Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Томсинов Владимир Алексеевич

Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование
<
Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование : [Электронный ресурс] : Дис. ... д-ра юридические науки : 12.00.01 Оригинал: Томсинов, Владимир Алексеевич Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование Гродно, 1993 352 c. : ил РГБ ОД 71:94-12/15

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ... 3

Глава I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. ЕЕ ПРОИС ХОДЯЩИЕ й ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 22

Глава 2, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ДРЕВШМ РИМЕ 55

§ I. Вклад древнегреческой философско-юридической мысли в юриспруденцию Древнего Рима * 55

§ 2. Этапы развития юриспруденции в Древнем Риме. Римская юриспруденция древнейшего периода 69

§ 3. Основные черты римской классической юрис пруденции 100

§4. Римская юриспруденция постклассического периода 128

Глава 3. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ЗАЗЩШЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕ ВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ 145

§ I. Становление западноевропейской юридической науки (ХІ-ХУІ вв.). Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты 145

§ 2» Формирование основ национальной юриспруден ции в Западной Европе в средние века 189

Глава 4. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНО СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ (Древней Руск, Вели кого княжества Литовского, России) 215

§ I. Юриспруденция в древнерусском обществе (Х-ХІУ вв). 215

§ 2. Эволюция юрисцруденции в России в конце ХУ- первой половине ХУЛ в... 231

§ 3. Юриспруденция Великого княжества Литовского 251

§ 4, Становление юридической науки в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЙСПОЛЬЗОВАНЮЙ ЛШЕРАТУШ 

Введение к работе

Термин "юриспруденция" имеет древнеримское происхождение, однако явление, которое он обозначает, зародилось на Древнем Востоке задолго до возникновения Римского государства, а наивысшее развитие получило в Европе через много веков после того, как Рим сошел с исторической сцены.

Будучи одной из важнейших составных частей духовной культуры общества, юриспруденция всегда несла на себе отпечаток процессов, совершавшихся в общественном сознании. Содержание ее постоянно подпитывалось этикой и философией, испытывало на себе влияние политической идеологии и гуманитарных наук: логики, филологии, истории. На ранних же этапах своей эволюции юриспруденция выступала в тесном сплетении с религией и мифологией, воплощалась в различных формах фольклора: пословицах, стихах, песнях,

Если справедливо именовать философию квинтэссенцией общественного сознания, то в такой же мере справедливым должно быть это наименование применительно и к юриспруденции. Вбирая в себя понятия, идеи, концепции, выработанные в других сферах духовной культуры, юриспруденция становилась концентрированным выражением общественного сознания. Дух той или иной эпохи, того или иного общества проявлялся в ней не менее явственно, чем в философии.

Изучение истории юриспруденции призвано способствовать более глубокому уяснению исторических основ права, механизма его формирования, функционирования и развития. Вместе с тем взгляд на юриспруденцию как на составную часть духовной культуры общества, рассмотрение ее истории в контексте мирового культурного процесса позволяет и в самой этой духовной культуре, в эволюции ее обнаружить закономерности, не видимые с других точек зрения.

Впитывая в себя разнообразные духовные ценности, юриспруденция отливала их в нормы права. В рамках духовной культуры она играла помимо прочего роль механизма, преобразовывавшего теоретические идеи в принципы практической жизни.

В настоящее время в мировой юридической науке всецело доминирует инструментальная концепция права, при которой данное явление трактуется в качестве инструмента политики, орудия осуществления интересов господствующих социальных групп.

Указанный подход к праву носит слишком узкий характер, охватывает лишь одну сторону этого многогранного явления и в конечном итоге принижает подлинную роль его в общественной жизни. Обращаясь к истории юриспруденции, мы существенно расширяем наше понимание права. Оно предстает перед нами не только в виде инструмента политики, проводника социально-классовых интересов, но и в качестве результата определенного культурного процесса, как произведение духовной культуры.

Тот факт, что юриспруденция на протяжении всей своей истории занимала в системе духовной культуры общества такое же важное место, какое отводилось философии, этике, религии, уже сам по себе заставляет видеть в праве явление, имеющее непреходящую ценность для человеческого общества.

Важная роль, которую изучение истории юриспруденции призвано играть в познании сущности права и раскрытии закономерностей эволюции духовной культуры, казалось бы должно было стимулировать интенсивные научные исследования в данной сфере. Однако в действительности история юриспруденции принадлежит к числу наименее разработанных современной юридической наукой тем.

Существующие в нашей стране программы подготовки юристов вообще не предусматривают изучения истории юриспруденции в качестве самостоятельной дисциплины. В курсах же истории государ ства и права вопросы истории юриспруденци только затрагиваются. И в целом в сфере юридического образования складывается положение, аналогичное тому, как если бы, к примеру, будущим врачам подробно преподавали строение (анатомию) человеческого тела, описывая его эволюцию от зародыша до зрелого состояния, и при этом не изучали методов, приемов его лечения, способов поддержания здоровья.

Попытку восполнить отмеченный пробел в сфере юридического образования предпринял в свое время видный русский историк-правовед П.Г.Виноградов. В начале текущего столетия он читал в Московском университете курс истории правоведения, который тогда же издал отдельной книгой. Но к сожалению, ученый использовал лищь западноевропейский материал, К тому же история правоведения оказалась у него сведенной по существу к истории политических и правовых учений.

Анализ имеющихся в нашем распоряжении научных работ по истории юриспруденции показывает, что особенно слабо исследованы общие аспекты данной темы. В частности, не ясным представляется до сих пор вопрос о понятии юрисцруденции, о том как менялось оно на протяжении исторической эволюции. Не решены вопросы периодизации истории юриспруденции, типологии юриспруденции, связи ее с другими составными частями духовной культуры. Недостаточно исследованным является вопрос о социальных носителях юриспруденции в различные эпохи ее истории. Не изучены закономерности эволюции юриспруденции, факторы, способствующие ее расцвету и упадку. Не ясен вопрос о критериях, по которым следует оценивать степень развитости юриспруденции той или иной страны. Нет,

На наш взгляд, основная причина, по которой названные методологические проблемы до сих пор не решены, заключается в отсутствии комплексных, обобщающих исследований по истории юриспруденции. Ученые чаще сосредотачиваются на юриспруденции какой-либо одной страны или отдельного географического региона. Это позволяет более детально рассмотреть исторические факты, более подробно описать различные аспекты юриспруденции. Однако только обобщающее исследование, при котором перед нами разворачивается вся картина исторической эволюции юриспруденции, ее история в разные эпохи и в различных странах, дает возможность посредством сравнения выявить общие закономерности развития юриспруденции в целом и специфические особенности ее эволюции в отдельных обществах, уяснить подлинную сущность и социальные функции данного явления, его место в духовной культуре.

Понятия права и государства - развивающиеся понятия. Каждая эпоха, каждая цивилизация знала во многом свое право и государство. Подобным же образом и понятие юриспруденции изменялось от эпохи к эпохе, с переходом от одной цивилизации к другой. Даже в рамках одной и той же эпохи юриспруденция какой-либо страны характеризуется довольно значительной спецификой по сравнению с юриспруденцией другой страны. Французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения, Р.Давид, выражая данную мысль, пишет: "При изучении иностранного права надо знать, что наши представления об иерархии различных источников права не применимы к другим странам, что методы и логика рассуждений, к которым прибегают юристы при выработке норм права и для развития права в целом, весьма разнообразны".

Юриспруденции различных цивилизаций - древневосточной, античной, западноевропейской и славянской - различаются между собой в еще большей степени. И вместе с тем развивались они не в отрыве друг от друга. Каждая последующая впитывала в себя достижения предыдущей, перерабатывала, приспосабливала к своим условиям и потребностям, и в свою очередь передавала собственные достижения более поздней, шедшей ей на смену. "Правоведение римлян,- отмечал П.Г.Виноградов,- свело воедино и рационализировало всю практическую мудрость древней юриспруденции и создало воспитательную силу, которая изумительно оправдала себя в юридической жизни всех народов новой Европы".

Подобным же образом развивалась и русская юриспруденция, вбирая в себя и перерабатывая элементы юриспруденции Древнего Рима и Византии, стран Западной Европы, других славянских государств. В свою очередь и она оказывала влияние на юриспруденцию других стран. Иначе и не могло быть. "Народ, оставленный самому себе,-писал видный русский правовед Ф.Л.Морошкин,- или нравственно умирает или производит что-либо посредственное, или, подобно школьнику, вдается в бездушный формализм. Самая многочисленность народа и даже природное счастливое направление его способностей бессильны на пути усовершенствования, если нравы, этот умственный запас истории развивается по одной форме и вытекает из одного источника. Местность, национальность задушают гений народа в своих родительских объятиях. Для преспеяния необходимо, чтоб законодательство, развиваясь из корня национальных преданий и нравов, в то же время впитывало в себя все разнородные стихии внешних законодательств, преобразуя их в собственную природу, покоряя их собственной своей идее".

Свойственный развитию правовой культуры интернационализм заставляет видеть во всемирной истории юриспруденции не простую сумму историй юриспруденции отдельных стран, но единый эволюционный процесс, подчиняющийся общим закономерностям, разворачивающийся в соответствии с определенной логикой. Для раскрытия данных закономерностей, уяснения указанной логики особенно важное значение имеет материал древней и средневековой истории. Последующая эпоха - так называемое "новое время"- застает юриспруденцию уже на достаточно высокой стадии развития, на которой она выступает главным образом как юридическая наука. Поэтому лишь на материале истории древних и средневековых обществ можно изучить различные формы юриспруденции, проследить ее эволюцию от простейших, зародышевых состояний до зрелых, совершенных, выделить моменты или ступени этой эволюции.

В современном обществе юриспруденция развивается преимущественно как наука. История ее, безусловно, поучительна, но она весьма отличается от истории юриспруденции в древнем и средневековом обществах и должна составлять отдельную тему исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования является юриспруденция древних и средневековых обществ, рассматриваемая

І. Морошкин Ф.Л. Католический дух римского права// Ученые записки императорского Московского университета.- 1835.- $2.4.9.- С.234. в качестве неотъемлемого элемента духовной культуры. При этом под юриспруденцией понимается: 1, В узком смысле - совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формулирования и толкования правовых норм, приемов и способов обработки правового материала, классификации норм, их систематизации и т.п. 2. В широком смысле - деятельность по обслуживанию механизма формирования, функционирования и развития права, предполагающая наличие в обществе профессиональной группы людей ее осуществляющих - юристов. Юриспруденция древнего и средневекового общества рассматривается в диссертационной работе не в статичном состоянии, а в развитии - от низших ступеней к высшим.

Автор исходит из того, что юридическая наука, будучи высшей формой юриспруденции, представляет собой не простую совокупность теоретических знаний о праве, но систему их, пронизанную рационализмом. Вместе с тем,как и любая другая наука, она есть деятельность, направленная на получение новых знаний и постижение истины.

Термин "культура" в русской философской и исторической литературе по идущей еще с прошлого века традиции понимался в качестве синонима термина "цивилизация". К.Н.Леонтьев писал в своей знаменитой работе "Византизм и славянство": "Цивилизация, культура, есть именно та сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, лично-нравственных, фи I. "Совокупность не связанных внутренним единством разрозненных знаний, даже если они относятся к одной области реальной действительности, ещё не образует науки",- пишет Й.Д.Рожанский.(Античная наука,- М., 1980,- СИ.) лософских и художественных), которая вырабатывается всей жизнью нации. Она, как продукт, принадлежит государству, как пища, как достояние, она принадлежит всему миру". В современной литературе названное явление обозначается обычно как духовная культура. В содержание последней, наряду с различными науками, включаются также религия, этика и правовая культура.

Понятие юриспруденции уже понятия правовой культуры. Строго говоря, юриспруденция входит прежде всего в состав правовой культуры и лишь через нее в состав более обширного системного образования, называемого духовной культурой. Своеобразным проводником, через который совершается переход различных идей из сферы религии, философии, этики и других составных частей духовной культуры в область юриспруденции, служит правосознание.

Что касается хронологических рамок настоящего исследования, то заметим прежде всего, что по принятой в науке периодизации всемирной истории, завершение эпохи древности и начало средних веков относится к У в. н.э. и связывается с падением Западной Римской империи. Окончание же средневековья и наступление Нового времени датируется ОТІ в. - моментом начала буржуазной революции в Англии.

I. Леонтьев К.Н, Записки отшельника.- М., 1992.- С.178-179.

В другом месте цитируемой работы русский философ уточняет свое определение, сообщая, что под словом "культура" он понимает "не какую попало цивилизацию, грамотность, индустриальную зрелость и т.п., а лишь цивилизацию свою по источнику, мировую по преемственности и влиянию","целую свою собственную систему отвлеченных идей - религиозных, политических, юридических, философских, бытовых, художественных и экономических".(Леонтьев К.Н. Цит.соч.- С.240).

По нашему мнению, указанные хронологические рамки существования древнего и средневекового общества во многом искусственная конструкция, не учитывающая всего многообразия реальной общественной жизни. Они - одно из ярких проявлений европоцентризма при взгляде на всемирную историю. События, произошедшие в Западной Европе, мыслятся почему-то в качестве переломных для всего остального мира, который тем самым предстает как бы отсталой периферией западноевропейских обществ.

Ущербность данной периодизации всемирной истории была осознана еще в прошлом веке, русский ученый Н.Я.Данилевский писал о ней; "Судьбы Европы, или германо-романского племени, были отождествлены с судьбами всего человечества. Немудрено, что из этого нарушения правил естественной системы вышло совершенное искажение пропорций исторического здания, что линии его потеряли всякую соразмерность и гармонию".

Благодаря французским историкам - представителям школы "Анналов" - в современной исторической науке все более утверждается мнение, что эпоха древности начала сменяться средневековьем еще во II—III вв. н.э. В свою очередь, смена средневековой эпохи Новым временем произошла позднее, нежели об этом принято было до сих пор думать. По словам Ж.Де Гоффа, связь западноевропейского Ренессанса ХУ-ХУІ вв. с Новым временем преувеличена. "Средневековье длилось, по существу, до ХУІІІ в., постепенно изживая себя перед лицом Французской революции, промышленного переворота XIX в. и великих перемен века двадцатого".

1. На наш взгляд, основания для такого продления эпохи средневе Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-М., 1991.- С.62.

2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.- М., 1992.-С.5, ковья у французских историков есть, однако при этом необходимо иметь в виду, что речь в данном случае должна идти лишь об элементах средневекового общества. Как целостная гармоничная система средневековое общество в Западной Европе, хотя и пережило ХУІІ в., но не дожило до века ХХ-го. В различных странах распад его происходил по-разному и в различные времена. В Англии, к примеру, раньше всех и более эволюционным путем, нежели революционным. Во Франции позднее, чем в Англии (в конце ХУІІІ в.) и в более разрушительной форме. В Германии еще позднее - лишь в начале XIX в. В России, в отличие от стран Западной Европы, системообразующие, системодержащие структуры средневекового общества были прочнее, и как система последнее просуществовало вплоть до середины XIX в.

Принятое в исторической науке деление всемирной истории на древнюю, средневековую, новую в соответствии с событиями, происходившими в Западной Европе, не вполне подходит даже для истории самих европейских обществ. Еще менее оно применимо к истории стран Востока.

В связи с этим хронологические рамки нашего исследования определяются не указанной периодизацией, а конкретными реалиями исторического процесса.

Главной целью настоящего диссертационного исследования является раскрытие общих закономерностей и специфических особенностей эволюции юриспруденции в древнем и средневековом обществе, выявление на основе анализа исторических фактов логики процесса становления юридической науки,

В конкретные задачи исследования входит:

а) анализ простейших, зародышевых форм юриспруденции;

б) выделение основных ступеней ее дальнейшего развития вплоть

высшей формы - юридической науки;

в) определение социальных функций юриспруденции и места ее в духовной культуре древнего и средневекового общества;

г) раскрытие характера связей юриспруденции с различными сферами духовной культуры: религией, этикой, философией, филологией и т.д.

Мзтодологическую основу диссертационного исследования составили общефилософские принципы диалектики, а также специальные методы познания: системный, формально-юридический, социологический.

Главную роль в реализации целей своего исследования автор отвел историко-сравнительному методу.

Данный метод широко применялся русскими учеными-правоведами прошлого века. По мнению В.А.Туманова, в российской юриспруденции существовала даже целая "историко-сравнительная школа", наиболее видными представителями которой являлись П.Г.Виноградов и М.М.Ковалевский. Последний сыграл, пожалуй, наибольшую роль в утверждении в русской юридической науке традиции историко-сравни о тельных исследований. Его перу принадлежит ряд специальных работ

1. См. об этом обстоятельную статью Скрипилева Е.А. Историко-сра-внительный метод в правоведении России второй половины Х1Х-начала XX в.// Методология историко-правовых исследований.- М., 1980.-С.17-29.

2. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология.- М., 1971,- С.248.

3. "Хотя и до Ковалевского русские ученые обрабатывали историко-юридический материал, используя сравнительно-исторический метод,-отмечает Е.А.Скрипилев,- только М.Ковалевский, с одной стороны, глубоко обосновал этот метод, а с другой - дродемонстрировал, как нужно применять его в историко-юридических исследованиях".(Скри-пилев Е.А. Цит. соч.- С.24). о применении историко-сравнительного метода к познанию правовых явлений.

Кроме М.М.Ковалевского иеторико-сравнительный метод использовали в своих исследованиях и такие видные русские правоведы, как М.Ф.Владимирский-Буданов, Ю.С.Гамбаров, Г.Ф.Шершеневич и др. Ф.В.Тарановский писал в 1902 г., что с 80-х гг. XIX в. "все юридические дисциплины, как исторические, так и догматические, пре-подаются в наших университетах сравнительно".

Широкое распространение историко-сравнительного метода в русской юриспруденции прошлого века объясняется прежде всего его результативностью. Еще Н.Г.Чернышевский отмечал, что применение его в древнейшей истории "дает выводы прочные" и что "степенью умения прилагать сравнительный метод преимущественно должна измеряться способность ученого с пользою исследовать темные, но важ о ные времена первобытной истории", По словам Б.И.Сыромятникова,

"применение сравнительно-исторического метода в западноевропейской науке произвело целую революцию в умах историков и юристов".

1. См.: Ковалевский М.М. Иеторико-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права.- М., I860; его же. Сравнительно-историческое правоведение и его отношение к социологии Методы сравнительного изучения истории права // Сборник по общественно-юридическим наукам.- Спб., 1899.- Вып.1.

2. Тарановский §.В. Сравнительное правоведение в конце XIX в.-Варшава, 1902.- С.25.

3. Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч.- Т.2.- М., 1949.- С.568.

На приведенную мысль русского писателя-революционера впервые обратил внимание Е.А.Скрипилев.

4. История и историки. Историографический ежегодник. 1974.- М., 1975.- С.І30-ІЗІ.

Применение историко-сравнительного метода в предлагаемой диссертации диктуется прежде всего слабой изученностью темы. Любое углубленное исследование юриспруденции какой-либо отдельной страны будет по-настоящему эффективным лишь тогда, когда перед нами развернется вся мировая панорама исторической эволюции юриспруденции, когда мы уясним то место, которое история юриспруденции интересующего нас общества занимает во всеобщей истории юриспруденции, определим ее специфический вклад в исторический поток мировой правовой культуры.

Историко-сравнительное исследование юриспруденции древнего и средневекового общества как раз и позволяет получить указанную панораму ее эволюции и создает все другие цредпосылки для последующего изучения юриспруденции какой-либо конкретной страны.

Применение сравнительного метода к познанию того или иного явления требует естественно, чтобы мы достаточно четко определили себе объекты сравнения, т.е. те разновидности исследуемого явления, которые предполагаем сравнивать между собой. В связи с этим в диссертации выделяются различные типы юриспруденции, исторически сменявшие друг друга или существовавшие в одну и ту же историческую эпоху.

В построении типологии юриспруденции автор использует не фор-мационный подход, разработанный К.Марксом и Ф.Энгельсом, а ц и-вилизационный, сформулированный и заложенный в своих основах русским ученым Н.Я.Данилевским в его теории культурно-исторических типов и развитый в трудах английского философа-историка А.Тойнби, а также в работах французских историков школы "Анналов" Ф.Броделя, Ле Февра, Ж.Ле Гоффа.

Выделение в соответствии с теорией общественно-экономически формаций рабовладельческого, феодального и других типов юриспруденции не отвечает, на наш взгляд, потребностям научного познания. Ученые до сих пор спорят по вопросу формационной принадлежности древневосточных обществ. Не вполне ясен и формационный тип античных обществ Средиземноморья - Древней Греции и Рима.

Во всех учебниках по истории государства и права зарубежных стран с уверенностью утверждается, что античные государства, а следовательно и правовая культура античности были по своей классовой сущности рабовладельческими. Определяя таким образом тип античного государства и права, обыкновенно ссылаются на мнение К.Маркса. "Через все высказывания Маркса об античной экономике,-утверждает А.С.Шофман,- проходит мысль о том, что ее основу составляет рабство. Именно на этой основе развивалась экономическая, политическая и духовная жизнь древней Греции и Рима, их классовая структура и классовая борьба". К.Маркс действительно неоднократно высказывался в пользу того, что основу античного общества составляло рабство. Однако можно привести целый ряд и прямо противоположных высказываний из его произведений. "Как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ремесленное производство,- читаем мы в "Капитале",- ... образуют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования, после того как первоначальная восточная общая собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть про-изводством в сколько-нибудь значительной степени".

Факты показывают, что выдвижение в качестве преобладающей формы эксплуатации рабства произошло лишь в Древнем Риме на

1. Шофман А.С. Маркс, Энгельс, Ленин об античном обществе.- Казань, 1971." С.30.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.23.- С.346. См. также: Т.25.-Ч.2.- C.37I. сравнительно продвинутом этапе развития - во II—I вв. до н.э. В связи с этим мы не можем отнести всю древнюю юриспруденцию к рабовладельческому типу.

Подобным же образом обстоит дело и с юриспруденцией средневековья. Назвать ее феодальной не позволяют серьезные сомнения насчет применимости понятия "феодализм" ко всем средневековым обществам. Известно, что понятие это возникло для обозначения социально-экономических и политических порядков, сложившихся в средние века в Западной Европе. Данные порядки либо вовсе отсутствовали, как на средневековом Востоке, либо проявлялись в весьма слабой степени, как в России. "Феодальные системы Западной Европы, Византийской империи и мусульманских Египта, Турции, Индостана, не говоря уже о феодализме в Японии, должны рассматриваться как совершенно различные институты",- пишет А.Тойнби.

Определение юриспруденции древнего общества как рабовладельческой, а средневекового - как феодальной скрывает помимо прочего тот важный факт, что в рамках древности и средневековья существовали юриспруденции, имевшие такие специфические отличия друг от друга, которые делают невозможным их сведение к одному типу. В эпоху древности это были юриспруденции Востока (Египта, Индии, Китая, Вавилона), с одной стороны, и античности (Греции и Рима), с другой. В средние века отличные один от другого типы юриспруденции представляли Западная Европа, с одной стороны, и восточнославянские государства (Русь, Россия и Великое княжество Литовское), с другой.

Указанными обстоятельствами и продиктован наш выбор в качестве объектов сравнительно-правового исследования юриспруденции названных стран.

В раскрытии общих закономерностей и специфических особенностей эволюции юриспруденции в древнем и средневековом обществах болыцую помощь оказали диссертанту работы отечественных и иностранных философов, историков, экономистов, социологов: С.С.Аве-ринцева, М.Блока, Ф.Броделя, М.Вебера, Г.Гегеля, Н.Я.Данилевского, Э.В.Ильенкова, Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, П.Н.Кудрявцева, Ж.Ле Гоффа, К.Н.Леонтьева, К.Маркса, А.И.Неусыхина, Н.П.Павлова-Сильванского, Д.М.Петрушевского, В.И.Пичеты, С.М.Соловьева, Л.Февра, Ф.Энгельса и дрв

Кроме того, диссертант широко опирался на исследовательские труды отечественных ученых-юристов, как дореволюционных (А.Благовещенского, П.Г.Виноградова, М.Ф.Владимирского-Буданова, З.А.Горюшкина, В.В.Ефимова, Н.П.Загоскина, М.Н.Капустина, Н.Д.Ко-лотинского, Н.М.Коркунова, Н.И.Крылова, Н.И.Лазаревского, Ф.И.Ле-онтовича, Ф.Л.Морошкина, С.А.%ромцева, К.А.Неволина, Л.И.Петра-жицкого, И.А.Покровского, П.Г.Редкина, В.В.Сокольского, М.М.Сперанского, А.Г.Станиславского, А.Стоянова, Н.Е.Чижова, Г.Ф.Шерше-невича и др.), так и современных (В.Г.Графского, П.С.Грацианского, О.АДидкова, Н.М.Золотухиной, О.С.Иоффе, А.И.Косарева, Н.А. Крашенинниковой, Е.А.Липшиц, В.С.Нерсесянца, И.Б.Новицкого, И.С. Перетерского, В.Д.Попкова, Е.А.Скрипилева, В.А.іуманова, Р.О.Хал-финой и др.)

В диссертации использованы фактический материал и выводы зарубежных правоведов: английских - М.Гейла, В.Голдсворта, Э.Дкенкса, Ш.Мэйтланда, Г.С.Мэна, Ф.Поллока, Д.Стентона и др.; американских-Г.Бермана, Г.Поста, В.Уллмана, Г.Франкфорта и др.; германских Д.Беренса, Я.Гюнтера, Ф.Виеакера, Л.Венгера, Д.Зома, Р.Иеринга, Г.Кленгеля, Г.Коинга, М.Казера, К.Кроешелла, Э.Леви, К.Савиньи, В.Трусена, ГЛтуффа, Р.Штинцинга и др.; голландского ученого Р.Кенегема; индийских ученых - П.Банерджи, И.Дерретта, К.Дкаясва-ла и др.; итальянских - В.Аранжио-Г иза, Б.Бионди, У.Бразиелла, А.Гуарино, Ф.Каласео и др.; польских - Ю.Бардаха, В.Володкиевича, К.Сойки-Зелинской и др.; чешского ученого М.Бартошека, французских ученых - Ж.Гаудемета, Р.Давида, И.Жилиссена, Ж.Карбонье, Ж.Ла Браса и др.

Большинство выводов и положений диссертации основано на оригинальных документальных материалах: текстах правовых памятников, древних и средневековых юридических сочинениях, политических и философских трактатах и т.д.

Настоящая диссертация представляет собой первое в историко-правовой науке комплексное, обобщающее историко-сравнительное юридическое исследование общих закономерностей и специфических особенностей эволюции юриспруденции в древних и средневековых обществах Азии и Европы. Впервые история юриспруденции исследуется на столь обширном документальном материале в качестве важнейшего элемента духовной культуры общества.

Новизна исследования выражается как в методологии его, так и в тех многочисленных выводах, которые сделаны на основе конкретных фактов.

История юриспруденции не подвергалась до сих пор сравнительно-правовому анализу с использованием цивилизационного подхода. Настоящее диссертационное исследование призвано таким образом заложить фундамент нового направления в историконправовой науке, по нашему мнению, весьма перспективного и плодотворного по результатам .

В диссертации ставится и решается вопрос о происхождении юриспруденции, ее сущности и социальных функциях. Вьщеляются ступени в эволюции юриспруденции.

На обширном документальном материале показывается, как изменялись связи юриспруденции с другими элементами духовной культуры, в первую очередь, с религией, этикой, философией.

Впервые в юридической науке дается сравнение различных конкретно-исторических типов юриспруденции между собой. На базе этого историко-сравнительного анализа делаются выводы о сущности юриспруденции, месте ее в духовной культуре общества, закономерностях ее исторической эволюции.

Новым представляется понимание процесса эволюции юриспруденции в древнем и средневековом обществе как всемирного, международного по своему характеру. По мнению автора, общая логика данного процесса была сходной с логикой процесса эволюции христианской религии.

Главным выводом, к которому приводит настоящее историко-срав-нительное юридическое исследование, является вывод о том, что юриспруденция в высшей своей форме была продуктом не какого-либо одного общества или даже цивилизации, но результатом совместного творчества целого ряда общественных систем, последовательно сменявших одна другую или существовавших одновременно.

Более конкретные выводы, отличающиеся, насколько нам позволительно судить, научной новизной, приводятся в тексте и заключении диссертации, суммируются в ее автореферате.

Содержащиеся в настоящей диссертации выводы и фактический материал, собранный из сотен документов и научных работ на шести европейских языках, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории юриспруденции. Вместе с тем предлагаемая диссер тация должна составить основу лекционного спецкурса по истории юриспруденции. На основе настоящего диссертационного исследования разработана серия соответствующих учебных пособий для студентов.

Диссертация представляет собой итог многолетней научно-исследовательской работы автора по проблемам истории юриспруденции. Основные ее положения излагались и обсуждались на научных конференциях: "Мзтодологические вопросы всеобщей истории государства и права"(Москва, 1979), "Связь науки с практикой - важный фактор повышения эффективности общественного производства"(Гродно, 1982), "Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности в СССР ЧМинск, 1983),"Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей"(Гродно, 1992). Кроме того, автор выступал со своими идеями на двух международных конференциях: "Культура народов Великого княжества Литовского и Белоруссии. XIII-нач.ХХ вв."(Гродно, 1991), "Церковь и культура народов Великого княжества Литовского и Белоруссии. XIII-нач.ХХ вв."(Гродно, 1992).

Основные положения диссертации опубликованы автором в книгах и статьях общим объемом около 40 п.л.

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Объем диссертации - 319 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает 409 источников на русском, белорусском и шести иностранных языках.

Похожие диссертации на Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества. Историко-сравнительное юридическое исследование