Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти Сафаров Бахтовар Амиралиевич

Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти
<
Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафаров Бахтовар Амиралиевич. Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Сафаров Бахтовар Амиралиевич; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2010.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/875

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности становления и развития раннего исламского государства

1.1. Факторы формирования раннего исламского государства 15-35

1.2. Роль пророка Мухаммада в становлении исламской государственности 35-54

1.3. Роль договорных актов в формировании раннего исламского государства 55-75

1.4. Религиозно - политические течения ислама и их место в процессе формирования раннего исламского государства 76-93

Глава 2. Исламские представления о власти: формирование и общая характеристика

2.1. Основы суннитской концепции халифата 94-107

2.2. Особенности шиитских представлений об имамате 107-122

2.3. Проблемы защиты прав подданных в исламской теории государства 123-146

Заключение 147-152

Список использованной литературы 153-164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На формирование права и государственности, культуры и быта многих народов Центральной Азии и Востока определяющее влияние оказал ислам. Его роль в становлении и развитии культуры правления и правосознания таджикского народа особенно велика. Нравственность, право и критерии оценивания достойного и праведного поведения таджиков более тысячи лет закреплялись именно в рамках основополагающих принципов ислама. Обращение к проблемам ислама в светской Республике Таджикистан обусловлено необходимостью учета исторического опыта, выявления общечеловеческих ценностей, присущих этой религии и способных оказать позитивное влияние на развитие современной правовой системы. Определение условий и логики становления и развития ислама на начальном этапе его возникновения во многом будет способствовать познанию смысла и подлинных целей тех политических и правовых норм, которые нашли свое отражение в источниках ислама - Коране и хадисах.

Такой подход предостерегает от слепого следования постулатам ислама, учит разумному отбору мусульманских ценностей. Последнее как никогда очень важно для современного Таджикистана, где на почве свободы вероисповедания и совести стали формироваться ортодоксальные, религиозные экстремистские течения, большинство из которых стремится обратить вспять не только историю таджикского народа, но и его сознание, жизнь, быт. В таких условиях, свойственных переходному периоду становления демократического государства, первоочередной задачей историко-юридических наук является защита общественного сознания от религиозного фанатизма. Представленная диссертационная работа написана с учетом главных демократических целей Таджикистана, что, несомненно, удваивает ее актуальность и значимость в свете сохранения основных ценностей светского государства Таджикистан, за которые проголосовали более 90% граждан республики.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловливается и тем, что в Республике Таджикистан на

официальном уровне прослеживается тесная связь с исламом. Вступление страны в Организацию Исламской Конференции и другие исламские организации - свидетельство вышесказанному. На государственном уровне отмечалось также 1310-летие великого Имама Абу Ханифы Нумана ибн Сабита - мусульманского (таджикского) правоведа, философа и основателя самой распространенной правовой школы ислама.

Из более чем 7 миллионов населения Таджикистана более 98% являются мусульманами, т. е. исповедуют ислам. В связи с этим, особую значимость приобретает правильное истолкование, правильное понимание социальных явлений, которые прямо или косвенно связаны с исламом.

Особый интерес и наибольшую важность приобретает изучение становления и развития государственности раннего ислама и с точки зрения историко-правовых исследований. Здесь имеется еще много темных, неизученных страниц и явлений. Связь объекта исследования с судьбой народов, принявших ислам и обретших на основе его догматов, ценностей и учений государственность, усиливает позитивность представленной работы. Для правильного понимания путей развития исламских государств, в том числе и государственности таджикского народа, которая более тысячи лет находилась под влиянием мусульманского права, необходимо проанализировать основные моменты возникновения первых государственно-правовых явлений ислама.

Принципы развития исламского фактора в глобализирующемся мире побуждают обратиться к его истории, проанализировать сам процесс формирования и становления основных правовых, политических, идеологических, нравственных, психологических и собственно религиозных взглядов, установить исторические закономерности и аналогии, уяснить природу государственности, власти и социальных регуляторов. Их анализ может оказать посильную помощь в описании механизма связи между мусульманскими политическими концепциями и политической реальностью мусульманского мира, показать, как идеология ислама влияет на государственную власть и политику исламских государств.

