Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Скворцов Валерий Петрович

Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского
<
Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скворцов Валерий Петрович. Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Тамбов, 2002 166 c. РГБ ОД, 61:03-12/684-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концепция права Б.А. Кистяковского 22

1. Плюрализм методов исследования права 22

2. Понятие права 37

3. Соотношение категорий право - закон - нравственность 50

4.Концепция правосознания 58

Глава II. Учение Б.А. Кистяковского о государстве 73

1. Понятие и основные принципы государства - 73

2. Соотношение категорий государство и право 91

3.Концепция правового социалистического государства 103

4. Проблема соотношения государства и личности 124

Заключение 144

Литература 154

Введение к работе

((S) Актуальность исследования

Современные правоведы имеют все основания для того, чтобы черпать в прошлом в полной мере юридический опыт решений сложнейших научно- теоретических проблем, конкретно-правовой анализ которых, дает все основания для подобного вывода. Интерпретация права и государства в трудах выдающихся русских юристов конца XIX -начала XX веков, представляет собой богатую гамму в» различных точек зрения на данные социально-правовые феномены. Понятие и признаки государства, концепция правового государства, сущность права, его генезис, соотношение с нравственностью и законом, феномен правосознания и правовой культуры - разработка этих и других вопросов в общей российской теории стали достоянием мировой юриспруденции. Во многом это явилось свидетельством творчески-самобытных начал отечественной юриспруденции в общем контексте правовых воззрений.

В когорте бесспорно талантливых либеральных исследователей права іф обиняком стоит имя и научное наследие глубоко и оригинально мыслящего правоведа и неординарного ученого Богдана Александровича Кистяковского. За первые десятилетия XX века он не только приобрёл известность одного из крупнейших теоретиков и методологов права, но и стал заметной фигурой общественной жизни России. Его личность во многом носила разносторонний характер. Будучи близким, по своим взглядам к организациям украинских националистов и увлекаясь в молодости идеями марксизма, позднее он тесно сотрудничал с русскими либералами, являясь при этом членом партии кадетов. Причём, это не мешало ему считать себя сторонником и продолжателем идей классического либерализма. В этой связи, формирование научных взглядов либерального учёного можно выразить в своеобразной парадигме, предложенной М. Вебером, «от чистого марксизма к специфически «социал-либерально» -естественно правовой точке зрения, ориентированной на Канта и идею «прав человека».1

4 Подвергшиеся остракизму приверженцами марксизма в нашей стране, труды Б.А.Кистяковского, более семидесяти лет были преданы забвению и только с началом демократических преобразований его научные изыскания вновь увидели свет, поражая правоведов уже начала XXI века своей оригинальностью и современностью. Именно вследствие этого, исследование взглядов Б.А. Кистяковского на проблемы соотношения права и государства, права и нравственности, права и личности, права и закона, правового государства, носят, безусловно, актуальный характер, так как указанные теоретические вопросы уже длительное время находятся в центре внимания современных правоведов. В этой связи интересно и эвристически ценно обратиться к классику политико-правовой мысли, к одному из основоположников указанной проблематики в отечественной юриспруденции Б.А. Кистяковскому.

Подобная характеристика позволяет заключить, что обращение к теоретическому наследию либерального учёного делает возможным не только рассмотрение оригинальных правовых идей того периода, но и осмысление закономерностей современной истории.

В этой связи актуальность исследования может быть определена следующими факторами:

Научно-практической" обоснованностью обращения к правовому наследию либеральных правоведов начала XX века в современный период демократизации, характеризуемый всё возрастающей необходимостью учитывать национальный опыт государственно-правового строительства. Признавая, что современное общество значительно отличается от общества начала века, тем не менее, представляется, что опыт прошлого, в этом случае опыт научных изысканий Б..Кистяковского, может служить хорошим проводником в законодательной политике и прогнозировании. Данное суждение объясняет современный интерес к русскому либерализму, закономерный, прежде всего тем, что идеи, выработанные им, и сегодня не утратили своей остроты;

Необходимостью выстроить общую логическую цепочку развития правовых воззрений Б.А.Кистяковского посредством синтеза существующих, иногда узко конкретных, подходов к данному учению. При этом, возникает потребность в анализе наиболее важных моментов представленной доктрины, не 5 ограничиваясь их простой констатацией и выясняя причинно-следственные связи их формирования;

- Характеристика концептуальных особенностей учения Б.А.Кистяковского с последующим их преломлением в призме современной государственно-правовой реальности. В этом контексте наиболее актуальным представляется обращение к проблемам правовой государственности, правосознания, особенностям соотношения таких категорий как государство и личность, а так же право - закон - нравственность, что позволит отыскать логические взаимосвязи между воззрениями либерального учёного и подходами современной правовой науки.

Основная проблема исследования заключается в стремлении анализировать правовые воззрения Б.А.Кистяковского на государство и право в качестве целостной системы состоящей из логически взаимосвязанных концепций.

В этой связи объектом исследования является правовое наследие Б.А.Кистяковского.

Предметом исследования служат труды правоведа, позволяющие составить полную картину его воззрений на право и государство.

Цель исследования: сводится к тому, чтобы посредством системного анализа целостно охарактеризовать правовое наследие либерального правоведа. Для этого необходимо проследить особенности концептуального оформления основных теоретических положений учения Б.А.Кистяковского, охарактеризовать их сущность и конкретизировать влияние данных научных изысканий на состояние современной правовой науки.

Чтобы достичь намеченной цели предполагается решить следующие задачи:

Охарактеризовать процесс становления воззрений Кистяковского, исследовав влияние европейских, российских правоведов.

Проанализировать учение Б.А.Кистякоского, как целостную систему взаимосвязанных концепций, составляющих его правовую доктрину.

Показать значение взглядов Б.А.Кистяковского на государство и право в истории правовой мысли, оценить специфику их влияния на концептуальное оформление русской теории либерализма в целом и его социологического направления в частности.

- Конкретизировать сущность современных подходов к интерпретации правового наследия Б.А.Кистяковского, показав степень их сегодняшнего практического преломления, в плане формирования современной доктрины российского права.

Степень разработанности проблемы.

Разработанное Б.А.Кистяковским учение о государстве и праве не являлось предметом системного анализа в целом. Главное внимание правоведов сосредотачивалось на характеристике тех или иных отдельных воззрений, не позволяя создать более полную картину выработанной либеральным учёным доктрины. Подобная особенность позволяет охарактеризовать основные источники по проблеме несколькими основными чертами, а именно:

Имеют место научные труды, представляющие общетеоретические воззрения на правовое наследие либеральных правоведов в целом, и Б.А.Кистяковского в частности;

Присутствуют исследования отдельных аспектов правовой доктрины, выработанной Б.А.Кистяковским;

- Существуют работы, анализирующие соотношение основных правовых подходов учёного с результатами современных научных изысканий.

Данная характеристика позволяет заключить, что исследование велось в нескольких направлениях, основными из которых являются:

философское, представленное трудами Л.Р. Авдеевой, А. Валицкого, В.И.Шамшурина и других;

правовое, разработанное в исследованиях В.С.Нерсесянц, В.В.Бойцовой, Малышевой О.Г., Л.В. Петровой и др.2

1 Авдеева Л.Р. Право и его философы в России: Б.А.Кистяковский // Вестник Московского университета /" — .._ -І ІППЛ кг.л с лп Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX вв. // Вопросы философии,- 1991.-№8.-С.26-27.

Шамшурин ВИ. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии,-1991.-№6.-С. 134.

: Бойцова Идея правового государства в трудах русских юристов // Известия ВУЗов,- Правоведение- 1991 .-№3.- С.62.

Малышева О.Г. Развитие конституционных идей и зарождение парламентаризма в России- М.. 1994- С.48. Нсрсесянц B.C. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции // Государство и право.- 2001.- №6.-С. 9. Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве // Государство и право,- 1995.- №2,- С. С. 108-109. историческое, характеризуемое работами С.С.Ллексеева. А.В.Ковыршина, С.П.Погодина, и др.1 социально-политическое, рассматриваемое в трудах Б.Н.Бессонова. Е.И.Кукушкиной Сытина С.В, и др.

Особое значение в характеристике исследовательской базы работы имеют библиографические труды, посвященные анализу научной и политической среды, в которой осуществлялось становление правовых воззрений Кистяковского. В большинстве своём, авторы прослеживают логические связи между событиями биографического характера и непосредственно его творчеством. В этом контексте следует обратить внимание на работы Н.П. Василенко. А. Савельева. ВВ. Сапова. посвященные материалам его научной биографии. Следующим моментом, на который необходимо обратить особое внимание является анализ воззрений либерального мыслителя с классовых позиций. Своеобразным закладным камнем подобного подхода послужили критические высказывания В.И.Ленина, определившие в некоторой степени, дальнейшую судьбу его правового наследия. Именно в этом ключе учение Кистяковского рассматривалось в трудах М.Н.Покровского, А.А. Плотниекс и других марксистских правоведов, что обусловило их полное научное забвение.4

Только спустя много лет в трудах современных учёных правовое наследие Б.А.Кистяковского предстало в качестве серьёзною, многогранною и исключительно актуального исследования. Ковыршин А.В. И! истории становления либеральных илей // Преподавание истории в школе - 1992 - .V 2 -С.ЗО " Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей - М . 1993 - С.73

Сытин С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов //Социально-г манитарные лнлния -№5 -2000 -С 250.

Кук\шкина ЕЙ. Русская социология XIX - начала XX века. - М. 199.3 - С.95. 1 Василенко Н П Материалы к научной биографии Б. А. Кистяковского. В книге Б А Кистяковского «Философия и социология права». М . 1998 - С.492 Савельев А. О Богдане Александровиче Кистяковском // Наше наследие. - 1990.-.N14.- С.11-12 Сапов В В Главная книга академика Б А. Кистяковского// Вестник Гос\дарственной Академии На\к -1994..64-.NV3.-C.250. 1 Покровский МЫ. Историческая наука и борьба классов. - М -Л . 193.3 - T.2.- С.258 Плотниекс А. А. Становление и развитие марксистско-ленинской обшей теории права в СССР 1 v 1Т-1 v" Рига. С.98-99.

Исследование конкретных подходов, разработанного Б.Л.Кистяковским учения осуществлялось в трудах многих российских правоведов, однако в большинстве своём это были научные статьи. В этой связи, большую группу источников составляет исследование конституционного государства и правового социалистического государства, проведённое ВТ. Графским. И.Ю Коз.тихиным. Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, С.В.Левчук. Правоведы рассматривали основные черты государства данного типа и характеризовали разработанные в этом контексте либеральным учёным воззрения.

Другим моментом учения Б.А.Кистяковского, освящёньым в нл\чных источниках является концепция правосознания. (Оригинальный харакіср . .од.чо.іл предложенного русским правоведом, нашёл свое отражение в рабоїа.х Н.И.Матузова. С.Е.Хойман. Щербаковой Ы.В.. где теоретические проблемы указанные дореволюционным юристом, приобретали современное практическое звучание."

Социально-правовому аспекту исследования, выраженному в характеристике соотношения правовых категорий с наиболее, важными социальными ф диффинициями, посвящены труды Е.И.Кукушкиной. С.Л.Комарова. В.А.Карташкина.

Анализируя основные источники. посвяшёпные исстел v :inino государственно-правового учения Б.А.Кистяковского. особое внимание с iei\ei уделить трудам видных российских правоведов, солидарных с ним в своих воззрениях, а так же учёных выражавших отличные oi нею тчки }рсшг і В китом случае, во-первых, речь идёт о подходах П.И.Новгородцева. С.Л.Муромцева. А.С.Алексеева, во-вторых, о взглядах Г.Ф.Шершеневича. Б.Н.Чичерина. Л.И.Петражицкого.4 Графский В Г Ко;ли\мн И Ю Иле я правового іосуіарива [ о.-. i.i; ; со п iijui;o і - о -." . - ;, Лсвчук С В Становление демократической государственности в России начала XX века до 1 Л і о 1.1 М . 1WS. -С.У2. " Матуюв НИ. Правовая система и личность. Саратов. ІУХ7. - С Г У.

Хойман СЕ. ІЗігляд на правовую к\льт\"р\ предреволюционной России Сово і с кос u с\д,і\ іін. , ,,.,,..-ІУУ1.-№1.-С. 124-125.

Щербакова Н В. Проблемы правовой установки личности Ярославль. ІУУУ - С 40 Карташкин В А. Права человека в международном и внутригос\ дарственном праве М . ІУУ5 - С І і і "7 Комаров С.А. личность в политической системе российскою общества Саранск. 1УУ5 - С 4ч Алесесв А С. К во проел о юридической природо нклдарсіва и іос\даривснноіі в.исіи - \! ! - С ; " ,(2) М\ромцсв С.Л Определение и основное раиеление права. - М . lS7y. С. - 7и.

Новгородцев П И Право на достойное с\ шествование Р\сская ij и. юс о [т собственное і и - СП" !"" С. У4.

Данные источники позволяют наиболее полно охарактеризован разработанную правоведом научную доктрину, представив её в призме российской правовой науки начала XX века в целом.

Ограниченный характер источниковедческой базы проблемы чаше всего отражается в том, что исследования либо содержат отрывочные сведения об исследованиях Б.А.Кистяковского, либо рассматриваю их в общем кошексіе либеральных воззрений.

Таким образом, признавая определённую разрабоїашюсіь предеіавленной проблемы, следует указать на существование пробелов в апаліпе правовою наследия Б.А.Кистяковского, требующего дальнейшего серьезного изучения.

Источниковую базу исследования представляют основные і рулы Б.А.Кистяковского. написанные им в различное время и посвященные проблемам государства и права.

В работе использовались различные методы и приёмы исследования, і доопределяющую роль призван сыграть метод наччной интерпре ании иоппико-правовых учений: описание, реконструкция, объяснение. ІИироко применялись приёмы исторического метода, состоящего из сбора, изучения единичных факюв. перехода от конкретного к абстрактному, системно-структурною подхода и восхождения от абстрактного к конкретному. Кроме того, в работе использовались логический, системный и сравнительный методы.

Таким образом, характерные для исследования методы посолили представить процесс становления и развития, разработанной Кнпчгм-:!-им правовой доктрины, рассмотреть сущность основных составляющих её концепций

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

В отечественной юридической науке, в той её части, «иорая іпччаеі процесс развития правовых учений, предпринята попытка расс оіреп. государственно-правовую доктрину, разработанную Б.А.Кистяковским.

Новизна исследования заключается в самой постановке проблемы, в частности рассматриваются не просто отрывочные воззрения на государство и право, а выдвигается тезис о существовании целостного учения.

С ЭТОЙ цеЛЬЮ ИСПОЛЬЗуеТСЯ СИСТеМНЫЙ ПОДХОД К ЄЮ ИІУЧенИЮ. позволяющий проследить зарождение и концептуальное оформление во прений Б.А. Кистяковского, их особенности и сущность.

В этой связи анализируются истоки его научных позиций Кроме того, прослеживается взаимосвязь идей либерального учёного с концепциями выдающихся мыслителей в области права. В рабо іе комплексно иіЛіПіікмсл взгляды исследователя на право и государство в контексте государственно-правовых идей конца XIX - начала XX века.

Раскрывается прогрессивный характер взглядов Б.Л. Кистяковского. в частности по вопросам демократических прав и свобод личности п; і-о ч. государства. правосознания. народного представительства Исс.тс ічются разработки мыслителя. посвященные изучению правовой природы социалистического государства, анализируется разработанная им концепция полицейского государства как антипода правового юсударсіва. При лом анализируется влияние данных идей на становление и развитие российской правовой мысли в целом. Кроме того, происходит своего рода смешение исследовательских акцентов в сторону их юридизации.

В этой связи, выделяются моменты, имеющие определяющее значение и ранее не подвергавшиеся достаточному рассмотрению.

Таким образом, анализ концешуальны.ч месі праьиочю \- и.,.і «,.. . Кистяковского осуществляется посредством нескольких этапов, в часі нос пі. конкретизируются научные источники воззрений, определяется их опенка в правовой среде начала XX века и их современное видение, за і ем прослеживасіся их влияние на становление сегодняшних научных подходов.

В результате исследования делается вывод, что государственно-правовая концепция Б.А.Кистяковского представляет собой оригинальное, научно-обоснованное учение, построенное на принципах либерализма.

Научная новизна исследования выражается так же и в следующих положениях, выносимых на запит - устанавливается, что выработанная Н.А.Кистяковским правовая локірина представляет собой одно из наиболее ярких неокантианских учений, іде основные научные приоритеты обладают социологическим характером;

- устанавливается, что выработанная Б.А.Кистяковским правовая доктрина представляет собой одно из наиболее ярких неокантианских учений, где основные ф научные приоритеты обладают социологическим характером;

- выявляется, что Б.А.Кистяковский впервые в отечественной правовой науке разработал концепцию плюрализма методов исследования социально- правовых явлений, выделив четыре основных направления исследования права, а именно, государственно-повелительное, социологическое, психологическое и нормативное;

,_ - обосновывается положение о социальной природе права, при этом определяется его нормативный характер, что позволяет говорить о праве как о многогранном явлении, включающем в себя как совокупность правоотношений, так и совокупность норм;

устанавливается соотношение наиболее важных правовых категорий, право, закон и одной из основных социальных диффиниций - нравственность;

характеризуется выработанная Б.А.Кистяковским концепция правосознания, как внутреннего личностного регулятора юридически значимого й поведения, для формирования которого определяющими являются задачи, стоящие перед правовой наукой, юристами и интеллигенцией как передовой частью общества;

рассматривается предложенное правоведом понятие государства, как правового института, основной целью которого представляется создание наиболее полных форм человеческой солидарности, характеризуемое следующими элементами: народ, территория, безличностная государственная власть;

обосновывается положение о специфике и сущности взаимного влияния права и государства, где в качестве основного момента взаимодействия признаётся приоритет правовых начал;

устанавливается понятие правового социалистического государства, являющегося идеальной саморегулирующейся моделью, обязательным атрибутом которой служит конституция;

выявляются основные черты правового государства, заключающиеся в ограниченном и подзаконном характере государственной власти, в существовании народного представительства как наиболее важного государственного учреждения, и в наиболее полном обеспечении прав и свобод граждан посредством их неприкосновенности;

определяется необходимость гармонизации отношений между личностью и государством, что проявляется с одной стороны, в ограничении государством своей активности по отношении к личности и конституционном закреплении её суверенных прав, с другой стороны в признании личностью своих обязанностей перед государством;

устанавливается определяющее влияние воззрений Б.А. Кистяковского на формирование неокантианского направления в российской правовой науке.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованы:

При подготовке лекционных курсов по истории политических и правовых учений, истории отечественного государства и права, теории государства и права, а так же при составлении учебно-методических пособий, разработке спецкурсов по истории правоведения, теории государства и права.

Теоретические выводы и обобщения могут стать основой дальнейших юридико-теоретических, философских, социологических исследований, затрагивающих обозначенную в работе проблематику.

Материалы диссертации применимы в процессе политического прогнозирования и моделирования развития российской государственности и современной правовой системы с этой целью они могут быть затребованы институтами и центрами законодательной политики.

Апробация и внедрение результатов. Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса. Результаты диссертационного исследования периодически обсуждались на заседаниях данной кафедры. Апробация исследования осуществлялась в научных публикациях автора, в выступлениях на ежегодной университетской конференции «Державинские чтения», а так же на лекционных и семинарских занятиях по курсам «Истории правовых и политических учений», «Истории государства и права», «Теории государства и права» в Тамбовском Государственном Университете им. Г.Р. Державина.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Данная структура работы не является случайной и исходит из того, что в представленном учении Б.А. Кистяковский рассматривал право и государство, как явления длительное время существовавшие обособленно, только в процессе государственно-правового развития происходит их взаимопроникновение. При этом возникают разносторонние диалектические взаимосвязи, неизменно устанавливающие приоритет права. Исходя из этого, исследование начинается с главы, посвященной характеристике права, а затем анализируются воззрения учёного на государство. Причём, существует параграф, носящий своего рода переходный характер и соответственно, рассматривающий соотношение государства и права. Посредством таких структурных особенностей представляется возможным проследить этапы становления воззрений Б.А.Кистяковского, охарактеризовать логические и теоретические особенности его учения, как целостной системы.

Вступительной частью работы является введение, где обосновывается актуальность темы исследования, ставится проблема диссертационного исследования. Здесь представлены основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи и методология исследования; показана степень его разработки и научная новизна работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Концепция права Б.А. Кистяковского» характеризуются основные методологические, теоретические и практические моменты исследования. В качестве исходного этапа в изучении права в представленной доктрине определяется необходимость её не догматического, а творческого изучения. С этой целью Б.А.Кистяковский ратовал за выяснение причин методологического и гносеологического плюрализма в правовой науке. Такого рода представления о правовой науке либеральный учёный конкретизирует, основываясь на утверждении о том, что жизненной необходимостью для науки о праве является постепенное приобретение собственного пути, для создания чисто научного знания о праве.

Определяя конкретность такого рода понимания права, исходящего из существования различных точек зрения на характер самой правовой науки, важной представляется предпринятая исследователем попытка провести границу между правовыми и не правовыми явлениями. В этой связи, из всей совокупности научных подходов к изучению права, согласно воззрениям Кистяковского, выделяется четыре основных, а именно: государственно-повелительное, психологическое, социологическое и нормативное. В качестве наиболее распространённого, в исследованиях русского мыслителя, представляется государственно-повелительный подход, в соответствии с которым связь права и государства основывается исключительно на принудительной силе последнего. В качестве следующего, в учении Б.А. Кистяковского выделяется психологическое направление, указывающее на то, что право - результат индивидуальной психики. Далее правовед рассматривает социологическое течение в науке, в котором определяющее внимание придаётся праву, осуществляемому в жизни и представляющему собой совокупность правоотношений, в которых вырабатываются нормы права. Представителем именно этого течения в правовой науке считал себя Б.А. Кистяковский. Завершает, разработанную учёным характеристику нормативное исследование права, в соответствии с которым - это совокупность норм, определяющих внешние отношения между людьми. Признавая относительную ценность каждого отдельного метода, правовед высказывается в пользу необходимости синтеза знаний о праве, способного охватить это явление в подлинной его сущности.

Подобные рассуждения позволили либеральному учёному разделить правовую реальность на две основные части: рациональную и иррациональную, указывая при этом на то, что право в своей основе едино и при этом оно либо состоит из норм, либо находит в них своё выражение. В этой связи именно осуществление норм права представляется в концепции в качестве основного правового признака.

Социологические истоки взглядов Б.А.Кистяковского, указывая на многогранность права, сделали возможным определить истинное его существование в сознании всего общества и отдельных его членов. Именно в этой связи, при всем видовом разнообразии определения права именно последнее, по утверждению Богдана Александровича, обладает большей познавательной ценностью, так как оно выделяет такой элемент в праве, который не определяется исчерпывающим образом ни одним из предыдущих понятий права. Однако, исследователь категорически настаивал на том, что право, только имеет отношение к обществу, но не является чисто социальным явлением с его характерными особенностями. Исходя из его воззрений, охватить правовую реальность возможно, только если иметь в виду совокупность норм, и совокупность правоотношений. Именно в этом контексте Б.А. Кистяковский определяет основную задачу правовой науки, состоящую в том, чтобы право не расходилось со справедливостью и выступало как форма бытия свободы.

Логически ясным в данном исследовательском контексте становится, стремление либерального учёного, соотнести наиболее важные правовые категории: право, закон, и близкую им социальную диффиницию нравственность. В отличие от других юристов этого периода, Кистяковский отрицал противопоставление данных категорий, указывая, в частности на взаимодействие права и нравственности. Признавая косвенное отношение понятий: справедливость и нравственность к категории право, исследователь отмечает его, безусловно, этичный характер, чем и объясняет их взаимодополнительность. При этом, в учении Б.А. Кистяковского, указывается, что только в процессе культурного развития может быть достигнута гармония права и нравственности.

Согласно такой правовой аналогии в представленном учении рассматривается соотношение права и закона, где наряду с сущностным единством присутствует их различие по объему, происхождению и содержанию. В этом контексте, правовед указывает, что право как регулятор общественных отношений, характеризуется независимо от понятий «государство» и «закон», в некоторой степени, предшествуя им. Исходя из его воззрений, право даёт силу закону, причём основная задача законодателя - находить право, выработанное в сознании общества, что не позволяет законодательствовать по собственному усмотрению. Следовательно, именно закон приспосабливается к жизни, изменяя свой вид при применении. В этом смысле, Б.А. Кистяковский, определяет, что в законах должны найти своё отражение не только идеалы законодателей, но и особенности социальных и политических условий, в которых возникли и развивались правовые идеи.

Характер логического завершения, представленной Б.А.Кистяковским теории права, носит сформулированная в нескольких научных трудах, проблема правосознания. Структура концепции представляет собой триаду подходов к формированию данного правового явления, причём в качестве источника в каждом отдельном случае выступают соответственно юристы, интеллигенция и непосредственно правовая наука. Указывая на многогранность данного явления, и представляя правосознание в качестве одной из форм общественного сознания, правовед выделяет в виде основной особенности её относительную самостоятельность от политики, экономики, государства, рассматривая в качестве формирующего момента, прежде всего отношение к праву отдельной личности. Исходя из воззрений русского исследователя, особую роль в этом смысле призваны сыграть правоведы, так как именно юридическая наука призвана установить и показать независимое и самостоятельное значение права. Оценивая важность задач стоящих перед юристами, Б.А. Кистяковский указывает, что именно им предстоит определить основное направление в развитии общества, способное привести к повышению авторитета права. Особое место в исследованиях либерального учёного в этой связи, отводится проблемам судоустройства, судопроизводства и непосредственно отношения к суду. Такие оценки роли суда позволяли видеть в нем, прежде всего защиту собственности и личной безопасности, от которой зависит благоустройство общества. Следующим логическим звеном его учения в этом контексте представляется роль интеллигенции как наиболее прогрессивной части общества в формировании правосознания.

Придавая определяющее значение данному процессу, правовед характеризует понятие правосознания исключительно как регулятор юридически значимого поведения. Особое значение в этом контексте, приобретают воззрения Б.А. Кистяковского на широко распространённое в российском обществе начала XX века явление правового нигилизма в целом, и его разновидности, революционного нигилизма в частности. Объясняя сущность подобного явления, и признавая существующую в обществе притуплённость правосознания, отсутствие интереса к правовым идеям, русский исследователь категорически отрицал неспособность русского общества существовать, руководствуясь правом. Скептически относясь к стремлению найти панацею от всех бед за рубежами отечества, правовед не принимал слепое использование уже существующих, пусть даже исключительно прогрессивных идей. Необходимость самостоятельного подхода к этой проблеме, в учении Кистяковского объясняется тем, что не может существовать одних и тех же идей свободы личности, правового строя и конституционного государства для всех времен . и народов. По мнению исследователя, все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок, совершая при этом творческую работу, как в сознании отдельной личности, так и в правосознании общества в целом.

Во второй главе, «Учение Б.А.Кистяковского о государстве» обозначено несколько определяющих сущность его доктрины моментов. В частности, один из них посвящен характеристике понятия «государство» и определению его основных признаков. Придерживаясь социологических позиций, Б.А.Кистякоский определяет государство как правовой институт, создаваемый и регулируемый правовыми нормами, где в качестве основных выделяются следующие элементы: народ, территория, которую он занимает и органы государственной власти. В этом контексте, главной целью государства, в исследовании, представляется создание и выработка наиболее полных форм человеческой солидарности, для достижения которой необходимо, чтобы государственная власть имела безличностный характер и была исключительно правовой.

Особый интерес в этом смысле представляют суждения правоведа относительно того, что признание этих принципов для лиц, обладающих властью, будет означать, что последняя не является их субъективным правом, а носит характер их правовой обязанности, которую они должны нести как «общественное служение». По логике представленной трактовки, власть не есть господство лиц, обличённых властью, а служение этих лиц на пользу общего блага, где исключительные полномочия предоставляются не в личных интересах, а в интересах всего народа и государства.

Данное обстоятельство Б.А. Кистяковский стремился отразить в концепции государственного властвования, в соответствии с которой государство являет собой правовую организацию народа, обладающую во всей полноте своею собственной ни от кого не заимствованной властью. Иными словами, суверенитет, исходя из воззрений мыслителя, может заключаться только в общей воле народа. С этих позиций, государственная власть обеспечивает выражение коренных потребностей общества и составляет концентрированное воздействие на ход социальных процессов.

Другим теоретическим моментом учения Б.А.Кистяковского, заслуживающим особого внимания в силу его огромной современной значимости, является суждение о том, что во всех конституционных государствах вырабатываются приблизительно одни и те же нормы, регулирующие организацию и деятельность государственной власти. При сходстве этих норм и деятельность различных государств часто оказывается сходной, что приводит к выделению особых, уже вполне тождественных норм международного права, которые, по убеждению исследователя, как бы становятся над всеми государствами. Такая концепция предполагает необходимость особого международного механизма осуществления подобных норм, аналогичного современной деятельности ООН и иных международных организаций.

Рассмотрение подобных вопросов по существу объясняет обращение Б.А.Кистяковского к анализу соотношения государства и права, характеризующегося наличием разносторонних диалектических взаимосвязей. Обосновывая свою концепцию, правовед определяет в качестве основных моментов взаимодействия права и государства, прежде всего стремление к утверждению правовых начал и необходимость связывания государственной власти юридическими нормами. Подобное понимание в исследованиях либерального правоведа основывалось, прежде всего, на том, факте, что власть государства и есть власть права и иной власти, у государства быть не может. Представленная исследователем конструкция позволяет говорить о том, что право и государство представляют собой различные модусы единой субстанции, не поглощающие друг друга и не сливающиеся воедино. Причём характер такого взаимного влияния рассматривается Б.А.Кистяковскйм исходя из приоритетов права. Следовательно, государство и право в исследованиях учёного, это две стороны одного и того же сложного явления, при этом именно право есть то 19 начало, из которого состоит государство. Подобные рассуждения подтверждают, что в учении либерального правоведа речь идёт о том, что именно право перестраивает государство, превращая его в правовое явление. Причём, превращение власти государства, первоначально всюду фактической, в правовую, по мнению Б.А. Кистяковского, всегда обуславливалось тем, что происходило её нормативное закрепление. В этой связи, характер своеобразных проектов будущего носили рассуждения учёного о том, что с каждым десятилетием будет уменьшаться возможность насильственного решения конфликтов, расширяя при этом способы их правового решения. С этих позиций, появится возможность решать все государственные и международные конфликты только правовыми путями, на основании действующих норм международного права, подтверждая разработанное русским правоведом учение о специфике и сущности соотношения государства и права.

Данные правовые идеи и положения нашли своё дальнейшее преломление в выработанной Б.А. Кистяковским концепции правового социалистического государства. Особую важность при исследовании сущности правовой государственности имеет выработанная либеральным правоведом логическая линия, в соответствии с которой на смену абсолютно-монархическому государству неизбежно должно прийти правовое государство, которое, в свою очередь, уступит место государству социалистическому, являющемуся высшей ступенью развития правовой государственности. Такое понимание предусматривает, что правовое государство вырабатывается в недрах абсолютно-монархического государства, в дальнейшем формируя внутри себя учреждения будущего социалистического строя. Следовательно, социалистическое государство призвано дополнять и завершать то, что было ранее создано. Такая трактовка предусматривает возможность изменить государственный строй не прибегая к отрицанию всего уже существующего. В учении Б.А. Кистяковского подобный процесс имеет органичный характер, что позволяет говорить о поступательном развитии института государственности.

Признавая исключительно теоретический характер своих изысканий, исследователь выделяет несколько основных черт правового государства, а именно, ограниченный и подзаконный характер государственной власти, 20 существование народного представительства как наиболее важного государственного учреждения, и полное обеспечение прав и свобод граждан ф посредством их неприкосновенности. В качестве обязательного атрибута подобного государства выступает конституция. Что же касается органов власти и непосредственно самого правопорядка, то их организация, исходя из воззрений мыслителя, должна осуществляться при помощи самого народа.

Логическим продолжением этой исследовательской линии является представленная Б.А. Кистяковским концепция социалистического государства, как . более высокой степени правового государства. Использование подобного термина не продиктовано марксистскими воззрениями и более исходит из понятия «социум», указывая на приверженность либерального учёного социологическому течению в российской правовой науке начала XX века. Обосновывая свою концепцию социалистического государства, учёный не ограничивался признанием принципа разделения властей и необходимостью сосредоточения власти в руках народа, видя гарантию свободы личности в ограничении власти, при которой исключается возможность подавления личности и обеспечивается признание её Ф суверенитета. Показательно, что в свою очередь, формы власти, исходя из представленных суждений, должны необходимо измениться. Прежде всего, это проявится в ослаблении репрессий и принуждения в государстве, основным органом которого призвано в этой связи, стать народное представительство. Именно эти условия, исходя из представленных в концепции воззрений, являются юридической сущностью социалистического государства, являющегося воплощением справедливости, подлинной свободы и фактического равенства.

Таким образом, правовое государство и его высшая ступень, государство социалистическое, посредством присущих им черт призвано создать условия, при которых возможно органичные взаимоотношения между государственным или общественным целым и личностью. Сущность данного .соотношения, государство и личность рассматривается в завершающей части главы и служит своего рода итогом государственной теории Б.А.Кистяковского. В этом контексте основной целью исследования представляется солидарность личности и государства. Иными словами, в представленной концепции речь идет о гармонизации отношений между $ ними, что проявляется в установлении государством ограничений своей активности по отношению к личности. В свою очередь личность, по мнению либерального учёного, призвана соблюдать все правовые установления, а так же, нести обязанности перед обществом и государством. Показательно, что именно в этой связи ценность прав человека состоит в том, что в них изначально заложены те принципы взаимодействия человека и государства, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и того и другого. Определяя конкретность подобных суждений, Б.А. Кистяковский указывает на необходимость более широко рассматривать права и свободы человека и гражданина.

В заключении диссертационного исследования сформулированы основные положения и выводы работы, представлены наиболее важные результаты исследования, охарактеризованы возможности их теоретического и практического использования, намечены перспективы дальнейшей исследовательской работы. 

Плюрализм методов исследования права

Необходимость комплексного исследования государственно-правовых взглядов Б.А. Кистяковского продиктовано их научно-практическим значением для формирования современной доктрины российского права и дальнейшего демократического обновления и развития российской государственности.

Во многом это объясняется тем, что выработанное Б.А. Кистяковским учение было абсолютно свободно от догматизма, выстраивалось на основе естественно-правовой точки зрения, ориентированной на Канта и идею прав человека. Обладая огромным научным потенциалом, взгляды Б.А. Кистяковского на проблемы соотношения права и государства, права и нравственности, права и личности, права и закона, правового государства, носят, безусловно, актуальный характер, так как указанные теоретические вопросы уже длительное время находятся в центре внимания правоведов. Подобная характеристика позволяет заключить, что обращение к теоретическому наследию либерального ученого делает возможным не только рассмотрение оригинальных правовых идей того периода, но и осмысление закономерностей современной правовой действительности.

Своеобразной отправной точкой в рассмотрении учения Кистяковского о праве может служить утверждение о необходимости его не догматического, а творческого изучения. В этом контексте, основная теоретическая задача представлялась Кистяковскому в том, чтобы не только воспроизвести западные правовые модели, но и создать такое учение, которое бы объединило европейские концепции с социально-экономическими особенностями России. Объективно оценивая социально-политическую реальность начала века, правовед был вдохновлен мыслью о существовании общечеловеческих ценностей. Именно это, по его собственному выражению, объясняло обращение к концепциям Еллинека, Менгера, Иеринга, Штаммлера.1 Вместе с тем, данные идеи подвергаются в его учении значительной трансформации и приобретают совершенно иное звучание. Это объясняется не только особенностями гуманистически ориентированного мышления Кистяковского, но и тем, что его взгляды во многом сопряжены со своеобразным истолкованием марксизма. В целом, марксизм предстаёт в его учении в качестве «набора методологических предпосылок для социальных наук, установлений». В этой связи, не вызывает сомнений самобытный характер научной позиции правоведа. Во многом это проявляется в том, что с одной стороны он боролся с релятивизмом, а с другой - признавал относительную ценность отдельных методов социальных наук самих по себе. В этом смысле, Кистяковский не пытался открыть один, подходящий на все случаи жизни универсальный метод, акцент делался на важность выявления самостоятельности разных областей и уровней человеческого существования и, таким образом, он ратовал за выявление причин методологического и гносеологического плюрализма в правовой науке.1

Своеобразие научных позиций русского правоведа в значительной мере обусловлено присущими его подходу неокантианскими представлениями о сущности концепции дополнительности, множественности, плюрализма методов исследования социально-правовых явлений. Исходя из этих представлений, именно плюрализм призван был открыть путь к познанию социально-правовой жизни в её многообразии. Кистяковский предполагает необходимость синтеза знаний о праве основываясь на разработанной Г.Зиммелем «философией культуры» и правовой концепции, представленной Г. Еллинеком.3 В этой связи, научные пристрастия правоведа могут быть охарактеризованы тем, что с одной стороны, право в его учении представляет собой причинно обусловленное явление, и в этом смысле оно исследуется методами социологии, сходными с методами точных наук. С другой стороны, право, по мнению учёного, нуждается в телеологическом обосновании как область творчества личности, как сфера духовной культуры, чуждая естественной причинности и противостоящая технократическому сознанию. Данное обстоятельство Кистяковский стремиться отразить в определениях правовых категорий, составляющих логическую базу наиболее общих представлений о праве.

Понятие права

Рассматривая различные подходы к сущности права, Кистяковский уделяет особое внимание разработке его социологического понимания. Обращаясь к социальным корням правовых явлений, учёный через социологическую призму, рассматривает и само понятие права. Не случайно, большую часть его научного наследия занимают концепции, в соответствии с которыми право можно отнести к наиболее сложным явлениям социального мира. При этом, истинное существование права исследователь видел «не в статьях и параграфах законов, а в сознании как всего общества в целом, так и в сознании его отдельных членов».1 Формирование научной позиции либерального учёного в определённой степени осуществлялось под влиянием господствовавших в начале XX века воззрений, сводившихся к поиску основных источников права в самом обществе. В частности, характеризуя особенности подобного социально-научного подхода к праву, современная наука рассматривает мир обычного права как неотъемлемую часть правовой системы, пригодную для всех слоев населения.

Характеризуя право исключительно в связи с условиями действительной жизни Б.А.Кистяковский, указывал на тот факт, что оно имеет самостоятельное значение среди других социальных норм. По его мнению, право является не отвлеченной общественной идеей, а реальной социальной силой, появление которой люди чувствуют в процессе общения. Иными словами, именно право предстаёт в качестве решающего условия гарантий отдельных прав личности и превращения этих прав в основу конституционного строя. При этом право, в лице конституционных норм, служит ориентиром в деле организации правового регулирования в стране.1 Подобное определение по своей содержательной характеристике близко воззрениям многих либеральных учёных, в частности идеям П.М. Новгородцева о том, что силы, движущие право, скрываются внутри, действуют медленно и нигде не выступают явственно. Однако, при этом право образуется, если и закономерно, то через людей и при посредстве их воли.2 В свою очередь, другой видный российский исследователь С.А.Муромцев, представляет право, в качестве системы общественных отношений, где правовые нормы должны развиваться как способ разрешения конфликтов между различными группами.3 Такая трактовка права характеризует попытки либеральных учёных в своих воззрениях совместить теоретические исследования права с его практическим применением на благо общества и социального прогресса. В русле подобных

представлений, вся правовая концепция Кистяковского, строится на стремлении утвердить социальную базу государственно-правовых категорий, причём, мнение о том, что право есть явление социальное, предполагает необходимость изучения этой категории, прежде всего, в её социальных проявлениях, то есть его надо исследовать социально-научно.

Основателем социологического подхода к изучению права в российской науке, и в определённой степени теоретическим предшественником правоведа, по его собственному выражению, можно назвать С.А. Муромцева. Именно предложенная этим ученым теория права выдвинула пред правовой наукой требование исследовать право как социальное явление.

Понятие и основные принципы государства

Особое значение при рассмотрении основных моментов характеризующих государство в учении Кистяковского придаётся понятию, составляющему совместно с ним диалектическое единство юриспруденции, то есть праву. В этой связи, наибольших интерес вызывает именно выяснение природы соотношения этих двух категорий, которое объясняется в правовой науке с различных точек зрения, колеблющихся от функционально-координационных до причинно-следственных. Такого рода дискуссионность проблемы объясняется, по мнению Кистяковского, прежде всего тем, что решение ищется не в теоретическом сознании и определении отношения между государством и правом, а в установлении таких взаимосвязей между ними, которые были бы общими для различных стадий развития права и для различных типов государственного существования. Своеобразие данной конструкции в значительной мере обусловлено присущими подходу неокантианскими представлениями, в соответствии с которыми, для государства необходимо опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. При этом государство выступает в представленном учении именно в качестве объединения множества людей, подчинённых правовым законам. Обратившись отечественным исследовательским корням разработанного Кистяковским учения, необходимо указать на то, что в дореволюционном правоведении взаимодействие государства и права рассматривалось в двух аспектах, это воздействие государства на процесс создания права и обеспечение его реализации; а так же влияние права на государство, то есть как регламентация деятельности государственных органов правом. По существу соотношение государства и права, в разработанном русским правоведом подходе, рассматривается солидарно с исследовательскими концепциями многих либеральных учёных, определявших причинно-следственные связи возникновения и развития государства и права.

В содержательном плане, либеральные воззрения представляют следующую модель взаимоотношений двух основных категорий, а именно, право выше государства. В контексте такой трактовки, восприняв ряд отправных принципов и конкретных предложений, Кистяковский, вырабатывает собственное видение этой проблемы, в частности, сводящееся к тому, что в прошлом государство и право возникли независимо друг от друга, и известное время вели как бы обособленное существование. Постепенно, по убеждению учёного, государство стало признавать одной из своих ближайших и важнейших обязанностей заботу о праве. Начав с охраны права и гарантирования неизменного осуществления его предписаний, оно естественно вскоре сделалось единственным судьей в вопросе о том, что является действующим правом. Развивая эту мысль, исследователь указывает, что с совершенствованием законодательной деятельности последняя функция государства по отношению к праву выступила на первый план и стала привлекать к себе даже больше внимания и сил, чем первая. Следовательно, процесс постепенного роста государственного правосознания закончился по выражению, Кистяковского, уже в абсолютно-монархическом государстве тем, что отмена старого права и установление нового стали исключительной прерогативой и монополией государства. Таким образом, именно государство по своему усмотрению решает целесообразность сохранения старых правовых норм и необходимость установления новых норм.

В данных суждениях Кистяковского весьма отчётливо проявляются его научные пристрастия к воззрениям Гегеля устанавливавшего что, именно этим путем из простого охранителя права государство превратилось как бы в его созидателя.2 В свою очередь, стремясь определить сущность взаимосвязей права и государства, русский мыслитель обращается к правовому наследию Иеринга, видевшего последнее в качестве источника права.

Похожие диссертации на Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского