Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Глухарева Людмила Ивановна

Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы
<
Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глухарева Людмила Ивановна. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2004 417 c. РГБ ОД, 71:05-12/50

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . Теория прав человека: историко-логические и методологические основы 26

1. Генезис прав человека как отражение цивилизационной динамики (история и современность) 26

2. Основные характеристики теории прав человека 76

3..Методо логические новации современной теории прав человека 110

Глава 2. Права человека как общеправовая категория 127

1. Категория прав человека: проблемы теоретико-правового и социогуманитарного определения 127

2.Системная организация прав человека и ее структурно- функциональный анализ 166

3.Ценностно-гуманистическое обоснование прав человека в общей теории права и государства 202

4.Право, права и обязанности человека: современное видение взаимосвязи и взаимообусловленности 241

5.Права человека и правовое, демократическое, социальное государство 267

6.Механизм гарантий прав человека (проблемы эффективности) 296

Глава 3 . Глобализация и тенденции развития прав человека: взаимодействие универсальной, цивилизационно-региональных и национально-государственных систем 325

1. Особенности современных национально-государственных систем прав человека: сравнительно-правовой анализ 326

2. Общественное правосознание и становление цивилизационно-региональных моделей прав человека 343

3.Формирование концепции универсальных прав и современные мировые реалии 366

Заключение

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Права человека признаются сегодня общечеловеческой ценностью, они стали правовым идеалом для современных государственно-правовых систем. Права человека выступают важнейшим признаком правового, демократического и социального государства, формирование которого поставлено как практическая задача Конституцией Российской Федерации 1993 г. Для эффективного решения последней требуется всестороннее, в том числе и фундаментальное, научное осмысление феномена человеческих прав. Однако анализ отечественной литературы свидетельствует о том, что юридическое знание о правах на сегодняшний день представляет собой многоотраслевую информацию, «сумму» различного рода дисциплинарных, главным образом конституционных и международно-правовых положений. Материалы о правах человека, даже изложенные в общетеоретических работах и учебниках по теории права и государства, несут на себе отпечаток отраслевых первоисточников (т.е. чаще всего ограничены проблемами правового статуса личности и механизмами национальной и международной защиты). Представление прав в таком ракурсе, несомненно, важно, но недостаточно для уяснения общеправовой категории.

Помимо этого имеющиеся научные разработки слабо учитывают неюридические стороны и проявления прав, поэтому и не всегда в состоянии отразить связь и зависимость правовой сущности прав от их социально-гуманитарных характеристик.

Изменились представления о науке и научных знаниях, способах постановки проблем, методологии исследования, возникают пограничные, комплексные категории (к которым,

несомненно, относятся и права человека). В юридической теории заметно возросла роль концептуального мышления и широких социальных обобщений1. Научная методология в целом перешла на стадию новых (постнеклассических2) рассуждений, в средствах которь»/ остро нуждается современное юридическое познание прав человека.

Другой стала природа прав человека, в глобализирующемся мире они приобрели новые свойства и возможности. Права вышли за пределы взаимоотношений личности только с государством, превратились в конструктивный элемент демократических государственно-правовых систем, способствуют интеграции общественных и правовых отношений, участвуют в формировании личности с ноосферными характеристиками (т.е. творчески созидательной, деятельность которой становится определяющим фактором социального и природного развития), т.д.

Появилось право прав человека, поставлен вопрос о формировании самостоятельной научной отрасли - науки прав человека, ее официальном оформлении в перечне научных специальностей и включении в качестве учебного предмета в государственные образовательные стандарты.

Существенно изменились социально-политические условия в разных странах, в том числе в Российской Федерации, и в мире в целом. Под влиянием модернизационных и глобализационных проблем возникли не известные ранее серьезные противоречия в сфере теории и практики прав человека.

Все это предполагает необходимость по-новому взглянуть на проблему человеческих прав, развернуть целостное юридическое

1 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С.107.

2 Подробнее об этом см. ниже.

представление о них с учетом современных реалий. Поэтому
описание теории, которая в настоящее время складывается в
юридической науке в отношении прав человека, уточнение ее
параметров, отвечающих принципам современной

(постнеклассической) методологии, конкретизация отдельных положений и выводов - является актуальным шагом на пути дальнейшего научного освоения прав человека. Анализ накопленных знаний о правах необходим не только с точки зрения ревизии имеющегося теоретического багажа, но и прояснения ряда спорных моментов, сохраняющихся в понимании прав человека как юридического явления. Формулирование и изложение теории прав человека в том виде, в каком она развивается сегодня в общей теории права и государства (несомненно, с учетом авторского понимания ситуации), важно и для перехода от многоотраслевого представления прав к межотраслевому, а от него - к социогуманитарному, обеспечивающему становление науки (научной дисциплины) прав человека.

Изложенные причины объясняют выбор темы исследования,
актуальность предлагаемых решений. В настоящей работе
излагается (описывается) теория прав человека с подобными
характеристиками, раскрываются ее философско-правовые основы
и гуманитарно-правовое содержание, определяется

методологическая функция для дальнейших общетеоретических и отраслевых юридических и социогуманитарных разработок по данной проблематике.

Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что становление общеправовой теории прав человека, отражающей новую политическую ситуацию в России и новые научные подходы,

наиболее зримо началось с конца 80-х - начала 90-х г.г. прошлого столетия. Первыми систематизированными изложениями такой теории стали учебники, подготовленные авторскими коллективами под руководством профессоров Б.Л. Назарова и Е.А. .Лукашевой1. Отдельные аспекты теории прав человека фрагментарно разрабатывались в контексте решения специально-юридических, политологических, международно-правовых, исторических, правозащитных, нравственно-этических и др. проблем большой группой отечественных юристов.

Тем не менее проблема общеправового, философско-правового и методологического уровня описания теории прав человека, основывающейся на современных (постнеклассических) представлениях научной рациональности, в отечественной литературе не ставилась. Такая попытка впервые предпринята в настоящем исследовании.