В данном диссертационном исследовании анализируются факторы и закономерности возникновения раннего исламского государства и формирования исламских представлений о власти. Говоря о раннем исламском государстве, автор имеет в виду период формирования государственных начал ислама при жизни его основоположника - Мухаммада и деятельности так называемых праведных халифов, которые правили до 661г. В связи с тем, что внутри ислама на достаточно раннем этапе развития появились религиозно-политические направления и течения, главной причиной разногласия которых считались учение о характере власти и порядок замещения поста главы общины, данная проблема исследуется параллельно с факторами формирования раннего исламского государства.

Историко-правовой анализ закономерностей формирования раннего исламского государства, определение роли пророка Мухаммада и соглашений, которые он подписал, в укреплении мусульманской общины, выявление значимости исламских религиозно-политических течений и направлений в формировании государства, анализ различных концепций о власти (халифат и имамат), правового статуса членов общины - вот те основные темы на, которых, по мнению автора, необходимо сосредоточить особое внимание при исследовании становления ранней исламской государственности.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы внимание к мусульманскому праву в отечественной и российской юридической науке усилилось. Появились новые учебники, посвященные истории ислама и мусульманского права. Почти во всех учебниках по теории и истории государства и права появились соответствующие разделы и главы. При всем том история зарождения первых институтов ислама и возникновение государственности раннего ислама до сих пор остаются практически неисследованными. В этих учебниках история возникновения раннего исламского государства рассматривается очень бегло, а порой вообще не рассматривается. Не обращается должного внимания особенностям генезиса первых государственно-правовых институтов раннего ислама, а лишь рассматриваются

позднесредневековые институты ислама, которые претерпели во многом деформацию в связи с влиянием иных правовых систем. В учебниках по истории политико-правовых учений, в частности, посвященных арабо-мусульманской государственно-правовой мысли, практически ничего не говорится об учениях самого основоположника ислама - Мухаммада, а исследуются в основном учения поздних арабских мыслителей.

Многие проблемы, так или иначе связанные с возникновением и
развитием раннего исламского государства, пока не подвергались
специальному исследованию в отечественной и зарубежной
историко-правовой науке. Также не исследована роль первых
исламских государственно-правовых институтов в становлении
государственности и раннеисламских представлений о власти.
Так, работы историков в этой области в основном посвящены
истории возникновения ислама, истории распространения новой
религии, деятельности известных исламских богословов,
ученых, государственных деятелей. Что же касается правоведов,
то они посвящали свои исследования формированию
мусульманского права, его источникам, анализу

государственного устройства отдельных исламских государств.

Но это не значит, что анализируемая автором проблема вообще не подвергалась изучению. Истории возникновения ислама, как новой религии, формированию мусульманского права и государства посвящено много отечественных и зарубежных исследований. Об этом писали таджикские и российские историки - востоковеды: Бартольд В.В., Беляев Е.А., Большаков О.Г., Вазиров 3., Васильев Л.С., Бахтин Ю.Б., Гафуров Б.Г., Гоибов Г., Грязневич П. А., Гольдциер И., Ермаков Д.В., Ибрагимов Г., Керимов Г.М., Крымский А.Е., Климович Л.И., Мухаммедходжаев А., Негматов Н.Н., Негря Л.В., Одинаев Е., Остроумов Н.М., Петрушевский И.П., Пиотровский М.Б., Прозоров СМ., Панова В.Ф., Резван Е.А., Саидиён И., Соловьев B.C., Сухарева О.А., Токарев С.А., Фадеева И.Л., Хазрати М., Цветков П., Шифман И.Ш. и др. Писали об этом и таджикские и российские ученые - юристы: Азизкулова Г.С, Байкова Л.П., Буриев И.Б., Гилязутдинова Р.Х., Кошева СВ., Крашенинникова Н.А., Муллаев М.М., Садагдар М.И., Саидов А., Сативалдиев Р.Ш.,

Сафаров И.Д., Сюкияйнен Л.Р., Тахиров Ф.Т., Хайдарова М.С., Халиков А.Г., Хачим Ф.И., Хомушов Х.С. и др. Большой вклад в исследование проблем ислама внесли и зарубежные исследователи: Абдуллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки, Алиев Р., Аль-Момани 3., Давид Р., Грюнебаум Г.Э., Дехлави А., Сурдель Доминик, Сурдель Жанин, Кремер А.Ф., Курбони 3., Массэ А., Махмасани С, Мец А., Мухаммад дийа ад-дин ар-Раййис, Мухаммад Камил Лайла Сайд, Муджтаби Мусаввилари, Мухаммад Али Шомали, Мюллер А., Муртаза Мутаххари, Таботабои М., Торнау Б., Хайкал М.Х., Шарль Р., Хашими Насаб, Эззати А. и др.

