Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерное равенство в праве : историко-правовое исследование Чвыкалов, Василий Владимирович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чвыкалов, Василий Владимирович. Гендерное равенство в праве : историко-правовое исследование : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Чвыкалов Василий Владимирович; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/1199

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Тендерное равенство как правовая категория 17

1.1. Принцип правового равенства: категориальный анализ 17

1.2. Характер развития принципа тендерного равенства в различных правовых системах современности 35

1.3. Дискриминация по признаку пола в государственно-правовой и социальной практике: ретроспективный анализ 59

1.4. Международные стандарты тендерного равенства 78

Глава 2. Реализация идеи тендерного равенства в законодательной и правоприменительной практике 97

2.1. Идея тендерного равенства в зарубежных политико-правовых и теологических воззрениях 97

2.2. Отражение идеи тендерного равенства в отечественном дореволюционном законодательстве 128

2.3. Тендерная политика советского государства 158

2.4. Принцип тендерного равенства в правовой системе современной России 179

Заключение .237

Список использованной литературы 242

Введение к работе

Актуальность темы исследования. К числу наиболее актуальных проблем современности относится проблема тендерного равенства, преодоления устоявшихся культурных дискриминационных стереотипов. Осознание тендерных проблем и устранение различных барьеров, препятствующих формированию равноправных отношений между мужчинами и женщинами, соответствуют целям гражданского общества и правового государства.

Проблема тендерного равенства чрезвычайно интересна и важна, и одновременно трудно решаема. Это новая парадигма исследований в гуманитарных науках последних десяти лет в России. Эта парадигма определяет условие развития общества, и ход развития связан с реализацией идеи тендерного равенства, с включением потенциала женщин в историю современной цивилизации.

Сегодня практически во всех развитых и во многих развивающихся странах с высоких трибун органов государственной власти, в СМИ, в специальных публикациях по государствоведческой проблематике активно пропагандируется идея о необходимости достаточно широкого представительства во властных институтах по различным основаниям дискриминируемых категорий населения в т.ч. национальных меньшинств, молодежи и, конечно, женщин. Вместе с тем, в современных исследованиях вполне справедливо уточняется, что и мужчина также должен стать равноправным субъектом и объектом исследований по тендерному равенству.

В процессе исторического развития мировой цивилизации проблема равенства составляла базисную константу проблемности человеческого жития. Идея тендерного равенства также имеет конкретно-историческое содержание и развивается во времени и пространстве. Однако процесс реформирования политической системы и становления гражданского

общества в современной России, соответственно вносит существенные коррективы в систему взаимодействия с политикой, моралью и законодательством явлений равенства и справедливости, построенных с учетом, в том числе и тендерных аспектов.

Степень научной разработанности проблемы.

Тендерные исследования в России уже получили значительное распространение. Инициатором их проведения много лет назад стал Центр (лаборатория) тендерных исследований в Институте социально-экономических проблем народонаселения Академии наук СССР. Сегодня в России существуют уже десятки центров, групп, лабораторий, кафедр по изучению тендерной проблематики, проводятся конференции, семинары.

Традиционными объектами стали социально-экономические и политические аспекты тендерно - исторических исследований (см.: например, Амбарнова Е.Б., Малышева М.М., Айвазова С.Г. и др.).

Актуализировались тендерные исследования в психологии (Бендас Т.В., Ильин Е.П. и др.). Так, психологи отмечают, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Причем многие из них эти различия связывают с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако, по мнению психологов эти различия имеют и социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.

Наметилась тенденция к использованию тендерного подхода к исследованиям политической истории: история маргинализации женщин, их борьбы за политические и гражданские права и свободы, аналитика форм «скрытого воздействия на политику и неявно маркированного политического поведения женщин» (еще до актуализации «женского вопроса» и суфражистского движения) (Брайсон В., Воронина О.А. и др.). В ряде работ представлен анализ практики тендерного позиционирования в политике.

Довольно перспективными сегодня являются тендерные исследования в области культурологии, истории ментальностей и общественного сознания. В социологии появились исследования маскулинности, лингвистике -тендерной асимметрии.

В юриспруденции тендерная проблематика также нашла свое отражение: в контексте прав человека исследуются права женщин, предпринимается анализ тендерно нейтральных и тендерно выраженных правовых норм в различных отраслях права (Поленина СВ., Лушников A.M., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. и др.). При этом постепенно усиливается внимание и к проблематике мужской тендерной общности - вплоть до постановки вопроса о выравнивании статуса мужчин со статусом женщин в тех областях социальной регуляции, где «льготирование» последних стало как бы излишним.

В качестве теоретической основы использованы произведения классиков политико-правовой мысли: И. Канта, Дж. Локка, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо, А. Смита, А. Шопенгауэра и др., а также творческое наследие наиболее известных русских мыслителей середины XIX - начала XX вв. Н.А. Бердяева, СН. Булгакова, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, П.А. Сорокина, B.C. Соловьева и др. и труды современных отечественных юристов: С.С.Алексеева, Н.С Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, М.Н. Козюка, Р.З. Лившица, Г.В. Мальцева, А. С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, В.А. Патюлина, В.Е. Чиркина, Л.С. Явича и др.

Ретроспектива исторического развития тендерных отношений рассматривалась в работах целого ряда видных дореволюционных исследователей: А.Н. Афанасьева, СВ. Ешевского, М.Ф. Владимирского-Буданова, В.Н. Латкина, Н.С. Суворова, Л.С. Таля, СМ. Шпилевского, Е.Н. Щепкина и других ученых которыми обобщен большой материал для сравнительного изучения правового статуса мужчины и женщины, истории семьи, как в древности и в средние века, так и в новое время. Таким образом,

русская дореволюционная историография представила значительный конкретно-исторический материал.

Проблемы теории гендерного равенства востребованы в современных исследованиях: А.С. Автономова, С.Г. Айвазовой, О.Б. Аникеевой, Т.К. Бритовой, Н.В. Досиной, Л.Д. Ерохиной, Л.Н. Завадской, Е.М. Зуйковой, А.В. Кирилиной, М.Г. Котовской, Т.А. Клименковой, Д.Ф. Латыповой, A.M. Лушникова, М.В. Лушниковой, Н.Г. Митиной, СВ. Пашенцевой, СВ. Полениной, Н.Л. Пушкаревой, В.А. Суковатой, О.А. Хасбулатовой и др.

Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема гендерного равенства зачастую сводилась исследователями к правам женщин. Эта проблема исследовалась в работах: Е.Г. Азаровой, О.А. Ворониной, Н.К. Захаровой, В.Э. Игнатовича, СН. Кайдаш, Е. Левиной, Н. Лебиной, Е.О. Лихачевой, Н.С Нижник, А.И. Посадской, Н.Л. Пушкаревой, Н.М. Римашевской, В.В. Серковой, Г.А. Тишкина, В.Н. Толкуновой, Н.А. Шведовой и др.

В качестве нормативно-правовой базы широко использовались разнообразные памятники права, конституции и действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации и других государств, законодательство бывшего СССР и международно-правовые акты.

Вместе с тем, несмотря на многоаспектное исследование феномена гендерного равенства в праве, без специального исследования остался сравнительно-правовой анализ законодательных актов, отражающих идею гендерного равенства/неравенства в различные периоды истории человеческой цивилизации, что, как нам представляется, будет полезным в русле дискуссии о путях ее реализации в современном праве. В настоящей работе уделяется внимание лишь некоторым интересным, на наш взгляд, аспектам идеи гендерного равенства. Естественно работа носит в значительной степени поисковый характер и не претендует на полное освещение и решение всех стоящих в этой области проблем. Одной из основных задач работы является привлечение внимания к необходимости,

как дальнейших теоретических исследований, так и практических решений в этой области.

Объектом научного анализа настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации идеи гендерного равенства в истории государства и права и политико-правовой мысли.

Предметом исследования является содержание политико-правовой категории гендерного равенства, ее действие в аспекте правового регулирования, пути внедрения в государственно-правовую действительность.

Целью диссертационного исследования является попытка комплексного исследования историко-правовых, международно-правовых и модельно-правовых аспектов тендерных механизмов, тендерных стереотипов и их действия. Для достижения заданной цели предполагается решить следующие задачи:

выявить и охарактеризовать научные подходы к пониманию правового феномена «равенства»;

сформулировать понятие «принцип гендерного равенства»;

осуществить всесторонний анализ принципа гендерного равенства;

определить содержание международных стандартов (норм) принципа гендерного равенства, легализованные в международно-правовых актах ООН, Международной организации труда (МОТ), региональных международных организаций (ЕС, СЕ, СНГ);

проанализировать процесс внедрения принципа гендерного равенства в различные сферы социальной действительности;

- обосновать закономерность изменений организационно-правовых
основ гендерного равенства в условиях построения в России гражданского
общества и правового государства;

- рассмотреть правовые проблемы гендерного равенства/неравенства и
запрета дискриминации в исторической ретроспективе;

дать обоснованную оценку действующему российскому законодательству о тендерном равенстве, определить перспективы его дальнейшего развития;

сравнить различные типы (модели) правового обеспечения тендерного равенства, их реализации в современных условиях;

установить причины отсутствия подлинного тендерного равенства в современном российском обществе.

Хронологические рамки исследования охватывают внушительный исторический период становления и последующего развития идеи тендерного равенства, начиная с глубокой древности и до её современного состояния.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация представляет собой комплексное, завершенное историко-правовое исследование идеи тендерного равенства. Диссертация является одним из первых исследований, анализирующих и обобщающих генезис и эволюцию идеи тендерного равенства, содержание тендерных отношений и особенности их правового регулирования, как в истории человеческой цивилизации в целом, так и в России с IX-X вв. и по настоящее время. В диссертации выявлена динамика изменения как тендерных отношений в целом, так и правового статуса женщин в частности.

В представленном исследовании: осуществлен комплексный анализ сущности тендерного равенства как правовой категории; установлены исторические закономерности развития идеи тендерного равенства; определены основные причины тендерного неравенства в условиях становления в России гражданского общества; выявлены разнообразные исторические модели тендерно ориентированной политики государства; установлены факторы негативного отношения российского общества к идее тендерного равенства; проанализированы исторические особенности процесса формирования принципа тендерного равенства в России; выявлены пробелы в российском законодательстве и несоответствие международным стандартам тендерного равенства; выявлены причины отсутствия

фактического тендерного равенства в современном российском обществе и государстве; определены перспективы дальнейшего совершенствования, изменения действующего российского законодательства по вопросам тендерного равенства.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Под категорией «гендерное равенство» следует понимать принцип-идею, закрепляющий юридическое и фактическое равенство прав мужчин и женщин и возможностей для их реализации. Принцип тендерного равенства выступает в качестве цели, которую необходимо учитывать в правотворчестве и правоприменении. Принцип тендерного равенства реализуется в отдельных отраслях права в двух вариантах: он может действовать как непосредственно внутри отрасли права, так и опосредованно через отраслевые принципы.

  1. Принцип тендерного равенства получил конституционное закрепление в большинстве современных стран. Однако законодательное закрепление равенства прав мужчин и женщин не приводит автоматически к равенству возможностей. Поэтому для осуществления принципа тендерного равенства требуется, в том числе дифференцированный подход к правам мужчины и женщины, углубления этой дифференциации. На объем и структуру прав мужчин и женщин, а также их осуществления проецируется их реальное положение в различных сферах жизнедеятельности общества.

  2. Гендерное равенство - составная часть общего принципа равенства как принципа демократического общества. История становления категории равенства имеет многовековые традиции, которые отражают историю становления демократии в обществе. Равенство по признаку пола совсем недавно вошло в каталог всеобъемлющего принципа равенства и не может быть исключено из общего процесса общественного развития.

  3. Принцип тендерного равенства развивался в рамках различных типов государственной политики: от патриархального (традиционного) типа, характеризующимся главенством мужа в семье и мужчины в обществе, к

патерналистскому, основанного на государственном протекционизме по отношению к женщине; и от либерального типа, характеризующимся незначительной степенью вмешательства государства в регулирование тендерных отношений до эгалитарного, ориентированного на укрепление как формально-правового равенства статусов мужчины и женщины, так и реальных возможностей его осуществления.

  1. Исторический путь идеи тендерного равенства был очень долгим и тернистым. Сформировавшиеся еще в древности представления о греховной сущности женщины были чрезвычайно живучи. На протяжении многих веков женщина считалась существом низшим по отношению к мужчине, на основании чего оценивалась законодателем как нуждающееся в мужской опеке существо, поэтому была лишена практически полностью политических прав, весьма ограничена в гражданских правах и бесправна в семейной жизни. Ее место и роль в обществе ограничивалась семейной сферой, что связывалось с выполнением ею репродуктивных функций. Тенденция к правовой эмансипации женщин стала намечаться только с конца XIX -начала XX вв.

  2. Равноправие мужчин и женщин в эпоху советского общества и государства относилось не столько к формальному, трактуемому как буквальное тождество прав и обязанностей, сколько к социальному равенству - как к фактическому наличию у людей равных социальных возможностей для удовлетворения потребностей, реализации интересов, достижения целей с учетом различий между полами.

7. Исторически сформировавшиеся этические нормы и религия
оказывали и продолжают оказывать свое влияние на тендерные отношения.
Глубоко укоренившиеся в политических доктринах и религиозных системах,
социальные нормы и обычаи тендерного характера изменяются медленно и
трудно. Со сменой исторических эпох эволюционировала сама концепция
тендерного равенства, тендерных ролей и взаимоотношений полов как
реакция на изменения в экономическом развитии, достижений научно-

технического прогресса, государственной политике и правовой системе. Однако современное российское законодательство все еще является носителем старого представления о роли женщины в обществе, хотя это и не ярко выражено.

8. Доктрина равных прав сама по себе не решает проблем фактического
равноправия, что особенно актуально для современного Российского
государства. Несмотря на то, что новое российское законодательство в
последние годы испытало на себе достаточно сильное влияние отдельных
иностранных правовых систем, еще не сформировался универсальный
понятийный аппарат в сфере тендерного равенства.

  1. Международно-правовые гарантии тендерного равенства представляют собой предусмотренные международно-правовыми актами средства и способы, с помощью которых обеспечиваются равные права мужчин и женщин и равные возможности для их реализации в различных сферах жизнедеятельности общества.

  2. Международно-правовые стандарты, являясь своеобразным минимумом предъявляемых требований международного сообщества к государствам по обеспечению последними тендерного равенства - оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на развитие российского законодательства, в том числе путем прямого приоритетного применения общепризнанных принципов и норм международного права, а равно ратифицированных международных договоров. Обязательность общепризнанных принципов и норм международного права обусловлена членством России в различных международных организациях, мировом сообществе.

11. Исследование различных аспектов тендерного равенства позволило
выявить причины отсутствия подлинного тендерного равенства в
современной России, которые, как нам представляется, заключаются в
следующем: непоследовательность российского законодательства в вопросах
тендерного равенства; недостаточная согласованность деятельности

различных звеньев национального механизма осуществления международных норм в сфере защиты прав женщин; низкая активность в сфере защиты своих прав самих женщин и женских общественных организаций; отсутствие развитого гражданского общества; недостаточность общей, правовой и политической культуры населения; живучесть отживших и исчерпавших себя тендерных стереотипов не только в обществе в целом, но и в высших эшелонах партийной мужской элиты; сохранение идеологии сексизма, переводящая внимание на пол человека, а не на его личность; значительное неприятие и даже сопротивление принятию идеи тендерного равенства в первую очередь мужчинами, основанное на нежелании последних, отказаться от «дивидендов», заключенных в идеологии патриархата, распространенных стереотипов и предрассудков, включая материальные выгоды и власть; социально-экономические условия, не позволяющие средней россиянке заниматься «большой политикой»; неспособность политических партий определить в своих концепциях тендерные роли и женские семейные обязанности в соответствии с требованиями сегодняшнего дня; низкая организационная культура политических партий, не способствующая активному участию в них женщин; высокий уровень коррупции, не позволяющий эффективно решать проблемы, складывающиеся в сфере тендерных отношений.

12. Совершенствование реализации принципа тендерного равенства должно опираться на использование накопленного в прошлом опыта. Богатый исторический опыт позволяет лучше понять как логику формирования и развития принципа тендерного равенства, так и сложности, и проблемы на пути его практического воплощения в современных условиях.

Методологическую основу исследования наряду с общенаучными методами: диалектики, анализа и синтеза, индукции и дедукции, историко-правового, логического, институционального, системно-структурного анализа и др., использованы конкретно-социологический, исторический,

формально-юридический, государственно-правовой компаративистики и другие методы научного познания. Также использовались такие специфические методы как агрегативный, казуальный и интерпретативный.

В основе проведенного исследования лежит сравнительно-правовой метод в его широком понимании. При этом в работе большое внимание уделяется проблемам и новым правовым явлениям в сфере тендерного равенства. Сравнение российского законодательства с международно -правовыми стандартами тендерного равенства позволит извлечь уроки из зарубежного опыта с учетом его положительных и отрицательных результатов, а также учесть этот опыт при разработке рекомендаций отечественному законодателю.

Научно-теоретическая и практическая значимость

диссертационного исследования определяются содержащимися в нем выводами и предложениями, важными с научной точки зрения, а также разнообразным и широким нормативным и фактическим материалом, на который они опираются. Выводы, представленные в данной работе - отклик на многие острейшие проблемы, с которыми сегодня сталкивается российское общество.

Сформулированные автором выводы и положения развивают и дополняют соответствующие разделы теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, философии права, социологии права, уголовного права, гражданского права, семейного права и некоторых других отраслей российского права.

Предпринятый в диссертации историко-правовой анализ процесса становления идеи тендерного равенства позволит скорректировать действующее российское законодательство, критически оценить процессы его исторического развития и современной реальной действительности.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для государственных служащих, в сферу деятельности которых должно входить знание гендерологии.

Практическая значимость исследования состоит и в том, что сделанные в ней рекомендации могут быть использованы при совершенствовании законодательной базы современного российского государства по вопросам гендерных отношений.

Проведенный в работе гендерно-дифференцированный анализ позволил более пристально вглядеться в государственную политику, программы и законодательство. Он позволил оценить их воздействие на положение женщин и мужчин, а также разобраться в социальных процессах с тем, чтобы в дальнейшем принимать информированные и обоснованные решения, ведущие к появлению востребованных эффективных и справедливых вариантов политики, программ и законодательства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались диссертантом в докладах на всероссийских, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях Южном федеральном университете, Ростовском юридическом институте МВД России, Ростовском социально-экономическом институте и отражены в 12 публикациях общим объемом 5,25 п.л., в том числе в 3-х статьях в изданиях Перечня ВАК, рекомендуемых для опубликования материалов диссертационных исследований, а также в процессе обсуждения диссертации в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Южного федерального университета.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Принцип правового равенства: категориальный анализ

В отечественной теории права сложились различные подходы к пониманию принципов права. Последние воспринимаются и как разновидности норм права наиболее общего содержания (С.С. Алексеев и др.), и как основные идеи, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права (М.И. Байтин, М.Н. Марченко и др.). Принципы права - несущая конструкция, вокруг которой формируются его нормы, институты, отрасли и вся система. Как справедливо подчеркивал А.М. Васильев, правовые принципы не просто отражают определенное понимание действительности, а фиксируют представление о долженствующем, вырабатывают на основе обобщения знаний о сути предметов, явлений, процессов, в связи с которыми они возникли, идеал, выступающий как цель в практической деятельности людей. В данном случае принцип гендерного равенства, выступает в качестве принципа-идеи, цели, которую необходимо учитывать в правотворчестве и правоприменении.

В гендерной политике важнейшими принципами, по мнению отечественных исследователей, являются следующие:

- конституционное закрепление гарантий всем гражданам на равные права и свободы и возможности независимо от пола;

- целенаправленный учет интересов мужчин и женщин в процессе общественного развития, осуществления государственной деятельности;

- обеспечение необходимых условий для реализации потенциала каждого индивида, его функционирования как субъекта социальных отношений;

- недопущение дискриминации, гендерной асимметрии в сфере управления государством, принятия важнейших государственных решений. Исследование принципа гендерного равенства требует, прежде всего, уяснения понятия равенства вообще и равенства мужчины и женщины, в частности.

Равноправие мужчин и женщин - это юридический аспект так называемого женского вопроса, т.е. вопроса о положении женщины в обществе в сопоставлении его с положением мужчины. В марксистской литературе в свое время выдвигалось требование равенства мужчины и женщины, причем оно противопоставлялось буржуазному пониманию равенства как формально-юридического равенства перед законом при сохранении эксплуатации человека человеком, имущественного и политического неравенства, при фактическом неравенстве трудящихся масс. В противовес ему социалистическое понимание исходило из единства юридического, социального и экономического равенства.

Недостаточное знание глубинных природных и социальных различий женщины и мужчины, либо недооценка этих различий привело к некоторому увлечению однолинейным выравниванием их прав и обязанностей, к утверждению для женщины в качестве эталона мужского жизненного стереотипа. Но их равенство, как отмечал Ю. Рюриков, «это равенство разных, это одинаковая для человечества важность мужского и женского вклада в жизнь». Более того, игнорирование свойства человека как лица определенного пола, болезненно воспринимаются и мужчинами и женщинами.

Термин «гендер» утвердился в научной среде в 60-е гг. XX в. Его легитимность подтверждена Пекинской Всемирной конференцией по положению женщин 1995 г. Применительно к правовой среде термин «гендер» традиционно трактуется как различие между полами, имеющее социальную окраску в соответствии с особенностями общественного развития в той или иной стране. В отечественной науке его трактуют как «социальный пол или статус». Гендер определяется и как изменяющийся социально-экономический статус индивида, связанный с репродуктивным поведением человека, его семейной ролью, индивидуальными возможностями в образовании, в профессиональной деятельности и др. По официальной трактовке МОТ, «гендер» касается социальных различий и отношений между мужчинами и женщинами, традиционно распространенных в обществе. Этот термин используется для анализа ролей, обязанностей, ограничений возможностей и потребностей женщин и мужчин во всех сферах и в любом социальном комплексе. Главное отличие гендера от пола состоит в том, что это понятие предполагает возможность изменения устоявшегося порядка социальных отношений между мужчинами и женщинами, так как гендерные различия социально установлены и поэтому на них можно воздействовать способами, неприемлемых для биологических признаков. Понятие «гендер» действительно нельзя свести ни к понятию «пол», ни к понятию «полоролевые модели поведения», поскольку гендер охватывает не только социальные грани половых различий и их природу, в их социальном или индивидуальном выражении, но анализирует гендерное содержание традиций, морали, религии, политических институтов, экономики, языка, искусства - любой формы человеческой деятельности и различные способы общественных организаций. Именно данное содержание гендера будет использоваться в представленном научном исследовании.

При этом гендер рассматривается в нескольких аспектах: 1) как понимание природы мужчины и женщины в их взаимоотношении; 2) как оценка разницы между мужчинами и женщинами не в качестве нейтральной, а создающей неравенство в отношениях; 3) как меняющееся во времени соотношение мужских и женских ролей; 4) как зависимость этих ролей от культуры, религии, социально - экономических отношений и ряда других факторов; 5) как отношение мужчины и женщины, носящие не только личный, но и общественный характер, что находит свое отражение на уровне морали и права; 6) как соотношение взаимосвязанных ролей мужчин и женщин в семье, на работе, в общественной жизни; 7) как взаимодействие анатомической, физиологической, психологической и социологической составляющей, порождающей данный феномен. По мнению Т.В. Барчуновой, гендер - это еще и первичный способ определения отношений власти, а потому гендерные отношения построены на власти, т.е. на сегрегации и иерархии. Прежде всего, необходимо определиться с трактовкой ключевого анализируемого понятия. Идея гендерного равенства основана на двух ключевых положениях: во-первых, женщины и мужчины обладают одинаковым статусом, равны перед законом и судом; во-вторых, женщины и мужчины имеют равные условия для реализации в полной мере прав человека.

Проблема равенства, как и его антитеза, проблема неравенства, многие века занимает человечество. Однако до сих пор не существует единого всеобъемлющего понятия равенства, и иногда даже высказываются сомнения в том, что оно может быть определено как единая социальная категория. Это связано, прежде всего, с многоаспектностью самого понятия, которое может быть рассмотрено в правовом, социальном, экономическом, этическом плане.

Идея равенства лежит в основе существования современного демократического государства и является необходимой предпосылкой создания гражданского общества. Однако закрепление принципа равенства даже на самом высоком законодательном уровне, как справедливо отмечает Е.В. Тилежинский, само по себе недостаточно для формирования устойчивого демократического государства. Необходимо создание не только надежных механизмов и институтов обеспечения равенства, его защиты, но и выработка четкого понимания, правовой категории «равенство», как на уровне государственных органов власти, так и на уровне простых граждан. Учитывая, что современные государства имеют хорошо развитые правовые механизмы, регулирующие самые различные общественные отношения, правильное понимание равенства именно как правовой категории особенно важно.

Однако, в отечественной правовой науке еще не установилась строгая терминология в описании проблемы равенства. Многие ученые определяют его как принцип права и правосознания; обстоятельство, необходимое для возникновения правоотношений; правовое условие демократии; гарантию осуществления прав и обязанностей и т.п. Кроме того, равенство рассматривается как правовой институт, включающий в себя нормы различных отраслей права, где отражены многообразные грани принципа равенства. Понятие социального равенства в одних случаях употребляют в качестве синонима к понятию общественного равенства, отграничивая его от иных видов равенства. В других случаях о социальном равенстве говорят в более узком смысле, имея в виду равенство экономическое. Такой разнобой иногда приводит к политическим курьезам, например, вначале перестройки некоторые социальные группы одновременно ратовали за равенство, борясь с привилегиями, и выступали против него, считая данное явление несовместимым с рыночной экономикой. Теоретическое же исследование, в отличие от обыденного подхода на уровне «здравого смысла», требует терминологической определенности.

Дискриминация по признаку пола в государственно-правовой и социальной практике: ретроспективный анализ

Центральной категорией для описания проблемы гендерного неравенства является дискриминация. Гендерная дискриминация по-прежнему присутствует во многих сферах жизни общества, причем по всему миру. В Декларации тысячелетия о целях развития (Millennium Development Goals), принятой на встрече стран - членов ООН в сентябре 2000 г., и поддержанной Россией, отмечалось, что продвижение гендерного равенства -существенное условие для развития, сокращения бедности и голода. Борьба с дискриминацией в отношении женщин и обеспечение гендерного равенства провозглашалась важнейшей целью сформулированной в данном документе.

Принцип равноправия мужчины и женщины означает недопустимость дискриминации по признаку пола. Запрет на дискриминацию по полу получил самостоятельное закрепление на международном уровне и в национальном праве многих государств. В указанном контексте часто используются термины «гендерная дискриминация» или «гендерное неравенство», под которыми имеется в виду социокультурный аспект принадлежности человека к мужскому или женскому биологическому полу. Следует отметить, что идеология феминизма, изначально сформировавшаяся под влиянием идей Просвещения об естественных правах каждого человека, по мере становления все более склонялась к крайнему радикализму. Так, гендерные теории, исходя из идеи равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности, зачастую игнорируют биологические различия мужчин и женщин, вплоть до отрицания репродуктивной функции женщины. Дискриминация по признаку пола имеет глубокие исторические корни. Несмотря на то, что в настоящее время запрет дискриминации по признаку пола направлен на защиту в равной мере, как мужчин, так и женщин, исторически сложилось так, что речь в данном случае идет в первую очередь о защите прав женщин. Как подчеркивает Л.Н. Завадская, утверждение принципа равноправия мужчин и женщин, на международном уровне и выработка международных стандартов защиты от дискриминации проходили в двух основных направлениях: как утверждение одного из основополагающих принципов прав человека, так и в рамках защиты прав отдельных категорий индивидов (женщин).2

Таким образом, можно говорить о дискриминации в отношении женщин, если различие проводится исключительно по признаку пола и тем самым ослабляется или сводится на нет признание за женщинами и осуществление ими основных прав и свобод наравне с мужчинами. Определение дискриминации содержит две принципиально важные составляющие: различие, в основе которого не лежит объективное и разумное оправдание, и отсутствие разумной пропорциональности между целями и средствами, которые используются для ее достижения. Полагаем, что аналогичные подходы можно использовать и при определении случаев дискриминации в отношении мужчин.

При этом, как отмечает А.М. Лушников, определение дискриминации во многом зависит от того, что такое равенство, а равно трактовка неравенства и как с ним бороться.1 Большинство современных исследователей согласны с тем, что дискриминация есть отрицание равенства, а важнейшим условием равенства является отсутствие дискриминации. При этом причины и степень гендерного неравенства, по словам И.Е. Калабихиной, объясняются действием трех основных факторов, формирующих систему факторов гендерного неравенства: во-первых, фактором развития (социально-экономического, демографического, технологического) среды и общества; во-вторых, фактором гендерного порядка (институциональным, дискриминационным); в-третьих, фактором поведенческим. По утверждению данного исследователя, самым сильным фактором неравенства, является фактор гендерного порядка (в большинстве современных обществ -патриархатный), под которым следует понимать социальные нормы, политическую культуру и отношение общества к гендерным вопросам. Поощрение и развитие уважения «к правам человека и основным свободам для всех без различия... пола...» в числе своих целей провозгласила ООН. Следует отметить, что защита от дискриминации по признаку пола - одна из центральных тем в международных документах по правам человека. Основополагающим актом здесь является Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Значительное внимание уделяется также: Пакту о политических и гражданских правах и Пакту о социально-экономических и культурных правах, а также трем региональным конвенциям, посвященным правам человека: Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г.. Американской конвенции о правах человека 1969 г. и Африканской хартии прав человека и прав народов 1981 г. Кроме того, трудовые права женщин защищает Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г., в частности, право на равную оплату за равный труд, право на отпуск по беременности и родам и др. Социально-экономические права женщин отстаивает Международная организация труда (МОТ), в конвенциях которой запрещены труд женщин в шахтах под землей (№ 45), ночной труд женщин в промышленности (№ 89), определяются минимальные нормы социального обеспечения (№ 102), равноправие в области социального обеспечения (№ 118). Объединяет все эти международные документы то, что они, провозглашая принцип недискриминации по признаку пола, вместе с тем, не отражают особенности прав женщин как прав человека. Поэтому справедливым представляется мнение о том, что нормы международного права о правах человека не смогли в достаточной степени обеспечить выравнивание положения женщин. В частности, при таком подходе игнорируется социальный характер прав человека и, применительно к женщинам, не учитывается, что подлинная свобода личности предполагает не только равноправие возможностей их осуществления, что зависит в большей степени от самого общества.2

Следует все же признать, что идея равноправия полов получила в названных выше международных документах, определенное развитие. Так, например. Пакты о правах человека говорят не только об обладании равными правами и свободами, но и равном для мужчин и женщин праве их использования.

На международном уровне социальный аспект принципа равноправия полов и связанные с ним стандарты в отношении женщин, получили закрепление в Декларации ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г.. Конвенции ООН о политических правах женщин 1952 г. и Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.. Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.. Конвенции о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Конвенции о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г. Главное отличие указанных международных документов заключается в том, что в них принцип не дискриминации по признаку пола трактуется, в отличие от принятого ранее, не как гендерно - нейтральный, критерием для которого являются права мужчин, а как учитывающий собственно природу дискриминации в отношении женщин. При этом дискриминацией признается лишь различие в обращении, не имеющее объективного и разумного обоснования. Конвенция 111 о дискриминации в области труда и занятий, принятая МОТ и ратифицированная СССР в 1961 г. определяет «дискриминацию» как всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признакам расы, пола, религии, политических убеждений, этнического или социального происхождения, приводящим к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.л Данная Конвенция разъясняет и то, что не может считаться дискриминацией. Это относится, прежде всего, к любым различиям, недопущению или предпочтению в отношении определенной работы, основанным на специфических требованиях таковой. Кроме того, не считаются дискриминацией особые мероприятия по защите и помощи, предусмотренные в других принятых МОТ конвенциях и рекомендациях (речь идет, прежде всего, о Конвенции 103 относительно охраны материнства).

В Конвенции № 111 Международной организации труда «О дискриминации в области труда и занятий» 1960 г., содержались два определения исследуемого понятия. В широком смысле дискриминация -нарушение прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. В узком, - применительно к трудовым отношениям, термин включал в себя «всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий» (ст. I).1

Отражение идеи тендерного равенства в отечественном дореволюционном законодательстве

Гендерные представления обнаруживают себя в самых разнообразных доктринах: религиозных, политических, правовых, философских. Так, традиционное понимание пола было представлено в славянофильской концепции, в которой понимание сути женского бытия определялось православными канонами, «исконным русским духом», идеализацией старины и крестьянской общины. Исходя из этого, славянофилы связывали назначение женщины с продолжением рода и ведением домашнего хозяйства. Наиболее яркий представитель славянофильской концепции пола А. Хомяков трактовал пол в чисто биологическом смысле, а половую дифференциацию, антагонизм и подчинение женщины рассматривает как «природную» и «божественную» данность. Под влиянием православия развивалась традиционная русская философская мысль. В русской религиозной «философии пола» XIX в., широкое распространение получила идея «греховности» полового разделения, деторождения. Физическое соединение полов и рождение детей, считал В.С. Соловьев, есть «дурная бесконечность», которая ничем не возвышает человека, а, напротив, уравнивает его с животными. При этом в соответствии с воззрениями самой православной церкви одной из основных целей брака признавалось деторождение. в то же время философия пола В.С. Соловьева не вполне традиционна. Для него Бог - это, безусловно, Отец, Он, мужское начало (и это вполне традиционно). Но «душа мира» в духе средневековой мистики ассоциируется у него с образом Вечной Женственности, с Премудростью, с Софией. Она соединяет мир с Богом, служит посредницей. София олицетворяет Вечную Женственность как начало мира. При этом, как отмечал В.С. Соловьев, «в полноте своей идеальной личности, истинный человек не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих».2 Аналогичной позиции придерживался и С.Н. Булгаков, который полагал, что полнота образа Божия связана с двуполостью человека и что «полный образ человека есть мужчина и женщина в соединении в духовно-телесном браке». Неотрывно от религиозно-нравственных проблем рассматривались вопросы права. «Христианское русское мировоззрение - писал П.И. Новгородцев, - ясно указывает, что право имеет внутреннюю духовную основу на уровне личности».4 Для сознания русского человека была характерна одна черта: идея нерасчлененного единства духовной и социальной жизни, духовных основ всей жизни государства и общества. Православие, пришедшее на смену язычеству, переориентировало общественное сознание на иные патриархальные образцы - женскую покорность, домовитость, многодетность и другие.

В течение многих веков на Руси отсутствовало законодательство, специально посвященное правовому положению женщин. Однако памятники древнерусского права, прежде всего, Русская Правда, а также уставы, договоры, грамоты князей, церковные уставы, летописи свидетельствуют о том, что правовой статус женщин был очень ограничен. Только с утверждением в России абсолютной монархии в отечественном законодательстве стали появляться правовые нормы, характеризующие особенности правового статуса женщин. Особенно значительные перемены происходят со времен правления Екатерины П. Основой для определения правового статуса, по словам В.В. Момотова, следует признать постулат о том, что правоспособность лица в средневековом праве устанавливается в соответствии с тем местом, которое он занимает в обществе и по отношению к обществу, в которое он интегрирован.2

Исследования российских и зарубежных ученых истории правового статуса женщины позволяют выявить некоторые общие черты развития семейных структур с участием женщины у европейских народов: 1) положительная динамика эволюции имущественно-правового и лично-правового (в меньшей степени) статуса женщин на протяжении Средневековья и до начала Нового времени; 2) негативные изменения в XVI-XVII веках, вызванные комплексом причин (ростом народонаселения Европы в эпоху Ренессанса и Реформации, процессами протоиндустриализации, урбанизации и др.); 3) медленные, но необратимые «подвижки» в социальном, в том числе семейном, статусе женщин в семье Нового времени (семье буржуазной эпохи); 4) рождение женского вопроса, эмансипация женщины во всех сферах социальной жизни, включая семейную. Семья, с давних пор являлась социальным феноменом, важнейшим системообразующим элементом социума и многое в формировании внутрисемейных отношений и отношений между супругами, определялось историческими традициями, национальной культурой, социально-экономическими условиями, личностными факторами. По словам известного русского православного философа И.А. Ильина, семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Именно в семье, которую И.А. Ильин называл «первичным лоном человеческой культуры», закладывались модели отношений между полами, переносимые затем в иные сферы общественной жизни, исторически проблемы гендерного неравенства проявлялись особенно остро.

Формой древнерусской семьи, по утверждению В.В. Момотова, стала патриархальная модель, основанная на духе традиций, которая повторяла характерные формы и черты русского средневекового общества, где каждый индивид был широко интегрирован в социум. Супружество, родительство и другие явления с семейным элементом, по мнению российских юристов конца XIX - начала XX веков, приобретают статус «юридических учреждений» лишь с формальной, внешней стороны - с внутренней же остаются за пределами права, допуская определенную степень воздействия обычая, морали и других подобных социальных институтов.4

Проанализировав процесс формирования субъективных гражданских прав мужчины и женщины, В.В. Момотов пришел к выводу, что именно христианская этика через нормы брачно-семейного права, внедряемые священниками на Руси, влияла на изменение правового статуса лиц. Так, если до принятия христианства мужчины и женщины в своих правах были относительно равны, то с его принятием гражданские права женщины претерпевают изменения в сторону умаления по сравнению с правами мужчины.1 Женщина рассматривалась как принадлежность мужа (мужняя жена). В соответствии с этой давней традицией даже до замужества девицу называли по отцу, а не отчеству, и в виде притяжательной формы. Для русского Средневековья высшей поведенческой нормой был евангельский идеал, в соответствии с которым «простой человек» оценивал конкретные черты характера и поведения окружающих. Основные черты русского архетипа традиционно составляли (и продолжают составлять) типично маскулинные качества, такие как - сила, смелость, отвага, выносливость. Этот архетип вполне соответствует русской культурной традиции и отражены в русских сказочных эпосах и русской классической литературе (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, вещий Финн из «Руслана и Людмилы» и др.). Реформация практически не коснулась России, но отголоски этого движения, несомненно, сказались на образе мыслей и поведении самых разных слоев населения, в первую очередь -образованных. Светская мораль все более распространялась. Однако в силу отечественной специфики при возникновении начал светской этики в России не сложился идеал рыцарства, как и культ «прекрасной дамы».

Принцип тендерного равенства в правовой системе современной России

Проблема равенства мужчин и женщин для современного Российского государства и общества является особой. С начала XXI в. в теории гендерного равенства произошло возвращение к известной дилемме: либо формальное равенство возможностей мужчин и женщин без всяких преимуществ (эгалитарный феминизм), либо сохранение за женщинами льгот, связанных с особенностями их организма и материнством (неолиберальный феминизм). Одно время в постсоветский период популярной стала патриархальная теория с разделением на «мужчину -кормильца» и «женщину - хранительницу очага». Очевидно, что отечественная правовая доктрина и законодательство до сих пор находятся на распутье между классическим либерализмом американского типа и европейской континентальной моделью гендерного равенства. Определенной популярностью пользуется и бывшая советская государственно -патерналистская модель. Проблема гендерного равенства в нашей стране не часто является предметом научных исследований. Однако в последнее десятилетие представители научного сообщества все активнее стали обращаться к этой теме на различных конференциях и на страницах научных изданий. Вместе с тем наряду со сторонниками скорейшего внедрения основ гендерной политики, в России по-прежнему много тех, кто не видит в этом острой необходимости, т.к. ситуация в сфере обеспечения равенства полов представляется им весьма благополучной. Равенство между мужчинами и женщинами отказывается признать треть жителей России, к таким выводам пришли социологи исследовательского холдинга ROMIR Monitoring в ходе опроса.

Стоит отметить, что ситуация с гендерным равенством в России всерьез волнует разве что женщин - правозащитниц. Что касается мужчин, то если они и слышали что-то об этом вопросе, то мельком. О том, что работодатель предпочитает брать на работу мужчин, а зарплаты в России у женщин заметно меньше, общество предпочитает не задумываться. По мнению социолога С. Белановского, результаты опроса, полученные ROMIR Monitoring, обусловлены отголосками старого, еще советских времен мифа о равных правах, так как идейные установки, транслируемые в советские времена живы до сих пор. Россия значительно отстает от стран Западной Европы по числу женщин, занимающих руководящие должности в органах законодательной и исполнительной власти, а органы государственной власти или должностные лица, которые непосредственно занимались бы вопросами равноправия вообще отсутствуют. В настоящее время в России две женщины занимают должности федеральных министров (возглавляют Министерство экономического развития и Министерство здравоохранения и социального развития), две - пост губернатора, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва из 450 избранных депутатов женщины (14 %), в Совете Федерации Федерального Собрания из 166 членов только 6 женщин (3,6 %). Вместе с тем согласно данным Межпарламентского союза представительство женщин в нижней палате парламента должно составлять не менее 30 % от общего числа депутатов, чтобы женщины могли эффективно участвовать в разработке принимаемых решений. Следовательно, применительно к России говорить даже не о равном, но хотя бы о минимально необходимом уровне представительства женщин в политике пока не приходится.

Отличительными чертами правового статуса женщин в современной России, по мнению СИ. Глушковой, остаются: 1) низкое представительство женщин как в федеральных органах, так и в органах власти субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в предпринимательстве (по сведениям западных СМИ за 2010 г. в списке российской бизнес - элиты из 100 человек только 11 женщин, при этом среди женщин - крупных бизнесменов многие состоят в родственных отношениях с богатыми мужчинами или мужчинами, занимающими солидные посты в сфере принятия решений); 2) неблагоприятная демографическая ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и военных конфликтов; 3) высокий удельный вес женщин среди безработных; 4) лишь незначительное число женщин, имеющих образование, может сделать профессиональную карьеру; 5) в сфере труда сохраняется искусственное деление на мужские и женские профессии и др. Введение так называемого «материнского капитала» (данное понятие появилось после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») призванного не только помочь женщине в материальном обеспечении воспитании ребенка, но и по ее желанию компенсировать период ухода за ребенком путем зачисления этих средств в Пенсионный фонд; повышение размера ежемесячных пособий по уходу за ребенком и другие аналогичные меры носят скорее компенсационно-стимулирующий характер и направлены в первую очередь на повышение рождаемости, а не на обеспечение гендерного равенства в общепринятом понимании. В этом отношении крайне показательна позиция СВ. Полениной, утверждающей, что «государство в настоящий момент старается ориентировать женщин на материнство, исключая их, таким образом, из круга трудовых отношений». Остается лишь добавить, что женщины при таком подходе могут быть исключены не только из активных трудовых отношений, но и из политической и общественной жизни.

Тем не менее, с начала 90-х гг. прошлого века активно развиваются женские общественные организации. Среди них можно отметить Женскую сетевую программу Института «Открытое общество» - Россия (1998-2002 гг.), действие которой ныне продолжает Фонд «Институт социальной и гендерной политики» (учрежден в 2002 г.); деятельность Канадского Фонда гендерного равенства, работающего в России с 1999 г. Заслуживает внимания и деятельность Московского центра гендерных исследований, созданного в 1990 г., который разработал и осуществил многочисленные научные и образовательные проекты, посвященные проблемам гендерного равенства.

В ряде субъектов Российской Федерации созданы общественные организации, пропагандирующие идеи гендерного равенства (в основном женские). Следует отметить, что хотя принципы гендерного равенства и гендерной политики распространяются на оба пола, заинтересованность в их реализации в России проявляют в первую очередь женщины, т.к. при формальном равенстве прав обоих полов, закрепленных, в том числе в законодательстве, именно женщины фактически ограничены в возможностях их реализации.

К глубокому сожалению, следует отметить, что движение по направлению к преодолению гендерных стереотипов в российском обществе еще только начинается. По мнению сторонников необходимости внедрения принципов обеспечения гендерного равенства, перед обществом и государством в настоящее время стоят следующие основные проблемы в этой сфере: во-первых, недостаток информации о самой проблеме гендерного равенства, о деятельности общественных организаций, т.к. в масштабах государства все выше перечисленные программы и деятельность различных женских общественных организаций имеют незначительный охват (информация об их деятельности фактически не доводятся до широкой общественности СМИ, являющимися пока основным источником информации для большей части населения России); во-вторых, отсутствие целенаправленной государственной политики на внедрение и реализацию принципов гендерного равенства, т.к. государство в лице его органов и должных лиц, полагают, что серьезных проблем в данной сфере нет.

Несмотря на существенный интерес к гендерной проблематике в России в последние годы, учебники и учебные пособия высшей школы не являлись предметом гендерного анализа. Проведенные исследования в данном ключе позволили авторам сделать следующие выводы: во-первых, гендерная асимметрия выражена в понятийном аппарате гуманитарных наук; во-вторых, андроцентризм (сексизм) языка; в-третьих, общественная сфера выступает, прежде всего, как сфера деятельности мужчин. Вместе с тем, вузовское образование призвано развивать общекультурный уровень обучаемых, задающий основные коды гендерной культуры, в том числе и индивидуальный. Устранению подобных проявлений гендерной асимметрии в соответствующей учебной литературе поможет не только необходимость включения гендерного анализа в различные темы, но и введением гендерной цензуры.

Похожие диссертации на Гендерное равенство в праве : историко-правовое исследование