трактовку понятия «формы деформации правового сознания». Кроме того, вне поля его изучения осталась такая форма деформации правового сознания, как правовой фетишизм. Не бесспорным можно считать и его трактовку понятия и сущности такой формы деформации правового сознания, какой выступает его перерождение. Вышеизложенное свидетельствует, что в российских научных кругах до сих пор не выработано определение понятия «формы деформации правового сознания», что не дает возможность выделить их и дать четкую характеристику.

Под формами деформации правового сознания следует понимать способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают ее сущность и содержание.

Наиболее распространенными формами деформации правового сознанияграждан в современной России, по нашему мнению, являются: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. При этом следует делать следующие оговорки. Во-первых, это то, что перечисленные выше формы деформации правового сознания граждан не могут претендовать на полный охват всего многообразия способов ее проявления. Во-вторых, это то, что указанные формы касаются, прежде всего, деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на уровнях группового и общественного правосознания. В-третьих, необходимо учитывать объективную и субъективную составляющие этой проблемы. В-четвертых, каждая форма деформации правосознания по-иному проявляется на различных ее уровнях - правовой психологии или правовой идеологии. Именно с учетом этого мы считаем возможным дать характеристику каждой из этих форм деформации правового сознания.

Правовой инфантилизм — это наиболее мягкая форма искажения правового сознания, характеризующаяся всеми признаками деформированного правосознания и заключающаяся в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

Социальная опасность и последствия деформации правового сознания граждан современной России

Задача полного уяснения сущности и характеристики различных форм и видов деформации правового сознания требует определения их последствий. То есть возникает необходимость установить, являются ли они всегда социально опасными или же в определенных условиях можно говорить об их позитивном характере.

Еще в начале века русский философ Иван Ильин писал, что любой более или менее глубокий кризис правосознания в конце концов должен привести к более углубленному обоснованию и пониманию права и, в конечном счете, к зарождению нового правосознания1. Тем самым он предполагал, что кризис правосознания, как и любое другое негативное социальное явление, содержит в себе конструктивные элементы, которые, однако, могут проявиться только при оределенных условиях и по истечении некоторого времени.

Для более глубокого уяснения рассматриваемого вопроса, на наш взгляд, следует обратиться к учению об универсальной категории права «общественная опасность».

Указанная категория в правовой науке понимается как «определенное объективное антисоциальное состояние, обусловленное всей совокупностью его отрицательных свойств и признаков и заключающее в себе реальную возможность причинения вреда общественным отношениям, поставленным под охрану закона».

Нельзя не отметить, что в современном российском обществе в целом, а также среди отдельных его граждан существует далеко неоднозначное мнение социальной сущности различных форм проявления деформации правового сознания. Вызвано это тем, что положения действующих законов нередко резко отличаются от мнения людей о вредности, негативности и опасности того или иного явления. Однако, на наш взгляд, субъективная характеристика отдельных лиц не может повлиять на природу этого социального явления. Нельзя деформацию правового сознания считать социально полезной, даже если можно найти оправдание конкретным случаям игнорирования законов и их нарушениям. Необходимо отметить, что деформация правового сознания в конкретный период развития того или иного общества может выступать и выступает только как негативное социальное явление. Связано это с тем, что она является отражением возникающих в обществе противоречий между людьми, приводит к социальной нестабильности и сказывается на состоянии законности в стране.

Конечно, практически невозможно количественно подсчитать вред, наносимый этим негативным социально-правовым явлением, как, например, в случае с преступностью. Но нравственный вред, который причиняет деформация правового сознания обществу, по нашему глубокому убеждению, несравним с материальным.

Деформация правового сознания приносит социальный вред и, в силу этого, общественно опасна. Ее общественная опасность заключается в том, что она, проявляясь на разных уровнях и в различных формах, дестабилизирует существующий политический, правовой и социальный порядок. Она вносит в жизнь общества дух противоречия, конфронтации, насилия. Степень ее общественной опасности тем более велика из-за того, что различные формы ее проявления взаимно переплетаются и дополняют друг друга, затрудняя процесс борьбы с ними.

Исходя из вышеприведенного определения, можно сделать вывод, что общественная опасность - это характерная черта любого проявления деформации правового сознания.1 Именно степень общественной опасности как диалектическое единство качественной характеристики явлений лежит основе отличия каждой формы проявления деформации правового сознания от другой.

Многообразие форм проявления деформации правового сознания и их некоторая изменчивость выдвигают проблему оценки масштаба социальной опасности каждой из них. Отсутствие такой оценки приводит к тому, что сознательная реакция общества на это явление оказывается неадекватной его социальной опасности. Определить степень общественной опасности форм деформации правового сознания можно только через конкретные проявления этих форм в поведении индивидов.

В связи с этим необходимо учитывать меру соответствия человеческого поступка объективным закономерностям развития отдельной личности и общества в целом.

Вторым немаловажным моментом в определении степени опасности деформации правового сознания является распространенность той или иной формы деформации правосознания в общественном сознании и их способность к адаптации и саморазвитию в изменяющихся условиях жизни российского общества.

И, наконец, на степень общественной опасности деформации правового сознания влияет характеристика субъекта. Это означает, что степень общественной опасности деформации правового сознания должностного лица, к примеру, выше, чем у дворника. Об этом свидетельствуют данные научного исследования, проведенного известным юристом И.И. Карпецом1.