Целью диссертационного исследования является описание эпистемологических и содержательных характеристик теории прав человека, развивающейся на современном этапе в рамках общей теории права и государства и формирующейся на принципах постнеклассической науки.

Указанная цель послужила основанием для постановки ряда исследовательских задач:

уяснить природу прав человека в условиях модернизации общественных и правовых отношений, усиления глобальных черт прав; определить роль и значимость прав как фактора современного социально-правового развития;

1 См.: права человека. История, теория и практика. Учебное пособие / под ред В.Л.Назарова, м., 1995; Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.

проанализировать содержание теоретических разработок о понятии прав человека в литературе по общей теории права и государства, другим юридическим наукам; выявить особенности научного отражения прав в иных социогуманитарных дисциплинах;

освоить современную методологию гуманитарного знания, излагаемую в работах по философии науки, исследовать возможности применения ее для познания юридической сущности прав и изложения теории прав человека;

сформулировать определение прав человека как общеправовой категории; показать ее связь с комплексной (социогуманитарной) дефиницией прав; уточнить для этого понятийную терминологию;

на основе структурно-функционального анализа выявить особенности системной организации прав, найти критерии и осуществить типологию прав человека;

используя аксиологический подход, дать ценностно-гуманистическое обоснование феномену человеческих прав; определить принципы, определяющие организацию и динамику их системы; выявить гуманитарный потенциал прав;

уяснить связь прав человека с правом и правовой системой гуманистического типа; уточнить природу нормативно-правового комплекса — «права прав человека», дать характеристику международным и национальным нормам, образующим его;

раскрыть сущность прав человека как правообязанностей (т.е. как нравственно-правового феномена); показать соотношение человеческих прав и обязанностей;

выделить и проанализировать схемы возможных отношений личности с государством, основанных на правах человека; раскрыть особенности прав человека в их роли субъективных публичных прав по отношению к современному правовому, демократическому и

социальному государству; аргументировать статус прав в качестве государственной политики и государственно-правовой идеологии такого государства;

акцентировать значимость всех видов гарантий для реальности прав человека; раскрыть содержание элементов юридического механизма гарантий;

используя методы моделирования, сравнительного правоведения и социокультурного анализа, определить особенности и черты национально-государственных и регионально-цивилизационных систем прав человека; указать на специфику российской модели прав;

руководствуясь принципом правовой поликультурности современного мира, теоретически обосновать концепцию универсальных прав; определить функцию всеобщих прав для целей правовой интеграции и формирования гуманитарного правопорядка.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, исследовавших различные аспекты прав человека. Комплексный характер темы определил обращение к разноплановым научным источникам, привлечение как юридических, так и философских, политологических, социологических, исторических и т.п. материалов.

Важнейшим основанием для исследования стали труды философов науки и эпистемологов: Глинского Б.А., Баксанского О.Е., Дугина А.Г., Кагана М.С., Казютинского В.В., Кузнецовой Л.Ф., Купцова В.И., Лешкевич Т.Г., Маркова Б.В., Микешиной Л.А., Панарина А.С., Степина B.C., Шаповалова В.Ф., др.

Многие разделы те.мы выполнены в рамках философии права, базой для которых послужили публикации Алексеева С.С.,

Беспалова А.Б., Воротилиной Т.Л., Ершова Ю.Г., Карипбаева Б.И., Керимова Д.А., Малахова В.М., Нерсесянца B.C., др.

Методологические аспекты настоящей работы прописаны на основании использования положений и выводов по методологии права Демидова А.И., Керимова Д.А., Кудрявцева В.Н., Мартышина О.В., Нерсесянца B.C., Сырых В.М., др.

Существенным вкладом в уяснение понятия прав человека послужили труды отечественных правоведов-специалистов по общей теории государства и права, теории прав человека, конституционному и международному праву, отраслевых юридических дисциплин. Среди них работы таких ученых, как: Алексеев С.С., Баранов П.П., Бережное А.Г., Бондарь М.С., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Глотов С.А., Даниленко Г.М., Капицын В.М., Карташкин В.А., Ковлер А.И., Козлова Е.И., Комкова Г.Н., Лукашева Е.А., Лукашук И.И., Мальцев Г.В.. Мамут Л.С., Матузов Н.И., Мордовец А.С., Рассказов Л.П., Рудинский Ф.М., Саидов А.Х., Сальников В.П., Синюков В.Н., Строгович И.Е., Сюкияйнен Л.Р., Туманов В.А., Упоров И.В., Утяшев М.М., Фарбер И.Е., Четверний В.А., Чиркин В.Е., Эбзеев Б.С., др.

Плодотворным явилось обращение к отдельным аспектам прав человека, проанализированным в научных исследованиях и статьях Аверкиева И.В., Апресяна Р.Г., Балтановой Р.Г., Бахина СВ., Величко A.M., Головатенко А., Гафарова Ю.Ю., Гусева А.Д., Забигайло В.К., Козулина А., Колотовой М.В., Крупени Е.М., Ледях И.А., Малевича Ю.И., Мюллерсона Р.А., Папаяна Р.А., Проскурина С, Урсула А.Д., Черниченко СВ., Яскевича Я.С. и др.

Особую значимость имели разработки, сделанные представителями российской науки в конце XIX — начале XX в.в.: Алексеева Н.Н., Бердяева Н.Н., Вернадского В.И., Гессена В.М.,

Ильина И.А., Кистяковского Б.А., Коркунова Н.М., Новгородцева П.И., Сорокина П.А., Тихомирова Л.А., Трубецкого Е.Н., Франка С.Л., Чичерина Б.Н., др.

Дополнительную аргументированность результатам

исследования придало использование теоретических и научно-прикладных работ зарубежных ученых: А. Ан-Наима, Ж.-Л. Бержеля, Т. Бюрженталя, К. Вассака, И. Вига, Л. Вильдхабера, Т.А. Винсента, Р.П. Глауда, Д. Доннели, Г. Еллинека, А. Кисе, М. Крэнстона, Ф. Люшера, Ж. Маритена, А. Мелдена, А. Милна, Р. Рубье, Н. Рулана, Г. Фляйнера и др.

Нормативную базу диссертационного исследования составили международные документы, Конституция Российской Федерации и конституции других стран мира, отдельные российские законы и подзаконные акты, а также решения Европейского Суда по правам человека, постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда.

Эмпирическая база работы основана на наблюдениях за практикой, обобщении опыта деятельности различных международных, государственных и общественных структур: ООН и ее подразделений, Совета Европы и Европейского Суда по правам человека, Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Центральной Избирательной комиссии РФ, Комиссии по правам человека при Президенте РФ, правозащитных организаций, образовательных учреждений и т.д. Важная информация об отдельных сторонах, касающихся прав человека, почерпнута из публикаций фактического, статистического и

социологического характера в различных средствах массовой информации.

Методологической основой исследования явилась

совокупность приемов, способов и познавательных установок,
которые известны в настоящее время научному поиску и которые
были адаптированы применительно к специфике изучаемого объекта
- правам человека как юридическому явлению. Основным методом
познания стал всеобщий диалектический метод, в рамках которого
для объяснения отдельных сторон прав применялись такие
общелогические приемы, как анализ, синтез, абстрагирование,
восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к
конкретному, системно-структурный, определение через род и
видовое отличие, т.д. Были применены также специальные
(конкретно-социологический, историко-логический,

антропологический, социально-психологический, др.) и частноправовые (сравнительного правоведения, формальнологического толкования, историко-правовой) методы. Особую востребованность получил метод моделирования, а также аксиологический, синергетический и цивилизационно-правовой подходы. Их использование в комплексе позволило исследовать феномен прав человека в целостности и всесторонности, во взаимосвязи и взаимообусловленности юридических аспектов прав с иными (социальными) их проявлениями, позволило выявить некоторые закономерности, сделать обобщения с целью описания теории прав человека в контексте общей теории права и государства и социогуманитарной теории человеческих прав.

Объектом диссертационного исследования являются права человека как правовая реальность в их онтологическом, аксиологическом и гносеологическом существовании. Наиболее

пристальное внимание получил центральный для юриспруденции компонент этого явления - право прав человека.

Предметом исследования стало постнеклассическое

теоретическое понимание прав человека, отражающее юридические закономерности прав в их связи с социально-гуманитарной действительностью. Данные закономерности получили соответствующее выражение в категориях и понятиях теории прав человека.

Научная новизна диссертации обусловлена постановкой проблемы описания теории прав человека в новом ракурсе - в общеправовом постнеклассическом видении прав, связанном с их комплексным (социально-гуманитарным) отражением, с целью развития теории права и государства, а также обоснования предложений о формировании самостоятельного научного направления - науки прав человека. В данном виде права человека ранее не изучались. Впервые подвергнуты исследованию эпистемологические характеристики теории прав человека, дана периодизация и названы методологические новации современной (постнеклассической) теории прав. Предложено общетеоретическое определение прав человека под углом зрения их глобального потенциала. Заявлены характеристики прав, которые могут стать (или являются) катализаторами гуманистического развития государственно-правовой системы, предупреждения прагматизации и политизации права. В научный оборот вводятся категории постнеклассического мышления, позволяющие представить традиционные государственно-правовые категории с иных (новых или измененных) позиций. Сделаны теоретически значимые выводы по ряду частных вопросов, недостаточно изученных либо не являвшихся ранее предметом научного анализа. Теоретическая

новизна работы более конкретно отражена в системе положений, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.В современной отечественной литературе недостаточно развита и не отражена по ряду важных показателей общеправовая теория прав человека, что не способствует единству правового знания и негативно сказывается на понимании прав в различных отраслях права и их законодательном закреплении. Однако накопленные к настоящему времени юридической наукой данные об отдельных сторонах и проявлениях прав позволяют изложить такую теорию, уточнить ее дефиницию и содержание, указать на основные параметры.

Теория прав человека представляет собой систему знаний о нормативно выраженных возможностях человека в его самореализации и развитии, которые следуют из способностей (состояния) личности и/или поддержки со стороны государства и общества.

В инфраструктуру теории включены: объект - права человека как правовое явление с его важнейшим для юридической сферы компонентом - правом прав человека; предмет - сущностные и закономерные (структурные, функциональные, генетические) связи прав; эмпирическое основание - историческая и современная практика прав человека; мировоззренческая и философская основа -идеи социогуманизма; метод - способы, приемы и подходы постнеклассической рациональности.

2.С содержательной и методологической точек зрения сегодня наука и практика оперируют тремя теориями прав человека:

классической, неклассической и постнеклассической . Они различаются совокупностью базовых предположений (парадигм). Классическая теория основывается на объяснении прав с позиций индивидуализма, неклассическая - видит в правах общественные задачи, постнеклассика представляет их социогуманитарно (целостно).

Однако для современного этапа первые две исчерпали свой ресурс. Интерпретация прав человека в их рамках сохраняет свое значение, но лишь как частный случай, отдельная сторона более общего и глубокого (постнеклассического) понимания прав. Прогресс и дальнейшее развитие прав человека могут быть обеспечены постнеклассической теорией, поскольку она отражает новую, адекватную глобальным процессам современности методологию. Она утверждает гуманитарность мышления в определении целей и влияния прав на государственно-правовую и другие социальные системы; включает аксиологические факторы в состав объясняющих положений, указывает на парность естественно-правовых и позитивистских обоснований прав человека; подчеркивает зависимость системы прав человека от их социокультурной детерминации; признает локальность любой правовой и, прежде всего, западной традиции в интерпретации прав человека; включает идеи коэволюции (соразвития человека, общества и природы) в понимании содержания прав как некоторых возможностей; придает правам человека глобальные характеристики, отражает взаимозависимость прав отдельного индивида с правами всего человечества; принимает диалектику целостности феномена человеческих прав, многоаспектность их проявлений; ориентирует на междисциплинарность исследований и

1 Терминология заимствована из философии науки.

выводов, диалог научных подходов (разных взглядов) и их дополнительность в объяснении прав; соотносит юридическую теорию прав человека с их социально-гуманитарной картиной; требует практицизма от теории как позитивной программы действия. Разрабатываемая на таких параметрах теория прав человека является плодотворной методологической основой для дальнейшего развития дисциплинарных исследований в этой сфере.

3. В рамках общеправового подхода и с учетом вышеперечисленных методологических ориентиров права человека могут быть определены как нормативно выраженные возможности человека в самореализации и развитии, которые следуют из его способностей (состояния) и/или из поддержки со стороны государства и общества.

Однако для современного уровня развития теории права и государства недостаточно знани исключительно лишь юридического аспекта прав. Необходимо и социогуманитарное (комплексное) видение с тем, чтобы выразить юридическую сущность прав в контексте целого и избежать их анализа как закрытой системы, исключить познание части вне единства с общим. И наоборот, без юридического понимания прав невозможно их целостное освоение, поскольку правовая нормированность предопределяет содержание, форму, направленность и т.д. всех других сторон и проявлений прав человека. Таким образом, для адекватного правового определения прав человека необходима их комплексная (социогуманитарная) дефиниция.

Социогуманитарный подход объединяет юридические аспекты прав с политической, нравственно-этической, антропологической, философской, социально-экономической, психологической, конкретно-исторической и т.д. сторонами их бытия. В таком ракурсе

права человека могут быть определены как требования достойного положения, а также защиты и развития личности в государстве, обществе и мире в целом.

4.В юридической литературе имеет место терминологическая избыточность в обозначении того, что охватывается понятием прав человека. Так, используются категории: «права человека», «права личности», «права индивида», «основные права», «субъективные права», «естественные права», «права человека и гражданина» и т.д. Однако принцип научной определенности требует дифференциации данных понятий, критерии для этого таковы.

«Права человека», «права индивида» и «права личности» следует использовать как тождественные понятия при условии, если речь не идет о персонификации прав.

Термин «основные права» подчеркивает особый статус человеческих прав в массе позитивных прав и применяется для выделения прав, перечисленных в основополагающих международных (универсальных и региональных) и конституционных актах.

«Права человека» и «естественные права» соотносятся между собой в зависимости от смысла, придаваемому слову «естественный». Если речь идет о происхождении прав, то естественными нужно называть те, что «появились», «родились» вместе с человеком как его неотъемлемые свойства (качества, состояния) и потребности. В этом случае естественные права образуют часть прав человека, и они отличаются от другой группы -прав, обязанных своим происхождением закону и воле государства (позитивных прав). Если же естественные права понимаются как самой собой разумеющиеся возможности современного человека,

отсутствие которых немыслимо для него и его статуса в обществе, то все права человека следует считать естественными.

«Права человека» и «субъективные права» различаются по ряду признаков: перечислением прав (хотя и не исчерпывающим образом) на уровне международных актов и конституционных законов; направленностью прав человека на обеспечение первооснов существования личности; присутствием в правоотношениях, построенных на принципах «власть-подчинение».

«Права гражданина» нужно рассматривать как часть прав человека, когда хотят сказать о правах государственно-политической личности, отношениях любого индивида с государственной властью. Когда же ситуация касается прав, принадлежащих каждому, в их противопоставлении правам лиц, имеющих гражданство определенного государства, то права человека необходимо отличать от прав гражданина.

5. Взятые в совокупности, в целом права человека являются
системным образованием, обладающим всеми признаками
органической (а не суммативной) организации: открытостью,
полиструктурностью, интегральностью, функциональной

зависимостью, коллизионностью. Типология прав человека, которая имеет значение для выявления генетических, а также функциональных зависимостей системы прав, возможна на основании использования следующих критериев: сфер распространения прав, способов их осуществления, субъектов-носителей, времени актуализации, форм закрепления; затратных механизмов, возможностей достижения поставленных перед правами целей и рядя других. Необоснованно разделять права на морально-декларативные и позитивно-правовые, поскольку права человека по своей природе являются этико-правовым феноменом.

6. Системе прав человека присущи два уровня принципов — фундаментальные и специальные. Фундаментальные принципы обосновывают права, это базовые социальные идеи, они дают первичные и обобщенные представления о правах, выражают общечеловеческие ценности. К ним относятся: уважение человеческого достоинства, свобода, равноправие, солидарность, демократизм, толерантность, справедливость.

Специальные принципы непосредственно развертывают,
развивают идею прав человека. Их роль и назначение
применительно к государственно-правовой системе — влиять на ее
организацию, содержание и функционирование. К ним относятся:
сохранение достигнутого обществом и государством уровня
обеспечения человеческих прав; взаимосвязь и

взаимообусловленность всех групп и видов прав; паритет прав,
обязанностей и ответственности; выражение в правовых нормах
баланса и компромисса индивидуальных и общественных интересов
с природными императивами; универсальность основ и

многообразие социокультурных форм выражения прав; гласность и открытость сферы прав человека; обязанность государства и других властных субъектов уважать, обеспечивать и защищать права всех людей (а не только своих граждан); обязанность государства создавать и обеспечивать эффективные механизмы и процедуры, гарантирующие права.

Все принципы преломляют в человеческих правах ценности экосоциогуманизма (нового гуманизма), т.е. поддержки и защиты человека в контексте его гармоничного бытия с обществом и природой. С этих позиций права человека нужно рассматривать деятельностной (праксеологической) формой (на юридическом

языке - нормативно-правовым механизмом) проведения в жизнь высоких гуманистических идеалов.

7.Права человека являются конструктивным элементом гуманистически ориентированных правовых систем. Нормы о правах человека в таких системах отражают диалектику индивидуальных притязаний и общего блага, гармонизируют личную свободу с нравственными требованиями общества, балансируют права с обязанностями пропорционально целям удовлетворения и частных, и публичных интересов. Этот вывод — важный ориентир для правотворческой деятельности, поскольку варианты исключительно индивидуалистической либо коллективистской направленности норм о правах для современных общественных отношений изжили себя.

Права человека формируют гуманистический тип права и правовой системы в целом. Это означает, что приоритеты от охранительных функций права смещаются к позитивному воздействию, дозволения лидируют над запретами, востребуется гражданский тип правосознания и правовой культуры, усиливается воспитательное влияние права. Таким образом, права человека акцентируют потребность в проведении воспитательно-образовательных мероприятиям, в создании приоритетных программ развития правовой культуры и культуры прав человека.

Права человека сдерживают дегуманизацию и прагматизацию права и правовых отношений, поскольку внедряют нравственно-духовные начала. Утверждение прав человека как нравственно-правового феномена доказывается их субстанциональным существованием как правообязанностей. Это позволяет обеспечить более тесную связь систем права и морали, приостановить

набирающую обороты тенденцию силового и предельно формализованного развития правового регулирования.

Закрепленные законодательным путем права человека являются частью действующего объективного права, т.е. выступают нормативно-правовым комплексом, состоящим из совокупности международных и национальных норм и принципов - правом прав человека. Но эта совокупность не образует и не может образовывать отдельной отрасли права, поскольку появление таковой означало бы дегуманизацию всех правовых отраслей.

Появление правовых норм о правах человека демонстрирует парный характер и дополнительность естественно-правовых и позитивных начал в праве. Последнее необходимо учитывать при современной трактовке сущности права, в правопонимании.

8. Права человека значимы и для определения сущности и социального назначения государственной власти. Права человека — явление, неотъемлемое от понимания природы современного государства, оба имеют общую перспективу развития.

Не при любых видах государственной власти права человека приобретают позитивное закрепление, т.е. существуют как юридическое явление (в отличие, например, от политической либо нравственно-этической формы, в которой они могут сохраняться при любом виде организации государственности). Права человека как юридическое явление возможны в государствах, ориентированных на демократические, правовые и социальные ценности, при других типах власти существуют субъективные права, а не права человека. В правовом, демократическом и социальном государстве права человека становятся государственной политикой и играют роль государственно-правовой идеологии.

В настоящее время имеют место существенные изменения во
взаимоотношениях государства и личности. С одной стороны,
очевидно, что современное государство признало человеческие
права и всемерно расширяет заботу о них. Но с другой — появились
новые субъекты-носители квазигосударственной власти (ТНК,
международные организации и др.), и государство начинает терять
свои доминирующие позиции. Тем самым в глобализирующемся
мире увеличивается количество субъектов - потенциальных
нарушителей прав, но одновременно растет и перечень возможных
защитников прав, поскольку эти субъекты по своим возможностям
способны противостоять национальным властям. Это
обстоятельство, однако, не свидетельствует об ограничении
суверенитета государства. Суверенитет правового,

демократического и социального государства подразумевает не произвол, а полноту власти, права человека же корректируют проявление власти, дабы исключить произвол, а не ее объем. Таким образом, права человека увеличивают территориальное и субъектное пространство своего действия.

9. Наличие юридического механизма гарантий прав человека — неотъемлемое условие реальности прав для современного типа общественных отношений. Структурные звенья этого механизма включают в себя: 1) закрепление прав в позитивных нормах (законах); 2) указание в них на границы и способы осуществления прав; 3) утверждение правил ограничения прав; 4) дифференциация режимов реализации прав; 5) действенность процедур охраны и защиты; 6) установление ответственности и других мер принуждения за нарушение прав; 7) определение форм и размеров восстановления нарушенных прав, возмещения причиненного вреда 8) создание эффективных мер профилактики и предупреждения

возможных нарушений прав. Аналогичная схема может быть применена для раскрытия механизма юридических гарантий права в целом.

10. Для понимания прав человека в теории права и государства и в юридической науке в целом явно недостаточно используется культурологический подход. Цивилизационное видение проблем и культурно-правовая трактовка позволяют представить юридическое бытие прав в контексте культурных основ общества, продемонстрировать процессы их правовой аккультурации (заимствования), раскрыть сложности социально-психологических механизмов реализации прав. Такая методика в целом обогащает понимание универсальности человеческих прав, а равно ориентирует на отказ от однолинейного проведения правовой интеграции в этой сфере.

В настоящее время в системе прав человека идет активный процесс заимствований норм, механизмов и процедур, нарастают процессы правового синтеза. Развитие идет и по линии унификации, т.е. некоторого обобщения и упрощения (формируются всеобщие права), и в направлении усложнения и увеличения многообразия форм (создаются национально-государственные и регионально-цивилизационные модели прав). Поэтому сегодня в планетарном масштабе права человека представлены тремя уровнями: уровнем универсальных прав, регионально-цивилизационными моделями и национально-государственными системами.

Универсальные права как глобальная нормативно-правовая система современности выполняют интеграционную функцию, способствуют становлению планетарного гуманистического права и гуманитарного правопорядка. Регионально-цивилизационные варианты отражают правовую поликультурность мира и могут быть

Генезис прав человека как отражение цивилизационной динамики (история и современность)

Права человека как исторически развивающееся явление на каждом очередном этапе своей эволюции приобретали какие-то новые черты и особенности, благодаря чему поддерживался и продолжает поддерживаться научно-исследовательский интерес к ним. Актуальность изучения прав человека в настоящее время объясняется появлением более зрелой формы прав (объекта), в которую включены как бы в снятом виде все предшествующие основные моменты их сущности, структуры, функций, социальной роли и т.д.

С историко-логической точки зрения права человека являются важнейшим показателем общественной динамики - процессов модернизации и глобализации мира. С одной стороны, права порождены этими явлениями, с другой - стали инструментами их активного проведения в жизнь. Процесс модернизации начался с провозглашения уважения свободы и собственности каждого индивида. Экономические приоритеты периода перехода от традиционного общества к современному и становления буржуазных отношений определили основное содержание прав человека — это «буржуазные права». Процесс глобализации под влиянием нарастания общего в правовой и других социальных системах (глобальные проблемы, становление планетарного человечества и т.д.) активизировал гуманитарный аспект прав человека. В итоге, в настоящее время модернизация, тесно увязанная с глобализацией, составили единый доминирующий процесс современности, в котором права человека выступают фактором трансформации общественных отношений на началах уважения достоинства и свободы личности.

С модернизационной динамикой (урбанизацией, интенсификацией технологий и коммуникаций, повышением уровня образованности, социальной мобилизацией, экономическим ростом и т.п.), раньше других столкнулись народы Запада, где такие изменения начались несколько столетий назад1. Благодаря им права человека естественным образом возникли в правовых отношениях западного социума. Теперь пришла очередь России и остальных стран.

Феномен прав человека стал известен лишь в Новое время, но значимость его открытия приобрела поистине революционный смысл. Зарождение в христианском мире принципов прав человека стало своего рода социальным открытием, превышающим по значению многие другие. Это было открытие условий, необходимых для развития всех сфер общества: политической, где принципы прав человека постепенно ведут ко все более глубоким демократическим преобразованиям общества; экономической, динамично развивающейся под влиянием свободного предпринимательства; духовной, основывающейся на праве людей на свободный поиск истины; правовой, защищающей не только власть, но и интересы рядового гражданина . Появление законов, провозглашающих права человека, действительно, сыграло поистине революционную роль в смысле открывшихся перед людьми новых возможностей и перспектив.

Однако если возникновение юридических прав человека нужно датировать второй половиной ХУШ столетия, то история борьбы с бесправием, за свободу и равенство людей - исчисляется веками. Движение в защиту личности и ее достоинства, за право каждого самостоятельно устраивать свою жизнь, свободно применять свои способности - важнейший показатель прогресса государственно-правового общежития, хотя и пережившего на этом пути, как отмечает Ю.М. Федоров, ряд антропологических катастроф1. Борьба за свободу и права всегда была частью социальных потрясений, свергавших власть и изменявших государственные режимы, она сопровождала поиски оптимальных форм государственного устройства, а главное - выражала напряженные отношения индивида с всемогущим государством. В конкретно-исторический момент индивидуальные права возникли как протест человека-подданного против произвола монархических притеснений, а со временем они превратились в орудие сопротивления всякому абсолютизму властвования вообще. Как пишет Д. Доннели, «расширение круга субъектов прав человека по сути лежало в основе многих из великих политических битв последних двух столетий»2. Права человека выдвигались на передний план всякий раз, когда вставал вопрос о переходе от авторитарных методов государственного управления к демократическим механизмам.

Велико значение прав человека для становления буржуазных экономических отношений, для защиты и обеспечения частной собственности. Без появления свободного от государственных структур и автономного индивида-собственника, наделенного системой известных всем и равных прав, свобод и обязанностей, взамен члена корпорации, обладавшего сословными правами-привилегиями, задача перехода к капиталистическому хозяйствованию вряд ли была бы решена.

Законодательное закрепление прав, защищающих возможность каждому проявить себя как самостоятельный субъект, (а не только как член той или иной группы-сословия), и введение тем самым впервые за многовековую историю человечества юридического равенства в практику экономических, политических и социальных отношений положило начало реальному бытию прав человека. Благодаря указанию в законе на права, а не только на обязанности, были высвобождены творческие склонности человеческой натуры. Профессор О.Э. Лейст считал, что «становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившее начало Новому времени, - столь же глубокий переворот в истории как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира»1.

Становление прав человека сыграло важную роль и в деле гуманизации отношений между людьми, смягчения нравов, повышения терпимости к другим мнениям и позициям. Благодаря идеи прав человека общественное сознание и повседневные практики медленно, с отступлениями, но начали эволюционировать от насилия в сторону гуманности, накопления потенциала в нравственных оценках человеческой жизни.

Основные характеристики теории прав человека

Анализ отечественной юридической литературы свидетельствует, что теория прав человека на сегодняшний, день представляет собой многоотраслевое знание, «сумму» различного рода отраслевого, главным образом, конституционного и международного знания. Однако в настоящее время институт прав человека приобрел фундаментальные характеристики, он стал конститутивным и целеопределяющим признаком права и государственно-правовой системы в целом. Поэтому ясно, что отраслевое его представление недостаточно, права человека нуждаются в более глубоком и одновременно более широком научном осмыслении, т.е. в межотраслевом познании.

Задача такого целостного, общеюридического освоения прав человека решается, как известно, средствами теории права и государства. Поэтому права человека необходимо отнести к ее предмету. Общетеоретическая интерпретация прав позволяет объединить расчлененные знания, имеющие место в специальных науках, воссоздать их целостную картину и тем самым содействовать единому юридическому межотраслевому пониманию того, что именно включает в себя категория «права человека»1.

Исследование прав человека в контексте проблем общей теории права и государства представляет значительный интерес. При таком подходе проявляется специфика и выявляются роль и место теории прав человека в общей системе правоведения, уточняются ее функции по отношению к отраслевым юридическим наукам. Теория прав человека призвана отражать объективно-закономерное, существенное и необходимое в человеческих правах, фокусировать знания, на основе которых возможно создание практических рекомендаций о правовом регулировании отношений в этой сфере. В рамках общей теории права и государства знания о правах человека фиксируют объективную взаимодополнительность отраслей права, их сближение и взаимодействие в решении задач обеспечения и защиты прав (конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, земельного гражданского, семейного, уголовного, процессуального, международного и т.д.).

Исследовательские приоритеты отечественной науки в сфере прав человека, как совершенно очевидно, принадлежат сегодня конституционному и международному праву. Последние создали для области прав человека, несомненно, теории высшего уровня, но все же это отраслевое представление человеческих прав. Конституционная теория прав человека и гражданина акцентирует внимание на связях индивида с государством и гражданским обществом, в зависимости от главной точки отсчета - гражданства -определяет основы правового статуса личности1, ограничивается «правами и обязанностями, связанными в конечном счете со сферой конституционно-правового регулирования»2. Международно-правовой аспект прав человека как область «международного публичного права» устанавливает «для субъектов международного права обязательства в отношении лиц, относящихся к их юрисдикции, по обеспечению, соблюдению, уважению и защите их прав и свобод»3. Г.И. Тункин отмечал, что это сфера, «определяющая обязанность государств по обеспечению всем людям, независимо от расы, языка, религии, пола, основных прав и свобод»4. Международное право прав человека И.И. Лукашук определил как «отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в обеспечении прав человека»5. Международно-правовой подход, таким образом, концентрирует внимание на государственном сотрудничестве и международных обязательствах государств в сфере прав человека. Отдельные фундаментальные проблемы прав человека решались также другими отраслевыми науками (например, уголовным правом и криминологией о нарушениях прав, процессуальной k наукой о механизмах и процедурах их защиты и т.д.).

И следующим шагом стало создание теории прав человека, разрабатываемой в рамках общей теории права и государства1. Однако следует отметить, что такие разработки, учитывающие не только собственно юридические достижения, но и новые социально-политические условия Российской Федерации, только начались (по историческим меркам) и соответственно содержат много неясных, неоднозначно решаемых, спорных и т.п. положений.

Конечно, в рамках теории права и государства права человека выглядят «беднее, одностороннее, недостаточнее отдельного», но как общетеоретическая категория «именно они и есть важнейшая степень познания, то его важнейшее звено, которое позволяет проникнуть в содержание правовых явлений, выразить их сущность»3. Призвание общей теории - выразить существенные свойства и главные связи прав, в границах правовой науки выработать наиболее глубокие по содержанию и широкие по объему нормативные характеристики прав человека, указать на условия их государственно-правового существования.

Категория прав человека: проблемы теоретико-правового и социогуманитарного определения

Определение понятия «прав человека как логическая операция заключается в том, чтобы раскрыть содержание прав путем указания на основные, существенные признаки изучаемого объекта, отличающие его от других общественных явлений и выделяющие из числа правовых1. Однако это задача не простая, поскольку в литературе по данному вопросу наблюдается явная терминологическая избыточность. Помимо понятия «права человека» используются: «права личности», «права индивида», «права лица», «основные права», «права человека и гражданина», «субъективные права», «права каждого» и др. Кроме того, категория «права человека» применяется и для обозначения юридического феномена, и для характеристики прав в более широком смысле - как социогуманитарного явления.

В связи с этим возникает проблема найти адекватную общеправовую дефиницию человеческих прав, раскрыть признаки, отличающие их от смежных юридических понятий, а также предложить комплексное определение с тем, чтобы выявить соотношение и взаимосвязь юридических аспектов прав с системой прав человека как целостным социогуманитарным явлением. Последнее необходимо для того, чтобы выразить юридическую сущность прав, в контексте целого, избежать» их анализа как закрытой системы, исключить познание части вне единства с общим.

В определениях, даваемых сегодня в юридической литературе правам человека, имеют место два подхода: одни авторы видят в правах общественные задачи, другие - личностные начала. Во втором случае при этом либо подчеркивается антропологический момент, либо на первый план выдвигается деятельностный момент в правах.

Имеется и третья (смешанная) точка зрения, указывающая на неоднородность различных видов прав, поэтому сочетающая обе позиции. Ведь часть прав, действительно, являются следствием личных возможностей (способностей) или поведения субъектов-носителей прав, но есть и такие права, которые не требуют от их обладателей совершения каких-либо действий (например, право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода мысли и т.п.), они выражают лишь возможность пребывания в определенном состоянии. Кроме того, есть права, подразумевающие, что личность может самостоятельно их реализовать (например, личные или политические права), некоторые же предполагают помощь и обязательства со стороны государства или общества (например, группа социальных прав).

Определения прав посредством указания на природные свойства и состояния человека чаще всего звучит на международной арене. В ряде международных документов указывается, что права человека - это то, что делает всех людьми, это права индивида, без которых он не может существовать как член общества. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в одном из своих выступлений характеризовал их так: «Это часть нас самих, и мы являемся частью этих прав». Швейцарский юрист Томас Фляйнер полагает, что «права человека - это права людей иметь возможность жить в соответствии с их природой совместно с другими людьми»1. Однако представляется, что такие дефиниции являются узкими, поскольку характеризуют лишь часть прав человека, а именно ту группу, что традиционно именуется естественными правами (право на жизнь, свободу мысли, право на самоопределение и т.д.).

Приводятся определения прав как «притязаний на обладание, пользование определенным благом или на надлежащие условия бытия». Например, в монографии немецкого ученого О. Хеффе правами названы «справедливые притязания людей по отношению друг к другу, .. .а затем - и по отношению к государству»2. С этих же позиций интерпретируют права Утяшев М.М. и Утяшева Л.М.: «Права человека - это легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, и природа которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства»3. В учебнике по Теории государства и права 1996 г. они характеризуются как «определенные требования (притязания) необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности» человека . Авторы учебного пособия «Права человека» 2002 г. дают следующее определение: «Права человека - это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности» . Близкую позицию занимает и В.А. Четверний, понимая под правами человека «минимальную, неотъемлемую меру свободы» . В подобных определениях имеет место один недостаток: они акцентируют индивидуалистическую направленность прав.

Характеристика прав человека как общественных задач, т.е. как требование определенного уровня положения личности в обществе и государстве, предлагается, например, А.Г. Бережновым. Он считает, что права человека - это «определенный минимум общесоциальных (в рамках отдельного общества), общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе, вне зависимости от особенностей его социально-правовой системы»3. Также определяются права А.Б. Венгеровым, т.е. как «объективные условия, возможности жизнедеятельности человека»4. О.Э. Лейст полагал, что это «гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом»5. В.К. Забигайло считает правами человека «юридически закрепленные возможности личности обладать и пользоваться конкретными благами»6. Перенос акцентов на общество и государство, которые должны создать нормальные условия для жизнедеятельности индивида, фактически устраняет последнего от решения совместных задач по созданию таких условий и превращает его в иждивенца и пользователя. Поэтому подобные определение также нельзя признать удовлетворительными.

Особенности современных национально-государственных систем прав человека: сравнительно-правовой анализ

На национально-государственном уровне в настоящее время можно выделить несколько типов организации прав человека: воплощающие вестерн-образцы (собственные или заимствованные); основанные на синтезе западных и традиционных социокультурных ценностей; сосуществующие на основе симбиоза заимствованных европейских правовых норм с национальными ценностями.

Подавляющее большинство государств мира сегодня поддерживают идею прав человека, участвуют в создании и признают международные стандарты прав, включили в целом похожие перечни прав в свои законы и пытаются, преодолевая серьезные внутренние трудности, реализовать их на практике1.

Процессы модернизации и глобализации, стремление преодолеть отсталость привели власти разных государств к признанию того, что уважение основных прав человека «соответствует их национальным и общим интересам»2, что многие проблемы, связанные с необходимостью оказывать поддержку каждому человеку, им под силу, и они решаемы. В итоге страны, исторически не знакомые с институтом прав человека, оказались способными не только принять, но и обновить западную идею прав человека, придав ей благодаря своим действующим уникальным ценностям новый импульс.

Национальные системы прав человека, поддерживаемые мощным потенциалом суверенных государств, имеют на сегодняшний день наибольшие шансы для претворения в жизнь. Принятие законодательных норм о правах человека и создание соответствующих гарантий со стороны государственных структур являются по сравнению с другими обеспечительными механизмами пока самым эффективным средством для обладания индивидами (их коллективами) благами и возможностями, следующими из содержания прав.

Нормы о правах человека в национальных правовых системах получают, как правило, высокий юридический статус, они фиксируются в конституциях либо актах конституционного уровня. Например, в Албании наряду с разделами о правах в Конституции 1976 г. действует Хартия основных прав и свобод человека 1993 г., в Израиле принят Основной закон 1992 г. о человеческом достоинстве и свободе личности, исламизированной правовой системе Ливии (Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии) известна «Зеленая декларация прав человека» 1988 г., в Марокко имеется Хартия общественных свобод 1958 г. и т.д.1

Правовые системы государств, располагающие нормами о правах человека, ориентированы на международные и региональные стандарты, которые получают, согласно внутренним законам, приоритетную либо равную с национальными актами силу. Например, в Конституции Марокко 1972 г. (в редакции 1996 г.) закреплено общее положение о приверженности страны общепризнанным нормам о правах человека1. По Конституции Аргентины 1853 г. (в редакции 1994 г.) Всеобщая декларация прав человека, Американская декларация прав и свобод человека, Американская конвенция о правах человека имеют конституционный ранг и толкуются как документы, дополняющие права и гарантии аргентинцев2.

В настоящее время национальные конструкции прав человека демонстрируют разные этапы своего развития. Если европейские страны, США и Канада продолжают работу в этой сфере, совершенствуя механизмы обеспечения и защиты давно известных и неоднократно апробированных норм о правах, то остальные государства переживают становление этого института либо пока лишь формально заявили о начале проведения политики признания и поддержки человеческих прав.

Национально-государственные модификации прав человека дифференцированы в максимальной степени, поскольку испытывают на себе уникальное действие среды, генерального стереотипа существования социума, культурно-исторического наследия, традиционного статус-кво индивида и т.д. Сопряженность прав с фундаментальными ценностями конкретного общества, их целевая ориентация, иерархия, способы нормативного закрепления и формы реализации, т.п. - варьируют значительно.

Так, если в государствах континентальной Европы права чаще всего выражены как правопритязания или как позитивное обладание благом, то, например, в англосаксонской традиции они нормативно воплощены как следствие запретов или обязанностей, возлагаемых на контрагентов (государственные структуры)1.

В государствах неолиберальной ориентации законодательство о правах человека демонстрирует преимущественно индивидуалистический подход, придерживаясь версии естественного происхождения прав, в механизмах защиты смещает акценты на личные и политические свободы, формулирует социально-экономические права в форме направления политики правительств. Во Франции, например, права человека основываются на концепции естественного права; Конституция 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. - основные документы, закрепляющие индивидуальные права, -характеризуют их как светские, неотчуждаемые, демократические и социальные по природе . Хартия прав и свобод человека и гражданина Канады 1982 г. толкует права ограничительно - в свете принципа равноправия и защиты от дискриминации эгалитарных прав . Широко либеральный подход к индивидуальным правам практикуется в Великобритании и США, где юридическая практика руководствуется принципом: граждане вправе делать все, что не запрещено правом. Законодательство Германии разделяет права человека и права немцев, считая права непосредственно действующими и обязательными для всех ветвей государственной власти.

Похожие диссертации на Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы