Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия права Н.Н. Алексеева Борщ Ирина Валериевна

Философия права Н.Н. Алексеева
<
Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева Философия права Н.Н. Алексеева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борщ Ирина Валериевна. Философия права Н.Н. Алексеева : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Москва, 2005. - 200 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

1. Философское учение н.н. алексеева о праве 16

1. Формирование и эволюция философско-правовых взглядов Алексеева 16

2. Предмет, метод и задачи философии права Алексеева 47

3. Содержание философии права Алексеева: правовая структура, правовая реальность и правовой идеал 74

ГЛ. 2. Философия права н.н. алексеева в контексте западноевропейской и русской философско-правовой мысли 96

$1. Философия права Алексеева и ее методологические основания в контексте феноменологического движения 97

2. Философия права Алексеева в русской философско-правовой традиции в свете проблемы различения и соотношения права с законом и нравственностью 117

3. Проекты постсоциалистического права и государства и «преобразования социалистической собственности» в учении Алексеева и их современное значение 150

Заключение 181

Библиография 186

Приложение. Библиография Н.Н. Алексеева 196

Введение к работе

Актуальность темы исследования:

Процесс: совершенствования? права и правовой государственности настоятельно требует философско-правового осмысления, которое бы способствовало лучшему раскрытию правовых понятий и принципов, утверждению правовых ценностей в обществе, поэтому в последние годы приобретает возрастающее значение философско-правовая проблематика.

Для того чтобы ставить и разрешать философско-правовые проблемы, необходимо иметь взвешенную позицию, которая основывается на разумном«и трезвом- усвоении традиций; правовой мысли. Эта разумная трезвость в отношении права особенно нужна нам именно сегодня, для того, чтобы адекватно осмыслить проблемы, которые встают перед современным; российским, обществом; вт процессе построения правового государстваї и гражданского общества.

Уникальность, настоящего момента в отечественной: правовой науке-обусловлена- тем; что в; постсоветскую правовую» дискуссию вовлекаются теории-дореволюционных правоведов, а также правоведов Русского зарубежья. Это дает уникальный шанс воссоединить разорванную в XX веке традицию; русской философии права. Это воссоединение, как следует из исторического опыта, невозможно без осмысления всего» позитивного, что было создано юристами и правоведами дореволюционной России, советской России и России зарубежной.

Правовые теории; разработанные в Русском Зарубежье, имеют для: нас особую ценность, так как их авторы имели опыт социалистической революции, которого не было у западных правоведов, и в тоже время они могли оценивать правовые преобразования в СССР со стороны и создавать свои концепции правового развития постсоциалистического общества, что было затруднительно для советских правоведов того же времени.

В этой связи особо значимо творческое наследие Н.Н: Алексеева (1879-1964), которое становится известным в последние годы. Его философия права в каком-то смысле является связующим звеном; между тремя составляющими русской философско-правовой традиции (дореволюционной, советской и зарубежной).

Таким образом, исследование философии права Алексеева представляется весьма актуальным в свете восстановления русской философско-правовой традиции и перспектив утверждения в России правовой культуры и законности.

Степень разработанности темы.\

Философско-правовое учение Алексеева, как целостная? совокупность, идей, еще не стало предметом отдельного научного исследования в истории учений о праве и государстве.

Можно сказать, что философии права Алексеева не повезло в том смысле, что она окончательно сложилась в русской культурной среде за рубежом. Долгие годы, по понятным причинам, зрелые философско-правовые взгляды Алексеева были неизвестны в СССР. Однако ввиду того, что Алексеев не интегрировался в западную правовую науку, подобно Г.Д; Гурвичу, Н.С. Тимашеву и П:А.Сорокину, и остался русскоязычным автором, писавшим о русском праве и государстве, его философия права осталась и на. Западе практически незамеченной; а в силу этого и неизученной.

Прижизненное упоминание о зрелом философско-правом учении, Алексеева содержится в докторской диссертации Г.Д; Гурвича (Gurvitch G. L idee du droit social. Paris, 1932), где есть ссылка на алексеевские представления о признании ценностей в праве1. Но это упоминание в устах коллеги Алексеева по Пражскому юридическому факультету как раз и показательно. Еще одно;, более раннее упоминание о теоретико-правовом учении Алексеева, содержится в приложении к журналу «Philosophie und Recht» (1923), однако и он представляет собой сборник статей русских авторов, написанный на немецком языке с целью знакомства Запада с русской философско-правовой мыслью.

Что касается сравнительно узкого пространства Русского Зарубежья, невольно единственной аудитории Алексеева в тот период, когда сложилась его философско-правовая система, то ко второй половине 1920-х гг. интерес к праву и философии права начинает постепенно сходить на нет, и в качестве доминирующих направлений жизни эмиграции остаются религиозно-философское и политическое. Некоторые бывшие правоведы и философы права окончательно переходят в область религиозной философии (Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин), других захватывает стихия практической политики (П.Б; Струве). Своеобразный характер носило и движение евразийцев; к которому примкнул Алексеев, которое имело черты и научно-методологического объединения, но было все-таки скорее политическим сообществом;

В такой двойной перспективе - религиозно-философской и политической (евразийской) - политико-правовое учение Алексеева было открыто отечественной наукой в 90-е гг., как составная; часть наследия Русского зарубежья.

В силу указанных причин, в Русском зарубежье правовым взглядам Алексеева не было посвящено специальных исследований, даже упоминания о его научных взглядах в литературе можно пересчитать по пальцам. О выступлениях Алексеева на евразийских собраниях пишет евразийская печать. Вышеславцев в «Этике преображенного эроса» высоко оценивает алексеевские статьи по истории политических идеалов в журнале «Путь»3. Наконец, на страницах этого же журнала Бердяев вступает в полемику с Алексеевым; по поводу природы общества и общественной миссии философии, в которой скорее преследуется; цель, лучшего выраженияї философских взглядов» самого Бердяева.4 Алексеев упоминается; Н.О;. Лосским в его «Истории русской философии» в главе с характерным названием «юристы-философы», однако это упоминание является всего лишь ссылкой на вышеуказанный немецкий сборник5. В.В; Зеньковский в своей «Истории русской философии», ограничился рассмотрением магистерской диссертации Алексеева (1912 г.), полагая,. что на этом его философское творчество остановилось, сменившись научным изучением права6. Таким образом, Зеньковский совершенно упускает из виду особую проблематику философии права.

Взгляды Алексеева; на общество и политические идеалы, которые содержатся в: его публикациях в журнале: «Путь», издаваемом Бердяевым и Вышеславцевым, рассматриваются в очень интересной докторской диссертации французского исследователя русского происхождения Антуана Аржаковского «Журнал ПУТЬ. (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей: в эмиграции» (защита проходила в парижской Высшей школе социальных исследований в 2000 г.) . Однако в этой работе Алексеев рассматривается в контексте религиозно-философского направления \ Русского Зарубежья, и его правовому учению внимание не уделяется: Тем не менее, эта диссертация является: прекрасным примером применения компаративистского метода и выявления контекста в истории идей, который и был нами учтен в настоящем исследовании.

Что касается обращения к творчеству Алексеева в политической перспективе, под углом его принадлежности к евразийскому движению, то оно исходит из другой источниковой базы, а именно, евразийских изданий второй половины 20-х гг., периодических и монографических, и рассматривает алексеевское политико-правовое учение как составную часть общего евразийского наследия;

Здесь заслуживают упоминания работы И:А. Исаева, который одним из первых в отечественной правовой науке начал критически писать о евразийстве, а также публиковать евразийские программные документы, в том числе и связанные с творчеством Н.Н. Алексеева8.

Противоположный, некритический подход к евразийскому движению 20-х гг. XX в. представлен в трудах современных евразийцев, которых правильнее было бы называть «неоевразийцами»: А.Г. Дугина, А.С. Панарина и др9.

Дугин дает политическую, государственническую интерпретацию правовых идей - Алексеева, что представляется; нам неадекватным подходом к феномену права10. Поводом к такого рода интерпретациям явилось то, что в рамках евразийства Алексеев развивал преимущественно свою государственную теорию, а его философия І права сложилась в предшествующий период. Следовательно, алексеевская философия права;как целостное учение, специально не рассматривается? у «неоевразийцев». К их заслугам в изучении наследия Н.Н: Алексеева можно отнести и составление и издание сборника его работ «Русский народ и государство». В сборнике содержится и очень содержательная биографическая статья Д. Тараторина, не лишенная, однако вышеуказанных недостатков всего «неоевразийского» подхода11. Благодаря этому сборнику широкому кругу читателей стали известны малодоступные книги и статьи Алексеева, однако благодаря ему же стереотип «евразийской юриспруденции» закрепился за всем многообразным наследием правоведа и философа.

Именно в таком качестве он рассматривается в двух кандидатских диссертациях: СП. Овчинниковой «Российская- правовая государственность; евразийский проект Н.Н; Алексеева» (2001)12 и И.В. Новожениной «Государственно-правовое учение Н.Н. Алексеева» (2002)13.

Обе диссертации рассматривают преимущественно государственную теорию Алексеева, причем, именно в евразийский период его деятельности.

За рамками диссертационного исследования СП. Овчинниковой остались методологические и общетеоретические труды по истории политических учений, теории права и философии права Алексеева: В работе И.В. Новожениной излагаются теоретико-правовые взгляды Алексеева, и затрагиваются философско-правовые, однако это изложение существенно ограниченно хронологически евразийским периодом. Когда автор диссертации начинает привлекать материал из более ранних работ, к каковым относится концепция философии права Алексеева, это не имеет под собой методологического основания, т.к. в диссертации никак не оговорена связь между периодом создания указанной концепции и ее практической конкретизации в последующих евразийских проектах.

Наконец, сама постановка тем указанных диссертаций приводит к тому, что вопросы теории права в них являются производными от вопросов теории государства, а философско-правовое исследование вообще лишено своего самостоятельного методологического статуса;

Среди положительны примеров освещения теоретико-правовых и философско-правовых взглядов Алексеева можно назвать, аналитическо-биографическую ! статью «Николай Николаевич Алексеев» Г.Г. Бернацкого и В.Г. Соболева, большой заслугой которых является рассмотрение творчества Алексеева: в связи с эволюцией его идей, которая вг частности выражается в смене методологических подходов14.

Весьма удачным представляется нам и тот образ, которым А.Ві Поляков описал эволюцию философско-правовых идей Алексеева, назвав свою статью о нем «Разочарованный странник» -5. Образ этот указывает на постоянный поиск методологии ш смену различных интеллектуальных направлений, который прослеживается в творческой биографии Алексеева.

В двух вышеуказанных статьях авторам удалось показать относительность, евразийской деятельности Алексеева! для оценки его политико-правового наследия, а также значение феноменологического метода для его философии права. Следует отметить и описание правовых идей Алексеева А.В: Поляковым в его «Общей теории права», где он указывает на него как на представителя наиболее плодотворной в русском дореволюционном правоведении феноменологической концепции права!6.

Однако нельзя не отметить и того что философия права Алексеева рассматривается Поляковым, как представляется, недостаточно системно. Более всего он обращает внимания на учение о правовом эйдосе, в том время как интересное и оригинальное учение о положительном праве и нормативных фактах, о правовом? идеале, включая; евразийские проекты, остаются практически вне поля его внимания.

Таким образом, научно-теоретическая необходимость систематического комплексного исследования алексеевскош философии права, как целостного единства идей необьиайно велика. Сам Алексеев считал философию права главным направлением своей; научной деятельности, поэтому без целостного представления о его философско-правовой концепцию адекватно оценивать другие части его политико-правового учения практически; невозможно. Такое целостное представление, как было показано в данном обзоре, на сегодняшний день отсутствует.

Заполнить эту лакуну и призвано данное исследование, которое является первым; опытом описания и анализа философско-правовой системы Н.Н. Алексеева в отечественной правовой науке.

Объектом исследования является политико-правовое наследие Н.Н. Алексеева, представленное в его трудах.

Предмет исследования - философско-правовое учение Н.Н. Алексеева, взятое во- всей совокупности своих связей; со всем наследием правоведа- и философа, в историческом, общественном и философском контексте.

Цель настоящего исследования — научная Ї интерпретация • философско-правового учения- Н.Н: Алексеева, представляемого в качестве целостной совокупности идей; уяснение и раскрытие смысла его учения; в контексте современных проблем философии» права, особенностей; современного этапа развития юридической науки и российского права и государства.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: Г. Рассмотреть» формирование и эволюцию- философско-правовых взглядов Н:Н. Алексеева в комплексном і историко-биографическом: анализе, с учетом периодов его творческой деятельности, и факторов, которые обусловили эволюцию его идей: в том числе, историко-политической ситуации, научной среды, личных особенностей подхода.

2. Провести систематический анализ философско-правового учения Алексеева, при этом особо выделяя саму научно-философскую г концепцию (предмет и задачи), и особо рассматривая содержательное многообразие учения; а также внутренние логические связи.

3. Рассмотреть философско-правовое учение Алексеева в контексте методологического поиска современной ему западноевропейской философии права, в частности, феноменологического движения, для: того, чтобы выявить его особенности и его место в традиции феноменологической мысли.

4. Определить отношение Алексеева? к вопросу о различении І права и закона, а также к вопросу о различении права и нравственности, для того, чтобы оценить самобытность его идей; в русской: философско-правовой традиции.

