Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Павленко Евгения Михайловна

Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России
<
Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павленко Евгения Михайловна. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 Москва, 2006 202 с. РГБ ОД, 61:07-12/284

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Культура прав человека и конституционное правосознание в конституционно-правовой теории и практике 15

1. Культура прав человека и конституционное правосознание как научные категории и как явления общественной жизни 15

2. Состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе 61

Глава II. Основные направления и формы деятельности по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания 87

1. Основные направления формирования культуры прав человека и конституционного правосознания 87

2. Формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания 113

Заключение 121

Библиография 128

Приложения 142

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие XX века положило начало коренным изменениям в российском государстве и обществе. Принятая в 1993 г. Конституция РФ легла в основу всеобъемлющей правовой реформы. Существенное развитие претерпели федеративные отношения. Происходит становление институтов гражданского общества и местного самоуправления. Начался процесс гармонизации национального права России с международными нормами, в том числе в связи с вступлением Российской Федерации в 1996 г. в Совет Европы. Усилилась интеграция России в мировую экономику в условиях глобализации и формирования информационного общества.

Однако любой переходный этап связан с определенной дезорганизацией государственных структур и противоборством политических сил, экономической нестабильностью и социальной напряженностью, преобразованием нормативных и институциональных элементов правовой системы, а также характеризуется изменениями в духовной сфере общества, обновлением мировоззрения населения.

Современное российское общество переживает кризис духовности, сопровождающийся переоценкой ценностей, сменой ориентиров и идеалов. На нынешнем этапе Россия находится в поисках собственной идентичности в условиях глобализованного мира. Но каким бы ни был путь, избранный Россией, перед государством и обществом в качестве приоритетной задачи будет стоять утверждение демократических идеалов и ценностей, ставящих во главу угла права и свободы человека.

В период кардинальной смены правовых устоев жизни российского государства и общества, формирования новой правовой системы особо значимым фактором поддержки правовых преобразований и их реализации должны стать высокий уровень правовой культуры и правосознания всех слоев общества. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают вопросы

4 научного исследования новых для конституционной теории и практики категорий «культура прав человека» и «конституционное правосознание», которые имеют тесную взаимосвязь с правовой культурой и правовым сознанием, опираются на демократические ценности и идеалы прав человека.

Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры, без его освоения невозможно объективно оценивать всю систему сложных и противоречивых политических, правовых, социальных и экономических процессов, происходящих как в России, так и на международном уровне. Признание человека, его прав и свобод человека высшей ценностью является важнейшим достижением цивилизации, базовым конституционно-правовым принципом и основной задачей гуманизации общественной и государственной жизни, в частности гуманизации права в Российской Федерации.

Для того чтобы уважение прав и свобод человека как основы демократии в современной России стало нормой, необходимо, чтобы граждане сами осознавали свои права и свободы, имели определенные знания в данной сфере, уважали права и достоинство других людей, а также обладали практическими навыками в области их защиты. Все это — важнейшие элементы культуры прав человека, а высокий уровень культуры прав человека, в свою очередь, одна из гарантий реализации прав и свобод. Многие аспекты культуры прав человека до сих пор теоретически не обоснованы, поэтому детальное изучение и разработка основных понятий, категорий имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение.

Культура прав человека и правовая культура, одним из важнейших компонентов которой является правовое сознание, — составные части духовной культуры общества. Вопрос о соотношении и взаимосвязи культуры прав человека с категориями «правовая культура» и «правосознание» прежде не был предметом исследования в юридической науке.

К анализу феномена конституционного правосознания как особого вида правового сознания, который не может сформироваться вне ценностей

5 конституционализма, демократии, прав и свобод человека, в последнее время обращаются многие ученые-конституционалисты. Дальнейшая разработка новой в конституционно-правовой теории концепции конституционного правосознания как высшей формы правового сознания личности, социальных групп и общества в целом, как важнейшего показателя уровня правовой культуры и культуры прав человека российского общества и его граждан также необходима.

В Российской Федерации уровень культуры прав человека и конституционного правосознания отдельного индивида, представителей государственных структур, общества в целом невысок, доминирующими остаются конституционно-правовой нигилизм, инфантилизм, идеализм, что является существенным препятствием современным процессам модернизации, превращения Конституции РФ из декларативного документа в акт, способный обеспечить стабильность в обществе и развитие российской государственности. Россия — страна, где на протяжении многих веков отсутствовали традиции парламентаризма, утверждалась харизматическая концепция власти, что принижало значимость конституционного правосознания. При этом права человека рассматривались в нашей стране в качестве нравственной, а не юридической категории. Индивидуализм, в контексте которого развивались представления о правах человека на Западе, не был присущ российскому обществу. Эти обстоятельства оказывали серьёзное влияние на формирование в России культуры прав человека и конституционного правосознания, придав им специфические черты. Поэтому исследование современного состояния культуры прав человека и конституционного правосознания в российском обществе, а также выяснение факторов, препятствующих их формированию, разработка направлений и форм деятельности по их развитию являются актуальными с точки зрения конституционно-правового регулирования и дальнейших перспектив конституционного развития нашего государства.

Степень теоретической разработки проблемы. В качестве теоретической и методологической основы проводимого исследования использованы

труды ученых, получившие научное признание в юриспруденции, философии, социологии, культурологии, теории прав человека.

Методологические подходы к пониманию сущности и определению содержания категории «культура», позволяющие выявить закономерности существования и развития таких ее подсистем, как правовая культура и культура прав человека и имеющие существенное значение для юридической науки анализировались в работах Е. А. Аграновской, А. И. Арнольдова, С. Н. Артановского, Е. А. Ануфриева, А. Ф. Гранина, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, А. А. Зворыкина, Н. С. Злобина, Ю. М. Лотмана, В. А. Малахова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, А. Моля, А. П. Семитко, Д. А. Силичева, Э. В. Соколова, Ю. Н. Солонина, Уайта Лесли А., Б. А. Успенского, А. И. Шаповалова, В. М. Чхиквадзе, Л. С. Явича и других авторов.

Множество исследований в юридической науке посвящено специальной разработке проблем правовой культуры. Этико-правовая оценка роли правовой культуры, ее гуманистического содержания, структура, соотношение с другими правовыми категориями, проблемы развития освещались в работах таких ученых как Е. Н. Агибалова, Е. В. Аграновская, С. С. Алексеев, П. В. Анисимов, В. М. Боер, Г. А. Голубева, А. Ф. Гранин, Е. А. Зорченко, И. А. Иванников, В. И. Каминская, В. В. Кожевников, О. А. Красавчиков, И. А. Крыгина, И. М. Кейзеров, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, А. В. Мальков, А. Ф. Никитин, А. В. Поляков, А. Р. Ратинов, И. В. Ростовщиков, Р. К. Русинов, И. Ф. Рябко, В. П. Сальников, А. П. Семитко, Т. В. Синюкова, Е. В. Тагунов, В. П. Федорин, В. Д. Шишкин и многих других.

В исследовании еще одного института общей теории права — правового сознания российская юридическая наука продвинулась далеко вперед. Классическими образцами российской юриспруденции стали работы авторов дореволюционной России Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева, И. А. Ильина. Отечественная юридическая наука создала основы общей тео-

7 рий правосознания, глубоко изучены понятие, сущность, структура, функции, виды и уровни правового сознания, диалектика его формирования и развития, взаимосвязь с другими явлениями правовой действительности, виды, причины и пути преодоления его деформации. Значительный вклад внесли работы С. С. Алексеева, П. П. Баранова, В. И. Бегинина, К. Т. Вельского, Н. Л. Граната, Н. И. Козюбры, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, Е. В. Назаренко, А. Н. Окары, Г. С. Остроумова, И. Ф. Покровского, Д. А. Потопейко, А. Р. Ратинова, И. Ф. Рябко, В. А. Сапуна, Н. Я. Соколова, Э. Ю. Соловьева, Ю. Г. Ткаченко, А. К. Уледова, И. Е. Фарбера, В. А. Чефранова, В. А. Щегорцова и других.

Культура прав человека не была ранее предметом исследования в науке. В отечественной литературе нет специальных работ, посвященных определению содержания данного сложного комплексного явления, его структуре, роли, проблемам формирования. Однако существенное значение для изучения культуры прав человека имеют достижения науки в области современной теории прав человека. При разработке темы автор настоящего диссертационного исследования опирался на труды таких отечественных теоретиков и исследователей-практиков как А. Я. Азаров, П. В. Анисимов, Л. И. Глухарева, В. Е. Гулиев, И. В. Евдокимов, К. X. Каландаров, Е. А. Лукашева, Н. И. Матузов, Ф. М. Рудинский, А. А. Требков, М. М. Утяшев, на работы зарубежных авторов Теодора П. Гербера, Р. Голдстоуна, Сары Е. Мендельсон, А. Михр, М. Новицкого, М. Робинсон, и а также на данные прикладных исследований ВЦИОМ, Центра социального прогнозирования, Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, юридического факультета Башкирского Государственного Университета.

На стадии теоретической разработки сегодня находится также новая в конституционном праве концепция конституционного правосознания как высшей формы правового сознания личности и как важнейшего показателя уровня правовой культуры и культуры прав человека российского общества. Автор настоящего исследования опирался на основные положения и выводы

8 научных работ Э. Э. Баринова, И. А. Кравеца, В. В. Никитяевой, В. О. Лучина. Некоторые аспекты изучения конституционного правосознания представлены в исследованиях Р. С. Байниязова, А. С. Пересыпкина и других авторов.

При анализе вопроса о соотношении и взаимной обусловленности конституционного правосознания и культуры прав человека диссертант обратился к еще одной ранее не изучавшейся в науке категории «права знать свои права», при этом методологической и теоретической основой стали работы отечественных ученых по теории субъективного права Н. Г. Александрова, Н. С. Братуся, Н. В. Витрука, Н. И. Матузова, М. С. Строговича и других.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения и общественное сознание, отражающие процесс формирования культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России.

Предмет исследования — теоретическая концепция формирования гуманистического конституционного правосознания на основе культуры прав человека.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования — разработка и теоретическое обоснование концепции формирования культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе, а также предложений, направленных на ее практическую реализацию.

Для достижения цели диссертационного исследования автор ставит перед собой следующие задачи:

  1. выявить общие методологические подходы к исследованию культуры прав человека и конституционного правосознания как общественных явлений правовой действительности;

  2. разработать понятийный (категориальный) аппарат — определить следующие правовые категории: «культура прав человека», «конституционное правосознание»;

  3. выявить содержание права человека знать свои права;

  1. раскрыть содержание, специфику структурных элементов, типологию, уровни и значение культуры прав человека и конституционного правосознания как научных категорий и явлений общественной жизни;

  2. указать на особенности соотношения и взаимосвязи культуры прав человека и конституционного правосознания;

  3. охарактеризовать современное состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в российском обществе, в том числе на основе данных социологических исследований;

  4. выявить и исследовать факторы, препятствующие формированию культуры прав человека и конституционного правосознания в российском обществе;

  5. установить и обосновать приоритетные направления и формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания;

  6. разработать практические предложения государственным и общественным структурам по реализации конкретных направлений деятельности в данной сфере.

Методы исследования. Достичь поставленной в диссертационном исследовании цели позволяют общие и специальные методы научного познания, применяемые автором. Среди общенаучных методов широко использованы: анализ, синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, наблюдение. Применялись автором и частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и метод социологического опроса.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые сформулированы концептуальные основы новой в науке категории «культура прав человека»; рассмотрены ее сущность и содержание, соотношение и взаимосвязь с такими явлениями правовой действительности, как конституционное правосознание, правосознание, правовая культура; дано новое определение понятия «конституционное правосознание»; раскрыто содержание

10 права человека знать свои права; проанализировано современное состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в РФ; выявлены антиподы культуры прав человека и деформации конституционного правосознания, препятствующие их формированию; обоснованы современные приоритетные направления и формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания; разработаны проекты Государственной программы «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 гг.» и Конвенции ООН об образовании в области прав человека. Положения, выносимые на защиту:

  1. Культура прав человека является составной частью духовной культуры и представляет собой систему знаний, ценностных ориентации и взглядов, психологических чувств, основанных на признании и уважении достоинства человека, его прав и свобод, а также практических навыков и умений по их реализации и защите. Она имеет многогранный многоуровневый характер и пронизывает все составные части духовной культуры, отражая в них понятие «права человека».

  2. Конституционное правосознание является разновидностью правового сознания общества, социальных групп и личности, отражающей их знания и отношение к конституционно-правовым нормам и институтам, к практике их реализации, а также осознание роли Конституции в правовом регулировании. Оно состоит из конституционно-правовой идеологии и конституционно-правовой психологии, характеризуется различными типами и уровнями.

  3. Конституционное правосознание и культура прав человека — взаимосвязанные и взаимозависимые категории, взаимная обусловленность которых выражается в соотношении их элементов, типов и уровней.

  4. Становлению культуры прав человека и конституционного правосознания препятствуют антикультура прав человека и деформации конституционного правосознания (конституционно-правового нигилизма, конституционно-правового инфантилизма и конституционно-правового идеализма),

11 которые находятся в органической взаимосвязи и единстве. Антикультура прав человека, как и низкий уровень культуры прав человека, способствуют развитию деформаций конституционного правосознания, что существенно снижает уровень его гуманизации.

  1. Культура прав человека является важнейшим средством и необходимым условием гуманизации конституционного правосознания и всего правосознания, следовательно, и правовой культуры в целом.

  2. Высокий уровень культуры прав человека влияет на формирование адекватного отношения человека, социальных групп и общества к конституционно-правовым институтам. Культура прав человека позволяет развивать гражданские качества личности, необходимые для формирования конституционного правосознания; способствует преодолению деформаций конституционного правосознания, изменяет отношение к конституционным механизмам защиты прав человека, формирует навыки их использования и уверенность в их эффективности.

  3. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России требует целенаправленной деятельности государства и гражданского общества по определённым направлениям и в определённых формах.

  4. Особым направлением деятельности по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания является обеспечение права человека знать свои права как закрепленной в международно-правовых актах и гарантированной государством возможности лица приобретать знания, ценностные ориентации и взгляды, практические навыки и умения путем изучения, рассмотрения, обсуждения вопросов теории и практики прав и свобод человека, получения и распространения информации по данной тематике, требования от государства и международных организаций создания соответствующих условий для реализации этого права, а также обращения за его защитой. Право знать свои права — важнейшая гарантия всех прав человека, в первую очередь права на защиту прав человека.

9. В целях практического осуществления мер, направленных на формирование культуры прав человека и конституционного правосознания, и юридического оформления права человека знать свои права необходимо принять Государственную программу «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 гг.» и Конвенцию ООН об образовании в области прав человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование носит методологический характер, способствует дальнейшему развитию юридической науки в целом. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые сформулированы и содержательно обоснованы указанные выше теоретические положения, сделана попытка разработать концепцию формирования культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе, имеющую важнейшее теоретико-методологическое и прикладное значение для современной конституционной науки и практики конституционного регулирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и выводы могут быть применены в разносторонней деятельности государственных и общественных структур, направленной в том числе на формирование культуры прав человека и конституционного правосознания, на преодоление его деформаций, являющихся существенным препятствием в конституционном развитии Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании государственно-правовых дисциплин, а также спецкурсов по конституционному праву и теории прав человека, применены в разработке исследовательских и образовательных программ всех уровней.

Положения и выводы исследования были апробированы диссертантом в практической деятельности по обучению и просвещению различных целевых групп как в Российской Федерации, так и в ряде стран СНГ и Восточной Европы в качестве трейнера Совета Европы по образованию в области прав

13 человека, международного эксперта, преподавателя вуза, в том числе в рамках тренингов, семинарских занятий, летних школ и сессий по подготовке госслужащих разных ведомств (Министерства юстиции, Министерства образования, кадровых служб системы Министерства внутренних дел и Вооружённых Сил, омбудсменов, адвокатов, сотрудников пенитенциарных систем, работников служб по делам несовершеннолетних и т. п.), специалистов в области образования (системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов управления образованием и научно-методических отделов, педагогов всех систем образования), представителей неправительственных организаций, а также учащейся молодёжи.

В качестве международного эксперта диссертант осуществлял организацию, руководство разработкой и экспертную оценку программ, учебников и пособий, исследовательских проектов, в том числе учебной программы и учебников по курсу «Права человека» для 10-11 классов общеобразовательных школ Республики Таджикистан, учебно-методического пособия и учебника «Защита прав человека как функция и обязанность милиции» для преподавателей вузов и курсантов системы МВД Республики Таджикистан, консультирование авторов и рецензирование более 30 учебных программ по различным аспектам прав человека для юридических и неюридических вузов стран СНГ, а также Германии, Латвии, Монголии и Польши. Значительный опыт и проблемы образования в области прав человека в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах был систематизирован диссертантом в результате руководства секцией «Высшее образование» в рамках ежегодных Международных сессий «Права человека, культура мира, толерантность — содержание и методы обучения» (2000—2001 гг.).

Диссертант апробировал положения и выводы исследования в ходе научно-практических конференций и симпозиумов, обучения и стажировок по проблемам прав человека в различных международных организациях (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Международный Суд ООН, Программа развития ООН, Бюро ООН по содействию миро-

14 строительству в Таджикистане, ЮНЕСКО, ЮНИФЕМ, Международный Комитет Красного Креста, Совет Европы, Европейский Суд по правам человека, Директорат молодёжи и спорта Совета Европы, ОБСЕ, Бюро по демократическим институтам и правам человека и др.), в том числе в рамках II Высшего Международного курса по защите прав человека, организованного Хельсинкским Фондом по правам человека (2002—2004 гг.), обучения по образованию в области прав человека для молодёжи в Европейском молодёжном центре (г. Будапешт, 2001—2003 гг.)

Результаты исследования используются автором в преподавательской деятельности на юридических факультетах вузов (Института управления и бизнеса, г. Калуга; Среднерусского университета (Гуманитарного института), г. Обнинск) в рамках авторских программ курсов «Конституционное право Российской Федерации», «История и теория прав человека».

Концептуальные идеи настоящего диссертационного исследования нашли отражение в разработанных автором целевых программах и проектах нормативно-правовых актов, в том числе в Проекте Конвенции ООН об образовании в области прав человека, представленном автором совместно с Р. В. Синельниковым на обсуждение и доработку в международные органы и государственные структуры РФ, и в Проекте Государственной программы «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 годы», вынесенном на рассмотрение Экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, научной и педагогической общественности.

Культура прав человека и конституционное правосознание как научные категории и как явления общественной жизни

Права человека в XXI веке стали общепризнанными стандартами для всего цивилизованного мира. Как универсальная ценность они имеют всеобъемлющее значение. Уважение прав и основных свобод человека — один из важнейших принципов международного права. Нет ни одного государства в современном мире, которое бы ни признавало, что уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека являются существенным условием прочного мира, безопасности, справедливости и благополучия.

В каждой отдельной стране формируется национальное конституционное регулирование прав личности под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой области. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в механизмах их реализации и защиты.

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина— обязанностью государства (ст.2). Конституционная концепция прав личности в РФ, как и во многих странах Европы, имеет два аспекта. С одной стороны, она представляет собой совокупность объективных принципов, на которых зиждется правовая система и государственное устройство в целом; определяет в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов в защите личности. С другой стороны— каждая личность трактуется как субъект комплекса принадлежащих ей прав человека, и она сама решает, как ими пользоваться. При этом права человека являются пределом осуществления государственной власти, сферой его автономного существования.

Однако декларирование отдельных прав человека в Конституции РФ часто носит формальный характер, а ситуация с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в нашей стране далека от желаемой. Одна из причин этого состояния — слабая информированность общества в сфере прав и свобод человека, отсутствие элементарных знаний в этой области и как следствие — доминирование правового нигилизма и инфантилизма в обществе. Как пишет Е. А. Лукашева: «Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам. И это понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепенной задачей является обучение культуре прав человека, которое должно распространяться и на должностных лиц, и на всех людей, проживающих на территории страны...» .

Для того чтобы уважение прав и свобод человека как основы демократии в современной России стало нормой, необходимо, чтобы граждане сами осознавали свои права и свободы, имели определенные знания в данной сфере, уважали права и достоинство других людей, а также обладали навыками и умениями в области защиты прав и свобод. Именно понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. Осведомленность человека о своих правах и обязанностях — важнейший элемент культуры прав человека. Высокий уровень культуры прав человека, в свою очередь, — одна из гарантий реализации этих прав. Многие вопросы культуры прав человека до сих пор теоретически не обоснованы, поэтому детальное изучение и разработка основных понятий, категорий имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение.

Необходимо определить содержание понятия «культура», что позволит выявить закономерности существования и развития таких ее подсистем, как правовая культура, политическая культура, культура прав человека и пр. Однако, если юридические понятия, например категория «право», имеют относительно устоявшееся, определенное содержание, то этого нельзя сказать о категории «культура», научное понимание которой далеко не однозначно в связи с тем, что оно отражает необыкновенно широкое, сложное и многогранное общественное явление, характеризующее личность, социальную группу, общество. По словам В. М. Межуева, «ни одно понятие общественной науки не вызывает такого расхождения во взглядах, такого многообразия суждений и определений, как понятие «культура».2 Многочисленность не сходящихся, а порой и исключающих друг друга определений культуры отмечают также и другие авторы.3 При этом совершенно ясно, что ни понятие «культура», ни ее суть и оттенки не могут быть исчерпывающим образом выражены в одном определении.

Безусловно, с методологической точки зрения важно не количество определений, а принципиальные различия в подходах, которых, конечно, меньше, чем дефиниций. От взятого за основу подхода во многом зависит решение различных вопросов, связанных с изучением феномена культуры прав человека: выделение существенных признаков в определении понятия, вычленение структурных элементов, анализ основных направлений и форм деятельности по ее формированию.

Состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе

Последнее десятилетие XX века положило начало коренным изменениям в российском государстве и обществе. Однако любой переходный период связан с дезорганизацией государственных структур, потерей привычных духовных ориентиров противоборством политических сил, социальной напряженностью, нравственной дезориентацией. Все эти процессы развиваются сегодня и в нашем обществе в крайне обостренных формах. Можно сказать, что Россия вступила в XXI век в условиях глубокого дефицита правового сознания, правовой культуры в целом и, безусловно, культуры прав человека и конституционного правосознания.

Переходный период для России означает трансформацию и производственных отношений, и социальных институтов, и мировоззрения населения. Причем подобные исторические изменения требуют длительного реформирования эволюционного характера. Такая эволюция, по сути, означает смену поколений. Поколения наших соотечественников проходили социализацию в идентичных идеологических, но в разных политических и правовых условиях. Отдельные этапы истории страны нередко почти полностью отвергались, что привело к нарушению целостности, преемственности образа истории России в массовом сознании. Нескольким поколениям россиян пришлось не раз переосмысливать свои взгляды на лично прожитые ими в течение жизни этапы истории. Поэтому сегодня, говоря о становлении современного правового сознания, в частности конституционного правосознания, правовой культуры и культуры прав человека, следует иметь в виду особенности прошлого социального опыта и системы ценностных ориентации населения. Особого внимания заслуживает исследование образов государственности, экономических и общественных отношений разных исторических этапов России (СССР) в массовом сознании россиян. Состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе можно охарактеризовать посредством анализа их отдельных элементов, основываясь на данных различных прикладных исследований и социологического опроса, проведённого автором настоящей диссертации.

Прикладные исследования в РФ, посвященные актуальным проблемам становления правовых отношений в России, современному состоянию правового сознания и правовой культуры граждан, противоречиям между правовыми ожиданиями населения и правовым потенциалом власти, механизмам формирования правосознания различных социальных групп проводились неоднократно, однако комплексных исследований уровня индивидуального, группового и общественного типов культуры прав человека не проводилось. Тем не менее в рамках отдельных исследований учёные, обращаясь к анализу сознания россиян, их отношения к явлением правовой действительности, рассматривали элементы, характерные для культуры прав человека.

Так, например, многие эксперты, анализируя уровень правовой культуры населения на основании данных опроса, проведенного Центром социального прогнозирования в 2001 г., приходят к выводу, что он низок в абсолютном большинстве регионов России, это также относится к соблюдению законодательства и населением в целом, и представителями органов власти.81 Особое внимание в рамках данного исследования уделяется также вопросу ценности прав и свобод в общественном мнении граждан России и отношения к их гарантиям. Авторы указывают, что эта ценность очень высока, однако условия удовлетворения таких ожиданий неблагоприятные, в том числе отмечаются трудности в поиске необходимой правовой информации, с которы-ми сталкиваются представители всех возрастных групп . Таким образом, отсутствие знаний о правах и свободах человека и механизмам их защиты усугубляется невозможностью получить соответствующую информацию. Большинство респондентов считают, что хотя по Конституции Россия — правовое государство, она сегодня еще далека от этого идеала (65,9% опрошенных)84, а в неправовом государстве право для граждан не является предметом уважения, тем более ценностью. Оно ассоциируется с внешним принуждением, соблюдение которого обязательно, если есть «надзиратель», в иных условиях его можно игнорировать. Подобные установки характерны для всех групп населения. При этом в предпочтениях российских граждан закон и законопослушание занимают третье место после таких ценностей, как совесть и интересы семьи. Конституционные нормы и принципы рассматриваются в качестве формально созданных, но реально не действующих положений. Всё это, безусловно, затрагивает идеологические и психологические элементы конституционного правосознания.

Однако внушает оптимизм утверждение в массовом сознании россиян трех критериев, характеризующих правовое государство (именно их отмечают большинство участников опроса): соблюдение законов всеми, независимость судов, соблюдение властью основных прав и свобод граждан. Актуальность последних двух принципов постепенно начинает возрастать.

По результатам опроса «Соблюдение прав человека в России. Состояние действующего механизма обеспечения и защиты прав человека. Развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации», который проводился в сентябре-октябре 2004 года Аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ, подавляющее число респондентов (62,9%) считает, что на сегодняшний день права человека в России соблюдаются частично; 82,9% опрошенных лиц отметили в качестве основной причины, мешающей гражданам защищать свои права и свободы, низкий уровень правовой культуры, а также уверенность в том, что справедливости все равно не добьешься. Исследователи имеют в виду неумение респондентов бороться за свои права, что подразумевает отсутствие знаний о механизмах защиты, отсутствие необходимых навыков и, главное, неверие в эффективность данных действий. Такого рода пассивность респондентов при нарушении их прав и свобод также является показателем низкого уровня их культуры прав человека. Кроме того, 68,6% участников опроса отметили в качестве причин недоверие к государству и низкий уровень правовой культуры государственных служащих85, что предполагает в том числе низкий уровень общественного конституционного правосознания.

Основные направления формирования культуры прав человека и конституционного правосознания

Деформации конституционного правосознания и низкий уровень культуры прав человека, характерные на современном этапе как для рядовых граждан России, так и для должностных лиц, находят выражение в грубых и массовых нарушениях прав человека во всех сферах жизнедеятельности общества. Незнание гражданами своих прав и неоднозначное отношение к правам и свободам как к социальной ценности в обществе, неуважительное отношение к закону, государственным и социальным институтам, рост национальной и расовой нетерпимости, религиозных конфликтов, всплеск экстремизма, ксенофобии и других негативных явлений, являются препятствием на пути проведения демократических преобразований в РФ.

Для преодоления этих явлений необходим переход к активным действиям со стороны государства и общества, созидающим уважение к правам и свободам человека, межнациональное примирение, единение, согласие, толерантное отношение к различиям между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами людей.

Как утверждает Ф. М. Рудинский, реальное обеспечение прав человека связано с формированием механизма гарантий прав человека, созданного на основе международных стандартов и приспособленного к специфическим российским условиям. К числу первоочередных мер, по мнению исследователя, относятся: коренное изменение государственной политики в сторону ее гуманизации; обновление законодательства, создание системы надежных гарантий прав человека; усиление борьбы с преступностью; обеспечение необходимых юридических процедур, способствующих реализации прав челове-ка; формирование культуры прав человека.

Действительно, высокий уровень культуры прав человека в обществе является духовной гарантией их реализации, в этой связи первостепенной задачей государства должны стать выработка и проведение единой государственной политики в первую очередь в области образования в РФ, содействующей формированию культуры прав человека и конституционного правосознания.

Однако в современной России, по мнению ряда авторов, самыми слабыми звеньями в деле становления российской системы прав человека как раз являются государство и сфера образования, которые требуют глубокого реформирования, чтобы права действительно существовали в России.129

Образование в области прав человека — это процесс и результат передачи и усвоения знаний, умений и навыков, формирования ценностных ориентации и качеств личности в целях создания всеобщей культуры прав человека. Оно должно быть направлено на: укрепление уважения к правам человека и основным свободам; полное и всестороннее развитие личности и чувства человеческого достоинства; содействие формированию культуры мира, взаимопониманию, толерантности, равенству полов и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества и т. д. При этом оно должно основываться на принципе универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека.

По мнению автора настоящего диссертационного исследования, основными направлениями деятельности государства и общества по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания в настоящее время являются: 1) выработка и проведение единой государственной политики в сфере гражданского образования, правового просвещения и образования в области прав человека; 2) реализация обязательств, вытекающих из универсальных и региональных международно-правовых актов, нацеленных на обучение и воспитание в духе прав человека всех слоев населения и профессиональных групп; 3) юридическое оформление и закрепление обязательств государства признавать, соблюдать и защищать право каждого знать свои права; 4) развитие и поощрение взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в данной области. Важнейшими шагами на пути к выработке и проведению единой госу дарственной политики в сфере образования в области прав человека должны стать: 1) формирование концептуально-методологической базы образования в области прав человека и смежных сфер образования, в том числе гражданского и правового образования; 2) создание условий и поощрение проведения научных исследований в области прав и свобод человека и прикладных исследований юридической науки; 3) разработка и внедрение нормативных и организационно методических оснований системы образования в области прав человека; 4) проведение информационно-просветительских мероприятий и кампаний; 5) дальнейшее становление и развитие механизмов защиты прав человека как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. К сожалению, нет ни одной конституционной нормы, которая бы закрепляла обязанность государства проводить политику, направленную на просвещение всех слоев населения в области прав и свобод человека, хотя согласно ст. 2 Конституции, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина— обязанность государства». Часто права человека являются категорией, чуждой правосознанию большинства тех, кто согласно законодательству призван обеспечивать ее незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение населения в Российской Федерации к самой Конституции как некоему декору, необходимому в любом демократическом и правовом государстве.

Абсолютно прав Ф. М. Рудинский, утверждая, что «бюрократия не заинтересована в распространении знаний о правах человека потому, что значительно легче управлять людьми, не знающими своих прав и не осознающими их ценности»130.

На различных встречах и научно-методических конференциях по преподаванию прав человека, заседаниях Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации неоднократно поднимался вопрос о разработке и принятии Национального плана образования в области прав человека. Подобные планы и государственные программы приняты в настоящее время примерно в 50 государствах, в том числе в ряде стран СНГ (например, Национальный план развития образования в области прав человека в Республике Беларусь и Государственная программа «Государственная система образования в области прав человека в Республике Таджикистан»).

Формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания

Приоритетные направления государственной политики по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания современной России выражаются в конкретных формах деятельности государства. Детальная разработка и осуществление на практике таких форм деятельности являются актуальными с точки зрения дальнейших перспектив демократических реформ и тенденций конституционного развития РФ. Рассмотрение вопроса о формах деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания в рамках настоящего диссертационного исследования имеет прикладное значение, так как позволяет выработать практические рекомендации по осуществлению положений диссертации, выносимых на защиту. Целесообразно выделить следующие основные формы деятельности, направленные на формирование культуры прав человека и конституционного правосознания. 1) Деятельность государственных структур предполагает: а) деятельность государственной системы образования (вузов, школ, профессиональных училищ, систем повышения квалификации и т. п.); б) деятельность кафедр прав человека и секций научно исследовательских институтов (сектор прав человека Института государства и права Российской академии наук); в) деятельность Уполномоченных по правам человека; г) деятельность консультативных органов по различным аспектам прав человека при органах государственной власти (Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию ин ститутов гражданского общества и правам человека и т. п.) д) деятельность Общественной палаты Российской Федерации и ре гиональных палат; е) деятельность правоохранительных органов; ж) деятельность государственных СМИ; з) деятельность межправительственных организаций. 2) Деятельность общественных структур предполагает: а) деятельность негосударственных образовательных учреждений; б) деятельность неправительственных организаций; в) деятельность негосударственных СМИ. Основным препятствием к интенсивному внедрению проблематики прав человека в образовательный процесс, по мнению многих авторов , являются не только финансовые или организационные ограничения, но и отсутствие у руководителей государственных структур, — министерств и ведомств — политической воли, концептуального видения проблемы, осознания ценности прав и свобод человека, понимания необходимости и актуальности этого вопроса на сегодняшнем этапе.

Вторичными причинами являются неподготовленность кадров, отсутствие структурированной методической базы, несформированность системы непрерывного образования и просвещения всех слоев общества в области прав человека, а также профессиональной подготовки чиновников, должностных лиц, судей, работников правоохранительных органов в этой сфере.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации на основе материалов, разработанных Экспертным советом, неоднократно обращался к Президенту РФ и в федеральные органы управления образованием с предложениями дополнить соответствующий государственный образовательный стандарт по специальности «Юриспруденция» предметом «Права человека» и включить дидактические единицы по правам человека в государственные образовательные стандарты по специальностям цикла ГСЭ.

Вместе с тем вузы России в рамках национально-регионального или вузовского компонента имеют возможность и в ряде случаев вводят отдельные курсы, специализации по правам человека. Так, автор настоящего исследования на базе Института управления и бизнеса г. Калуга и Среднерусского университета (Гуманитарного института) г. Обнинск ведёт спецкурс «История и теория прав человека».

Недостаточное внимание уделяется образованию и просвещению в области прав человека государственных служащих, от деятельности которых в значительной мере зависят дальнейшее реальное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с пагубной практикой пренебрежительного отношения к человеку, его достоинству и правам со стороны в первую очередь юристов-практиков: работников правоохранительных органов, должностных лиц всех уровней,судей.

Необходимость повышения уровня культуры прав человека и конституционного правосознания возникает также в отношении представителей ряда других профессий, работающих как в государственной сфере, так и вне её. Например, реализация личного права каждого на тайну переписки, телефонных и телеграфных сообщений напрямую зависит от уважения понятия «тайна» у работников системы связи и телекоммуникаций, а неприкосновенность частной жизни лица — от воспитания чувства деликатности, уважения к сугубо частным, индивидуальным моментам жизни, у сотрудников СМИ.

Особое значение в формировании культуры прав человека и конституционного правосознания имеют педагогические вузы и учреждения повышения квалификации работников образования. Однако в системе подготовки преподавателей также нет обязательных курсов по праву, в рамках которых возможно освещение проблематики прав человека и прав ребёнка, несмотря на то, что тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, принятые Минтруда и Минобразования России, обязывают работников образования знать Конституцию Российской Федерации и Конвенцию о правах ребёнка.

Обучение правам человека в системе среднего образования предполагает изучение многих понятий, таких как «права ребёнка», «Конституция», «правовое государство», «международные документы по правам человека» и другие в рамках курсов «Граждановедение», «Обществознание», «Основы государства и права». Разработаны и апробированы различные модели и программы обучения, методические и учебные пособия. Внедряются новые техники и интерактивные методики. Однако ценностный аспект прав человека во многих случаях остаётся утерянным. В настоящее время только намечается выработка и осуществление целостной политики в области гражданского образования и просвещения в Российской Федерации.

Существенным условием формирования культуры прав человека и конституционного правосознания является развитие научного знания о правах и свободах человека, создание специализированных образовательных структур, занимающихся научными исследованиями, поощрение прикладных исследований в юридической науке, организация кафедр прав человека, защита кандидатских и докторских диссертационных исследований в области прав человека.

Похожие диссертации на Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России