Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право и правосознание в учении И. А. Ильина Сазонова Татьяна Борисовна

Право и правосознание в учении И. А. Ильина
<
Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина Право и правосознание в учении И. А. Ильина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сазонова Татьяна Борисовна. Право и правосознание в учении И. А. Ильина : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Благовещенск, 1998 143 с. РГБ ОД, 61:98-12/399-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Жизненный и творческий путь И. А. Ильина .С.16-47

1. Вехи биографии С.16

2. Особенности философских взглядов И.А. Ильина С 30

ГЛАВА II. И.А. Ильино естественном праве С.48-84

1. Понятие естественного права. Ильин о духовной природе права С.48

2. Право и мораль.

Соотношение естественного и положительного права С.67

ГЛАВА III. Учение о правосознании С.85

1. Понятие правосознания. Факторы, влияющие на правосознание С.85

2. Кризис правосознания С.98

3. Аксиомы правосознания С.109

Заключение с.125-129

Библиография С.130-143

Введение к работе

Не случайно для последнего десятилетия характерно обращение к идейно-теоретическому наследию отечественной юридической мысли конца XIX - начала XX веков. Закономерность интереса обусловлена похожестью характеристик российской общественной среды, в которой и на рубеже XIX - XX веков и сейчас, в конце XX века, преобладает правовой нигилизм.

В советское время дореволюционная русская философско-правовая мысль практически выпала из научного оборота. Целый пласт отечественной философии оставался за пределами внимания исследователей права1. Однако "Россия - страна крайностей" - это меткое замечание оправдывается и в отношении духовного наследия: многолетнее замалчивание имен крупнейших дореволюционных философов, правоведов, общественно-политических деятелей сменилось повышенным вниманием к их персонам. Подобное внимание вполне объяснимо как с позиции рядового читателя, так и с точки зрения исследователей. Для первых это связано со сменой системы приоритетов, со сменой героев - раньше они находились в забвении, сейчас же на именах противников Советской власти, настоящих и мнимых, открыто спекулируют, вырывая из контекста те или иные положения в угоду современным различным политическим течениям. В

1 Следует заметить, что исследования дореволюционной философско-правовой мысли предпринимались и в советское время. См., например: Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства.- М.: Наука, 1980, Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России.- М.: Юрид.

лит., 1978.

этой связи повышенный интерес к праву, обусловленный объективными причинами развития современного государства и общества, требует непредвзятого прочтения трудов российских дореволюционных юристов: Н.Н. Алексеева, Г.Д. Гурвича, Б.П. Вышеславцева, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, И.Б. Новицкого, Е.Н. Трубецкого и других.

Однако вопрос о систематизации и анализе отечественной философско-юридической мысли еще далек от своего положительного разрешения.

Особый интерес представляет творчество отечественных философов, правоведов, оказавшихся в эмиграции в результате революционных событий 1917 года. В отличие от советских исследователей представители юридической науки русского зарубежья имели возможность знакомиться с новейшими течениями западной политико-правовой мысли, испольюваїь их для создания своих собственных концепций, которые, в свою очередь, в дальнейшем оказали влияние на развитие и западной, и отечественной юриспруденции.

В этой связи представляется вполне оправданным обращение к творчеству Ивана Александровича Ильина. Творческое наследие И. А. Ильина (а это более 30 книг, сотни брошюр, статей и выступлений) привлекает особое внимание постановкой проблем, нестандартностью решений, отличным чувством стиля. Ильин интересен как правовед и философ, как религиозный мыслитель и педагог, как яркий оратор, патриот и публицист. Достаточно перечислить названия некоторых его работ, чтобы понять универсальность его таланта: "О сущности правосознания", "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и

человека", "Основы художества", "Основы христианской культуры", "Путь к очевидности", "Родина и мы" и другие. Исследовательский талант И.А. Ильина столь разносторонен, что побуждает к созданию классификации его творчества.

Ю. Т. Лисица, один из немногих, и, пожалуй, наиболее

авторитетный российский исследователь творческого наследия Ильина,

составитель и комментатор его собрания сочинений, считает, что И. А.

Ильин внес огромный вклад в историю философии и философских

учений такими работами как "Идея личности в учении

Штирнера"(1911), "Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего.

Опыт систематического анализа"(1912), "О возрождении

t гегельянства"(1912), "Философия Гегеля как учение о конкретности

Щ Бога и человека"(1918). Кроме того, работы "О любезности.