5. Проанализировать правовые и государственные проекты Алексеева как: часть его философско-правового наследия, показать их современные интерпретации, а также оценить их значение в контексте современных проблем развития российского права.

Научная новизна исследования заключается в следующем..

1. Взгляды Алексеева исследованы в широком контексте западноевропейской и русской философско-правовой мысли. При этом тщательной проверке подверглось предположение о феноменологическом характере его правовой концепции, для чего было произведен подробный сопоставительный анализ правовых идей Алексеева и представителей феноменологической теории? права и. феноменологической! аксиологии (М. Шелер, Н: Гартман, А: Раинах).

2. Проекты постсоциалистического права, государства и собственности Алексеева? сопоставлены с соответствующими современными концепциями; прежде всего, с наиболее близкой по проблематике концепцией цивилизма B.C. Нерсесянца, что способствовало углублению понимания проектов исследуемого автора.

3.. Впервые проведена периодизация творческого пути H.Hf Алексеева, построенная, по принципу смены методологических подходов.. Проделано историко-биографическое исследование, результатом? которого- стал очерк творческой; биографии Алексеева, наиболее полный на сегодняшний день. К данному исследованию прилагается также наиболее; полная на сегодня библиография трудов Алексеева.

Положения, выносимые на защиту.

1. Философско-правовую концепцию Алексеева можно определить как феноменологическую, так как она опирается на феноменологическую методологию Э. Гуссерля, на опыт ее применения в правоведении А.Райнахом, а также на феноменологическую аксиологию М. Шелера и Н; Гартмана.

2 . В-• содержательном плане: философия права Алексеева! состоит из учений о структуре: права: (эйдосе права), о позитивном праве (правовой реальности) и о правовом идеале. Такая структура философии права Алексеева обусловлена своеобразием его понимания І права, как диалектического единства правового эйдоса, актуализированного в положительном праве при постоянном динамическом процессе его совершенствования в направлении, указываемом правовыми идеалами.

3; Философско-правовая концепция Алексеева может быть отнесена, если применять современную классификацию типов правопонимания, к непозитивистскому правопониманию, поскольку в ней, помимо феноменологической; ориентации, присутствует различение и толкование соотношения права и закона.

4. Позиция Алексеева по вопросу о соотношении права, закона и нравственности нашла дополнительное истолкование в его классификации «видов и типов социального регулирования». Гармоническое общество предполагает сочетание всех «видов социального регулирования» (нравственного, правового, технического) и всех «типов социального регулирования» (нормоустановительного вообще и правоустановительного в частности), которые, именно в силу их различия, могут дополнять друг друга.

5. Различению закона, права и нравственности в концепции Алексеева логически соответствует в его практических проектах различение частной и публичной сфер общественной жизни. Данное философско-правовое различение частного и публичного является принципом преобразования социалистической собственности, социалистического права и государства, предложенным Алексеевым. В постсоциалистической России необходимо восстановить институт частной собственности, но вместе с тем, наделить публичную власть значительными полномочиями по вмешательству в экономику для компенсации негативных явлений социальной несправедливости, присущих капитализму, активной социально-экономической политикой. В этом заключается развиваемая Алексеевым евразийская концепция «государства правды» и «государственно-частной системы хозяйства».

Теоретико-методологическая основа и методы исследования.

Для проведения смежного исследования, неизбежно затрагивающего вопросы истории политико-правовых идей и философии, которое подразумевается темой диссертации, принципиально важным является наличие обоснованного представления о своеобразии предметной области именно философии права.

Такое ясное представление содержится в трудах B.C. Нерсесянца, которые явились для нас примером адекватного исследования философско-правовых проблем в рамках юридической науки.

Теоретико-методологической основой данного исследования послужили подходы к проблемам правопонимания, которые развиваются в трудах B.C. Нерсесянца, В.Г. Графского, JI.G. Мамута, В:А. Четвернина и других ученых, указывающих на различение права и закона.

Решение задач настоящего исследования обусловило необходимость широкого применения помимо общенаучных методов (диалектического и формально-логического) и специальных научных методов:

- историко-биографического, позволяющего рассматривать вопросы формирования философско-правовых идей Алексеева;

- системно-аналитического, с помощью которого проанализирована философия права Алексеева в виде целостной и логически законченной системы, сравнительного, дающего возможность критически оценить и определить значение философско-правовых идей Алексеева через соотнесение его взглядов, методологии и практических предложений Алексеева со» взглядами и предложениями других философов и правоведов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, а также приложения, содержащего библиографию Н.Н. Алексеева.

Апробация результатов исследования.

Диссертация выполнена в Центре теории и истории права и государства Института: государства и права РАН. Различные аспекты диссертационного исследования; нашли свое отражение в выступлениях автора на следующих научных форумах: конференция.«Понимание права» (МПОА, 2003), 2-й съезд Российского историко-правового общества (МГУ, 2003).

Апробация результатов исследования: также осуществлялась автором в ходе проведения учебных занятий по философии права со студентами Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

1. Философия права Н.Н. Алексеева // Государство и право. Принято к печати в№1, 2006 г. 1,0 п.л.

2. Подходы к пониманию права и возможности их совмещения в оценке русских правоведов начала XX в. // Труды МГЮА. № 10. М, 2003. С. 241-244.

3. Русское западничество: история и современность (по трудам Н.Н. Алексеева) // Теория, методология и методика изучения и преподавания историко-юридических наук. Вып. 1. Екатеринбург, 2003. С. 81-84.

4. II съезд российских историков права // Правоведение. 2003. №3. С. 197-200

5. Церковное право в контексте диалога правопониманий церкви и общества (С.Н. Булгаков и Н.Н. Алексеев) // Вера-диалог-общение: проблемы диалога церкви и общества: Памяти С.С. Аверинцева. Материалы международной научно-богословской конференции. М., 2005. С 456-465. 0,8 п.л.

Формирование и эволюция философско-правовых взглядов Алексеева

Изучение творческой биографии Н.Н: Алексеева является самостоятельной частью нашего исследования, позволяющей решить ряд исследовательских задач. Прежде всего, мы сможем понять, какое место занимает собственно г философско-правовое учение в наследии мыслителя. Также исследование творческой биографии позволит нам подробно рассмотреть генезис философско-правовых идей Алексеева, их зарождение, их эволюцию, и причины, которые обусловили ход этой эволюции.

Кроме того, необходимо установить связь рассматриваемых идей с исторической действительностью, в первую очередь, с современной Алексееву политической ситуацией, которая, несомненно, повлияла на направление; его теоретического и философского поиска, но также и с той научной средой, которая также во многом повлияла на проблематику его учения. Наконец, с помощью историко-биографического исследования? мы сможем выявить связь идей и событий жизни мыслителя, учитывать которую необходимо для правильного понимания философско-правового учения Алексеева .

Мы предлагаем выделить в творческой биографии Алексеева ряд периодов; взяв за основу периодизации1 смену правоведом различных методологический подходов и интеллектуальных направлений.

I. Неокантианский («идеалистический») (1900-1918 гг.). Он охватывает зарождение взглядов Алексеева на право и государство, которое сочетает в себе интерес к марксистской проблематике с тем пониманием; права, которое было заявлено «идеалистическим направлением» русской философии права. В этот же период проходит заграничная стажировка Алексеева, его учеба у неокантианских философов в Европе.. Главная работа этого периода -магистерская диссертация «Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов» (Москва, 1912).

IL. Феноменологический период (1918 — 1925 гг.) В этот период выходят фундаментальные работы Алексеева! по теории? и философии, права. Методологически Алексеев отходит от неокантианства и применяет феноменологический метод. Главная работа периода «Основы философии права» (Прага; 1925).

III: «Евразийский» период (1926 - конец 30-х). В-этот период продолжается разработка философии права Алексеева в той части, которая содержит учение о правовом идеале. Алексеев преимущественно занят евразийской идеологической работой; в рамках которой он создает проекты постсоциалистического права и государства. Главные работы периода:

«Собственность и социализм» (Париж, 1928), «Религия; право и нравственность» (Париж, 1930), «Теория государства» (Париж, 1931).

IV. «Пост-евразийский» период (1940-1964). Подобно предыдущему, это также период переоценки и уточнения: правового идеала, в частности, под влиянием событий связанных со Второй мировой войной. Критическое осмысление фашизма в этот период приводит Алексеева к разочарованию в евразийской концепции «идеократии». Главная работа периода: «Идея государства» (Нью-Йорк, 1955).

Николаевич Алексеев родился 1 мая 1879 года в Москве. Прадед его был протоиеиреем в г. Данкове Рязанской области, получил орден Владимира IV степени и потомственное дворянство. Профессиональная деятельность отца Николая Николаевича была связана с правом, и, по косвенному упоминанию сына, в молодости он тоже собирался заниматься наукой, но в силу каких-то обстоятельств это ему не удалось. В своих воспоминаниях Алексеев с юмором вспоминает о том, как после поступления в Московский университет, он сказал себе: «Отец хотел быть профессором, ему это не удалось, а я им буду». .

Выбор факультета, однако, никак не был связан с профессиональной деятельностью отца, а объяснялся увлечением Алексеева марксизмом, которое появилось у него еще в гимназии. «Я выбрал юридический факультет именно потому, что на нем я мог посвятить себя изучению того, что меня интересовало уже в гимназии — политическая экономия, экономический материализм, история, рабочий вопрос, наконец, социализм»-9.

Алексеев разделяет судьбу целого поколения будущих участников русского философского возрождения начала XX века. Примерно в те же годы на юридические факультеты поступили С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л; Франк, Б.П. Вышеславцев, Б.А. Кистяковский, И.А. Ильин, причем, выбор факультета будущими философами был обусловлен марксистскими идеалами (за исключением Вышеславцева).

Направление научных интересов Алексеева определилось не сразу. «На первом курсе, - вспоминает Алексеев, — я как-то растерялся перед университетской наукой. Я не знал за что взяться, какой области юридических знаний посвятить свой труд»20.

Поиску самоопределения в эти годы способствовали не только изучаемые академические курсы, но и бурная студенческая жизнь, в которой главными событиями были не лекции, а революционные сходки. Поступив в Московский университет, Алексеев попал в самую ? гущу предреволюционного бурления России начала прошлого века.

Сами исторические события были насыщены смыслом, сами события ставили перед будущим правоведом сложные вопросы о праве.

До первой русской революции 1905 г. оставалось несколько лет, и студенчество было наиболее радикально настроенной частью российского общества. Правительство пыталось бороться; с ростом; революционных настроений в студенческой среде. Одним -. из предпринятых правительством шагов стали Временные правила от 29 июня 1899 г. об отбывании военной службы студентами, уволенными за беспорядки из высших учебных заведений. Однако беспорядки тем самым только усилились.

Предмет, метод и задачи философии права Алексеева

Чтобы показать, как Алексеев понимает философию права, для начала мы рассмотрим соотношение последней и общей теории права в его правовом учении.

В первых работах цикла, посвященного общей теории права («Введение в изучение права», М., 1918; «Общее учение о праве», Симферополь, 1919),

Алексеев, по собственному позднейшему признанию , не видит необходимости выделять вопросы философии права в самостоятельный круг проблем, и рассматривает их в рамках общей теории права .

Такая методологическая позиция объясняется общностью основного вопроса. Обе эти науки, по Алексееву, берутся ответить на вопрос о том, что такое право. Т.е. обе эти науки занимаются по сути одним - поиском понятия права, его определением.

Позднее, в пражской работе «Основы философии права» Алексеев приходит к принципиальному обособлению философии права и общей теории права.

Он обращает внимание на то, что определение понятия права, а также его научный поиск, занимают принципиально разное место во внутренней структуре вышеуказанных наук. Общая теория права, под которой Алексеев понимает «род знания, преследующего цели установления наивысших обобщений в области положительного права»83, исходит из факта существования положительного права. Теория подходит к определению права «путем изучения и обработки того, что люди считают правом и что исторически установлено как право» . Определение понятия права в рамках общей теории права, должно представлять, таким образом, некоторый итог проделанного исследования.

Совсем иначе обстоит дело с философией права. «Если для науки о положительном праве вопрос определения права является основным и высшим в смысле завершения фактических наблюдений, то для философии права это есть высшая задача в смысле начала науки (философского знания о праве, т.е. философии права - КБ.). Это есть не только первая проблема, открывающая путь философского знания, но и центральная точка философии, с которой связаны все остальные вопросы» .

Исходя из этого главный упрек, который Алексеев обращает к современной ему науке о праве, называющей себя «общая теория права», заключается в том, что она начинает с определения права, которое, в таком случае, дается как исходный постулат, а не как обобщение эмпирических фактов. Это определение выступает, таким образом, не знанием, добытым путем наблюдения, но «видением» автора теории, исходной данностью его умозрительного, внутреннего опыта. Но развиваемая таким образом теория права берет на себя прерогативы философии права, которая, согласно Алексееву, как раз и имеет дело с внутренним опытом и интеллектуальной интуицией.

Именно философии права пристало начинать с определений понятия права, как с «первой проблемы, открывающей путь философского знания».

Специфика этой области познания, по Алексееву, заключается в том, что она всегда, по крайней мере, в западной истории, являлась «той лабораторией, в которой вырабатывались основные научные идеи и гипотезы» . Философия вынашивает и рождает гипотезы, интуиции, «гениальные прозрения», которые потом полагаются в основу научно-позитивного знания в качестве постулатов. Положительная наука обусловлена своими фундаментальными постулатами и поэтому не может критически отстраниться от них, не рискуя поставить под сомнение все воздвигаемое ей знание. Но именно поэтому всегда существует опасность того, что положительная наука забудет «гипотетическую» природу своего фундамента, забудет о своей обусловленности философией и будет стремиться занять ее место. «Таково происхождение всякого позитивизма, пытающегося рожденное поставить на место родившего, продукт - на место источника, положительную гипотезу на место живого миросозерцания» .

Напротив, образ философской лаборатории подразумевает испытание, диалектическое сомнение в рождаемых идеях и определениях. Философия, как целостное миросозерцание, никогда не отожествляет себя до конца со своими идеями и теориями, и, тем самым, сохраняет критическое к ним отношение. «Миросозерцание не есть только сумма теоретических истин, но также и акт -исторический или личный». Опыт, который связан с актом миросозерцания и которым оперирует философия, отличается и от эмпирического опыта, и даже от понимаемого шире научного опыта, как опыта созерцания идей и сущностей. Что касается собственно философии права, то она, «в своем целом, есть один из моментов миросозерцания, как целого философии» . То «целое», которое для философии права «свое» - это и есть право.

Философия права Алексеева и ее методологические основания в контексте феноменологического движения

Для того чтобы рассмотрение философии права Алексеева в контексте феноменологического движения носило не просто описательный, а аналитический характер, нам необходимо найти центральную проблему, которая станет для нас ориентиром, определит границы и направление исследования.

Представляется, что такой центральной проблемой и ключевой темой для понимания значения феноменологического метода в алексеевском философско-правовом наследии с одной стороны, и вместе с тем для понимания места самого Алексеева в феноменологическом движении, является тема поиска адекватных методологических оснований для познания права.

Именно поиск адекватной методологии, как сущностная особенность философско-правового подхода, объясняет увлечения Алексеева различными философскими и идеологическими течениями, связанные с разными периодами его научной деятельности, и в том числе, его обращение к феноменологическому методу.

Философия права Алексеева, в том виде как она сложилась в 1920-е гг., несомненно связана с феноменологическим направлением в философии.

В предисловии к «Основам философии права» сам Алексеев признается: «В критике уже было указано, что в предшествующих работах моих я замыкал исследование предмета «в кольцо феноменологии». Пожалуй, характеристика эта еще более подойдет к настоящей книге, но все же с некоторыми существенными оговорками. В некотором, отнюдь не школьном смысле, метод мой можно назвать феноменологическим. Книга моя есть результат некоторого умственного опыта, стремящегося усмотреть и еыразуметъ внутреннее существо права. Но путь такого опыта указан мне был не только германской феноменологической школой. Я учился идти этим путем, следуя и французу Бергсону и нашему русскому философу Н.О. Лосскому» .

Это авторское указание на корни своей философско-правовой концепции весьма показательно.

Мы видим, что с одной стороны, существует тесная связь между алексеевской философией права и феноменологическим движением. С другой стороны, Алексеев стремится дистанцироваться от феноменологии как конкретной школы в немецкой университетской философии, подчеркнуть самостоятельность своей позиции и своего поиска.

Указание на ученичество у А. Бергсона и Н.О. Лосского также весьма знаменательно, и показывает, что Алексеев сближает феноменологию с интуитивизмом.

Наконец, заслуживает особого внимания в этих вводных словах Алексеева фраза: «метод мой можно назвать феноменологическим». Заметим, что автор не называет феноменологической ни свою философию права в целом, ни свою научно-философскую концепцию, ни то понимание права, которое он развивает в своем учении. Он называет феноменологическим только метод своей философии права.

О том, что это продуманная позиция, можно даже сказать, часть концепции, свидетельствуют и размышления Алексеева в специально посвященном этой теме параграфе «Феноменология и философия права» в «Основах философии права» . В предыдущей главе, когда затрагивался этот аспект, нами уже был поставлен вопрос: насколько позволительно называть философию права Алексеева феноменологической? Теперь мы можем попытаться на него ответить.

Сравнение Алексеевской концепции с некоторыми другими феноменологическими интерпретациями философии права обнаруживает как точки пересечения, так и различия. Поэтому вопрос о месте Алексеева в феноменологическом движении сложен и требует тщательного комплексного анализа.

Для этого необходимо рассмотреть вопрос о том, что представляло собой феноменологическое движение и как оно формулировало и разрешало вопросы философии права. Затем необходимо прояснить обстоятельства обращения Алексеева к применению феноменологического метода187. Затем мы рассмотрим идеи ключевых представителей феноменологического движения, которые были наиболее близки к философско-правовому учению Алексеева. Это, в свою очередь, позволит нам понять место Алексеева в феноменологическом движении и ответить на поставленный вопрос о статусе его философии права.

Философия права Алексеева в русской философско-правовой традиции в свете проблемы различения и соотношения права с законом и нравственностью

Одним из? моментов, определяющих предметную область философии права, является; проблем различения и соотношения; права ш закона . В русской философииvправа, как нам представляется, эта.проблема приобретает особую остроту в связи проблемой различения? и; соотношения права и нравственности. Конечно, та или иная трактовка нравственности содержится в любом систематическом философско-правовом учении, и русские правоведы в обсуждении этой проблематики опирались на западную философию права. Однако особенность русского подхода составляет именно усиленное, а подчас и чрезмерное, акцентирование вопросов нравственности. Символом такого акцентирования проблемы соотношения! права и нравственности в русской традиции может служить вербально-смысловая оппозиция «правда» - «право»; подобно тому, как символом различения и соотношения права и закона является вербально-смысловая оппозиция «ius» - «lex».

В силу всего вышеизложенного, - в качестве центральной проблемы при рассмотрении места Н.Н. Алексеева в русской философско-правовой традиции мы; возьмем вопрос о соотношении и различении права и с законом,, и с нравственностью.

В том, что касается различения понятий права и закона, Алексеев; проводит довольно традиционную для русской философии права антипозитивистскую линию, характерную, в частности, для Новгородцева и всей его школы. Но вот в том, что касается противопоставления права и нравственности, позиция Алексеева глубоко оригинальна (хотя в определенном смысле его предшественником здесь был Петражицкий с его идеей различения императивных и атрибутивно-императивных норм).

Заслуживает внимания; что, если в послереволюционном развитии философии права в Русском Зарубежье И:А. Ильин в каком-то смысле является продолжателем линии Новгородцева («идеалистическое направление»), а Г.Д. Гурвич опирается=на учение Петражицкого, то Алексеев, как мы неоднократно имели возможность показать, совмещает в своей философии; права одновременно идеи, и Новгородцева, и Петражицкого. Напомним, что уже Новгородцев; пытался создать синтез тех тенденций, которые выявились в философско-правовых концепциях Б.Н; Чичерина и B.C. Соловьева.

Поэтому мы всерьез можем говорить о философии права Алексеева как о синтезе наиболее- плодотворных направлений русской: дореволюционной философии права.

Расхождение Алексеева с этическим направлением в русской философии права, для которого задача оправдания права решалась, в конечном счете, через соотнесенность его с нравственностью (формула Соловьева: «право - минимум нравственности») обозначилось уже в «Основах философии права» (1925). Это расхождение не осталось незамеченным и вызвало критику Новгородцева. «На публичном диспуте, устроенном П.И; Новгородцевым по поводу этой книги, -вспоминал впоследствии Алексеев,. - он резко ополчился; против меня; Я старался формулировать те основные моменты, которыми отличается право от нравственности и даже может быть противопоставлено ей. Новгородцев упрекал меня % в том, что я будто бы отступил от русской традиции; согласно которой право нужно сливать с нравственностью»//еу/?смв наш)7,24.

Вопрос о русской философии права именно как об определенной интеллектуальной и духовной» традиции русского общества чрезвычайно занимал Новгородцева в последние годы жизни в Праге. Этому вопросу он посвятил программную статью «G6 особенном характере русской философии права», вышедшую» незадолго до полемики с Алексеевым в специальном приложении к берлинскому журналу «Philosophie und Recht», которое представляло собой сборник статей русских правоведов на немецком языке, имевший целью познакомить запад с русской правовой мыслью («Русская философия права», 1922-1923 гг., книга 2).2 Идея слияния права с нравственностью, к которой Новгородцев пришел в начале 20-х гг., связана и с пережитым им в Праге религиозным подъемом.

В упомянутой статье Новгородцев возводит русскую философско-правовую традицию к Достоевскому и Вл. Соловьеву. «В произведениях Достоевского мы находим отчетливейшее выражение русского мировоззрения, у него мы находим и глубочайшие основы русской философии права» . Свое понимание идей Достоевского об обществе, законе, праве и морали Новгородцев излагает для того, чтобы на основании них сформулировать свое новое отношение к проблеме права и нравственности. Он утверждает, что «не раскол между правом, с одной стороны, и нравственностью, с другой, как то провозгласила новая философия права, а новая, непосредственная связанность права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону образуют норму социальной жизни»

Похожие диссертации на Философия права Н.Н. Алексеева