Таким образом, становится возможным определение степени социальной опасности различных форм деформации правового сознания: правового инфантилизма, правового нигилизма, правового фетишизма и перерожденного правосознания.

Формирование положительной нравственно-правовой установки в процессе преодоления деформации правового сознания населения

Поиск путей преодоления и предотвращения существования феномена деформированного правого сознания ведется уже длительный период и большим количеством ученых, занимающихся изучением данной проблемы, но до настоящего момента действенных на практике способов так и не найдено, поскольку предлагаемые способы либо нереальны для воплщения в жизнь, либо слишком трудоемки, что не позволило их пременить в жизни.

В настоящей работе предложены на наш взгляд достаточно жизнеспособные варианты преодоления и предотвращения феномена деформации правого сознания граждан России.

Одним из таких способов является влияние на формирование правового сознания культурно-эстетическими ценностями.

В течении всего времени существования искусства оно воспринимается как источник психологического воздействия, который облагораживает душу человека и формирует правильные жизненные ориентиры. Данный вопрос имеет разработанность во многих работах как современных ученых так и мыслителей древности, которые очень часто в своих работах говорят о психологической трансформации личности под воздействием на нее различных видов искусства. Высказывая идею о воздействии на человека высших форм искусства (поэзии, музыки, живописи, архитектуры), автор иллюстрирует мысль о великой роли искусства в познании мира. Причем эмоциональное познание определяется как особая форма адаптации, постижения и преобразования мира посредством выделения в нем в качестве важнейшего компонента эмоционального сознания.

Развивая указанную концепцию о формировании полноценной человеческой личности через эмоционально-эстетическое восприятие искусства, рассмотрим влияние искусства на ту сторону сознания, которая регулирует поведенческие акты человека, ограничиваясь при этом нормами правового законодательства. Другими словами, нам представляется весьма существенным вопрос о взаимосвязи искусства и права, о воздействии собственно эстетической деятельности и эмоционального восприятия ее продуктов на формирование правового сознания личности, т.е. ее правовую ориентацию, принципиальные убеждения и соответствующее поведение. Необходимо отметить, что с момента появления человека на свет отдельные элементы искусства изначально вплетаются в процесс социализации личности, сочетаются, взаимодействуют с ее жизнью и с помощью соответствующих социальных институтов (библиотеки, театры, музеи и т.д.) воплощаются во все более разнообразных формах социальной деятельности. Действительно, не существует человека, полностью изолированного в своей жизни от искусства.

Другой вопрос, существует много людей, у которых, в силу каких-либо неблагоприятных условий и обстоятельств, различных негативных влияний отсутствует способность к эмоционально-эстетическому познанию мира, что обедняет их естество и с позиции этических и правовых жизненных установок.

Приобщение же к творческой художественной деятельности так таковой и ее эмоциональному восприятию необходимо проводить изначально, в детском и подростковом периодах жизни человека, являющихся сензитивными для «впитывания» в себя любой информации, в процессе семейной и учебно-воспитательной работы в школьных учреждениях, что, безусловно, окажет позитивное влияние и на правовую социализацию личности. А это, в свою очередь, отразится на формировании соответствующих знаний, представлений и убеждений и соблюдении нормативного поведения в обществе.

Следовательно, здесь идет речь о благоприятном воздействии преобладания элементов искусства в процессе жизни и воспитания на формирование правового сознания личности, и, наоборот, о негативном влиянии на него несформированности чувства прекрасного, непонимания «языка» произведений искусства, отсутствия потребности в эмоциональном познании мира, что, вполне вероятно, приведет к развитию деформированного правосознания личности. Если же мы имеем дело со сформированным правосознанием, то отсюда вытекает при благополучных условиях готовность действовать в определенных обстоятельствах правомерным образом, что позволяет утверждать о законопослушном поведении личности, т.е. поведении, адаптированном к условиям жизнедеятельности конкретной социальной общности. При формировании же личности в неблагоприятных условиях социализации и, как уже упоминалось, в отрыве от какой бы то ни было искусствоведческой деятельности, вполне возможно возникновение дефектов правосознания, что, в свою очередь, приводит к совершению правонарушений и вообще противоправному поведению личности.

Конечно, говорить о том, что данное мнение абсолютно правильное и безошибочное нельзя. Человек, не обладающий высокими культурными и морально эстетическими ценностями не обязательно правонарушитель, но данная категория лиц наиболее подвержена влиянию и предрасположена к совершению преступлений. Особенно это характерно для несовершеннолетних, которые в процессе формирования правового сознания в подростковом возрасте из-за отсутствия истинных ценностей могут подменить их псевдо ценностями, созданные той социальной средой, где находиться несовершеннолетний. Это зачастую приводит к совершению противоправных действий, а иногда и преступлений. Рост подростковой преступности в современный период говорит как раз об отсутствии у подростков правильно ориентирующих их ценностей.

Проведение исследований в среде несовершеннолетних показало, что подростки, проходящие обучение в исправительных учреждениях имеют гораздо более низкий показатель заинтересованности литературой и искусством, нежели их сверстники, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях. Многие из несовершеннолетних правонарушителей зачастую не понимают значения не только конкретных произведений искусства, но и смысла искусства вообще, а первостепенным для них выступает общение с товарищами, посещение дискотек и просмотр развлекательных программ.

Похожие диссертации на Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период