Социально-психологический опыт"(1912), "Духовный смысл

войны"(1915), "О сопротивлении злу силою"(1925) представляют

лучшие страницы русской нравственной философии.

К сугубо философским Ю. Т. Лисица относит следующие труды

Ильина: "Шлеймахер и его "Речь о религии""(1912), "Религиозный

смысл философии"(1925), "Путь духовного обновления^ 1937) и "Путь к

^ очевидности" (работа издана в 1957 году, посмертно).

щ Как правовед, И. А. Ильин выступает в работах "Общее учение о

праве и государстве"(1915)2, "Понятия права и силы"(1910), "О

сущности правосознания" (1956), "О монархии и республике"(1979) и др.

.

2 Работа является первой частью книги "Основы законоведения: Общедоступные очерки И.А. Ильина, В.М.Устинова, И.Б.Новицкого и М.Н.Гернет", опубликованной в Москве и Петрограде в 1915 году.

Приведенная классификация достаточно условна, поскольку, строго говоря, во всех работах И.А. Ильин выступает как философ естественно-правовой ориентации, и, следовательно, все его работы можно отнести к философским. Возможно, это обусловлено спецификой научного интереса Ильина. Занимаясь прошлым, настоящим, будущим России, проблемами природы государства, рассматривая их в широком социокультурном контексте, мыслитель пытался расширить рамки философии права.

{

Как справедливо отмечают, философия права - это не только
"нравственный стержень законодательства"3, это "познание
общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой,
разумный, справедливый, "нормальный" строй общества"4, это и
"щр критерий моральных требований, предъявляемых как к действиям

власти, так и к действиям каждого человека.

Знатоком творческого наследия И.А. Ильина, безусловно, считается Н. П. Полторацкий, долгие годы работавший с архивом Ильина в США, подготовивший к печати некоторые его работы и неоценимо много сделавший для популяризации имени мыслителя, его идей в России5.

3 Кузнецов Э. В. Философия права в России. - М., 1989., С.8.

4 Франк С.Л. Духовные основы общества. //Русское зарубежье. - Л., 1991., С.253.

5 См.: Полторацкий Н. П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идеи о
сопротивлении злу силою- Лондон, Канада, 1975; Полторацкий Н. П. Иван
Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. - Тенефлай, Нью-Йорк,
1989; Полторацкий Н. П. Россия и революция - Нью-Йорк, 1988; Полторацкий
Н.П. Русская религиозная философия. // Мосты - Мюнхен. - 1960. - №4;
Полторацкий Н.П. Русские зарубежные писатели в литературно-философской
критике И.А. Ильина. //Русская литература в эмиграции. - Питтсбург, 1972.

Однако в большинстве работ об Ильине акцент делается* на его философские, этические взгляды. Отечественная справочная литература содержит, как правило, только упоминание о его работе "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". По существу, широкому кругу читателей более всего Ильин известен как исследователь и комментатор Гегеля и как идеолог Белого движения. В советский период Ильин оценивался преимущественно негативно6. Однако и в советское время его исследование творчества Гегеля оценивалось весьма высоко. Так, Ю.В. Попов считал труд Ильина о Гегеле как "наиболее значительный в истории русского идеализма"7. Вклад Ильина в историю философии признавал и В.А. Малинин, считавший, что "не только в русской, но и в мировой философской литературе произведение Ильина является одним из фундаментальных и по-своему глубоких исследований гегелевского идеализма"8.

На творчество И.А. Ильина обращали внимание такие признанные исследователи русской философии, как В.Зеньковский и Н.Лосский9.

6 К примеру, И.Баммель называл Ильина "неогегельянцем, с ярко выраженной
идеологией черной сотни и поповщины". См.: Баммель И. Ильин И.А.
//Большая советская энциклопедия - 1-е изд. - Т.21. - М.: Советская
энциклопедия, 1930. - С.778. У А.Полякова Ильин выступает как "объективный
идеалист с ярко выраженными чертами мистицизма", "монархист", "шовинист".
См.: Поляков А. Ильин И.А. //Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т.2. -
С.252.

7 Попов Ю.В. Ильин И.А. //Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд.
- М.: Советская энциклопедия, 1989. - С.209.

8 См.: Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и
неогегельянстве. //История философии в СССР. - Т.2. - М., 1971.

9 'Зеньковский видел в Ильине прежде всего гегельянца, при этом указывая на
преобладание в его философии трансцендентализма и имманентизма. См.:

Неоднократно ссылался на философские и этические работы Ильина и С.Н. Булгаков, признавая, что его исследование философии Гегеля заслуживает "полного внимания" и имеет "выдающиеся достоинства"10. Положительно оценивали Ильина П.Б. Струве11, служители церкви12.

В то же время в адрес Ильина раздавалась острая критика со стороны Н.Бердяева, З.Гиппиус и других представителей русской эмиграции.13

За последние несколько лет в отечественной литературе появились многочисленные публикации, посвященные Ильину, рассматривающие различные аспекты его творчества и фрагменты его произведений.14

Зеньковский В. История русской философии. Т.П.- 4.2. - СПб.: ЭГО, 1991. Н.Лосский высоко оценивал работу Ильина "О сопротивлении злу силою", считая ее одним из лучших образцов нравственной философии. См.: Лосский Н. История русской философии. - М.; Прогресс, 1994.

10 См.: Булгаков С. Трагедия философии. В 2-х томах. - Т.1. - М.: Наука, 1993.

11 Струве считал, что "И.А. Ильин есть интересное и крупное явление в истории
русской образованности... формально - юрист, он по существу философ, то есть

мыслитель, а по форме - изумительный оратор и ритор в хорошем античном смысле этого слова... Такого, как он, русская культура еще не производила, и он в ее историю войдет со своим лицом, особым и неподражаемым, со своим оригинальным дарованием, сильным и резким во всех смыслах". См.: Струве П.Б. Дневник политика. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом. //Возрождение.

№478. - 23 сентября 1926.

12 См.: Митрополит Антоний. О книге Ильина "О сопротивлении злу силою".
//Новое время. - Белград. - 1925. - №1356. - 4 ноября; Митрополит Елевфрий.
Соборность церкви. Божие и кесарево. - Париж, 1938; Архиепископ Анастасий
Иерусалимский. Письма к И.А. Ильину. //Записки русской академической
группы в США. - T.XIX. - Нью-Йорк, 1986.

Характерно, что в современной справочной литературе резко изменилась оценка личности И.А.Ильина и его творчества. Ю. Сохряков, например, пишет об Ильине не только как "о глубоком знатоке немецкой классической философии", но и как о мыслителе, внесшем "значительный вклад в раскрытие сущности русской идеи"15.

В информационном справочнике "Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды" за Ильиным признается наличие

13 См.: Бердяев Н. Кошмар злого добра.(0 книге И.Ильина "О сопротивлению
злу силою") //Путь.- Париж.- 1926.- №4.- июнь-июль; Гиппиус 3. Меч и крест.
//Современные записки.- Париж.- 1926.- Кн.ХХИ.

14 См.: Гузнов А.Г. Из научного наследия. И.Ильин о государстве и демократии.
//Советское государство и право. - 1991. - №11; Ковалев А. И.Ильин о правовом
характере будущей российской государственности. //Социальная философия
Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993 года. - Ч.Н. -
СПб., 1993; Любимов Б.Н. Поющее сердце. //Театральная жизнь. - 1989. - №19;
Тимофеев А.И. И.А.Ильин: право, сила, мораль. //Социальная философия Ивана
Ильина. Материалы российского семинара 9-Ю апреля 1993. - Ч.Н. - СПб., 1993;
Ребенщикова И.Г. И.Л.Ильин о национальных особенностях русского способа
постижения мира. //Социальная философия Ивана Ильина. Материалы
российского семинара 9-Ю апреля 1993. - Ч.ІІ. - СПб., 1993; Чубукова Е.И.
Проблемы государственного устройства в учении И.А. Ильина. /Социальная
философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-Ю апреля 1993. -
Ч.П. - СПб., 1993; Андрианов Б.Г. Иерархические основы творчества. К
метафизике И.А. Ильина. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы
российского семинара 9-Ю апреля 1993. - Ч.П. - СПб., 1993; Антонов В.В. Что
значит быть русским. /Социальная философия Ивана Ильина. Материалы
российского семинара 9-Ю апреля 1993. - Ч.Н. - СПб., 1993; Гаврюшин Н.К.
Антитезы "православного меча". //Вопросы философии. - 1992. - №4; Гулыга
А.В. Путь духовного обновления. //Наш современник. -1994. - №3 и другие.