Таким образом, по истории возникновения ислама и формированию мусульманского права имеется огромная научная литература. В разные исторические периоды исследованию подвергались самые различные аспекты ислама. Тем не менее, несмотря на солидную научную и учебную базу, исторические закономерности возникновения раннего исламского государства и его особенности, появление первых государственно-правовых институтов и их роль в становлении и развитии раннего исламского государства, а также процесс формирования исламских представлений о власти до сих пор остаются малоисследованными.

Конечно, в работах отечественных и зарубежных арабистов, исламоведов, востоковедов, специалистов по всеобщей истории представлен богатейший фактологический материал. Однако он нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций современной теории и истории государства и права, т. е. необходимо заново проанализировать различные факторы, способствующие зарождению государственности, и дать им правовую оценку.

В литературе по истории и теории государства и права, даже в тех работах, которые посвящены истории исламских государств, особенности возникновения раннего исламского государства и защиты основных прав и свобод членов общины в этот период развития исламского учения оказались вне сферы внимания ученых. Говоря о степени научной разработанности данной проблемы, необходимо также отметить, что многие работы, посвященные истории возникновения ислама и мусульманского права, тем или иным образом затрагивали объект авторского исследования. Но в

этих публикациях обычно анализируются объекты, присущие довольно большому периоду времени и огромным территориям (автор имеет в виду уже сложившиеся государственные образования на Востоке). Проблема же возникновения раннего исламского государства и формирования представлений о власти в них практически не затрагивалась. Например, во многих учебниках по теории государства и права государствогенез территории возникновения ислама, то есть Аравийского полуострова рассмотрен очень широко. Особенностям же исламского государствогенеза не уделяется должного внимания, и все мусульманские государства на очень общих основаниях рассматриваются в рамках концепции «государств восточного пути развития». В учебниках по истории государства и права зарубежных стран проблема возникновения раннего исламского государства также исследуется очень кратко и поверхностно, а в учебниках по истории политических и правовых учений в соответствующих главах, посвященных арабо-мусульманской государственно-правовой мысли, учение основоположника ислама об общественности и его правовые идеи, отраженные в хадисах, вообще не рассматриваются.

Данные пробелы и должно восполнить проведенные автором исследование.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью работы является анализ политико-правового феномена первого исламского государства, выявление особенностей влияния правовой идеологии ислама (его направлений) на формирование доктрины верховной власти, ее природу и сущность, согласно учению раннего ислама, а также определение степени влияния религиозно-политической идеологии на происхождение, становление, функционирование и развитие исламской государственности в ранний период ее развития. Наряду с этим целью исследования является и определение роли основных государственно-политических институтов в процессе становления государственности на территории зарождения исламской религии, решение проблем защиты прав и свобод членов общества в этот период развития государственности ислама.

Исходя из указанных целей, в диссертации поставлены следующие задачи:

- изучение предпосылок, основных факторов и особенностей
становления раннего исламского государства;

выявление роли религиозно-политических течений ислама в процессе становления исламской государственности;

анализ и системное изложение исламских представлений о природе и основах формирования власти, а также определение их влияния на дальнейшее развитие исламского государства;

анализ исламских представлений о статусе членов мусульманской общины и роли государства в его регулировании.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования государственности раннего ислама, становления и развития государственно-правовых институтов и их роли в возникновении раннего исламского государства, а также формирование исламских представлений о власти.

Предметом диссертационного исследования являются исторические закономерности формирования раннего исламского государства, представления о природе, сущности и видах власти, согласно учению ислама, особенности государственно-правовых институтов раннего ислама, их религиозный характер и влияние религиозно-политической идеологии на формирование и развитие государственности.

Методологическая и научная основа диссертации. В исследовании применены современные методы познания, такие, как диалектический, проблемно-теоретический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и др.

Научную базу диссертационного исследования составили научные труды, общепризнанные выводы и суждения указанных выше таджикских, российских и зарубежных юристов, историков, востоковедов. Научная база включает также основополагающие источники ислама - Коран и Сунну пророка, а также классические произведения мусульманских государствоведов и юристов, посвященные становлению исламской государственности и исламской концепции власти в ее различных вариантах.

Научная новизна диссертационного исследования

заключается, прежде всего, в самой постановке и формулировке проблемы исследования, которая ранее не была предметом комплексного научного изучения. В работе на основе комплексного подхода изучаются исторические предпосылки возникновения раннего исламского государства; на основе достижений современных правовых и исторических наук анализируется значение пророчества и внутриисламских религиозно - политических явлений как государственно-правовых институтов раннего ислама; исследуется становление исламских представлений о власти, а также учения ислама о статусе членов общины.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Условия, факторы и особенности возникновения раннего исламского государства отличаются своей спецификой в сравнении с общими закономерностями формирования государства, которые описываются в учебной литературе по юридическим дисциплинам исторического профиля. Главными предпосылками создания раннеисламского государства были не только разложение родового строя, но и формирование религиозно-политической идеологии ислама - как единой религии для всех враждующих арабских племен. Определяющим моментом здесь является то, что становление раннего исламского государства происходило одновременно с развитием религии ислама и распространением его влияния на достаточно больших территориях. При этом властные институты, ставшие основой исламской государственности, весьма активно участвовали в этом процессе. Иными словами, ислам с момента своего зарождения развивался как государствообразующая религия.

  2. В становлении исламского государства ключевую роль играл пророк Мухаммад - как религиозный глава общины верующих и политический руководитель. Эти его функции отражали практику управления общими делами арабских племен в доисламский период и одновременно рассматривались последователями новой религии как продолжение миссии пророков, предшествовавших Мухаммаду. Поэтому его роль в становлении исламской государственности следует рассматривать как самостоятельный фактор данного процесса.

  3. В формировании исламской государственности

немаловажную роль играли договоры, которые заключал Мухаммад, например, договоры Ал-Акаба, Сахифат-аль-Мадина (Устав мединской общины), договор при Худайбии, а также акты побратимства и некоторые другие соглашения. Именно эти документы послужили фундаментом зарождения и формирования исламского государства. Их анализ позволяет констатировать, что этот процесс в известной степени соответствует договорной теории происхождения государства.

  1. Анализ исторических фактов и событий свидетельствует о том, что в процессе становления исламской государственности значимую роль играли религиозные течения внутри ислама, которые появились на раннем этапе его развития. Их появление объясняется преимущественно политическими причинами. Эти религиозно-политические течения допустимо относить к факторам формирования исламского государства. Одновременно они выступали проявлением своего рода политического плюрализма и в дальнейшем способствовали становлению и развитию различных политических и государственно-правовых концепций в исламской мысли.

  2. Вопрос о праве на верховную власть в мусульманской общине был одним из самых острых на раннем этапе становления государственности ислама. Именно различие подходов к этой проблеме привело к расколу мусульманской общины и возникновению основных направлений в исламе - суннизма и шиизма. В результате сложились две основные исламские концепции государства - теории халифата и имамата. При этом в суннитском исламе халифат рассматривается как преимущественно политический институт, которому в исламском правоведении (фикхе) придается очень большое значение. В шиитских же представлениях имамат относится к предмету теологии, поскольку сама власть считается религиозным институтом.

  3. В процессе становления исламского государства возник вопрос о статусе членов мусульманской общины - как принявших новую веру, так и немусульман. Он решался главным образом путем заключения соглашений, в том числе с немусульманскими племенами. Такая практика заложила основы исламских

представлений о правах и обязанностях мусульман, являвшихся подданными исламского государства. Одновременно начали формироваться исламские правовые нормы и принципы, регулирующие правовой статус различных групп населения. Процесс становления таких норм оказал заметное влияние на развитие раннего исламского государства, которое вслед за пророком Мухаммадом по многим вопросам исходило из равноправия всех членов общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка расширить границы познания истории и теории права и государства, истории учений о праве и государстве на основе комплексного анализа исламского государствогенеза. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований и в процессе преподавания курсов по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, по проблемам теории государства и права, истории политико-правовых учений, по мусульманскому праву, а также при написании учебных пособий.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы государственными и общественными организациями в целях развития взаимодействия с различными политическими институтами, общественными движениями и образованиями, включая исламские государства.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации использовались в процессе преподавания учебных курсов по мусульманскому праву и истории прав человека. Положения диссертации были изложены в виде докладов на различных республиканских, университетских научно-практических конференциях. По результатам диссертационного исследования опубликованы научные статьи.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, которые включают семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Роль пророка Мухаммада в становлении исламской государственности

В свою очередь, английский ученый А.Дж. Тойнби констатирует: «Буддизм не имел заметного политического влияния в мире на протяжении двух, а христианство — на протяжении трех столетий с момента возникновения до тех пор, пока они не достигли политического успеха благодаря обращению Ашоки и Константина. Ислам же, напротив, получил относительно большое влияние еще при жизни основателя, и политический успех был достигнут самим основателем»".

Ф.И. Хачим в связи с этим отмечает: «Деятельность Мухаммада протекала во время, которое можно назвать этапом перехода от догосударственного общества к государственному, т.е. этапом распада непосредственного социально-экономического господства и растворения его в политических институтах, так что институт господства внешне выглядит как независимый, словно находится над интересами классов и социальных слоев. В этом кроется одна из специфических особенностей отношения первоначального ислама к власти в отличие от других религий, например от христианства, возникшего в недрах империи, располагавшей своими политическими, юридическими и прочими институтами. Ислам зародился не в государстве. Наоборот, возникновение государства было органически связано с укреплением позиций и влияния ислама».3

О.Г. Большаков, изучавший историю возникновения Халифата, отмечает: «Халифат — государство, возникшее в Аравии в конце 20-х годов VII в. в результате деятельности религиозного и политического реформатора Мухаммада и через 20 лет после его смерти поглотившее весь Сасанидский Иран и значительную часть Византии, на первый взгляд, мало чем отличался от многочисленных варварских государств гуннов, готов, тюрков, быстро возникавших и бесследно исчезавших в начале средневековья. Так же, как создатели других варварских государств, арабы покорили более культурные и экономически развитые страны, оставаясь в них ничтожным меньшинством. Однако Халифат при внешнем сходстве путей его возникновения с обширными державами не только оказался более долговечным государственным образованием, но и имел неизмеримо большее влияние на всемирную историю государства и права» .

В связи со всем вышеизложенным, для нас особый интерес представляет изучение причин возникновения раннего исламского государства, которые, по нашему мнению, несколько отличаются от тех традиционных причин и условий возникновения государств, которые описываются в научных работах в области теории государства. Главная особенность заключается в том, что раннеисламское государство появилось, главным образом, для защиты ислама именно как религиозного учения. По мнению Р. X. Гилязутдиновой, «предпосылками создания Арабского государства были не только разложение родового строя, резкое усиление классовых противоречий (эти факторы присутствовали везде), но и формирование религиозно-политической идеологии ислама - как единой религии для всех враждующих арабских племен»." Конечно, нельзя отвергать того факта, что разложение родового и общественного строя объективно требовало новых общественно-публичных механизмов управления. Такому ходу развития Верховная власть Аллаха и пророческая миссия пророка отвечали соразмерными политико-правовыми решениями, результатом которых стало формирование нового политического и религиозного строя.

Современные ученые, исследовавшие мусульманское право, отмечают, что Мухаммад основал не только одну из трех великих религий - ислам, но и государство под названием «Арабский халифат». Вместе с тем во многих работах и учебниках по истории политических и правовых учений его учение об обществе и, можно сказать, о государстве вообще не раскрывается или раскрывается очень скупо. Так, в учебнике по истории политических и правовых учений под редакцией О.Э Лепета, в главе «Политические и правовые учения в странах Арабского Востока в период средних веков»" имя Мухаммада упоминается лишь в нескольких местах, а его учение об общности вообще не анализируется. Но надо отметить, что данная проблема достаточно подробно анализируется в учебнике для вузов по истории политических и правовых учений под редакцией академика РАН, д.ю.н., профессора B.C. Нерсесянца. В этом учебнике в главе «Политическая и правовая мысль Арабского Востока» более последовательно рассматривается возникновение ислама как религии и соответственно как правового и политического учения. Автор данной главы - известный исследователь в области мусульманского права профессор Сюкияйнен Л.Р., пишет: «Первоначально ислам воспринимался его последователями исключительно как религия.

Религиозно - политические течения ислама и их место в процессе формирования раннего исламского государства

Эти специфические черты не позволяют нам отнести исламское государство к «традиционным» типам государств, либо так называемым «классическим формам» возникновения государства. Одновременно эти черты позволяют говорить о том, что исламская форма возникновения государства должна быть поставлена в один ряд с афинской, римской и германской формами возникновения государства, которые до недавних пор считались в теории исторических форм возникновении государства типическими. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

В юридической науке существует утверждение, согласно которому различаются три формы возникновения государства: афинская, римская и германская. Данная классификация форм возникновения государства была впервые приведена в книге Ф.Энгельса «Возникновение семьи, частной собственности и государства». На социалистическом пространстве эта классификация принималась безоговорочно. Считалось, что во всем мире существуют только эти три формы возникновения государства, т. е. все государства в процессе своего возникновения прошли один из этих трех путей. Но ведь кроме Афин, Рима и Древней Германии существовали и другие регионы мира, где государства возникли совсем иными путями. Считать универсальным явлением историю одного региона - это неправильный подход к познанию истории.

Профессор Р.Ш. Сативолдыев в связи с этим пишет: «После написания книги Ф.Энгельса «Возникновение семьи, частной собственности и государства» прошло более ста лет. За это время в археологии и этнографии были сделаны новые достижения, что заставляет нас по-новому взглянуть на проблему возникновения государства1. А.Б. Венгеров, анализируя работу Ф.Энгельса, в частности, пишет: «Рабовладельческое государство, характерное для определенного этапа античной истории, не универсально в истории человечества, а уникально. Это особая форма государства, которая характерна для конкретно - исторической ситуации Греции и Рима. Более того, античные рабовладельческие государства - это лишь этап в истории государственности Греции и Рима, которому предшествовал иной этап -первичных форм государственности, имеющих все характерные черты раннеклассовых государств»1.

В процессе изучения проблемы возникновения государства надо взять во внимание и тот факт, что современная наука уже не придерживается чисто европоцентрической позиции в отношении истории, когда история одного региона признавалась за общеисторический факт и когда закономерности истории Запада распространялись в отношении Востока без какой - либо дифференциации. В результате проблема возникновения и развития государства отдельных регионов оставалась вне поля зрения ученых, в том числе не исследовались и особенности первых обществ и городов государств. Первые государства Востока назывались рабовладельческими, закономерности возникновения и развития греческих и римских государств были приняты за мировые и универсальные, о государстве азиатского способа производства было забыто. Если говорить о возникновении раннего исламского государства, то в первую очередь здесь следует обратиться к истории возникновения города-государства Медина под воздействием религиозного фактора. Л.И. Байкова вполне справедливо отмечает, что на сегодняшний момент истории вряд ли знакомы случаи «рождения» государства на основе мировой религии. После изгнания еврейских племен из Медины этот город стал государством единоверцев, где сама община — умма - стала выполнять функции государства1. Как мы уже неоднократно отметили, ислам с момента своего зарождения имел религиозно-политический характер, что не присуще другим религиям.

Высшим органом власти в Медине был пророк Мухаммад, который принял на себя функции, распределявшиеся в прежней Аравии между авторитетными и знатными представителями племени. Он обладал всей полнотой власти. Но в глазах мусульман он осуществлял в первую очередь не свою единоличную власть, а власть Аллаха. Сам пророк представлялся как посредник между Аллахом и верующими, которым он передавал божественные веления.

Другой особенностью возникновения исламского государства является тот факт, что оно зародилось на основе исторических актов — договоров. Подробное изучение формирования нового политического общества на Аравийском полуострове явно свидетельствует о договорной форме происхождения власти. В этом аспекте первые политические договоры мусульман с остальными жителями городов Мекки и Медины являются неоспоримым доказательством. То есть именно договоры (клятвы) при Аль-Акабе, Сахифат-аль-Мадина (Устав мединской общины), договор при Худайбии, которые ниже будут проанализированы, и послужили основой создания мусульманской государственности.

Особенности шиитских представлений об имамате

В стадии переформирования общества, когда сталкиваются интересы различных групп и слоев, когда рождается нужда в преобразовании существующего строя, обычаи вряд ли могут нести на себе регулятивное бремя. В данных случаях закономерно появление четких регламентации, что и случилось с исламской общностью. На этот счет Л.С.Васильев пишет, что Мединская община мусульман, возглавляемая Мухаммадом, «выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также и норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти законоположения, Мухаммад заметно углубил различия между его учением и доктринами христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т.д., все это вместе взятое позволило Мухаммаду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей» .

Согласно источникам по истории ислама и мусульманского права, осознавая невозможность мирного сосуществования различных элементов в обществе, «Мухаммад в 623 г. заключил многостороннее соглашение»,2 которое исследователи мусульманского государства и права назвали «Сахифат-ул-Медина» («Уставом Мединской общины» ).

Проанализировав данный «устав», мы можем констатировать, что в нем оговорены все основные нормы, которые требовались в регулировании складывавшейся общины.

Х.С. Хомушов, ссылаясь на работы Велхаузена (первым перевел этот документ на европейский язык), отмечает, что данный договор состоял из сорока семи статей. Девять из них перечисляют арабские роды или группы переселенцев (мухаджиров) и помощников (ансаров), около пятнадцати имеют дело с правами и обязанностями иудеев и остальные регулировали различные аспекты отношений верующих."

Для всестороннего правового анализа этого акта и выявления его значения в регулировании общественных отношений, по нашему мнению, необходимо привести текст договора. Так, исследовав данную проблему по текстам, приведенным М.Х. Хайкалом и О.Г. Большаковым, отметим, что они мало чем отличаются друг от друга. О.Г. Большаков в свою очередь приводит текст договора по Ибн Хишаму и Абу Убайде (известные знатоки истории ислама), комментируя некоторые пропуски в угловых скобках и разделяя договор на статьи . Текст договора (или так называемого устава) следующий: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Это — письменное соглашение (китоб, нома) Мухаммада пророка между верующими и мусульманами курайшитами и жителями Ясриба и теми, кто следует за ними, присоединяется к ним, и живет вместе с ними , и сражается вместе с ними за веру, о том, что: (1) они — одна община (умма), отдельная от других людей; (2) мухаджиры из курайшитов — остаются как есть, они раскладывают между собой прежние виры , выкупают своих пленных, как подобает, и равно делят между верующими и мусульманами ; (3) и бану Ауф - остаются, как

есть, раскладывают между собой свои прежние виры, и каждый их род (тарифа) выкупает своих пленных, как подобает, и равно делят между верующими; (4) и бану Аль - Харис б. Хазрадж - остаются, как есть...; (5) и бану Са ида — остаются, как есть...; (6) и бану Джушам - остаются, как есть...; (7) и бану Ан-Ыаджар остаются, как есть...; (8) и бану Амр б. Ауф — остаются, как есть...; (9) и бану Ан-Набит - остаются, как есть...; (10) и бану Аус - остаются как есть...; (11) и что верующие не оставляют безродного среди них без того, чтобы дать ему, как подобает, для выкупа или виры; (12) и что верующий не может заключить союз покровительства (хилф) без согласия [патрона]; (13) и что благочестивые верующие — против того из них, кто оскорбит или совершит большую несправедливость или преступление, или нападение, или расстройство дел верующих: все они будут против него, даже если он будет сыном одного из них; (14) и что не убьет верующий верующего из-за неверующего и не будет помогать неверующему против верующих; (15) и что покровительство Аллаха — едино, он оказывает покровительство и ничтожнейшему из них, поистине, верующие - покровители друг другу от остальных людей; (16) и что тем из иудеев, кто следует за нами, -помощь и равенство, их не притеснят, и не будут помогать против них; (17) и что мир для верующих един; не замиряется один верующий без другого во время войны на пути Аллаха — [мир] должен быть [для всех] равным и справедливым; (18) и что каждый из отрядов, выступающих вместе в поход, сменяют друг друга [в атаке?]; (19) и что верующие мстят друг за друга за ту кровь, что прольется на пути

Проблемы защиты прав подданных в исламской теории государства

Поскольку в Коране нет прямого упоминания Али, шиитские теологи утверждали, что при составлении Корана, которое было поручено Зайду б. Сабиту в 651г.1, последний опустил все стихи, в которых прямо говорилось об Али и его праве быть преемником пророка Мухаммада. По этой же причине они отрицали подлинность некоторых сур и считали фальсифицированной, так называемую, Османовскую редакцию Корана."

Шиитские ученые считают, что интересы ислама и общины требовали, чтобы после смерти Пророка и ухода с арены великого вождя дальнейшему росту ислама должен покровительствовать другой руководитель, находящийся на вершине благочестия и обладающий знанием сокровенного, дабы продолжить подъем ислама и уберечь послание от отклонений и отката к законам и морали джахилийи, еще больше укрепить основы социальной и политической системы на фундаменте ислама.

По их мнению, оставить вопрос о правлении на усмотрение новой, только что освободившейся от оков джахилийи общины, души и сердца членов которой еще не полностью очистились от пережитков периода невежества, не способствовало бы соблюдению великих целей основателя ислама, защите послания от опасности негативных для него факторов.

Таким образом, по шиитским верованиям, единственный путь к достижению этих целей — в том, чтобы бразды правления взял в свои руки человек, сведущий в познаниях исламской миссии и являющийся носителем религиозных знаний, такой же совершенно свободный от пороков и даже забвения, как сам основатель ислама, ибо мусульманское общество в то время испытывало острую нужду в таком руководителе, который четко и внимательно продолжил бы процесс воспитания людей, имел бы возможность решить всякую проблему, возникающую перед религиозным законом в период его руководства за правильностью воплощения принципов религиозного в жизнь общины. Кроме комментария некоторых норм Корана в свою пользу, шиитская традиция хранит также множество хадисов (ахборов), в которых содержатся, по мнению шиитов, «ясные указания» па то, что Мухаммад назначил Али своим «преемником» (халифа), «хранителем откровения» (амин ал - вахий), «имамом», «эмиром верующих».1

На этот счет существует множество ахборов и рассказов, но среди них особую значимость занимает два таких хадиса — «Хадис Гадир ал-Хум» и «Хадис ас-Сакалайн», которые используются шиитами как основные доказательства права Алидов на верховную власть. Для всестороннего анализа этих хадисов целесообразно привести этих полностью.

Так, по хадису Гадир ал-Хум, в десятом году хиджры, который был последним годом жизни Мухаммада, он решил лично участвовать в великом собрании хаджжа в Мекку. Весть об этом паломничестве собрала великое число мусульман из близких и далеких пунктов, пожелавших сопровождать Пророка из самой Медины, чтобы заслужить честь находиться в пути рядом с ним, научиться обрядам хаджжа непосредственно у него самого и исполнить это великое предписание ислама, которое считается одной из пяти основ веры, в его присутствии.

Этот многочисленный караван в сопровождении мухаджиров, ансаров и других мусульман во главе с их Пророком — Посланником Аллаха, выступил из Медины в Мекку. В эти дни Мекка стала свидетельницей самого могущественного проявления обряда паломничества, в котором подобно огромным морским волнам вокруг своего великого вождя бурными и пестрыми потоками участвовали многие тысячи мусульман. Посланник Аллаха радовался, видя в тот великий день результаты своих тяжких усилии .

Завершив обряд паломничества, который в дальнейшем был назван «прощальным паломничеством» , Посланник Аллаха со своими многочисленными спутниками не стал задерживаться в Мекке, простился с Каабой и отправился в обратный путь в Медину. Историки приводят разные цифры о числе участников хаджжа — от 90 тысяч до 120 тысяч человек. Этот большой караван выступил из Мекки и, оставив за собой долины, прибыл через несколько дней в пустынную местность, высохшую и лишенную растительности. Здесь был небольшой водоем, известный как «Хумский водоем». Тут на Посланника Аллаха снизошел Хранитель Откровения, который повелел ему остановиться на этом месте. Посланник Аллаха также приказал каравану и своим спутникам остановиться и решил подождать, пока не прибудут отставшие от них паломники .

Похожие диссертации на Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти