Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Саидов Зикирулло Алиевич

Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.)
<
Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саидов, Зикирулло Алиевич Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Москва, 2006 187 с. РГБ ОД, 61:07-12/453

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика применения норм шариата в Бухарском эмирате 16

1. Основные черты правовой системы Бухарского эмирата ... 16

2. Система субъектов применения норм шариата в Бухарском эмирате 45

3. Процессуальные формы применения норм шариата 68

Глава II. Основные юридические отношения по нормам шариата в Бухарском эмирате 93

1. Договорные отношения 93

2. Преступления и особенности применения наказания 131

Заключение 166

Список литературы 170

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная Республика Таджикистан находится на стадии своего становления и развития. Идут параллельно политический, экономический и правовой процессы формирования основ государственности молодой республики. Исторический анализ показывает, что на выбор путей развития государства огромное влияние оказывает правовая система. Вместе с тем ее формирование должно происходить на основе реального учета исторических, политических, территориальных особенности и традиций. В этом плане следует рассматривать правовые нормы шариата и исламские традиции. Значение историко-правовых исследований, посвященных развитию государства в переходный период, особенно, возрастает. Поэтому исследование исторических проблем применения норм шариата имеет важное значение. Представляется также важным, что в условиях формирования новой правовой системы Республики Таджикистан изучение и выяснение гуманистических, общечеловеческих и наиболее приемлемых правовых норм шариата позволит осмыслить и интегрировать их в законодательство республики в порядке преемственности всего лучшего и прогрессивного в области прав.

В современных условиях исследование проблемы мусульманской правовой системы связано, прежде всего, с тем, что мусульманское право, являясь одной из самостоятельных правовых систем мира, актуально как с точки зрения научной, теоретической, так и практической значимости. Очень важную роль играет оно в правовой сфере и в жизни мусульманских государств современного Востока, так как оказывает на мировоззрение их пародов огромное влияние. Для более глубокого осознания этого важно овладение накопленным историческим опытом.

Известно, что тысячелетняя история таджикского народа тесно связана с мусульманскими правовыми нормами, нормами шариата. Со времени арабо-мусульманского нашествия (VII-IX вв.) и до 20-х годов XX в. таджики жили

в условиях действия норм шариата. Именно таджикский народ в рамках этой правовой системы блистал знаменитыми правоведами и философами, такими, как Абу Ханифа (Нуъмон ибни Собит), Аль-Бухари, А.Самаркаиди, Ибн Сина, А.Джоми, Дж.Руми, С.Шерози, Х.Шерози, М.Газоли, Х.Кошифи, А.Фирдавси. По сей день научное наследие этих философов и правоведов продолжает оказывать влияние на формирование и развитие духовного мира не только мусульманского Востока, но и всего мира.

Актуальность темы обусловливается и хронологическими рамками исследования, которые определены логикой, предметом и объектом исследования и охватывают процесс до и после присоединения Средней Азии к России, заключения Договоров между Бухарой и Россией в 1868 и 1873 гг. до 1920 года. Бухарский эмират после присоединения Средней Азии к России формально сохранял свою прежнюю форму правления, собственную администрацию, но при этом находился в зависимости от царской России, являясь ее протекторатом.

Проблема исторического исследования действия норм шариата в Бухарском эмирате как своеобразного правового явления и его классификация по отраслям права существенно дополняют научные познания, в частности, в области истории государств и права.

Степень изученности проблемы. Мусульманское право в течение более десяти веков являлось господствующей правовой системой на исторической территории нынешнего Таджикистана. Несмотря на значительность такого периода времени, практика действия норм шариата в Бухарском эмирате до сих пор не стала предметом глубокого научного исследования, не имеется ни одной монографической работы, непосредственно посвященной этой проблеме, что является «белым пятном» в историко-правовой науке Таджикистана. Однако это не означает, что никем эта проблема вообще не исследовалась. Рассматривая саму мусульманскую правовую систему, ряд ученых, так или иначе, затрагивали проблемы мусульманского права и шариата как нормативного предписания и религиозного источника, однако, не вдаваясь глу боко в суть вопроса, составившего тему нашего диссертационного исследования.

Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в работах крупных ученных-исламоведов юристов, востоковедов и историков. Отметим работы таких ученных, как Г.Дюло, Д.Вормс, Е.А.Беляев, Мирзо-Казембек, У.Мьюир, А.Шпренгер, Н.Торнау, А.Е.Крымский. В начале XIX века наиболее популярной и содержательной являлась работа главы администрации Каспийской области Н.Торнау - «Изложение начал мусульманского законоведения» , которая в основном замыкалась на гражданских установлениях шариата. Однако, ученые не обращали внимание на правовую характеристику мусульманского права и рассматривали его в качестве одного из элементов религиозной системы. Достоинство и заслуга этих ученых состоит в том, что они рассматривали право в тесной взаимосвязи с историей арабского и других народов и возникновением ислама. Благодаря этим ученым, многие факты из жизни Пророка, халифов и халифата, проясняющие источник происхождения отдельных норм шариата и мусульманского права, стали достоянием науки.

В конце XIX - начале XX вв. был издан ряд интересных исследований, посвященных мусульманскому праву. Среди них почетное место принадлежит таким знаменитым правоведам и востоковедам, как Л.В.С.Ван ден Берг, А.Ф.Кремер, В.В.Бартольд, А.Е.Веисинк, В.Ф.Гиргас, И.Гольдциер, А.Ламменс, Ю.Крачковский, Н.Остроумов, Г.С.Саблуков, В.С.Соловьев, М.Хартман, С.Хюргронье, П.Цветков, П.Петрушевский. Они сыграли важную роль в ознакомлении Запада с нормами шариата.

Следует отметить, что наиболее значительными исследованиями этого периода являются работы Савваса Паши - «Теория мусульманского права» , А.Кремера - «Мусульманское право»" и П.Цветкова - «Исламизм» . В них подробно рассмотрено мусульманское право и раскрыты основные понятия и институты мусульманского права. Эти работы написаны на основе первоисточников и работ мусульманских авторов - создателей правовых школ и их последователей. В этом аспекте особую роль сыграл голландский ученый -правовед XIX века Л.В.С.Ван ден Берг, который объективно и доброжелательно исследует конкретные формы шариата с позиции правовой теории и практики на материале Нидерландской Индии (современная Индонезия) с учетом местных обычаев и традиций4. В этот период основной целью исследований ученых-юристов и востоковедов являлось ознакомление читателей с исламской юриспруденцией, вкладом шариата в мировую правовую культу РУ Последний этап охватывает начало XX века и продолжается до наших

дней. Различные аспекты истории мусульманского права нашли отражение в трудах Х.С.Сулаймановой, Т.М.Культелеева, С.К.Кожоналиева,

И.И.Крыльцова. В деле изучения отдельных обычаев, в том числе правовых, надо отметить вклад историков-этнографов, изучавших быт таджикского народа - М.С.Андреева, Н.А.Кислякова, И.Мухиддинова, М.Р.Рахимова. Исследования этих авторов очень важны для выявления соотношения мусульманского права с обычно-правовыми нормами.

Важные сведения о составе, структуре и сущности мусульманского права в аспекте исследуемой проблемы можно померкнуть в исследованиях Н.Остроумова, П.Цветкова, Р.Шарля, А.Меца, А.Массе, Р.Давида, Л.Р.Сюкияйнена, З.Х.Мисрокова, О.У.Усмонова, Ф.Т.Тахирова,

К.Ш.Розыкова, М.С.Хайдаровой, А.Г.Халикова, И.Д.Сафарова, И.Б.Буриева и др. Среди этих исследований особое место занимают работы Л.Р.Сюкияйнена, которые отличаются теоретической новизной, Данный труд наиболее глубоко и профессионально знакомят читателей с мусульманской правовой системой. В работах таких авторов, как А.Массе, Р.Шарль, А.Шахт, М.И.Садагдар, Г.М.Керимов, раскрыты основные понятия и институты мусульманского права. Эти работы характеризуются тем, что они написаны на основе первоисточников и работ мусульманских авторов - создателей правовых школ и их последователей. Они имеют несомненное научное значение и содержат характеристику норм права, источников права, юридические методы и способы получения норм из общих религиозных предписаний и одновременно критику этих теоретических норм.

Для изучения поставленных перед нами задач наиболее значительными исследованиями являются работы Ф.Т.Тахирова, О.У.Усманова, Ш.К.Разыкова, М.М.Муллаева, А.Маджлисова, М.С.Хайдаровой, А.Г.Халикова, А.М.Абдулова, И.Д.Сафарова, И.Б.Буриева, которые содержат весьма интересные теоретические положения и фактический материал о мусульманском праве и его роли на территории исторического Таджикистана. Однако, следует отметить, что во всех трудах вышеназванных ученых-юристов, рассматриваемые вопросы освещаются в связи с исследованием ими других проблем.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является комплекс исторических и практических проблем действия норм шариата в Бухарском эмирате.

Предмет исследования составляют конкретные факты, характеризующие особенности действия норм шариата в Бухарском эмирате.

Цели и задачи исследования. Главной целью диссертационной работы является выявление особенностей действия норм шариата в конкретно взятом регионе, а именно в Бухарском эмирате. Однако, имея в виду то обстоятельство, что в рамках одной диссертации разработка всех историко-правовых проблем, связанных с темой настоящей диссертации, представляется невозможной, в ней исследованы наиболее важные из них: особенности действия норм шариата и взаимодействие мусульманского права с другими правовыми системами, и их соотношение в процессе правового развития. Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи:

- проанализировать основные черты правовой системы Бухарского эмирата;

- определить соотношение понятий «шариат» и «мусульманское право»;

- выявить и изучить систему субъектов применения норм шариата;

- изучить процессуальные формы применения норм шариата;

- проанализировать правоприменительную деятельность судебных органов;

- выявить факторы, влияющие на действие норм шариата;

- определить особенности применения норм отдельных отраслей мусульманского права в Бухарском эмирате.

Методологическая основа исследования. Методологическую базу исследования составили диалектические методы научного познания. В ходе исследования использовались специальные приемы научного познания: изучение и анализ документов, синтез, аналогия и сравнение, единство теории и практики, необходимость учета общего и особенного в классификации правовых норм и при изучении правовых явлений. Широко использованы исторический и сравнительно-правовой методы при исследовании диссертационной работы.

Источниковая база. В данном исследовании использованы главным образом материалы фондов Центрального государственного архива Республики Узбекистан и Центрального государственного архива Республики Таджикистан. Для изучения и раскрытия темы настоящей работы особо ценными источниками явились документы, хранящиеся в архивных фондах государственного архива Республики Узбекистан, касающиеся деятельности эмира, других должностных лиц в отправлении правосудия и применении норм шариата в Бухарском эмирате. Параллельно для изучения и раскрытия темы настоящей работы нами были использованы документы, хранящиеся в архивных фондах государственного архива Республики Таджикистан, касающиеся деятельности казиев и отчеты о деятельности народных судов Ходжентского уезда, книга записей решений казиев с 1868 до 1920 г, деятельности начальника Ходжентского уезда, жалобы и прошения граждан к нему. Сложность обработки архивного материала была связана с тем, что в основном они написаны на арабской графике. Кроме того, сложная арабо-таджикская юридическая терминология, переданная трудно читаемым канцелярским почерком («таълик» и «шикаста»), знакомым только писцам («мирзо»), очень затрудняла процесс исследования.

Работа с архивными фондами показала, что весьма интересные материалы по всем отраслям права оставались до сегодняшнего дня необработанными и неизвестными широкому кругу читателей. С определенной частью этих уникальных материалов читатели знакомы по работам Ф.Т.Тахирова, О.У.Усманова, Ш.К.Разыкова. Что касается проблемы действия норм шариата именно в Бухарском эмирате, составлявшим собственно территорию исторического Таджикистана, то она не стала предметом отдельного исследования, проведенных указанными авторами.

Выводы и интересные научные положения содержались и в официальных документальных материалах дореволюционного Таджикистана. Наряду с архивными материалами, к ним относятся записки и отчеты Российского политического агента в Бухарском эмирате (П.М.Лессар, Лютш), книга реше ний Самаркандского казня XVI в., переведенная Р.Р.Фитратом и изданная в Ташкенте в 1937 г., судебные решения и приговоры казийских (народных) судов Ходжентского уезда, по которым можно судить о сфере распространения и действия норм шариата.

Научная новизна. Настоящая диссертация по существу является первым исследованием, всецело посвященным особенностям действия норм шариата в Бухарском эмирате. В работе комплексно исследован вопрос о действии норм шариата на территории Бухарского эмирата с начала его распространения, его взаимодействие с другими правовыми системами, в частности, с Российским правом. Впервые в научный оборот вводятся арабо-персидские работы классического средневековья, а также некоторые работы иранских исследователей.

Хронологическое исследование темы и изучение проблемы в динамике позволили автору выявить факторы и пути влияния внешних (российского права) и внутренних (обычного права) правовых норм на действие норм шариата. Выявлена заслуга среднеазиатских правоведов в исследовании источников, особенно норм Корана и хадисов, действии норм шариата и применение мусульманского права. Введены в научный оборот новые архивные материалы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Правовая система Бухарского эмирата в своем развитии фактически и юридически пережила два этапа: а) период оформления собственно правовой системы Бухарского эмирата как самостоятельного государственного образования, охватывающий конец XVI в. до 1868, т.е. до присоединения Средней Азии к России и, б) период нахождения правовой системы Бухарского эмирата под влиянием законодательства России, охватывающий 1868 г. по 1920 г.

2. Понятие «шариат» шире понятия «мусульманского права», являющимся составной частью первого. Мусульманское право это совокупность юридических норм, установленных шариатом, регламентирующих лишь правовые отношения между людьми по поводу тех или иных прав и обязанно 11 стей. Шариат же, от арабского «ша-ра-ъа», буквально означающий «путь следования», представляет собой совокупность как правовых, так и моральных, нравственных ценностей, определяющих правила поведения людей во всех сферах общественной жизни.

3. Правовая система Бухарского эмирата не была исключительно мусульманской в его чистом виде, и она создавалась не на пустом месте: она сохраняла и воспринимала многое из правовых явлений прошлого, которые продолжали действовать наравне с мусульманскими правовыми нормами. В ней имелись значительные следы авестийской правовой системы, элементы традиционных обычно-правовых норм, институты других правовых школ, в том числе буддизма. Основной чертой правовой системы Бухарского эмирата явилось включение в нее систем права тех народов, которые входили в его состав. Эта система в какой-то мере стала результатом взаимовлияния и взаимодействия множества культур и цивилизаций. Поэтому трудно говорить о ее единой структуре правовой системы Бухарского эмирата по той простой причине, что не были одинаковыми правовые источники обширной территории этого государства и поэтому, не было единой практика правоприменения.

4. В структуре права Бухарского эмирата выделялись две группы тесно взаимосвязанных и взаимозависимых норм: а) юридические предписания Корана и Сунны (в силу их непосредственного «божественного» происхождения); б) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе, прежде всего мнения мудэютахидов (наиболее авторитетные знатоки религиозных и правовых вопросов), факихов (ученые-правоведы), иджма (единогласное мнение крупных богословов и правоведов - Совет Улемов) и умозаключения по аналогии (киёс).

5. Нормы права в Бухарском эмирате были, основанные на предписаниях шариата, характеризуются тем, что они применялись на основе суннитского направления ханифитского толка, так как большинство населения эмирата

было ханифитами. Отсюда правовая система Бухарского эмирата была построена на принципах мусульманского права ханифитского направления.

6. Право и его действие в Бухарском эмирате не имело, как современные семьи права, четкого разграничения составных элементов права, которые отвечали бы требованиям системы права современного типа. Оно было тесно переплетено с религиозными и моральными формами регулирования всех сфер общественной жизни.

7. Установление царской власти в Средней Азии хотя и не ликвидировало Бухарский эмират и его государственную систему, но внесло существенные изменения во внутреннюю жизнь страны и власть эмира. Несмотря на формальное сохранение самостоятельности Бухарского эмирата, царская Россия получила юридическую возможность вмешиваться во внутренние дела данного государства, что неизбежно трансформировало в определенной степени всю правовую систему эмирата. Происшедшие изменения не только негативно повлияли на политическую систему Бухарского эмирата (на престиж государства), но и отразились на его правовой системе, в частности, на источниках права, юрисдикционных органах, правотворчестве, правоприменении, реализации права. Начала формироваться новая правовая культура, правовая идеология, связанная с возникновением новых правовых институтов в пределах Бухарского эмирата. Все эти новые правовые формы и явления во взаимодействии со средневековыми средствами нормативного и индивидуально-правового воздействия, господствующими в Бухарском эмирате, в купе выступали средством упорядочения всех сфер жизни в эмирате и как фактически, так и юридически существенным образом модифицировали правовую систему Бухарского эмирата.

8. Анализ состояния государственного управления Бухарского эмирата, порядка формирования аппарата и его деятельности показал, что особенность субъектов применения норм шариата в Бухарском эмирате состояла в том, что все они являлись индивидуальными т.е., коллективных субъектов в виде

объединения граждан (организаций), применяющих норм шариата не существовало.

9. В историко-правовой литературе распространено мнение о том, что судебная власть в Бухарском эмирате полностью находилась в руках мусульманского духовенства (казиев - судей). Однако, кроме мусульманского духовенства, в отправлении функции правосудия были вовлечены и иные должностные лица страны, непосредственно не входвшие в категорию духовных лиц, а выполнявших чисто административные функции. Так, правосудие отправлялось и эмиром, и кушбеги, и раисом, и миршабом, и мухтасибом, и беком, и амлакдаром и т.д. Духовными лицами (казнями) больше всего решались гражданские дела, а что касается уголовных дел, их естественно присваивала себе администрация (беки и амлакдары и др.), так как каждое такое дело являлось источником большого дохода, давало широкую возможность для всяких должностных злоупотреблений и вымогательств.

10. Процессуальная форма, функции и обязанности казиев (на местах) определялись прежде всего сложившимися в эмирате в течении нескольких веков традициями, а также в указах эмиров при их назначении. Подсудность дел и компетенция казиев в первую очередь устанавливалась по воле эмира Бухары, где они точно разграничивались.

11. В Бухарском эмирате после присоединения Средней Азии к царской России гражданско-правовые отношения, в том числе и договорные отношения, продолжали регулироваться нормами шариата, за исключением норм гражданского права, регулировавших договорные отношения, возникающих между русскоподданными и лицами местной национальности по поводу ссуды, векселей и кредитов.

12. Мусульманское уголовное право являлось достаточно разработанным для своего времени, в связи с чем нельзя согласиться с существующей в современной отечественной юриспруденции точкой зрения о том, что данная отрасль считается мало разработанной (установление дифференцированных запретов и их уголовно-правовые последствия, подробная категоризация пре ступлений, определение круга лиц, признаваемых субъектами преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния, классификация наказаний и т.д.).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и предложения, сформулированные в работе, восполняют существующий пробел в изучении истории права таджикского и других среднеазиатских народов, имеющих общую и единую религиозную и правовую системы. Результаты исследования также могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе юридических факультетов и вузов при преподавании курсов по истории государства и права, а также для совершенствования действующего уголовного и гражданского законодательства Республики Таджикистан.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Результаты данного исследования основываются на изучении и анализе различных документальных источников: нормативно-правовых актов, архивных материалов, историко-правовой и периодической литературы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены также выбором и применением диссертантом научной методологии, комплексным подходом к изучению действий норм шариата в Бухарском эмирате.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в нескольких научных публикациях автора. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Отдельные положения, выводы и предложения рассматривались диссертантом на научно-практических конференциях и семинарах, апробированы путем внедрения в учебный процесс Академии МВД Республики Таджикистан, Российско-Таджикского славянского университета и юридического факультета Института экономики Таджикистана при преподавании курсов «Истории государства и права Республики Таджикистан», «Истории государства

и права зарубежных стран» и «Теории государства и права», а также внедрены в систему служебной подготовки и широко используются при профессиональном обучении, подготовке и воспитания кадров органов внутренних дел Республики Таджикистан в плане их духовно-нравственного совершенствования, укрепления взаимопонимания, дружбы и согласия между народами и сохранения гражданского мира и межконфессионального согласия.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Основные черты правовой системы Бухарского эмирата

Прежде чем анализировать правовую систему в Бухарском эмирате, необходимо вначале дать краткую характеристику его появления на исторической арене и источникам мусульманского права, действовавшим на его территории.

Город Бухара - один из самых древнейших в Средней Азии, ему исполнилось более 2500 лет. В различные исторические периоды этот город являлся очагом высокой для своего времени культуры. Наибольший подъем экономики и культуры в Бухаре приходится на период государства Саманидов (IX-X в.в.) - первого таджикского централизованного феодального государства1, в котором Бухара была провозглашена его столицей - центром всего Мавераннахра (Междуречье). Правовая система государства Саманидов была построена на принципах мусульманского права , представленная ханифитским толком . После распада государства Саманидов (периоды правления Караханидов -X-XI в.в., государства Сельджукидов - XI-XII в.в., государства Монголов - XIII-XIV в.в., государства Тимуридов - XIV-XVI в.в.) центр Ма-вераннахра был перенесен из Бухары в Самарканд.

В XVI в. (1499-1510 г.г.) Мухаммад Шайбани-хан - предводитель кочевого племени «кунгуратов»2, известного в Средней Азии под названием узбеков, завоевал владения Тимуридов. Однако государству Шайбанидов была присуща феодальная раздробленность, междоусобицы и борьба за обладание верховной властью. Лишь хану Абдулле II Шайбаниду (1583 - 1598 гг.) удалось объединить и подчинить себе всю территорию Средней Азии. Центр нового государства в период его правления был перенесен из Самарканда в Бухару, откуда и пошло название Бухарское ханство как самостоятельного государственного образования.

Именно с этого периода одноименное государственное образование на этой территории началось называться не именем правителей, как это было принято до этого (государства Саманидов, государства Сельджукидов, государства Тимуридов и т.д.), а в зависимости от наименования титула правителя (хан) и пределами распространения его власти (ханство, на подобии европейских - королевство, герцогство и т.д.). Теперь сам город Бухара выступал не только в качестве центра (столицы) определенного владения, но и как определитель всего владения, на территории которого распространялся власть хана.

Бухарское ханство занимало обширную территорию. Ему принадлежали владения Хорезма, Хиви, Коканда, Ташкента, Самарканда, Каттакургана, За-рабулака, Ферганы, Балха, долины Зарафшана, горные области Гиссара, Куляба, Дарваза, Каратегина, Бальджувана, Кошкадарьи и Сурхандарьи, а также правобережная Амударья с густонаселенными районами (Чарждоу, Термез и Черки).

Политическая жизнь Бухарского ханства конца XVI - начала XVII вв. характеризовалась непрерывными войнами, борьбой за власть между различными представителями феодально-племенной кочевой узбекской знати, приведшей к экономическому и политическому кризису и развалу центральной власти, в результате чего в Средней Азии образовались Хивинское (XVI в.) и Кокандское (XVIII в.) ханства, которые вместе с Бухарским просуществовали в качестве независимых до второй половины XIX в., т.е. до завоевания Средней Азии царской Россией.

При последнем хане из династии Аштарханидов - Абдул-Файз-хане (1711-1747 гг.), являвшимся марионеткой в руках узбекской племенной знати, его вазир (первый министр) - представитель знати племени мангитов -Мухаммад-Рахим бий Аталык был неограниченным правителем Бухары, а позднее, убив своего повелителя и его сына, стал правителем (1753-1758 гг.). Именно он считается основателем новой династии Мангитов (1753 - 1920 г.г.), пришедшая к власти в Бухарском ханстве и правящая в нем вплоть до победы социалистической революции в Бухаре. Решив узаконить свои претензии на Бухарский трон, он женился на дочери Абдул-Файз-хана и получил право быть провозглашенным ханом. Однако он не был удостоен ханского титула и провозгласил себя эмиром3 и правил государством в этом титуле, а само государство получило название Бухарский эмират .

Отсюда и может появиться ложное впечатление о том, что исторические рамки изучения Бухарского эмирата вообще, и его правовой системы, в частности, начинается именно с этого периода.

Однако рамки его изучения должно начинаться не с 1753 года, когда к власти пришла династия Мангитов и Бухарское ханство начало именоваться Бухарским эмиратом. Оно, должно начинаться именно с конца XVI в. (и по 1920 г.), охватывая тем самым как период Бухарского ханства, так и период Бухарского эмирата. Поэтому исследование правовой системы Бухарского эмирата должно охватывать весь этот период, а не лишь в рамках правления последней династии, когда при них существующее государственное образование получило название Бухарский эмират.

Это объясняется тем, что появление на исторической арене Бухарского эмирата не было связано с возникновением какого-то нового государственного образования. Он не был новым (иным) государством, пришедшим взамен Бухарского ханства, и он не изменил ни существующий общественный и государственный строй данного государства, ни его правовую систему, ни порядок отправления правосудия, ни структуру органов местной власти, ни нравы. В связи с этим с уверенностью можно утверждать, что понятия «Бухарский эмират» и «Бухарское ханство» являются идентичными, и что между ними нет никакой разницы, и что даже сами правители того времени, вряд ли вкладывали в него какое либо отличие. Данное преобразования входило в единый исторический процесс с сохранением той же социально - экономической и общественно-политической систем, существовавшие до него. Это полностью потеряла значение, и глава Бухарского ханства стал называться эмиром.

Система субъектов применения норм шариата в Бухарском эмирате

Неукоснительное и точное выполнение всех предписаний, предусмотренных шариатом, которые активно воздействовали на поведение людей, и тем самым регулировали общественные отношения, всегда было главным требованием, которому каждый мусульманин обязан беспрекословно следовать . И для осуществления этих требований в поведении людей и достижения желаемых результатов определенные должностные лица Бухарского эмирата, использовали определенные (традиционные) процедуры по приме- нению норм права (источников мусульманского права - Корана, Сунны , иджмо , кияса3). Правоприменение во все времена, как способ реализации права играло огромную роль в механизме правового регулирования. Данная значимость была свойственна и Бухарскому эмирату. Вместе с тем, применение норм права в рамках данной правовой системы имела свои отличия и закономерности, как и в любой другой правовой системе. Выявление этих особенностей возможно путем его сравнения с другими. В связи с этим, обратимся к некоторым общим вопросам теории правоприменения. Согласно общей теории, применение права, являясь особой формой реализации права, представляет собой властную деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу , по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц. Правоприменение в известном смысле является продолжением и способом правового регулирования6. Если нормативное регулирование - это сфера общего, то правоприменение - это индивидуализация, конкретизация сферы действия нормы права, привод ее в действие в отношении конкретного лица, обстоятельства, времени, хотя в литературе с этой точкой зрения не все со-гласыы . Наряду с правотворчеством оно является разновидностью правовой формы государственного управления. Наряду с тождественностью мусульманского права с другими правовыми системами, по смыслу и сущности правоприменения, оно имеет свои специфические особенности. Это, прежде всего, касается критериев оценки поведения человека. В теории мусульманского права все действия или бездействия оцениваются не тремя правовыми критериями - правовые, безразличные и правонарушение. Для мусульманского права характерен более широкий спектр оценки поведения людей - обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные . В связи с этим, по религиозно-правовому принципу, действия людей разделяются на: 1) фарз - обязанность, вытекающая непосредственно из предписаний Корана, и не подлежащая сомнению. Его совершение поощрялось (савоб), а не совершение - наказывалось в ином мире. Различаются "фарзи айн" - основные обязанности (намоз2, руза3, закот4, хадж и т.д.), которые подлежат беспрекословному выполнению при наличии определенных условий, и "фар-зи кифоя"- дополнительные обязанности (например, джаноза"); 2) суннат - рекомендуемые (наставляемые) действия, вытекающие из поступков, высказываний и даже молчания Пророка Мухаммада, в том числе «его решения по отправлению правосудия, сохранившиеся в памяти его сподвижников, учеников и последователей» . Подобного рода действия также поощрялись в ином мире (савоб), а не совершение - наказывалось. 3) Мустахаб - это разрешаемые (желательные) действия, которые в свое время Пророк совершал один или два раза в жизни и потом перестал исполнять. Такие поступки Пророк совершал периодически, в силу чего, они не входили в разряд правил. За совершение подобного рода действий, за исключением некоторых случаев, полагается награда, но не за совершение - наказания не следует. 4) Макрух - это порицаемые действия, т.е., неисполнение сунната, например, если человек отрицал или неисполнял высказывания и действия Пророка, то это считалось макрух. Различаются два вида макрух: - макрухи тахрима - это ближе к харом; - макрухи танзим - это просто макрух. 5) Харом - запрещенные действия, за совершение которых предусмотре ны наказания. Все вышеназванные действия в шариате квалифицируется как действия машруъи (согласно шариата) и гайри машруъи (против шариата). Говоря о субъектах применения норм шариата, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие правовой статус каждого из них. Под субъектом применения норм шариата в Бухарском эмирате понимался лицо, которое в соответствии с установленным правителем страны порядком, занимало определенную должность (публичную) и выступало в качестве управляющего участника различных общественных отношений. Круг таких субъектов в Бухарском эмирате был многообразен . Главное, что их объединяло - это обладание ими особым юридическим качеством, а именно, публичной правоспособностью (правовым статусом, т.е., компетенцией) и дееспособностью (практической способностью реализации этой правоспособности). На наш взгляд, публичная правоспособность в шариате - это установленная правителем страны и охраняемая мусульманским государством возможность конкретного субъекта (кази, кушбеги, мира (бека), миршаба, раи-са и т.д.) вступать в различного рода религиозные и правовые отношения. Это в современном смысле - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию, которое вполне применимо и к системе субъектов публичной власти Бухарского эмирата.

Договорные отношения

В Бухарском эмирате гражданско-правовые отношения, в том числе и договорные отношения, регулировались и основывались главным образом на нормах шариата, сущность которых сводилось к тому, что государство их санкционировало, и они отражали существующие экономические отношения между отдельными лицами. Вместе с тем, есть основания утверждать, что такие отношения также регулировались нормами адата - адатским правом (обычным правом). Например, в Бухарском эмирате отношения, возникающие в связи арендой мельниц, как отмечает Ф.Т.Тахиров, «...регулировались нормами обычного права, так как в шариатных статьях, касающихся обязательственного права, мы не нашли указания на этот счет. Мельницы были частновладельческими, и их хозяева отдавали в аренду желающим молотить хлеб. Договор заключался устно. Желающий молотить хлеб занимал очередь и во время аренды, как правило, сам следил за мельницей и заботился о ее работе, а хозяин, кроме взимания платы (1/24 части помола) за пользование мельницей, в дело не вмешивался» . Как гражданско-правовые нормы шариата, так и обычное право определяли правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществление права собственности и других вещных прав, регулировали договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. По нормам шариата, под договорными отношениями понимаются правовые нормы, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между людьми. К имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, работы, услуги, имущественные права и другое имущество. К личным неимущественным благам и правам относятся: честь, доброе имя, деловая репутация и другие нематериальные блага и права. По свидетельству современных арабских компаративистов, мусульман-ско-правовая доктрина в целом знала деление норм на императивные и дис-позитивные. Правда, отдельные школы (Шафиитская и Ханбалитская) не признавали диспозитивных правил и отрицали права сторон на изменение условий договора, которые, по их мнению, жестко установлены шариатом. Вместе с тем другие школы допускали любые соглашения сторон, прямо не запрещенные мусульманским правом. Ханифитская школа, получившая распространение в Бухарском эмирате, занимала компромиссную позицию, в принципе, признавая действительными только те виды сделок, которые предусмотрены в источниках, одновременно допуская включение в них в качестве условий положения, отражающие обычаи или соответствующие интересам сторон. Например, в договоре о браке, можно было оговорить уплату махра или внести условие о том, что после брака нельзя увезти невесту за пределы определенной местности. Но, как полагают современные исследователи, в целом, и мы согласны с этим утверждением, в мусульманском праве большинство норм остаются императивными, что объясняется его коллективистским характером и ориентацией на первоочередное удовлетворение "общих интересов" мусульман . Среднеазиатский ученый-правовед и богослов Убайдулло ибн Маъсуд ибн Таджи Шариа в своем произведении "Мухтасар-ул-викоя" и известный среднеазиатский законовед Бурханиддином Али ибн Абу Бакр аль-Маргинани в своем произведении «Хидоя» подразделяют гражданско-правовые нормы мусульманского права на несколько самостоятельных им-статутов". Из 48 книг, классифицируемые этими учеными - муджтахидамгс по отраслям права, 21 обозначены как самостоятельные отрасли права, изучающие имущественные и личные неимущественные отношения мусульман. Таковыми являются: - Китоб-ал-байъ (книга о торговле, т.е. о купле продаже и об обмене); - Китоб-ал-кафолат (книга о гарантии); - Китоб-ал-иджора (книга об аренде); - Китоб-ал-ваколат (книга о предоставлении полномочий); - Китоб-ал-кисмат (книга о разделении имущества); - Китоб-ал-ширкат (книга о товариществе); - Китоб-ал-даъво (книга об иске); - Китоб-ал-киро (книга о найме); - Китоб-ал-васоё (книга о завещании); - Китоб-ал-орият (книга о безвозмездном пользовании имуществом); - Китоб-ал-хибба (книга о дарении); - Китоб-ал-кити ва-л-лукатати ва-ло-бик (книга о найденных вещах); - Китоб-ал-хавола (книга о переводе долга (обязательств)); - Китоб-ал-рахн (книга о залоге); - Китоб-ал-вадиъа (книга о хранении); - Китоб-ал-шифъа (книга о преимущественном праве); - Китоб-ал-вакф (книга о благотворительности); - Китоб-ал-никох (книга о браке); - Китоб-ал-музораба (книга об обороте денежных средств); - Китоб-ал-музораъа (книга об издольщине); - Китоб-ал-сулх (книга о примирении) . Ряд других ученых-правоведов в зависимости от специфических признаков шариата и объектов регулирования, по разному разъясняют гражданско-правовые нормы . В этом отношении наиболее оригинальная классификация дается в книге М.Табризи "Мишкоти Шариф" и в комментариях на него в Уложении "Ламаот"4. Специфическим признаком этой работы является то, что в ней гражданско-правовые нормы собраны в основном в одной книге, как отдельной отрасли мусульманского права5, именуемой "Китоб-ал-байъ" (книга о купле-продаже). Данная книга разбита на 20 глав, правовые нормы в ней объединены по предметам правового регулирования. Из 20 глав 13 в той или иной мере охватывают гражданско-правовые нормы, в частности: 1) Боб-ал-масоил-муомилот - глава о проблеме обращения; 2) Боб-ал-ихтиер - глава о желании; 3) Боб-ар-рибоъ - глава о выдаче денег под проценты; 4) Боб-ал- 97 манъ-ал-байъ - глава о запрещенных для купли-продажи вещах; 5) Боб-ал-рахн - глава об аресте вещей, или договор о залоге; 6) Боб-ал-ширкат ва ва-колат - глава о товариществе и поручительстве; 7) Боб-ал-гасб ва орият - глава о захваченных вещах и бесплатной сдаче имущества для использования -договор ссуды; 8) Боб-ал-шадосата - особый вид сделки; 9) Боб-ал-мазария -глава, посвященная аренде садов и других договоров о пользовании землей; 10) Боб-ал-иджора - глава об аренде; 11) Боб-ал-атое - глава о дарении; 12) Боб-ал-фароиз - глава о наследстве; 13) Боб-ал-васос - глава о завещании . Основаниями для возникновения обязательств по мусульманскому праву являются: 1) нормы мусульманского права; 2) в результате приобретения имущества; 3) в результате причинения вреда; 4) договоры и сделки; 5) вследствие неосновательного обогащения. Нормы права, например, могли стать основанием возникновения обязательств при обработке земли - "ма-вот". Так после второго года обработки собственник земли должен был уплатить налог, соблюдать сервитуты, право на воду. Если собственник земли не обрабатывал и не уплачивал установленные налоги государству подряд в течении трех лет, то в таком случае он терял право на владение землей .

Преступления и особенности применения наказания

Понятия преступление и наказание являются важнейшими институтами мусульманского уголовного права. Однако определение понятия преступления ни в оятах Корана, ни в суннах и ни в хадисах пророка Мухаммада не существует. Соответственно, в Бухарском эмирате определения понятия преступления также не было. Но в различных учениях мусульманско-правовых школ, литературных источниках мусульманского права такое определение существует. Так, в книге «Шарху Кадури», составленной в 1053 году Имамом Абулхусайн Ахмадом Багдади Кадури, и являющейся одним из авторитетных комментарий в области фикха указывается, что преступление «согласно словаря - это такие действия, которые содержат элемент причинения вреда другому лицу», а «согласно учению правоведов ислама (фикх - 3. С.) — это то, что когда кто-либо причиняет вред и посягает на нафс (интерес - З.С.) и (или) человеческие органы другого лица» . В другом источнике - «Мухтасар-ул-викоя» определение понятия преступления приводится как «значительная вина (грех - З.С.), заслуживающая і сурового наказания». В современной отечественной юриспруденции существует точка зрения о том, что «отрасль мусульманского уголовного права считается мало разработанной» . Однако с таким мнением нельзя согласиться, так как данная отрасль, по нашему мнению, является настолько разработанной для своего времени, что достаточно упоминать о дифференцированно установленных запретах и их уголовно-правовых последствиях. Сюда можно отнести проведение подробной категоризации преступлений, определение круга лиц, признаваемых субъектами преступлений, обстоятельств, исключающих преступность деяния, классификацию наказаний и т.д. Примечательно, что, проводя параллель между доктринальным определением понятия преступления, даваемым в учениях мусульманско-правовых школ (мазхабы) и современным понятием преступления можно выявить определенную схожесть в установлении его материального признака. Так, современное уголовное право определяет, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Соотношение этих понятий приводит к недвусмысленному выводу о том, что и в теории мусульманского права обусловленность правового запрета правонарушения (преступления) объяснялись социальными и психологическими аспектами, свидетельством чего являются основные его признаки - «причинение вреда другому лш}у», «причинение вреда человеческому органу другого лица», «посягательство на нафс (интерес)», «наличие значительной вины (греха), заслуживающей сурового і наказания». Это заставляет нас, в крайне непростые реалии нашего весьма противоречивого сегодняшнего общественного бытия, внимательнее относиться к бесценному опыту, накопленному в истории правовой мысли, без какой-либо идеологической предвзятости обращаться к известным теориям и пытаться переосмыслить их применительно к современным проблемам и ситуациям. И в этом отношении и сейчас имеют непреходящее значение мусульманские идеи о праве, в частности, о преступлении. Думается, что, очищенные от налета известных идеологических предубеждений ортодоксально-марксистского порядка, многие из них вполне применимы для поиска методологических подходов к решению тех задач, которые стоят перед современной наукой уголовного права. Это касается, в частности, последовательно и всесторонне развитого института мусульманского права о фактических ошибках и их влияния на правовую оценку опасных действий. И, к сожалению, этот важный институт, определяющий пределы уголовной ответственности в рамках субъективной стороны преступления, в нашем современном уголовном законодательстве до сих пор нормативно не регламентирован, хотя наукой уголовного права данный институт давно и подробно исследован. Преступление в мусульманском праве, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые проступки определяется как нарушение границ Аллаха (худуди Аллах,1 хадди Аллах). По этому поводу Маварди сообщает, что «правонарушение - это нарушение воли Аллаха». Мусульманское уголовное право Бухарского эмирата, как и другие отрасли права, было основано на предписаниях источников мусульманского права, т. е. Корана, сунны, фетвы и одата и оно в зависимости от объема дееспособности, устанавливало следующую классификацию: 1) нет сознания - нет ответственности: это период от рождения ребенка до 7-летного возраста. В этот период ребенок не сознает своего поведения, соответственно ответственность не наступает; 2) ограниченная ответственность предусматривается для тех, кто находится в возрасте от 7 лет до отрочества (15 лет). Считается, что сознание и разум подростка не совсем развиты, поэтому любые его деяния влекут применение к нему исправительно-воспитательных мер; 3) лицо, полностью дает себе отчет в своих действиях, следовательно, в полном объеме несет и уголовную ответственность. По мусульманскому праву, согласно учению суннитских правоведов, все преступления в зависимости от объекта посягательства, характера и способов их регламентации, а также с учетом их происхождения делятся на три группы: 1. преступления, которые представляют наибольшую опасность и признаваемые как посягающие только на «права Аллаха» (т.е. на интересы всей мусульманской общины) и наказываются абсолютно (точно) определенной санкцией - «хадд» или «худуд», предусмотренной в Коране;

Похожие диссертации на Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате (1868-1920 гг.)