15 Сохряков Ю.И. Ильин И.А. //Писатели русского зарубежья (1918-1940) - Ч.1.-
М., 1993., С.230-238.

"собственной оригинальной, онтологической и теоретико-познавательной концепции". Однако и здесь, как и в подавляющем большинстве работ, Ильин воспринимается только как "исследователь и последователь философии Гегеля"16. Пожалуй, единственной попыткой дать целостную характеристику творчества Ильина является статья И. И. Евлампиева17.

Таким образом, в отечественной литературе анализ творчества И.А. Ильина осуществлялся в основном в философско-этическом ключе. Не предпринималось подробного исследования его правовых взглядов. Данная работа еще впереди. Одной из попыток восполнить этот пробел является настоящая диссертация.

Цели и задачи исследования. Анализ взглядов Ивана Александровича Ильина на право и правосознание в контексте развития отечественной естественно-правовой традиции является главной целью данного диссертационного исследования и требует решения следующих задач:

  1. выявить особенности философских взглядов И.А.Ильина, определяющих его подход к проблемам этики, правоведения и государствоведения;

  2. рассмотреть современные И.А.Ильину концепции правопонимания;

16Ильин И.А. //Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. -М.: Книга и бизнес, 1993. - С.76.

17 См.: Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина. //Правоведение. -1992. - №3. - С.81-93.

  1. проанализировать воззрения И.А.Ильина на право и правосознание в контексте развития естественно-правового направления отечественной юриспруденции;

  2. показать связь правовых взглядов И.А.Ильина с естественно-правовой традицией;

  3. показать особенности концептуального подхода И.А.Ильина к проблемам права;

  4. рассмотреть трактовку И.А.Ильиным понятий права, правосознания, условий их оптимального развития.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена его целью и заключается в том, что диссертация является одной из первых попыток анализа взглядов Ивана Александровича Ильина на право и правосознание в контексте развития отечественной естественно-правовой традиции.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический подход к решению обозначенных проблем. По мере последовательного раскрытия темы исследования используются общие и специальные методы научного познания. Анализ политико-правовых учений предполагает из реконструкцию. Реконструкция правовых и философских взглядов И.А.Ильина, рассматриваемых в системе и синтезе, позволяет причислить его к последователям естественного права. В диссертации широко применяется такой метод эмпирического исследования как сравнение. Метод сравнения позволяет установить сходство и различие правовых и философских конструкций И.А.Ильина и других представителей естественно-правового направления. Тематика диссертационного исследования определяет использование метода интерпретации. Метод

интерпретации, как особая операция, производимая над текстом, используется в диссертации и в узком, и в широком смысле: при установлении значений терминов, понятий, встречающихся в творчестве И.А.Пльина, с точки зрения достижений современной ему правовой науки, а также при их неизбежной трактовке диссертантом. Кроме того, в диссертационном исследовании использовались формально-юридический, логический методы, метод историко-правового анализа.

Основные выводы, выносимые на защиту:
1. Своеобразие подходов И.А.Ильина к проблемам

правоведения и государствоведения определяется особенностью его философских взглядов, испытавших заметное влияние западноевропейской и отечественной философских традиций. Проблемы смысла человеческой жизни, абсолютной ответственности человека за все, происходящее в обществе, составляют основу творчества И.А.Ильина. Интерес к личностному началу закономерно приводит Ильина к феноменологической философии Э.Гуссерля. Знакомство с феноменологическим методом позволяет нетрадиционно рассматривать творчество Гегеля с позиций интуитивизма. Взяв за основу этические аспекты философии Гегеля, его сверхчувственное внутреннее созерцание ("предметность" у И.А.Ильина), Ильин понимает нравственность как объективированный, социально реализованный абсолют и с этих позиций оценивает право и государство. Под влиянием Т.Карлейля, его мистериального восприятия мира, признания значимости аристократии (Ильин понимает ее как "аристократию духа"), И.А.Ильин обращается к исследованию роли социальной и

духовной иерархии в нравственной жизни общества. Оптимистический замысел Гегеля о преобразовании "низшей стихии", материального мира на благих, Божественных началах Ильин сопрягает с идеей Православия. Поиск путей духовного возрождения России и нравственного становления личности И.А.Ильин ведет, неукоснительно согласовывая свои идеи с православной догматикой. Исследуя душевно-духовную сущность18 права и государства и подчеркивая их неразрывную связь с религиозной культурой, Ильин во многом солидарен с трактовкой религии, данной С. Булгаковым19. Таким образом, по Ильину, право, государство, воплощающие Божественный промысел на земле, направлены на создание христианской культуры, общества, построенного на основах справедливости;

2. Творчество И.А. Ильина продолжает естественно-правовые традиции отечественной юриспруденции (И.В. Михайловский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев и др.). И.А. Ильин считает, что естественное право выражает вечный аспект существования

18 См.: Ильин И. А. О сущности правосознания. //Ильин И.А. Собр. Соч. Т.4. -
М., 1994.

19 С. Булгаков писал: "В религии человек ощущает, что его видят и знают,
прежде чем он себя узнает, но вместе с тем он сознает себя удаленным,
отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится
восстановить связь, установить религию. Итак, в самой общей форме можно
дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание
связи с Богом. Если эту религиозную формулу перевести на язык философский,
она получает такое выражение: религия есть переживание трансцендентного,
становящегося постольку имманентным, однако, при сохранении своей
трансцендентности, переживание трансцендентно-имманентно" См.: Булгаков С.
Свет Невечерний. - М., 1917., С.6.

человека как морального существа. Центральным элементом естественного права являются универсальные моральные нормы. Их абсолютность и моральность основывается на природе человека, отличающегося от представителей животного мира наличием разума и совести. Отсюда Ильин делает вывод о духовной природе права;

  1. Не отрицая значимость положительного права, И.А. Ильин рассматривает естественное право как ориентир для позитивного. Возможность позитивного права полнее реализовать предписания естественного права обусловлена уровнем существующего правосознания;

  2. И.А.Ильин разрабатывает оригинальное учение о правосознании. В рамках учения о правосознании Ильин дает свое определение понятия правосознания как "воли к праву", как одновременного существования в человеке нравственной свободы и способности к самоограничению и к самодисциплине;

5. И.А.Ильин выделяет факторы, влияющие на формирование
правосознания. В воспитании "здорового" правосознания большое
значение имеют социально-политические, экономические и
культурные факторы. Фундамент правосознания закладывается еще
в детстве, в семье. Анализ бытовых, социальных явлений, оценка,
даваемая им в семье, утверждает начальные правовые представления
человека. Размеры территории, плотность населения, национальный
состав страны, отношение к собственности и т. д. определяют
временные рамки, характер усилий, направленных на формирование
правосознания. Также Ильин отмечает большое влияние частной
собственности на правосознание;

И.А.Ильин выделяет признаки "здорового" правосознания, названные им "аксиомами". Три аксиомы правосознания (духовное достоинство, духовная автономия, взаимное духовное признание людей), являющиеся ключевым пунктом творчества Ильина, обосновывают неразрывное единство политической организации общества и внутренней, душевной и духовной жизни каждого отдельного человека и народа в целом

Вехи биографии

Иван Александрович Ильин родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года20 в дворянской семье21 присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юльевны Ильиной (урожденной Швейкерт).

Первые 5 лет Ильин учился в пятой московской гимназии, затем в первой. По окончании гимназии 31 мая 1901 года он получил аттестат22 и золотую медаль, чем отмечалось его отличное поведение и прилежание, одинаковая любознательность ко всем предметам, несомненные успехи в науках, особенно в математике.

15 июля 1901 года И. А. Ильин пишет прошение23 ректору императорского Московского университета о зачислении его на юридический факультет (такую возможность ему давал блестящий аттестат, предоставляющий все права, обозначенные в 129 - 132 Устава гимназий и прогимназий, утвержденного 30 июля 1871 года).

Обучаясь на юридическом факультете Московского университета, Ильин попадает в научную школу Павла Ивановича Новгородцева (1866 - 1924). Платон, Руссо, Кант, Гегель - таковы были идейные центры школы Новгородцева. Его лекции по истории философии права оставили глубокий след в сознании Ильина. "В нем всегда жило чувство живой тайны бытия и мистического благоговения тред нею", - писал И. А. Ильин о своем учителе24. О влиянии Новгородцева на молодого Ильина свидетельствует М. В. Вишняк: "Пассивным оставался я на практических занятиях у Новгородцева, где главную роль играли два Аякса - будущие профессора Н. Н. Алексеев и И.А. Ильин. За то время, что Ильина нигде не было видно, он сильно вырос: ушел с головой в философию и, видимо, многому научился - стал обнаруживать недюжинную эрудицию и серьезность"25.

Под влиянием П. И. Новгородцева Ильин начинает интересоваться немецкой классической философией. От своего наставника он воспринимает стремление рассматривать некоторые вопросы права в тесной связи с общими этическими и метафизическими проблемами.

И. А. Ильин интересуется в тот период и различными аспектами государственного права, международных отношений. О широте интересов ученого свидетельствуют первые его сочинения. Это работы, посвященные анализу философских систем Аристотеля, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Руссо, на основе которых он пишет по окончании университета произведения, заложившие фундамент его философского мировоззрения26. Такая проблематика и определила в дальнейшем выбор темы магистерской диссертации Ильина.

25 мая 1906 года Иван Александрович Ильин, сдав выпускные экзамены, удостаивается диплома первой степени, со всеми правами и преимуществами, поименованными в ст.92 Устава и в n.V мнения Государственного Совета, утвержденного в августе 1884 года, что дает возможность остаться при университете для приготовления к профессорскому званию. А 22 сентября 1906 года князь Е. Н. Трубецкой на заседании преподавателей юридического факультета предлагает оставить И. А. Ильина при университете28.

В том же году Ильин женится на Наталье Николаевне Вокач, дочери Николая Антоновича Вокача и Марии Андреевны Муромцевой. Наталья Николаевна духовно близка Ильину, занимается философией, искусством, историей.

1910 - 1912 гг. И. А. Ильин находится в научной командировке в Германии и Франции. Эта поездка имеет особое значение в формировании его философского мировоззрения. В университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Геттингена Ильин участвует в семинарах, проводимых Г. Риккертом, Г. Зиммелем, Э. Гуссерлем, представителями новейших направлений философии того времени -"философии жизни" и феноменологии. По мнению И. И. Евлампиева, "этот факт очень важен в связи с тем, что многие работы Ильина, выполненные в 1910 - 1920-х годах, несут на себе очевидные следы влияния указанных философских течений"29.

В 1910 — 1914 годах появляются уже оригинальные сочинения И. А. Ильина, в них можно найти истоки его своеобразной философской и правовой концепции. Здесь прежде всего следует указать статью "Понятие права и силы. Опыт методологического анализа"30. Естественно-правовые теории зачастую отождествляли право и силу. Они рассматривают право как форму внешнего воздействия на людей, то есть как насилие, которое имеет целью гарантировать стабильность государства. В названной статье И. А. Ильин выступает с критикой такого подхода, призывает рассматривать феномен права как выражение духовного единства людей.

Особенности философских взглядов И.А. Ильина

Правовые взгляды Ивана Александровича Ильина неотделимы от его философии. Тяготение к классической немецкой философии предопределялось, видимо, духовным влиянием П. И. Новгородцева.

Ильин развивал традиционные для отечественной нравственной философии подходы. Через все творчество И. А. Ильина проходит мысль, что добро есть не отвлеченное понятие, а действенный жизненный ориентир.

Концепция философского акта, акта единения с подлинной духовной реальностью, как считает Ильин, обосновывает жизнь каждого человека, придает ей самоценность60. Интерес Ильина к личностному аспекту бытия виден уже в работе "Опыт по истории индивидуализма", в которой подвергнута анализу книга Штирнера "Единственный и его собственность".

Ильин выделяет два типа индивидуалистических учений. К первому относятся те доктрины, которые в понятие "личность" включают только наиболее важные свойства человека. Здесь сущность личности определяется некоей группой свойств, которые отличаются наибольшей устойчивостью и повторяемостью, и их можно охарактеризовать как родовые. Второй тип доктрин (Ильин ему отдает предпочтение) объединяет учения, рассматривающие сущность личности как "все, взятое в целом, своеобразие каждого отдельного человека"62, то есть "каждый человек представляет из себя в своей конкретности единственное в своем роде, неповторяемое сочетание свойств", каждое из которых "входит в его сущность... потому и постольку, поскольку оно входит наличным членом именно в этот данный своеобразный конкретный комплекс свойств".

Ильину явно импонирует утверждение Штирнера об единственности человека, его самобытности, исключительности, отъединенности, самоценности. Вместе с тем, в работе о Штирнере у Ильина впервые появляется проблема "конкретности человека, как части конкретной действительности". Ильин выделяет и свойства конкретного - сложность, своеобразность, неповторяемость, обособленность. Каждое "Я" именно потому неповторяемо, что бесконечно сложно, и именно потому бесконечно сложно, что конкретно. Обнаружение все новых и новых свойств конкретно-эмпирического как такового Ильин обозначает термином -иррациональность. Конкретному эмпирическому человеку свойственна бесконечная "иррациональная глубина", то есть человек обладает теми иррациональными свойствами, которые нельзя ограничить "рационалистическими формами и рамками"67.

Принимая взгляды немецкого философа на природу эмпирической стороны человека, Ильин, тем не менее, критикует Штирнера, что за "иррациональной неисчерпаемой полнотой"68 он не смог увидеть в человеке метафизическую глубину его внутреннего мира, его "центра".

Анализируя смысл, который Штирнер вкладывает в понятие "Я", Ильин приходит к заключению, которое дает нам возможность понять, почему в современной историко-философской литературе Штирнера причисляют к тем мыслителям, которые являются предшественниками экзистенциализма: "реальность и исключительную реальность Штирнер признает не за одной количественно определенной личностью, а за каждой личностью в меру ее эмпирической конкретности"

На философские взгляды Ильина значительное влияние оказало знакомство с феноменологией Э. Гуссерля. Гуссерль, в отличие от своих предшественников, рассматривал феноменологию не как описательную процедуру изучения объекта исследования, а как способ философствования, способ размышления над "1) путями, которыми реализуется наш коллективный опыт, 2) над критерием согласованности различных типов опыта и 3) над адекватностью этого опыта". Вооружившись феноменологическим методом, И. А. Ильин обращает свое внимание на философское наследие Фихте - сначала в большой историко-философской работе "Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего", посвященной исследованию идеи Абсолютного Я, а затем в речи "Философия Фихте как религия совести"72.

Понятие естественного права. Ильин о духовной природе права

Однако понять суть права невозможно без признания вечного противопоставления права, воплощающего свободу и справедливость (естественное право), праву, существующему в реальной действительности исходящему от государства и закрепляющему зачастую произвол и насилие (положительное право). Сторонники этого правопонимания считают, что естественное право есть тот элемент, который присутствует или должен присутствовать в праве всегда. Для подобного правопонимания характерно преимущественное внимание к ценностям права, к проблемам нравственности. Как считает С.С.Алексеев, "смысл идеи естественного права в ее различных вариациях и ответвлениях как раз в том и состоит, что наряду с правом, создаваемым в государстве людьми, то есть позитивным правом, существует естественное право, которое представляет собой более глубокий, основательный, исходный в жизни людей феномен и источником которого являются либо Бог, либо сама природа, либо иные явления, с ними однопорядковые": Алексеев С.С. Теория права-М., 1994.- С.61 106 Среди западных исследователей права прочно утвердилось мнение о русском "правовом нигилизме", о неприживаемости идеи права, правового государства в России, о чем свидетельствует отсутствие хотя бы одного "сочинения, посвященного теории права, конституциализму, правам человека, естественному праву". См.: Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX- начала XX в.// Вопросы философии.-1991.-№8.

И, тем не менее, естественно-правовая традиция имеет достаточно глубокие корни на русской почве. Идеи естественного права можно найти в философских позитивизма, отождествляющего право с законом, считающего основным признаком права силу государственного принуждения вывели на первый план решение философско-аксиологических аспектов государственно-правовых проблем. Вторая половина XIX века примечательна появлением в России последовательно разработанной либеральной концепции правопонимания (Б.Н.Чичерин, Вл.С. Соловьев), основанной на естественно-правовых посылах.

Вклад Б.Н.Чичерина (1828-1904 гг.) в развитие российской политико-правовой и философской мысли трудно переоценить. Он удостоился таких определений как "провозвестник идеи естественного права"107, "блестящий защитник теории естественного права"108. П.И.Новгородцев представил Чичерина как одного из первых ученых, выразивших "современную точку зрения на естественное право как на понятие идеальное и притом развивающееся"109.

Естественное право Чичерин рассматривает через ключевые понятия справедливости и свободы. По мнению Чичерина, природа человека предполагает наличие справедливости, выраженной в равенстве. Изначально всем людям присущи разум и свободная воля. Поэтому справедливо требование равенства всех перед законом. Развитие идеи свободы происходит по трем направлениям: "1) внешняя свобода- право; 2) внутренняя свобода- нравственность; 3) общественная свобода- переход субъективной нравственности в объективную и сочетание ее с правом в общественных союзах (семья, гражданское общество, церковь, и государство) "п0. Следовательно, область права значительно шире закона. Требования естественного права служат руководством для права положительного, являясь идеалом, к которому следует стремиться. Чичерин подчеркивает, что естественное право- это "не действующий, и потому принудительный закон, а система юридических норм, вытекающих из человеческого разума, и должна служить мерилом и руководством для положительного законодательства. Она и составляет содержание философии права"111, "положительное право есть то, которое действует в жизни; философское право есть идеальная норма, которая сознается обществом или наукой, и служит руководящим началом и для законодателя".

Суть философско-правовых взглядов Вл.С.Соловьева заключается , в отождествлении права и нравственности. Мыслитель пришел к , определению права как "принудительного требования определенного минимального добра"113, "определенного минимума нравственности"

Понятие правосознания. Факторы, влияющие на правосознание

Проблема правосознания становится одной из важнейших тем на рубеже XIX - XX веков не случайно. Возрождение естественного права, постановка вопросов о соотношении права и морали, права положительного и естественного привлекли внимание и к правосознанию.

В период широкого распространения правового нигилизма, ставшего своеобразной реакцией на бесправие народа, на право, защищавшее только привилегированные слои населения, понятие правосознания попросту игнорировалось. Для российской общественной жизни характерно было жить по справедливости, а не по закону. Представители различных течений общественно-политической мысли (и славянофилы, и народники, и анархисты) идеализировали патриархальную общину и открыто демонстрировали пренебрежительное отношение к праву: "Многие мыслители как правого, так и левого толка - славянофилы и Достоевский, с одной стороны, народники и анархисты - с другой, были склонны видеть в патриархальном крестьянстве воплощение духа истинной, братской общности, которая может легко обойтись без писаных законов и не допустить развития индивидуализма. И те, и другие осуждали гражданские права и политические свободы, доказывая, что они лишь маскируют капиталистическую эксплуатацию. Считали развитие капитализма и присущее ему все большее "оправовление" общественных отношений специфическим свойством Запада, привнесенным в Россию и для нее чуждым. Либеральная концепция правозаконности отвергалась по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства.

Безразличие, негативное отношение к праву вызвало тревогу в кругах отечественных юристов. Тем более, что среди выразителей негативного отношения к писаному праву были имевшие огромное влияние на российскую интеллигенцию Л. Толстой и К.Аксаков. Думается, что именно распространение антиправовых идей в обществе на фоне активной законотворческой деятельности и кодификации послужило началом дискуссии о важности права вообще и о роли правосознания в частности.

Следует отметить, что ни во второй половине XIX века, ни на рубеже XIX - XX веков в юридической науке не давалось четкого определения понятия правосознания Однако не давая самого определения правосознания, отечественные юристы использовали указанный термин в своих трудах. Исходя из их анализа, можно сделать вывод, что большинство правоведов понимали под правосознанием положительное отношение к праву (например, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, М.М. Ковалевский)198. Несмотря на заметный интерес к правосознанию, который отмечается в работах отечественных правоведов (Л.И. Петражицкий, Е.Н.Трубецкой, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев) на рубеже XIX - XX веков, теоретического исследования правосознания предпринято не было.

Более подробно проблема правосознания освещается в трудах И. А. Ильина. Правосознание он понимает как "волю к праву, волю к цели права и способность самозаконно мотивировать свои поступки сознанием этой цели"199, "особого рода инстинктивное правочувствование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей", "оно вообще не сводится к одному знанию", но включает в себя все основные функции душевной жизни: "прежде всего - волю и притом именно духовно воспитанную волю"

Будучи твердо уверен в духовной природе государства, мыслитель серьезно занимается вопросами нравственности. Он - очевидец революционных событий 1905-1907 годов, когда вполне объяснимое недовольство простого народа уровнем жизни, борьба за свои права превращались в пьяные потасовки, когда озверевшая толпа сжигала целые усадьбы вместе с их хозяевами, когда любое нарушение закона рассматривалось как политический протест против власти. Ильин знал и другое: чиновничий аппарат, главной задачей которого являлась реализация государственных решений, ни о чем другом не помышлял, кроме как о своей корысти. Местничество, взяточничество, элементарное воровство - это было обычным явлением.

Похожие диссертации на Право и правосознание в учении И. А. Ильина